Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СМЕШАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ СМЕШАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / СМЕШАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Марина Анатольевна, Мелкая Лия Александровна

Рассматривается потенциал смешанных образовательных технологий в профессионально-личностном развитии студентов. Отмечены свойства смешанной образовательной технологии - интегративность, вариативность, эмерджентность. Выделены четыре группы условий реализации смешанного обучения - требования к студентам, педагогам, учебному процессу, образовательной среде вуза. Возможности профессионально-личностного развития студентов показаны на примере смешанной образовательной технологии «перевернутый класс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF THE MIXED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article deals with the potential of the mixed educational technologies in the professional and personal development of students. There are distinguished the characteristics of the mixed educational technology - integrity, variation and emergence. There are revealed the four groups of the conditions of the implementation of the mixed education - the requirements to the students, teachers, educational process and educational environment of the university. The potential of the professional and personal development of the students is demonstrated at the example of the mixed educational technology “flipped classroom”.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СМЕШАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ»

педагогические науки

v obrazovanii. Terminy i opredeleniya»: utv. prika-zom Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu re-gulirovaniyu i metrologii ot 27 dek.2006 g. № 419-st [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/1200053103 (data obrashcheniya: 15.01.2022).

5. Pyoryshkin A.V. Fizika. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 14-e izd., stereotip. M., 2011.

6. Ponomareva Yu.S., Razmacheva Yu.A. Inter-aktivnye instrumenty realizacii obrazovatel'noj deya-tel'nosti v onlajn-soobshchestvah nauchno-tekhniche-skoj napravlennosti po fizike // Informatizaciya obra-zovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: cifrovye tekhnologii v obrazovanii: materialy V Mezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch. / pod obshch. red. M.V. Noskova. Krasnoyarsk, 2021. S. 416-419.

7. Ponomareva Yu.S., Sergeev A.N. Strukturnaya model' obrazovatel'noj deyatel'nosti v onlajn-soobsh-chestvah uchashchihsya nauchno-tekhnicheskoj napravlennosti // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 9. S. 46-50.

8. Razmacheva Yu.A. Instrumenty social'nyh se-tej dlya sozdaniya i prodvizheniya setevyh obrazo-vatel'nyh soobshchestv // StRIZH. 2021. № 4(39). S. 99-103.

9. Estrina Yu.Yu. Tipologicheskie harakteristiki onlajn-soobshchestv v issledovanii integrativnoj di-namiki razvitiya grupp social'nyh setej «VKontakte» i Facebook // Vestn. Udmurt. un-ta. Sociologiya. po-litologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2021. T. 5. Vyp. 1. S. 40-47.

м.а. тихомирова

(санкт-Петербург)

л.А. МЕлКАя

(Архангельск)

Возможности смешанных образовательных технологий в профессионально-личностном развитии студентов*,**

Рассматривается потенциал смешанных образовательных технологий в профессионально-личностном развитии студентов. Отмечены свойства смешанной образовательной технологии - интегративность, вариативность, эмерджентность. Выделены четыре группы условий реализации смешанного обучения - требования к студентам, педагогам, учебному процессу, образовательной среде вуза. Возможности профессионально-личностного развития студентов показаны на примере смешанной образовательной технологии «перевернутый класс».

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие студента, профессионально значимые качества, смешанная образовательная технология, смешанное обучение, технология «перевернутый класс».

The structural model of the methodology of the use of the digital educational resources in the online communities of school students

The article deals with the criteria of the classification of the online communities. There is built the structural model of the methodology of the use of the digital educational resources in the online communities of the school students, containing the target component, the content component, the motivation component, the organization and technology component and the control and regulation component.

Key words: teaching methods, components, online community, digital educational resources, Physics.

(Статья поступила в редакцию 15.02.2022)

О Тихомирова М.А., Мелкая Л.А., 2022

Профессиональное развитие представляет собой «процесс целостного развития личности как активного участника профессиональной деятельности (в том числе активного на этапе профессионального выбора и подготовки), обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью и творческими возможностями самого индивида» [1, с. 31]. Профессионально-личностное развитие студентов является инте-гративным процессом, включающим два взаимосвязанных подпроцесса - профессиональное и личностное развитие. Профессиональное развитие совмещает в себе потребность индивида в профессиональной деятельности и ориентацию личности на профессиональный рост. Личностное развитие отражает динамику изменения личностных новообразований у чело-

* Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект 22-28-00013).

** Публикуется в рамках XII Всероссийского семинара памяти профессора В.С. Ильина «Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается».

известия вгпу

века на разных этапах его профессионального становления [1]. Говоря о профессионально-личностном развитии, следует особенно рассмотреть вопрос формирования у студента профессионально значимых качеств.

Современное образование ориентировано на подготовку специалистов, способных адаптироваться к кардинально меняющимся условиям жизни и качественно исполнять профессиональные обязанности в прогрессирующей информационной среде [4]. Система образования должна обеспечивать трансляцию и воспроизводство социокультурного опыта, а также способствовать гармоничному развитию личности будущего специалиста. В связи с распространением идей концепции «Образование 4.0» наиболее востребованными качествами будущих профессионалов сегодня выступают:

- потребность в новых знаниях и способность к их освоению;

- владение гибкими навыками - soft skills, среди которых особенно ценятся лидерство, коммуникабельность, креативность, тайм-менеджмент;

- цифровая и компьютерная грамотность.

Концепция «Образование 4.0» обусловлена распространением идей цифровой экономики и становлением индустрии 4.0, что предполагает объединение и преумножение знаний, формирование широкого информационного пространства. И.Н. Голицына оценивает важность реализации концепции «Образование 4.0» через такие характеристики, как технологическая платформа, программное обеспечение, разработка образовательного контента, управление обучением и методы обучения [3].

В аспекте обозначенных характеристик особое внимание уделяется:

- формированию массовых открытых он-лайн-курсов и открытых образовательных ресурсов;

- изменению характера взаимодействия преподавателя и студента в сторону расширения сотрудничества и повышения доли самостоятельности последних;

- расширению круга участников формирования образовательного контента (педагог, обучающиеся, профессиональное сообщество);

- продуктивным методам и методам контекстного обучения, самообразованию студентов [Там же].

В реализации этой концепции активизировалось участие преподавателей в разработке междисциплинарного содержания образо-

вательного процесса, развитии информационной среды для достижения образовательных целей, соответствующих вызовам индустрии 4.0, а также новых моделей обучения, методов и технологий обучения, форм организации. Наиболее перспективными в условиях активной цифровизации образования ученые (М.Е. Вайндорф-Сысоева, С.Б. Веледин-ская, A.A. Вертьянова, Ю.Р. Гуро-Фролова, О.Б. Даутова, Дорофеева М.Ю., И.Ф. Игро-пуло, В.И. Томаков, D.E. Marcial, D.P. Habalo, D.T.S.Y. Masadeh, I.K. Suartama и мн. др.) считают смешанные образовательные технологии и разные формы смешанного обучения.

Разработка и внедрение в образовательный процесс моделей смешанного обучения происходит благодаря развитию технологических платформ и специального программного обеспечения, которые способствует включению элементов неформального и инфор-мального образования в традиционную систему обучения. Благодаря этому увеличивается доступность образовательного контента, повышая роль самоорганизации студентов, в том числе и в сетевых сообществах.

D.T.S.Y. Masadeh указывает, что введение смешанного обучения оправдано по двум основным причинам. Во-первых, традиционные стратегии не дают возможности обучающимся осваивать новые задачи и в полной мере удовлетворять изменяющиеся познавательные потребности. Во-вторых, пандемия COVID-19 ярко продемонстрировала, что образовательные учреждения должны иметь полноценную альтернативу традиционным очным занятиям [9]. Смешанное обучение предполагает интеграцию и взаимодополнение технологий традиционного и цифрового обучения, замещение части очного обучения различными видами взаимодействия преподавателей и студентов в цифровой среде. Поэтому смешанная образовательная технология сочетает в себе элементы цифровых и гуманитарных технологий. опираясь на данное понимание смешанной образовательной технологии, мы рассматриваем ее потенциал в профессионально-личностном развитии будущих специалистов, благодаря проявлению таких свойств, как интегратив-ность, вариативность и эмерджентность.

Интегративность предполагает оптимальное соотношение трех компонентов смешанного обучения в разных пропорциях: аудиторной работы - офлайн-обучения (face-to-face learning), дистанционного обучения / обучения в режиме онлайн (online learning) и самостоятельной работы студентов (self-study learning).

Вариативность заключается в наличии широких возможностей модификации или адаптации смешанных образовательных технологий в зависимости от условий реализации, объема включения элементов цифровых и гуманитарных технологий. Смешанные образовательные технологии позволяют реализовы-вать различные педагогические сценарии достижения поставленной цели.

Эмерджентность указывает на наличие у смешанных образовательных технологий свойств, отсутствующих у цифровых и традиционных технологий в отдельности, что во многом определяет качественное отличие возможностей смешанного обучения в профессионально-личностном развитии будущих специалистов.

Обратимся к описанию тех свойств смешанного обучения, проявление которых в вузовской практике способствует развитию обозначенных выше универсальных компетенций, необходимых будущему специалисту независимо от сферы его профессиональной деятельности.

Переход от контентоцентрированного к студентоцентрированному обучению содействует развитию у обучающихся ответственности за его результаты. Гибкость, индивидуализация, персонализация и дифференциация хода и содержания процесса смешанного обучения дают возможность студенту выстраивать свой образовательный маршрут и формировать индивидуальную траекторию профессионально-личностного развития. Сочетание непрерывности и дискретности в процессе взаимодействия и сотрудничества между педагогом и студентами способствует развитию персональных и социальных умений и навыков, формированию коммуникативных компетенций у студентов, а также позволяет им проявлять лидерские качества. Увеличение доли самообразования содействует самостоятельному освоению студентами новых навыков - как универсальных (soft skills), так и необходимых в будущей предметной области (hard skills).

Как показали наш опыт организации смешанного обучения в последние два года и его рефлексия, на успешность реализации описанного потенциала влияют следующие особенности студентов:

- цифровая и компьютерная грамотность (владение пользовательскими навыками и умение работать с информацией в цифровой среде);

кие науки -

- высокий уровень образовательных потребностей и устойчивая мотивация к обучению;

- ответственность за образовательные результаты;

- сформированная субъектная позиция (способность к саморегуляции, автономной работе и выстраиванию взаимодействия в режиме онлайн).

Обучающийся должен не только иметь право выбора формы, способов организации своей учебной деятельности и источников получения информации, но также быть готовым к адекватному использованию возможностей смешанного обучения для достижения образовательных целей.

На основании анализа специальной литературы и собственного опыта применения смешанных образовательных технологий в вузовской практике нами выделено четыре группы условий, способствующих профессионально-личностному развитию современных студентов - не только требования к студентам, но и педагогам, учебному процессу и вузовской образовательной среде.

В деятельности педагога усложнился отбор содержания с учетом образовательных потребностей студентов в соответствии с требованиями образовательных стандартов, детальная методическая проработка учебных материалов для организации самостоятельной работы студентов в реальной и виртуальной образовательной среде, готовность изменить свою роль «носителя и передатчика знаний» на роли модератора, фасилитатора, тьютора, эксперта или консультанта. Например, A. Alammary, J. Sheard, A. Carbone предлагают три подхода к проектированию учебного курса в рамках модели смешанного обучения, выбор которого во многом зависит от опыта педагогической деятельности и организации смешанного обучения, наличия технологических знаний, готовности затрачивать время и усилия на его разработку и корректировку, своевременно проводить его редизайн [8].

Организация процесса смешанного обучения предполагает наличие необходимого технического оснащения и программного обеспечения, обратной связи между участниками этого процесса, условий для хранения информации о ходе и результатах. Процесс обучения связан с технологическими аспектами, в частности с расширением возможностей проектирования конвергентной или коллаборативной виртуальной образовательной среды за счет применения информационных технологий и

известия вгпу

электронных образовательных ресурсов, а также обеспечением доступа к образовательному контенту в любое время и из любого места [6].

Формируемая в образовательной организации среда смешанного обучения должна обеспечивать переход между разными режимами обучения и взаимосвязь пространств «реального» и «виртуального» взаимодействия педагога и обучающихся. Особое внимание следует уделить дизайну и информационному наполнению такой образовательной среды, выбору оптимальных коммуникационно-технологических путей «доставки» образовательного контента ко всем субъектам.

Конкретизируем возможности смешанной образовательной технологии в профессионально-личностном развитии студентов на примере самой известной технологии - «перевернутый класс» (Flipped classroom), содействующей формированию и проявлению таких интегральных профессионально значимых качеств личности современного специалиста, как ответственность, самостоятельность, критичность мышления, цифровая и компьютерная грамотность, коммуникативная компетентность.

Технология «перевернутый класс» предполагает организацию обучения в обратной последовательности: вначале - внеаудиторная, затем - аудиторная работа. Существует множество вариантов реализации технологии перевернутого обучения, например М.В. Цы-тович, Г.Ф. Бороненко, О.В. Якушевой предложены три модели перевернутого класса [10]:

- традиционная модель (вначале организуется работа дома, после проводится работа с педагогом в классе);

- модель частично перевернутого класса (обучающиеся могут приходить в класс без предварительной подготовки);

- холистическая модель (совмещение четырех традиционных структур - гибкой среды, культуры обучения, преднамеренного контакта, профессионализма педагога - с тремя новыми структурами, к которым отнесены прогрессивные мероприятия, увлекательный опыт, диверсифицированные платформы).

Несмотря на широкую вариативность образовательной технологии «перевернутый класс», можно выделить четыре ключевых момента в оценке ее возможностей для решения задач профессионально-личностного развития студентов.

Во-первых, освоение нового учебного материала происходит вне аудитории с учетом индивидуального темпа работы обучающего-

ся, который он подбирает самостоятельно, полагаясь на имеющиеся временные рамки и свое состояние. Аудиторная работа с преподавателем предполагает проверку изученного студентами теоретического материала, его закрепление в рамках интерактивных практических занятий. В этой связи перевернутое обучение относят к так называемому самонаправляемому, самоуправляемому обучению [7], поскольку происходит развитие навыков тайм-менеджмента, самодисциплины, а также самостоятельности и ответственности студентов.

Во-вторых, делается акцент не только на изучении материала, но и на выполнении прак-тико-ориентированных заданий, предполагающих решение проблем «путем создания новых решений». «Перевернутый класс» предполагает также комбинаторику различных способов доставки учебного контента, проигрывание потенциальных социальных ролей обучающимися совместно и самостоятельно на аудиторных и онлайн-занятиях, чем обеспечивается диалог/полилог, программированный контроль, взаимоконтроль и самоконтроль [5]. Благодаря этому стимулируется развитие критического мышления, креативности студента и повышение его компетентности в выбранной предметной области.

В-третьих, технология перевернутого класса включает обязательное использование Content Management System (CMS), информационной системы для создания, совместного редактирования и управления образовательным контентом, и Learning Management System (LMS), системы управления дистанционным обучением, обеспечивающей взаимодействие всех участников образовательного процесса. Обучение в цифровой среде, интенсивная работа над формированием образовательного контента содействуют совершенствованию цифровой и компьютерной грамотности студентов, развитию умений работать с информацией разного вида.

В-четвертых, рефлексия освоенного материала, поддержание индивидуальной и групповой обратной связи преподавателя с обучающимися, дискуссии и обсуждения как в аудитории, так и в среде LMS, взаимодействие обучающихся в малых группах способствуют развитию коммуникативных навыков и повышению мотивации студентов к обучению и самообучению. Процесс смешанного обучения априори предполагает повышение коммуникативности на всех стадиях с учетом трех типов взаимодействия: «студент - контент», «студент - студент», «студент - преподаватель» [2].

педагогические науки

Таким образом, обозначенные свойства смешанных образовательных технологий позволяют оптимально сконструировать смешанное обучение с учетом образовательных целей и конкретных познавательных потребностей обучающихся. При широких возможностях способов и форм реализации смешанные образовательные технологии открывают новые перспективы для профессионально-личностного развития студентов: стимулируют повышение компетентности в сфере цифровой и компьютерной грамотности; содействуют усилению потребности в новых знаниях и способности к их самостоятельному освоению; позволяют сформировать гибкие навыки soft skills. Наличие у специалиста указанных профессионально значимых качеств существенно повышает его конкурентоспособность на рынке труда в условиях индустрии 4.0 и экономики знаний.

Список литературы

1. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2012. № 145. C. 28-43.

2. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8-13.

3. Голицына И.Н. Образование 4.0 в подготовке современных специалистов // образовательные технологии и общество. 2020. № 1. С. 12-19.

4. Дорожкин Е.М., Щербина Е.Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований // Образование и наука. 2013. № 6(105). С. 64-73.

5. Евтюгина А.А. Эффективность смешанного обучения русскому языку иностранных студентов // Изв. Воронеж. гос. пед. ун-та. 2018. № 4(281). С. 57-62.

6. Игропуло И.Ф. Организационно-педагогические особенности новых моделей обучения при переходе к цифровой экономике // Вестн. Армавир. гос. пед. ун-та. 2018. Т. 1. № 1. С. 14-24.

7. Чернявская А.П., Ванчакова Н.П., Вац-кель Е.А., Барабошина А.А. Самонаправляемое обучение студентов в «перевернутом» классе // Яросл. пед. вестн. 2019. № 2(107). С. 60-66.

8. Alammary A., Sheard J., Carbone A. Blended leaming in higher education: Three different design approaches // Australasian Journal of Educational Technology. 2014. Vol. 30(4). P. 440-454.

9. Masadeh D.T.S.Y. Blended Learning: Issues Related to Successful Implementation // International Journal of Scientific Research and Management. 2021. Vol. 9(10). P. 1897-1907.

10. Tsytovich M.V., Boronenko G.F., Yakushe-va O.V. Flipped classroom technology and its imple-

mentation at various levels of higher education // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2019. Vol. 11. No 3. P. 21-32.

* * *

1. Bordovskaya N.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie budushchego specialista kak psihologo-peda-gogicheskaya problema // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2012. № 145. S. 28-43.

2. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu. Smeshan-noe obuchenie: sekrety effektivnosti // Vysshee obra-zovanie segodnya. 2014. № 8. S. 8-13.

3. Golicyna I.N. Obrazovanie 4.0 v podgotovke sovremennyh specialistov // Obrazovatel'nye tekhno-logii i obshchestvo. 2020. № 1. S. 12-19.

4. Dorozhkin E.M., Shcherbina E.Yu. Tendencii razvitiya professional'nogo obrazovaniya v usloviyah social'no-ekonomicheskih preobrazovanij // Obrazovanie i nauka. 2013. № 6(105). S. 64-73.

5. Evtyugina A.A. Effektivnost' smeshannogo ob-ucheniya russkomu yazyku inostrannyh studentov // Izv. Voronezh. gos. ped. un-ta. 2018. № 4(281). S. 57-62.

6. Igropulo I.F. Organizacionno-pedagogicheskie osobennosti novyh modelej obucheniya pri perekhode k cifrovoj ekonomike // Vestn. Armavir. gos. ped. unta. 2018. T. 1. № 1. S. 14-24.

7. Chernyavskaya A.P., Vanchakova N.P., Vac-kel' E.A., Baraboshina A.A. Samonapravlyaemoe obuchenie studentov v «perevernutom» klasse // Yarosl. ped. vestn. 2019. № 2(107). S. 60-66.

The potential of the mixed educational technologies in the professional and personal development of students

The article deals with the potential of the mixed educational technologies in the professional and personal development of students. There are distinguished the characteristics of the mixed educational technology - integrity, variation and emergence. There are revealed the four groups of the conditions of the implementation of the mixed education - the requirements to the students, teachers, educational process and educational environment of the university. The potential of the professional and personal development of the students is demonstrated at the example of the mixed educational technology "flippedclassroom".

Key words: professional and personal development of student, professionally significant qualities, mixed educational technology, mixed education, technology of "flipped classroom".

(Статья поступила в редакцию 21.02.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.