Научная статья на тему 'Возможности системы «112» по обнаружению места дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах'

Возможности системы «112» по обнаружению места дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
346
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / СИСТЕМА "112" / СЛУЖБА СПАСЕНИЯ / ЭКСТРЕННЫЕ СЛУЖБЫ / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫЗОВА / SYSTEM "112" / TRAFFIC ACCIDENT / RESCUE SERVICE / EMERGENCY SERVICE / MOBILE CONNECTION / AUTO CALL SYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кононенко Виктор Николаевич

В статье рассмотрены возможности системы «112» по обнаружению места дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Кононенко Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«112» System Functions and Possibilities in Defining Place of Traffic Accidents and Emergency Situations on the Roads

Article shows «112» system functions and possibilities in defining place of traffic accidents and emergency situations on the roads.

Текст научной работы на тему «Возможности системы «112» по обнаружению места дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах»

/48 Civil Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

УДК 002.68:614.8

Возможности системы «112» по обнаружению места дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

В.Н. Кононенко, Центр «Проблем управления» ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Аннотация

В статье рассмотрены возможности системы «112» по обнаружению места дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, система «112», служба спасения, экстренные службы, мобильная связь, система автоматического вызова.

«112» system functions and possibilities in defining place of traffic accidents and emergency situations on the roads

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

V.N. Kononenko, FGU VNII GOChS Abstract

Article shows «112» system functions and possibilities in defining place of traffic accidents and emergency situations on the roads.

Key words: traffic accident, system «112», rescue service, emergency service, mobile connection, auto call system.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость быстрого реагирования на угрозы. И в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций и своевременной ликвидации их последствий все большую роль играют эффективные системы связи и информационные технологии. С внедрением новых современных технологий, с тенденцией возрастания количества экстренных ситуаций возникла необходимость и внесения изменений в систему обеспечения вызова экстренных служб — введение единого для всех спасательных служб телефонного номера «112».

С введением в России единого телефона службы спасения «112» заработает современная и эффективная система по обнаружению места дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах

Одна из задач системы «112» — как можно быстрее организовать выезд ГИББД и скорой помощи на место крупных ДТП, которые, увы, в последнее время происходят все чаще. В результате развертывания системы «112» оперативность совместных действий экстренных служб должна возрасти, а время эффективного реагирования — снизиться с одного часа до 30—40 минут, что позволит уменьшить в чрезвычайных ситуациях человеческие потери на 10—15% (за этой цифрой стоит сохранение жизни семи-восьми тысяч наших граждан в год). Появится возможность полностью использовать так называемый «золотой час» — период, когда человек балансирует на грани жизни и смерти, когда максимальные компенсаторные функции организма поддерживают стабильное состояние. Именно в этот час пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь.

Для уменьшения времени реагирования на ДТП спасатели, милиционеры и медики уже начали совместную работу с использованием авиации на трассах «Дон», Москва — Петербург, Москва — Киев, Москва — Минск. В ближайшие годы совместное дежурство подразделений МЧС, МВД и служб медицины катастроф будет и на автомобильных трассах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Для этого необходимо увеличить количество вертолетов, а также построить дополнительные посадочные площадки вблизи медицинских учреждений. В настоящее время подобные площадки начали строить в 16 областях России.

В соответствии с концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240-р [1] одной из задач cистемы «112» является автоматическое определение номера позвонившего лица (номера «А»), получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову.

На данный момент в РФ уже разработаны типовые проектные решения для создания и ввода в эксплуатацию информационно-программного обеспечения комплексной системы обнаружения места дорожно-транспортного происшествия и оповещения о нем, которые позволят определять географические координаты абонентов — как мобильной, так и фиксированной телефонной связи (рис.1).

В городской черте имеется как фиксированная так и мобильная телефонная связь, а также достаточное число очевидцев происшествия, которые могут быстро вызвать помощь. Совсем другая ситуация наблюдается на автомобильных дорогах.

Наиболее естественным, эффективным и практически единственным для России способом решения проблемы повышения оперативности получения информации о ДТП (в силу ее огромных просторов и экономического положения) является широкое привлечение к ней самих участников дорожного движения. Основными источниками информации о возникновении дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах являются автолюбители, профессиональные водители, выполняющие грузовые и пассажирские перевозки и экстренные службы, привлекаемые к ликвидации последствий ДТП и ЧС.

Автолюбители могут сообщить о факте ДТП или ЧС по мобильному телефону или использовать стационарные телефоны, расположенные в ближайших точках

Рис.1. Логическая структура системы «112»

/50

Civil Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

дорожного обслуживания (кафе, автозаправки и т.п.). Таким образом, возможности получения сообщений от этой категории участников дорожного движения полностью определяются возможностями сетей общего пользования (фиксированных и мобильных) [2] .

Рассмотрим решение проблемы повышение точности и скорости обнаружения людей, попавших в ДТП или чрезвычайную ситуацию в Европе [3].

Согласно принятой Еврокомиссией «Директивы 112» все европейские пункты приема звонков службы спасения должны определять географические координаты абонентов — как мобильной, так и фиксированной телефонной связи — с точностью порядка 30—40 м в городе и до 200 м в сельской местности. Определение координат звонящего осуществляться в два этапа — на первом, в течение семи секунд, координаты определяются приблизительно, с точностью около 300 м, потом, в течение последующих 30 с, происходит их уточнение. Максимальная точность цифровых карт должна составлять 10 м. Система работает везде, где присутствует мобильная связь, в том числе в роуминге на территории стран Европы. Абоненту при этом не нужно знать ни точного адреса, где он находится, ни иностранного языка для общения с персоналом службы спасения, достаточно просто набрать специальный телефонный номер помощи, не привлекая внимания окружающих (например, при похищении). К тому же возможность вызвать службу спасения, просто набрав номер «112», очень пригодится, если пострадавший не может говорить по состоянию здоровья. Кроме того, благодаря этой технологии, становится доступным вызов помощи, если пострадавший находится, скажем, в незнакомом лесу, где вообще отсутствуют какие-либо ориентиры. Кстати, по закону вызов на номер «112» обрабатывается в первую очередь при загруженной сети и такой сигнал обязан "подхватить» любой оператор связи, даже если на счету абонента нет денег или в телефоне отсутствует SIM-карта.

Каждый год в европейские службы спасения поступает 200 млн. звонков. Из них около 100 млн. были действительно связаны с различного рода чрезвычайными ситуациями, остальные звонившие пытались использовать «112» в качестве справочной, тестировали свои мобильные телефоны или просто хулиганили. Количество звонков от мобильных абонентов в службу спасения колеблется в пределах от 50 до 70% всех звонков в зависимости от страны ЕС и продолжает возрастать с увеличением проникновения мобильной связи. Из этих приблизительно 40 млн. звонков около 10% абонентов (4 млн. пользователей) сообщили крайне неточные данные о своем местонахождении, но были впоследствии обнаружены спасательными командами. Часто — по счастливой случайности. Около 2,5 млн. призывов о помощи не были обслужены вовремя или совсем не обнаружены, так как жертва происшествия так и не смогла объяснить, где она, собственно, находится.

Специалисты служб спасения, в частности, подчер-

кивают, что общение с человеком, находящимся в состоянии стресса, чрезвычайно затруднено, поэтому более чем в половине случаев выяснение местонахождения пострадавшего, звонящего по мобильному телефону, становится серьезной проблемой — люди путаются в «показаниях», легко забывают названия мест, где они оказались. Решение, позволяющее автоматически определять и наносить на карту положение абонента, в этой ситуации экономит массу времени, иногда до нескольких часов.

Система определения местоположения звонящего абонента решает также и проблему выявления случайных свидетелей происшествия, позвонивших по номеру «112», но не представившихся по каким-то причинам. По статистике, каждое ДТП в Европе сопровождается примерно 40 звонками очевидцев, показания которых зачастую пригодились бы в суде. Данная система помогает выявить таких активных абонентов, присвоить их сообщениям о новых происшествиях больший статус достоверности.

Технологии определения местоположения

В настоящее время существуют три различные технологии определения местоположения мобильного абонента:

• Cell-ID, которая позволяет определить координаты с заданной точностью только в городах с высокой плотностью базовых станций;

• E-OTD (Enhanced Observed Time Difference), требующая наличия в прямой видимости минимум трех вышек для триангуляции;

• A-GPS (Assisted GPS), для которой необходимы специальные сотовые терминалы — они дороже обычных на 50—150 евро.

Очевидно, что с чисто технической точки зрения наилучшим выходом была бы комбинация всех этих методов в рамках единого решения. Мешают этому финансовые соображения, поэтому разработчикам проекта было нужно выбрать одну технологию из трех. Такой технологией стала Cell ID + TA (Time Advance). Она требует дооснащения инфраструктуры сети сотовой связи, стоимость которой оценивается приблизительно в 3200 евро на каждую базовую станцию, но может использовать все существующие на сегодняшний день мобильные терминалы.

Что касается финансовых схем внедрения выбранного решения, то рассматривалось шесть различных сценариев. Согласно первому варианту, все расходы на создание системы ложатся на телекоммуникационные компании, а службы спасения бесплатно получают от них информацию о местоположении абонентов, звонящих по номеру «112». Второй вариант предполагает распределение затрат 50:50, третий — покупку услуги определения местоположения службами спасения у операторов связи. Согласно четвертому сценарию телекоммуникационные компании создают систему определения местоположения абонента, взывающего о по-

мощи, за счет средств, предоставленных службами спасения. Пятый вариант предполагает, что каждая из сторон выполняет свою часть работы за счет собственных средств — связисты платят за усовершенствование своего оборудования и программного обеспечения, службы спасения оплачивают свою часть проекта, разработка интерфейса оплачивается 50:50. Согласно последнему, шестому сценарию все расходы несут правительства стран, входящих в ЕС.

Безопасность дорожного движения — вопрос для Европы всегда актуальный. Причиной большого количества смертей очень часто оказывается тот факт, что при серьезных ДТП, происшедших без очевидцев, пострадавшие были не в состоянии набрать номер службы спасения и помощь не подоспела вовремя. Чтобы улучшить ситуацию, Еврокомиссия запросила у операторов сотовой связи сведения о том, насколько реально создать систему автоматического вызова экстренных служб в случае аварий, получила положительный ответ и в рамках проекта eSafety — «Электронная безопасность» была создана такая система. За ее основу взята американская инициатива Е911, позволяющая более или менее точно определить местонахождение звонящего. В дальнейшем Еврокомиссия приняла директиву, согласно которой с 2009 г. все новые автомобили, произведенные в ЕС, должны будут комплектоваться специальными устройствами, получившими название еСа11, которые будут автоматически звонить в службу спасения по единому европейскому номеру «112», если в случае ДТП повреждены специальные датчики, вмонтированные в транспортное средство. При автомобильной катастрофе в любой точке ЕС сигнал поступит на пульт единого приемного центра, дежурный в считанные минуты определит место аварии и направит находящиеся поблизости ДТП дежурные полицейские автопатрули, машины скорой помощи и пожарных.

Тысячи жертв автодорожных происшествий могли бы жить дальше, обладай их автомобиль автоматической системой аварийного оповещения еСа11. Каждый год в Европе погибают в результате ДТП 50 тысяч человек. Не менее семи тысяч из них могли бы выжить, подоспей

помощь вовремя. Стоимость такой системы около 150 евро и в ближайшем будущем система аварийного оповещения еСа11 станет таким же обязательным атрибутом современного автомобиля, как подушки и ремни безопасности. Согласно оценкам экспертов, система еСа11 позволит ежегодно спасать до 2500 жизней, а также сократить в целом по ЕС на 26 миллиардов евро расходы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.

Для того чтобы в Российской Федерации заработала современная и эффективная система по обнаружению места дорожно-транспортных происшествий, аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах на этапах работ по созданию и развертыванию системы 112 необходимо учесть европейский опыт работы службы спасения «112».

Литература_

1. Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240-р.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».

3. Качанов С.А., Тетерин И.М., Топольский Н.Г. Информационные технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.

Сведения об авторе_

Виктор Николаевич Кононенко: начальник направления «Нормативно-методических основ управления» Центра «Проблем управления» ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.