ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
йО!: 10.17805^ри.2017.3.18
Возможности сетевой формы реализации образовательных программ в создании психологически безопасной образовательной среды школы
И. В. Кощиенко Московский гуманитарный университет, О. А. Волкова Средняя образовательная школа № 2053 г. Москвы
Статья содержит комплексный обзор составляющих понятия «психологически безопасная образовательная среда». Рассматриваются возможности сетевой формы реализации образовательных программ в создании психологически безопасной образовательной среды школы. Описываются несколько вариантов реализации сетевой формы: интеграция образовательных программ; использование ресурсов иных организаций. Анализируются прикладные аспекты эффективного использования ресурсов сторонних организаций посредством выделения нескольких моделей сетевой формы взаимодействия: взаимопроникновение отдельных модулей образовательных программ организаций-партнеров; виртуальная академическая мобильность, индивидуальный выбор содержания и форм образовательного процесса; сочетание многоуровневой подготовки, т. е. сочетание фундаментальной и специализированной подготовки через взаимодействие вуза — предприятия, школы — академического института — предприятия. Сетевая форма реализации школьных образовательных программ требует больших временных, финансовых и других затрат.
Описывается практический опыт одной из образовательных организаций г. Москвы — ГБОУ «Школа № 2053». Под сетевой структурой участники реализуемого школой проекта «Повышение качества образования через деятельностный подход в сетевом взаимодействии» понимают взаимопроникновение образовательных сред, основанное на деятель-ностном подходе и постоянной коммуникации всех участников образовательного процесса. Авторы делают вывод, что сетевое взаимодействие состоит из нескольких важных элементов: взаимодействия, коммуникации и погружения в деятельность. В практике конкретных образовательных учреждений создание и поддержание психологически безопасной образовательной среды обеспечивается организационно-педагогическими условиями формирования и развития личности, совершенствования ее качеств, развития способностей, дарований, индивидуальных особенностей.
Ключевые слова: среда; образовательная среда; образовательная программа; психологическая безопасность; сетевая форма; безопасная образовательная среда
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая безопасность образовательной среды предполагает психологическое сопровождение обучающихся, психологическое обеспечение профессиональной деятельности учителей и др. Значимость обеспечения безопасности детей отражена в «Национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012-2017 гг., принятой Указом Президента России в 2012 г. (Указ Президента ... : Электронный ресурс). Кроме того, описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт педагога, включает в себя требования к участию учителя в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной образовательной среды. Поскольку современный школьник проводит большую часть времени в школе, то влияние образовательной организации на здоровье, развитие, поведение детей невозможно переоценить. В связи с этим в системе школьного образования необходимо создавать условия, обеспечивающие развитие личности обучающегося и успешность педагогического процесса. Одним из таких условий является психологически комфортная и безопасная образовательная среда.
В науке нет однозначного определения понятия «среда». Обычно среда социальная трактуется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и другие группы.
Во многих исследованиях педагогов и психологов отмечается, что среда оказывает влияние на поведение и развитие человека. В своей теории поля К. Левин убедительно доказал, что существует взаимовлияние между психологической средой и человеком (Левин, 2001: 212). Данное положение подтверждено теоретическими и экспериментальными исследованиями последних лет, в которых выявлена зависимость между материально-техническими показателями среды (обстановка, одежда, шум, теснота и т. д.) и поведением человека.
Современные исследователи под образовательной средой понимают функционирование конкретного учреждения образования как системы социальных условий, организуемых руководством образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов.
Следовательно, необходимость рассмотрения возможностей создания психологически безопасной образовательной среды современной школы обусловлена прежде всего законодательными, профессиональными и социальными требованиями к образованию в Российской Федерации. Именно о психологической безопасности школьной среды встает вопрос при реализации практики сетевой формы объединения усилий нескольких образовательных организаций.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Отечественной психологической наукой накоплен значительный опыт в подходах к проблеме влияния среды на развитие ребенка.
Основатель исследовательской традиции изучения высших психических функций Л. С. Выготский писал: «...влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди прочих влияний также и степенью понимания, осознания, осмысления того, что про-
исходит в среде» (Выготский, 1982: 115). Учителя постоянно обращают внимание детей на предметы, явления, события, правила поведения, способы действия, человеческие ценности и др. Благодаря взрослым все это начинает существовать для ребенка, приобретает субъективную значимость. Такая передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит в особой образовательной среде.
Советский психолог Б. Г. Ананьев, рассматривая отношения личности с социальной средой, писал: «Сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития» (Ананьев, 1968: 303). Тем самым ученый раскрывает психологический аспект образовательной среды, который проявляется через характер общения участников образовательного процесса (удовлетворение потребностей, чувство безопасности, признание общества, самоактуализация и др.).
Российский психолог В. В. Рубцов образовательную среду рассматривает как такую «общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; такими важнейшими процессами, как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия; такой важнейшей характеристикой, как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как оно «двигается» (Рубцов, 1996: 57). Тем самым исследователь выделяет одну из главных характеристик среды — общность. При этом в соответствии с тем, как будут складываться межличностные отношения социальной общности взрослых и детей, так будет проходить и развитие ребенка.
Наиболее точной, на наш взгляд, является психологическая характеристика образовательной среды, данная И. А. Баевой. Это — «многослойная "ткань" межличностного общения ее участников: учителей, детей; родителей, администрации школы — всех тех, кого принято сегодня называть субъектами учебно-воспитательного процесс» (Баева, 2002Ь: 12).
Проводимое в настоящее время реформирование системы образования направлено на создание образовательных комплексов, объединяющих от трех и более учреждений (школ, детских садов, колледжей, вузов), что может способствовать возникновению неблагоприятных и нежелательных последствий для психологического климата во вновь сформированных педагогических коллективах.
В данном контексте обратимся к исследованиям, проведенными коллективом ученых под руководством автора концепции психологической безопасности образовательной среды И. А. Баевой, которая психологическую безопасность образовательной среды определяет как «состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в лично-стно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» (Баева, 2002а: 14). Основными принципами обеспечения безопасности образовательной среды, с точки зрения И. А. Баевой, И. А. Волковой и Е. Б. Лактионовой, выступают: опора на развивающее образование; психологическая защита личности, каждого субъекта образовательного процесса; помощь в формировании социально-психологической умелости (Баева, Волкова, Лактионова, 2009).
Возникает вопрос: как в условиях современных образовательных комплексов использовать психологический ресурс межличностного общения для обеспечения безопасной образовательной среды?
ПРАКТИКА СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В современной школьной системе с 2013 г. стала внедряться сетевая форма взаимодействия образовательных организаций в реализации образовательных программ. Данный тип сотрудничества школ закрепляется положениями Закона «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 15) и обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций (Федеральный закон . : Электронный ресурс).
Существует два варианта реализации сетевой формы: интеграция образовательных программ и использование ресурсов иных организаций.
Рассмотрим первый вариант сетевой формы взаимодействия, к которому относятся образовательные программы, в разработке и реализации которых принимают участие две образовательные организации. Совместная образовательная программа — это единая программа двух образовательных организаций с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками и с четко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации.
Второй вариант предполагает, что образовательная программа реализуется одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, но с использованием ресурсов других организаций, к которым относятся различные образовательные, научные, медицинские, физкультурно-спортивные, организации культуры и другие. Для эффективной реализации образовательных программ организации-партнеры предоставляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы, необходимые прежде всего для проведения различного рода учебных и производственных практик. Преимуществом второй модели является как знакомство учащихся с видом деятельности организации-партнера, так и опыт в будущей профессии.
Для более эффективного использования ресурсов сторонних организаций можно выделить несколько моделей сетевой формы взаимодействия. Во-первых, взаимопроникновение отдельных модулей образовательных программ организаций-партнеров. Во-вторых, виртуальная академическая мобильность, индивидуальный выбор содержания и форм образовательного процесса. В-третьих, сочетание многоуровневой подготовки, т. е. сочетание фундаментальной и специализированной подготовки через взаимодействие вуза и предприятия, или школы — академического института — предприятия.
Хотелось бы отметить, что сетевая форма реализации школьных образовательных программ требует больших временных, финансовых и других затрат, связанных с разработкой инструментария набора групп на обучение по сетевым элективным курсам, процедур планирования, администрирования и источников финансирования программ. Необходимо наличие соответствующих компетенций у педагогов, а также выделение координатора, который отвечает за набор учащихся на программу; за оценку их первоначальных компетенций и мотивации; за текущее управление программой — совместно с партнерами; за мониторинг успеваемости и т. д.
Таким образом, задача педагогического коллектива школы заключается в обеспечении всех необходимых условий для достижения школьниками и воспитанниками высоких образовательных результатов, которые позволят им в дальнейшей успешной жизненной самореализации. При этом не только расширяется образовательный ресурс организаций, но и зона конфликтов, в которые втягиваются педагоги, родители, ученики.
Каким образом возможно включить в образовательный процесс ученика, родителя или учителя? Управленческая команда одной из образовательных организаций г. Москвы ГБОУ «Школа № 2053» отвечает: «Только через деятельность, с помощью действия!»
Под сетевой структурой участники реализуемого данной школой проекта «Повышение качества образования через деятельностный подход в сетевом взаимодействии» понимают взаимопроникновение образовательных сред, основанное на деятель-ностном подходе и постоянной коммуникации всех участников образовательного процесса. Школа транслирует реальные практики и благодаря открытому взаимодействию свободно генерирует идеи, которые поддерживаются остальными школами-единомышленниками. Целью проекта является погружение в деятельность всех участников образовательных отношений: умение ставить цели, организовывать процесс реализации задач, отвечать за результаты.
Для педагогов эффективными практиками являются постоянные дискуссии, обмен идеями; трансляция и обсуждение лучших и неудачных образовательных примеров, технологий, методик, форм работы; разные формы практического погружения и взаимодействия (курсовые подготовки, тематические предметные вебинары, видеоконференции, подготовка в системе методической работы школы). Между учителями-предметниками используется широкая палитра форм организации интернет-сетей, клубных сообществ, встреч, проектов.
Для учащихся плодотворно погружение в деятельность ученического самоуправления, где есть свободное пространство для самовыражения и реальной социальной практики, где можно предложить социально полезную идею и тут же направить усилия на ее реализацию, будучи уверенными в поддержке взрослых:
— организация социальных акций («Помоги детскому дому», «Дай лапу, друг!»), диалоговых площадок;
— трансляция практик работы для школ-партнеров; практики защит проектных работ учащихся разной направленности;
— участие в формате онлайн в интеллектуальных сетевых играх; в предметных сетевых олимпиадах и конкурсах; в создании экспозиций школьного музея;
— поиск останков погибших солдат и их перезахоронение; уроки мужества и участие в проекте «Дети — детям».
Здесь также важны и практики, с которыми приходят в школу ученики и педагоги других московских школ. В 2015/2016 учебном году школа №2053 взаимодействовала с гимназией № 60 г. Луганска, с рядом средних учебных заведений при организации выставки изобразительного искусства патриотических сил Юго-Восточного административного округа г. Москвы «Пусть всегда будет мир!»
Для административных команд школ-партнеров важен опыт реализации совместных проектов нескольких образовательных учреждений, в основе которых лежат взаимная поддержка и взаимовыручка. В социальном плане это позволяет создать пространство здоровой конкуренции и партнерства.
Прямое участие родителей в школьной жизни и образовательном процессе осуществляется через:
— работу в управляющем совете школы, общешкольном и классных родительских комитетах; организацию деятельности родительского клуба как активной и важной формы информирования родительской общественности;
— проведение родителями не только классных часов, но и внеурочных занятий, где они рассказывают о своих профессиях, достижениях и профессиональных возможностях; реализацию идей по взаимодействию с вузами.
Участники образовательных отношений (администрация, педагоги, учащиеся и их родители) ГБОУ «Школа №2053» и школ-партнеров нацелены на качественные результаты детей, т. е. получение удовлетворения от совместной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, представленный педагогический опыт показывает, что в результате участия в сетевом взаимодействии происходит сплочение педагогического коллектива профессиональными приоритетами, коллектива учеников, родителей ценностными смыслами действия, общения и диалога; появляется общий вектор развития, направленный на повышение качества образования в школе. Решение проблемы создания и поддержания психологически безопасной образовательной среды обеспечивается организационно-педагогическими условиями формирования и развития личности, совершенствования ее качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (2012) [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 12.06.2017).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.06.2017).
Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та. 339 с.
Баева, И. А. (2002a) Психологическая безопасность образовательной среды (теоретические основы и технологии создания) : дис. ... д-ра психол. наук. СПб. 340 с.
Баева, И. А. (2002b) Тренинги психологической безопасности в школе. СПб. : Речь. 251 с.
Баева, И. А., Волкова, И. А., Лактионова, Е. Б. (2009) Психологическая безопасность образовательной среды : учеб. пособ. М. : Экон-Информ. 248 с.
Выготский, Л. С. (1982) Собрание сочинений : в 6 т. М. : Педагогика Т. 2. 504 с.
Левин, К. (2001) Динамическая психология: Избранные труды М. : Смысл. 572 с.
Рубцов, В. В. (1996) Основы социально-генетической психологии. М. ; Воронеж : Издательство «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК». 384 с.
Дата поступления: 15.06.2017 г.
OPPORTUNITIES FOR THE NETWORK FORM OF IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMMES IN CREATING PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN SECONDARY SCHOOL
I. V. Koshchienko Moscow University for the Humanities, O. A. Volkova Secondary General School No. 2053, Moscow
The paper contains a comprehensive overview of the components of the concept "psychologically safe educational environment". It reviews opportunities for the network form of implementation of educational programmes in creating psychologically safe educational environment in school. Several variants of creating the network form are described: integration of curricula, outsourcing. The paper analyses the applied aspects of effective outsourcing by defining several models of the network form
of cooperation: mutual penetration of individual curricula modules of partner organizations, virtual academic mobility, individual choice of the contents and forms of curriculum, combination of multilevel training, i. e. combination of fundamental and specialized training by the cooperation of university — enterprise, school — academic institution — enterprise. The network form of implementation of school curricula requires considerable time, finance and other inputs.
Practical experience of one of Moscow's educational institutions is described, that is of the SBEI "School No. 2053". The participants of the project "Improving Education Quality by the Activity Approach in Network Interaction" imply that the network structure is mutual penetration of educational environments based on the activity approach and continuous communication of all curriculum participants. The authors conclude that network cooperation is comprised of several important elements: interaction, communication, and immersion in activity. In practice of particular educational institutions the creation and maintaining of psychologically safe educational environment is ensured by the organizational and pedagogical conditions of personality development, enhancing of qualities, development of abilities, endowments, and individual characteristics.
Keywords: environment; educational environment; curriculum; psychological safety; network form; safe educational environment
REFERENCES
Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 1 iiunia 2012 g. №761 «O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody» (2012). Prezident Rossii [online] Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/35418 (access date: 12.06.2017). (In Russ.).
Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29 dekabria 2012 g. №273-FZ (po-sledniaia redaktsiia). Konsul'tantPlius [online] Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (access date: 12.06.2017). (In Russ.).
Anan'ev, B. G. (1968) Chelovek kak predmet poznaniia. Leningrad, Izd-vo Leningr. un-ta. 339 p. (In Russ.).
Baeva, I. A. (2002a) Psikhologicheskaia bezopasnost' obrazovatel'noi sredy (teoreticheskie osnovy i tekhnologii sozdaniia) : Dis. ... Doctor of Physiology. St. Petersburg. 340 p. (In Russ.).
Baeva, I. A. (2002b) Treningi psikhologicheskoi bezopasnosti v shkole. St. Petersburg, Rech'. 251 p. (In Russ.).
Baeva, I. A., Volkova, I. A. and Laktionova, E. B. (2009) Psikhologicheskaia bezopasnost' obrazovatel'noi sredy : ucheb. posobie. Moscow, Ekon-Inform. 248 p. (In Russ.).
Vygotskii, L. S. (1982) Sobranie sochinenii : in 6 vol. Moscow, Pedagogika. Vol. 2. 504 p. (In Russ.).
Levin, K. (2001) Dinamicheskaia psikhologiia: Izbrannye trudy. Moscow, Smysl. 572 p. (In Russ.).
Rubtsov, V. V. (1996) Osnovy sotsial'no-geneticheskoi psikhologii. Moscow, Voronezh, Izdatel'stvo «Institut prakticheskoi psikhologii»; NPO «MODEK». 384 p. (In Russ.).
Submission date: 15.06.2017.
Кощиенко Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-41. Эл. адрес: [email protected]
Волкова Ольга Алексеевна — кандидат педагогических наук, директор средней образовательной школы №2053 г. Москвы. Адрес: 111674, Россия, г. Москва, ул. Покровская, д. 35. Тел.: +7 (499) 588-01-77. Эл. адрес: [email protected]
Koshchienko Irina Vasilievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St, Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (499) 374-60-41. E-mail: [email protected]
Volkova Olga Alekseevna, Candidate of Pedagogy, Director, Secondary General School No. 2053. Postal address: 35, Pokrovskaya St, Moscow, Russian Federation 111674. Tel.: +7 (499) 588-01-77. E-mail: [email protected]