Самарин Д.Н.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются вопросы развития экологической направленности будущих педагогов физической культуры, анализируется эффективность влияния на исследуемый процесс средств регионального экологического туризма.
Ключевые слова: экологическая направленность личности, педагог физической культуры, региональный экологический туризм.
В современных условиях экологическое образование, выступая основой нравственности и решения многочисленных вопросов практической жизни людей, является основополагающим стержнем построения системы современного образования в целом. Во всех звеньях системы подготовки будущих специалистов, в общем, и будущих педагогов, в особенности, так или иначе, присутствуют экологические аспекты.
В этом ракурсе особую значимость приобретает процесс развития мотивации, выработки системы ценностей экологического характера, формирования экологического сознания будущих педагогов физической культуры на основе педагогического содействия, помощи и поддержки со стороны преподавателя. Отсюда возникает проблема разработки и реализации системы педагогических воздействий, обеспечивающих развитие экологической направленности студента, определяющей его экогуманистическое мировоззрение и ориентирующей на постоянную реализацию экологических ценностей в профессионально-педагогической деятельности.
Мы предположили, что значительный педагогический потенциал в развитии экологической направленности будущего педагога физической культуры заложен в реализации возможностей регионального экологического туризма.
Экологический туризм неотделим от экологического просвещения и экологического образования. Это особый вид туристической отрасли, который подразумевает в первую очередь общение с природой, познание ее объектов и явлений, активный отдых на природе. Познавая природу, туристы проникаются необходимостью бережного к ней отношения. Само появление экотуризма и его развитие объясняется стремлением свести к минимуму негативные
изменения окружающей среды. Понятие «среда» приобретает определенный смысл зависимости от центрального субъекта системы - организма, сообщества, человека, социума, цивилизации. Среда, окружающая человека, - понятие антропоцентрическое, показывающее, что речь идет об условиях жизни человека или населения с учетом территориальных характеристик.
Со студентами, будущими педагогами физической культуры, мы использовали традиционную форму туризма - походы (экотуры), которые организовывали своими силами во вне-учебное (каникулярное) время.
Основными признаками и критериями экологического эффекта такого тура являлись:
- охрана природы, сбор и экологическая переработка мусора;
- строгая локализованность всех элементов тура: привалов, лагерей и т. д.;
- включение в маршруты экологических троп, памятников природы, музеев, выставок и т. д.;
- экологичность пищевого рациона, содержащего местные продукты;
- уважение к культурным традициям региона и его жителей;
- посильное участие туристов в решении местных экологических проблем;
- активное использование различных форм физической культуры, спорта (любительского), оздоровительных процедур и физической рекреации.
В процессе туров (походов) со студентами применяются следующие типы элементарных рекреационных занятий, направленных на развитие компонентов экологической направленности личности будущих педагогов физической культуры:
а) пешеходные прогулки (по лесу, вдоль водоемов, прогулки к культурно-историческим достопримечательностям);
б) лесной скрыто-рекреационный промысел (сбор ягод, грибов, лекарственных растений);
в) активный отдых на воде (плавание, отдых с использованием плавсредств, дайвинг);
г) сплав по рекам на гребных туристических средствах (сплав на плотах, байдарках, резиновых лодках, каяках);
д) катание на велосипедах;
е) лыжные прогулки (лыжные походы зимой);
ж) экскурсионные (знакомство с природными достопримечательностями и объектами);
з) лечебно-оздоровительные (походная баня, солнечные ванны);
и) активно-оздоровительные (занятия любительским спортом, соревнования: волейбол, армрестлинг и т. п.).
Для развития экологической направленности личности будущих педагогов физической культуры в экологическом туризме должны присутствовать следующие содержательные составляющие:
- познавательная (информационная);
- эмоционально-эстетическая (красота природы, впечатления, эмоции);
- спортивно-оздоровительная (активный отдых, физическая рекреация).
Важным моментом является соблюдение оптимального соотношения этих компонентов. Так, чрезмерное увлечение информационной составляющей может вызвать утомление студентов, ибо на каникулах они вряд ли готовы воспринимать большие объемы информации. Здесь общение с природой в основном должно осуществляться через активный отдых и творческие формы развлечений.
В нашем экспериментальном исследовании приняли участие студенты Оренбургского государственного педагогического университета. В рамках плана работы туристического клуба данного вуза они были приглашены в походы и к участию в различных туристических мероприятиях.
Перед организацией каждого похода студенты экспериментальной группы, участвующие в нем, получали соответствующие задания. Для непрерывного отслеживания своих достижений, размышлений и впечатлений от общения с природой каждому студенту необходимо
было вести дневник, который, по нашему мнению, является одним из эффективных инструментов в познании и совершенствовании себя. Во время ведения дневника студент погружался в непосредственную практическую деятельность по познанию себя как части Природы, Космоса, в ходе которой происходила работа по формированию его самосознания, в целом, и экологического самосознания, в частности [1].
Таким образом, в процессе занятий экологическим туризмом студенты получали задания анализировать свои ощущения и впечатления во время походов, стоянок и т. д. Эти чувства, являясь предметом анализа, фиксировались в дневниковых записях.
Каждый вид туризма имеет специфический набор форм и видов занятий, каждое из которых содержит основное движение, связанное с получением некого набора ощущений как на физической уровне, так и на уровне высшей нервной деятельности. Тонко и слабо уловимое сочетание между удовольствием ощущений и удовольствием впечатлений и составляет особенность того иного вида оздоровительного занятия и построенного на его основе вида туризма. Несмотря на обилие описаний разного вида походов, восхождений, заплывов это сочетание физических ощущений и духовного состояния остается, как правило, вне обсуждения и анализа самим занимающимся. Дневниковые записи способствовали устранению данного недостатка.
В качестве примера приведем перечень тех ощущений, на которые указывают студенты в своих дневниках.
Ощущение от собственного физического усилия. Как правило, имеются ввиду аэробное или циклическое усилие. Цикличность обеспечивается естественной сменой и поочередной работой разгибателей и сгибателей мышц предплечья (при описании ощущений во время сплава по реке). В движении участвуют, кроме мышц предплечья плечевые мышцы, кисть (обеспечивающая доворот лопасти до нужного угла), а также мышцы спины и ног (выполняющие роль опоры, рычага для усилия рук).
Ощущение от скольжения. Как правило, эти ощущения нелегко поддаются описанию студентами. Скольжение лежит в основе многих рекреационных занятий (лодка, лыжи, коньки, доска для серфинга), и связано с природой человека: обреченный на прямохождение, он привыкает
двигаться толчками с постоянными колебаниями центра тяжести и сотрясением всего опорнодвигательного аппарата. Поэтому любое скольжение способно доставлять удовольствие, особый «кайф» (сленговое выражение студентов).
Ощущение от встречного ветрового потока, обтекающего гребцов, лыжников, которое может быть комфортным в жаркую погоду и бодрящим в прохладную.
Ощущение от неизбежных мелких брызг, слетающих с лопастей весла впереди сидящего гребца, которые также могут доставлять удовольствие в жару и доводить до озноба в прохладную погоду
При описании звуковых впечатлений на воде будущие педагоги физической культуры отмечали, что водный маршрут - настоящая лечебница для изможденного грохотом городских улиц человека. «В перерывах, во время отдыха на воде, когда байдарки встают в ряд и гребцы «сушат весла», можно услышать абсолютную тишину, нарушаемую только стекающими с весел капельками воды и легким шелестом прибрежных трав, - это симфония, с кото-
рой могут сравниться не многие, созданные человеком», - так описывает свои впечатления о водном походе Павел В.
Будущие педагоги физической культуры пришли к выводу, что дневник несет в себе гуманистическое начало, содействует сохранению психического здоровья, достижению адекватной самооценки.
Приведенные выше записи наглядно свидетельствуют, что даже за один поход студенты получают массу положительных эмоций, обогащаются их представления о природе родного региона, укрепляется чувство единения с ней, делаются более прочными отношения со своими товарищами. Будущие педагоги задумываются о своем профессиональном и жизненном предназначении; так складывается система их экологических ценностей.
Таким образом, в процессе экспериментальной работы нашло подтверждение наше предположение об эффективном влиянии регионального туризма на развитие экологической направленности будущих педагогов физической культуры.
08.02.2011
Список литературы:
1. Галькиева З. Х. Формирование экологического мировоззрения студента в воспитательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2008. - 24 с.
2. Жаустов А.П., Редина М.М. Новое в высшем экологическом образовании России // Экология и жизнь. - 2009. -№1(86). - С.39-43.
3. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие. - М.: Академия, 2006. - 256 с.
4. Растоскуев В.В. Разработка учебных курсов для экологического образования //Проблемы непрерывного экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2010. - С.84-87.
5. Савостин Н. М. Нетрадиционные средства физической рекреации в структуре свободного времени учителя сельской школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2007. - 23 с.
Сведения об авторах:
Самарин Д.Н., старший преподаватель кафедры теории и практики физического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, е-шаИ: [email protected]
UDC 378.18 Samarin D.N.
E-mail: [email protected]
THE POSSIBILITIES OF THE REGIONAL TOURISM IN THE DEVELOPMENT OF THE ECOLOGICAL ORIENTATION OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE
This article considers the questions of the development of ecological orientation of the future teachers of physical culture; the influences to investigated process of the resources of regional ecological tourism is analyzed.
Key words: ecological orientation of the personality, the teacher of physical culture; regional ecological tourism.
Bibliography:
1. Galkieva Z.Kh. Formation of ecological outlook of the student in the educational environment of high school: The author’s abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences - Orenburg, 2008. - 24 p.
2. Zhaustov A.P Redina M.M. New in the higher ecological formation of Russia//Ecology and life. - 2009. - №1(86). - P39-43.
3. Colobovskiy E.Yu. Ecological tourism and tourism ecology: the manual. - M.: Academy, 2006. - 256 pp.
4. Rastoskuev V.V. Working out of training courses for ecological formation//Problems of continuous ecological formation: materials of the First All-Russia scientifically-practical conference with the international participation, on March, 31st, 2010 Ekaterinburg: USTU. - Ekaterinburg: UPI, 2010. - P84-87.
5. Savostyn N.M. Nonconventional means of a physical recreation in structure of free time of the teacher of rural school: The author’s abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences - Chelyabinsk, 2007. - 23 pp.