Научная статья на тему 'Возможности речевой диагностики общительности как профессионально важного свойства личности менеджеров и педагогов'

Возможности речевой диагностики общительности как профессионально важного свойства личности менеджеров и педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕКСТОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / МЕНЕДЖЕРЫ / ПЕДАГОГИ / IMPORTANT FOR PROFESSIONAL ACTIVITY PERSONAL TRAITS / SOCIABILITY / SPEECH OPERATIONS / SPEECH DIAGNOSTICS / LINGUISTIC CHARACTERISTICS OF TEXTS / PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF SPEECH OPERATIONS / MANAGERS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Н. А., Агапова А. Ю.

В статье представлены результаты исследования проявлений особенностей общительности менеджеров и педагогов в речевой деятельности, свидетельствующие о возможности речевой диагностики этого профессионально важного свойства их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of speech diagnostics of sociability as important for professional activity personal trait of managers and teachers

The results of research of sociability of managers and teachers and its display in speech activity, demonstrated the possibilities of its speech diagnostics are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Возможности речевой диагностики общительности как профессионально важного свойства личности менеджеров и педагогов»

ВОЗМОЖНОСТИ РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ И ПЕДАГОГОВ

Н.А. Фомина, А.Ю. Агапова

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина Ул. Полонского, 18, Рязань, Россия, 390000

В статье представлены результаты исследования проявлений особенностей общительности менеджеров и педагогов в речевой деятельности, свидетельствующие о возможности речевой диагностики этого профессионально важного свойства их личности.

Ключевые слова: профессионально важные свойства личности, общительность, речевая деятельность, речевая диагностика, лингвистические характеристики текстов, психологические компоненты речевых действий, менеджеры, педагоги.

В предлагаемой работе представлены результаты исследования, проведенные А.Ю. Агаповой под руководством профессора Н.А. Фоминой. Было осуществлено изучение особенностей общительности 60 менеджеров различного звена и 60 педагогов в возрасте от 26 до 48 лет в русле многомерно-функциональной модели свойств личности А.И. Крупнова, согласно которой каждое свойство, в том числе и общительность, выступает как целостное, системное образование, включающее в себя динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный, продуктивный и рефлексивно-оценочный компоненты в их единстве и взаимосвязях.

В рамках данного подхода общительность понимается как система устойчивых мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремление субъекта к межличностному взаимодействию [2. С. 14—15].

Результаты исследования общительности с помощью теста суждений «Общительность» А.И. Крупнова [3. С. 272] позволили сделать вывод о том, что у менеджеров и педагогов, несмотря на принадлежность их к одной группе профессий, уровень развития и особенности этого свойства различны, что, возможно, связано с характером и назначением их профессиональной деятельности, ее статусом, востребованностью и неодинаковыми социальными условиями осуществления (рис. 1).

Общественная направленность профессиональной деятельности менеджеров и педагогов в содержательно-смысловом аспекте общительности проявилась в доминировании ее социоцентричности и достаточно высоких показателях осмысленности, предметности и субъектности, свидетельствующих о глубоком осмыслении значимости этого свойства и поэтому сознательном его проявлении для решения коллективных проблем или проблем окружающих, уважения и признания с их стороны, выражения заботы о других людях и т.д., а также самореализации как в предметно-деятельностной, так и в личностной сферах.

Баллы 60

50

40

30

20

10

—•— -Мене джер э1

Пе/ дагоги

У.- —•

/Р Х® X0 /Р Х® X® X® X® х® х® X® ^ ^ Переменные

хо° .о° У хо& хо& х> .о° У У У У У У У к

^ о*1 ^

ОС- .0^ лЛ' лЛ' >А' >Л' /\' Л' -чЛ' *о' -Ч>' <\Х' <\Х'

^ у у у у у /■ ^ У У У У У V

У^° с/0<^ ^

У5 У У У У У оР оР общительности

Л .Л А' л>о .ч? .чу <чГ <\Г

У*

СГ

ч®4

О4

Рис. 1. Выраженность переменных общительности менеджеров и педагогов

В инструментально-стилевом аспекте общительности это отразилось на доминировании стеничности и интернальности над противоположными агармониче-скими переменными, а также низкой выраженности различного рода трудностей. При реализации общительного поведения они нацелены на сотрудничество, успешное выполнение совместной работы, берут на себя ответственность за успехи и неудачи в общении и испытывают в основном положительные, стенические эмоции.

Вместе с тем у менеджеров по сравнению с педагогами в содержательносмысловом аспекте общительности более выражены обе переменные продуктивного компонента, осведомленность (имеющая почти одинаковые показатели с осмысленностью) и эгоцентричность, в инструментально-стилевом — такие гармонические характеристики, как эргичность, стеничность и интернальность, а операционально-динамических и эмоционально-личностных трудностей, наоборот, в 2 раза меньше. Как видим, среди менеджеров преобладают лица более общительные, т.е. стремящиеся к общению в различных сферах, проявляющие более активную саморегуляцию и испытывающие больше положительных эмоций, хотя чаще, чем педагоги, руководствующиеся личными мотивами. Возможно, их профессиональная деятельность, требующая грамотной организации взаимодействия с людьми с целью взаимопонимания, принятия совместных взаимовыгодных решений при сохранении собственных позиций, способствует развитию коммуникативных и организаторских способностей, в состав которых входит и общительность, помогающая достигать лучших результатов в осуществлении задуманных планов.

Педагоги по сравнению с менеджерами меньше стремятся к общению и переживают немало астенических эмоций в процессе общения, поэтому чаще ис-

пытывают трудности в реализации общительного поведения, считают других ответственными за успехи или неудачи в общении, хотя и осознают важность этого свойства и проявляют его в основном ради других, желая оказать внимание ученикам, проявить заботу о них, выразить сочувствие, содействовать решению их проблем и т.д.

Анализ представленных выше результатов позволяет сделать вывод о том, что с педагогами необходима целенаправленная работа по гармонизации общительности. Повышение ее уровня возможно за счет изменения эмоционального фона и связанного с этим снижения эмоционально-личностных трудностей, развития произвольной саморегуляции и обучения способам общительного поведения в процессе тренингов общения.

Диагностику особенностей общительности менеджеров и педагогов также можно осуществлять и с помощью речи, которая является средством (инструментом) осуществления их профессиональной деятельности, а также одним из факторов, определяющих ее успешность.

Общеизвестно, что речь, или речевая деятельность, как и всякая другая, несет на себе отпечаток различных индивидуальных особенностей человека, т.е. является репрезентантом личности, поэтому, исследуя речевую деятельность и в частности текст, высказывание как ее продукт, можно диагностировать психологические особенности личности [4], точнее, языковой личности, т.е. личности, выраженной в языке (текстах) и через язык [1. С. 38].

Н.А. Фоминой предложена и совместно с учениками (И.В. Чивилевой, С.В. Ел-гиной, Л.А. Власовой, Т.М. Беспаловой, Ю.А. Гришениной) разрабатывается научная концепция целостного изучения проявлений личности и ее свойств в речевой деятельности, предполагающая, с одной стороны, системное изучение личностных свойств в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова, с другой — поликомпонентный, многоуровневый анализ текста как продукта индивидуальной речевой деятельности. В рамках данной концепции с помощью методики многоуровневого анализа текста (высказывания) Н.А. Фоминой нами исследованы не только лингвистические, но и психологические особенности речевой деятельности менеджеров и педагогов.

Было установлено, что более общительные менеджеры, специфика профессиональной деятельности которых заключается в направленности на решение задач коллектива в процессе общения, сосредотачивают основное внимание на информативном аспекте высказывания, используя в немногословных и достаточно простых текстах достаточно много категорий действия, времени, цели и условия и часто допуская грамматические и речевые ошибки.

Менее общительными педагогами мысли излагаются в достаточно объемных (хотя и с множеством незначимых слов), усложненных и эмоциональных высказываниях, правильно оформленных в грамматическом и речевом планах, с множеством категорий признака и состояния, что, возможно, связано с выработкой у них навыков и умений выразительной монологической публичной речи, определенным речевым мастерством (табл. 1).

Таблица 1

Особенности лингвистических характеристик текстов менеджеров и педагогов

Группа Уровень текста

языковой речевой содержательно-смысловой

параметры

объем словаря лекси- ческая насыщен- ность грамма- тическая правиль- ность отбор лекси- ческих единиц услож- нен- ность кате- гории дейст- вия кате- гории состо- яния категории времени катего- рии усло- вия катего- рии цели катего- рии при- знака

Менеджеры 81,43 77,43 0,95 0,12 9,36 8,55 2,71 1,95 1,14 0,82 8,83

Педагоги 102,73 73,69 0,29 0,03 11,81 6,99 5,36 1,15 0,55 0,4 14,03

критерий 1,989 -2,718 -3,479 -2,052 3,086 -2,219 4,412 -3,256 -3,295 -2,415 6,118

Значимость различий /р/ 0,049 0,008 ,001 0,042 0,003 0,028 0,000 0,001 0,001 0,017 0,000

Вместе с тем у менеджеров с высокими показателями интернальной регуляции, стеничности и эгоцентричности общительности и в высказываниях менее объемных, но более логичных и целостных, заметна большая склонность к планомерности («собираюсь получить степень МВА») и анализу действий («я изучил свои возможности...»), доминирование стенических эмоций удовлетворенности, оптимизма, (с выбором рынка, на котором хочу работать, я определялся долго, но, к счастью, его нашел») и эгоцентрическая направленность мотивации («я нахожу его для себя интересным, выгодным и перспективным»).

В более многословных, описательных и эмоциональных высказываниях педагогов содержалось больше астенических эмоций грусти, сожаления, неудовлетворенности и т.д. («учитель не защищен», «очень жалею, что профессия учителя не оценивается государством по достоинству»), проявилась их меньшая эгоцентрическая мотивация, поскольку они чаще рассказывали не о себе, а о других, например, о детях, которые «всегда очень хорошо распознают сильные и слабые стороны учителя» и которых «надо принимать такими, какие они есть») (табл. 2).

Таблица 2

Особенности психологических характеристик текстов менеджеров и педагогов

Г руппы Параметры

объем сло- варя социо- цент- рич- ность эго- цент- рич- ность опи- са- тель- ность стени- ческие эмо- ции асте- ниче- ские эмо- ции эмоцио нальная насы- щен- ность оце- ноч- ность раз- мер- ность плано- мер- ность дейст- вий анализ дейст- вий по- сле- дова- тель- ность отступления от основной темы

Менед- жеры 81,43 23,3 36,7 1,13 4,61 1,05 5,6 7,34 1,66 0,63 2,66 0,16 0,05

Педа- гоги 102,73 41,7 13,3 1,73 3,3 2,43 7,27 9 2,44 0,18 1,43 0,51 0,16

Г-кри- терий 1,989 2,168 -3,039 2,131 -1,994 3,548 2,013 2,037 2,077 -3,681 -4,992 2,800 2,076

Значимость различий /р/ 0,049 0,032 0,003 0,035 0,048 0,001 0,046 0,044 0,040 0,000 0,000 0,006 0,040

Анализ совместных корреляционных и факторных структур общительности и характеристик текстов менеджеров и педагогов подтвердил наличие связей между ними.

Было установлено, что у менеджеров продуктивные характеристики общительности связаны с наиболее часто употребляемыми категориями действия, цели и условия, отражающими ориентацию на достижение результата. Высокие эргич-ность и стеничность общительности отразились в информативности высказываний; активная регуляции общительности — в частом употреблении временных категорий для точного указания временных рамок; предметность, субъектность и интернальность этого свойства — в склонности к планомерности и анализу действий; эгоцентричность — в выборе себя в качестве основного действующего лица в высказывании; астеничность — в грамматических ошибках.

У педагогов продуктивные характеристики общительности в разных сферах и ее активная регуляция оказались связанными с усложненностью текстов, общественно-значимая продуктивность — с категориями действия; аэргичность, астенич-ность, экстернальность общительности и трудности в ее реализации — с эмоциональностью, проявляющейся в частом употреблении категорий признака и состояния, детально описывающих астенические эмоции неудовлетворенности, грусти и т.д. Эргичность их общительности коррелирует с распространенностью высказываний; предметность, субъектность и социоцентричность — с выраженной со-циоцентрической направленностью мотивации речевых действий; немногие положительные эмоции в ходе общения — с динамичностью повествования и употреблением условных категорий.

Таким образом, анализ представленных в статье результатов исследования демонстрирует возможности речевой диагностики общительности как свойства личности менеджеров и педагогов, проявляющегося и формирующегося в ходе осуществления профессиональной деятельности, в очередной раз доказывая, что текст как продукт речевой деятельности является надежным инструментом диагностики особенностей личности и индивидуальности [4].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.

[2] Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2007.

[3] Ратанова Т.А., Шляхта Н.В. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005.

[4] Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности: Монография. — Рязань: Узорочье, 2002.

POSSIBILITIES OF SPEECH DIAGNOSTICS OF SOCIABILITY AS IMPORTANT FOR PROFESSIONAL ACTIVITY PERSONAL TRAIT OF MANAGERS AND TEACHERS

N.A. Fomina, A.Yu. Agapova

Chair of Psychology of personality, special psychology and correctional pedagogics Ryazan State University named after S. Esenin Polonskogo str., 18, Ryazan, Russia, 390000

The results of research of sociability of managers and teachers and its display in speech activity, demonstrated the possibilities of its speech diagnostics are presented in the article.

Key words: important for professional activity personal traits, sociability, speech operations, speech diagnostics, linguistic characteristics of texts, psychological components of speech operations, managers, teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.