Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
преподаватель высшей школы / высшее медицинское образование / обратная связь в дистанционном образовании / синхронная и асинхронная обратная связь / методы обратной связи / higher school teacher / higher medical education / feedback in distance education / synchronous and asynchronous feedback / feedback methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Виктория Анатольевна

В статье рассмотрены возможности реализации обратной связи в процессе дистанционного обучения студентов медицинского вуза. Дан анализ методов, используемых преподавателями вуза при реализации синхронной и асинхронной обратной связи с помощью различных каналов (электронной почты, социальных сетей, мессенджеров, чатов и пр.). Приведены данные о том, какие методы и каналы реализации обратной связи в процессе дистанционного обучения преподаватели медицинского вуза хотели бы освоить для использования в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR IMPLEMENTING FEEDBACK IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING FOR MEDICAL STUDENTS

The article considers the possibilities of implementing feedback in the process of distance learning for medical students. The analysis of methods used by University teachers in the implementation of synchronous and asynchronous feedback using various channels (e-mail, social networks, messengers, chats, etc.) is given.data on what methods and channels of feedback implementation in the process of distance learning, medical University teachers would like to master for use in the educational process.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10940 РОДИОНОВА Виктория Анатольевна,

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, e-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрены возможности реализации обратной связи в процессе дистанционного обучения студентов медицинского вуза. Дан анализ методов, используемых преподавателями вуза при реализации синхронной и асинхронной обратной связи с помощью различных каналов (электронной почты, социальных сетей, мессенджеров, чатов и пр.). Приведены данные о том, какие методы и каналы реализации обратной связи в процессе дистанционного обучения преподаватели медицинского вуза хотели бы освоить для использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, высшее медицинское образование, обратная связь в дистанционном образовании, синхронная и асинхронная обратная связь, методы обратной связи.

Rodionova Victoria, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of pedagogy and psychology

of the faculty of postgraduate education of the first Saint Petersburg state medical University named after academician I. P. Pavlov

OPPORTUNITIES FOR IMPLEMENTING FEEDBACK IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING FOR MEDICAL STUDENTS

Annotation. The article considers the possibilities of implementing feedback in the process of distance learning for medical students. The analysis of methods used by University teachers in the implementation of synchronous and asynchronous feedback using various channels (e-mail, social networks, messengers, chats, etc.) is given.data on what methods and channels of feedback implementation in the process of distance learning, medical University teachers would like to master for use in the educational process.

Key words: higher school teacher, higher medical education, feedback in distance education, synchronous and asynchronous feedback, feedback methods.

Введение. Переход высших учебных заведений России на реализацию образовательного процесса в дистанционном и смешанной формах ставит перед преподавателями высшей школы проблемы, среди которых одной из важнейших является реализация обратной связи в процессе обучения.

Обратная связь в педагогическом процессе, взаимодействие субъектов педагогического процесса в высшей школе в отечественной научной традиции всегда рассматривалась как комплексная проблема. Давно получило научное обоснова-

ние понятие «педагогическое взаимодействие», которое подразумевает реализацию обратной связи, так как «сопровождается определенной энергией, проявляемой со стороны участников, не обходится без процессов влияния и воздействия» [4, с.22]. Реализация обратной связи в ходе педагогического процесса подробно рассматривается в книге А.А. Гина [1]. В теории коммуникации, в западной научной школе, положения которых в настоящее время активно включаются в педагогические представления о феномене обратной связи, сделан акцент на той обратной связи, кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

рую дают студенты во время или после завершения обучения преподавателю. В данном случае доминирующими функциями обратной связи становятся контролирующая и корректирующая. С другой стороны, нельзя не учитывать и ту обратную связь, которую дает преподаватель своим студентам. Проведя анализ представлений о специфике обратной связи в педагогическом процессе, А.А. Коренев предлагает использовать термин «педагогическая обратная связь», имея в виду ту информацию, которую получает учащийся в ответ на свои действия в процессе образования, и термин «академическая обратная связь», подразумевающий информацию, которую «сообщают студенты и другие участники образовательного процесса о самом процессе, содержании, методах и формах обучения» [3].

Реализация обоих видов обратной связи в ходе образовательного процесса в традиционном обучении имеет свою специфику, обусловленную преимущественно особенностями изучаемой области научного знания, а также профессиональными и личностными компетентностями преподавателя и студентов. При переходе в дистанционный формат обучения у преподавателей вузов возникает необходимость освоения не только новых способов преподавания, но и новых способов реализации обратной связи - как собственно педагогической (ответ на действия обучающегося в процессе образования), так и академической (реакция на мнения и оценки студентами и другими участниками образовательного процесса о самом процессе, содержании, методах и формах обучения) [2; 5; 6].

Реализуя образовательный процесс, направленный на повышение квалификации преподавателей Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова по направлениям психолого-педагогического цикла (учебные дисциплины курса повышения квалификации «Преподаватель высшей школы» в объеме 144 академических часов, дисциплины программы второго дополнительного к высшему образования по направлению «Преподаватель высшей школы» объемом 1440 академических часов), кафедра педагогики и психологии факультета последипломного образования университета оказалась перед необходимостью расширения знаний преподавателей университета о методах обратной связи (собственно педагогической и академической), которые возможно реализовать в процессе дистанционного обучения. С этой целью слушателям курсов повышения квалификации в сентябре-ноябре 2020 года было предложено провести самоанализ педагогической деятельности в двух аспектах:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

какие методы обратной связи я использую в своей работе в дистанционном формате и какие методы обратной связи я хотел (а) бы использовать в своей работе в дистанционном формате. Результаты проведенного исследования будут изложены в данной статье.

Основной текст. В исследовании, посвященном изучению возможностей реализации обратной связи в процессе дистанционного обучения студентов медицинского вуза, приняли участие 180 преподавателей медицинского университета, имеющих степень кандидатов и докторов наук, занимающих должности доцентов и профессоров и имеющих опыт преподавания офлайн более 5 лет, онлайн - более полугода (с марта 2020 г.). Следует отметить, что до вынужденного перехода университета на дистанционный режим работы многие преподаватели использовали в процессе образовательной деятельности средства асинхронной обратной связи в качестве дополнительных каналов коммуникации. Преимущественно это было общение в форме писем по электронной почте, сообщений в мессенджерах и социальных сетях. Многие преподаватели также создавали рабочие аккаунты и закрытые группы в социальных сетях, где выкладывали дополнительные материалы к курсу, организовывали обсуждение дискуссионных тем с активной частью студенческой группы. Эти каналы асинхронной обратной связи сохранились и в формате дистанционного обучения. Так, по полученным в ходе проведенного анкетирования, опроса и эмпатиче-ской беседы данным, реализацию обратной связи посредством электронной почты используют 100% респондентов (см. таблицу 1). В целом, в настоящее время лидирующую позицию занимают асинхронные средства реализации обратной связи: электронная почта, обмен сообщениями в закрытых группах в социальных сетях и на открытых каналах, в различных мессенджерах. Среди наиболее активно используемых методов преподаватели указывают опрос, решение ситуационных задач, тестов, написание эссе. К средствам реализации обратной связи добавилось активное освоение и использование в работе доод1е-форм (25%), в частности, наиболее востребованы оказались создание с помощью этого онлайн-сервиса опросов и тестов. Также преподаватели создают и предлагают студентам решить с помощью этого сервиса те кейсы, которые были наработаны ими в процессе офлайн-преподавания. Однако многие отмечают трудности освоения нового для себя сервиса и необходимость технической помощи на первых этапах, при этом собираясь освоить и активно использовать доод1е-формы в ближайшее время.

Таблица 1

Средства и методы реализации обратной связи при дистанционном обучении студентов, используемые преподавателями ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова

Канал связи Методы Преподаватели

При асинхронной обратной связи При синхронной обратной связи используют хотели бы использовать

Электронная почта опрос, решение ситуационных задач, тестов, написание эссе - 100 % 100%

Социальные сети (закрытые группы, открытые каналы) опрос, решение ситуационных задач, тестов, написание эссе - 50% 70%

Мессенджеры опрос, решение ситуационных задач, тестов - 40% 50%

доод1е-формы опрос, тест, решение кейсов написание эссе - 25% 70%

Чат на платформе дистанционного обучения Опрос, коллективное обсуждение 95% 100%

Прямая аудио/видеосвязь на платформе дистанционного обучения Опрос, решение кейсов, коллективное обсуждение 65% 100%

Геймификация Решение кейсов, ситуационных задач - 5% 80%

веб-квест Решение кейсов, ситуационных задач - 10% 70%

Среди средств реализации синхронной обратной связи лидирующее место занимает чат на платформе дистанционного обучения (используют 95% преподавателей, планируют начать активное использование 100%). Он применяется преимущественно для проведения экспресс-опроса и для быстрого коллективного обсуждения избранной проблемы. При этом многие респонденты отмечают, что хотели бы использовать чат активнее: по их мнению, их собственная увлеченность изложением материала занятия, а также быстрая смена сообщений, провоцирующая «уход» ленты сообщений из поля зрения препода-

вателя мешает увидеть все сообщения слушателей и своевременно отреагировать на них.

Прямую аудио/видеосвязь на платформе дистанционного обучения (ПСПбГМУ им. академика И.П. Павлова рекомендует использовать в настоящее время определенную; преподаватели также часто обращаются к платформе Zoom как более привычной) используют только 65% преподавателей, принявших участие в исследовании. Сами респонденты объясняют это как техническими особенностями используемых платформ (например, необходимостью включения микрофона только у говорящего во избежание шумовых

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

помех, частотой технических сбоев во время занятия), так и спецификой обучающихся (их нежелание транслировать свое изображение/участвовать в беседе). При этом все преподаватели, принявшие участие в исследовании, хотели бы использовать прямую аудио/видео связь со студентами, чтобы максимально приблизить дистанционное обучение к реальному, привычному формату, которое многим представляется единственно возможным и правильным.

Наименее востребованными, но желанными для освоения и использования преподавателями оказались такие интерактивные элементы обучения, предполагающие обратную связь, как гейми-фикация и веб-квесты: применить их в процессе своей работы хотели бы 80% и 70% соответственно. Элементы геймификации и веб-квесты импонируют преподавателям своей предполагаемой динамикой, возможностью объединить студентов в группы, способностью повысить мотивацию к освоению новой информации и систематизации изученной. При этом все преподаватели отмечают факультативность их применения, отдавая предпочтение академическим формам презентации материала и обратной связи.

Заключение. Проведенный нами анализ возможностей обратной связи в системе дистанционного обучения отражает точку зрения преподавателей на организацию этого важного процесса. Полученные данные важны для совершенствования процесса организации обратной связи самими преподавателями. Так, еще в процессе сбора информации самоанализ, осуществленный респондентами по предложенным нами параметрам, позволил обратить их внимание на ключевые моменты дистанционного обучения студентов, дал возможность спроектировать дальнейшее самосовершенствование в этой области и скоррректировать образовательные программы кафедры. Так, в частности, в программу «Преподаватель высшей школы: второе дополнительное к высшему образование» был включен специальный курс под названием «Организация обратной связи в ходе дистанционного обучения студентов медицинского вуза», который призван расширить психолого-педагогическую компетентность преподавателей университета в аспекте реализации обратной связи.

Список литературы:

[1] Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 88 стр.

[2] Жаксылыкова Г.Т. Эффективная обратная связь - залог успешности дистанционного обучения https://bilimdinews.kz/?p=103848

[3] Коренев Алексей Александрович Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Rhema. Рема. 2018. №2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obratnaya-svyaz-v-obuchenii-i-pedagogicheskom-obschenii (дата обращения: 29.11.2020).

[4] Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. -Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. - 203 с.

[5] Малинина И.А. Осуществление контроля и реализация обратной связи в интернет-ресурсах второго поколения // http://web.snauka.ru/ issues/2014/01/30565

[6] Мальцев А.О. Средства коммуникаций дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2009 - № 3 https:// science-education.ru/ru/article/view?

[7] Правила эффективной обратной связи в дистанте https://etutorium.ru/blog/5-pravil-konstruktivnoj-obratnoj-svyazi-v- elektronnom-obuchenii

Spisok literatury:

[1] Gin A.A. Priemy pedagogicheskoj tekhniki: Svoboda vybora. Otkrytost'. Deyatel'nost'. Obratnaya svyaz'. Ideal'nost'. - M.: Vita-Press, 2001. - 88 str.

[2] Zhaksylykova G.T. Effektivnaya obratnaya svyaz' - zalog uspeshnosti distancionnogo obu-cheniya https://bilimdinews.kz/?p=103848

[3] Korenev Aleksej Aleksandrovich Obratnaya svyaz' v obuchenii i pedagogicheskom obshchenii // Rhema. Rema. 2018. №2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obratnaya-svyaz-v-obuchenii-i-pedagog-icheskom-obschenii (data obrashcheniya: 29.11.2020).

[4] Korotaeva E.V. Osnovy pedagogiki vzai-modejstvij: teoriya i praktika: monografiya. - Ekaterinburg: Izd. UrGPU, 2013. - 203 s.

[5] Malinina I.A. Osushchestvlenie kontrolya i realizaciya obratnoj svyazi v internet-resursah vtorogo pokoleniya // http://web.snauka.ru/ issues/2014/01/30565

[6] Mal'cev A.O. Sredstva kommunikacij distancionnogo obucheniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2009 - № 3 https://sci-ence-education.ru/ru/article/view?

[7] Pravila effektivnoj obratnoj svyazi v distante https://etutorium.ru/blog/5-pravil-konstruk-tivnoj-obratnoj-svyazi-v- elektronnom-obuchenii

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.