Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ В УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ В УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ш.Холмирзаев / узбекская литература / реалистический / тюркские народы / трагедия личности.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тавалдиева Гулбахар Нишановна

В статье показано влияние тоталитарной системы на жизнь и судьбу человека в узбекской действительности на основе исследования творчества народного писателя Узбекистана Шукура Холмирзаева в период застоя. Даны научные выводы о принципах писателя «реалистического» и «жестокого изображения жизни» в художественном изображении действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ В УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ В УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАВАЛДИЕВА ГУЛБАХАР НИШАНОВНА

кандидат филологических наук, доцент. Ташкентский химико-технологический институт, Узбекистан

Аннотация. В статье показано влияние тоталитарной системы на жизнь и судьбу человека в узбекской действительности на основе исследования творчества народного писателя Узбекистана Шукура Холмирзаева в период застоя. Даны научные выводы о принципах писателя «реалистического» и «жестокого изображения жизни» в художественном изображении действительности.

Ключевые слова. Ш.Холмирзаев, узбекская литература, реалистический, тюркские народы, трагедия личности.

Народный писатель Узбекистана Шукур Холмирзаев, который своим красочным и содержательным творчеством действенно способствовал подъему узбекской литературы на новый этап развития. Трудно представить развитие узбекской прозы ХХ века конца 60-70-х годов без творчества этого уникального писателя.

Ш.Холмирзаев - искусный писатель, создавший свою школу повествования в современной узбекской прозе. В своих рассказах он художественно выразил тот факт, что жизнь имеет свои естественные законы, и когда эта естественность нарушается, могут произойти большие изменения не только в мире природы, но и в поведении человека. При этом совершенствовались и писательские принципы реалистического» и «жестокого отражения» в художественном изображении действительности.

С 80-х годов на творчестве писателя, несомненно, сказались изменения, связанные с периодом переустройства общества. В этот период писатель воплотил героев не только как живых людей, но и как ответственных ЛИЦ общества, которые не могли игнорировать события своего времени.

В этот период, когда идеи независимости стали подниматься на лидирующие позиции в узбекской национальной литературе и система шуро находилась в кризисе, Шукур Холмирзаев оглядываясь прошлое, в ряде своих произведений показал раны трагического периода, и описал ситуацию, в которой оказался узбекский народ.

В своих произведениях Шукур Холмирзаев смело и открыто отразил периоды резких изменений действительности и строя в годы до обретения независимости и влияние этих перемен на жизнь человечества. Писатель главным образом показал смысл человеческой жизни и быта, переживания человечества в этом преходящем мире, раны человеческого существования, нанесенные противоестественной системой. Рассказы писателя «Камень с надписью», «Азарт», «Зелёная Нива», «Учитель», «Узбекский характер», «Однажды», «Синее море» являются результатом этого творческого начала.

К концу 80-х жизнь начала показывать, что идея Советов состояла из лжи и обманов. Если рассматривать только пример Узбекистана, то в первую очередь пострадала природная и человеческая экология нашей страны, ставшей поставщиком сырья. Из-за монополии хлопка люди потеряли здоровье, Мать-Земля была отравлена, а Аральское море высохло. Это стало результатом трагедии, постигшей народ [3,82].

Ш. Холмирзаева берёт в основу своих рассказов образы жизни людей, принадлежащих к разным категориям, показывает боль, страдания, травмы, оставившие отпечаток того времени в их судьбе. Например, в рассказе «Азарт (Хумор)» изображена испорченная жизнь молодого человека, который не представляет своей жизни без ядовитого химического препарата под названием «бутифос»; В рассказе «Камень с надписью (Битикли тош)» изображён Бойкувар, который положил гранитный камень на могилу своего отца и сам того не подозревая стал из-

за этого «преступником», человеческую ценность Бойкувара сравняли с землёй, а его самого выставили в роли дурака; в рассказе «Зелёная Нива (Яшил Нива)» изображено диктаторское руководство того времени; в рассказе «Учитель (Устоз)» писатель описывает описывает смерть молодого таланта из-за трусости, низости и нечестности «учителя».

Когда мы читаем произведения писателя, становится ясно, что причина этих проблем -нарушение законов жизни в результате негативных событий, произошедших в годы правления бывшей «огромной советской страны». Отступление от реальности жизни, отворачивание от нее открывали путь к взяточничеству, тщеславию, бесчеловечности, высокомерию, все это отразилось на духовном мире наших современников, оставило свою черную печать в их судьбе.

Эти перемены в жизни стали переноситься на страницы рассказов писателя. Правда, насколько обострившаяся в годы застоя хлопковая монополия нанесла ущерб судьбам невинных людей. В рассказе Шукура Холмирзаева «Азарт» (1987) изображена печальная жизнь молодого человека, пристрастившегося к ядовитому химическому препарату. Простая и веселая подача истории языком простого сумасшедшего мальчика усугубляет трагедию испорченной жизни.

В рассказе «Камень с надписью» (1988) также разоблачаются такие пороки, как произвол, беззаконие, неуважение к человеческой личности, созданные коммунистической идеологией и характерные для ее послушных, почтительных, трусливых слуг, и смело анализируются их корни.

Достоинство человека, которое является «критерием всех вещей», было сбито, унижено, его судьба была легко, сломана, слепо решена, командование, ложные решения - все это было постоянной несправедливостью и притом неравенством. Это свидетельствовало о полном нарушении принципов этой «справедливой» системы. Из недавней истории известно, что в условиях такой системы страдали, прежде всего, простые и честные люди.

Большинство героев рассказов Шукура Холмирзаева, отражающих этот период, понимают собственные трагедии. Жизнь героев рассказа «Родной Хорезм» (1988) представлена трагическим путем отца и сына. Сын покинул Хорезм, где родился и вырос, чтобы учиться и работать в городе. Он постепенно начинает забывать место, связанное с детскими воспоминаниями, не испытывает ни малейшего чувства любви и тоски. Сын не чувствует связи с домом, с отцом. В нем исчезли кровно-братские узы, чувство гармонии с природой, чувство близости к ней духовно, память о нем. Между прошлым и настоящим нет связи. С одной стороны, ухудшение экологической ситуации в Приаралье также заставляет молодого человека уехать далеко. На языке молодежи рассказывается, что в Хорезме пошел соляной дождь, от химикатов земля заболела, ухудшилось здоровье людей. Из слов старика в повести мы видим, что он крепко связан с родной землей. Личность старика - это его верность месту своего рождения. Любовь к Родине - признак духовности старика. Юноша говорит об этом: «На этом месте остались дома, стены, купола, узкие улочки, оставленные на тысячи лет. Как в сказках, оно остается только в таком виде, и когда-нибудь оно наполнится людьми, которые ему впишутся, то есть, как мой отец: они продолжат жить как единое целое. Но... мое воображение тоже было чем-то вроде сказки: этого не произошло. Мы движемся вперед. Таких, как мой отец, становится все меньше, а таких, как я, становится все больше. И эта древняя обитель - древние жилища человечества станет наследием будущего, чем-то вроде экзотики, вернее, музея» [6,11].

Это картина осложнений эпохи шуро и ее последствий в психике молодого человека. Писатель хочет сказать, что пока в жизни есть старики, такие воображаемые сцены не станут реальностью. В повести показана проблема времени - характер преданного стране человека и изменения в менталитете мальчика, покинувшего свою страну в город и не нашедшего своего места в новых условиях. В произведении мечта отца видится так, что он осознает, что его отпрыск не похож на него, что он формируется как ребенок, который не любит страну и забывает свою личность. Сын, который где-то бродит, не смог приехать даже на похороны

отца. В конце концов молодой человек работает изо всех сил и даже уезжает из своей страны. Но что-то не дает ему покоя и призывает вернуться на Родину. Этим «что-то» был взгляд отца на жизнь. В повести молодой человек осознает истину: «Моя трагедия в том, что я считал привязанность отца к родной земле следствием старых идей и взглядов» [5,11].

Философ и ученый, профессор И.Рахимов в своей статье «Психологический анализ и творчество» пишет, что в 1938 году венельский психиатр Бруно Беттельгейм создал в своем сознании книгу на основе своих наблюдений во время заключения в гитлеровском концентрационном лагере. В этой книге, вышедшей в 1960 году, говорится, что «заключенные были настолько «дисциплинированы» в тюрьмах, что не чувствовали голода, пока им не приказывали поесть, и их «воспитывали» так, что они не умели утомляться, пока не приказывали прекратить работу. Люди, которые делают человека похожим на робота или робкого маленького ребенка. Те, кто подавлял свои внутренние переживания на основании приказов. В результате люди потеряли свою индивидуальность. Ученый (Б.Беттельгейм-Т.Г.) называет таких людей «людьми долга», «верными долгу» [2,2].

Насилие человека над человеком, страдания и истязания друг друга, утрата собственного «я» в сердце и превращение других в новых «роботов», исполняющих волю других, были свойственны только фашизму? Так выглядели люди, воспитанные в «клетке» социализма с красной цепью советской идеологии, висящей на шее с юных лет.

Отличие людей, подчинявшихся советской идеологии, заключалось в том, что они были физически свободными и интеллектуально связанными. Поскольку советская идеология внушала ему, чтобы он гордился только «белым золотом», который стал биографией хлопкороба, он понимал мир, состоящий только из хлопковых полей, а рабство привело к тому, что его здоровье ухудшилось, он не мог без «смертельного препарата» - бутифос. Или были те, кто неосознанно связал свою судьбу только с партийным билетом, поверил в него и стали верными рабами партии. Персонажи «Азарт» и «Камень с надписью» в жизни составляли такую группу. Еще печальнее было то, что подобными пороками страдала другая группа людей - интеллектуалов. Сила жестокого реализма Шукура Холмирзаева в том, что он раскрывает правду жизни, свободную от всякой лжи. В написанных писателем рассказах «Зеленая Нива» и «Учитель» интеллектуалы, в организме которых коренятся трусость, осторожность, послушание, паника, — это люди, утратившие свою индивидуальность и индивидуальность.

В своем творчестве писатель уделяет большое внимание таким творческим принципам, как беспристрастность и жестокость, а также принципу многообразного подхода к человеческой личности. В трактовке личности он открывает разные стороны человеческого характера и выдвигает идею о том, что «полнота личности есть целостность нации». Ведь желание нации реализовать свою идентичность связано с волей и усилиями каждого человека. Представляется, что в творчестве Шукура Холмирзаева художественная интерпретация проблемы личности является ведущей чертой, и эта ситуация проявляется как определенный творческий этап раскрытия человеческих пейзажей в творчестве писателя.

Повесть «Синее море» показывает последствия угнетения и насилия бывшей советской Империи.

В совхозе «Дружба», где проживают представители тридцати девяти национальностей из-за отсутствия человека с Алтая, одного из дальних регионов, поручено было привезти сороковым - человека с Алтая. Молодой человек поехал в Барнаул и спросил встреченного: «Вы говорите по-узбекски?» Это наводило людей на смех. Наконец молодой человек находит Ивана Ивановича, старика, живущего в вонючем подвале, визгливого, беспомощного пианиста, и уговаривает его забрать его к себе на дачу. В совхозе «Дружба» гостя - будущего хозяина встречают торжественно, ему предоставляют новый дом и работу. Но представитель Алтая и здесь не отказывается от своей старой привычки. Наконец он просит художника отвезти ее к Голубому озеру. Старик, который хочет увидеть озеро с прозрачной сине-голубой водой, приходит в ужас, когда видит черное мертвое озеро, полное отходов химического

завода. Разочаровавшись в Голубом озере, Иван Иванович отправляется на Аральское море в поисках Синего моря. Однако он не знает о состоянии Арала.

Герой повести - Иван Иванович, настоящим прототипом которого был Умрзок. Сначала он преподавал фольклор в Алтайском педагогическом институте. В 1960-е годы, когда политика русификации шла полным ходом, он вместе с местным народ выступил против перевода занятий на русский язык в государственных школах. В результате его обвинили в национализме и посадили в тюрьму на десять лет. После возвращения из тюрьмы он не может прописаться у себя дома, его лишают возможности жить с семьей - женой и дочерью и он спивается. В итоге он теряет человеческий облик: «цель - провести день и напоить друзей алкоголем, точнее, забыть об этом мире...».

Хотя Умрзак пережил трагедию из-за гнета советской системы, он глубоко скорбит о своей украденной Родине, о своем народе, который держит ее как нация, сокрушается об ущербе, нанесенном природе, и понимает жизнь человека в гармонии с природой. Синий цвет, к которому стремился Умрзак - символ свободы и независимости. Вода - это жизнь, источник жизни, а рыбы - это люди, свободно живущие в ней, а море - это Родина. Эпиграф в повести: «Нединг не тату? Суу тату» — алтайская мудрость, являющаяся знаком того, что вода имеет божественную силу у тюркских народов.

В одном из интервью Шукура Холмирзаева мы узнаем о причинах создания произведения исходя из вопросов и ответов по повести «Синее море»:

«-...Мне пришло на ум высказывание Чингиза Айтматова: «Победитель не может быть героем». Но, к сожалению, были времена, когда из завоевателей и неверующих делали «богов», и весь народ становился его рабом.

- Если не ошибаюсь, создание образа Ивана Ивановича - Умрзака в вашем рассказе «Синее море» тоже было отсылкой к этому периоду?

- Я согласен с вами. Говорят, смерти злу не бывает. Люди, верящие в этот смысл, всегда завистливы, не верят ни в одну эпоху и жили чужими среди бедняков... Человек отделен от природы, точнее, от жизни в гармонии с природой...

Потому что он потерялся...

...Когда мы сидели и разговаривали с алтайцами... бедняки плакали: «Мой потерянный народ. «Вымирающий...» - язаплакал, услышав их слова. Суть вторжения в этом... Всегда. Мы можем быть «прекрасным» примером этого». [7,7].

Русское вторжение - это великая трагедия, которую пережил узбекский народ в недавнем прошлом. Суть трагедии заключалась в вторжении на всю страну, насильственном завладении ее материальными и духовными богатствами и отвлечении ее народа от его идентичности.

Под видом дружбы народов Советская власть проводила политику сильной русификации, то есть вторжения. Герой повести «Синее море» не был лишен «благословения» той политики. Его язык также неоднозначен:

«- Ой, Маркоп, картошка, капуста! - сказал он. Потом он посмотрел на нас и объяснил: Есть ли какая-нибудь еда или предмет, который он мог бы привезти с Алтая и которые они не могут назвать по-русски. Например, «соат» это «часы», «жугори» называют «кукуруза»...». Даже имя и язык героя не чисто национальное - Умрзак Иван Иванович.

«Ёлчибой», — я взял его за руку... Потом спросил: Почему Иван Иванович? Ваши предки родственники русских?

- Ой! - он машет рукой. - Нет. Мы шаманы, кам... Алтай. Турки... А наших мало... Осталось всего шестьдесят тысяч! Угу! Я с ним говорю по-русски... Мы исчезнем.

Мы вымирающий народ...». [7,7].

Значит, Умрзак боролся за сохранение своего народа как целой нации от зла вторжения и насилия и попал в такую ситуацию. Это и то, что упомянутые Умрзаком ценности свойственны узбекскому народу, и то, что «Голубое озеро», к которому стремится герой, - это

Аральское море, и что его трагедия - это не только трагедия алтайского народа, но и то, что также трагедия всех народов Приаралья.

Вернее было бы сказать, что цель Шукура Холмирзаева при написании этой повести -показать все трагические последствия русского вторжения через образ жизни представителя одного народа.

Нарушение гармонии человека и природы писатель отражает в образе Умрзака, вкусившего соль противоестественной реальности.

Герой повести «Синее море» не из разряда героев других произведений, изображающих жизненные трагедии. Отличие от них в том, что Иван Иванович не понимает причины национальной трагедии и всеми силами пытается преодолеть эту трагедию силой воли. Он прекрасно знает, что если язык, религия и ценности нации будут уничтожены, то эта нация исчезнет как нация. Даже в этом случае он считает своим профессиональным и сознательным долгом внести свой маленький вклад, чтобы вернуть людей, потерявших свою идентичность.

И он переживает за разрушенную родину, свою отравленную природу, он собирает своих национальных детей для сохранения забытых национальных традиций и ценностей, пытается пробудить в их сердцах национальные чувства.

Эти мысли Чингиза Айтматова, великого писателя тюркских народов, еще раз подтверждают судьбу национальных народов в нашей новейшей истории под властью советов и эволюцию в сторону забывания идентичности в сознании людей, даже интеллигенции:

«Куда бы коварная судьба ни забросила рабов, которых мы вскормили сырым молоком, в любой уголок мира, одно место всегда пригласит человека в свое лоно. Имя этому месту называется Родина. Где бы мы ни находились, мы, вернёмся на землю, где пролилась наша пуповинная кровь.

Правда, еще недавно, во времена правления Шуры, мы пытались воспитать себя в духе песни, ставшей лозунгом, и убедить себя в этом. Как будто:

«Мой адрес — ни дом, ни улица,

Мой адрес - Советский Союз» [5,7].

Ш. Холмирзаев смог впитать в историю «Синего моря» национальную боль XX века не только алтайского народа, не только узбекского народа, но и многих народов Советского Союза. Повесть Ш. Холмирзаева является одним из достижений узбекской прозы конца 20 века.

В своей статье «Умрет ли литература?» Шукур Холмирзаев пишет: «Изначальная, вечная цель литературы — просвещение, т.е. привлечение людей к добру, ведение их к высшему свету». Писатель доказал, что главным предметом литературы является человек, что все его сложности, добро и зло необходимо правдиво освещать в художественном произведении.

Время, автор человеческих трагедий, не делает причиной (виновной) только тоталитарную систему. «...Я бы не сказал так... Я бы сказал, что мы жили в неестественной системе... Жить в гармонии с природой - это ЕСТЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ! А это значит жить по Законам Природы и Жизни... И общество, в котором мы жили... пошло по совершенно противоестественному пути, и в конце концов оно было проклято, оскорблено, презираемо, показное и напыщенное. Так и должно быть» [4,30],— говорит писатель в одном из интервью.

По словам Шукура Холмирзаева, главный предмет литературы - это человек, и все его сложности, хорошие и плохие, должны быть правдиво освещены в художественном произведении. Писатель придает вечную жизнь произведению, художественно раскрывая главную проблему литературы, то есть сложный вид, называемый человеком, раскрывая его тайные, скрытые стороны.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Норматов У. Обнадеживающие принципы./ Умидбахш тамойиллар. Ташкент: "Маънавият", 2000. -112 с.

2. Рахимов И. Ментальный анализ и творчество/ Рух,ий тах,лил ва ижод. //" Узбекистан адабиёти ва санъати ", 1993, 16 июля, выпуск 29.

3. Тавалдиева Г.Н. Шукур Холмирзаев ижодида вокеликни бадиий идрок этиш принциплари. Монография. Ташкент, «Тафаккур томчилари», 2021. -147с.

4. Тошбой О., Холмирзаев Ш. Чего бы вы ни пожелали, вы это получите./ Х,ар не истарсен, узингда жам эрур//Журнал «Саодат», 1992, номера 2-3, стр. 30.

5. Чингиз Айтматов, Мухтар Шоханов. Оплакивание охотника, оставшегося на вершине/ Чуккида колган овчининг ох,и-зори. «Шарк», 1998, стр. 7.

6. Шукур Холмирзаев. "Родной Хорезм" /Хоразм, жонгинам (рассказ) https://ziyouz.uz/ozbek-nasri/shukur-xolmirzayev/shukur-xolmirzayev-xorazm-ionginam-hikoya/

7. Шукур Холмирзаев. "Синее море" /Кук денгиз (рассказ) https://ziyouz.uz/ozbek-nasri/shukur-xolmirzayev/shukur-xolmirzayev-kok-dengiz-hikoya/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.