Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ГЕОГРАФИЯ / ШКОЛА / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Наумович Анастасия Андреевна, Наумович Екатерина Андреевна

В статье рассматриваются перспективы развития школьного туризма в Республике Карелия и возможности внедрения его элементов в школьную программу по географии. В качестве методов исследования были применены анализ, синтез, сравнение. Статья представляет интерес как для представителей туристской индустрии, так и для образовательных учреждений.Ключевые слова: школьный туризм,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF SCHOOL TOURISM IN THE REPUBLIC OF KARELIA

This article discusses the prospects for the development of school tourism in the Republic of Karelia and the possibility of introducing its elements into the school curriculum in geography. The following research methods were used: analysis, synthesis, comparison. The article is of interest both for representatives of the tourism industry and for educational institutions.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ»

Студенческий научный электронный журнал StudArcticForam

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

о

https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х

https://petrsu.ru

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

2022. Т. 7, № 1

Главный редактор

И. М. Суворова

Заместитель главного редактора

А. А. Малышко

Редакционный совет

С. В. Волкова М. И. Зайцева Г. Н. Колесников В. С. Сюнёв В. А. Шлямин

Ответственный секретарь

П. С. Воронина

Редакционная коллегия

А. Ю. Борисов Р. В. Воронов Т. А. Гаврилов Е. О. Графова Л. А. Девятникова

А. А. Ившин А. А. Кузьменков

Е. Н. Лузгина Ю. В. Никонова М. И. Раковская А. А. Скоропадская Е. И. Соколова И. М. Соломещ А. А. Шлямина

Службы поддержки

Е. В. Голубев А. А. Малышко

Издатель

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Адрес редакции

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», 2012—2022

PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY

©

https://petrsu.ru

Scientific journal StudArctic Forum

https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х

Scientific journal

StudArctic Forum

2022. Vol. 7, No. 1

Editor-in-Chief

Irina M. Suvorova

Deputy Editor-in-Chief

Anton A. Malyshko

Editorial secretary

Polina S. Voronina

Editorial Council

Svetlana V. Volkov Maria I. Zaitseva Gennadiy N. Kolesnikov Vladimir S. Syunev Valery A. Shlyamin

Editorial Team

Alexey Yu. Borisov Roman V. Voronov Timmo A. Gavrilov Elena O. Grafova Lyudmila A. Devyatnikova

Alexander A. Ivshin Alexander A. Kuzmenkov Elena N. Luzgina Yulia V. Nikonova Marina I. Rakovskaya Anna A. Skoropadskaya Evgeniya I. Sokolova Ilya M. Solomeshch Anastasia A. Shlyamina

Support Services

Evgeniy V. Golubev Anton A. Malyshko

Publisher

© Petrozavodsk State University, 2012—2022

Address

33, Lenin av., 185910 Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia Е-mail: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© Petrozavodsk State University, 2012—2022

Студенческий научный электронный журнал StudArcticForum

ПЕТРОЗАЕ

УДК 338.48

Образование и педагогические науки

Анастасия Андреевна

НАУМОВИЧ

магистратура, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация),

naumovich@petrsu. ru

Екатерина Андреевна

НАУМОВИЧ

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация), katyanaumovitch@yandex. ru

Возможности развития школьного туризма в Республике Карелия

Научный руководитель:

Кравцова Татьяна Сергеевна Рецензент: Е. И. Соколова Статья поступила: 28.03.2022; Принята к публикации: 28.03.2022;

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития школьного туризма в Республике Карелия и возможности внедрения его элементов в школьную программу по географии. В качестве методов исследования были применены анализ, синтез, сравнение. Статья представляет интерес как для представителей туристской индустрии, так и для образовательных учреждений.

Ключевые слова: школьный туризм, география, школа, детский туризм

Для цитирования: Наумович А. А., Наумович Е. А. Возможности развития школьного туризма в Республике Карелия // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 1. С. 33—35.

В настоящий момент сфера туризма является одной из самых быстрорастущих и прибыльных отраслей экономики и развивается динамично. В 2019 году Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Среди целей данной стратегии значится продвижение конкурентных туристских продуктов, в том числе и в сфере детского туризма. Одним из видов детского туризма является школьный туризм, особенностями которого являются развитие внутреннего, въездного, а также детского туризма в России. В Республике Карелия много туристических объектов для показа, но при этом туристический поток не имеет быстрого темпа развития. Именно поэтому в данной статье авторы рассмотрят возможности внедрения школьного туризма в Республике Карелия в школьную программу по географии для обучающихся 5—9 классов.

География в основной школе (согласно Федеральному государственному образовательному стандарту Основного общего образования) изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 280, из них 35 часов в 5-6 классах и по 70 часов в 7-9 классах. Курс географии в школьной программе разделен на тематические блоки:

1. С 5 по 7 класс изучается блок «География Земли», который делится на подблоки «География. Начальный курс» и «География материков и океанов»;

2. С 8 по 9 класс изучается блок «География России» [Денисова: 6].

Авторы провели анализ рабочей программы предметной линии «Сфера» и сформировали рекомендации, позволяющие внедрить элементы школьного туризма в определенные тематические разделы.

В самом первом блоке «География Земли», который начинает свое знакомство с наукой географией, обучающиеся приобретают знания об общих закономерностях развития планеты Земля и об особенностях формирования ее частей: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Также обучающиеся знакомятся с некоторыми составляющими страноведения. Например, как проживают люди в разных природных зонах и чем они занимаются.

В качестве ознакомления и закрепления полученных знаний по теме «литосфера»

школьной группе можно предложить экскурсию на урочище «Чертов стул», который является геологическим памятником природы и находится на южном склоне горы Большая Ваара - бывшего вулкана. В течение экскурсии обучающиеся смогут на наглядном примере ознакомиться с геологической и вулканической деятельностью в Республике Карелия. Также в ходе изучения этой темы обучающиеся могут посетить горный парк «Рускеала». который находится в Сортавальском районе. Основа комплекса - бывший мраморный карьер, заполненный водой. В ходе экскурсии можно рассказать о том, как формировался этот карьер, мрамор каких цветов представлен в карьере (пепельно-серый, серо-зеленый, белый и бело-сине-серый). Также экскурсия в этот парк может стать основой разработки бинарного урока между историей и географией, или изобразительным искусством и географией. После изучения темы «климат» обучающиеся могут посетить экскурсию по аэрологической станции в Петрозаводске. Там они смогут больше узнать о гидрометеорологических исследованиях и аппаратах, на которых проводятся эти исследования.

Далее идет один из самых обширных блоков - «География России». При изучении этого блока обучающиеся подробнее изучают природные зоны России, население и хозяйство страны. Благодаря этому блоку происходит формирование целостного образа Родины.

Для более подробного и наглядного ознакомления с природой Карелии, обучающиеся могут воспользоваться экскурсиями Ботанического сада Петрозаводского государственного университета. Там находится большое количество видов растительности, произрастающей в Карелии, Сибири и Дальнем Востоке. Также для подробного ознакомления с природой разных зон можно предложить экскурсию на гору Кивакка, которая находится в Национальном парке «Паанаярви». Поднимаясь к вершине горы, школьники пройдут через три природные зоны: тайгу, лесотундру и тундру (на самой вершине). Также для изучения экономических разделов данного блока рекомендуется посещать экскурсии на предприятия и производства. Производственная компания «Ягоды Карелии» организует экскурсии по своему заводу. В ходе экскурсии обучающиеся могут продегустировать варенье из карельских ягод (вспомнить природу Карелии), а также понаблюдать за производственным процессом. Также можно посетить Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат -крупнейший комбинат в мире по производству небеленой мешочной бумаги. В ходе экскурсии обучающиеся узнают о профессиях и специальностях, которые реализуются на предприятии, увидят работу завода изнутри и познакомятся с выпускаемой продукцией.

На данный момент авторы разрабатывают экскурсионные маршруты и методы продвижения туризма в Республике Карелия (в том числе Сортавальском районе РК) в рамках Программы поддержки прикладных научных исследований и разработок студентов и аспирантов ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», поддержанной грантом Фонда венчурных инвестиций Республики Карелия. Грамотно разработанные и реализованные экскурсионные программы и туры в рамках школьного туризма могут привлечь школьников к туристской деятельности и организовать их внеурочную деятельность с пользой, т.к. ученики узнают не только новую информацию, но и закрепят уже изученный материал новыми интерактивными методами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Денисова Д. А. Место познавательного туризма в школьном курсе географии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 3. С. 4—10.

Education and teaching science

Anastasia A. NAUMOVICH

magistracy, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation),

naumovich@petrsu. ru

Ekaterina A. NAUMOVICH

bachelor, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation),

katyanaumovitch@yandex. ru

Opportunities for the development of school tourism in the Republic of Karelia

Scientific adviser:

Tatyana S. Kravtsova Reviewer: E. Sokolova Paper submitted on: 03/28/2022; Accepted on: 03/28/2022;

Abstract. This article discusses the prospects for the development of school tourism in the Republic of Karelia and the possibility of introducing its elements into the school curriculum in geography. The following research methods were used: analysis, synthesis, comparison. The article is of interest both for representatives of the tourism industry and for educational institutions.

Keywords: school tourism, geography, school, children's tourism

For citation: Naumovich A., Naumovich, E. Opportunities for the development of school tourism in the Republic of Karelia. StudArctic Forum. 2022; 7(1): 33—35.

REFERENCES

Denisova D. A. The place of cognitive tourism in the school geography course // Historical and socio-educational thought. 2015. No. 3. P. 4—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.