УДК 376.1
Тверская Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой логопедии,
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Olga N. Tverskaya
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chief of the Department of Speech Therapy
Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia,
e-mail: [email protected]
POTENTIAL OF DEVELOPING DISABLED CHILD'S READINESS FOR SELF-ACTUALIZATION IN THE PROCESS OF EDUCATION
Аннотация. В статье освещаются вопросы обновления содержания обучения и воспитания детей с ОВЗ в аспекте идей инклюзивного образования. Рассматривается понятие «готовность к самореализации ребенка с ОВЗ» в контексте взаимосвязи основных категорий общей и специальной педагогики.
Ключевые слова: самореализация; готовность к самореализации ребенка с ОВЗ; компенсация; адаптация; социализация; реабилитация; коррекция; компенсаторный механизм; интеграция; инклюзия.
Abstract. Analyzing the principle ideas of inclusive education, the author highlights questions of updating the content of education and the syllabus for disabled children. The concept of «disabled child's readiness for self-actualization» is reviewed in the context of interconnections between the core categories of General and Special education sciences.
Key words: self-actualization; disabled child's readiness for self-actualization; compensation; adaptation; socialization; rehabilitation; correction; compensatory mechanism; integration; inclusion.
Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обозначены такие, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость
© Тверская О.Н., 2014
дискриминации в сфере образования, принцип свободы выбора путей получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).
В ст. 5 указанного закона подчеркивается, что в целях реализации права каждого человека на образование должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, а также социального развития этих лиц. Обеспечение условий возложено на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, под которым понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Таким образом, образовательный процесс на современном этапе развития общества можно представить как «процесс саморазвития, самореализации, самоопределения человека, направляемый императивами гуманистического содержания и характера» (Степашко Л.А., 1999).
Перед институтами образования в отношении детей с ОВЗ стоит задача, которая в гуманистической интерпретации может быть сформулирована следующим образом: возвышение ребенка с проблемами до единой человеческой сущности, создание оптимальных условий для наиболее полного самоосуществления, саморазвития и самораскрытия личности учащегося (Линьков В.В., 1999).
Педагогическая активность в отношении таких детей должна быть направлена на более полную их самореализацию и социализацию, на максимально возможное включение их в жизнь общества и социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их существования (И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга).
Необходимым условием для этого является формирование у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, готовности к овладению новым содержанием коррекционно-развивающей работы. Вот почему в задачу нашего исследования входило рассмотрение понятия «готовность к самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Мы определили готовность как устойчивое интегральное качество личности ребенка с ОВЗ, позволяющее ему активно относиться к окружающему миру и самому себе, несмотря на имеющиеся нарушения развития, проявляющееся в возможности самореализации в различных видах деятельности. Такой подход позволил нам рассматривать «готовность к самореализации» в качестве одного из компенсаторных механизмов, обеспечивающих максимально возможную для
данного ребенка интеграцию в общество, в контексте взаимосвязи основных категорий общей и специальной педагогики («компенсация», «адаптация», «социализация», «реабилитация», «коррекция») [1; 3].
Теоретический анализ исследований по данной проблеме позволил сформулировать основные положения для разработки концептуальных подходов к реализации практических аспектов развития готовности к самореализации ребенка с ОВЗ. Обратимся к концептуальным положениям.
1. Потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности «вписаться» в мир, найти в нем собственное место и быть принятым, являются двумя основными потребностями, в которых осуществляется основной план саморазвития человека.
2. Развитие ребенка с ОВЗ подчиняется общим законам формирования психики и личности человека, что позволяет говорить о наличии у него способности к саморазвитию, самореализации.
3. Наличие специфических закономерностей развития ребенка с ОВЗ определяет специфику процесса его самореализации, который в значительной степени опосредован природными (в том числе первичный дефект, тяжесть нарушения и время его возникновения) и социальными (включая направления проявления «социального вывиха») факторами, что, безусловно, требует создания специальных дополнительных условий для развития готовности к самореализации.
4. Для детей с ОВЗ существует необходимость в постоянном компенсационном механизме социализации, поэтому мы предполагаем, что процесс самореализации, понимаемый как «творчество самого себя и своего мира», как «обладание «материалом» своего собственного бытия», может быть отнесен к компенсаторным механизмам социального развития и процесса социализации детей с ОВЗ
5. Развитию готовности к самореализации и компенсации на психологическом уровне свойственно протекание на одних и те же уровнях осознанности, они опираются на идентичные механизмы. Это позволяет сделать вывод о возможности их активного использования для оптимизации компенсаторных процессов у детей с нарушениями в развитии в ходе реализации реабилитационных мероприятий. Кроме того, возможно объединение процессов решения обеих задач, учитывая общность целей образовательного и реабилитационного процессов.
6. На социально-психологическом уровне критерием успешности компенсации является «качество жизни», в компонентный состав которого входит самореализация, а это значит, что от варианта самореализации (благоприятный - неблагоприятный) зависит успешность компенсации.
7. На современном этапе развития общества, несмотря на некоторые ограничения, на социальном уровне компенсации имеются предпосылки для
успешной компенсации нарушений у детей с ОВЗ на основе идеи развития готовности к самореализации.
8. Психическую адаптацию как процесс оптимального соотношения личности и окружающей среды следует рассматривать как важный фактор личностного развития, в том числе и готовности к самореализации. Следовательно, в процессе коррекционно-развивающей работы необходимо содействовать формированию оптимальных взаимоотношений личности ребенка с ОВЗ с окружающей средой.
9. В процессе реабилитации и коррекции возможно эффективное развитие готовности ребенка с ОВЗ к самореализации, так как принципы и условия организации реабилитационного и коррекционного процесса, их формы, отдельные методы, технологии, средства способствуют развитию готовности ребенка с ОВЗ к самореализации. Но происходит это в том случае, если в качестве целевой установки процесса реабилитации и коррекции выступает содействие наиболее полной самореализации ребенка и мотивация к постоянному самосовершенствованию.
10. Вариативность и уровневая организация реабилитационного процесса выступают основанием для выбора эффективных с точки зрения содействия самореализации детей социальных институтов, в которых осуществляется реабилитация, видов деятельности и характера отношений, а также наиболее адекватных для этого видов реабилитации в соответствии с проблемами, потребностями и возможностями ребенка с ОВЗ и его семьи.
11. Учитывая характер модально-неспецифических закономерностей развития детей с ОВЗ (в частности, разнообразные затруднения в сфере общения, деформация системы отношений ребенка с ближайшим окружением, более высокая вероятность появления разнообразных личностных дисгармоний и др.), а также структуру готовности в личностном аспекте к какому-либо виду деятельности, куда входит эмоционально-волевой компонент и общность протекания процессов на одних и тех же уровнях осознанности, с опорой на идентичные механизмы компенсации на психологическом уровне и формирования готовности к самореализации, считаем, что методы психологической реабилитации детей с ОВЗ могут также обеспечивать развитие их готовности к самореализации.
Теоретическим результатом исследования выступает определенный нами компонентный состав готовности детей с ОВЗ к самореализации, а также разработанные критерии уровней сформированности готовности к самореализации.
Обобщенная характеристика компонентов готовности к самореализации детей с ОВЗ и критериев уровней сформированности готовности представлена в таблице [2; 3].
Критериальные характеристики уровней готовности детей с ОВЗ к самореализации
Компоненты готовности Уровни готовности к самореализации детей с ОВЗ
Критерии Низкий (не выражена) Средний (выражена) Высокий (ярко выражена)
Мотивацион- Внимание Внимания Избирательное Устойчивое
ный к вопросу к вопросу внимание внимание
и внутрен- самореализации к вопросу к вопросу
няя нет; ценностное самореализации самореализации,
необходи- отношение в определенных понимание
мость к вопросу сферах необходимости
(потреб- самореализации самореализации,
ность) отсутствует наличие
в самореа- устойчивой
лизации потребности в этом
Знаниевый Знания Знания Знания Знания
о индивидуальных об индивидуальных особенностях своей о индивидуальных особенностях своей о индивидуальных особенностях
особенно- личности, в том личности, в том своей личности,
стях своей числе числе в том числе
личности, и обусловленных и обусловленных и обусловленных
в том числе заболеванием, заболеванием, заболеванием,
и обуслов- отсутствуют или общие глубокие
ленных заболева- поверхностные
нием
Знания Знания о феномене Знания о феномене Знания
о феномене самореализации самореализации о феномене
самореали- отсутствуют или поверхностные; самореализации
зации поверхностные, нет имеется осознание достаточные;
и осозна- осознания себя себя активным имеется
ние себя активным субъектом осознание себя
активным субъектом самореализации активным
субъектом самореализации в отдельных сферах субъектом
самореали- самореализации
зации
Компоненты готовности Уровни готовности к самореализации детей с ОВЗ
Критерии Низкий Средний Высокий (ярко
(не выражена) (выражена) выражена)
Знания Знания Наличие отдельных Наличие
о возмож- о возможности знаний систематических
ности самореализации и представлений знаний
самореали- и об условиях о возможности и представлений
зации ее достижения самореализации о возможности
и об усло- в ситуации и о некоторых самореализации
виях нарушенного условиях и об условиях
ее дости- развития ее достижения ее достижения
жения отсутствуют в ситуации в ситуации
в ситуации нарушенного нарушенного
нарушен. развития развития
развития
Процессуаль- Умение Умение Умение Умение
но- конструк- конструктивно конструктивно конструктивно
деятельност- тивно общаться общаться общаться
ный общаться со сверстниками со сверстниками со сверстниками
со сверст- (здоровые, с ООП) (здоровые, с ООП) (здоровые,
никами и взрослыми и взрослыми с ООП)
(здоровы- не сформировано, частично и взрослыми
ми, с ООП) наблюдается сформировано, сформировано
и взрослы- стремление наблюдаются
ми к одиночеству или избегание контактов трудности в общении с незнакомыми людьми
Умение Умение активно Умение активно Умение активно
активно включаться включаться включаться
включаться в доступные виды в некоторые в доступные виды
в деятель- деятельности доступные виды деятельности
ность отсутствует деятельности сформировано сформировано
Умение Умение Умение Умение
осуществ- осуществлять осуществлять осуществлять
лять самореализацию самореализацию самореализацию
самореали- на основе на основе на основе
зацию планирования планирования планирования
на основе и рефлексивного и рефлексивного и рефлексивного
планирова- анализа своей анализа своей анализа своей
ния деятельности деятельности деятельности
и рефлек- отсутствует наблюдается сформировано
сивного в определенных
анализа сферах
своей
деятель-
ности
Компоненты готовности Критерии Уровни готовности к самореализации детей с ОВЗ
Низкий (не выражена) Средний (выражена) Высокий (ярко выражена)
Эмоционально-волевой Отношение к себе, уровень притязаний Заниженная оценка своих возможностей, низкий уровень притязаний, объясняемый болезнью, неуверенность в своих силах, беспомощность Самооценка не всегда адекватна, нестабильное эмоциональное состояние Адекватная оценка своих возможностей
Отношение к другим Отношение к близким взрослым потребительское, иногда агрессивное Отношение к близким взрослым доброжелательное, ориентация на их мнение Отношение к другим доброжелательное
Уровень тревожности Высокий уровень тревожности Повышенный уровень тревожности Низкий уровень тревожности, его повышение в незнакомой ситуации общения или новых видах деятельности
Рефлексивный Рефлексив ный анализ своей деятельности Рефлексивную деятельность осуществлять не умеет, потребность в самоанализе отсутствует, дает неадекватную оценку своей деятельности; внешние обстоятельства (чаще всего болезнь) рассматриваются как причина личных неудач При внешнем побуждении рефлексивная деятельность осуществляется, часто затрудняется в адекватной оценке своей деятельности, занижает свои возможности; причины достижений иногда осознает как результат собственных усилий, причины неудач осознает как результат влияния внешних обстоятельств (чаще всего болезнь) Рефлексивную деятельность осуществляет, устойчивая потребность в самоанализе, понимание его значимости; адекватная оценка своей деятельности; практически всегда объективный анализ причин собственных достижений и неудач
Практическими результатами нашего исследования являются:
1) разработка и внедрение в процесс профессиональной подготовки студентов педвузов программы спецкурса «Развитие готовности к самореализации детей с ОВЗ»;
2) разработка программы семинаров-практикумов по данной проблеме для повышения квалификации педагогов;
3) создание методических рекомендаций по оптимизации взаимодействия образовательных учреждений с родителями детей с ОВЗ.
Перспективным нам представляется также включение материалов исследования в программы подготовки и переподготовки специалистов, оказывающих непосредственную помощь ребенку с ОВЗ и его семье.
Считаем целесообразным дальнейшее рассмотрение следующих вопросов в рамках проблемы развития готовности детей с ОВЗ к самореализации:
- специфика развития готовности к самореализации детей с ОВЗ в различных видах деятельности;
- разработка организационно-функциональных моделей развития готовности к самореализации детей с различными с нарушениями развития;
- создание программ, инновационных методик развития готовности детей с ОВЗ к самореализации в контексте гуманистической образовательной парадигмы;
- формирование готовности специалистов (учителей, дефектологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов и др.) к стимулированию самореализации детей с ОВЗ и разработка методологических и организационных основ по этой проблеме.
Список литературы
1. Назарова Н.П. Специальная педагогика и специальная психология: современные методические подходы: коллективная моногр. / под ред. Т.Г. Богдановой, Н.М. Назарова. - М.: ЛОГОМАГ, 2013. - 336 с.
2. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе: Концепция и опыт реализации: моногр. -М.: Флинта: Наука, 2001. - 230 с.
3. Тверская О.Н. Развитие готовности к самореализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях семейного воспитания: моногр. - Пермь, 2010. - 196 с.