Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕДИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НОАК В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕДИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НОАК В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
433
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР / НОАК / ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КНР / ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КНР / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ КНР / ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НЕВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ ПУНКТОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубровский Иван Родионович, Никулин Максим Андреевич

Эволюция взаимодействия Китая с международной средой привела к повышению значимости зарубежных интересов, для защиты которых требуются качественные перемены в военном инструментарии КНР. Модернизация китайской армии кроме расширения материальных возможностей привела к наращиванию экспедиционного потенциала. Предлагаемая статья посвящена выявлению возможностей НОАК проецировать мощь в стратегически важные регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT SCOPE OF THE CHINESE PEOPLES’ LIBERATION ARMY EXPEDITION POTENTIAL

The evolving interaction of China and the international environment resulted in increased importance of foreign interests, which induces China to make qualitative changes in its military instruments. Modernization of the Chinese army, apart from expanding its material might, also increased its expeditionary potential. The paper offered to the reader focuses on highlighting the ability of China’s People’s Liberation Army (PLA) to project its might to strategically important regions.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕДИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НОАК В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ»

Возможности развития экспедиционного потенциала НОАК в контексте военной модернизации

И.Р. ДУБРОВСКИМ М.А. НИКУЛИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Эволюция взаимодействия Китая с международной средой привела к повышению значимости зарубежных интересов, для защиты которых требуются качественные перемены в военном инструментарии КНР. Модернизация китайской армии кроме расширения материальных возможностей привела к наращиванию экспедиционного потенциала. Предлагаемая статья посвящена выявлению возможностей НОАК проецировать мощь в стратегически важные регионы.

The evolving interaction of China and the international environment resulted in increased importance of foreign interests, which induces China to make qualitative changes in its military instruments. Modernization of the Chinese army, apart from expanding its material might, also increased its expeditionary potential. The paper offered to the reader focuses on highlighting the ability of China's People's Liberation Army (PLA) to project its might to strategically important regions.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Внешняя политика КНР, НОАК, военный потенциал КНР, военно-морские силы КНР, военно-воздушные силы КНР, экспедиционные возможности, зарубежные интересы, невоенные операции, модель стратегических опорных пунктов.

China's foreign policy, PLA, China's military potential, China's Navy, China's Air Force, expeditionary possibilities, foreign interests, nonmilitary operations, model of strategic strong points.

ДОСТИЖЕНИЯ Китаем позиций крупнейшей экономики в мире, ведущей промышленной державы и конкурента США в борьбе за лидирующие позиции в мировой системе предопределили расширение и усложнение специфики национальных интересов, которые стали иметь глобальный характер. Расширяющиеся интересы побудили китайское военно-политическое руководство инвестировать в широкий спектр военных возможностей, которые позволят НОАК стать более гибкой и эффективной на оперативном просторе, выходящем далеко за пределы границ Китая.

Военная модернизация, начатая КНР во второй половине 1990-х, в 2020 году достигла важного рубежа — НОАК закончила процесс механизации и добилась значительного прогресса в информатизации и улучшении стратегических возможностей. Хотя военная составляющая китайской внешней политики не применяется столь часто, как экономический и дипломатический инструментарии, реалии китайского долгосрочного военного планирования имеют амбициозный характер: к 2035 году предполагается в основном завершить модернизацию национальной обороны и вооруженных сил (ВС) с перспективой создания к 2049-му из НОАК армии мирового класса.

В связи с этим уместно выдвинуть две исследовательские проблемы. Первая — анализ того, как объективно возросшее участие Китая в делах международной безопасности отражается на способности китайских вооруженных сил действовать за пределами границ Китая, обеспечивая военную защиту расширяющихся китайских глобальных экономических и политических интересов. Вторая — изучение наиболее вероятных сценариев применения экспедиционной компоненты ВС КНР, которые можно выявить, опираясь на комплекс индикаторов оперативно-стратегического и оперативно-тактического уровней.

Концептуальная модель исследования базируется на системном

подходе и позволяет рассматривать экспедиционный потенциал армии как производную набора индикаторов оперативно-стратегического и оперативно-тактического уровней. Под оперативно-стратегическим звеном подразумевается сумма разнородных действий, направленных на достижение выдвинутой стратегией цели, а под оперативно-тактическим уровнем — серия мероприятий, соответствующая требованиям и методам достижения стратегической цели1. Среди индикаторов первого уровня авторы выделяют обогащение доктринальных основ НОАК, корректировку оперативно-стратегических задач каждого вида ВС КНР как категорий, обслуживающих единую стратегию, подчиненную потребности проведения интегрированных, многофункциональных операций высокоинтенсивного характера. На оперативно-тактическом уровне авторы выделяют переменные создания централизованной системы командования и управления, модификации организационно-штабной структуры тактических единиц НОАК, расширения и модернизации воздушных и военно-морских средств доставки, а также решения проблемы с логистическим обеспечением, сковывающей организационные возможности целевых групп. На основе анализа образа действия КНР (специфики невоенных операций, расширения средств доставки и апробации модели страте-

гических опорных пунктов) авторами исследуются сценарии экспедиционных операций и роль каждого вида ВС в их осуществлении. Эти сценарии включают военные операции, отличные от войны (МООТШ), операции против вмешательства в зоны зарубежных интересов и боевые операции за рубежом.

В рамках исследования проблемы проецирования военной силы за рубеж под «экспедиционным потенциалом» авторы понимают способность оперативно развертывать общевойсковые части, формировать благоприятные условия, использовать успех и закреплять тактические достижения2. При этом стоит оговориться, что в китайском политическом дискурсе и военной стратегии отсутствует детально проработанная трактовка данного термина. В отличие от США, которые обладают военным присутствием практически в каждом регионе мира3, китайская стратегическая культура не тяготеет к артикуляции своей военной силы, а военная мощь отражает по своей сути политический характер, особенно с учетом давнего принципа невмешательства Китая4. Дискуссии

Зарубежные интересы Китая в кот

Если оттолкнуться от сентенции классика военной мысли Карла фон Клаузевица «Война — это продолжение политических отношений при вмешательстве иных средств»7, то безусловным становится посыл, что любое применение вооруженных сил является продолжением политического курса государства. Соответственно, при изучении комплекса оперативно-тактических мероприятий НОАК необходимо определить, какие явления политической действительности военно-политическое руководство КНР интерпретирует как угрозы безопасности, а также какие цели оно ста-

об окончательном утверждении интерпретации «экспедиционных возможностей» в Китае носят в большей степени академический и экспертный характер5. Наиболее близкое определение данного термина, которое можно встретить в Словаре НОАК, звучит как «стратегическая доставка» [^^ЙЖ]. Под этим понимается «всестороннее использование всех видов военного транспорта и подразделений для доставки военной силы в боевую или кризисную ситуацию в целях достижения стратегической цели»6.

Стоит отметить, что экспедиционный потенциал как объект изучения имеет сложную природу: он является не столько производным материально-технического оснащения ВС, сколько результатом осмысления специфики угроз внешней среды и следующих за этим изменений в доктрине применения ВС, институциональной структуры ВС и тактических нововведениях. В целях выявления актуального состояния экспедиционного потенциала НОАК авторы проанализируют политическую обусловленность процесса наращивания потенциала проецирования военной мощи за рубеж.

ксте изменения военной стратегии

вит перед функциональными элементами национальной армии.

Следует отметить, что в целом наибольшее количество угроз с точки зрения КНР исходит из сопредельных регионов (Южно-Китайского моря, Восточно-Китайского моря, Корейского полуострова) и эти угрозы имеют историческую обусловленность. Традиционными для Китая можно считать проблему национального единства (вопрос независимости Тайваня) и наращивание военного развертывания и укрепления американоцентричных военных союзов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако при фокуси-

ровании на региональном уровне, где проблемы национальной безопасности КНР обостряются в связи с начавшейся турбулентностью мирополитичес-кой системы8, целесообразно выявить ряд новых угроз, которые выступают вызовом для развития военной стратегии. Для этого авторы обратились к Белым книгам КНР по национальной обороне, которые издаются с 1998 года по настоящее время (табл. 1). Данный

источник выступает открытой версией китайской военной доктрины. В силу того что различные варианты Белых книг затрагивают неодинаковую тематическую повестку, авторы сравнили один из самых статичных параграфов «Ситуация в области международной безопасности» на предмет интерпретации тех или иных явлений международной действительности в качестве угрозы национальной безопасности.

Таблица 1

Угрозы «новой эпохи» в китайской военной стратегии

1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2013 2015 2019

Международная стратегическая конкуренция ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Риски для безопасности в зонах зарубежных интересов ✓ ✓ ✓

Борьба с силами «трех зол» ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Локальные конфликты ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Военная модернизация ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Изменение характера войны ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Источник: составлено авторами на основе 1998^ФЯЮН^. ÖÄ^ [Белая книга по национальной обороне Китая. 1998 г.] / Ф^АЙ^ПНЯ^ШШ^^Й. URL: http://hprc. cssn.cn/wxzl/zfbps/zhefbpp/200909/t20090917_3959028.html (дата обращения: 04.11.2021); 2000 ^ФНЮН^. ÖÄ^[Белая книга по национальной обороне Китая. 2000 г.] / Ф^АЙ^П URL: http://www.gov.cn/zwgk/2005-05/26/content_1224.htm (дата обращения: 04.11.2021); «2002^ФЯЮН^})Й,Й^ [Белая книга по национальной обороне Китая. 2002 г.] // URL: http://www.81.cn/2017jj90/2011-01/06/content_7671717_2.htm (дата об-

ращения: 04.11.2021); {2004 [Белая книга по национальной обороне

Китая. 2004 г.] / URL: https://www.fmprc.gov.cn/ce/cegv/chn/zywjyjh/

t176681.htm (дата обращения: 04.11.2021); 2006^ФЯЮЯЙ' [Белая книга по национальной обороне Китая. 2006 г.] URL: http://www.gov.cn/zhengce/2006-12/29/

content_2615760.htm (дата обращения: 04.11.2021); «2008^ФЯЮЯШ>0.Й^ [Белая книга по национальной обороне Китая. 2008 г.] // ШФШ. URL: http://www.81.cn/2017jj90/2011-01/06/ content_7671720.htm (дата обращения: 04.11.2021); 2010^ФНЮН^. ÖÄ^ [ Белая книга по национальной обороне Китая. 2010 г.] / Ф^АЙ^ПИЯ^ШШ^^Й. URL: http://www. gov.cn/test/2011-03/31/content_1835465.htm (дата обращения: 04.11.2021); 2013^Ф^АЙ#^П HHföÖÄ^ [Белая книга по национальной обороне Китая. 2013 г.] / Ф^АЙ^^ЯЯ^ ШШ^^Й. URL: http://www.doczj.com/doc/94cdd33c9b6648d7c1c74670-22.html (дата обращения: 04.11.2021);

Белая книга по национальной обороне Китая. 2015 г.] // China Daily. 26.05.2015. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/interface/toutiao/1138561/2015-5-28/cd_20821000.html (дата обращения: 04.11.2021); [Белая книга 2019 г. «Национальная оборо-

на Китая в новую эпоху»] / URL: http://www.mnw.cn/news/

china/2182138.html (дата обращения: 04.11.2021).

Анализируя степень важности угроз, стоит отметить, что примечательным выглядит частое упоминание Китаем проблемы военной модернизации. Под ней подразумевается дисбаланс в военной мощи, который продуцируется, с одной стороны, появлением высокоточного оружия, применением в военной области искусственного интеллекта, больших данных, облачных вычислений и других современных технологий, а с другой — экстенсивным компонентом расширения функций и сфер деятельности вооруженных сил отдельных стран. В качестве актуального состояния в данной области КНР видит появление национальных армий с вооружением, пригодным для войны в пяти сферах: на суше, воде, в воздухе, космосе и киберпространстве.

Однако наибольшее значение в качестве детерминанты развития экспедиционного потенциала представляет собой осмысление китайским руководством угроз в зонах зарубежных интересов Значимость зарубежных интересов для национальной безопасности Китая начала возрастать с конца 1990-х годов, когда Председатель Цзян Цзэминь положил начало стратегии «выхода вовне» [^ Ж^], которая поощряла китайские предприятия осваивать международные рынки. Это изменило внешнеэкономическую модель — с опоры на экспорт она стала переходить к увеличению активов в транснациональных компаниях, через которые идет вывоз капитала для получения доступа к зарубежным природным ресурсам, и вложениям в непроизводительные отрасли экономики (в первую очередь в инфраструктуру). Вместе с этим спрос со стороны быстро развивающегося промышленного сектора вскоре превысил внутренние источники энергии и сырья. Для стимулирования роста китайским компаниям требовался надежный, безопасный импорт энер-

гии и природных ресурсов. Углубление участия Китая в мировой экономике также привело к постоянно растущему числу граждан, выезжающих за границу и проживающих там.

Впоследствии китайское правительство в 2000-х годах предоставило механизмы финансирования для содействия внешним инвестициям, отправки большего числа китайских граждан за границу и диверсификации энергетических ресурсов Китая по всему миру9. Интеграция Китая в глобальные производственные сети усилила его зависимость от международных морских путей10. В 2004 году Председатель КНР Ху Цзиньтао объявил о «Новых исторических миссиях», в которых впервые официально была сформулирована необходимость армии Китая развивать возможности для защиты зарубежных интересов и которые привели к первым шагам НОАК по развитию экспедиционных возможностей для поддержки военных операций за пределами Восточной Азии11. А уже в Белой книге по обороне 2013 года «зарубежные интересы стали неотъемлемой составляющей национальных интересов Китая», что справедливо и до настоящего момента12.

Провозглашение инициативы «Один пояс, один путь» в известной степени усилило экономическое вовлечение китайского капитала в зарубежные проекты. В проекты по данной инициативе с 2013 по 2020 год было направлено свыше 819 млрд долл. США прямых инвестиций из Китая. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) были направлены в более чем 30 тыс. фирм, осуществляющих деятельность в 164 странах. Среди них 43,1 % ПИИ приходятся на проекты, находящиеся за пределами макрорегиона Большой Восточной Азии13. Кроме капиталовложений основные образовательные профессиональные программы также стимулируют миграцию трудовой силы из Китая в страны — партнеры

по инициативе. На 2019 год количество граждан КНР, работающих за рубежом, составило 5,5 млн человек14. Данная тенденция в государствах с нестабильной политической ситуацией и слабо проработанной этнокон-фессиональной политикой приводит к негативным инцидентам15. Согласно Базе данных о местоположении и инцидентах вооруженных конфликтов (АСЬЕВ) за последнее десятилетие в странах Африки к югу от Сахары произошло более 150 инцидентов с применением насилия, в которых пострадали китайские граждане16.

Наряду с торгово-инвестицион-ным пулом зарубежных интересов особую значимость имеет фактор энергетической безопасности. С по-

Оперативно-стратегический уровень

Защита зарубежных интересов Китая является лишь одним из официально заявленных поводов наращивания способности проецировать вовне силу государства, но постановка такой цели приводит к серьезным стратегическим последствиям. Однако невозможно проанализировать степень военной мощи Китая без учета изменений в доктринальных основах. Тремя столпами китайской общевойсковой доктрины выступают доктрина активной обороны, концепция локальной войны в условиях информатизации и концепция народной войны.

Стратегия активной обороны сочетает стратегическую оборону с оперативным и тактическим наступлением с захватом оперативной инициативы. В политическом дискурсе в этой связи утвердилось образное обозначение данного принципа: [«мы не будем атаковать, если на нас не нападут, но если нападение произойдет, мы в долгу не останемся»]. Этот аспект подчеркивает эффективное использование наступательных дей-

ступательным ростом китайской экономики пропорционально растет и зависимость Китая от импорта энергоносителей. По данным Управления энергетической информации США, в 2020 году Китай импортировал рекордные 542,4 млн т сырой нефти, или 10,85 млн баррелей в сутки (более 69 % всей потребляемой нефти)17. Примерно 85 % импорта нефти18 и 90 % торговли19 в КНР проходит морским путем через Индийский океан, что делает Китай зависимым от стабильности на данных морских торговых линиях (БЬОС), безопасность которых обеспечивается ВМС других государств20. В условиях нарастающей конкуренции между США и КНР данный риск приобретает новое осмысление.

экспедиционного потенциала НОАК

ствий на оперативном и тактическом уровнях, избегая сильных сторон противника и концентрируясь на создании асимметричных преимуществ, чтобы «превратить то, что уступает, в то, что превосходит»21.

К 2002 году Центральный военный совет (ЦВС) официально заменил «локальную войну в условиях высоких технологий» на «локальную войну в условиях инфор-

матизации», чтобы справиться с меняющимися характеристиками ведения боевых действий в настоящем и будущем22. Концепция локальной войны имеет два измерения. С одной стороны, она указывает на возросшую материальную и технологическую основу войны. С другой, акцентирует внимание на том, что война контролируется в пределах локального диапазона, где пространство боевых действий, средства ведения войны, а также время ограничены. Концепция локальных войн, через призму которых военная кампания представляется амальгамой небольших сражений [Ф^], имплицитно

содержит в себе посыл на повышение мобильности задействованных в них соединений, а также их комплексности и многофункциональности. Это нашло отражение в нововведениях оперативного управления боевыми подразделениями. Так, в 1993 году военная стратегия рассматривала наиболее релевантными для изменяющегося характера войны совместные операции23. Начиная с 2004 года в концептуальных документах было уточнено, что предпочтительной формой ответа на военные вызовы со стороны НОАК выступают комплексные совместные операции, что означает усиление координации между видами вооруженных сил24.

Вслед за адмиралом флота СССР С.Г. Горшковым считаем необходимым подчеркнуть необходимость рассмотрения стратегического использования видов вооруженных сил, обусловленного их специфическими особенностями и сферой применения, в рамках единой военной стратегии25. Комплексная совместная операция была принята в качестве основной формы активной обороны в локальных войнах, перед видами ВС были поставлены оперативно-стратегические установки, соответствующие их роли в возможных боевых действиях.

Сухопутные войска НОАК нацелены на переход от региональной обороны к межрегиональной мобильности

еткдамй^шлмет,

что должно сопровождаться улучшением возможностей в области воздушно-наземных комплексных операций, маневров на большие расстояния, быстрых атак и специальных операций.

Вектором развития ВМС НОАК служит отход от доктрины обороны в ближних морях [Й^^Ш] в сторону комбинации обороны в ближних морях и защиты дальних морей при создании комбиниро-

ванной, многофункциональной и эффективной системы морских боевых сил и улучшения морских мобильных операций, морских совместных операций и комплексных возможностей поддержки.

ВВС НОАК стремятся ускорить переход от территориальной противовоздушной обороны к наступательным и оборонительным операциям, в которых особую важность будут иметь система сил воздушно-космической обороны, которая адаптируется к потребностям информационных операций, и упор на оттачивание навыков планирования и проведения воздушно-десантных операций а также улучшения возможностей стратегической доставки и комплексной поддержки «ЙШП^М.

Отдельная роль отводится Службе материально-технической поддержки, на которую возлагается ответственность за создание логистики для победы в современных войнах ■ШШКШт^Й^ВД. Среди задач, которые возлагаются на тыловые подразделения, значатся материально-техническое обеспечение координированных операций в зонах военных действий, формирование быстрого реагирования, полномасштабного участия в войне и точечных возможностей поддержки26.

Материальное обеспечение и транс-портно-логистическое сопровождение деятельности армии возлагаются также на гражданский сектор. В связи с этим была реанимирована концепция «народной войны», которая при Мао Цзэдуне являлась основным подходом к ведению боевых действий, подразумевающим использование широких масс населения для истощения противника в затяжной войне на собственной территории. При Дэн Сяопине от нее отказались, как от не отвечающей реалиям и характеру войны. В современной военной стратегии данная концепция получила второе

дыхание и была облечена в новые аналитические рамки: посыл всеобщей мобилизации уступил место курсу на военно-гражданскую интеграцию Китайский исследователь военно-стратегической мысли современного Китая Лю Вей, подчеркивая эволюционную преемственность этих двух концепций, предложил интерпретировать концепцию военно-гражданской интеграции как новый тип народной войны [^МА й^^]27. Нынешнюю форму концепции «народной войны» предложил Председатель Цзян Цзэминь28. Основная ее цель состоит в том, чтобы гражданский и военный секторы усиливали себя при взаимодействии, используя друг друга в качестве рычагов для содействия модернизации и научному развитию технологий и отраслей двойного назначения29. На практике это легитимизирует использование гражданских материальных средств и персонала для вспомогательных и логистических функций НОАК. Данный подход имеет большой потенциал для усиления экспедиционных возможностей НОАК с учетом принятого в 2016 году Закона «О коммуникациях оборонного назначения», в соответствии с которым планирование, строительство, управление и использование ресурсов в транспортном секторе должны координироваться с военными властями. Также он предписывает граж-

данским предприятиям оказывать помощь в обслуживании техники и восстановлении экипажей ВМС и ВВС НОАК, а также в транспортировке грузов и персонала30.

Расширение интересов КНР, которые теперь охватывают отдаленные от нее районы, повлекло за собой новые требования к НОАК как военно-политическому инструменту обеспечения внешней политики государства. В связи с этим доктриналь-ные основы получили новое прочтение, а стратегические установки к видам ВС НОАК обогатились новым содержанием. Лейтмотивом данных изменений стала необходимость достижения интеграции между видами ВС, а также между армией и обществом с упором на расширение возможностей проводить комплексные совместные операции. Специфика данного рода операций требует от армии приобретения экспедиционного потенциала в плане многофункциональности, мобильности и слаженности на всех уровнях командования и управления. В данной связи целесообразно проанализировать основные компоненты современной НОАК, предоставляющие возможности развертывать собственные силы за пределами национальных границ. Для этого исследуются модификации на оперативном уровне, т. е. в командно-административной и организационно-штатной структуре ВС КНР.

Оперативно-тактический уровень экспедиционного потенциала НОАК

Стратегические нововведения привели к изменению командно-административной структуры НОАК, которая подчинена процессу реформирования армии. Так, Китай приблизился к важному рубежу в процессе строительства своей армии: в 2020 году в целом завершил механизацию НОАК и добился значительного прогресса в направлении информатиза-

ции и улучшения стратегических возможностей. Это связано не столько с технической стороной вопроса, зависящей от ассигнований в военный бюджет и развития НИОКР, сколько в первую очередь с реформированием системы руководства и системы совместного боевого командования31. На настоящем этапе реформ об усилении экспедиционного потенциа-

ла НОАК в оперативной плоскости (т. е. с точки зрения создания административно-командных и организационных условий для проведения эффективных операций за рубежом) говорят следующие нововведения: создание Объединенного штаба ЦВС Коммунистической партии Китая (КПК), Сил стратегической поддержки (ССП), Объединенных сил материально-технической поддержки и переход на бригаду в качестве основной тактической единицы.

Реформа НОАК в 2015—2016 годах проходила в духе достижения принципа [общее управ-

ление ЦВС], что дает основания российскому исследователю военной составляющей национальной безопасности КНР В.Б. Кашину зафиксировать беспрецедентный уровень централизации нынешней китайской системы командования и управления32. На практике это

привело к созданию двухуровневой совместной системы оперативного командования33. Нижний уровень командования представляет собой пять оперативно-стратегических районов [дословно: «районов войны» — ^Щ, которые заменили собой семь военных округов. Они ответственны за межвидовое управление войсками в зоне собственной ответственности. Ввиду того, что всем оперативно-стратегическим районам приписаны сухопутные и военно-воздушные части, а Восточному, Северному и Южному оперативно-стратегическому району приписаны также флоты, то и зона их ответственности распространяется на все три пространства в пределах территориальной юрисдикции КНР34. При этом проработка механизма совместного командования и управления зарубежными операциями является нововведением (рис. 1).

Примечание: сплошная линия обозначает командные отношения; пунктирная линия — отношения координации.

Рис. Командно-административный механизм осуществления экспедиционных операций

Ключевым звеном данного механизма выступает Объединенный штаб ЦВС КПК, который состоит из руководителей всех видов ВС. На этот орган возложены задачи осуществлять на межвидовой основе оперативное (боевое) планирование и управление войсками; разрабатывать военную стратегию и анализировать потребности войск; организовывать оценку оперативных (боевых) возможностей войск; организовывать единую систему подготовки личного состава и управлять ею35.

Позднее, в марте 2016 года при Оперативном управлении ОШ ЦВС КПК появился Отдел зарубежных операций. Его основные функции включают координацию военных операций за рубежом, среди которых пресс-секретарь Министерства национальной обороны Ян Юйцзюнь выделил следующие: миротворческие миссии, операции сопровождения за рубежом, спасательные операции, эвакуация китайских граждан, координация в области многосторонних военных учений и т. д.36 Появление данного органа сигнализирует о том, что Китай сконцентрировал руководство операциями НОАК за рубежом в ответственности одного органа, сфокусировав полномочия оперативно-стратегических районов на обороне государства в зонах его территориальной юрисдикции.

Формально функциональная система оперативного командования зарубежными операциями не изменилась, они по-прежнему курируются штабами видов ВС КНР. В частности, штаб СВ НОАК сохраняет ответственность за пограничную и береговую оборону; штаб ВМС контролирует операции патрулирования в Аденском заливе; штаб ВВС сохраняет централизованный контроль над бомбардировочными, транспортными и воздушно-десантными операциями. Однако создание интегрирован-

ного органа и узкоориентированного отдела говорит об устранении межведомственных бюрократических препон для осуществления зарубежных акций, требующих интегрального, скоординированного руководства и оперативного управления.

Экспедиционный потенциал китайской армии был усилен созданием организационных структур, предназначенных для удовлетворения специфических потребностей, которые привносят особенности зарубежных операций. В 2016 году был создан отдельный вид вооруженных сил, интегрировавший в себя функционал 29 отделов 3-го и 4-го департаментов упраздненного Генерального штаба. Данные отделы осуществляли функции оперативного командования, технической разведки и рекогносцировки, информационной и радиоэлектронной борьбы и др. ССП ЦВС ориентированы на выполнение масштабной задачи — поддерживать обстановку на поле боя [ШШ^Ш^ 1Ш]. Это включает оперативный сбор информации, техническую разведку, получение информации со спутников, осуществление электронного противодействия, ведение сетевых и психологических войн37. ССП также будут интегрировать операции в космосе, кибернетической и радиоэлектронной средах для оперативной связи с командованием и с другими подразделениями, а также для противодействия противнику в высокотехнологичной среде38.

Сведение таких родов войск в единую структуру, наделенную статусом самостоятельного вида ВС, облегчает выполнение задач информационного обеспечения, ведь, как указывает сотрудник РАН А.В. Шитов, информацию, добытую оперативным путем, всегда необходимо комплексно анализировать и сопоставлять с данными технической разведки39. Желаемым результатом деятельности ССП

в условиях межвидовой операции выступает создание автоматизированной системы управления, связи, наблюдения, сбора информации и разведки (C4ISR)40. Это необходимый компонент для поддержки данных типов удаленных операций.

Дополняют организационную структуру пореформенной НОАК, оптимизированную под защиту зарубежных интересов, Объединенные силы материально-технической поддержки ЦВС, созданные в сентябре 2016 года. Они напрямую подотчетны ЦВС и представляют собой самостоятельный вид вооруженных сил, что подчеркивает их значимость41. Данный вид ВС отвечает за капитальное строительство и закупки топлива, строительных материалов, продовольствия и т.д.

Соответственно, интегрированная целевая группа [^й], на уровне которой замыкаются различные модульные оперативные элементы, такие как командование и управление, маневр, огневая поддержка, разведка, а также комплексная поддержка, позволяет проводить независимые операции. При проведении операции за рубежом целевая группа будет равносильна общевойсковой армии, в то время как тактическая единица [^й] будет представлять собой подразделение или силы численностью в несколько бригад в зависимости от оперативных требований42. Целевые группы и тактические единицы представляют собой оперативную систему систем что подчеркивает

приобретение принципиально новых возможностей от интеграции43. В дополнение к способности проводить независимые операции, ключевой характеристикой операционной системы систем является способность рекомбинировать модульные компоненты для оптимального соответствия изменяющейся боевой обстановке. С точки зрения специа-

листа по доктрине военной кампании НОАК К. Макколи, на систему систем оказала влияние сетецентрическая теория войны и система вооруженных сил США44.

Изменения в командно-административном механизме не могли бы считаться эффективными при сохранении структуры боевых подразделений, ориентированной на крупномасштабный конфликт. В ходе военной реформы произошел частичный отказ от дивизий советского типа45 и началось внедрение системы «армия— бригада—батальон» что было зафиксировано в Военной стратегии КНР 2015 года как составляющая курса на миниатюризацию, многофункциональную и модульную разработку боевых подразделений47. Общевойсковая бригада в качестве основного тактического звена позволяет экспедиционному корпусу действовать в условиях ограниченного времени и пространства, сохраняя многофункциональность. Новшеством данного подхода выступает отказ от громоздкой организационной структуры дивизии в сторону более мобильной и гибкой по своей структуре бригады. НОАК намерена планировать военную кампанию как комплекс мелких, тактических операций, за которые будут ответственны командиры общевойсковых бригад48. В отличие от дивизий бригада в целом не предназначена для самостоятельных действий в отрыве от армии, но более эффективна в условиях локальных войн, на которые рассчитана китайская доктрина. Экстраполируя опыт армии США, китайское руководство стремится уменьшить военное присутствие в зоне боевых действий для повышения стратегической и оперативной мобильности, а также сократить сроки разверты-вания49. Наряду с этим Китай ставит в приоритет развитие воздушно-наземных бригад морской пехоты,

воздушно-десантных войск и сил специального назначения для проведения глубоких разведывательных и диверсионных операций в интересах общевойсковой армии или интегрированной целевой группы50.

Военные реформы 2015—2016 годов качественно улучшили экспедиционный потенциал НОАК, приведя оперативно-тактический уровень к единству с оперативно-стратегичес-

кими задачами, поставленными Партией перед армией. При этом анализ двух уровней позволяет говорить лишь о потенциале изменения образа действия через наращивание экспедиционных возможностей, ввиду этого необходимо выделить типовую тактику КНР, т. е. основные миссии по защите зарубежных интересов, которые требуют наращивания сил проецирования мощи.

Сценарии экспедиционных операций НОАК

Непосредственное развертывание и применение ВС должно с точностью отвечать намеченной стратегической цели и форме операции51. К 2035 году — дате, к которой китайские лидеры потребовали, чтобы НОАК в основном завершила свою модернизацию, может быть несколько сценариев, в которых НОАК сможет проводить интегрированные целевые операции за рубежом. Их можно разделить на три категории: войсковые операции, отличные от войны (MOOTW), операции против вооруженного вмешательства и боевые операции за рубежом.

Многие зарубежные интересы Китая находятся в нестабильных регионах. Вооруженные силы Китая могут быть призваны спасать граждан, защищать активы или демонстрировать силу для принуждения к миру групп, угрожающих интересам Китая52. Отдельные виды ВС КНР будут играть ведущую роль в некоторых операциях, но в более сложных случаях может потребоваться синергия, для которой необходимо развивать способность организовывать, развертывать и поддерживать интегрированные целевые группы для проведения совместных войсковых операций, отличных от войны (military operations other than war — MOOTW).

Гражданские беспорядки или стихийные бедствия могут потребовать

от НОАК эвакуации граждан КНР из отдаленных регионов. В 2011 году Китай при использовании военно-транспортной авиации осуществил эвакуацию 1800 и 35 тыс. граждан из Египта и Ливии соответственно, а в 2015-м ВМС НОАК эвакуировали 629 граждан КНР из Йемена. Исследователь ВМС НОАК Ли Цзе, в частности, подчеркивает: «Эвакуация граждан является не только крупным прорывом с точки зрения выполнения действий за рубежом, но и крупным прорывом с точки зрения выполнения НОАК невоенных операций за рубежом и реализации стратегической установки ВМС НОАК касательно выполнения разнообразных военных задач»53. Интегрированные целевые группы позволят мобилизовать ресурсы ВВС и ВМС НОАК с привлечением организационных ресурсов ССП и координировать действия с принимающей страной и гражданским сектором Китая54. Наличие пунктов материально-технического обеспечения позволит эвакуировать граждан на опорные точки НОАК для дальнейшей репатриации.

Операции гуманитарной помощи, направленные на смягчение последствий засух, голода, землетрясений, ураганов или эпидемий, также могут потребовать совместных действий. В них тоже могут участвовать интегрированные целевые группы, состо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ящие из персонала материально-технического обеспечения, боевой поддержки, медицинского персонала, при задействовании транспортных платформ ВВС и ВМС НОАК. Такие миссии смогли бы стабилизировать ситуацию в ключевых странах или регионах. Операции по гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий оказываются КНР с привлечением транспортной авиации и транспортными судами, а также госпитальными судами ВМС КНР «Ковчег мира» и «Южная медицина 13»55.

После провозглашения «Новых исторических миссий НОАК» Ху Цзиньтао в 2004 году Китай повысил свою активность в операциях по стабилизации/поддержанию мира. Этот факт подтверждается увеличением количества миротворцев КНР с 358 до 3045 человек к 2015 года. Обязательства Китая в отношении миротворческих миссий в последние годы стабилизировались на уровне примерно 2500 человек, из которых 48 — штабные офицеры и 30 — военные советники. Срок ротации составляет 12 месяцев, что обеспечивает постоянное присутствие в местах дислокации и непрерывный процесс обучения кадров56. Если говорить о ОПМ, где развернуты военные контин-генты КНР, то с 2013 года китайские миротворцы сосредоточены в пяти ОПМ ООН: временные силы ООН в Ливане (UNIFIL), Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (MONUSCO), Силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира в Абъее (UNISFA), Миссия ООН в Южном Судане (UNMISS) и Многоаспектная комплексная миссия по стабилизации в Мали (MINUSMA)57. В каждой из этих миссий Китай предоставляет инженерные и медицинские контингенты, что отражает подход НОАК к участию в ОПМ ООН.

Обещание Си Цзиньпина в 2015 году создать резервные силы по поддержанию мира численностью 8000 человек58 предполагает создание инструмента для кризисных ситуаций на случай отсутствия санкций Совета Безопасности ООН на проведение миротворческой операции или на случай недостатка усилий МС ООН для урегулирования ситуации. Такой вывод можно сделать исходя из прецедентов развертывания дополнительных контингентов при отдельных миротворческих миссиях: с сентября 2013 года НОАК развернула в Мали пехотную роту численностью 170 человек (обозначенную как гвардейский отряд В феврале 2015 года в Южный Судан прибыл пехотный батальон численностью 700 человек. Подразделение, состоящее из трех пехотных рот и роты материально-технического обеспечения, охраняло автоколонны ООН и лагеря беженцев, создавало временные базы и оказывало чрезвычайную помощь60. Китайские силы, скорее всего, будут развернуты и поддержаны военно-транспортной авиацией ВВС НОАК — самолетами Y-20 и Ил-76. Примечательным в этой связи выглядит тот факт, что с 2019 года китайские миротворцы в Миссии ООН доставляются на транспортных самолетах ВВС НОАК, а не на зафрахтованных гражданских самолетах61.

Военно-морские силы также проводят операции по борьбе с пиратством в Аденском заливе с конца 2008 года и вполне возможно, что НОАК может проводить совместные операции в ответ на пиратство или террористические угрозы в стратегических узлах морских путей сообщения. Потребность в совместных операциях НОАК в этой области, возможно, была бы наибольшей, если бы Соединенные Штаты или другие крупные державы не смогли или не захотели действовать. На конец 2021 года зада-

чи по сопровождению в Аденском заливе выполнили 38 эскортных групп из 127 кораблей и более 32 тыс. солдат и офицеров62. Ежегодно у берегов Сомали выполняют задачи три эскортные группы. Каждая группа состоит из эсминца (тип 052B и 052^, фрегата (тип 054A) и судна обеспечения (тип 903 и 903А)63. Они усиливаются морскими вертолетами (^-28), а также отрядом специального назначения (из 7-й оперативной бригады СпН)64. Каждая группа подведомственна одному из трех флотов.

Улучшая свои экспедиционные возможности под предлогом необходимости осуществления невоенных операций, предоставления общественных благ в области безопасности и т. д., КНР развивает целый ряд компонентов, позволяющих оптимизировать развертывание экспедиционных сил за рубежом. К этому относится подготовка расширенного Корпуса морской пехоты ВМС НОАК: по мнению экспертов, он увеличится с 10 тыс. до 30 тыс. человек (до семи бригад). Тактика применения морской пехоты отходит от исключительной концентрации на десантных операциях к более разнообразным моделям, которые включают операции на суше в различных климатических зонах65. Это предполагает, что будущее использование китайских морских пехотинцев во многом соответствует нынешнему использованию морских пехотинцев США — в качестве сил высокой мобильности и готовности для защиты глобальных интересов Китая66. Задействование отряда специального назначения в удаленной от территории КНР зоне развивает навыки НОАК захватывать преступников или спасать граждан КНР.

Вторая категория совместных операций в дальних морях сосредоточена на противодействии вмешательству крупной военной держа-

вы. В то время как операции и боевая подготовка НОАК были сосредоточены на ближнем море, китайские труды призывают расширить «оборонительный периметр» НОАК, чтобы бросить вызов вмешивающимся силам США. Это совершенно очевидно в контексте отдельных служб, которые по бюрократическим причинам продвигали более амбициозные планы. С 2004 года оперативная зона, где КНР готова оказывать активную оборону противнику, расширяется от первой цепи островов до нелокализован-ного пространства дальних морей67. При этом ВВС НОАК нацелены на создание нокаутирующих боевых сил и ускорение формирования надежной боевой мощи в дальних морях. Исследователь китайской тактики Ан Пэн, проводя сравнения учебных пособий Академии военных наук на предмет соответствия обучения личного состава специфике интегрированных операций, отмечает, что, например, с 2011 года взят курс на создание совместных оперативных сил открытого моря из авианосцев и атомных подводных лодок при поддержке бомбардировщиков и обычных ракет наземного базирования, которые будут действовать за пределами первой цепи островов. В учебном пособии 2012 года по совместным операциям утверждалось, что китайские совместные силы должны будут иметь возможность наносить удары по вражеским целям, таким как крупные флотилии и зарубежные базы68.

Совместное обучение вдали от берегов Китая говорит о том, что эти рекомендации внедряются в практику. Если изучать содержание военных учений и тактических игр НОАК, то можно заключить, что повышенное внимание уделяется моделированию и проведению операций по точному удару, наблюдению, раннему предупреждению и атаке с воздуха на поверхность, нацеленным на

суда в море или в портах в сложных электромагнитных и суровых погодных условиях69.

Об ориентированности данных экспедиционных мероприятий на противодействие вмешательству внешних сил говорит и привлечение командования Ракетных войск (РВ) НОАК, отвечающего за противокорабельные баллистические ракеты Китая и обычные ракеты наземного базирования большой дальности (такие как DF-26 — «убийца Гуама»)70. РВ НОАК также начали участвовать в совместных учениях, многие из которых, как представляется, основаны на ситуациях борьбы с противником в районе второй островной цепи, что укрепит способность НОАК противостоять силам США в глубине Тихого и даже Индийского океанов71. Совместная операция по противодействию блокаде в районах дальних морей, таких как северная часть Индийского океана, вероятно, будет поддерживаться возможностями ССП в космической, информационной и радиоэлектронной областях.

В то время как НОАК 2035 года, вероятно, не сможет вести крупную войну за пределами первой цепи островов, Пекин будет обладать возможностями для проведения ограниченных совместных боевых операций против других стран, которые представляют третью категорию тактических мероприятий по применению экспедиционного потенциала. Данный шаг может быть вызван рядом обстоятельств, повышающих вероятность боевых действий за рубежом. Если значительные интересы Китая окажутся под угрозой и Китай не сможет использовать свою экономическую или дипломатическую мощь, Пекин может прибегнуть к военной силе для сдерживания противников или нанести ответные удары72. Защита SLOC от противников государства также может потребовать

развертывания значительной боевой мощи в отдаленных регионах.

О наращивании мощи для проведения комплексных совместных боевых операций в отдаленных географических районах говорит целый ряд индикаторов. НОАК развертывает и разрабатывает тяжелые транспортные самолеты и крупные десантные боевые и комплексные корабли снабжения для поддержки стратегической доставки войск. Силы армейской авиации расширяются, вводятся в строй новые транспортные вертолеты, планируется создание вертолета большой грузоподъемности. Основой парка военно-транспортной авиации остается Ил-76, однако КНР активно разрабатывает собственные модели транспортных самолетов: тяжелый транспортный самолет Y-20 поступил на эксплуатацию в войска в 2016 году, был запущен в производство средний транспортный самолет Y-9. В разработке находится транспортный самолет Y-30, который, как сообщается, способен нести большую полезную нагрузку, чем Y-973. Вместе с этим Китай увеличивает парк самолетов-заправщиков Xian H-6U и Xian H-6UD (морской вариант). НОАК также приобрела у Украины три танкера-заправщика Ил-7874. Все перечисленные типы транспортных судов способны не только перевозить военнослужащих и военную технику, но и осуществлять парашютное десантирование личного состава и грузов НОАК. Руководствуясь принципом военно-гражданской интеграции, военно-транспортная авиация может быть оперативно усилена транспортными и пассажирскими воздушными судами гражданских авиакомпаний Китая, что при совместных действиях обеспечит переброску по воздуху значительного количества войск.

Важным индикатором, сигнализирующим об увеличении экспедиционного потенциала НОАК, выступает

модернизация десантных кораблей и кораблей комплексного материально-технического обеспечения. Военно-морские силы располагают шестью универсальными десантными кораблями-вертолетоносцами (проект 071). Кроме того, Китай является единственной страной, за исключением США, которая построила особый тип десантных кораблей, называемых мобильными посадочными платформами (или экспедиционными доками, согласно нынешней терминологии США)75. В 2019 году на воду был спущен первый из трех десантных кораблей нового типа (проект 075). Имея водоизмещение до 40 тыс. т, данный корабль имеет решающее значение для проведения экспедиционных операций и поддержки сухопутных сил, поскольку может перевозить большое количество ударных и транспортных вертолетов и войск76. Как подчеркивается в издании 2021 года Ежегодного доклада Пентагона о состоянии возможностей ВС КНР, армия Китая может задействовать возможности судостроительной промышленности КНР, за короткий промежуток времени нарастить производство кораблей на воздушной подушке77, повышающих маневренность целевых групп. В настоящее время ВМС НОАК располагают примерно 11 судами обеспечения (проект 903 и 903А, а также 908 и 905), которые необходимы для поддержания деятельности военно-морских групп в отдаленных регионах78. С 2017 года Китай располагает двумя крупнейшими судами обеспечения (в американской терминологии — корабли быстрого боевого обеспечения класса снабжения) проекта 901, превосходящими все предыдущие как по грузоподъемности, так и по скорости79, что увеличивает срок развертывания ударной группы, в состав которой входят корабли данного проекта. Наличие таких судов усиливает возможности ВМС НОАК

проецировать собственную мощь, повышая скорость, маневренность и автономность боевых групп.

Новизной обладает практика, наиболее явственно представляющая собой воплощение концепции «народной войны» и интегративно-го командования. Она заключается в создании стратегических опорных пунктов которые позво-

ляют НОАК проецировать военную мощь на большие расстояния для защиты расширяющихся интересов государства и поддержки собственных операций за рубежом. Данная модель представляет собой аналог американской модели глобального присутствия через военные базы. Особенностью китайской модели выступает интеграция с коммерческими предприятиями, построенными, эксплуатируемыми и/или принадлежащими китайским предприятиям. База материально-технической поддержки в Джибути

на сегодняшний день является единственным крупным зарубежным объектом, эксплуатируемым китайскими военными. Другой официально признанный, специально построенный объект НОАК отсутствует, однако вдоль важнейших стратегических и коммерческих морских путей в Индийском океане находится растущая сеть коммерческих портов и морских терминалов, построенных, эксплуатируемых и/или принадлежащих фирмам КНР80. В настоящее время ведутся оживленные дебаты о том, как эти объекты могут наилучшим образом служить более широким приоритетам КНР81. Командующий ВМС НОАК адмирал У Шэнли отметил в 2016 году, что строительство стратегических опорных пунктов за рубежом уже обеспечило новую поддержку для операций сопровождения82.

С точки зрения доцента отдела стратегических и оперативных исследований Китайского института мор-

ских исследований И. Кардона, ввиду отсутствия какой-либо краткосрочной или среднесрочной перспективы создания взаимоподдерживающей сети специализированных зарубежных военных баз НОАК придется полагаться в первую очередь на коммерческие стратегические опорные пункты для облегчения своих операций в дальних морях. Существует по меньшей мере 200 зарубежных терминалов, в строительстве которых принимала участие китайская фирма. 95 из этих терминалов имеют китайскую фирму в качестве оператора терминала и/или владельца аренды терминала. Государственные предприятия КНР участвуют в более чем 90 % этих портов, подавляющее большинство которых (84 %) являются дочерними компаниями трех ведущих госпредприятий КНР: судоходных портов China Ocean Shipping Company (COSCO), China Merchants Port Holdings Company Ltd. (CMPort) и China Harbor Engineering Corporation83.

Целесообразно систематизировать возможности НОАК КНР по

проецированию мощи за рубеж в соответствии со сценариями экспедиционных операций (табл. 2). Войсковые операции, отличные от войны, которые предоставляют легитимные возможности китайской армии по получению опыта проведения экспедиционных миссий, находятся в приоритете у китайского военно-политического руководства на данном этапе. Операции против вооруженного вмешательства в зоны зарубежных интересов и боевые операции за рубежом представляют собой потенциальный вариант развития операцион-но-тактического потенциала НОАК в соответствии с расширением зон зарубежных интересов и наращиванием материального потенциала китайской армии. Для анализа возможностей НОАК авторы разделили ее на функциональные части, которые будут принимать непосредственное участие в планировании и проведении экспедиционных операций и встроены в интегрированный механизм Объединенного штаба ЦВС.

Таблица 2

Текущие возможности проведения НОАК экспедиционных миссий за рубежом

Сценарии экспедиционных операций НОАК

Вид вооруженных сил НОАК Войсковые операции, отличные от войны Операции против вмешательства в зоны зарубежных интересов Боевые операции за рубежом

Военно-морские силы Ограниченная морская перевозка, сопровождение гражданских транспортных судов, ограниченная медицинская поддержка, гуманитарные операции поиска и спасения, содействие специальным операциям Длительное присутствие в кризисной зоне (в целях сигнализации), доставка средств огневой поддержки, ограниченная противовоздушная оборона Транспортировка контингентов и единиц ВВТ, сопровождение гражданских судов, использование морской пехоты, предоставление огневой поддержки для десантных операций

Продолжение таблицы 2

Сценарии экспедиционных операций НОАК

Сухопутные войска Медицинская поддержка, инженерные работы, основная часть / резервные силы в ОПМ, проведение специальных операций Резервные силы в ОПМ Основная часть сухопутных войск (общевойсковые бригады и оперативно-боевые бригадные группы)

Военно-воздушные силы Ограниченная деятельность военно-транспортной авиации, поисково-спасательные работы Кратковременное присутствие с полетами бомбардировщиков (в целях сигнализации), огневая поддержка, ограниченная противовоздушная оборона Транспортировка контингентов по воздуху, огневая поддержка целевых групп

Ракетные войска Нет данных Возможное применение противокорабельных баллистических ракет и баллистических ракет наземного базирования Ракетно-бомбовые удары в интересах поддержки целевых групп

Силы стратегической поддержки Управление, связь, наблюдение, сбор информации и осуществление технической разведки Управление, связь, наблюдение, сбор информации и осуществление технической разведки; поддержка в космической, информационной и радиоэлектронной областях Управление, связь, наблюдение, сбор информации и осуществление технической разведки; поддержка в космической, информационной и радиоэлектронной областях

Объединенные силы материально-технического обеспечения Использование модели базы материально-технической поддержки для содействия ОПМ и операциям по сопровождению судов Применение взлетно-посадочных полос в стратегических опорных пунктах для расширения оперативных возможностей авиации Применение сети стратегических опорных пунктов для снабжения действующих целевых групп

Вместе с расширением материальных возможностей НОАК проецировать свою мощь в зоны зарубежных интересов стоит отметить и ряд сдерживающих факторов, которые препятствуют развитию более амбициозных моделей поведения. Если Китай будет по-прежнему сосредоточен на региональных проблемах (Тайвань, территориальные споры в Восточно-

и Южно-Китайском морях, китайско-индийский пограничный спор), у него будет меньше организационных ресурсов для совместных боевых операций в дальних морях. Однако решение одной или нескольких из этих проблем на условиях Китая высвободило бы ресурсы для зарубежных операций. Стоит также выделить фактор китайско-американской стратегической кон-

куренции84. Усиление конкуренции в Индо-Тихоокеанском регионе может заставить Пекин сосредоточить военные силы на защите собственной территории с морских направлений. Это может ограничить силы, доступные для совместных операций в других местах, но также подстегнет усилия по расширению масштабов китайских операций по ограничению доступа за пределы первой цепи островов (включая защиту проливов в дальних морях).

Несмотря на это, стоит отметить, что КНР достигла впечатляющих успехов в создании эффективного глобального оперативного потенциала. Форма войсковых операций, отличных от войны, наиболее удобна для апробации

технических новинок и наработки опыта планирования, доставки и осуществления экспедиционной операции на данном этапе развития экспедиционного потенциала НОАК. При этом модернизация десантных кораблей, кораблей комплексного материально-технического обеспечения, а также военно-транспортной авиации с апробацией модели стратегического опорного пункта заграничного порта для развития внешней инфраструктуры и предоставления НОАК множества новых средств смягчения предполагаемых угроз от расширения экспедиционного потенциала создает предпосылки для изменения образа действия КНР при защите зарубежных интересов.

* * *

С постепенным развитием и становлением Китая в качестве великой державы изменилось восприятие целого ряда событий и явлений как представляющих значимость для стабильной обстановки мирного возвышения КНР. Это привело к концептуализации зарубежных интересов и поиску оптимальных средств их защиты традиционным инструментарием — армией. Борьба с новым видом угроз потребовала от руководства КНР сосредоточить внимание на развитии экспедиционной мощи НОАК, что, в свою очередь, требует расширения функциональных возможностей последней и постановки перед ней новых задач.

Ключевым индикатором, говорящим об усилении экспедиционных возможностей армии КНР на оперативно-стратегическом уровне, выступает видоизменение интерпретации доктринальных основ применения ВС КНР. Приведение целей и задач, которые ставятся перед видами ВС КНР, в соответствие с концепциями локальной войны и военно-гражданской интеграции ориентируют ки-

тайскую армию на оттачивание возможностей проведения межвидовых операций в ограниченном временем и пространством масштабе при расширении организационного ресурса для решения транспортно-логисти-ческих задач через тесную кооперацию армии с гражданским сектором.

Реформирование структуры армии привело к созданию командно-административного механизма, наиболее удобного для специфики экспедиционных миссий. Строгая вертикаль власти, вершиной которой выступает ЦВС КПК, сближает стратегическое и оперативное руководство. Объединенный штаб ЦВС с Отделом зарубежных операций позволяет планировать и непосредственно управлять скоординированными межвидовыми операциями, а Силы специальной поддержки и Объединенные силы материально-технической поддержки объединяют в своих зонах ответственности необходимые для экспедиционных операций функции. Организационно-штабные нововведения делают армию более маневренной и позволяют формировать многофункциональ-

ные целевые группы для выполнения конкретной боевой задачи. Оперативно-тактические нововведения служат доказательством оптимизации НОАК экспедиционных возможностей.

В целом НОАК в среднесрочной перспективе увеличит потенциал для выполнения широкого спектра задач, включая нетрадиционные миссии по обеспечению безопасности. Она также будет обладать способностью проводить совместные кампании по противодействию блокаде и вмешательству в зоны зарубежных интересов и осуществлять военные операции усилиями интегрированных целевых групп.

В ходе анализа были выявлены показатели, свидетельствующие о более амбициозной глобальной военной роли, включая изменения в командно-административной структуре,

значительное расширение экспедиционных боевых возможностей и более обширную совместную логистическую сеть. В качестве решения проблемы отсутствия постоянного базирования в стратегически важных регионах КНР задействовала гражданский сектор. Создание стратегических опорных пунктов вдоль важных морских маршрутов обеспечивает поддержку экспедиционным миссиям КНР и создает минимально необходимый эффект присутствия в зонах зарубежных интересов. При этом стоит учитывать, что изменения во внутренней или региональной обстановке в области безопасности, равно как и усиление стратегической конкуренции между США и Китаем, могут вывести развитие экспедиционных возможностей НОАК на другую, более высокую траекторию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Свечин А.А. Стратегия. Искусство политики и войны. М.: Вече, 2021. С. 322—330.

2 U.S. Army Doctrine Reference Publication 3-0, Unified Land Operations. Washington, DC: Headquarters Department of the Army, 2016. P. 1—10.

3 Никулин М.А. У истоков американской гегемонии: планирование глобального военного развертывания США (1943-1945 гг.) // Власть. 2020. № 2. С. 260.

4 Грачиков Е.Н. Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям: монография. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. С. 231.

5 ш, шш, ^шпт®

[Чжан Цзин, Чжан Чжижи, Чжоу Цзяншоу. Сравнительный анализ китайской и американской стратегии строительства портов с точки зрения эффективности удовлетворения потребностям национальной обороны] // Journal of Military Transportation University. 2019. Vol. 21, No. 4, P. 24—41.

6 [Военная терминология Народно-освободительной

армии Китая] /

[Общевойсковой комитет по управлению военной терминологией]. ^ЬЖ: ЖШ±, 2011. P. 58.

7 Клаузевиц К. О войне. М.: Логос, 1994. С. 27.

8 Виноградов А.В. «Однополярная Азия»: китайский региональный порядок // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 3. С. 29.

9 Full Text of Jiang Zemin's Report at the 16th Party Congress / PRC State Council Information Office. November 17, 2002. URL: http://www.china.org.cn/ english/2002/Nov/49107.htm (дата обращения: 04.11.2021).

10 Mulvenon J. Chairman Hu and the PLA's 'New Historic Missions // China Leadership Monitor. 2009. № 29. P. 1—11.

11 тшшшт&шя&ш

[Реализация исторической миссии армии на новом этапе новой эпохи] // [Чжиши Миндао]. 29.06.2021. URL: http:// www.wenming.cn/hswh/xydll/dsgs/202106/ t20210629_6097522.shtml (дата обращения: 04.11.2021).

12

[Белая книга Китайской Народной Республики по национальной обороне за 2013 год] /

[Информационное бюро Государственного Совета КНР]. URL: http://www.doczj. com/doc/94cdd33c9b6648d7c1c74670-22. html (дата обращения: 04.11.2021).

13 China Belt and Road Initiative (BRI) Investment Report 2020 / Green Finance & Development Center. January 21, 2021. URL: https://greenfdc.org/china-belt-and-road-initiative-bri-investment-report-2020/ (дата обращения: 04.11.2021).

14 №#M: ШЯФИЙШЬ

[Ли Цинси, Чэнь Чунью. Анализ Стратегии Китая, основанной на зарубежных портовых цепочках] // |Х [Региональное и мировое развитие]. 2019. № 2. С. 125.

15 Dudley Poston, Jr., and Juyin Helen Wong.. The Chinese Diaspora: The Current Distribution of Overseas Chinese // The Chinese Journal of Sociology. 2016. Vol. 2, No. 3, P. 348—373.

16 The Armed Conflict Location & Event Data Project (ACLED). URL: https://acleddata. com (дата обращения: 04.11.2021).

17 The International Energy Outlook 2021 / EIA. October 6, 2021. URL: https://www.eia. gov/outlooks/ieo/pdf/IE02021_Narrative. pdf (дата обращения: 04.11.2021).

18 Statistical Review of World Energy 2021. 70th edition / BP. 8 July 2021. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/ business-sites/en/global/corporate/pdfs/ energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

19 The Expanding Scope of PLA Activities and the PLA Strategy. China Security Report 2016 // National Institute for Defense Studies. 2016. P. 8—9.

20 Лебедева Н.Б. Индийский океан: вызовы XXI в. и Индия (очерки международных отношений) / отв. ред. Т.Л. Шаумян. М.: ИВ РАН. 2018. С. 475.

21 Каменов П.Б. Китай: принципы активной обороны // Международная жизнь. 2010. № 4. C. 40—56.

22 [Белая книга по национальной обороне Китая. 2002 г.] // ШЩ± [ИА Синьхуа]. URL: http://www.81.cn/2017jj90/2011-01/06/ content_7671717_2.htm (дата обращения: 04.11.2021).

23 Finkelstein D.M. China's National Military Strategy: An Overview of the Military Strategic Guidelines in Right Sizing the People's Liberation Army: Exploring the Contours of China's Military, eds. Andrew Scobell and Roy Kamphausen. Carlisle, PA: Army War College Strategic Studies Institute, 2007. P. 74.

24 Fravel T.M. Shifts in Warfare and Party Unity: Explaining China's Changes in Military Strategy // International Security. Winter 2017-2018. Vol. 42, No. 3. P. 79—80.

25 Горшков С.Г. Морская мощь государства. Изд. 2-е, доп. М.: Воениздат,

1979. С. 317.

26

^ [Белая книга 2019 г. «Национальная оборона Китая в новую эпоху»] / Ф^

[Информационное бюро Гос. Совета КНР]. URL: http://www.mnw.cn/news/china/2182138. html (дата обращения: 04.11.2021).

27 Ж:

[Лю Вей. В новой обстановке военно-гражданская интеграция является инновационным развитием идеи народной войны] // [Об-

щественные науки]. 2016. № 12. С. 12—32.

28 [Пэн Гуан-цянь, Яо Юйю. Наука о военной стратегии]. [Пекин: Издательство военных наук], 2005. С. 376.

29 ^ЙК: [Шу Сяосун. Наука о военной стратегии].

fcB№4i [Пекин: Издательство военных наук], 2013. С. 207—209.

30 Ф^Ай^даиш^ай [Закон

КНР «О коммуникациях оборонного назначения»] / ^ИАЙ^^А^^^^Й ^ [Постоянный комитет Всекитайского собрания народных Представителей]. 03.09.2016. URL: http://www.law-lib.com/ law/law_view.asp?id=540013 (дата обращения: 04.11.2021).

ЙЙЖ [Мнение Центрального военного совета КПК по углублению национальной обороны и реформы армии] // ИА Синь-хуа. 01.01.2016. URL: http://news.xinhuanet. com/mil/2016-01/01/c_1117646695.htm (дата обращения: 04.11.2021).

32 Kashin V. Resources, Trends, and Goals of Chinese Military Modernization in China's Infinite Transition and its Limits Economic, Military and Political Dimensions / Ed. by Alexei D. Voskressenski. Palgrave Macmillan. 2020. P. 54.

33 Mulvenon J. The Yuan Stops Here: Xi Jinping and the 'CMC Chairman Responsibility System. China: Leadership Monitor, Summer 2015. No. 47. URL: www. hoover.org/sites/default/files/research/docs/ clm47jm.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

34 Каменнов П.Б. КНР: военная политика в начале XXI века: монография. М.: ИДВ РАН. 2019. С. 147—148.

35 Кокошин А.А. Военная реформа в КНР: военно-стратегические, политические и организационно-управленческие аспекты // РСМД. 10.01.2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/voennaya-reforma-v-knr-voenno-strategicheskie-politicheskie-/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(дата обращения: 04.11.2021).

36 _

Ш^Нт^^ [Оперативное управление Объединенного штаба Центральной военной комиссии создало Отдел зарубежных операций] / ШЖ^Ш [Газета НОАК]. 31.03.2021. URL: http://www.81. cn/xwfyr/2016-03/31/content_6986671.htm (дата обращения: 04.11.2021).

37 ШК^ШШ» [Лю Вэй. Объединенное командование оперативно-стратегическими районами]. Н

[Пекин: Издательство Университета национальной обороны]. 2016. С. 340.

38 Saunders P. C., Wuthnow J. China's Goldwater-Nichols? Assessing PLA Organizational Reforms // National Defense University. April 2016. URL: http://inss.ndu. edu/Portals/68/Documents/stratforum/SF-294.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

39 Шитов А.В. Организационная реформа НОАК // Центр военно-политических исследований. 20.01.2016. URL: http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/ organizacionnaya-reforma-noak (дата обращения: 04.11.2021); Он же. Высший орган стратегического и оперативно-стратегического военного управления Китая // Центр военно-политических исследований. 09.10.2020. URL: http://eurasian-defence.ru/?q=node/47715 (дата обращения: 04.11.2021).

40 Costello J., McReynolds J. China's Strategic Support Force: A Force for a New Era // China Strategic Perspectives, No. 13. Washington: National Defense University Press. 2018. P. 7.

41 McCauley K. Modernization of PLA Logistics: Joint Logistic Support Force. Testimony before the U.S.-China Economic and Security Review Commission. 15.02.2018. P. 5—6.

42 Ж [Чжан Хуэй. Теория военной подготовки в информационную эпоху. Beijing: National Defense University Press. 2016. P. 287.

43 McCauley K. System of Systems Operations: Enabling Joint Operations. Washington, DC: The Jamestown Foundation, 2017. P. 13.

44 McCauley K. People's Liberation Army: Army Campaign Doctrine in Transition. Washington: Foreign Military Studies Office. 2020. P. 15.

45 Shambaugh D. Modernizing China's Military: Progress, Problems, and Prospects. Berkeley: University of California Press,

2002. P. 165.

46

[«Военная стратегия Китая». Белая книга по национальной обороне Китая. 2015 г.] // China Daily. 26.05.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/interface/ toutiao/1138561/2015-5-28/cd_20821000. html (дата обращения: 04.11.2021).

47 Don Tse. China's Americanized Military // The Diplomat. December 13, 2017. URL: https://thediplomat.com/2017/12/ chinas-americanized-military/ (дата обращения: 04.11.2021).

48 Chen J. Choosing the Least Bad Option: Organizational Interests and Change in the PLA Ground Forces / in Saunders et al. Chairman Xi Remakes the PLA. 2019. P. 85—124.

49 Peltz E., Halliday J.M., Hartman S.L. Combat Service Support Transformation: Emerging Strategies for Making the Power Projection Army a Reality // RAND. 2003. P. 35.

^ [Белая книга 2019 г. «Национальная оборона Китая в новую эпоху»] / Ф^ Ай^дади^кач^ж [Информационное бюро Гос. Совета КНР]. URL: http://www.mnw.cn/news/china/2182138. html (дата обращения: 04.11.2021).

51 Свечин А.А. Стратегия. Искусство политики и войны. С. 318.

52 Heath T.R. China's Pursuit of Overseas Security. Santa Monica: RAND. 2018. P. 21—26.

53 № шжштшжш^Л!

[Ли Цзе. В Операциях по эвакуации Военно-морской флот так же впечатляет, как и раньше] // Щ^МШ. 2011. № 4. С. 54.

54 Chase M.S. The PLA and Far Seas Contingencies: Chinese Capabilities for Noncombatant Evacuation Operations in The People's Liberation Army and Contingency Planning in China /eds. Andrew Scobell et al. Washington: NDU Press, 2015. P. 307—308.

55 [Потребности десантных кораблей ВМС Китая] // M^SS. 2019. No. 307. P. 16—18.

56 Wuthnow J. PLA Operational Lessons from UN Peacekeeping in The PLA beyond borders: Chinese Military Operations in Regional and Global Context / ed. by Joel Wuthnow et al. Washington: NDU Press. 2021. P. 238—242.

57 Troop and police contributors / United Nations Peacekeeping. URL: https:// peacekeeping.un.org/en/troop-and-police-contributors (дата обращения: 04.12.2021).

58 Xi Jinping China Is Here for Peace. Remarks to the UN Peacekeeping Summit / Ministry of Foreign Affairs of PRC. September 28, 2015. URL: https://www.

fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/ zyjh_665391/t1302562.shtml (дата обращения: 04.11.2021).

59 Фт&цжтттгшштжш

Ш [Миротворческие силы Китая в Мали проходят четвертую ротацию] // Xinhua. May 16, 2017. URL: http://www.gov.cn/ xinw-en/2017-05/16/content_5194454.htm (дата обращения: 04.11.2021).

60 South Sudan: Deployment of UN-Mandated Regional Protection Force Begins // UN. August 8, 2017. URL: https://news. un.org/en/story/2017/08/562962-south-su-dan-deployment-un-mandated-regional-protection-force-begins (дата обращения: 04.11.2021).

61 Hao Zhaijian, Jiang Shuai. China's 3rd Peacekeeping Helicopter Detachment to Darfur Sets Out // China Military Online. August 21, 2019. URL: http://eng.chinamil. com.cn/view/2019-08/21/content_9597189. htm (дата обращения: 04.11.2021).

62 Посчитано авторами на основе ^

[Операции по сопровождению] Ф^Ай^даИИК^ [Министерство национальной обороны КНР]. URL: http://www.mod.gov.cn/action/node_46960. htm (дата обращения: 04.11.2021).

63 Там же. В четырех миссиях также использовались универсальные десантные корабли-вертолетоносцы проекта 071.

[Обзор

2008 года: Корпус морской пехоты «Водяные драконы» успешно завершил миссию сопровождения в Сомали] // МЖН. URL: https://ent.ifeng.com/c/858uwtTRqJ3 (дата обращения: 04.11.2021).

65 Кашин В., Крашенинникова Л., Пя-тачкова А. Китай: военно-технические и военно-морские аспекты лидерства // Мировая экономика и международные

отношения. 2020. Т. 64. № 7. С. 56.

66

^ [Ли Ян. Корпус морской пехоты был расширен до армии: официальное подтверждение] // Guancha. 19 April 2019. URL: https://www.guancha.cn/military-affairs/2019_04_19_498289.shtml (дата обращения: 04.11.2021).

67 Чаще всего в понятие «дальние моря» входит пространство Индийского океана и Западной части Тихого океана. См. Sharman, C.H. China Moves Out: Stepping Stones Toward a New Maritime Strategy // China Strategic Perspectives 9. Washington: NDU Press. April 2015. P. 33—36.

68 Цит. по « ЛЗШААЙЙФА

[Ан Пенг. Стратегическое мышление по усилению строительства военно-воздушных сил на морском направлении] // 2015. № 3.

P. 82—85.

69

А® [Учения «Вестерн Юнион-2021» в скором времени начнутся] // ШЖ^Ш. 01.08.2021. URL: http://www.mod.gov.cn/ action/2021-08/01/content_4890784.htm (дата обращения: 04.11.2021);

[Учения «Сплочение» позволят защитить мир на море] // ШЖ^Ш. 16.01.2020. URL:http://www.mod.gov.cn/ action/2020-01/16/content_4858671.htm (дата обращения: 04.11.2021).

70 China Military Power: Modernizing a Force to Fight and Win. Washington: Defense Intelligence Agency. 2019. P. 54.

71 Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People's Republic of China 2021. Washington: Office of the Secretary of Defense. 2021. P. 7.

72 Gunness K., Mastro O.S. A Global People's Liberation Army: Possibilities, Opportunities, and Challenges // Asia Policy. July 2016. № 22. P. 151—152.

73 Garafola C.L., Heath T.R. The Chinese Air Force's First Steps Toward Becoming an Expeditionary Air Force. Santa Monica, CA: RAND, 2017. P. 8.

74 Warnes A. Air Refuelling Proliferates // Asian Military Review. July 25, 2018. URL: https://www.asianmilitaryreview. com/2018/07/air-refuelling-proliferates/ (дата обращения: 04.11.2021).

75 O'Rourke R. China Naval Modernization: Implications for U.S. Navy Capabilities— Background and Issues for Congress. Washington: Congressional Research Service. 2020. P. 8.

76 Joe R. The Future of China's Amphibious Assault Flee // The Diplomat. July 17, 2019. URL: https://thediplomat. com/2 019/0 7/the-future-of-chinas-amphibious-assault-fleet/ (дата обращения: 04.11.2021).

77 Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People's Republic of China 2021. Washington: Office of the Secretary of Defense. 2021. P. 121.

78 Kennedy C.M. China Maritime Report No. 4: Civil Transport in PLA Power Projection Projection // CMSI China

Maritime Reports. 2019. № 4. P. 6—7.

79

[Ма Яо. Спущен на воду сильнейший китайский корабль снабжения для авианосцев] // ЖШ^. 2017. С. 38—41.

80 Peltier C. China's Logistics Capabilities for Expeditionary Operations / Jane's. 2019. P. 36—37.

81 пш:

[Лю Вэйдун. Прогресс в исследованиях по строительству инициативы Один пояс, один путь] // ШШ^'Ш [Географический журнал]. 2018. Vol. 73, No. 4. P. 620—636.

82 Щ^Я^ЖТ

[Лян Цинсун и Ван Юаньюань. Руководство военно-морского флота провело семинар, посвященный 8-й годовщине эскорта в Аденском заливе] // А&ЩЩ. 30.12.2016. URL: http:// military.people.com.cn/n1/2016/1229/ c1011-28985207.html (дата обращения: 04.11.2021).

83 Kardon I.B. China's Overseas Base, Places, and Far Seas Logistics in The PLA beyond borders: Chinese Military Operations in Regional and Global Context / ed. by Joel Wuthnow et al. Washington: NDU Press. 2021. P. 77—78.

84 Дегтерев Д.А., РамичМ.С., Цвык А.В. США — КНР: «властный транзит» и контуры «конфликтной биполярно-сти» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21. № 2. С. 215—217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.