13. Pat. 20080033425 USA. Methods, systems, and devices for sensing, measuring, and controlling closure of a patent foramen ovale/ Davis C C. et al.
14. Pat. 20020072680 USA. Intra-aortic balloon catheter having a fiberoptic sensor / Schock R.B. et al.
15. Heijmans J.A.C. et al. // IFMBE Proceedings. 2008.Vol.22. P.2330-2334.
16. Baldini F. // Analytical and Bioanalytical Chemistry.- 2003. Vol.375, №6. r.732-743.
FIBER-OPTIC SENSORS FOR ENDOCAVITARY APPLICATION IN MEDICINE
V.A.KOROLYOV, V.T.POTAPOV
Summary
We review the development of fiber-optic sensors for possible use in laser surgery and oncology. The data for biomedical sensors to monitor pressure and temperatureare given.
Key words: fiber-optic sensors, laser hyperthermia, surgery
УДК 618.12-002.2-079.4
ВОЗМОЖНОСТИ РАДИОТЕРМОМЕТРИИ В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ТАЗОВОГО БОЛЕВОГО СИНДРОМА И ВАРИАНТОВ ХРОНИЧЕСКИХ САЛЬПИНГООФОРИТОВ
А.В. ХАРДИКОВ*
Термографическое исследование проводилось на диагностическом комплексе РТМ-01-РЭС. Выделены варианты термограмм, характерные для различных патологических процессов в области малого таза. РТМ позволяет повысить эффективность дифференциальной диагностики при тазовом болевом синдроме и ХСО и контролировать качество лечения.
Ключевые слова: сальпингоофорит, радиотермометрия.
Хронический тазовый болевой синдром (ХТБС) является наиболее частой причиной обращения к врачу гинекологу, и обычно ассоциируется с хроническим сальпингоофоритом (ХСО). Диагностический алгоритм при данной патологии в настоящее время в практической медицине включает клиникоанамнестическое исследование, УЗИ и бактериоскопию вагинальных мазков. Частота диагностических ошибок при таком обследовании достаточно велика и составляет от 30 до 50% [1,2]. Использование высокоэффективных эндоскопических методов (лапаро-, гистероскопия) на практике ограничивается необходимостью дорогостоящего оборудования и подготовленного персонала, а также часто нежеланием пациентки подвергаться инвазивному диагностическому вмешательству. Поэтому актуальным остается поиск новых неинвазивных и безопасных методик, дополняющих существующие и повышающих эффективность диагностики при ХТБС и ХСО. Одним из таких методов является радиотермометрия (РТМ). Однако данные о возможности ее применения в гинекологической практике весьма скудные [3-5].
Цель работы - анализ возможности использования метода РТМ в диагностике ХСО, дифференциальной диагностике ХТБС, прогнозировании осложнений и контроле качества лечения.
Материал и методы. Обследовано 150 женщин в возрасте 17-45 лет с длительностью тазового болевого синдрома, который расценивался как ХСО, от 1 до 20 лет. Пациентки разделены на 3 группы. Первая группа представлена 18 женщинами с типичной формой острого воспалительного процесса, сопровождавшегося болевым синдромом, повышением температуры тела, изменениями периферической крови и УЗ-признаками обострения ХСО. Вторая группа - 102 женщины с ХТБС при нормальной температуре тела, отсутствием воспалительных изменений в периферической крови и в малом тазу при УЗИ. Контрольная группа представлена 30 здоровыми женщинами фертильного возраста.
В работе использованы общеклинический, лабораторный, УЗ-, рентгенологический методы исследования, лапароскопия. Термографическое исследование проводили на диагностическом комплексе РТМ-01-РЭС, предназначенном для измерения внутренней температуры тканей на глубине до 10 см по их естественному излучению в микроволновом диапазоне и температуре кожи по тепловому излучению в ИК-диапазоне и при температуре
окружающей среды 20-24°С в положении лежа на спине при опорожненном мочевом пузыре в проекции матки (9 точек) и придатков (по 9 точек с каждой стороны). После компьютерной обработки получили графическое цветное изображение распределения температур в исследуемой области.
Результаты. Продолжительность исследования составляла 2,8±2,4 минуты. Процедура и повторные исследования не оказывали какого-либо неблагоприятного воздействия на психофизическое состояние пациенток. У здоровых женщин термограммы имели плавные изменения температур, отсутствовали очаги температурных аномалий. Градиент температур на термограмме не превышает 2°С, разница между кожной и внутренней температурами составляла 2-2,4 оС (рис.1.).
Поле температур кожи
Поле внутренних температур
Рис.1. Нормальная термограмма
В период овуляции в соответствующем яичнике отмечалось локальное увеличение температуры на 1,4—1,8 оС. Во 2-ю фазу менструального цикла наблюдалась тенденция к увеличению внутренней температуры на 0,3-0,6оС. У женщин первой группы отмечено локальное повышение внутренней температуры в исследуемых областях на 1,0-2,7°С (на 2,1±0,3°С р<0,01) и кожной температуры на 0,8-2,3°С (1,6±0,3°С р<0,05) (рис.2.).
Моле ісммсраіур кожи
Пои: внутренних температур
у у/щі И-Д-- v
’в* у К) Л» о Wv v
о о о • 1 v
' -- »» »г,
* Курский ГМУ, 305033 г. Курск, ул. К. Маркса 3, [email protected]
Рис.2. Термограмма при инфекционно-токсическом обострении ХСО
При динамической РТМ на фоне стандартного противовоспалительно лечения у 83% пациенток отмечено снижение как внутренней, так и кожной температур при положительной динамике других объективных признаков воспаления. Кожная температура в области придатков оставалась выше нормы на 0,4-0,7°С при купировании болевого синдрома, нормализации общей температуры тела, картины периферической крови и исчезновения признаков воспалительного процесса. Нормализация температур при РТМ достигнута у 10 пациенток через 10-12 суток, у 3 - через 13-16 и у 2 - только на 17-20 сутки на фоне продолжающейся терапии. У 3 женщин (17 %) на фоне улучшения клинических симптомов заболевания, нормализации картины периферической крови, уменьшения УЗ-признаков воспалительного процесса при динамической РТМ отмечено отсутствие нормализации внутренней температуры, расширение зон локальной гипертермии, появление мозаицизма внутренней и кожной температур. При оперативном лечении обнаружены воспалительные тубоова-риальные образования, подтвержденные патоморфологически.
У пациенток второй группы термограммы имели разнородный характер. Были выделены наиболее типичные варианты распределения температур. У 50% женщин внутренняя температура характеризовалась выраженной вариабельностью в различных зонах с градиентом до 3°С. Очаги гипертермии наблюдались реже, их размеры были меньше по площади, преобладали зоны пониженной температуры. При исследовании кожной температуры отмечены ярко выраженные зоны повышенной температуры больших размеров по сравнению с очагами внутренней гипертермии и не совпадающие с ними по локализации, чередующиеся с зонами нормальной и пониженной температур (при нормальной температуре в подмышечной впадине). Отмечались более резкие границы кожных температурных аномалий с градиентом кожной температуры в пределах 4°С. Максимальные отклонения показателей как кожной, так и внутренней температуры наблюдались в период наибольшей выраженности болевого синдрома.
Полс iCMiicpaiyp кожи
Во ••а(»рот • I т
іт її Vi и п м»1 мл н п мп
Поле »и> і ремнич ісммерагур
ванием рентгенологических методов и лапароскопии у 19,6% выявлен выраженный спаечный процесс в области малого таза с дегенеративно-дистрофическими изменениями маточных труб, у 30,4% женщин обнаружены заболевания пояснично-крестцового отдела позвоночника (рис.3.). У 38,2% пациенток на внутренних термограммах появлялись очаги гипертермии неправильной формы в проекции матки и придатков с максимальными значениями в области ребер матки и параметриев. Очаги имели неправильную форму, в процессе лечения их границы изменялись, площадь сокращалась, градиент температуры снижался с 3,2 до 2,6оС, но полной нормализации внутренней температуры не происходило. При исследовании кожной температуры отсутствовали очаги выраженных термоаномалий, температура была на
0,6-0,8оС ниже, чем у здоровых женщин. В процессе лечения наблюдалось повышение кожной температуры на 0,2-0,4оС. При дальнейшем обследовании пациенток с использованием лапароскопии были выявлены варикозные изменения вен малого таза 34 степени. Варикозные изменения сосудов 1-2 степени на термограммах не давали характерных особенностей. У 12,7% женщин отмечалось появление очагов гипертермии на внутренних термограммах во II фазе цикла на фоне проводимой терапии и положительной динамики общего состояния. При лапароскопии у пациенток выявлялись очаги эндометриоза >5 мм. Эндометриоидные гетеротопии меньших размеров на термограммах не обнаруживались. У 1 пациентки при динамической термографии на внутренней термограмме был выявлен очаг гипертермии с нечеткими контурами, не менявший размеров и формы в процессе лечения. При дальнейшем обследовании было выявлено злокачественное новообразование дистального отдела сигмовидной кишки.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой информативности метода РТМ. Персистенция очагов гипертермии, увеличение их размеров на внутренней термограмме на фоне проводимой терапии говорят об эффективности лечения и являются ранними признаками гнойно-деструктивного процесса в области придатков матки. Наличие мигрирующих очагов термоаномалий внутренних температур указывает на гемодинамиче-ские нарушения в области малого таза. Стабильные зоны гипотермии на внутренних термограммах указывают на фиброзноспаечный процесс. Мозаицизм кожных температур со значительным градиентом говорит о преобладании нейрососудистых изменений в области малого таза. Очаги гипертермии на внутренних термограммах, появляющиеся во II фазе менструального цикла, говорят о вероятности наличия эндометриоза. РТМ позволяет повысить эффективность дифференциальной диагностики при ХТБС, уточнить характер патологического процесса в области придатков матки, а использование данного метода в динамике позволяет контролировать эффективность проводимого лечения.
Литература
Мед.
1.Сметник В.П. и др. Неоперативная гинекология. М.: Информ. агентство, 2002.
2.Сухих Н.В. Клинико-эндоскопические варианты хронических сальпингоофоритов: Автореф. дис... к. м. н. М., 2002.
ЪХардиков А.В. и др. // Мат-лы 7 Всерос. науч. форума «Мать и Дитя». М., 2005. С. 532.
4Хашукоева А.З. и др. // Мат-лы 9-го Всерос. науч. форума «Мать и дитя». М., 2008. С. 555.
5Хашукоева А.З. и др. // Мат-лы 8-го Всерос. науч. форума «Мать и дитя». М., 2006. С. 554.
Рис.3. Термограмма при наличии спаечного процесса в области малого таза и заболевании пояснично-крестцового отдела позвоночника
По мере купирования болей на фоне противовоспалительного лечения внутренняя температура снижалась с сокращением размеров очагов гипертермии и уменьшением перепада температур до 2,6°С. При динамической термографии отмечено бессистемное смещение очагов гипо- и гипертермии в процессе лечения. Градиент кожной температуры уменьшался до 3,1°С, но картина распределения температур оставалась такой же, как и до начала лечения, с некоторым уменьшением площади зон пониженной и повышенной температур. После завершения терапии очаги аномальных кожных температур не изменяли своей локализации. При этом максимальные отклонения внутренних и наружных температур не всегда находились в проекции придатков матки. При дальнейшем обследовании пациенток с использо-
THE POSSIBILITIES OF RADIOTHERMOMETRY IN DIFFERENTIAL
DIAGNOSTICS OF PELVIC PAINFUL SYNDROME AND VARIANTS OF CHRONIC SALPINGOOPHORITIS
A.V. KHARDIKOV
Summary
150 patients with chronic pelvic pain, diagnosed as salpingoo-phoritis, were examined dynamically. Thermography was made on diagnostic complex RTM-01-RES. Thermographic variants of different pathological processes had been noted. RTM may improve different diagnostics in pelvic pain and salpingoophoritis and assist in control of effectiveness of therapy course.
Key words: salpingoophoritis, radiothermometry