Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОТВЕТА НА СЕРДЕЧНУЮ РЕСИНХРОНИЗИРУЮЩУЮ ТЕРАПИЮ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОЦЕНТРОВОГО РЕТРОСПЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОТВЕТА НА СЕРДЕЧНУЮ РЕСИНХРОНИЗИРУЮЩУЮ ТЕРАПИЮ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОЦЕНТРОВОГО РЕТРОСПЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зорин Д. А., Илов Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОТВЕТА НА СЕРДЕЧНУЮ РЕСИНХРОНИЗИРУЮЩУЮ ТЕРАПИЮ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОЦЕНТРОВОГО РЕТРОСПЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

5,7±2,2 мин, 47,06+18,15 мин, 117,3+44,9 мин, соответственно. Ни одного осложнения, связанного с применением РМН, у пациентов не выявлено. Период наблюдения составил 12 [914] мес. У 215 (80%) пациентов сохранялся синусовый ритм по данным 24-часового холтеровского мониторирования ЭКГ при контрольном обследовании после процедуры абла-ции без антиаритмической терапии.

Заключение. Первый опыт применения роботизированной магнитной навигации у пациентов с фибрилляцией предсердий в Российской Федерации продемонстрировал свою безопасность и эффективность. Необходимы дальнейшие рандомизированные исследования с длительным периодом наблюдения для оценки отдаленной эффективности РМН по сравнению с другими технологиями интервенционного лечения ФП.

2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

ОТВЕТА НА СЕРДЕЧНУЮ РЕСИНХРОНИЗИРУЮЩУЮ ТЕРАПИЮ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОЦЕНТРОВОГО РЕТРОСПЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Зорин Д. А.1, Илов Н. Н.2

АГМУ, Астрахань; 2ФГБУ ФЦССХ Минздрава России, Астрахань, Россия

Согласно действующим рекомендациям устройства для сердечной ресинхронизирующей терапии (СРТ) должны имплантироваться больным хронической сердечной недостаточностью (ХСН) с фракцией выброса левого желудочка (ФВ ЛЖ) < 35%, имеющим продолжительность QRS более 150 мс либо более 130 мс (при наличии морфологии блокады левой ножки пучка Гиса — ПБЛНПГ). Эффективность СРТ можно повысить, отбирая на эту терапию больных с прогнозируемым хорошим ответом.

Цель. Определить предикторы гемодинамического ответа на СРТ.

Материал и методы. В ретроспективное исследование были включены 83 пациента (медиана возраста — 55; IQR:20-60,5; мужчины — 67,5%), которым в соответствии с действующими рекомендациями были имплантированы СРТ. Эффективность оценивали по снижению конечно-систолического объема (КСО) на >15% и приросту ФВ ЛЖ на >5%. Время наблюдения — 12 месяцев. Клинические, эхокардиографи-ческие и электрокардиографические параметры были подвергнуты однофакторной и многофакторной логистической регрессии.

Результаты. Респондерами по ФВ ЛЖ стали 49 пациентов (59%). КСО ЛЖ снизилась более чем на 15% у 43 больных (52%). Ответ по обоим показателям продемонстрировали 37 пациентов (45%). Независимым предиктором ответа на СРТ по КСО ЛЖ оказалось наличие критериев ПБЛНПГ по Strauss (р=0,001). Постинфарктный кардиосклероз (ПИКС) почти в 4 раза (ОШ=3,6; 95% ДИ: 1,1-11,2; р=0,024), а хроническая болезнь почек — в 3 раза (ОШ=2,7; 95% ДИ: 1,03-7,19; р=0,04) снижали вероятность ответа на СРТ по КСО ЛЖ.

Взаимосвязи между частотой регистрации конечной точки и эксцентрическим типом ремоделирования (прямая связь), а также наличием ишемической болезни сердца и сахарного диабета (СД; обратные связи) имели уровни значимости близкие к критическому (р=0,095; р=0,075 и р=0,08, соответственно).

Вероятность стать респондером по ФВ ЛЖ достоверно увеличивалась при регистрации критериев ПБЛНПГ по Strauss (р=0,001) и митральной регургитации выше 2 степени (р=0,029) и снижалась при наличии фибрилляции предсердий (р=0,017). Прямое влияние эксцентрического типа ремоделирования на ответ по ФВ ЛЖ имело уровень значимости близкий к критическому (р=0,094). Комплексный анализ параметров позволил выделить факторы с наибольшим прогностическим потенциалом, линейно и нелинейно связанных с ответом на СРТ. К ним относились ПИКС, СД, ПБЛНПГ по Strauss, тип ремоделирования ЛЖ (для ответа

по КСО) и митральная регургитация выше 2 ст., ФП, ПБЛНПГ по Strauss (для ответа по ФВ ЛЖ). Метрики лучшей прогностической модели для ответа на СРТ по КСО составили: AUC — 0,78+0,05 с 95% ДИ:0,68-0,88; специфичность — 70%, чувствительность — 72%. Метрики лучшей прогностической модели для ответа на СРТ по ФВ ЛЖ составили: AUC — 0,76 ± 0,05 с 95% ДИ:0,65-0,86; специфичность — 50%, чувствительность — 83%.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить клинические, электрокардиографические и эхокардио-графические предикторы ответа на СРТ, что может в будущем улучшить отбор больных на данный вид лечения ХСН.

3. ПРЕДИКТОРЫ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОЙ

ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ ПОСЛЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРНОГО ПОРАЖЕНИЯ СЕРДЦА

Лебедев Д. И., Деева Н. С., Евтушенко А. В.

ФГБУН НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Кемерово, Россия

Послеоперационная фибрилляция предсердий (ПОФП) — частое осложнение кардиохирургических вмешательств с частотой от 10 до 63%. Точные механизмы и сигнальные пути, участвующие в развитии ПОФП, остаются не совсем понятными. Таким образом, превентивные стратегии эффективны лишь частично и практически не влияют на снижение общей заболеваемости ФП за последние два десятилетия.

Цель. Выявить предикторы развития послеоперационной фибрилляции предсердий.

Материал и методы. В исследование включены 100 пациентов с показаниями к кардиохирургическому вмешательству в возрасте от 53 до 82 лет (средний возраст 67,2±17 лет), без ФП в анамнезе. Кардиохирургическое вмешательство в группе было представлено у 63 пациентов в виде аортоко-ронарного шунтирования, а у 37 пациентов вмешательством на сердечных клапанах. Все респонденты были разделены на 2 группы. В первую группу вошли 39 пациентов (39%), у которых в раннем послеоперационном периоде наблюдались пароксизмы ФП длительностью более 30 секунд с пиком на 1-2 сутки, из них у 13 (33,3%) пациентов наблюдался рецидив ФП. Вторая группа представлена 61 пациентом (61%) без нарушений сердечного ритма после операции. У пациентов обеих групп была выполнена эхокардиогра-фия с измерением размера левого предсердия до операции и произведен забор периферической крови с определением концентрации С-реактивного белка (СРБ) в раннем послеоперационном периоде. Для оценки ассоциации исследуемых факторов с формированием ФП после кардиохирургиче-ских операций использовалась множественная логистическая регрессия.

Результаты. При оценке полученных результатов и проведении ретроспективного анализа было обнаружено, что увеличение СРБ более 150 мг/л достоверно приводило к развитию пароксизма ФП после кардиохирургических операций, в среднем 176,6 мг/л (p<0,001), как и предоперационное увеличение продольного размера левого предсердия более 4,8 см (p<0,001). Был проведен ROC-анализ выявленных предикторов, который показал высокую диагностическую ценность для СРБ (AUC = 1,000) и продольного размера левого предсердия (AUC = 0,987), также была выявлена высокая специфичность признаков 100% и 95,1%, соответственно. Дополнительно было выведено уравнение регрессии, которое позволяет прогнозировать риск развития ПОФП на предоперационном этапе.

Заключение. Результаты, полученные с помощью логистической регрессии, показали, что концентрация СРБ в периферической крови пациентов и продольный размер левого предсердия являются предикторами развития ПОФП, и могут быть использованы для разработки эффективной стратегии ее профилактики.

Российский кардиологический журнал. 2022;27(S7), дополнительный выпуск (май)

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.