Научная статья на тему 'Возможности привлечения финансовых средств населения России в национальную пенсионную систему'

Возможности привлечения финансовых средств населения России в национальную пенсионную систему Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПРОГРАММА СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИЙ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ НАСЕЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ НАСЕЛЕНИЯ / THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / NOT STATE PENSION FUND / THE PROGRAM OF COFINANSING PENSIONS / A MANAGEMENT COMPANY / SAVINGS STRATEGY OF THE POPULATION / INVESTMENT STRATEGY OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Ирина Юрьевна

Статья Орловой И.Ю. посвящена исследованию сберегательных и инвестиционных стратегий населения России в пенсионном страховании. В частности, отмечается, что активность населения в этой сфере еще не высока, однако просматривается тенденция ее увеличения, что фиксируется в росте числа заявлений застрахованных лиц о переводе накопительной части трудовой пенсии в частные управляющее компании и негосударственные пенсионные фонды. В статье раскрываются и причины, по которым активность населения в сфере пенсионного страхования еще не велика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The opportunities of the attracting financial means Russian's population to the national pension system

An article of Orlova I.U. is devoted research of savings and investment strategies of the population of Russia in pension insurance. In particular, it is noticed that activity of the population in this sphere is yet high; however, the tendency of its increase that is fixed in growth of number of applications of insured persons about transfer of a memory part of labour pension in private management companies and not state pension funds is looked through. In the article the reasons on which activity of the population in sphere of pension insurance is yet great reveal also.

Текст научной работы на тему «Возможности привлечения финансовых средств населения России в национальную пенсионную систему»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ПЕНСИОННУЮ СИСТЕМУ

Орлова Ирина Юрьевна, к.э.н., исполнительный директор.

Место работы: НПФ «Стройкомплекс».

Контакты автора: 8-903-79-77-561

Аннотация. Статья Орловой И.Ю. посвящена исследованию сберегательных и инвестиционных стратегий населения России в пенсионном страховании. В частности, отмечается, что активность населения в этой сфере еще не высока, однако просматривается тенденция ее увеличения, что фиксируется в росте числа заявлений застрахованных лиц о переводе накопительной части трудовой пенсии в частные управляющее компании и негосударственные пенсионные фонды. В статье раскрываются и причины, по которым активность населения в сфере пенсионного страхования еще не велика.

Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный пенсионный

фонд, программа софинансирования пенсий, управляющая компания, сберегательные стратегии населения, инвестиционные стратегии населения.

THE OPPORTUNITIES OF THE ATTRACTING FINANCIAL MEANS RUSSIAN'S POPULATION TO THE NATIONAL PENSION SYSTEM

Orlova Irina Urievna, Ph.D., executive director.

Place of employment: NPF Building.

Contacts of the author: 8-903-79-77-561

Annotation. An article of Orlova I.U. is devoted research of savings and investment strategies of the population of Russia in pension insurance. In particular, it is noticed that activity of the population in this sphere is yet high; however, the tendency of its increase that is fixed in growth of number of applications of insured persons about transfer of a memory part of labour pension in private management companies and not state pension funds is looked through. In the article the reasons on which activity of the population in sphere of pension insurance is yet great reveal also.

Keywords: the Pension fund of the Russian Federation, not state pension fund, the program of cofinan-sing pensions, a management company, savings strategy of the population, investment strategy of the population.

В настоящее время привлечение накопленных населением Российской Федерации денежных средств в национальную пенсионную систему и их использование в инвестиционном обороте затруднительны по ряду причин.

Во-первых, рыночные преобразования в нашей стране привели к расслоению общества. По официальным данным, разница между средними доходами 10% богатых и 10% бедных в России составляет про-

порцию 17/1. На самом деле, указанный показатель может быть и 30/1, и 40/1, если правильно сосчитать неформальные доходы. «В Евросоюзе, куда мы так стремимся, этот показатель составляет порядка 10/1... Главное не в том, чтобы перераспределить деньги от богатых к бедным, а в том, чтобы дать возможность среднестатистическим людям стать богаче за счет собственного труда»1.

Снижение жизненного уровня большей части населения России и расслоение общества, в котором получили широкое распространение «теневые» доходы, в условиях длящегося финансово-экономического кризиса прямо и косвенно связаны с коррупцией, борьба с которой трудна, но необходима. Еще в 2006-м году в «Индексе восприятия коррупции», составленном Международным общественным движением по противодействию коррупции, наша страна по распространенности этого явления была на 127-м месте из 1б3-ти, рядом с Руандой, Гондурасом и Филиппинами2. Примерно в это же время первый заместитель Генпрокурора России А.Буксман публично признал, что «за год "средний" продажный чиновник может позволить себе купить квартиру площадью в 200 квадратных метров»3. По данным же департамента экономической безопасности МВД России, размер средней взятки за один только год увечился втрое и на середину лета 2009 г. составил 27 тыс. рублей4. Распространенность коррупции в стране объективно заставила применять в России инструменты, которые во многих экономически развитых странах Запада работают эффективно - в частности, декларирование доходов высокопоставленных чиновников и их близких родственников. Весной 2009 г. Президент России Д.А.Медведев издал пять указов с перечнем чиновников федерального и регионального уровней, которые ежегодно должны публично отчитываться не только о своих доходах и имуществе, но и предоставлять те же сведения за своих супругов5.

В связи с выше изложенным, учитывая, главным образом, низкий жизненный уровень львиной доли населения России большая часть сбережений граждан (тех, у кого они есть) не может сейчас использоваться ни в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), ни в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), ни в Программе государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии6, так как предназначена исключительно для

1 Гонтмахер Е., Дашков С. Золотая дюжина //Российская газета.

- 2008. - 4 июня.

2 Кукол Е. Чиновник из «группы риска» //Российская газета. -2007.- 4 сентября.

3 Цит. по: Шаров А. Ни дать, ни взять. Генпрокуратура России начала новое наступление на коррумпированных чиновников //Российская газета. - 2006. - 7 ноября.

4 Пять событий недели глазами Л.Млечина //Российская газета.

- 2009. - 30 июля.

5 Судя по опубликованным декларациям о доходах, жены ряда глав субъектов Российской Федерации в 2009-м году получили доход, больший, чем их высокопоставленные мужья. Например, супруга губернатора Ростовской области Владимира Чуба заработала в 55 раз больше мужа: 174 млн. руб. против чуть более 3 млн. руб., соответственно //Дорогие женщины. Где работают жены губернаторов, получая больше своих мужей? //Российская газета. - 2010. - 27 мая.

6 По данным Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), на конец мая 2010 г. в Программу государственного софинанси-рования накопительной части трудовой пенсии уже вступили 2,5 млн. россиян; участники Программы, делавшие взносы в 2009-м году, получили средства государственного софинансирования на общую сумму 2,5 млрд. руб. //Официальный сайт ПФР //www. pfrf.ru.

обеспечения жизнедеятельности людей при наступлении форс-мажорных обстоятельств (смерть, тяжелая болезнь и пр.).

Во-вторых, среди основной массы населения нашей страны преобладает негативная оценка инвестиций в ценные бумаги. В России, в отличие от экономически развитых стран Запада, существует большое несоответствие между тем, что сберегается, и тем, что и как могло бы быть инвестировано. К тому же отлаженный механизм трансформации сбережений населения в инвестиции в ценные бумаги еще не развит. Актуальными проблемами остаются и неудовлетворительное состояние системы предоставления гражданам достоверной информации об инвестиционных продуктах, и отсутствие возможности проверки ее объективности. Это ограничивает потенциал частных инвесторов, в частности, по принятию решений.

В-третьих, на инвестиционные предпочтения населения России влияет его предшествующий в основном негативный инвестиционный опыт. Поскольку люди в России в не столь далеком прошлом неоднократно и больно обжигались на «финансовых пирамидах»7, «черных» вторниках и т.п., а ценные бумаги, обращающиеся на отечественном фондовом рынке, - не самого лучшего качества, граждане - будущие пенсионеры вряд ли в обозримой перспективе смогут забыть понесенные финансовые потери и компенсировать их, заработав, в том числе на весомую прибавку к своей пенсии. По-прежнему актуален и тезис о том, что в нашей стране «риск потери капитала, риск утраты ликвидности сбережений гораздо более чувствителен для граждан, чем риск неполучения более высокого дохода»8.

В-четвертых, чтобы привлечь относительно свободные денежные средства населения в национальную пенсионную систему России требуется знать и учитывать сберегательные мотивации людей, их инвестиционные стратегии. Так, к середине 1990-х годов структура мотивов сбережений была адекватной структуре финансовых инструментов, необходимых для реализации данной цели. Те люди, которые планировали накопить на покупку дорогих вещей или на отдых, развлечения, откладывали деньги (в случае необходимости данные средства могли быть потрачены на другие, более важные цели). Те, кому деньги были необходимы на лечение, на «черный день», про запас, хранили их в Сбербанке (здесь предпочтение отдавалось надежности сбережений) и т.п. С 1998 г. и до начала нынешнего финансово-экономического кризиса структура мотивов в значительной степени осталась прежней, но перестала быть связанной с выбором сберегательных инструментов. Рубль, несмотря на политику публичной власти по его «укреплению», показал волатильность в качестве средства сбережений, а популярность коммерческих банков и ценных бумаг снизилась. И если раньше среднестатистическое домохозяйство могло вкладывать в различные активы, ориентируясь на разные цели, то теперь универсальным средством реализации долгосрочных сберегательных мотивов стала домашняя «многовалютная корзина» ($ + € + рубли).

Длящийся финансово-экономический кризис приучает граждан России полагаться на себя и немного (по многовековой традиции) на государство. Они стараются всеми возможными способами заработать как можно больше денег, не откладывать покупки, которые все равно придется делать, диверсифицировать накопления, вкладывая их в подконтрольные им активы. Понимая, что инфляция «съест» часть отложенных денег, россияне пытаются минимизировать риск посредством, в частности, краткосрочных вкладов в коммерческих банках (здесь признанный лидер -Сбербанк), не доверяя тем из них, кто сулит высокие проценты. Вот почему требуется колоссальная информационно-образовательная работа для того, чтобы объяснить гражданам России, что есть альтернативные, сравнительно более дешевые в обслуживании и зачастую более эффективные механизмы инвестирования сбережений, в том числе посредством институтов национальной пенсионной системы. Необходимо убедить людей, что достойный уровень жизни человека в старости есть предмет его заботы на протяжении всей жизни, что уверенность в будущем создается собственными руками. Одновременно должно быть обеспечено выполнение государством принятых на себя обязательств перед теми, кто уже не может повлиять на уровень своего обеспечения в старости, -нынешними пенсионерами, в том числе проведение опережающей по сравнению с инфляцией индексации пенсий.

Для того чтобы привлечь финансовые средства населения России в национальную пенсионную систему, надо избавить ее от ряда проблемных моментов, делающих ее непривлекательной для граждан - будущих пенсионеров. Речь идет, прежде всего, вот о чем.

1. Не все россияне работают по найму, следовательно, не все платят взносы в систему ОПС. Из 63 млн. человек трудоспособного населения лишь 49,8 млн. - наемные работники. За них ежегодно работодатели перечисляют в систему ОПС порядка 400 млрд. руб. страховых взносов. Остальные 13,2 млн. относятся к самозанятому населению. Пенсионная реформа оставила за бортом примерно треть россиян - не только самозанятых, но и работающих без оформления должным образом своих трудовых прав (без трудовых книжек) и пр. Кроме того, россиянин - будущий пенсионер лично не платит взносы в систему ОПС, за него это делает работодатель. Перечисленные в систему ОПС средства пенсионных накоплений (СПН) являются публичной (федеральной) собственностью, что, по сути, неверно. Если же перевести накопительную часть трудовой пенсии в формат гражданско-правовых отношений, тогда и гражданин, заключая договор с тем же негосударственным пенсионным фондом (НПФ), мог бы договариваться о дополнительных гарантиях.

2. Сформированный накопительный компонент пенсионной системы России не сможет в обозримом будущем полноценно заменить традиционный ее компонент (солидарно-распределительный)9, и это большой его минус при плюсах - смягчении сложнейшей демо-

7 Потерпевшими от «финансовых пирамид» образца 1993-1995 годов стали более 10 млн. человек, которые потеряли не менее $30 млрд. накопленных сбережений. Подробнее см.: Юрьева Н. Мавроди нашелся, но без денег //Российская газета. - 2008. - 23 мая.

8 Иванов А.П., Бунина Е.М. Инвестиционная активность и дохо-

ды населения //Финансы. - 2002. - №1. - С.63.

9 «До 2022 года для женщин, а в случае с мужчинами - до 2027 года накопительная компонента пенсионной системы не заработает. В ближайшие 15 лет мы имеем дело с распределительной пенсионной системой» //А.Кудрин: «Не бывает стабильных стран без решенных пенсионных проблем» //КоммерсантЪ. - 2008. - 11 сентября.

графической ситуации10, усилении мотивации зарабатывать много, легально, сберегать и инвестировать часть дохода для обеспечения достойного уровня жизни в старости.

3. Несмотря на цель «поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума и пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера»11, типовая трудовая пенсия, «когда первые пенсионеры начнут ее получать с учетом накопительной ее части, при сохранении сложившихся тенденций составит не более 10 тысяч нынешних рублей в месяц»12. Для сравнения: в США средняя пенсия по стране составляет более $1 тыс. в

13

месяц13.

4. Взаимодействие пенсионных институтов с населением и бизнес-структурами оставляет желать лучшего. Так, по совету экспертов Всемирного банка представители ПФР неожиданно заговорили о дефиците бюджета Фонда и необходимости повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и женщин14. Их не смутило, что «до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость ПФР и покрытие его дефицита»15. Другой пример: в соответствии с принятыми поправками в пенсионное законодательство с 2011-го года единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховым тарифом в размере 26% от фонда оплаты труда. Однако «бизнес отреагировал на новеллы в законодательстве публичным заявлением об очередном утяжелении налоговой нагрузки, а будущие пенсионеры задумались, стоит ли вообще самостоятельно копить на старость, если им в очередной раз прописали новые пенсии»16.

5. Действующий формат инвестирования СПН и размещения пенсионных резервов, используемый как ПФР и ВЭБ (является государственной управляющей компаний /ГУК/), так и НПФ и частными управляющими компаниями (ЧУК), в настоящее время не гарантируют обеспечение их положительной доходности и даже сбережение17, что влечет за собой очередной кризис

10 «Если еще недавно число иждивенцев (детей и пожилых) в расчете на одного трудоспособного в России было 580 на 1000, то к 2025 году оно превысит 800 на 1000 - рост на 40%. Это будет серьезное испытание для нашей пенсионной системы и экономики в целом» //Рожай, страна огромная!.. Растут Москва и еще несколько городов, остальная территория - пустеет. К 2050 г. в России вымрет целая Канада: интервью с А.Вишневским, одним из главных демографов страны //Московский комсомолец. - 2009. -

20 мая.

11 Роик В.Д., Федотовская Т.А., Иваненко С.И., Аникеева О.Б. Боргоякова Т.В., Пеньков И.А. Характеристики, приоритеты и основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов //Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2007. - №14 (331). - С.10.

12 Гонтмахер Е. Прожить на пенсию. Это вполне возможно, если люди сами начнут копить на старость, а государство и бизнес добавят 1,2 трлн. руб. //Российская газета. - 2008. - 5 февраля.

13 Меньков В. Пенсионная система США //Панорама. - 2007. -Декабрь.

14 Конишева Т. В 65, и не раньше предлагает отпускать на пенсию мужчин и женщин Всемирный банк //Российская газета. -2005. - 26 февраля; Невинная И. ПФР вспомнил о пенсионном возрасте. Его предлагается повысить //Российская газета. - 2005.

- 10 июня.

15 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина //Российская газета. -2007. - 27 апреля.

16 Россиянам прописали новые пенсии. Беседа с депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Дмитриевой //Московский комсомолец. - 2009. - 3 июня.

17 Например, по итогам 2009 г убытки одной лишь ГУК - ВЭБ от

инвестирования СПН составили 6,039 млрд. руб.

доверия населения к профессиональными участникам финансового рынка и последних друг к другу18. Малорисковые инвестиционные возможности, пригодные для СПН и пенсионных резервов, ограничены и будут оставаться такими в обозримой перспективе. В связи с этим системы ОПС и НПО должны быть дополнены Государственной корпорацией - Агентством по страхованию пенсионных активов (по аналогии с российским Агентством по страхованию вкладов или североамериканской Корпорацией по гарантированию пенсионных бенефитов19), прозрачным перестрахованием и обязательным размещением достаточно значительной доли пенсионных денег в наиболее надежных ценных бумагах. Потребуются также создание системы квалифицированного рейтингования профессиональных участников пенсионного рынка, качественное улучшение процедур их сертификации, стандартизации, актуарного оценивания и т.п., чтобы будущие пенсионеры, решая, кому доверить свои сбережения на старость, были бы в гораздо большей степени, чем сейчас, уверены в правильности принятого решения.

6. Граждане Российской Федерации вправе выбирать между их пенсионным обслуживанием посредством ПФР и НПФ. У ПФР есть неоспоримое преимущество перед НПФ - консервативность большей части населения, которая не хочет и не станет заниматься инвестированием своих пенсионных накоплений в рамках ОПС в силу традиционного патернализма20. Указанное преимущество Фонду обеспечивают «молчуны». В пользу же НПФ говорит обязательное лицензирование их деятельности, раздел имущества на собственные средства, СПН и пенсионные резервы. За их деятельностью следят Банк России, Минфин России, ФСФР, Минздравсоцразвития России. Добавим к этому регулярные проверки актуариев, аудиторов, ревизионных комиссий, различные мониторинги. Бывают даже ситуации, когда, следуя инструкциям контролеров, НПФ строят свою работу не самым оптимальным образом, и теряют пенсионные деньги, что впоследствии им ставится в вину21. С 1 июля 2009 г. предусмотренные законодателем лицензионные требования для НПФ в части оценки их имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) возросли до 50 млн.

18 Указанный кризис доверия в полной мере проявил себя в декабре 2008 г., когда НПФ «ТНК-Владимир» настоятельно потребовал у ЧУК «Пиоглобал Эссет Менеджмент» возврата 257,67 млн. руб. пенсионных резервов, выплаты 23,94 млн. руб. минимальной гарантированной доходности и 20,56 млн. руб. процентов за просрочку. 17 апреля 2009 г. Фонд публично доказал правоту части своих требований в арбитражном суде, который обязал ЧУК выплатить в пользу НПФ 191,5 млн. руб., переданных ей в управление, плюс 39,3 млн. руб. гарантированной доходности и набежавших процентов. 21 мая 2009 г. этот же фонд подал второй иск к той же ЧУК с требованием вернуть еще около 60 млн. руб. //Мазунин А. Управляющий получил иск не по средствам. «Пиоглобалу» может не хватить на лицензию //КоммерсантЪ. -2009. - 5 июня.

19 Корпорация по гарантированию пенсионных бенефитов учреждена в США Актом об обязательном пенсионном обеспечении (ERISA) в сентябре 1974 г.

20 Немчинов Д. Конкурентные преимущества НПФ в системе обязательного пенсионного страхования //Пенсионные фонды и инвестиции. - 2002. - №3. - С.17.

21 По итогам 2009 года НПФ в целом продемонстрировали низкую доходность. В структуре финансовых активов НПФ наибольшая доля средств ныне представлена пенсионными резервами и СПН (68,84% и 25,72%, соответственно). В то же время негосударственные пенсионные фонды за первый квартал 2010 г. привлекли 200 тысяч клиентов //Официальный сайт Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

руб. (а для НПФ, ведущих деятельность по ОПС, - до 100 млн. руб.)22.

НПО исторически развивается в России, прежде всего, как корпоративное. Более 90% пенсионных взносов на добровольное пенсионное обеспечение в 1990-е -2000-е годы вносилось и вносится юридическими лицами. Однако участие работодателей в добровольном пенсионном обеспечении не является благотворительностью: пенсионные программы - это, прежде всего, рычаг воздействия на персонал, они могут способствовать либо закреплению кадров, либо, при необходимости, их ускоренной ротации. Именно поэтому необходимо создать такой налоговый режим, который делал бы для работодателя более предпочтительной уплату страховых взносов на цели НПО по сравнению с уплатой той же суммы в форме заработной платы. И уж тем более недопустимо при разработке и совершенствовании налогового законодательства вводить налоговые ограничения на какие-либо виды пенсионных схем или методы учета пенсионных обязательств, если они прямо не запрещены пенсионным законодательством.

В 2009-м году на НПФ как институт формирования СПН застрахованных лиц приходилось 9,2% переданных от ПФР для инвестирования СПН, на ЧУК - 2,3%, а оставшиеся 88,5% пенсионных накоплений «молчунов» инвестировались через ГУК - ВЭБ23. Но в условиях длящегося финансово-экономического кризиса большинство НПФ будут по-прежнему испытывать трудности, так как основной источник пополнения имущества для обеспечения их уставной деятельности (15% полученного от размещения пенсионных резервов дохода) в низкой доходности работает плохо.

7. Пенсионная система России предоставляет гражданам не только трудовые пенсии, но и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также социальные пенсии. Последние выплачиваются независимо от того, заработал человек страховой стаж или нет. Соответственно, аккумулироваться их финансовые средства должны в разных фондах, однако «у нас все мешается в "одном котле"»24. При этом размер социальной пенсии для некоторых категорий ее получателей вплотную приблизился к размеру трудовой пенсии, что дестимулирует работающее население самостоятельно копить на достойную старость.

8. Нестабильность российского фондового рынка -повод для граждан пересмотреть личные финансовые планы и подумать над новыми инструментами инвестирования в будущую пенсию, прежде всего, посредством Программы государственного софинансирова-ния накопительной части трудовой пенсии25. В пояснительной записке к законопроекту, ставшему впоследствии Федеральным законом Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», утверждалось, что в рамках Программы в 2009-2022 гг. федеральный бюджет потратит 572,63 млрд. руб., а в пенсионную

22 Угрюмов К. Пенсионным фондам урезают лицензии //Российская газета. - 2009. - 27 мая.

23 Якушев Е.Л. Основные тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации //Пенсионные и актуарные консультации. - М., 2009. - С.16.

2 Бобков В. Старость без страховки //Российская газета. - 2007.

- 7 февраля.

25 Подробнее см.: Соцпакет «эконом-класса» //Российский бух-

галтер. - 2009. - 6 мая.

систему попадет порядка 1,14 трлн. руб. Таким образом, к 2018 г. принявшие участие в Программе россияне смогут рассчитывать на прибавку к пенсии в 2,3% от средней зарплаты того времени. Однако, по данным Института социальной политики, реально воспользоваться предложением государства смогут лишь 2-5% граждан трудоспособного возраста. Это в основном люди с располагаемым доходом в 15000-30000 руб. Беднякам откладывать нечего, а богачи копят на старость самостоятельно26. Таким образом, из довольно большой доли желающих воспользоваться данной финансовой услугой государства, в ближайшей временной перспективе ею воспользуются немногие.

С другой стороны, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», государство обязывается выплачивать трудовую пенсию из расчета годового заработка гражданина не более 415 тыс. руб. Следовательно, определенная часть граждан России, зарплата которых превышает данный уровень, вынуждена серьезно задуматься над формированием своей будущей пенсии, выстраивая определенные сберегательные и инвестиционные стратегии.

9. Заметна растущая конкуренция между НПФ, страховыми компаниями, коммерческими банками и иными финансовыми институтами на отечественном рынке пенсионных услуг, что усиливает борьбу за клиента, исход которой зависит, «как от степени удовлетворенности клиента, так и от продавца таких услуг»27. Вот почему принципиально значимо апробировать механизмы, которые позволили бы тем же НПФ привлекать и удерживать клиентов, а это и эффективные рекламные компании, и навык убедительного общения с людьми, и деловая репутация, основанная, прежде всего, на умении грамотно и эффективно распоряжаться средствами своих доверителей, четко исполнять договорные обязательств и многое другое28.

Таким образом, привлечение финансовых средств населения России в национальную пенсионную систему лежит на путях избавления ее от ряда проблемных моментов, делающих ее непривлекательной для граждан - будущих пенсионеров. В связи с этим, в частности, системы ОПС и НПО должны быть дополнены Государственной корпорацией - Агентством по страхованию пенсионных активов, прозрачным перестрахованием и обязательным размещением достаточно значительной доли пенсионных денег в наиболее надежных ценных бумагах. Требуются создание системы квалифицированного рейтингования НПФ, иных профессиональных участников финансового рынка, качественное улучшение процедур их сертификации, стандартизации, актуарного оценивания и т.п., чтобы граждане - будущие пенсионеры, решая, кому доверить свои сбережения на старость, были бы в гораздо большей степени, чем ныне, уверены в правильности принятого решения.

26 Иваницкая Н., Кувшинова О. Пенсия с отсрочкой //Ведомости.

- 2007. - 18 октября.

27 Черных М.М. Повышение эффективности страховых услуг в России: Автореф. дис... канд. эконом. наук. - М., 2008. - С.23.

28 Подробнее см.: Клиентский сервис в программах негосударственного пенсионного обеспечения //Организация продаж страховых продуктов. - 2006. - №5.

Список литературы:

1. А.Кудрин: «Не бывает стабильных стран без решенных пенсионных проблем» //КоммерсантЪ. - 2008.

- 11 сентября.

2. Бобков В. Старость без страховки //Российская газета. - 2007. - 7 февраля.

3. Гонтмахер Е. Прожить на пенсию. Это вполне возможно, если люди сами начнут копить на старость, а государство и бизнес добавят 1,2 трлн. руб. //Российская газета. - 2008. - 5 февраля.

4. Гонтмахер Е., Дашков С. Золотая дюжина //Российская газета. - 2008. - 4 июня.

5. Дорогие женщины. Где работают жены губернаторов, получая больше своих мужей? //Российская газета. - 2010. - 27 мая.

6. Иваницкая Н., Кувшинова О. Пенсия с отсрочкой //Ведомости. - 2007. - 18 октября.

7. Иванов А.П., Бунина Е.М. Инвестиционная активность и доходы населения //Финансы. - 2002. - №1.

8. Клиентский сервис в программах негосударственного пенсионного обеспечения //Организация продаж страховых продуктов. - 2006. - №5.

9. Конишева Т. В 65, и не раньше предлагает отпускать на пенсию мужчин и женщин Всемирный банк //Российская газета. - 2005. - 26 февраля.

10. Кукол Е. Чиновник из «группы риска» //Российская газета. - 2007. - 4 сентября.

11. Мазунин А. Управляющий получил иск не по средствам. «Пиоглобалу» может не хватить на лицензию //КоммерсантЪ. - 2009. - 5 июня.

12. Меньков В. Пенсионная система США //Панорама. - 2007. - Декабрь.

13. Невинная И. ПФР вспомнил о пенсионном возрасте. Его предлагается повысить //Российская газета.

- 2005. - 10 июня.

14. Немчинов Д. Конкурентные преимущества НПФ в системе обязательного пенсионного страхования //Пенсионные фонды и инвестиции. - 2002. - №3.

15. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина //Российская газета. - 2007. - 27 апреля.

16. Пять событий недели глазами Л.Млечина //Российская газета. - 2009. - 30 июля.

17. Рожай, страна огромная!.. Растут Москва и еще несколько городов, остальная территория - пустеет. К 2050 г. в России вымрет целая Канада: интервью с А.Вишневским, одним из главных демографов страны //Московский комсомолец. - 2009. - 20 мая.

18. Роик В.Д., Федотовская Т.А., Иваненко С.И., Аникеева О.Б. Боргоякова Т.В., Пеньков И.А. Характеристики, приоритеты и основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов //Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2007. - №14 (331).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Россиянам прописали новые пенсии. Беседа с депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Дмитриевой //Московский комсомолец. - 2009. - 3 июня.

20. Соцпакет «эконом-класса» //Российский бухгалтер. - 2009. - 6 мая.

21. Угрюмов К. Пенсионным фондам урезают лицензии //Российская газета. - 2009. - 27 мая.

22. Черных М. М. Повышение эффективности страховых услуг в России: Автореф. дис... канд. эконом. наук.

- М., 2008.

23. Шаров А. Ни дать, ни взять. Генпрокуратура России начала новое наступление на коррумпированных чиновников //Российская газета. - 2006. - 7 ноября.

24. Юрьева Н. Мавроди нашелся, но без денег //Российская газета. - 2008. - 23 мая.

25. Якушев Е.Л. Основные тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации //Пенсионные и актуарные консультации. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.