Научная статья на тему 'Возможности применения полиграфа во время обыска'

Возможности применения полиграфа во время обыска Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИГРАФ / POLYGRAPH / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL REACTIONS / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ / THE CRIMINALISTICS REFLECTION THEORY / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПРОС / ОБЫСК / SEARCH / ПАМЯТЬ / MEMORY / ОСОЗНАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / THE REALISED ACTIVITY OF THE PERSON / СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / SCIENTIFIC METHODOLOGY / INVESTIGATION AND SEARCH OPERATIONS / INTERROGATION/QUESTION/INTERVIEW / CONSCIOUSNESS OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толстолуцкий В. Ю., Скорин Я. И.

Анализируются проблемы, которые требуют совершенствования методической базы применения специальных психофизиологических исследований. Предлагается использовать полиграф во время обыска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF A POLYGRAPH DURING A SEARCH

Problems which demand perfection of methodical base of application of special psychophysiological researches are analyzed. It is offered to use a polygraph during a search.

Текст научной работы на тему «Возможности применения полиграфа во время обыска»

УДК 343.1

В.Ю. Толстолуцкий

д-р мед. наук, профессор, кафедра криминалистики и судебной экспертизы, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

Я.И. Скорин

аспирант, кафедра уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИГРАФА ВО ВРЕМЯ ОБЫСКА

Аннотация. Анализируются проблемы, которые требуют совершенствования методической базы применения специальных психофизиологических исследований. Предлагается использовать полиграф во время обыска.

Ключевые слова: полиграф, психофизиологические реакции, криминалистическая теория отражения, оперативно-розыскная деятельность, опрос, обыск, память, осознанная деятельность человека, сознание человека, научная методология.

V.Ju. Tolstolutsky, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Ya.I. Skorin, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF A POLYGRAPH DURING A SEARCH

Abstract: Problems which demand perfection of methodical base of application of special psychophysiological researches are analyzed. It is offered to use a polygraph during a search.

Keywords: polygraph, psychophysiological reactions, the criminalistics reflection theory, investigation and search operations, interrogation/question/interview, a search, the memory, the realised activity of the person, consciousness of the person, scientific methodology.

Применение полиграфа в ходе расследования убийств активно обсуждается как в средствах массой информации, так и в научной литературе. При этом основным предметом обсуждения является его использование в ходе психофизиологического исследования. В данной статье делается попытка рассмотреть иное использование полиграфа, в частности во время обыска. Для конкретизации рассматриваемого вопроса приведем пример из СМИ: «Житель Грахов-ского района в ходе ссоры убил собутыльника и закопал его труп в подполе, место захоронения убийца раскрыл на детекторе лжи. Как сообщили «Аргументам в Ижевске» в пресс-службе Следственного управления СК РФ по Удмуртии, уголовное дело возбуждено в отношении ранее неоднократно судимого жителя республики Виталия С., обвиняемого в совершении убийства. Место захоронения трупа указал сам обвиняемый, после того как с ним провели исследование на полиграфе (детектор лжи), уточнили в ведомстве» [1].

В данном случае описана реальная ситуация, в которой был успешно применен «детектор лжи». Не вдаваясь в уголовно-процессуальную составляющую вышеуказанного примера, разберем его с точки зрения криминалистики. Описано убийство, при расследовании и раскрытии которого, по словам представителей Следственного управления по Удмуртской Республике, решающую роль сыграло психофизиологическое исследование.

Обратим внимание на стадию предварительного расследования, в которой была применена данная криминалистическая техника. Метод был использован достаточно поздно, только после получения признательных показаний. Есть возможность ускорить решение задачи по обнаружению спрятанного трупа, например до получения признательных показаний.

Отметим, что исследование или опрос с использованием полиграфа проводится только на основании задания и с письменного согласия опрашиваемого [2]. На одном заключении специалиста-психофизиолога нельзя построить доказательственную базу. Не говоря уже о необходимости

оценки допустимости и достоверности доказательств, полученных с помощью полиграфа. В этом плане существует достаточно много высказываний «за» и «против» использования полиграфа, приводить которые нет необходимости. Отметим иной подход к использованию психофизиологического устройства: «...нет нужды отрицать возможности полиграфа в деле получения ориентирующей информации, пусть и не являющейся доказательством, однако способной принести пользу при планировании расследования, выдвижении и проверке следственных версий и т.п. Это подчеркнул и Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству проф. А.И. Александров, высоко оценив возможности использования полиграфа в оперативно-розыскной деятельности для построения версий, но не в качестве средства получения доказательств.» [3], а также предложение использовать полиграф в уголовном судопроизводстве «в качестве технического средства фиксации психофизиологического состояния лица, дающего показания, подобно тому, как используется аудио- или видеозапись» [3].

Л.В. Виницкий и Н.Е. Шинкевич пишут, что допрос с использованием полиграфа «можно считать следственным действием с участием специалиста-оператора» [4].

Поддерживая тезисы о возможности использования психофизиологического исследования в оперативно-розыскной деятельности, предлагаем представить ситуацию, при которой полиграф или другое психофизиологическое устройство могло быть более мобильным (например, считывать психофизиологические параметры с человека: прибор находится у испытуемого и дистанционно передает зафиксированные прибором данные специалисту-психофизиологу). По-видимому, такое устройство могло бы использоваться не только при проведении опроса, но и в рамках таких следственных действий, как обыск. Поскольку ситуация гипотетическая, мы пока не рассматриваем процессуальную сторону применения полиграфа таким методом.

«Использование экспертных возможностей в полной мере», по утверждению руководителя Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Ю.И. Леканова, направлено на повышение уровня работы следователей на месте происшествия [5].

Аналогичного мнения придерживается Е.П. Гришина в своей статье «Криминалистическая методика расследования преступлений с участием лиц, обладающих специальными познаниями». Резюмируя свою работу, она указывает, что «роль сведущих лиц в криминалистической методике расследования преступлений с их участием может быть предопределена возможностью получения достоверной информации, основанной на специальных познаниях и подкрепленной ими, обладающей пролонгированным ориентирующим и прогностическим действием, необходимым для решения следственных задач и персонификации тактических приемов» [6].

Отталкиваясь от данного тезиса, можно сделать вывод о том, что роль специалиста-психофизиолога, в случае поручения ему сопровождать следственное действие, не ограничивается только в верификации версий или даче заключения по результату проведения психофизиологического исследования.

Несмотря на то, что данная статья не предполагает рассматривать вопрос о применении полиграфа в рамках обыска с точки зрения уголовного процесса, видится, что такое использование могло быть реализовано не только в рамках оперативно-розыскных, доследственных мероприятий, но и в рамках оперативно-розыскного сопровождения следственного действия.

В рассматриваемой интернет-статье следователи столкнулись с задачей установления местонахождения трупа.

И вероятно, обыск бы ничего не дал, коль скоро труп жертвы был найден только после использования психофизиологического исследования в рамках опроса подозреваемого.

Приведем немного теории. Обыск - следственное действие, заключающееся в принудительном обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, граждан с целью отыскания и изъятия объектов, имеющих значение для уголовного

дела, орудий преступления, ценностей, добытых преступных путем, и т.д., а также для обнаружения разыскиваемых лиц, трупов.

Задачами обыска в соответствии со ст. 182 УПК РФ могут быть:

1) отыскание и изъятие орудий преступления (оружие, взрывные устройства и др.), предметов и ценностей, полученных преступным путем (деньги, валюта, транспортные средства и др.), а также других предметов и документов, имеющих существенное значение для дела (например, личные письма, черновики, одежда с замытыми пятнами крови, фотовидеоматериалы и др.);

2) обнаружение разыскиваемых лиц, трупов или их частей;

3) нахождение имущества, на которое может быть наложен арест с целью обеспечения гражданского иска;

4) выявление и изъятие предметов, полностью запрещенных к обращению или изъятых из гражданского оборота (огнестрельное оружие, наркотики, радиоактивные вещества и др.) [7].

В психологическом аспекте обыск является сложным и специфическим следственным действием, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому.

Обыск, как следственное действие, носит ярко выраженный поисковый характер. Следовательно, работникам полиции (следственных органов) необходимо найти орудия преступления, предметы и ценности, как правило, спрятанные, укрытые обвиняемым. Следователь при проведении обыска располагает обычно весьма ограниченными, неполными данными об условиях его производства, объектах, подлежащих изъятию, местах их нахождения. Эти факторы оказывают отрицательное воздействие на получение следователем информации о местонахождении спрятанных предметов.

Проведение обыска предполагает проявление следователем разнообразных психологических качеств, свойств, профессиональных знаний, умений и навыков. Он может и должен использовать факторы, которые способствуют успеху обыска [8].

Одним из основных способов получения информации при обыске является наблюдение и анализ его результатов.

Особенно много информации может дать наблюдение за поведением обыскиваемого. Для получения наиболее полных и достоверных результатов такого наблюдения надо знать основные психологические закономерности поведения в конфликтной ситуации обыска. Во-первых, находясь в такой ситуации, обыскиваемый прогнозирует свое будущее в зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремится скрыть. Во-вторых, приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов приводит к акцентированию в мозгу обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого, так же как и удаление обыскивающего от «опасного места». Наблюдать при этом рекомендуется за микродвижениями рук и ног, мимикой лица, изменением голоса, кожно-гальванической реакции и т.д. обыскиваемого лица, которое подвергается обыску, отмечает Ю.В. Чуфаровский.

Успех обыска зависит от качества его подготовки, предполагающей подбор участников, сбор ориентирующих сведений и обеспечение техническими средствами [9].

Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. утверждают, что идеальные следы (психические отображения, образы, следы памяти) исследуемого события недоступны следователю для непосредственного восприятия. Их содержание можно раскрыть только приемами и правилами общения как процесса обмена информацией, диалога следователя с людьми, являющимися носителями «следов памяти», в ходе беседы, допроса, очной ставки, проверки показаний на месте и других вербальных действий [10].

Основной идее нашей статьи является предложение об использовании психофизиологиче-

ского устройства не только при проведении опроса, но и при обыске. Для этого требуется определенная техническая модификация полиграфии, направленная на возможность исследования реакций движущегося человека. И такие разработки ведутся в настоящий момент на базе следующих структурных подразделений: кафедры уголовного процесса, криминалистики юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского (зав. кафедрой к.ю.н. Л.П. Ижнина); лабораторией когнитивной психофизиологии кафедры психофизиологии, факультета социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского (зав. лабораторией д.б.н. С.Б. Парин и зав. кафедрой д.б.н. С.А. Полевая).

Инструментом проведения указанного эксперимента послужил беспроводной Zephyr Bluetooth Rate Monitor (HXM) [11]. Указанное полиграфологическое устройство позволяет снимать показания сердечно-сосудистого ритма. Датчик крепится на испытуемого, беспроводная связь Bluetooth позволяет передавать показания сердечного ритма испытуемого, в режиме реального времени, на компьютер специалиста-психофизиолога.

В случае использования психофизиологического устройства не только при проведении опроса, но и при обыске мы смогли бы решить некоторые новые задачи, обеспечивающие оптимизацию проведения следственных действий. Специалист-полиграфолог может помочь решить вопросы, которые стоят перед следователем, осуществляющим обыск.

Отметим, что в литературе рассматривается «развитие научных представлений о становлении технологий детекции скрытой мотивации лжи» [12], на основе которых могут решаться аналогичные задачи в ходе обыска.

Использование прибора позволит следователю быстро скорректировать свои действия и оптимизировать последовательность действий по решению ряда тактических задач. Рассматривая в обобщенной форме, этот процесс можно представить как перевод ориентирующей информации в доказательственную. Возникшее у следователя предположение о месте нахождения искомых объектов или факте отношения некоторых уже обнаруженных объектов к кругу имеющих отношение к расследуемому событию может быть проверено посредством постановки уточняющих вопросов, более детального осмотра как предметов, так и тех мест, где обнаружены субъективно значимые следы преступления.

Наиболее очевидным для следователя результатом, который прямо повышает эффективность обыска за счет использования прибора, становится более быстрое нахождение искомого имущества, орудия преступления или иных предметов и ценностей, имеющих существенное значение для дела, поскольку обнаружение последних как раз и является основными задачами такого следственного мероприятия, как обыск.

Отметим новые тактические задачи, которые решаются использованием психофизиологического устройства при обыске:

- сбор и невербальная фиксация с помощью прибора идеальных следов, под которыми в данном случае понимаются текущие реакции на действия следователя участника обыска и его воспоминания о значимом для участника событии;

- обеспечить в качестве доказательственной базы полученные неконтролируемые сознанием сведения от участника следственного действия;

- верификация в режиме реального времени ранее полученных сведений и сведений, получаемых в ходе обыска. Тем самым уменьшается время на анализ версий выдвинутых в период подготовки и непосредственно в ходе проведения следственного действия;

- обеспечить целенаправленное вербальное воздействие на участника такого следственного действия, позволяющее мотивировать его к даче правдивых показаний.

Отметим, что выводы об использовании информации, полученной в результате взаимодействия со следовоспринимающим объектом - сознанием - коррелируются с криминалистической теорией отражения [13, 14, 15].

Применительно к статье, приведенной на информационном ресурсе «Аргументы в

Ижевске», можно сказать, что в том случае если бы представителям правоохранительных органов было доступно проведение психофизиологического исследования в рамках обыска, то результаты могли бы оказаться достигнутыми более быстро, так как реакции подозреваемого на месте, где спрятан труп, служили бы следователю, образно выражаясь, так же, как спутниковая связь в портативном навигаторе.

Резюмируя положения настоящей статьи, отметим, что нами предложен метод снятия полиграфологом в режиме реального времени показаний сердечно-сосудистого ритма с помощью беспроводного Zephyr Bluetooth Rate Monitor (HXM).

Устройство обеспечивает применение полиграфа во время проведения ряда следственных мероприятий, в частности обыска. Позволяет повысить эффективность следственных действий за счет новых средств решения ряда тактических задач. Дополнить протокол следственного действия приложением к нему в виде заключения специалиста.

Кроме того, применение полиграфа при обыске существенно расширяет группу тактических приемов, используемых для производства группы следственных действий, относящихся к вербальным.

Список литературы:

1. Аргументы в Ижевске - [Электронный ресурс]. - URL: http://aifudm.net/news/news102855.html (дата обращения 21.11.2013 г.).

2. Инструкция о порядке использования полиграфа при опросе граждан, утвержденная Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 1994 г. № 437.

3. Белкин А.Р. Допустимость, достоверность, процессуальная пригодность, или Еще раз о роли полиграфа в уголовном судопроизводстве // Уголовное судопроизводство. - 2013. - № 2.

4. Виницкий Л.В., Шинкевич Н.Е. Криминалистическая виктимология. - Челябинск, 2005.

5. Леканов Ю.И. Проблемы организации и деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию убийств и других тяжких преступлений // Следственная практика. - 2005. - № 166.

6. Гришина Е.П. Криминалистическая методика расследования преступлений с участием лиц, обладающих специальными познаниями // Эксперт-криминалист. - 2009. - № 4.

7. Волохова О.В., Егоров Н.Н. , Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник (под. ред. Е.П. Ищенко). - М.: «Проспект», 2011.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - М.: «Проспект»,

2010 г.

9. Сапрунов А.Г., Данильян Э.С. Специфика производства обыска при проверке розыскных версий // Общество и право. - 2011. - № 3.

10. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: учебное пособие. - М.: Проспект, 2011.

11. Интернет-ресурс корпорации «Zephy^-производителя психофизиологического оборудования. - URL: http://www.zephyr-technology.com/products/hxm-bluetooth-heart-rate-monitor (дата обращения 20.09.2013 г.).

12. Захарова Л.Н., Парин С.Б., Полевая С.А. Практическая полиграфия: детекция скрытой мотивации / Электронное учебно-методическое пособие, Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского, - Н. Новгород, 2012.

13. Толстолуцкий В.Ю., Скорин Я.И. Применение полиграфа требует совершенствования криминалистической теории отражения // Черные дыры в Российском законодательстве. -2012. - Выпуск № 2.

14. Толстолуцкий В.Ю. Закономерности криминалистической теории отражении, присущие субъективному этапу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2008. - № 2. - С. 203-209.

15. Толстолуцкий В.Ю. Причины востребованности эйдетического мышления в деятельности следователя // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. - С. 479-484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.