Научная статья на тему 'Возможности применения моделирования бизнес-процессов в маркетинговой деятельности'

Возможности применения моделирования бизнес-процессов в маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / IDEF0

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков И.В.

В статье рассматривается возможность применения существующих методологий моделирования бизнес-процессов в маркетинговой деятель-ности современных предприятий. Определяются требования и основные средства применения процессного подхода в управлении маркетингом, а также рассматриваются его преимущества в целях повышения эффектив-ности рыночной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рожков И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF BUSINESS PROCESSES MODELING APPLICATION IN MARKETING

The paper examines the possibility of using existing methodologies of business processes modeling in marketing activities of modern enterprises. Paper defines the requirements and the basic means of a process approach to marketing management, and discusses its benefits in order to improve marketing effectiveness.

Текст научной работы на тему «Возможности применения моделирования бизнес-процессов в маркетинговой деятельности»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

POSSIBILITY OF BUSINESS PROCESSES MODELING APPLICATION IN MARKETING

И.В. РОЖКОВ, к.э.н., доцент

Кафедра «Маркетинг»

МАТИ

I.V. ROZHKOV, Cand. of Economic Sci., Ass. professor

«Marketing» Department

МАТ1

Аннотация

В статье рассматривается возможность применения существующих методологий моделирования бизнес-процессов в маркетинговой деятельности современных предприятий. Определяются требования и основные средства применения процессного подхода в управлении маркетингом, а также рассматриваются его преимущества в целях повышения эффективности рыночной деятельности предприятий.

Abstract

The paper examines the possibility of using existing methodologies of business processes modeling in marketing activities of modern enterprises. Paper defines the requirements and the basic means of a process approach to marketing management, and discusses its benefits in order to improve marketing effectiveness.

Ключевые слова: маркетинг, процессный подход, моделирование, бизнес-процессы, IDEF0.

Keywords: marketing, process approach, modeling, business process, IDEF0.

Управление маркетингом в современных условиях необходимо рассматривать как сложный, многоуровневый процесс. Первоначальное использование процессного подхода в начале прошлого века связывают с именем А. Файоля - основоположника школы административного ме-

неджмента. При использовании процессного подхода в поле зрения менеджера находятся уже не отдельные функции подразделений организации и виды деятельности, а вся их совокупность, объединенная причинно-следственными связями в единый многоуровневый процесс [3].

При этом, процесс понимается как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности, преобразующих входы и выходы. Любой вид деятельности организации может быть реализован только при наличии соответствующих ресурсов. Поэтому входами и выходами процессов, а также отдельных видов деятельности являются материальные (например, сырьевые) и информационные ресурсы. Видом деятельности, не подлежащим дальнейшему разбиванию, является операция, или элементарная составляющая процесса. Все виды деятельности входящие в процесс, кроме операций, при необходимости могут быть представлены в виде процессов более низкого уровня.

Для реализации процессного подхода в управлении маркетингом необходимо:

a) определить процессы управления маркетингом;

b) определить последовательность и взаимодействие этих процессов;

^ определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;

d) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимой для поддержки этих процессов и их мониторинга;

e) осуществлять мониторинг, измерение и анализ данных процессов;

^ принимать меры, необходимые для достижения запланированных

результатов и их постоянного улучшения [2].

Наиболее полно выявить взаимосвязи бизнес-процессов предприятия можно с помощью функциональной модели. Функциональное моделирование в современной деловой практике все чаще используют для организационно-экономических систем и процессов в целях их совершенствования, повышения их результативности и эффективности. Особенно актуальным построение функциональных моделей становиться для бизнес-процессов маркетинговой деятельности. В России в 2001 году были приняты рекомендации Госстандарта (Р 50.1.028-2001) по стандартизации в области информационной поддержки жизненного цикла продукции (включая маркетинг), устанавливающие применение методологии IDEF0 [1].

Общая методология IDEF состоит из трех частных методологий моделирования, основанных на графическом представлении систем:

ГОЕБО - используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, преобразуемые этими функциями;

IDEF1 - применяется для построения информационной модели, отображающей структуру и содержание информационных потоков, необходимых для поддержки функций системы;

IDEF2 - позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени поведения функций, информации и ресурсов системы.

В основе функционального моделирования лежит язык графического описания функциональных систем SADT-методологии (Structured Analysis and Design Technique), принятой федеральным стандартом США под наименованием IDEF0 (Integrated computer aided manufacturing DEFinition).

Функциональное моделирование IDEF0 заключается в представление любой изучаемой системы в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, операции, действия, происходящие в системе. Основное достоинство функциональной модели заключается в визуализации и графической простоте. В функциональной модели используют лишь два конструктивных графических элемента:

- функциональный блок - описание функций, операций, действий, работы;

- интерфейсная дуга, связывающая два функциональных блока между собой.

В настоящее время существует несколько программных средств реализации методологии функционального моделирования бизнес-процессов:

CA ERwin Process Modeler. Моделирование осуществляется на базе методик IDEF0;

Design/IDEF (Meta Software Corp., США). Моделирование на базе IDEF0, IDEF1X;

ARIS Toolset (IDS Sheer AG, Германия);

EM Tool Kit (Enterprise Modeling Tool Kit). Компания Ориентсофт, Белоруссия. Моделирование на базе IDEF0 и регламента Беларуси ТК РБ 4.2-МР-05-2001;

ORACLE Designer, BPM (Business Process Modeler).

Также используются графические средства построения диаграмм IDEF0 в MS Visio и др.

В результате применения функционального моделирования бизнес-процессов маркетинговой деятельности предприятие получает ряд существенных преимуществ, повышающих эффективность рыночной деятельности:

- функциональную модель всех бизнес-процессов маркетинговой деятельности, объединенную причинно-следственными связями;

- декомпозицию бизнес-процессов маркетинговой деятельности с их детальным описанием, ресурсами, необходимыми для их осуществления, продуктами, являющимися результатами этих процессов;

- диаграммы бизнес-процессов, описывающие функции, их входы, выходы, управление, и механизмы.

Такой подход позволит проанализировать и оптимизировать маркетинговую деятельность, а также осуществлять мероприятия по повышению результативности маркетинга.

Библиографический список

1. Р 50.1.028-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования.

2. Функциональная модель маркетинговой информационной системы предприятия на основе переменных комплекса маркетинга // Научные труды Вольного экономического общества России. Том 86. М., 2007.

3. Моделирование маркетинговых информационных систем на предприятиях малого и среднего бизнеса. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в промышленностью: сб. научных трудов / под ред. д.э.н., проф. В.В. Мыльника. М.: МАТИ, 2009.

Контактная информация:

8 (495) 725-15-73

e-mail: ivr1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.