Научная статья на тему 'Проблемы функционального моделирования деятельности предприятия в сфере услуг'

Проблемы функционального моделирования деятельности предприятия в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФУНКЦИИ / УСЛУГА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / МЕТОДОЛОГИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODEL / FUNCTIONS / SERVICE / BUSINESS PROCESS / METHODOLOGY / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Переверзев Павел Петрович, Каточков Виктор Михайлович, Каточков Евгений Викторович

Статья посвящена технологиям функционального моделирования бизнес-процессов предприятия с целью повышения его конкурентоспособности. По результатам анализа сделаны выводы о возможности и высокой эффективности использования методологии графического моделирования в нотации IDEF для моделирования деятельности предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Переверзев Павел Петрович, Каточков Виктор Михайлович, Каточков Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of functional modeling of the enterprise activity in the service sector

The article deals with the technologies of functional modeling of business processes of an enterprise for the purpose of increase of its competitiveness. By the results of the analysis the conclusions on possibility and high efficient use of methodology of graphic modeling in notation IDEF for modeling of enterprise activity as a whole are made.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционального моделирования деятельности предприятия в сфере услуг»

УДК 681.3

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

П.П. Переверзев, В.М. Каточков, Е.В. Каточков

Статья посвящена технологиям функционального моделирования бизнес-процессов предприятия с целью повышения его конкурентоспособности. По результатам анализа сделаны выводы о возможности и высокой эффективности использования методологии графического моделирования в нотации ШЕЕ для моделирования деятельности предприятия в целом.

Ключевые слова: модель, функции, услуга, бизнес-процесс, методология, деятельность.

Современные предприятия в сфере услуг вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности не только в связи с усложнением производственно-технических и организационноэкономических систем, но и под действием двух новых факторов, к которым относятся:

1. Бурный рост электронного бизнеса и усиление его влияния в сфере услуг и жизни населения.

2. Массовый переход предприятий к внедрению системы менеджмента качества, особенно после намечающегося вступления России в ВТО [1].

Первый фактор вызывает необходимость применения новых информационных технологий и существенного изменения традиционных бизнес-процессов, необходимых для организации электронной торговли в круглосуточно работающих в автоматическом режиме электронных предприятиях, с клиентами всего земного шара, на основе использования сети Интернет. Причем электронные магазины не имеют ограничений по ассортименту товаров и количеству клиентов. Маркетологи электронных предприятий используют уникальные Интернет-технологии, недоступные для традиционных торговых предприятий, и поэтому имеют гораздо более широкие возможности для продвижения товаров и проведения маркетинговых исследований. Появились новые виды бизнеса. Изменилась технология банковского обслуживания, так как все более широкое использование получают электронные платежные инструменты и новые технологии оплаты за товары и услуги. Внедряются технологии электронного документооборота предприятий. Изменились технологии систем безопасности бизнеса. Применяются новые логистические схемы работы предприятий. Расширяется сфера автоматизации управления предприятием. Появление интегрированных компьютеризированных производств и автоматизированных предприятий дает возможность массового производства товаров по индивидуальным заказам. Менеджмент предприятий решает новые и гораздо более сложные задачи, используя современные информационные технологии для автоматизации внутренних и внешних бизнес-процессов.

Второй фактор также требует существенных изменений в бизнес-процессах практически всех

предприятий, так как эти процессы не совершенны и требуют улучшения по многим причинам, в частности:

> отсутствует регламент бизнес-процессов;

> бизнес-процессы не описаны и не документированы (в лучшем случае имеются должностные инструкции, на не функциональное описание бизнес-процессов);

> отсутствует процессный подход в организации услуг, в результате не всегда есть ответственный за конечный результат или по мере выполнения процесса слишком часто происходит передача ответственности, а также существует недостаточность или переизбыток точек контроля.

Таким образом, все вышеперечисленные изменения в экономике требуют разработки новых технологий и приемов ведения бизнес-процессов, повышения качества конечных результатов деятельности и внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.

Несмотря на то, что для бизнес-процессов разработаны методы проектирования, анализа, оценки, инструментальные средства описания, информационные технологии поддержки, до сих пор предприятия не могут обеспечить эффективную реализацию всего комплекса бизнес-процессов. Основная причина такого явления кроется в отсутствии модели деятельности предприятия. Что же мешает предприятиям создать такую модель?

В действительности руководитель предприятия может хорошо представлять, как работает предприятие в целом, но он не сможет перечислить все бизнес-процессы на предприятии, и, тем более, он не в состоянии знать все особенности деятельности своих сотрудников. И наоборот, рядовые сотрудники хорошо знают свои обязанности, но не знают или плохо разбираются в работе своих коллег, и плохо представляют, как работает предприятие в целом. Отсюда следует, что если на предприятии не сосчитаны бизнес-процессы, то тем более их взаимодействие организовано не самым оптимальным способом.

Поэтому для детального анализа деятельности предприятия и организации оптимального взаимо-

действия бизнес-процессов необходимо собрать знания всех сотрудников в одно целое, т. е. создать модель деятельности предприятия с помощью формализации бизнес-процессов.

Создание модели деятельности предприятия предполагает решение следующих основных задач:

1. Создание организационно-штатной структуры предприятия.

2. Создание системы функционального взаимодействия между звеньями структуры с учетом финансовых, материальных и информационных потоков, административных и коммуникационных связей при обеспечении всех видов взаимодействия документооборотом.

Для решения подобных задач моделирования сложных систем существуют хорошо обкатанные методологии и стандарты. К таким стандартам относятся методологии семейства IDEF. С их помощью можно эффективно отображать и анализировать модели деятельности практически неограниченного спектра сложных систем в различных разрезах. При этом широта и глубина обследования процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель излишними данными [1-3].

В настоящее время к семейству IDEF можно отнести следующие стандарты (из числа наиболее распространенных):

> IDEF0 □ Function Modeling □ методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0 изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков □ в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы;

> IDEF1 □ Information Modeling □ методология моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи;

> IDEF1X (IDEF1 Extended) □ Data Modeling

□ методология построения реляционных структур. IDEF1X относится к типу методологий «Сущность □ взаимосвязь □ (ER □ Entity-Relationship) и, как правило, используется для моделирования реляционных баз данных, имеющих отношение к рассматриваемой системе;

> IDEF3 □ Process Description Capture □ методология документирования процессов, происходящих в системе, которая используется, например, при исследовании технологических процессов на предприятиях. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса. IDEF3 имеет прямую взаимосвязь с методологией IDEF0.

Для улучшения бизнес-процессов доступны различные стандарты, которые мало известны нашим менеджерам и экономистам. Например, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1-2009 «Информацион-

ные технологии ОЦЕНКА ПРОЦЕССОВ □ устанавливает структурный подход к оценке процессов самой организацией или от ее имени с целью:

□ объективного понимания состояния ее собственных процессов для их улучшения;

□ объективного определения пригодности ее собственных процессов для конкретного требования или совокупности требований;

□ объективного определения пригодности процессов другой организации для конкретного контракта или совокупности контрактов.

Схема оценки процесса:

□ обеспечивает самооценку;

□ предоставляет основу для использования в улучшении процесса и определении возможностей;

□ учитывает контекст, в котором выполняется процесс оценки;

□ создает рейтинг процесса;

□ направлена на возможность достижения цели процесса;

□ подходит для всех прикладных областей и для организаций всех размеров;

□ может обеспечивать объективное сопоставление организаций.

Использование семейства ГОЕР позволит достичь следующих результатов:

> проанализировать, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте;

> предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности предприятия;

> дать стоимостную оценку каждому процессу, взятому в отдельности, и всем бизнес-процессам на предприятии, взятым в совокупности;

> позволяет с максимальной приближенностью к действительности, выбрать и проверить пути улучшения без проведения реальных экспериментов с предприятием;

> дать детальное представление о продуктах/услугах компании, которое можно смоделировать, позволит увидеть пути улучшения их качества.

> облегчить сертификацию на соответствие стандартам качества (180 и др.).

Основу методологии ГОЕРО составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации ГОЕРО представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Модель может содержать четыре типа диаграмм, из которых к основным относятся контекстная и декомпозиции. В качестве примера на рис. 1 приведена контекстная ГОЕРО-диаграмма, а на рис. 2 □ ее декомпозиция. Контекстная диаграмма является самой первой, начальной диаграммой и находится на вершине древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой [4].

Управление социально-экономическими системами

NODE: TITLE: Деятельность торговой фирмы NUMBER:

A-0 1

Рис. 1. Контекстная IDEF0-диaгpaммa функциональной модели работы торговой фирмы

Гт^тигтиu prva а

NODE: TITLE: Деятельность торговой фирмы NUMBER:

A0 1

Рис. 2. Пример ЮБРО диаграммы, описывающей функциональную модель бизнес-процессов торгового павильона

Согласно стандарту ГОЕРО, изображенные на диаграмме прямоугольники называются блоками или работами и представляют собой процессы, функции, задачи, деятельность, операции, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Каждый блок

может быть декомпозирован. Причем количество последующих декомпозиций не ограничено.

Стрелки представляют данные или материальные объекты, связанные с функциями. Стрелки, входящие с левой стороны в блок, представляют собой Вход (Input) □ материал или информация, которые

используются или преобразуются работой для получения результата (выхода). Верхние входящие в блок стрелки □ Управление (Control) □ правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми регламентируется работа. Выходящие слева из блока стрелки

□ Выход (Output) □ материал или информация, которые производятся работой. Входящие снизу в блок стрелки □ Механизм (Mechanism) □ ресурсы, которые выполняют работу, например персонал предприятия, станки, устройства и т. д.

Наглядность диаграмм IDEF0 обусловило их широкое применение для описания бизнес-процессов на предприятии, так как они позволяют понять, какие объекты служат исходными данными для процессов, какие результаты производятся каждой работой, что является управляющим фактором и какие ресурсы для этого необходимы.

Однако в экономических вузах вопросы функционального моделирования бизнес-процессов студентам экономических специальностей не преподаются, хотя существуют программы, позволяющие создавать функциональные модели любой сложности и с любым количеством уровней декомпозиций. В результате подавляющее количество современных руководителей предприятий не знакомы с технологиями функционального моделирования бизнес-процессов, которыми пользуется весь зарубежный мир. Поэтому они столкнутся с большими проблемами как при внедрении системы качества на своем предприятии, так и при реорганизации бизнес-процессов.

Выводы. Бизнес-процессы в сфере услуг обладают специфическими особенностями по сравне-

нию с производственными процессами. Сами бизнес-процессы в сфере услуг явно не видны. Технологии выполнения бизнес-процессов в сфере услуг в должностных инструкциях отсутствуют. Поэтому персонал понимает, придумывает и исполняет бизнес-процессы в зависимости от своей образованности, мотивации и договоренности с коллегами. По сути, технологии исполнения бизнес-процессов в сфере услуг находятся в головах персонала и никак не документированы. Поэтому насущной необходимостью для сферы услуг становится задача создания модели деятельности предприятия на основе функционального IDEF-моделирования бизнес-процессов, что позволит создать регламенты на технологии управления и выполнения бизнес-процессов, и повысить эффективность работы персоналы и всего предприятия в целом.

Литература

1. Маклаков, С. В. Моделирование бизнес-процессов с AllFussion Process Modeler (BPWin 4.1) / С.В. Маклаков. □ М.: ДИАЛОГ МИФИ, 2003. □ 240 с.

2. Методология функционального моделирования IDEF0: Руководящий документ. □ М.: Госстандарт России, 2000. □75 с.

3. Репин, В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация / В. В. Репин. □ М.: РИА «Стандарты и качествоQ 2007. □240 с.

4. Харрингтон, Дж. Совершенство управления процессами / Дж. Харрингтон; пер. с англ. А.Л. Раскина; под науч. ред. В.В. Брагина. □ М.: РИА «Стандарты и качество Q 2007. □ 192 с.

Поступила в редакцию 20 сентября 2011 г

Переверзев Павел Петрович. Доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика торговли»! Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов □ информационные технологии и моделирование бизнес-процессов. Контактный телефон: (8-908) 081-77-42.

Pereverzev Pavel Petrovich is Doctor of Science (Engineering), Assistant Professor, Professor of the Trade economy Faculty, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: information technologies and modeling of business processes. Tel.: (8-908) 081-77-42.

Каточков Виктор Михайлович. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика торговли» торгово-экономического факультета, ЮжноУральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов □ экономика и управление в промышленности, коммерческая деятельность промышленных предприятий, логистика. Контактный телефон: 8-919-11-555-10

Katochkov Viktor Mikhailovich. Doctor of Economics, professor, Head of the Trade Economics department of the faculty of trade and economics, South Ural State University. Scientific interests: economics and management in industry, commercial activity of industrial enterprises, logistics. Tel.: 007-919-11-555-10

Каточков Евгений Викторович. Аспирант кафедры маркетинга, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Область научных интересов □ предпринимательство, изучение и минимизация предпринимательских рисков.

Katochkov Evgeniy Viktorovich. Doctoral candidate of the department of marketing, Saint-Petersburg state university of economics and finance. Sphere of scientific interests □ entrepreneurship, studying and minimization of entrepreneurship risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.