Научная статья на тему 'Возможности применения информационных ресурсов в образовании'

Возможности применения информационных ресурсов в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагаева И. А.

В статье рассматривается использование информационных образовательных ресурсов, их составляющие и аспекты применения. Образовательные ресурсы нового поколения создаются и используются современными компьютерными и телекоммуникационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения информационных ресурсов в образовании»

В «Избранном» содержатся все сохраненные пользователем запросы, настроенные мониторинги и оповещения, которые сгруппированы по типам (рис. 2).

Полезной возможностью является построение рейтинга организации или персоны (рис. 3) по отрасли, региону, позитивной или негативной тональности упоминания в СМИ.

Возможности базы данных СКАН-ИНТЕРФАКС делают ее незаменимым помощником маркетологов и других специалистов, использующих инструменты поиска и анализа бизнес-информации.

Использование системы СКАН в учебном процессе позволит студентам использовать больше фактических данных при написании курсовых и дипломных работ в области экономики, финансов, управления рисками, рекламы, экономической безопасности и маркетинга.

Список литературы:

1. Интернет-СМИ. Теория и практика / Под ред. М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Ромачев Н.Р., Нежданов И.Ю. Конкурентная разведка: практический курс. - М.: Ось-89, 2007.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ

© Нагаева И.А.*

Институт государственного управления, права и инновационных технологий,

г. Москва

В статье рассматривается использование информационных образовательных ресурсов, их составляющие и аспекты применения. Образовательные ресурсы нового поколения создаются и используются современными компьютерными и телекоммуникационными технологиями.

Одним из направлений совершенствования образовательных систем является обеспечение интеллектуального развития человека на основе вовлечения его в разнообразную, самостоятельную, целесообразную деятельность в различных областях знания. Стремительное обновление знаний в области технических наук ставит перед высшей школой задачу подготовки специалистов, способных:

- адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современного общества;

* Доцент кафедры Прикладной информатики, кандидат педагогических наук, доцент.

- самостоятельно приобретать необходимые для успешной работы знания и навыки, применять их на практике для решения разнообразных прикладных задач;

- эффективно использовать информационные ресурсы и современные технологии;

- уметь работать в коллективах, интегрирующих специалистов различных областей знания.

Информационными источниками современного образования являются не только традиционные (печатные издания), но и электронные (ресурсы Интернета, базы, библиотеки, обучающие программы).

Образовательные ресурсы нового поколения создаются и используются современными компьютерными и телекоммуникационными технологиями. Ресурсами Интернета являются: электронные библиотеки, базы данных, электронные издания и т.д.

Сервисы сети Интернет позволяют создавать виртуальное образовательное пространство. Для поддержки информационной образовательной среды создаются образовательные интернет-порталы, которые, в свою очередь, представляют собой каталоги ресурсов; сервисные и инструментальные компьютерные программные средства; электронное представление бумажных изданий; электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения; ресурсы, содержащие новостную информацию, объявления и средства для общения участников образовательного процесса. Интернет-портал может отражать деятельность одного вуза (igupit.ru) или состоять из взаимосвязанных веб-сайтов (naa.org).

Сформулированы основные требования к интернет-порталам [1]:

- обеспечение образовательными ресурсами;

- связывание с образовательными порталами;

- постоянное функционирование.

Примеры образовательных порталов:

- www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;

- www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал;

- www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

К образовательным ресурсам относятся электронные библиотеки. Сегодня каждый вуз обладает собственной базой знаний для своих студентов. В перспективе рассматривается задача интегрирования образовательных ресурсов вузов на основе стандартов обмена данными и унификации процедуры доступа к ним.

Электронная библиотека - это справочно-поисковая система разнотипных электронных документов, может быть веб-сайтом. Электронные библиотеки могут быть интегрированными или универсальными. Примерами универсаль-

ных библиотек служат Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека. Интегрированные по тематике электронные библиотеки состоят из независимых электронных библиотек. Библиотека Международного центра научной и технической информации и Сетевая библиотека по диссертациям и авторефератам - примеры интегрированных систем.

К образовательным ресурсам также относятся электронные издания. Электронное издание - издание, записанное на носитель информации, рассчитанное на использование с помощью электронных технических устройств, представляющее собой электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. Электронное издание должно быть зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Ин-формрегистр» в установленном порядке. К электронным изданиям относят мультимедиа-библиотеки, электронные журналы, книги, фотоальбомы и т.п., изданные на CD (DVD) носителях. Электронное издание может быть периодическим (электронный журнал, серия книг и т.п.) [4, 6].

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования обязали внедрить образовательные электронные библиотеки (электронно-библиотечная система) в библиотеки вузов. Подобную систему вуз может разработать на основе собственной библиотеки или привлечь сторонние организации.

В учебном процессе при новом подходе обучение проводится на основе использования информационных ресурсов, что позволит достаточно быстро обновлять теоретические предметные знания.

Кроме того, обучаемый усваивает не готовые сведения, а делает собственные выводы из множества фактов, что особенно актуально в практической деятельности. Обучаемый через активное применение информационных ресурсов проводит научные исследования и практические эксперименты [2].

Полагаем, что процессы структуризации и систематизации знаний возлагаются не только на преподавателей, но и на обучаемых. Роль преподавателя заключается в консультировании и мотивации обучаемых. Результатом обучения является приобретение новых знаний в процессе общения с педагогом или самостоятельно. Приобретение практических навыков построено на информации, полученной из удаленных информационных образовательных ресурсов.

Использование информационных образовательных ресурсов возможно в различных аспектах:

- средства представления учебной информации (электронные учебные пособия и практикумы);

- интерактивные средства взаимодействия участников образовательного процесса;

- средства доступа к удаленным информационным ресурсам (базы знаний).

Последний аспект связан с основными требованиями стандартов к знаниям в сфере информатизации:

- знание методов поиска информации в сети Интернет;

- знание правового регулирования общественных отношений в области информации;

- знание основных ресурсов сети Интернет.

В современное образование входят ресурсы, которые ранее практически не использовались в обучении, например, периодические издания, профессиональные базы данных, web-контент сайтов компаний. Деловые информационные ресурсы имеют большое практическое значение для освоения реалий бизнеса. Информационные образовательные ресурсы должны обеспечивать доступ к знаниям все категории обучаемых.

По методическому назначению образовательные электронные ресурсы классифицируют по следующим категориям [3, 7]:

- обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности);

- демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);

- тренажеры (предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала);

- контролирующие (предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом);

- информационно-поисковые и информационно-справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);

- имитационные (представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик);

- лабораторные (позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании);

- моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);

- расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции);

- учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме);

- игровые (предназначены для организации досуга, развивающие память, реакцию, внимание и другие качества).

Использование информационных ресурсов предоставляет педагогам и обучаемым возможность выбора наиболее качественных и педагогически эффективных средств обучения и информационного сопровождения учебного процесса. Преподаватели смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью студентов; оперативно отслеживать результаты их обучения; принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению

уровня обученности и качества знаний обучаемых; целенаправленно совершенствовать собственное педагогическое мастерство. Педагоги, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретают возможность использовать фрагменты образовательных ресурсов, давая необходимые ссылки и соблюдая авторское право.

Основными дидактическими целями использования образовательных ресурсов сети Интернет являются сообщение сведений; формирование, совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков; повышение мотивации к обучению; контроль усвоения; обобщение и другие цели. Использование таких ресурсов создает дополнительные возможности для восприятия, осмысления и фиксации знаний студентами, развития у них творческого, теоретического мышления, а также формирования операционального мышления, обеспечивающего выбор оптимальных решений [5]. Полагаем, в этом случае использование информационных средств и ресурсов будут способствовать формированию:

- умений принятия решений;

- умений ошибаться, анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления;

- умений решать учебные задачи;

- способностей усваивать культуру использования различных информационных систем;

- рефлексивной культуры человека;

- телекоммуникационного этикета;

- способности к коллективным видам деятельности.

Используя образовательные ресурсы вуза или сети Интернет, преподаватели должны, прежде всего, решить задачу подбора нужной учебной информации из образовательных ресурсов и методики ее использования студентами. Сам преподаватель может использовать содержательное наполнение таких ресурсов при подготовке занятий, заданий для самостоятельных и практических работ, тестовых и контрольных заданий.

Насущной необходимостью, позволяющей обеспечить образовательный процесс в подразделениях является создание и функционирование образовательного портала. В этом случае для организации технологического обеспечения образовательной деятельности необходимо:

- создание распределенной информационной базы данных;

- внедрение электронного документооборота, включающего учебно-управленческие, так и учебно-методические материалы;

- разработка и поддержка программного обеспечения для организации процесса обучения.

В качестве основных компонентов портала предлагаем выделить три составляющие:

- организационная (рекламно-информационная система, система управления, система электронного документооборота);

- учебно-методическая (система взаимодействия участников учебного процесса, система обеспечения учебно-методическими материалами);

- контролирующая (система мониторинга качества образования, подсистема контроля знаний).

Анализ процессов использования информационных технологий и возможных ресурсов информационных сред позволяет выявить следующие основные преимущества такого использования:

- возможность реализации технологии индивидуально-ориентированного обучения по отдельному предмету за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретического материала, материалов для самоаттестации, научных проектных заданий;

- возможность дифференциации процесса обучения за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим студентам и возврату к запущенному материалу отстающим студентам;

- возможность реализации индивидуальной траектории продвижения по предметной области за счет выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивидуального развития типов мышления;

- возможность использования различных форм самостоятельного обучения.

В заключении отметим, что при формировании информационных образовательных ресурсов в качестве учебных компонентов информационной образовательной среды вуза необходимо учитывать виды учебной деятельности студентов: аудиторные и неаудиторные занятия, самостоятельная работа. Разрабатываемые ресурсы должны удовлетворять потребности студентов и преподавателей, быть эффективными с точки зрения достижения целей образования.

Список литературы:

1. Нагаева И.А. Дистанционное обучение. Инновации в образовании. -Саарбрюкен, Германия: LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 168 с.

2. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб. пособие. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 357 с.

3. www.ido.rudn.ru/Open/ikt (дата обращения: 12.10.11).

4. www.wikipedia.ru (дата обращения: 16.05.12).

5. www.sch1106.mosuzedu.ru/edresurs.html (дата обращения: 16.05.12).

6. www.ru.wikibooks.org/wiki (дата обращения: 16.05.12).

7. www.ict.edu.ru/eor2008/files/82.doc (дата обращения: 16.05.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.