Научная статья на тему 'Возможности повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований'

Возможности повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная обеспеченность / бюджет муниципального образования / налоговые доходы / принципы разграничения налоговых доходов / стимулирующие финансовые инструменты. / budget security / budget of the municipality / tax revenues / principles of delimita- tion of tax revenues / stimulating financial instruments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г. А. Бойко, К. С. Харькова

В статье анализируются возможные варианты повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований исходя из принципов разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF INCREASING THE LEVEL OF THE BUDGET SECURITY OF MUNICIPAL FORMATIONS

The article analyzes possible options for increasing the level of budgetary provision of municipalities based on the principles of the delimitation of tax revenues between levels of the budget system.

Текст научной работы на тему «Возможности повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований»

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Г.А. Бойко, старший преподаватель К.С. Харькова, магистрант

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Россия, г. Ярославль)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10218

Аннотация. В статье анализируются возможные варианты повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований исходя из принципов разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы.

Ключевые слова: бюджетная обеспеченность, бюджет муниципального образования, налоговые доходы, принципы разграничения налоговых доходов, стимулирующие финансовые инструменты.

Согласно ст. 9 Европейской хартии о местном самоуправлении органы местного самоуправления имеют право на местный бюджет, который бы характеризовался достаточностью финансовых ресурсов, которыми они вправе распоряжаться по своему усмотрению.

Понятие «достаточность финансовых ресурсов» и бюджетная обеспеченность тесно связаны друг с другом и сводятся к способности органов местного самоуправления за счет доходов бюджета обеспечивать свои расходные полномочия. Получается, что бюджетная обеспеченность муниципального образования во многом зависит от доходов местного бюджета, которые состоят из собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов (за ис-ключениемсубвенций).

Важно, чтобы доходная часть местного бюджета характеризовалась устойчивостью и ростом. Однако устойчивость доходов бюджета (а значит и бюджетной обеспеченности) не может быть гарантирована, в случае, если большая или же значительная часть этих доходов представлена межбюджетными трансфертами. В таком случае становится невозможной реализация долгосрочных инвестиционных проектов: воплощение положений ге-

неральных планов и документов территориального планирования различных видов муниципальных образований, застройка территорий, обновление и строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, капитальный ремонт зданий и объектов муниципальной собственности и др. Кроме того, в таком случае, муниципальные образования становятся незаинтересованными в развитии собственной налогооблагаемой базы. В этой связи становится все более актуальным вопрос о постепенном реформировании бюджетно-налоговой системы таким образом, чтобы муниципальные образования обладали большим количеством местных налогов и сборов.

В рамках совершенствования существующей системы межбюджетных отношений Правительством РФ была разработана «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации», одно из направлений которой посвящено вопросу разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы. В Программе в качестве основных принципов разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы предусматриваются критерии, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Принципы разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной

системы РФ [1]

№ Принцип Сущность

1 стабильность источники финансового обеспечения, обладающие большей зависимостью от макроэкономической ситуации, нежели зависимостью от политики проводимой органами власти на конкретных территориях, подлежат закреплению за более высоким уровнем бюджетной системы

2 эффективность управления финансовыми ресурсами каждому уровню бюджетной системы Российской Федерации соответствует свой набор доходных источников, объемы поступлений которых в наибольшей степени зависят от проводимой экономической политики данного уровня власти

3 мобильность объектов подлежащих налогообложению доходы от налогообложения объектов, обладающих низкой мобильностью, имеющих четкую территориальную привязку и визуальную определенность, подлежат зачислению в соответствующий муниципальный бюджет

4 равномерность размещения налогооблагаемой базы чем не равномернее размещена налоговая база, тем в более высокий уровень бюджетной системы Российской Федерации должен зачисляться налог, с целью обеспечения возможности его дальнейшего перераспределения

5 бюджетная ответственность доходы от оказания государственных или муниципальных услуг, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня

6 социальная справедливость налоги, обладающие регулирующим характером, обязаны зачислятся в бюджеты более высокого уровня бюджетной системы Российской Федерации

Исходя из указанных принципов, можно сформировать следующие предложения по реформированию бюджетно-налоговой системы в целях повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований:

1) Исходя из принципа стабильности предполагается установить норматив отчисления единого сельскохозяйственного налога для сельских поселений в размере 100 п.п., поскольку в состав муниципальных земель сельских поселений могут входить (и входят) земли сельскохозяйственного назначения, использование которых целесообразно стимулировать (например, предоставляя данные участки во временное пользование на льготной или безвозмездной основе). Однако на сегодняшний день Бюджетный кодекс РФ [2] устанавливает норматив отчислений в размере 30 п.п., что дестимулирует сельские поселения развивать сельское хозяйство.

2) Исходя из принципа мобильности объектов налогообложения, предполагается перераспределение налога на имущест-

во организацийв части объектов недвижимого имущества (а именно - зданий, сооружений) в пользу местных бюджетов.

3) Степень мобильности налоговой базы транспортного налога позволяет отнести его к категории местных, в частности -доходы от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами. Поскольку физические лица в большей степени пользуются дорогами местного значения, поэтому целесообразно направлять денежные средства от поступления данного налога в бюджеты муниципальных образований.

Данные предложения по повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований связаны с тем, что необходимо «отходить» от достаточно широкой практики применения выравнивающих финансовых инструментов (межбюджетных трансфертов) в сторону развития стимулирующих финансовых инструментов, которые способствуют отказу местного самоуправления от патернализма и развитию собственной налогооблагаемой базы.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 (ред. от 06.02.2004) «ОПро-грамме развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года»

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018)

POSSIBILITIES OF INCREASING THE LEVEL OF THE BUDGET SECURITY OF

MUNICIPAL FORMATIONS

G.A. Boyko, senior lecturer K.S. Kharkova, graduate student P.G. Demidov Yaroslavl state university (Russia, Yaroslavl)

Abstract. The article analyzes possible options for increasing the level of budgetary provision of municipalities based on the principles of the delimitation of tax revenues between levels of the budget system.

Keywords: budget security, budget of the municipality, tax revenues, principles of delimitation of tax revenues, stimulating financial instruments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.