Научная статья на тему 'Возможности педагогического образования в условиях вызовов и угроз современной цивилизации'

Возможности педагогического образования в условиях вызовов и угроз современной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНАЯ ИЕРАРХИЯ / PEDAGOGICAL EDUCATION / MODERN CIVILIZATION / VALUE HIERARCHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзиов Артур Русланович, Соколова Елена Александровна

В статье рассматриваются условия развития высшего образования, его перспективы, проблемы и пути их решения, обусловленные стремительным изменением современного общества. Особое внимание уделяется вызовам, стоящим перед педагогическим образованием. Исследуются возможности педагогического образования в формировании личности современного учителя, способного вести плодотворную профессиональную деятельность в условиях современной цивилизации на примере развития Шадринского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities of pedagogical education in the conditions of challenges and threats of modern civilization

The article deals with the conditions of development of higher education, its prospects, problems and ways to solve them, due to the rapid change of modern society. Special attention is paid to the challenges facing pedagogical education. Possibilities of pedagogical education in formation of the personality of the modern teacher capable to conduct productive professional activity in the conditions of the contradictory modern civilization on the example of development of Shadrinsk State Pedagogical University are investigated.

Текст научной работы на тему «Возможности педагогического образования в условиях вызовов и угроз современной цивилизации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378

Артур Русланович Дзиов

г. Шадринск Елена Александровна Соколова

г. Шадринск

Возможности педагогического образования в условиях вызовов и угроз современной цивилизации

В статье рассматриваются условия развития высшего образования, его перспективы, проблемы и пути их решения, обусловленные стремительным изменением современного общества. Особое внимание уделяется вызовам, стоящим перед педагогическим образованием. Исследуются возможности педагогического образования в формировании личности современного учителя, способного вести плодотворную профессиональную деятельность в условиях современной цивилизации на примере развития Шадринского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: педагогическое образование, современная цивилизация, ценностная иерархия

Artur Ruslanovich Dziov

Shadrinsk Elena Aleksandrovna Sokolova

Shadrinsk

Opportunities of pedagogical education in the conditions of challenges and

threats of modern civilization

The article deals with the conditions of development of higher education, its prospects, problems and ways to solve them, due to the rapid change of modern society. Special attention is paid to the challenges facing pedagogical education. Possibilities of pedagogical education in formation of the personality of the modern teacher capable to conduct productive professional activity in the conditions of the contradictory modern civilization on the example of development of Shadrinsk State Pedagogical University are investigated.

Keywords: pedagogical education, modern civilization, value hierarchy.

Стремительно меняющаяся современная цивилизация с еe противоречиями, связанными с глобализационными и антиглобализационными процессами, гонкой высоких технологий, дальнейшей демократизацией и торжеством масскульта, - этот мир предъявляет новые требования к молодым специалистам, бросает новые вызовы устоявшейся, традиционной системе высшего педагогического образования.

Последнее десятилетие в сфере высшего образования в России как никогда богато на перемены, вызвавшие конфликты, противоречия и скачки развития. Перемены эти, изменившие образовательный процесс как систему, происходили и происходят на уровнях:

- внедрение в мировую (западную и восточную) систему высшего образования;

- ломка традиционных академических устоев;

- размывание научной подготовки;

- изменение менталитета студента, связанное с неравномерным и противоречивым развитием информационного общества;

- кризисное состояние педагогических университетов в Российской провинции.

В современном мире можно увидеть противоречия между традиционными институтами образования с их установками на ответственность, разумность, организованность, критичность (что в общем виде описывается такими понятиями, как рациональность и научность) с одной стороны, - и стихийно разрастающимся неуправляемым информационным пространством с присущими ему отсутствием четкой структурированности, разнонаправленностью процессов и формированием т.н. больших массивов данных (big data). Существуют как очевидные преимущества, так и угрозы, порожденные этим противоречиями. И.М. Дзялошинский в статье «Медиаиндустрия как источник угроз: модели защиты» говорит о тридцати трех угрозах, связанных с расширением информационного пространства, выделенных в ходе специально проведенного исследования [4, с.58].

В сфере образовательных ресурсов складывается ситуация, характеризующаяся отсутствием ценностно-смысловой иерархии, в том числе, отсутствием признанных ориентиров и авторитетов. Это приводит к неоправданному представлению о равной значимости и весомости разнородных по качеству научных и образовательных продуктов. Искажается представление о реальном вкладе той или иной теории, системы взглядов в развитие человеческого знания. В глазах обучающихся случайный, маргинальный, фейковый массив информации может оказаться более значимым и ценным, нежели подлинные научные открытия и завоевания.

Все вышеперечисленное может приводить к формированию у обучающейся молодежи ложных ориентиров и установок. В этом содержательном хаосе возникает возможность широкого применения манипулятивных технологий. В чем это выражается? Молодой человек в данном случае отрывается от традиции, от свойственных его кругу, его общности устойчивых предпочтений, убеждений, установок и культурного и интеллектуального характера. При этом условные ценности маргинальных слоев, субкультурные установки - и в этом заключается существо манипуляции - выдвигаются на роль ведущих, главенствующих, магистральных.

Задача педагогического вуза - корректировать эти негативные тенденции, используя сильные стороны своей образовательной системы, направлять их в русло формирования образованного и культурного человека, способного передать свой багаж знаний и ценностных установок другим. «Смысл в том, чтобы педагог сумел связать личные проблемы школьников (и возрастные, и социальные, и гендерные) с широким социально-историческим контекстом. Поэтому так важно показать формирующейся личности ее место потоке в событий, явлений исторической жизни» [3, с. 254], научить ориентироваться в современном агрессивном содержательно-смысловом потоке.

Освоение нового цивилизационного пространства, характеризующегося динамичными информационными потоками, безусловно, дает вузовскому образованию колоссальные возможности, и среди них: использование новых информационных сфер, облегчение удаленных контактов, возможность распространения знаний и информации по новым каналам, возможность освоения новых образовательных и научных массивов знания, легкая доступность почти к любой информации, отсутствие пространственно-временных ограничений, равная доступность виртуальных ресурсов и для преподавателей, и для обучающихся. Благодаря доступности информации открываются широкие возможности увидеть собственную научную и образовательную деятельность в контексте разнообразных смысловых и культурных координат.

В силу своих институциональных особенностей педагогические вузы выступают не только образовательными и научными организациями, но и центрами просвещения, воспитания, в том числе через вовлечение обучающихся в деятельность - социальную, педагогическую, формирующую мировоззрение. «Принципиальным условием здесь

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019

является то обстоятельство, что все вышеупомянутое уже должно быть сформировано и проверено временем у самих педагогов. Более того, педагог должен обладать достаточными профессиональными и человеческими качествами, чтобы передать свое мировоззрение, свои гражданские убеждения ученикам. Критически важным является уровень человеческих и профессиональных возможностей педагогов, без которых заявленные цели и задачи заведомо недостижимы. Главный, стержневой момент - наличие мировоззрения у педагогов и умение передать его своим ученикам» [3, с.249]. Главное качество педагога-профессионала - это способность самостоятельно проектировать свое развитие, выстраивать собственную образовательную траекторию, в том числе - через налаженную в вузе систему непрерывного педагогического образования, подразумевающую постоянное совершенствование и самосовершенствование профессиональных качеств на всех ступенях образовательного процесса. Это совершенствование ведется в постоянно меняющихся условиях, предъявляющих новые и новые требования к педагогу. Эти требования продиктованы противоречиями современной цивилизации, и подготовить выпускника к достойному ответу вызовам времени - задача, с которой успешно справляется Шадринский государственный педагогический университет.

Педагогический вуз сейчас может и вынужден работать с обучающими, обладающими разным стартовым образовательным капиталом, разными стартовыми образовательными возможностями. Можно и нужно развивать индивидуальные и групповые образовательные траектории в большей степени, чем в традиционном образовательном пространстве, учитывать индивидуальные запросы, особенности и потребности обучающихся, тем самым делая образование персонализированным и приближенным к личностным потребностям субъектов образования.

Особая роль в этом принадлежит воспитательной работе, которая в ШГПУ давно уже существует в виде системы. Она многоструктурная и многоуровневая, и включает в себя комплекс мер, начинающихся с работы по адаптации первокурсников и завершающихся работой с выпускниками. Миссия воспитательной работы -формирование гармоничой личности, готовой к жизни в современном обществе, готовой к педагогической деятельности в многообразных условиях, (в том числе - с детьми с особенностями развития, с так называемыми «сложными» и педагогически запущенными детьми и т.д.), к профессиональному участию в реализации адаптивных и коррекционных программ, к работе в условиях малокомплектной сельской школы.

Одна из проверенных технологий формирования профессионально-педагогических компетенций студентов - это приобщение их к научной деятельности. «Общеизвестно, что НИРС всецело способствует выработке умения студентов работать с научной литературой, каталогами и справочниками, добывать информацию в Интернете, ориентироваться в потоках разнообразной информации, обобщать, анализировать, структурировать информацию, оценивать ее с научных позиций» [2, с. 49]. Научная деятельность студентов также подчинена задаче формирования грамотного специалиста, обладающего самостоятельным мышлением и набором необходимых компетенций. Выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы проходит, в основном, в процессе прохождения преддипломной практики, и подразумевает, помимо теоретической, обязательно практическую часть.

Традицией стало проведение ежегодных Фестивалей науки в конце сентября и Недели Науки в феврале. Это дает возможность выявления перспективных в научном плане студентов на уровне бакалавриата, которые в дальнейшем могут стать профессиональными исследователями, пройдя обучение в магистратуре и аспирантуре.

Одним из действенных средств устранения разрушительных последствий содержательного хаоса становится практикоориентированный характер педагогического образования. «В последнее время все больший вес и все больше значительные

перспективы приобретает практикоориентированное образование. В нем учитываются запросы работодателей, на удовлетворение которых направлены усилия вузовского сообщества. Ученые определяют ценностные и прагматические ориентиры для развития творческих способностей молодежи в свете практикоориентированности. В нашей стране реализуются программы прикладного бакалавриата, обеспечивающие тесную связь профессиональной деятельности студента и приобретения им необходимых профессиональных компетенций» [1, с. 107].

Союз теоретического и практического в подготовке педагога - основа его будущего успеха, и деятельность Шадринского университета - убедительный пример этого. Помимо основных традиционных практик, ТТТГПУ организует летнюю практику в детских оздоровительных лагерях и практику в качестве наблюдателей на ЕГЭ и ОГЭ.

Летняя практика в детских оздоровительных лагерях, проходит, как правило, после 3 курса, когда студент уже знаком с основами педагогики и психологии, и имеет представление о воспитательной работе. Эти знания и умения оттачиваются в ходе летней вожатской практики. Ее ценность и значимость состоят и в том, что она позволяет в реальной педагогической и организаторской деятельности апробировать теоретические знания, умения и навыки, сформированные в ходе освоения психолого-педагогических дисциплин, в т.ч. - возрастной психологии. Вожатская практика позволяет будущему педагогу самостоятельно убедиться в сформированности важнейших в его будущей профессиональной деятельности компетенций, прежде всего, коммуникативных, таких, как: готовность к взаимодействию с детьми разного культурного уровня, имеющих разные психологические особенности, и особенности поведения; умение быть организатором, лидером; способность критически оценивать и при необходимости корректировать собственную деятельность и поведение окружающих и т.п.

Практика в качестве наблюдателей на ЕГЭ и ОГЭ появилась в образовательной деятельности университета несколько лет назад. Уже не первый год студенты вуза являются наблюдателями в ходе проведения Единого Государственного Экзамена, Основного Государственного Экзамена и Всероссийской Проверочной работы. Эта практика не столь продолжительна, но очень ценна, поскольку позволяет будущему педагогу погрузиться в организацию и проведение контрольно-оценочных мероприятий, что является одной из важнейших составляющих содержания образовательного процесса.

Противоречивая и динамичная современная цивилизация с ее смысловым хаосом бросает вызов традиционному академическому образованию. В свою очередь, в умении принять и адекватно ответить на все вызовы времени, и заключается миссия вузовского образования (педагогического в особенности). Шадринский государственный педагогический университет, отмечающий в этом году 80-летие, занимает достойное место в этом важном и сложном процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дзиов, А.Р. Векторы духовного развития студентов: учебно-научная, практическая и творческая деятельность [Текст] / А.Дзиов // Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. в рамках XXVII Междунар. Рождеств. образоват. чтений, Москва, 29 января 2019 г. - М. : РУДН, 2019. - С. 103-107.

2. Дзиов, А.Р. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей в педагогическом вузе [Текст] / А.Р. Дзиов, Е.А. Соколова // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. в рамках XXVI Междунар. Рождеств. образоват. чтений, Москва, 23 января 2018 г. - М. : РУДН, 2018. - С.44-51.

3. Дзиов, А.Р. Роль школьной прессы в формировании мировоззрения ученика: медиапрактика и педагогическая поддержка (из опыта Шадринского педагогического университета) [Текст] / А.Дзиов, Е.А. Соколова // Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению. - М. : МИГУ, 2017. - С. 245-255.

4. Дзялошинский, И.М. Медиаиндустрия как источник угроз: модели защиты [Текст] / И.М. Дзялошинский // Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогический сфере : сб. тр. Междунар. форума «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт, новые подходы к управлению». - М. : МИГУ, 2017. - С. 49-79.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019

REFERENCES

1. Dziov A.R. Vektory duhovnogo razvitiya studentov: uchebno-nauchnaya, prakticheskaya i tvorcheskaya deyatel'nost' [Vectors of spiritual development of students: educational and scientific, practical and creative activities]. Duhovno-nravstvennaya kul'tura v vysshej shkole. Studencheskaya molodezh': svoboda i otvetstvennost': materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. v ramkah XXVII Mezhdunar. Rozhdestv. obrazovat. chtenij, Moskva, 29 yanvarya 2019 g. [Spiritual and moral culture at the higher school. Student's youth: freedom and responsibility]. Moscow: RUDN, 2019. pp. 103-107.

2. Dziov A.R., Sokolova E.A. Osobennosti formirovaniya duhovno-nravstvennyh cennostej v pedagogicheskom vuze [Features of formation of spiritual and moral values in pedagogical higher education institution]. Duhovno-nravstvennaya kul'tura v vysshej shkole: nravstvennye cennosti i budushchee studencheskoj molodezhi: materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. v ramkah XXVI Mezhdunar. Rozhdestv. obrazovat. chtenij, Moskva, 23 yanvarya 2018 g. [Spiritual and moral culture at the higher school: moral values and future of student's youth]. Moscow: RUDN, 2018, pp.44-51.

3. Dziov A.R., Sokolova E.A. Rol' shkol'noj pressy v formirovanii mirovozzreniya uchenika: mediapraktika i pedagogicheskaya podderzhka (iz opyta SHadrinskogo pedagogicheskogo universiteta) [Role of the school press in formation of outlook of the pupil: media practice and pedagogical support (from experience of the Shadrinsk Pedagogical University)]. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki mediaobrazovaniya v pedagogicheskoj sfere: opyt i novye podhody k upravleniyu [Topical issues of the theory and practice of media education in the pedagogical sphere: experience and new approaches to management]. Moscow: MPGU, 2017, pp. 245-255.

4. Dzyaloshinskij, I.M. Mediaindustriya kak istochnik ugroz: modeli zashchity [Media industry as source of threats: protection models]. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki mediaobrazovaniya vpedagogicheskij sfere: sb. tr. Mezhdunar. foruma «Mediaobrazovanie v pedagogicheskoj sfere: opyt, novye podhody k upravleniyu»

[Topical issues of the theory and practice of media education in pedagogical sphere]. Moscow: MPGU, 2017, pp. 49-79.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.Р. Дзиов, кандидат филологических наук, доцент, ректор, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID:.0000-0001-9405-8534.

Е.А. Соколова, кандидат филологических наук, доцент, независимый исследователь, г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID:.0000-0002-2014-1527.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.R. Dziov, Ph. D. in Philology, Associate Professor, Rector, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID:.0000-0001-9405-8534.

E.A. Sokolova, Ph. D. in Philology, Associate Professor, Independent researcher, Shadrinsk, Russia, email: [email protected], ORCID:.0000-0002-2014-1527

УДК 52:37.016

Наталья Николаевна Выборова

г. Шадринск

Использование программы Stellarium при изучении астрономии

в школе и вузе

В 2017 году в учебные планы средних общеобразовательных школ вернули учебный предмет, без которого сложно сформировать научное мировоззрение, развивать мышление и представления об окружающем мире - астрономию. Изучение астрономии невозможно без проведения наблюдений за реальными космическими телами. Не все образовательные учреждения имеют планетарии, телескопы, бинокли и другую технику для организации таких наблюдений. Решить указанную проблему помогают современные компьютерные технологии. В данной статье автор рассматривает возможности программы Stellarium для организации наблюдений за Солнцем, Луной, планетами солнечной системы, метеорными телами и кометами, а так же приводит разработку конкретной лабораторной работы по астрономии с использованием указанной программы. Статья будет интересна всем, занимающимся проблемами методики преподавания астрономии в школе и вузе.

Ключевые слова: Астрономия, планетарий, наблюдения, Солнце, Луна, планеты солнечной системы, созвездия, метеорные тела, кометы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.