Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩЕЙ ИНФОГРАФИКИ В РАБОТЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА'

ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩЕЙ ИНФОГРАФИКИ В РАБОТЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пережогина Л.В., Кондров А.В.

Статья посвящена перспективам использования инфографики как вспомогательного обучающего материала в работе практикующего психолога. Приведен краткий обзор исторического развития инфографики, рассмотрены ее характеристики и виды. Обоснована результативность применения инфографики в качестве обучающего инструмента и обозначены основные принципы ее проектирования. Показаны возможности использования и специфика разработки инфографики в качестве обучающего инструмента в психологическом консультировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩЕЙ ИНФОГРАФИКИ В РАБОТЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА»

УДК 766: 003.628

Пережогина Л.В., магистрант Кондров А. В., доцент, член Союза Дизайнеров России ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩЕЙ ИНФОГРАФИКИ В РАБОТЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА

Аннотация. Статья посвящена перспективам использования инфографики как вспомогательного обучающего материала в работе практикующего психолога. Приведен краткий обзор исторического развития инфографики, рассмотрены ее характеристики и виды. Обоснована результативность применения инфографики в качестве обучающего инструмента и обозначены основные принципы ее проектирования. Показаны возможности использования и специфика разработки инфографики в качестве обучающего инструмента в психологическом консультировании.

Ключевые слова: инфографика, визуализация, обучение, наглядный материал, практическая психология, психологическое консультирование.

В современном мире, в период стремительного развития технологий, наряду с увеличением темпа жизни, растет и поток информации, которая окружает человека. Мы ежедневно получаем большое количество информации, поступающей из различных источников. К этим источникам сейчас относятся и печатные издания, и городская среда, и телевидение, и, конечно, Интернет. Как никогда ранее, актуальна проблема точного, лаконичного и эстетически привлекательного донесения информации до целевой аудитории.

Одним из средств решения обозначенной проблемы является инфографика как графический метод представления данных, сочетающий схемы, графики, таблицы, иллюстрации, текст и т. п. Вследствие своих явных достоинств, ведущим из которых является опора на занимательность зрительных образов, инфографика быстро приобрела популярность в ХХ-ХХ1 вв. и стала активно использоваться в различных областях повседневности: бизнес и реклама, статистика и журналистика, познавательные и развлекательные ресурсы, городская среда, образование.

Ю. В. Соколова определяет инфографику как «продукт графического дизайна, содержащий набор графических и текстовых элементов и связей между ними, используемый для передачи информации, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания» [14; 257-258].

Начав свое формирование с картографии и визуализации статистики в XVI-XIX вв. (английский математик и картограф Э. Райт, фламандский картограф Г. Меркатор, французский адвокат А.-М. Герри, шотландский инженер и политэконом У. Плейфер,

французский инженер и топограф Ш. Минард), а по мнению некоторых авторов - с древних рисунков и знаковых систем [11], инфографика претерпела череду изменений в подходах к ее разработке. Изначальная художественность и иллюстративность сменилась функциональностью XIX в., затем в начале XX в. господствовал Венский метод, основанный на конструктивизме, изобразительной ясности и выразительности (австрийский философ, социолог и экономист О. Нейрат, немецкий художник Г. Арнц, сотрудники института СССР Изостат И. П. Иваницкий, А. Григорович, Л. Лисицкий, М. Николаев, А. Родченко, В. Степанова). Далее, во второй половине ХХ в., наметился переход к сухой визуализации данных, носящей чисто функциональный характер (французский картограф и теоретик Ж. Бертен). Лишь в начале 1980-х гг. возрождается художественная инфографика, сочетающая целесообразность и красоту, о чем свидетельствуют книги Э. Тафти (Е. R. Тийе) [7].

Продолжая бурно развиваться в эпоху постмодернизма в печатных и электронных ресурсах, инфографика представляет собой большое разнообразие видов и форм, где наряду с хорошими образцами попадается много работ, выполненных с ошибками, без понимания закономерностей визуального восприятия. Став не только сферой бизнеса, но и искусством, массовая современная инфографика порой перестает передавать информацию в угоду зрелищности [8].

В настоящее время изучением инфографики в различных отраслях занимаются многие современные зарубежные и российские исследователи: М. Смикиклас, А. Каиро, Д. Маккэндлесс, Р. Крам, Д. Желязны, В. В. Лаптев, С. В. Остриков, Г. А. Никулова, М. М. Махрова, В. Ю. Грушевская и др.

Такие качества, как наглядность, логичность, емкость и краткость, делают инфографику эффективной для визуализации обучающей информации разного характера. Традиционная сфера применения обучающей инфографики - образование, где подобный материал используется на лекционных, лабораторных и практических занятиях для создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности учащихся разных возрастов [3]. Тематика инфографики в образовании часто встречается в статьях следующих российских авторов: О. Б. Голубев, П. Н. Земляникин, Ю. Ю. Радченко, Ж. Е. Ермолаева, Е. В. Кийкова, М. С. Игнатенко, Д. И. Прохоров, О.Ф. Брыксина, И. Н. Гвоздкова, О. А. Кондратенко и др.

Инфографика, грамотно сконструированная с учетом сложности преподаваемого материала, может использоваться на всех уровнях системы образования. Очень актуален данный метод в дистанционном обучении, которое становится все более привычным в современном мире. Но, обладая всеми вышеперечисленными качествами, инфографика

164

также может найти применение в других сферах, где требуется донести до адресата определенные знания и навыки.

Особый интерес у нас вызвала возможность использования инфографики как вспомогательного средства в такой популярной на сегодняшний день области, как психологическое консультирование. Коммуникативно-обучающие свойства инфографики могут быть весьма полезными в работе практического психолога при обучении клиентов различным психотерапевтическим методам, техникам. Соответственно, перспективна и разработка инфографики для этих целей. Значимых исследований и материалов по разработке и использованию инфографики в практической деятельности психолога не было выявлено, что позволяет сделать вывод о недостаточном изучении данного вопроса и обуславливает выбор темы исследовательской работы.

Целью работы является обоснование важности применения инфографики в сфере психологического консультирования и обозначение перспективы ее разработки. Объектом изучения будет сама инфографика как явление в широком смысле. Предметом станет изучение особенностей проектирования обучающей инфографики для использования в практической работе психолога с клиентом.

Исходя из указанной цели, объекта и предмета исследования наши задачи включают:

1) анализ и обобщение имеющихся на сегодняшний день данных об инфографике, в том числе как обучающем инструменте, на основе изучения различных источников;

2) уточнение современных принципов разработки инфографики;

3) изучение примеров использования инфографики в психологии;

4) определение специфики инфографики в области оказания психологических услуг и теоретическое обоснование эффективности ее использования.

Научная новизна ведения исследовательской работы заключается в слабой изученности применения инфографики в практической психологии. Несмотря на то, что психологи используют иллюстративный материал при работе с клиентами, инфографика в перечень этих средств не входит. По результатам анализа литературных источников каких -либо серьезных разработок или исследований в данном направлении нами не обнаружено.

В структуре нашей работы можно выделить следующие составляющие: общий анализ инфографики (ее характеристики, классификация, коммуникативные свойства, особенности проектирования), анализ текущего положения инфографики в сфере психологии и собственное видение инфографики как инструмента практического психолога.

Перейдем к рассмотрению общих особенностей инфографики.

Главная цель инфографики - быстро и понятно донести большой объем сложной информации до целевой аудитории, привлечь ее внимание. Исходя из этого можно выделить определенные характеристики эффективной инфографики, которые мы перечислим ниже.

1. Актуальность и востребованность темы (учет аудитории).

2. Простота и краткость (только самая важная информация).

3. Образность и визуализация (правильно подобранные метафоры).

4. Креативность (оригинальная идея подачи информации).

5. Точность и организованность (системность, логичные взаимосвязи).

6. Эстетическая привлекательность (удачная композиция, цвет, шрифты) [9].

Существуют разные классификации инфографики. Остановимся на классификации

по типу исходной информации, где выделяются следующие виды инфографики:

1) визуализация количественных и качественных данных, сравнительный анализ в виде графиков, диаграмм;

2) метафорическое описание объекта, понятия, явления или структуры какой-либо системы, взаимосвязей объектов, характеристика;

3) изображение последовательности действий, сути процесса или хронологии событий, инструкция;

4) представление расположения объектов относительно друг друга на карте или

схеме;

5) смешанный тип, сочетающий два и более вышеуказанных вида визуализации информации.

По мнению Г. А. Никуловой, коммуникативные свойства инфографики, обеспечивающие результативность ее применения в обучении, реализуются в следующих аспектах:

1) маркировка значений и порядка фрагментов, указывающая на необходимость фиксации внимания на значимом объекте или его переключения;

2) методическое руководство по освоению информации, т. е. обозначение связей между информативными блоками, диаграммы распределения времени для изучения различных разделов;

3) вовлечение в соавторство, основанное на активации механизмов аналитического и синтетического мышления учащегося;

4) инструкция к действию или визуальный сценарий, отражающие оптимальный алгоритм выполнения сложных последовательностей действий;

5) визуальная рекомендация, включающая пиктограммы с указанием обратить внимание, вернуться назад, заглянуть в «будущее» или дополнительные материалы [11].

Далее остановимся подробнее на особенностях проектирования инфографики.

В качестве средств разработки инфографики могут использоваться профессиональные графические редакторы, имеющие обширный функционал и позволяющие создавать дизайнерскую инфографику высокого качества, или специализированные онлайн-редакторы, основанные на стандартизированных шаблонах и готовых наборах графических элементов [2]. В нашей работе мы имеем в виду авторскую инфографику, создаваемую с нуля в профессиональных программах.

В. В. Лаптев отмечает, что для достижения проектных задач информационной графики (создание графического образа, представляющего заложенные в нем идеи и мысли просто, точно и достоверно) необходимо сочетание условности, схематичности, наличия визуального языка, а также стилевой, композиционной и колористического гармонии.

Проектируя инфографику, дизайнер должен соблюдать правила равновесия, единства и соподчинения общей композиции. Это достигается за счет грамотного распределения масс, выделения композиционного центра, пропорционального соответствия элементов, их согласования по форме, местоположению в пространстве, толщине линий, построения внутренних взаимосвязей. Чтобы отделить главное от второстепенного, обозначить навигацию по изображению, дизайнер разделяет визуализируемый объект на смысловые блоки [8].

Составными компонентами инфографики могут быть текст, числовые данные, знаки, символы, пиктограммы, фотографии, иллюстрации, схемы, графики, диаграммы. Причем, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации могут лежать в основе общей композиции либо быть ее составными частями. В зависимости от количества элементов инфографика бывает простая и сложная, многокомпонентная. Важная составляющая - изображение логической взаимосвязи между элементами, образующими единое целое, благодаря чему раскрывается строение, состав, последовательность, иерархия, классификация.

Хорошая инфографика всегда подразумевает микро- и макроуровни визуального восприятия: сперва воспринимается главная структура, а затем составные части композиции. Информационные слои должны взаимодействовать и соответствовать друг другу. При этом высокий уровень детализации в случае отличной организации данных делает восприятие более комфортным, помогая зрителю выбирать, сравнивать и персонализировать информацию и таким образом передавая контроль над ней [16].

Цвет в инфодизайне служит для разделения информационных слоев и их поэтапного сравнения, одновременно объединяя элементы и придавая им общие черты [8]. Значение

167

цвета состоит в следующем: маркировка (обозначение разнородных элементов), сравнение (обозначение количества), представление, имитация реальности (символическое использование, усиление реалистичности) и декорирование (придание красоты).

Э. Тафти (E. R. Tufte) рассказывает о правилах швейцарского профессора картографии Эдуарда Имхофа (Eduard Imhof) применительно к информационной графике:

1) ограниченное использование ярких цветов, расположение ярких цветовых пятен на светлом или приглушенном фоне;

2) чередование ярких цветов с более спокойными оттенками;

3) использование нейтральных цветов для подложек и больших цветовых областей;

4) взаимосвязь крупных пятен одного цвета для сохранения цельности композиции

[16].

Таким образом, разрабатывая инфографику для обучающих целей, следует учитывать ее ключевые особенности и принципы проектирования, чтобы не допустить смещения интереса зрителя с сути информации на сам способ ее представления.

Поскольку в фокусе нашего внимания - перспективы использования инфографики в работе практикующего психолога, проанализируем возможные способы использования обучающей инфографики данным специалистом.

При консультировании клиента в определенных случаях целесообразно использовать иллюстративный материал, чем с успехом занимаются многие психологи. Самый большой класс представляют дидактические и развивающие пособия для детей дошкольного возраста (доски Сегена, рамки-вкладыши Монтессори, игры Никитина, методики Зайцева и их модификации). Существует немалое количество тестов для детей и взрослых, построенных на графических изображениях: тесты для диагностики познавательной сферы (комплект Семаго, методика «Исключение лишнего», зрительно-пространственный тест Айзенка, прогрессивные матрицы Равена) и проективные методики (методика рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест Роршаха, тест Сонди, цветовой тест Люшера).

В то же время именно инфографика практически не попадает в список вспомогательных инструментов практикующих психологов. Наиболее близок к инфографике графический материал, выпускаемый Компанией «ИМАТОН» (г. Санкт-Петербург): метафорические карты и настольные психологические игры. Это, например, метафорические карты для работы с детьми, подростками и родителями «Роботы», где реализована возможность комбинировать разные детали существ для получения целостной картинки (цель - проработка внутренних конфликтов, образа себя и окружающих). Метафорические карты «ТелоПроектор» для старших подростков и взрослых включают

168

геометрические фигурки, из которых клиент выкладывает образ человека, карточки с названиями чувств и метафорические изображения этих чувств, размещает их на теле получившейся фигурки (цель - гармонизации собственного состояния). Игра-тренажер «Time-менеджмент» для подростков и взрослых состоит из игрового поля, специальных бланков, карточек, фишек и жетонов (цель - развитие навыков планирования) [4].

Исследовав доступную литературу и интернет-источники на предмет использования инфографики в психологическом консультировании, мы обнаружили главным образом статьи, посвященные исследованию метафорических ассоциативных карт, но не инфографики. Так, Т. И. Савельева видит в картах способ создания условий для самораскрытия, быстро и безопасно получить доступ к психотравмирующей ситуации, к внутренним ресурсам [13].

Н. В. Буравцова в своей статье отмечает, что с помощью проективных карт в психологической работе можно моделировать и изучать любые процессы в прошлом и будущем, находить метафорические образы решений, путей выхода из кризисных ситуаций, запустить внутренние восстановительные процессы [1].

Встречаются также статьи на тему использования настольных психологических игр. Например, в работе Е. А. Капридовой говорится о психотерапевтических свойствах специальных настольных игр: легче устанавливается контакт психолога с ребенком, диагностируются личностные особенности, тренируются коммуникативные навыки, корректируются отклонения эмоциональной и поведенческой сферы, активизируются процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения [6].

Тем не менее, вышеуказанные работы не имеют прямого отношения к инфографике. Что же представляет собой инфографика в психологии на текущий момент?

Сегодня в сети Интернет встречается многочисленная инфографика научно-популярного и развлекательного характера, предназначенная для широкого круга пользователей-неспециалистов и посвященная таким темам: влияние цвета на человека (очень часто); межличностные, семейные взаимоотношения; воспитание детей; способы регуляции эмоций и коррекции поведения в различных ситуациях; типологии личности; психические расстройства; характеристики групп специалистов, оказывающих психологическую помощь; общее описание направлений и техник психологической помощи; структура психических процессов и приемы их развития (значительно реже); графические тесты. Изредка попадается такая научная образовательная инфографика, как «Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна и направления ее развития (школа)» [10]. Отдельный пласт занимает инфографика, касающаяся применения психологических знаний для построения успешного бизнеса и карьеры.

169

Большинство подобных видов инфографики, как правило, содержит советы разной степени научности по использованию указанной информации в обычной жизни. Качество данной инфографики сильно отличается как с точки зрения грамотности содержания, так и с эстетическо-художественно стороны. Используют ли психологи в своей работе указанные примеры инфографики - неизвестно.

Также нам удалось обнаружить в открытых источниках своеобразный образец инфографики, относящихся к непосредственному использованию в консультативной работе психолога. Это инфографика, созданная клиентом для проработки личных проблем, что помогло самому клиенту и психологу прояснить механизм формирования деструктивных установок [5].

По нашему мнению, использование инфографики может оказаться весьма результативным в случаях, когда, например, надо объяснить клиенту механизм некоего психологического процесса или алгоритм действий.

Нередко одним из аспектов запроса со стороны клиента или даже отдельным запросом является преодоление тревожно-стрессовых состояний. И тогда в ходе консультативной работы психолога возникают ситуации, когда требуется объяснить клиенту новую для него психотерапевтическую технику, научить пользоваться ею самостоятельно.

Информация о теоретических и практических аспектах психотерапевтической техники многокомпонентна и может показаться сложной некоторым клиентам в силу их возраста или предшествующего опыта. Подача такой информации требует от психолога развитых навыков презентации материала, умения объяснить клиенту трудные для понимания понятия и процессы доступным языком. В подобных случаях коммуникативные свойства инфографики могут повысить эффективность усвоения клиентом новых знаний и навыков.

В процессе взросления человек не только проходит стадии развития мышления как наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического, но и будучи уже взрослым использует все эти три типа мышления при решении разнообразных задач [15]. Чтобы максимально задействовать все типы мышления с целью наилучшего усвоения клиентом информации, мы хотим предложить возможный вариант использования инфографики в психологическом консультировании.

Мы проанализировали методику работы психолога ГБУ «Республиканский молодежный социально-психологический и информационно-методический центр» (г. Уфа) с клиентами, заинтересованными в самокоррекции эмоционального состояния: психолог обучает своих клиентов методам саморегуляции, рассказывая о механизмах стресса и

170

показывая отдельные способы саморегуляции на своем примере. В роли клиентов выступают подростки и взрослые. Дополнительный иллюстративный материал психологом не применяется.

Предварительное видение методики работы психолога с использованием вспомогательной инфографики приведено ниже.

Графический материал представлен в виде основного листа и поясняющих карточек:

1) лист формата А2, на котором символически показана схема процессов организма во время стресса и в норме, а также методы саморегуляции эмоционального состояния, включающие этапы дыхательной техники, работы с мышцами и приемы переключения внимания;

2) поясняющие картинки с иллюстрациями процессов организма и поэтапно выполняющего психологические техники человека, сделанные в виде отдельных карточек.

Процесс работы с данной инфографикой будет заключаться в следующем: психолог демонстрирует клиенту основной лист, начиная рассказ о физиологических механизмах эмоциональных состояний и способах саморегуляции, в процессе взаимодействия психолог и клиент совместно выкладывают поясняющие картинки на соответствующие места на листе.

Проверить продуктивность использования такой инфографики можно с помощью специально разработанного критериально-ориентированного теста, который будет заполняться клиентами контрольной и экспериментальной группы после занятий с психологом.

Технология разработки указанной инфографики должна включать:

1) тщательный отбор, систематизацию и структурирование информации, которая ляжет в основу графического материала, составление схемы;

2) создание общего эскиза, набросков отдельных иллюстраций на бумаге традиционными графическими средствами (простые и цветные карандаши);

3) перевод ручных эскизов в цифровой векторный формат и дальнейшую проработку и компоновку макета в программе Adobe Illustrator с использованием графического планшета;

4) уточнение деталей и общей композиции;

5) подготовку макета к печати, печать, постобработку.

Хотя онлайн-редакторы разработки инфографики, несомненно, удобны и их применение оправдано во многих случаях, мы полагаем, что для визуализации информации для психологической работы целесообразна именно авторская инфографика. При ее создании необходимо не только грамотно отобрать и структурировать информацию, но и

171

владеть основами иллюстрации, опираться на знания в области композиции, цветоведения и типографики, учитывать специфику разработки инфографики.

Для проектирования психологической инфографики предпочтительно использовать большой формат, чтобы текст и изображения были достаточно крупными и заметными. Основной лист и поясняющие карточки должны быть выполнены из плотной бумаги, возможно с ламинированием, в целях комфорта и долговечности. Чтобы клиенту было легче идентифицировать себя с человеком на поясняющих картинках, можно подготовить карточки в двух вариантах: с изображением женщины и мужчины.

Подобным образом может быть разработана серия инфографических макетов, содержащих теоретическую информацию о психофизиологических процессах и отражающих практические этапы реализации психологической техники. Интересна перспектива адаптации дизайн-макетов для компьютера и мобильного приложения, чтобы клиент мог самостоятельно использовать инфографику для закрепления знаний и в качестве подсказки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщив изученные данные, мы с уверенностью можем сказать, что инфографика как способ отображения информации получила широкое распространение в разных сферах жизни благодаря своим преимуществам, а эффективность данной технологии в учебном процессе не вызывает сомнений. Это перспективный практический инструмент, способствующий успешному донесению больших объемов сложной информации в сжатые сроки до целевой аудитории.

Исследованием и разработкой инфографики занимались и занимаются по сей день многие ученые и дизайнеры. В том числе немало работ посвящено обучающей инфографике. При этом недостаточно раскрыты вопросы разработки и применения инфографики как разъясняющего, обучающего инструмента в таком востребованном направлении, как психологическое консультирование.

В рамках нашего исследования мы наметили пути разработки авторской инфографики по психотерапевтической технике саморегуляции эмоционального состояния, чтобы практикующий психолог мог использовать полученный материал при обучении клиента данной технике в ходе консультативной работы.

Инфографика рассматривается нами как область коммуникативного дизайна, который реализуется в коммуникативной среде и продуктом которого является форма сообщения через материальный носитель, неважно, статичный он или динамичный [12]. Т. е. планируемые макеты должны быть пригодны для использования не только в статичной печатной среде, но и в динамичной электронной (после необходимой адаптации).

В процессе будущей практической работы мы должны опираться на теоретические знания об истории, характеристиках и видах инфографики, принципы ее проектирования, использовать знания по основам графического дизайна, рассмотреть различные примеры качественной инфографики, проанализировать, отобрать и систематизировать информацию по интересующим нас психотерапевтическим методам и, наконец, после создания разработки, проверить ее эффективность на практике. Итогом нашей работы должен стать материал, доступный для понимания широким кругом пользователей. Также ценным результатом дальнейшей работы будут рекомендации по созданию инфографики для психологического консультирования.

Согласно предварительному анализу материала мы предполагаем, что исследование особенностей инфографики для использования в сфере психологического консультирования окажется перспективным, поскольку, благодаря своим достоинствам, инфографика в качестве дополнительного обучающего инструмента может повысить качество психологических услуг. Мы считаем, что разработка обучающей инфографики будет полезна не только в конкретном случае (поможет психологу в обучении клиента психотерапевтической технике), но и в целом станет хорошим примером визуализации психологических знаний для нужд психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буравцова, Н. В. Метафорические карты в пространстве формирования личностной харизматичности [Текст] / Н. В. Буравцова, Н. В. Дмитриева, Т. С. Козырева // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6(49). - С. 255-259.

2. Грушевская, В. Ю. Принципы использования онлайн-редакторов инфографики [Текст] / В. Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 5863.

3. Ермолаева, Ж. Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации [Текст] / Ж. Е. Ермолаева, О. В. Лапухова, И. Н. Герасимова // Концепт. - 2014. - № 11. - С. 1-10.

4. ИМАТОН. Профессиональный психологический инструментарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://imaton.com/catalog/metaforicheskie_karty/

5. Инфографика в психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://formulaq.ru/infographika.htm

6. Капридова, Е. А. Настольные психологические игры в работе школьного психолога [Текст] / Е. А. Капридова, Л. В. Демина // Образование и воспитание. - 2018. - № 5 (20). - С. 24-25.

7. Лаптев, В. В. Изобразительная статистика. Введение в Инфографику [Текст] / В. В. Лаптев. - СПб.: Эйдос, 2012. - 180 с.: ил. + Библиогр.: с. 176-177.

8. Лаптев, В. В. Проектно-художественная эволюция русской инфографики (XIX-XX вв.): зарождение, становление, развитие [Текст]: дис. ... доктора: 17.00.06 / Лаптев Владимир Владимирович. - СПб., 2018. - 369 с.

9. Масылюк, Т. С. Инфографика как средство визуализации информации: методические рекомендации для образовательных организаций [Электронный ресурс] / Т. С. Масылюк. - Добрянка: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр», 2017. - 19 с.: ил.

- Режим доступа: http://imc.dobryanka-edu.ru/upload/versions/20660/39127/ infografika_kak_sredstvo_vizualizacii.pdf

10. Научное психологическое общество им. С. Л. Рубинштейна при Институте психологии РАН. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна и направления ее развития (школа) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/infografik/filosofsko1.html

11. Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн [Текст] / Г. А. Никулова, А. В. Подобных // Международный электронный журнал КНИТУ «Образовательные технологии и общество» (Educational Technology & Society). - 2010. - Т. 13. № 2. - С. 369-387.

12. Полеухин, А. А. Развитие коммуникативного дизайна [Текст] / А. А. Полеухин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2009. - № 115. - С. 289-299.

13. Савельева, Т. И. Метафорические ассоциативные карты и возможности их применения в работе пенитенциарного психолога [Текст] / Т. И. Савельева, А. Ю. Селиверсткина // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2016. - № 5(168).

- С. 29-32.

14. Соколова, Ю. В. Инфографика как продукт графического дизайна: проблема определения понятия [Текст] / Ю. В. Соколова // Культурологические чтения - 2016 : Материалы международных научно-практических конференций, Екатеринбург, 16-19 марта 2016 года / Редакционная коллегия: О. И. Ган (главный редактор), Н. П. Цепелева, Т. Ю. Быстрова, Е. В. Головнева. - Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. -С. 254-261.

15. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с. + Библиогр.: с. 126-129.

16. Tufte, E. R. Envisioning Information / E. R. Tufte. - Cheshire: Graphics Press, 1990. -

126 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.