Научная статья на тему 'Возможности общеобразовательных организаций в формировании молодежного "Арктического братства"'

Возможности общеобразовательных организаций в формировании молодежного "Арктического братства" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АРКТИКА / FORMATION / БРАТСТВО / GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS / ARCTIC / BROTHERHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В работе авторами рассмотрены возможности общеобразовательных организаций в формировании молодежного «Арктического братства». Исследователи пришли к выводу, что что было бы правильным рассмотреть вопрос о регулярном проведении Всероссийской Арктической конференции школьников и студентов, посвященной вопросам функциональной компетенции и образовательной преемственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The opportunities of general education organizations in the formation of a youth "Arctic brotherhood" are considered in the work. Researchers came to the conclusion that it would be the right decision to hold regular All-Russian Arctic Conference of Schoolchildren and Students on issues of functional competence and educational continuity.

Текст научной работы на тему «Возможности общеобразовательных организаций в формировании молодежного "Арктического братства"»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-470313 Н.В. Фетисова, А.А. Салин

Возможности общеобразовательных организаций в формировании молодежного «Арктического братства»

Аннотация

В работе авторами рассмотрены возможности общеобразовательных организаций в формировании молодежного «Арктического братства». Исследователи пришли к выводу, что было бы правильным рассмотреть вопрос о регулярном проведении Всероссийской Арктической конференции школьников и студентов, посвященной вопросам функциональной компетенции и образовательной преемственности.

| Ключевые слова: общеобразовательные организации, формирование, Арктика, братство.

N.V. Fetisova, A.A. Salin

Opportunities of general education organizations in the formation of a youth "Arctic brotherhood"

Abstract

The opportunities of general education organizations in the formation of a youth "Arctic brotherhood" are considered in the work. Researchers came to the conclusion that it would be the right decision to hold regular All-Russian Arctic Conference of Schoolchildren and Students on issues of functional competence and educational continuity.

Keywords: general education organizations, formation, Arctic, brotherhood.

апреля 2015 года, возглавляющий комиссию по развитию Арктики вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, выступая на встрече со школьниками и студентами, членами VIII молодежной арктической экспедиции, порекомендовал создать «Арктическое братство» в школах и вузах.

«В чем был бы я лично заинтересован, это в создании в кругу молодых специалистов некоего такого арктического сообщества. То есть в ведущих вузах страны хорошо бы распространить действия общественных организаций, инициировать создание «Арктического братства», - сказал Рогозин. По словам вице-премьера, подобные сообщества нужны для того, чтобы объединить будущих инженеров, конструкторов, ученых и специалистов самых разных отраслей: «.. .было бы интересно, если какие-то такие очаги арктической темы появились бы в ведущих российских учебных заведениях, и мы бу-

дем выращивать специалистов, поколения, тех покорителей и тех, кто будет создавать технику, чтобы Россия могла закрепиться в Арктике».

Идея привлечения молодежи к участию в решении важных государственных интересов не нова. Грамотный подход к реализации целевых молодежных программ может достаточно быстро дать желаемый эффект. Но при разработке практически всех подобных программ учитывается только старший возраст - студенты и молодые специалисты. Обучающимся общеобразовательных учреждений остается довольствоваться только своим собственным энтузиазмом и участием в сетевых конкурсах или редких, ситуативных мероприятиях, часто в формате «сиди и смотри».

По всей видимости, это связано не только с тем, что организаторам и разработчикам не хочется брать на себя лишнюю ответственность за детей, но и с общим

Pedagogy

недоверием к уровню компетенций и функциональной грамотности современного школьника. В чем-то они, по-своему, правы. Однако мы считаем, что тем самым упускается хорошая возможность построения учебно-образовательной вертикали, благодаря которой возможно не только формирование фундаментальных знаний для будущих студентов профильных специальностей, но и создание благоприятного образа арктических территорий, распространение актуальных географических знаний, формирование положительного общественного мнения.

Привлечение интереса молодежи, школьников, в частности, к проблемам исследования высоких широт имеет давнюю историю. На фоне крупных успехов в исследовании Арктики и Антарктики в советский период во многих школах страны существовали клубы юных полярников. Причем направление развивалось в регионах далеких от Полярного круга. Так, до начала 90-х годов успешно действовал подобный клуб в подмосковном городе Пущино, известен на всю страну был Московский клуб юных моряков и полярников. К сожалению, эти и многие другие организации не смогли выжить в эпоху глобальной государственной реорганизации.

Выступая с предложениями о включении средней школы в общую деятельность, направленную на формирование узких географических компетенций - изучения полярных районов, мы исходим из положительного опыта работы, не только собственного, но и наших друзей из других городов России, где существуют действующие школьные клубы юных полярников, а также пытаемся восстановить историческую преемственность поколений.

В качестве примера мы можем привести четыре общеобразовательных учреждения России, где сформированы рабочие группы, опыт которых может быть полезен. Конечно, таких центров может быть больше, но мы, пока, информационно разобщены.

Ученический Совет при музее освоения Арктики им. О.Ю. Шмидта, МБОУ «Мурманский академический лицей» (Руководитель: Голов Алексей Геннадьевич, учитель истории).

Музей истории освоения Арктики имени Отто Шмидта открыт 24 апреля 1971 г. по инициативе первого директора и учителей школы №46 г. Мурманска.

Учащиеся стали собирать материалы о знаменитом исследователе Севера XX века - О.Ю. Шмидте. Школьники переписывались с ведущими краеведческими музеями страны, Всесоюзным географическим обществом освоения Арктики и Антарктики и находили новые имена, связанные со знаменитым географом. Только за год активных исследований ребятам удалось собрать столько материала, что появилась необходимость создать музей.

В настоящее время музей ведет активную научную деятельность уже более 40 лет, и все исследования проводят школьники. Здесь они изучают Арктику и историю освоения российского Севера. В музейных фондах находится около 2000 экспонатов - это подлинные фотографии Отто Шмидта, Ивана Папанина, Владимира Воронина, книги конца XIX века, письма исследова-

телей. В Музее истории освоения Арктики действует 15 экспозиций. Материалы постоянно пополняются.

Школьный учебно-исследовательский клуб «Наша Арктика», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Пушкино» (создан в 2007 г., Руководители: Са-лин Андрей Александрович, учитель географии и ОБЖ; Фетисова Наталья Викторовна, учитель географии).

Работа Клуба имеет творческо-исследовательскую направленность, выраженную в форме путешествий, научно-практической и учебно-исследовательской работы. Клуб не ставит целью одно лишь прохождение полярных маршрутов и достижение спортивных результатов. В его работе заложена актуальность сегодняшнего времени - привлечение внимания современной молодежи к освоению и изучению Российской Арктики. Педагогическая целесообразность выражена в объединении детей разных возрастов, желающих заниматься в Клубе, с предоставлением им возможности оказывать взаимопомощь, брать пример положительных качеств, заниматься единым делом, что является ведущей воспитательной идеей.

Цели и задачи работы Клуба полярников стремятся к формированию личности, способной к творческому самовыражению; создание возможностей для творческого развития детей; развитие физической выносливости подростков; развитие познавательных и созидательных способностей; развитие художественного вкуса, формирование системы знаний об Арктике и Антарктике, формирование определенных умений и навыков, формирование гражданской позиции и патриотизма, воспитание чувства товарищества. Деятельность Клуба ориентирована на:

- патриотическое воспитание подростков;

- пропаганду географических знаний, формирование положительного образа высокоширотных территорий среди населения;

- привлечение внимания к современным проблемам освоения и изучения северных территорий России и высоких широт;

- продолжение российских исследовательских традиций;

- защиту и сохранение окружающей среды;

- участие в научно-практических конференциях, слетах и семинарах по вопросам изучения и освоения Полярных регионов;

- участие в проектах по возобновлению и продолжению экспедиционной деятельности в районах Заполярья, Арктики и Антарктики.

В школе создан действующий Полярный музей с экспозицией, включающей интерактивный сектор. Разработана программа дополнительного образования «Клуб юных полярников», прошедшая апробацию и получившая высокую оценку на областном конкурсе, как лучшая методическая разработка для учреждений дополнительного образования Московской области в 2016 г. Учебно-исследовательские и творческие работы учеников неоднократно получали высокие оценки от представителей ученого сообщества и общественных

Interactive science | 4 (26) • 2018

47

Педагогика

организаций, занимающихся проблемами Арктики и Антарктики.

Областной Клуб юных полярников «Северное сияние», ТОГБОУ кадетская школа-интернат «Многопрофильный кадетский корпус», г. Тамбов. (создан в 2012 г., руководитель: Герасимова Нина Николаевна, учитель географии).

Целью работы клуба является привлечение внимания молодежи к проблемам русского Севера, в числе которых:

- популяризация лучших достижений по изучению и освоению Северных территорий;

- сохранение и развитие традиций русских полярников;

- профориентационная подготовка кадетов к будущей службе на военном и гражданском поприще в районах Севера;

- привлечение кадетов к исследовательской деятельности, связанной с социокультурным и научным изучением Севера;

- расширение сообщества молодых людей, занимающихся проблемами изучения Северных территорий;

- развитие практических связей с учреждениями и коллективами, занимающимися изучением крайнего Севера;

- практическое освоение Северных территорий через участие в экспедициях, экскурсионных выездах, туристических походах, организации профильных лагерных смен.

Ведется активная работа по подготовке кадров для профильных военных образовательных учреждений с последующим прохождением службы в Арктических войсках. На базе Тамбовского многопрофильного кадетского корпуса проходил I Слет юных полярников в 2014 г. Имеется учебный кабинет Арктики и Антарктики, разработаны учебные программы, создается полярный музей.

Клуб исследователей МБОУ «Арктическая гимназия» г. Тикси. (создан в 2014 году, руководитель: Шагла-нова Надежда Серафимовна, директор гимназии).

Находясь непосредственно на «переднем крае» Арктики, члены клуба ведут активную учебно-исследовательскую деятельность. В настоящее время работают над коллективным проектом «Техносфера образовательного учреждения в условиях Арктики как средство достижения новых образовательных результатов». С этим проектом гимназия стала не только муниципальной инновационной площадкой, но и получила грант Главы республики, как лучшая инновационная разработка. В настоящее время ведутся исследования над применением современных технологий для поиска минимально затратного круглогодичного способа выращивания зелени и овощей для обеспечения потребностей школьных столовых в Заполярье. Определенные успехи гимназистами уже достигнуты, их опыт можно рекомендовать для применения в образовательных учреждениях Севера. Команда клуба постоянный участник образовательных Слетов юных полярников, поддерживает двустороннюю связь с друзьями из других городов России.

Приведённые примеры позволяют с положительной стороны оценить возможности общеобразовательных организаций по налаживанию самодеятельных контактов, обмена информацией и методическими материалами. Объединение фактически уже можно рассматривать, как полноценную ячейку «Арктического братства».

Необходимо, также, отметить серьезные проблемы, стоящие на пути реализации Арктического молодежного проекта. Помимо уже упомянутого «недоверия» общеобразовательным школам и избегание ответственности за работу с младшими возрастами, мы выделяем отсутствие координационного центра работы с общеобразовательными учреждениями, сложность в поиске новых форм взаимодействия. Практически, каждая школьная организация юных полярников является самостоятельным организмом, лишь изредка и ситуативно включаясь в плодотворное коллективное творчество.

За последнее десятилетие появилось большое количество ценных методических и исследовательских разработок, как со стороны руководителей, так и со стороны обучающихся. Этот опыт не должен пропасть в ворохе бумаг и забытых Интернет-ресурсов. Сегодняшний школьник - это будущий студент и специалист. Следует также учесть, что отношение к окружающему миру, идейное мировоззрение, очищенное от получения исключительно материальных благ и построение вектора профессионального развития, формируются именно в школе, как специально предназначенном для этого институте. Весьма часто, именно отсутствие сти-мульной поддержки со стороны социально-значимых лиц и организаций, тормозит реализацию разумных идей и проектов.

Выходом из сложившейся ситуации может стать только изменение в отношении к компетентности школьников, полноценное включение общеобразовательных организаций в работу молодежного Арктического клуба, создание Единого центра взаимодействия с образовательными организациями, в работе которого были бы учтены возможности общеобразовательных учреждений. Считаем, что было бы правильным рассмотреть вопрос о регулярном проведении Всероссийской Арктической конференции школьников и студентов, посвященной вопросам функциональной компетенции и образовательной преемственности, на которой рассматривались бы различные варианты совместной исследовательской деятельности, принимались бы взвешенные, адекватные и исполнимые решения, направленные на формирование настоящего Арктического братства.

Дело за серьезной организацией, желательно совмещающей научную и общественную деятельность, которая смогла бы выступить в роли всероссийского медиатора и координатора, «оживила» бы декларативные акты высоких инстанций и способствовала бы становлению молодежного «Арктического братства», как уникального учебно-образовательного ресурса без «кавычек» и бюрократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.