Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗНЫХ ТЕСТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (TTCT-FIGURAL) В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗНЫХ ТЕСТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (TTCT-FIGURAL) В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ДИВЕРГЕНТНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ / ТЕСТЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / СУБШКАЛЫ ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ / НОРМАТИВНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИССИНХРОНИЯ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чурбанова Светлана Михайловна

В работах исследователей проблема креативности объединяет различные многофакторные подходы, изучающие психологические процессы, задействованные в творчестве, обуславливающие нестандартные результаты, в отличие от общепринятых, но ориентирующиеся на благоприятное их принятие социумом (Lubart, 2009). Применительно к детям для оценки креативности Торренс предложил Миннесотские тесты творческого мышления (TTCH), основанные на мыслительной операции - дивергентная продуктивность для четырех субшкал: fluency, flexibility, originality, and elaboration, взятых из модели структуры интеллекта Гилфорда (SI). Улучшив систему подсчета баллов в третьем издании теста, Торренс (1984) добавил две новых субшкалы для измерения потенциала образной креативности. В настоящее время образная дивергентная продуктивность измеряется пятью субшкалами: беглость, оригинальность, разработанность, «абстрактность названия» и «сопротивление замыканию» (Туник, 1998; Kim, 2006; Torrance & Ball, 1984). Измерение гибкости не производится из-за очень высокой корреляции с показателем беглости (Héert, 2002). Несмотря на подробное исследование и нормативное описание субшкал для различных возрастов, особый интерес представляет изучение вариантов развития креативности, ограниченных средовыми требованиями, не учет которых приводит к нарастанию явлений, названных Террасье, социальной диссинхронией (Мерша, 1995). Особую актуальность приобретает продолжение исследований, начатых Е.Е.Туник (1998), согласно которым, неоднородная структура образной креативности у школьников с беглостью и оригинальностью ближе к норме, но с ярко выраженной склонностью к тщательной разработке идей (разработанность), легкостью их выражения через название рисунков (абстрактность названия) и проявление терпимости к состоянию неопределенности (сопротивление замыканию) способствует успешности обучения и школьной адаптации ребенка. Однако особенно важно, что такие проявления креативности социально одобряются взрослыми, в отличие, например, от структуры, в которой превалируют выше нормы показатели беглости и оригинальности, отсутствует выраженность склонности к разработанности идей и к оказанию сопротивления замыканию образов. В связи с рассматриваемой проблемой, остаются недостаточно изученными вопросы становления социально одобряемой креативности и грамотного руководства взрослыми творческих проявлений на более ранних этапах - в дошкольном детстве, создание условий для развития параметров креативности, влияющих на становление предпосылок к успешному школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗНЫХ ТЕСТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (TTCT-FIGURAL) В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Возможности образных тестов творческого мышления (TTCT-Figural) в изучении социально одобряемой креативности в детском возрасте

Чурбанова Светлана Михайловна, ФГБОУ ВО 'Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова"'

г. Москва (Россия)

Ключевые слова: творчество, дивергентная продуктивность, тесты творческого мышления, субшкалы образной креативности, нормативность и вариативность развития, социальная диссинхрония, детский возраст

В работах исследователей проблема креативности объединяет различные многофакторные подходы, изучающие психологические процессы, задействованные в творчестве, обуславливающие нестандартные результаты, в отличие от общепринятых, но ориентирующиеся на благоприятное их принятие социумом (Lubart, 2009). Применительно к детям для оценки креативности Торренс предложил Миннесотские тесты творческого мышления (TTCH), основанные на мыслительной операции - дивергентная продуктивность для четырех субшкал: fluency, flexibility, originality, and elaboration, взятых из модели структуры интеллекта Гилфорда (SI). Улучшив систему подсчета баллов в третьем издании теста, Торренс (1984) добавил две новых субшкалы для измерения потенциала образной креативности. В настоящее время образная дивергентная продуктивность измеряется пятью субшкалами: беглость, оригинальность, разработанность, «абстрактность названия» и «сопротивление замыканию» (Туник, 1998; Kim, 2006; Torrance & Ball, 1984). Измерение гибкости не производится из-за очень высокой корреляции с показателем беглости (Hébert, 2002). Несмотря на подробное исследование и нормативное описание субшкал для различных возрастов, особый интерес представляет изучение вариантов развития креативности, ограниченных средовыми требованиями, не учет которых приводит к нарастанию явлений, названных Террасье, социальной диссинхронией (Мерша, 1995). Особую актуальность приобретает продолжение исследований, начатых Е.Е.Туник (1998), согласно которым, неоднородная структура образной креативности у школьников с беглостью и оригинальностью ближе к норме, но с ярко выраженной склонностью к тщательной разработке идей (разработанность), легкостью их выражения через название рисунков (абстрактность названия) и проявление терпимости к состоянию неопределенности (сопротивление замыканию) способствует успешности обучения и школьной адаптации ребенка. Однако особенно важно, что такие проявления креативности социально одобряются взрослыми, в отличие, например, от структуры, в которой превалируют выше нормы показатели беглости и оригинальности, отсутствует выраженность склонности к разработанности идей и к оказанию сопротивления замыканию образов. В связи с рассматриваемой проблемой, остаются недостаточно изученными вопросы становления социально одобряемой креативности и грамотного руководства взрослыми творческих проявлений на более ранних этапах - в дошкольном детстве, создание условий для развития параметров креативности, влияющих на становление предпосылок к успешному школьному обучению.

Список литературы:

1. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности / Пер. с фр. - М.: "Когито-Центр", 2009. - 215 с. (Университетское психологическое образование).

2. Мерша П. Синдром диссинхронии // Психологическое обозрение. - 1995. - № 1. - С. 37-39.

3. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 80 с.

4. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. - СПб.: "Иматон", 1998. - 171 с. (Комплексное обеспечение психологической практики).

5. Hébert T. P., Cramond B., Neumeister K. L. S., Millar G., & Silvian, A. F. E. Paul Torrance: His life, accomplishments, and legacy. Storrs: The University of Connecticut, The National Research Center on the Gifted and Talented (NRC/GT), 2002.

6. Kim K. H. Can We Trust Creativity Tests? A Review of the Torrance Tests of Creative Thinking (TTCT) // Creativity Research Journal. 2006. 18 (1). p. 3-14.

7. Torrance E. P. The Torrance tests of creative thinking norms—technical manual figural (streamlined) forms A & B. Bensenville, IL: Scholastic Testing Service, Inc., 1990.

8. Torrance E. P. The Torrance tests of creative thinking norms—technical manual figural (streamlined) forms A & B. Bensenville, IL: Scholastic Testing Service, Inc., 1998.

9. Torrance E. P., & Ball O. E. The Torrance Tests of Creative Thinking Streamlined (revised) manual, Figural A and B. Bensenville, IL: Scholastic Testing Service, Inc., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.