Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ'

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чурбанова С. М.

Согласно Е.П. Торренсу (1966), образные тесты креативности направлены на актуализацию четырех направлений дивергентной продуктивности: беглость, гибкость, оригинальность и усовершенствование идеи. В последующем в работах М. Кальмар (1970) было предложено оценивание показателя композиционной сложности рисунка (комплексности). Традиционный показатель усовершенствования идеи ("elaboration"), как известно, предполагал подсчет баллов за каждую значимую деталь, относящуюся к первичному изображению тестовой фигуры, например, штрихование, добавление цвета, "глубины", "многомерности", что не позволяло в полной мере оценить рисунки детей дошкольного возраста. Оценивание по шкале комплексности ("complexity") М. Калмар позволяет выделить типы построения рисунков или уровни сюжетной разработанности, что является наиболее адекватной процедурой для оценки рисунков дошкольников по сравнению с показателем усовершенствования идеи по Е.П. Торренсу. Шкала комплексности М. Калмар включает шесть уровней способов преобразования образов в детском рисунке, за каждый из которых начисляются баллы. В более поздних работах Е.П. Торренс (1998) публикует "Контрольный лист творческой силы", в котором содержится дополнительный качественный анализ творческих приемов решения проблем, чаще встречающихся в рисунках одаренных детей. Это использование необычного зрительного образа, синтез стимульных фигур, включение в рисунок передачи действия, абстрактность названия картин, эмоциональная экспрессия, необычное цветовое решение, проявление фантазии и др. Такие способы оценки детского рисунка образуют единство художественного и творческого своеобразия в развитии ребенка (Выготский, 1991; Erdynast, Chen, 2014). Для оценки спонтанного развития дивергентной продуктивности у детей в процессе рисования были сняты ограничения по жестким лимитам времени. Результаты проведенного исследования на 120 дошкольниках от 4-х до 7,5 лет показывают, что наблюдается положительная возрастная межгрупповая динамика по показателям беглости, гибкости, оригинальности и комплексности. В старшей группе детей (5-6 лет) отмечается достоверный сдвиг (р<0.05; Mann-Whitney Utest) по всем показателям по сравнению со средней группой (4-5 лет). По сравнению же с подготовительной группой и 1 классом показатели решения дивергентной задачи в старшей группе остаются более стабильными, что согласуется с исследованиями (Arasteh J., 1968; Дьяченко, Кириллова, 1980; Дери, 1987; Любарт, 2009). Внутригрупповые различия представлены тремя категориями детей: не справляющихся с заданием; проявляют конвергентную и дивергентную стратегию. Последним также доступны творческие способы преобразования образов или творческая продуктивность (Калмар, 1970). Показано, что с возрастом процент детей с творческой продуктивностью повышается, не обнаруживая значимых межгрупповых различий (р>0.01; Mann- Whitney U-test), что позволяет наметить перспективы исследования предикторов творческой продуктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ»

Творческие способы преобразования образов в детском рисунке

Чурбанова С.М.

МГУ имени М.В. Ломоносова г. Москва (Россия)

Согласно Е.П. Торренсу (1966), образные тесты креативности направлены на актуализацию четырех направлений дивергентной продуктивности: беглость, гибкость, оригинальность и усовершенствование идеи. В последующем в работах М. Кальмар (1970) было предложено оценивание показателя композиционной сложности рисунка (комплексности). Традиционный показатель

усовершенствования идеи ("elaboration"), как известно, предполагал подсчет баллов за каждую значимую деталь, относящуюся к первичному изображению тестовой фигуры, например, штрихование, добавление цвета, "глубины", "многомерности", что не позволяло в полной мере оценить рисунки детей дошкольного возраста. Оценивание по шкале комплексности ("complexity") М. Калмар позволяет выделить типы построения рисунков или уровни сюжетной разработанности, что является наиболее адекватной процедурой для оценки рисунков дошкольников по сравнению с показателем усовершенствования идеи по Е.П. Торренсу. Шкала комплексности М. Калмар включает шесть уровней способов преобразования образов в детском рисунке, за каждый из которых начисляются баллы. В более поздних работах Е.П. Торренс (1998) публикует "Контрольный лист творческой силы", в котором содержится дополнительный качественный анализ творческих приемов решения проблем, чаще встречающихся в рисунках одаренных детей. Это использование необычного зрительного образа, синтез стимульных фигур, включение в рисунок передачи действия, абстрактность названия картин, эмоциональная экспрессия, необычное цветовое решение, проявление фантазии и др. Такие способы оценки детского рисунка образуют единство художественного и творческого своеобразия в развитии ребенка (Выготский, 1991; Erdynast, Chen, 2014). Для оценки спонтанного развития дивергентной продуктивности у детей в процессе рисования были сняты ограничения по жестким лимитам времени. Результаты проведенного исследования на 120 дошкольниках от 4-х до 7,5 лет показывают, что наблюдается положительная возрастная межгрупповая динамика по показателям беглости, гибкости, оригинальности и комплексности. В старшей

группе детей (5-6 лет) отмечается достоверный сдвиг (р<0.05; Mann-Whitney U-test) по всем показателям по сравнению со средней группой (4-5 лет). П о сравнению же с подготовительной группой и 1 классом показатели решения дивергентной задачи в старшей группе остаются более стабильными, что согласуется с исследованиями (Arasteh J., 1968; Дьяченко, Кириллова, 1980; Дери, 1987; Любарт, 2009). Внутригрупповые различия представлены тремя категориями детей: не справляющихся с заданием; проявляют конвергентную и дивергентную стратегию. Последним также доступны творческие способы преобразования образов или творческая продуктивность (Калмар, 1970). Показано, что с возрастом процент детей с творческой продуктивностью повышается, не обнаруживая значимых межгрупповых различий (р>0.01; MannWhitney U-test), что позволяет наметить перспективы исследования предикторов творческой продуктивности.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.- 1136 с.

3. Дери Ю. Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. - 137 с.

4. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1980. № 2. - С. 107-114.

5. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности / Пер. с фр. - М.: "Когито-Центр", 2009. - 216 с.

6. Arasteh J. Creativity and related processes in the young child: a review of the literature // Journ. of Genet. Psychol.- 1968. - V. 112. - P. 77-108.

7. Erdynast A., Chen W. Relations between adult developmental conceptions of the beautiful and moral development // Behavioral Development Bulletin. - 2014.- N 4. -V. 19. - P. 62-75.

8. Kalmar M. Kiserlet a Torrance-fele kreativitas-tesztek ovodas es kisiskolas korosztalyra valo adaptalasara // ELTE BTK Fejlodeses Nevelespszichologia Tanszek. Kezirat. - Budapest, 1970. - 25 р.

9. Torrance E.P. Torrance Tests of creative thinking: Norms Technical Manual. - New Jersey, 1966. - 95 p.

10. Torrance E.P. The Torrance tests of creative thinking norms—technical manual figural (streamlined) forms A & B. - Bensenville, IL: Scholastic Testing Service, Inc., 1998. - 49 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.