Научная статья на тему 'Возможности новых медиа в развитии инновационного потенциала молодежи'

Возможности новых медиа в развитии инновационного потенциала молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
403
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ / НОВЫЕ МЕДИА / СЕТЕВЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОТКРЫТЫЙ СЕТЕВОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / YOUTH''S INNOVATIVE POTENTIAL / NEW MEDIA / NETWORK HUMANITARIAN TECHNOLOGIES / OPEN NETWORKING INNOVATIVE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кужелева-саган Ирина Петровна

Описывается модель процесса развития инновационного потенциала молодежи посредством одного из видов новых медиа сетевых гуманитарных технологий; раскрывается специфика каждого из его этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кужелева-саган Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPPORTUNITIES OF NEW MEDIA IN THE DEVELOPMENT OF THE UOUTH'S INNOVATIVE POTENTIAL

This paper describes the procedural model of development of youth's innovative potential through one of the types of new media network humanitarian technologies and the specifics of each of its stages.

Текст научной работы на тему «Возможности новых медиа в развитии инновационного потенциала молодежи»

УДК 316.6 + 316.77

ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ МЕДИА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

И.П. Кужелева-Саган (Томск)

Аннотация. Описывается модель процесса развития инновационного потенциала молодежи посредством одного из видов новых медиа - сетевых гуманитарных технологий; раскрывается специфика каждого из его этапов. Ключевые слова: инновационный потенциал молодежи; новые медиа; сетевые гуманитарные технологии; открытый сетевой инновационный университет.

Понятие новые медиа имеет очень широкое значение. В данном случае под новыми медиа понимаются сетевые гуманитарные технологии. Однако вначале нам необходимо разобраться с понятием инновационный потенциал молодежи как возможный результат применения таких технологий.

В России о необходимости развития инновационного потенциала молодежи говорят все: политики, бизнесмены, ученые, педагоги, журналисты. Пишется масса статей, проводится множество конференций, в названии которых так или иначе фигурируют три слова - инновационный потенциал молодежи (ИПМ), превратившиеся в своеобразную «мантру». Чаще всего ИПМ трактуется как комплекс неких свойств, присущих молодым людям и позволяющих им заниматься инновационной деятельностью. И если по поводу определения самой инновационной деятельности некоторый консенсус мнений существует, то в отношении определения «комплекс свойств» такого консенсуса нет. Отсюда возникает по крайней мере три вопроса: Какие именно элементы составляют этот комплекс? Почему надо подчеркивать особое значение молодежного инновационного потенциала, если способностью к инновационной деятельности обладают представители и других поколений? Наконец, каким образом можно развивать инновационный потенциал молодежи, превращая его из «комплекса неких свойств» в системное качество данного социального субъекта, выражающееся в осознанном стремлении к инновационной деятельности? Уточнив в общих чертах свою позицию в отношении первых двух вопросов, мы попытаемся ответить на третий, представив свою модель процесса развития инновационного потенциала молодежи посредством сетевых гуманитарных технологий, что и является основной целью данной статьи.

Итак, инновационный потенциал молодежи - «ящик Пандоры» или ценнейший ресурс?

Психологи уже давно поняли, что человек - это не машина, которую можно напрямую встроить в производственную систему, заранее определив её функции и потенциал мощности. Тем не менее в теории и

практике российского менеджмента до сих пор существует упрощенный (редуцированный) подход к трактовке человеческого инновационного потенциала (ИП) и его роли в современном обществе. В рамках такого упрощенного подхода инновационный потенциал работника принято рассматривать как комплекс 4 способностей:

- к восприятию новой информации;

- к приращению своих профессиональных знаний;

- к выдвижению новых конкурентоспособных идей;

- к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач.

Не претендуя на раскрытие всей глубины содержания такого сложного явления, как человеческий инновационный потенциал, заметим, что в его структуре должно быть место по крайней мере еще одному элементу - индикатору ценностей, на которые склонен ориентироваться работник в своей инновационной деятельности. В идеале этот «пятый элемент» позволит отличить ИП инженера, менеджера, программиста от ИП киллера, террориста и хакера. Подчеркивая роль молодежи как обладателя инновационного потенциала, большинство российских исследователей не раскрывает специфики феномена ИП применительно к данному поколению людей. Отсюда напрашивается вывод (возможно, очень спорный), что инновационный потенциал в приложении к человеку любого возраста универсален, т. е. имеет одну и ту же структуру.

Нам ближе точка зрения российских специалистов, которые рассматривают инновационный потенциал молодежи как специфический феномен и считают, что его следует отличать от её же новационных свойств (НС) [9]. НС - это атрибутивные свойства, присущие молодежи в любых общественных условиях в любые исторические эпохи. Как естественное средство поддержания социальности новационные свойства молодежи достаточно примитивны, но благодаря им субъект ориентируется в окружающей среде при отсутствии необходимого опыта. В некотором смысле новационными свойствами обладает не только молодежь, но и молодые приматы, и даже молодые птицы. НС составляют базу креативного мышления. По сути, новационные свойства молодежи - это не что иное, как особенность её восприятия и отсутствие в её сознании страха ошибиться.

Каковы же различия между инновационным потенциалом молодежи и её новационными свойствами?

По нашему мнению, концепция Г. Бернса о «разрушителях стереотипов» [1] помогает понять это различие. Другими словами, она помогает понять разницу между молодыми инноваторами - «разрушителями стереотипов» и «обычными» молодыми людьми с гибким восприятием и отсутствием страха ошибиться. Это отличие состоит, главным образом, в социальных навыках, которые мы бы в данном случае

не стали сводить только к навыкам успешной презентации своих инновационных идей. В идеале они должны включать умения выстраивать эффективные коммуникации и заниматься совместной деятельностью со всеми интересующими субъектами («партнерами», «оппонентами», «экспертами», «инвесторами», «потребителями», «СМИ»).

С нашей точки зрения, развитый ИПМ принципиально отличается от НС еще и выходом за пределы ситуации «здесь и теперь» в более широкие контексты, а также наличием внятных ориентаций на базовые моральные ценности, доминирующие в обществе. Если же сравнивать инновационные потенциалы молодежи и представителей более старших поколений, то можно сказать, что в первом случае доминирующим компонентом являются «новационные свойства», а во втором -«социальные навыки» и «ценностные ориентации».

Из-за недостаточного развития социальных навыков и ценностных ориентаций при одновременно высокой креативности и отсутствии страха ошибок ИПМ представляет собой «гремучую смесь», которая может быть использована как на благо общества, так и во вред ему. Это объясняет, почему государственные структуры относятся к ИПМ противоречиво: на словах развитие ИПМ всегда приветствуется, а на деле - часто нивелируется (не поощряется или даже пресекается) из опасений непредсказуемости последствий его реализации. По этим и некоторым другим причинам инновационный потенциал у большинства молодых людей пребывает в латентном («спящем») состоянии, т. е. на уровне новационных свойств.

Однако сложность, количество и разнообразие задач, стоящих сегодня перед обществом, заставляют его кардинально изменить своё отношение к инновационному потенциалу молодежи как основному источнику новационных свойств - креативности и свободе мышления. Они становятся столь редкими и ценными интеллектуальными ресурсами, что ими уже невозможно пренебрегать или откладывать их развитие на будущее. Отсюда возникает вопрос: как разбудить инновационный потенциал молодежи и направить его на созидательные цели?

Говоря о технологии развития ИПМ, нам хотелось бы уточнить следующее. Мы далеки от мысли, что успешное развитие ИПМ может стать результатом применения каких-либо гуманитарных технологий. Индивидуальное человеческое сознание и подсознание как объекты воздействия - слишком сложные и недостаточно изученные явления, чтобы видеть прямую связь между ними и какими-либо средствами воздействия. Человек, являясь «сверхсложной саморазвивающейся системой» [14], всегда обладает свободой выбора того или иного своего действия (реакции) в конкретной ситуации. В том числе и в ситуации, когда к нему пытаются применить «гуманитарные технологии».

В то же время отмечено, что ничто так не формирует человеческое сознание и подсознание, как соответствующая среда. Учитывая

это, под технологией развития ИПМ следует понимать технологию создания соответствующей инновационной среды (ИС), непосредственно формирующей ИПМ. Ключевым моментом здесь является определение параметров инновационной среды. При этом необходимо ориентироваться, во-первых, на принцип их соответствия формируемому социальному качеству - ИПМ (его системным свойствам, структуре); во-вторых, на социально-психологические особенности молодежи как социального субъекта. К таким особенностям, кроме отмеченной выше гибкости восприятия и способности перерабатывать огромные потоки информации, а также отсутствия страха ошибиться, следует отнести неустойчивость и парадоксальность молодёжного сознания и поведения. Считается, что одной из основных причин такой противоречивости сознания и поведения молодых людей является невозможность их полной самореализации в условиях неполной включённости в систему общественных отношений, в реальную созидательную деятельность.

Отсюда можно сформулировать предварительную гипотезу: Среда, формирующая инновационный потенциал молодежи (новационные свойства + социальные навыки и коммуникативные компетенции + ценностные ориентации), должна обладать для этого параметрами, обеспечивающими широкие возможности для самореализации молодежи как будущих инноваторов: системностью, коммуникационно-стью, сетевой структурой, открытостью, саморазвитием, нелинейностью, синергетическим конструктивизмом, сочетанием принципов свободы и управляемости, высокой новизной, рефлексивностью, поли-субъектностью, взаимодействием социальных субъектов, исследовательской (проектной) направленностью, образовательным характером, эмоциональным воздействием, способностью удовлетворять амбиции, проникновением в повседневность.

Очевидно, что все они связаны между собой и каждый из них является условием функционирования другого или сразу нескольких других параметров. «Перекрывая» друг друга, параметры усиливают основное эмерджентное свойство инновационной среды как её основную функцию - формирование ИПМ. Таким образом, ИС предстает сложной саморазвивающейся социально-коммуникативной системой, нацеленной на формирование ИПМ как системного качества социального субъекта. Коммуникативная онтология ИС обусловливает её процессуальную (т.е. постоянно изменяющуюся) структуру.

С нашей точки зрения, лучшей метафорой для обозначения такой структуры ИС является английское понятие «hub» как «перекресток» множества коммуникаций и одновременно «центр» инновационного мышления и инновационной активности. Но поскольку всё - коммуникации, мышление, активность - порождается людьми, то, в конечном счете, HUB - это еще и «союз людей, рождающих инновации» (HUB -

аббревиатура от английских слов «Human», «Union», «Bearing... the innovations!»).

Здесь мы вплотную подошли к вопросу о том, какой может быть технология создания среды-HUB, формирующей инновационный потенциал молодежи. Основная гипотеза: Одной из эффективных новомедийных гуманитарных технологий развития инновационного потенциала молодежи посредством создания соответствующей для этого среды-HUB, может стать сетевая гуманитарная технология (Net-High-Hume) под условным названием «Up to the HUB» («Вовлекайся в союз людей, рождающий инновации» или «Приходи на перекрёсток множества коммуникаций, рождающих инновации»). Её главными характеристиками являются: 1) информационно-коммуникативная онтология; 2) самоорганизация; 3) режим «двойной сети» (функционирование в on-line и off-line); 4) принадлежность к системе «тройная спираль»; 5) встраиваемость в проблемно-ориентированные социальные медиа (например, на платформе «Facebook»).

Основанием для выдвижения такой гипотезы стал ряд социально-философских, социально-экономических, социально-психологических и естественнонаучных теорий и концепций, в своей совокупности позволяющих допустить принципиальную возможность разработки такой технологии, как «Up to the HUB». Ядро данного методологического комплекса составили: теория информационального общества-«Сети» М. Кастельса [2]; теория социальных систем Н. Лумана [8]; социология интеллектуальных коммуникативных сетей Р. Коллинза [3]; теория самоорганизации И. Пригожина [12] и Г. Хакена [5]; идея «хаордическо-го альянса» (Chaordic Alliance) Д. Хока [6]; четыре принципа существования «коллективного разума» как сотрудничества Д. Тапскотта и Э.Д. Уильямса [15]; когнитивная психология Дж. Келли [7]; гипотеза техногуманитарного баланса А. Назаретяна [10], концепция «тройной спирали» Г. Ицковица [4].

Все рассмотренные концепции и теории обладают своими уникальными методологическими возможностями для разработки тех или иных элементов интересующей нас технологии. Но только вместе они образуют методологический комплекс, необходимый для разработки «Up to the HUB» как Net-High-Hume, способной создать инновационную среду, формирующую ИПМ. В этом проявляются системные (эмерджентные, синергийные) свойства данного методологического комплекса.

Перейдем теперь непосредственно к описанию процессуальной модели сетевой гуманитарной технологии «Up to the HUB». В её реализации участвуют: а) целевая аудитория - «сетевая» молодежь (старшие школьники, студенты, недавние выпускники вузов); б) эксперты -признанные инноваторы из различных сфер профессиональной деятельности, включая научную, техническую и художественную; в) ор-

ганизаторы, модераторы и исследователи (университетские структуры - кафедры, исследовательские группы); г) грантодатели и спонсоры (государственные и негосударственные фонды, венчурные структуры, частные компании и т.д.); д) держатели хостинга.

Алгоритм «Up to the HUB», создающей инновационную среду (HUB) для развития инновационного потенциала молодежи, заключается в следующем.

Первый шаг: исследователи выявляют группу наиболее обсуждаемых в глобальном электронном коммуникативном пространстве (социальных и официальных медиа) «инновационных» вопросов, а также наиболее авторитетных экспертов по этим вопросам.

Второй шаг: организаторы и модераторы проводят соответствующий семинар-дискуссию с участием этих экспертов на одной из нескольких международных образовательных площадок в режиме online - off-line (телеконференция, транслирующая работу реального семинара). Международные образовательные площадки организуются на базе университетов, вместе образующих академическую «сеть» (межуниверситетское партнерство).

Третий шаг: дискуссия переносится в проблемно-ориентированные социальные медиа (технологии «Facebook» позволяют быстро выстраивать профильные сети). Дискуссия поддерживается в социальных медиа модераторами и экспертами в течение определенного периода (1-2-3-4 месяцев). Всё это время целевая аудитория (молодежь, интересующаяся инновациями) имеет возможность получать ответы на свои вопросы в режиме on-line непосредственно от экспертов.

Четвертый шаг: по мере накопления новых вопросов и выявления наиболее актуальных из них формируется план работы и определяются участники следующего семинара в режиме on-line - off-line и т.д., «по спирали».

Основные преимущества технологии «Up to the HUB» в том, что она создает самоорганизующуюся среду-HUB, в которой:

1. Не только эксперты и исследователи (представители инновационного бизнеса, венчурных компаний и университетов), но и сама целевая аудитория (молодежь) сможет участвовать в формировании содержания процесса по развитию своего инновационного потенциала (принципы открытости, пиринга, доступа к информации и умения делиться, глобального характера деятельности). Возникающий при этом феномен «коллективного разума» сохранит ценность индивидуального интеллекта.

2. Благодаря социальным медиа произойдет: а) расширение сети целевой аудитории - молодых инноваторов станет больше, и они сразу станут известны всем субъектам «тройной спирали» (университетам, бизнесу, государственным структурам); б) произойдет «подключение» инновационной среды к повседневной жизни молодежи.

3. Комбинация двух режимов (on-line и off-line) обеспечит состояние «продуктивной неравновесности» среды-HUB, не дав ей стать ни полностью контролируемой (упорядоченной), ни бесконтрольной (хаотической). Свобода обсуждения в социальной сети on-line будет сочетаться с планированием содержания семинаров в академической сети off-line. Кроме того, наличие этих двух режимов обеспечивает «техно-гуманитарный баланс», необходимый для: а) проведения гуманитарной ценностной экспертизы всех предлагаемых идей; б) принятия инновационного технологического знания на личностном уровне.

Молодежь с самой высокой мотивацией к инновационной деятельности, выигрывая гранты, будет стремиться к участию в семинарах, чтобы общаться с выдающимися экспертами-инноваторами из разных стран face-to-face, поскольку Интернет никогда не заменит полностью живого общения.

Применение новомедийной технологии «Up to the HUB», функционирующей по принципу «тройная спираль» + «двойная сеть» (социально-медийная и академическая, on-line и off-line) может привести к созданию самоорганизующейся инновационной среды-HUB как образовательной структуры нового типа - открытого сетевого инновационного университета (ONIU). Его главными социокультурными функциями являются формирование инновационного потенциала молодежи как её системного качества и поддержание креативных способностей общества.

Преимущества открытого сетевого инновационного университета как узла («хаба») в сети интеллектуальных коммуникаций в его доступности (открытости) для всех потенциальных инноваторов, мобильности, гибкости и передаче знаний «из первых рук».

Литература

1. Berns G. Iconoclast. Moscow : Alpina Business Book, 2009.

2. Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society and Culture. ol. I. Cambridge, MA ; Oxford, UK : Blackwell, 2000.

3. CollinsR. The Sociology of Philosophy: A Global Theory of Intellectual Change. Novo-

sibirsk, 2002.

4. Etzkowitz H. Triple Helix: University, Industry, Government. Innovation in Action. Routledge, 2008.

5. Haken H. Synergy. Moscow : Peace, 1980.

6. HockD.W. Birth of Chaordic Age. San Francisco : Berret Koehler, 1999.

7. Kelly G.A. Theory of personality. The psychology of personal constructs. Norton ; New

York, 1963.

8. Luhmann N.A. Soziale Systems: Grundriss einer allgemeinen Theorie. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1984.

9. Lukov V.A. Comprehensive study of human societies: the novation characteristics, inno-

vative potential, innovative abilities of young people. URL: www.hdirussia.ru/62

10. Nazaretyan A. Evolution of Non-Violence: Studies in Big History, Self-Organization and Historical Psychology. Saarbrucken : LAP, 2010.

11. Peters T. The Circle of Innovation: You Can't Shrink Your Way to Greatness. Moscow : EKSMO, 2010.

12. Prigogine I., Stengers I. Order out of Chaos: Man's new dialogue with nature. Flamingo, 1984.

13. Schedrovitsky P.G. Tomsk Lectures on Management (1998-2000). Tomsk, 2000.

14. Stepin V. Theoretical knowledge: Structure, historical evolution. Moscow : Progress, 1999.

15. Tapscott D., WilliamsA.D. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. London, UK : Atlantic Books, 2008.

THE OPPORTUNITIES OF NEW MEDIA IN THE DEVELOPMENT OF THE UOUTH'S INNOVATIVE POTENTIAL Kuzheleva-Sagan I.P. (Tomsk)

Summary. This paper describes the procedural model of development of youth's innovative potential through one of the types of new media - network humanitarian technologies and the specifics of each of its stages.

Key words: youth's innovative potential; new media; network humanitarian technologies; open networking innovative university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.