к нашей работе, как средство формирования мультикультурной компетенции будущего социального работника.
Литература
1. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст]/ П.И. Пидкасистый, Л.М.Фридман, М.Г. Гарунов.- М.: Пед. общ-во России, 1999. - 354 с.
2. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс [Текст]/ И.П. Подласый.- М.: Владос, 2003. - 574 с.
Информатизация образования Девтерова З.Р.
Возможности новых информационных технологий для формирования познавательной самостоятельности в обучении иностранному языку в
неязыковом вузе
На пороге ХХ1 века развитие Интернета превратилось в фактор глобального значения, открывающий новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность студентов.
Основная задача современного высшего образования заключается в формировании личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, к творческому применению знаний, инновационной деятельности. Вряд ли возможно решить эту задачу только передавая знания в готовом виде от преподавателя к студенту. Обучение должно сводиться к организации активной учебно-познавательной деятельности студента, т.е. к развитию способности самостоятельно приобретать знания, умения сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры. В настоящее время со стремительным нарастанием объема информации знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся условием для успешной реализации личности, ее профессиональной деятельности. В этой связи важно помочь студентам стать активными участниками процесса обучения и формировать у них потребность в постоянном поиске.
Обучение иностранному языку в неязыковом вузе является многогранным процессом, что, прежде всего, обусловлено основной целью - развитием личности студента, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной
речевой деятельности. Вузы готовят своих выпускников непосредственно к практической деятельности по различным специальностям, поэтому их подготовка к использованию знаний по иностранному языку в связи с будущей специальностью приобретает профессиональную направленность. Коммуникативное обучение языку посредством Интернета подчеркивает важность развития способности студентов использовать изучаемый иностранный язык для достижения более эффективного общения. Программа по иностранному языку для неязыковых вузов рассматривает эту дисциплину как самостоятельный курс, основная задача которого - обеспечить будущим специалистам различных отраслей науки и техники практическое владение иностранным языком в объеме, необходимом для использования знаний по языку в их производственной деятельности. Перед преподавателями иностранных языков стоит задача по подготовке будущих инженеров, экономистов, менеджеров к чтению статей по специальности для извлечения научно-технической информации, составлению рефератов и аннотаций по технической литературе на иностранном языке. Следовательно, конечной целью обучения является приобретение обучаемыми навыков грамотного использования иностранного языка в реальной жизни как средства не только повседневного, но и делового, профессионального общения.
Приоритетом сегодняшнего дня в преподавании иностранных языков является ориентация на формирование коммуникативной компетенции. Все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления главной задачи. Коммуникативная доминанта в преподавании языка предъявляет серьезные требования к содержанию и формам организации учебного процесса. Коммуникативный подход в современном его понимании подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.
Сегодня новые методики с использованием Интернет-технологий противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционный ассоциируется, в первую очередь, с заучиванием правил, чтением и переводом текстов, выполнением языковых упражнений, то есть «с разговорами о языке вместо общения на языке». Многие преподаватели до сих пор убеждены, что «словарный запас, плюс необходимые структуры, это и есть язык», это лежит в основе процесса обучения. Но ведь язык - это не математика (хоть и языковые структуры есть не что иное, как формулы, необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция. Кроме того, основная масса студентов не умеет перерабатывать информацию, самостоятельно думать, анализировать. Но таким образом научить иностранному языку нельзя. Интеллект не вступает в действие без определенной мотивации и редко функционирует без элементов эмоций, а именно этих составляющих часто не хватает в методическом материале. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. По мнению М.В. Ляховицкого, основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства - вспомогательные, их назначение - создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения студентов к естественной языковой среде [3].
Изменение целей обучения в вузе в сторону практического владения устной речью привело к пересмотру организационных форм и содержания заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Этот вид работы позволяет уделять
большее внимание владению письменной речью без ущерба для устной практики языка, которая может проводиться исключительно в рамках аудиторной работы.
Можно выделить следующие цели применения самостоятельной учебной деятельности: оптимизация процесса обучения иностранному языку с точки зрения экономии аудиторного учебного времени; актуализация и активизация поиска новых знаний обучающимися; развитие творческого характера образования; повышение качества усвоения предлагаемых учебных программ. В связи с этим перед обучением возникает такая задача, как развитие учебных умений, применимых в самостоятельной учебной деятельности. Для обеспечения ее эффективности необходимо, чтобы обучаемые умели работать с языком, знали, например, где можно найти ту или иную справочную информацию, как можно улучшить грамотность речи, какими способами можно воспользоваться для запоминания новых слов.
Преимущество использования Интернета состоит, прежде всего, в доступности к большому количеству аутентичной информации на иностранном языке. Аутентичные материалы, взятые из оригинальных источников, характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств. Они иллюстрируют случаи аутентичного словоупотребления и те, которые, хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку.
Основным критерием аутентичности мы считаем критерий функциональности. Под функциональностью понимается ориентация аутентичных материалов на жизненное использование, на создание иллюзии приобщения к естественной языковой среде, что является главным фактором в успешном овладении иностранным языком. Работа над функционально аутентичным материалом приближает студента к реальным условиям употребления языка, знакомит его с разнообразными лингвистическими средствами и готовит к самостоятельному аутентичному употреблению этих средств в речи.
Включение в целевую установку обучения и в содержание образования страноведческих знаний в качестве коммуникативного компонента призвано обеспечить усвоение студентами реалий другой страны, ее национальной культуры, расширить их общий кругозор. Это повысит, в свою очередь, интерес к изучаемому языку и поможет сформировать стойкую мотивацию.
Применяя на практике аутентичные материалы сети Интернет, нужно помнить, что речь идет, в любом случае, о формировании коммуникативной компетенции, предполагающей владение определенными страноведческими знаниями. Дело здесь не столько в знании достопримечательностей, географического расположения страны изучаемого языка, сколько в знании особенностей функционирования отдельных лексических единиц, идиоматических выражений в другой культуре, в знании индивидуальных традиций речевого этикета при общении с разными социальными группами, в различных ситуациях общения. Поэтому столь важно привлекать во время занятий живые высказывания носителей языка, полученные при работе с разнообразными ресурсами Интернета.
Общаясь в языковой среде, обеспеченной Интернетом, обучаемые оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистических, интересных и достижимых задач, студенты учатся спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует
изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание студента концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, а обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенциями невозможно без практики общения. Использование необходимых ресурсов Интернета на занятиях иностранного языка в этом смысле незаменимо. Виртуальная среда позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Возрастает мотивированность обучаемых, их независимость, а это, следовательно, приводит к повышению самоконтроля в процессе изучения иностранного языка. Соответственно, заинтересованность студентов увеличивает количество времени, затраченного на подготовку домашнего задания, разработку проектов, создания собственных Web-страниц. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс занятия. Следовательно, эффективность и необходимость любого мультимедийного продукта определяются тем, насколько данная программа (ее содержание, методический аппарат и мультимедийное обеспечение) продвигает нас к умению использовать язык по прямому назначению, то есть как средство коммуникации.
Научить студентов понимать звучащую чужую речь - одна из важнейших целей обучения. Многие обучаемые испытывают трудности с восприятием речи носителей языка на слух. Пониманию речи, в частности, мешают и экстралингвистические элементы: быстрый темп речи, отсутствие каких-либо опор для восприятия, неблагоприятные внешние условия и т.д. И поэтому именно здесь неоценимую помощь оказывают Интернет-технологии, позволяющие представить язык в действии, на фоне коммуникативного аспекта, так как восприятию обучаемого при просмотре фильма легко доступны и участники ситуации, и их язык.
Показывая учебные фильмы на иностранном языке, мы почти не несем обучаемым новых знаний об окружающем мире, а показываем только информационно-страноведческие знания о стране изучаемого языка, о людях, живущих там. Ведь студенты видят людей в таких обстоятельствах, в которых проходит коммуникация. Интересное их содержание «будит» потребность в выражении своих мыслей. Многие психологи и методисты (Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, Е.И. Пассов) отмечают, что необходимость концентрации внимания способствует появлению особого вида внимания -непроизвольного [1; 2; 4]. Возникновение ассоциативных связей в сознании, порождение внутренней речи создают большой обучающий потенциал, который может быть реализован при обучении устному речевому общению.
Организация самостоятельной деятельности обучаемых с привлечением Интернет-ресурсов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию социальных и психологических качеств личности (уверенность в себе и способность работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи).
При формировании самостоятельной учебной деятельности в Интернете необходимо, чтобы языковой материал был эмоционально окрашен, имел
целенаправленное значение, учитывались профессиональные интересы обучаемых. Для достижения эмоциональной окрашенности обучения иностранному языку необходимо использовать чередование различных видов учебной деятельности, включение в учебный процесс коммуникативной деятельности, использование познавательных и аутентичных текстов. В процессе работы в Интернете студенты знакомятся со страноведческой информацией, культурными аспектами страны изучаемого языка, персональными сайтами известных специалистов.
Осознанное изучение языка и проявление самостоятельности являются необходимыми составляющими достижения хорошего результата. Студенты получают доступ к информации не ограниченной рамками данного в учебнике текста. Они ищут, узнают, анализируют, сопоставляют, делают определенные выводы, работая с материалами Интернета.
Влияние технологий Интернета на обучение переводит преподавателя из века учебника в век информации и коммуникаций. В работе с мультимедийными технологиями значительным образом меняется роль преподавателя. В процессе традиционного обучения он - наставник и главное лицо, а общение «студент - преподаватель» носит более «интимный» характер. Новая роль ни в коем случае не уменьшает значение преподавателя на занятиях, просто меняется сам процесс обучения, а, следовательно, и роль руководителя. Ведь, согласно педагогической психологии, процесс самостоятельного обучения не исключает наличие руководителя, контролирующего выполнение того или иного задания. Кроме того, обилие информации из Интернета может привести студента в замешательство и повлечь за собой самые неадекватные реакции. В этом случае особенно важен фактор присутствия реального, а не виртуального преподавателя.
Таким образом, использование новых информационных технологий обладает большими дидактическими возможностями и может быть использовано для повышения эффективности самостоятельной деятельности студента вуза. Кроме того, такая информационная подготовка дает студенту инструмент для самостоятельного получения знаний, что очень важно для его будущей жизни. В совокупности применение современных форм обучения и контроля стимулирует познавательную активность студента, повышает прочность и глубину его знаний, способствует более осмысленному освоению изучаемого материала, приобретению навыков самостоятельной работы (самообразования), что немаловажно для его будущего профессионального роста.
Литература
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский/ Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
2. Зинченко, Б.И. Непроизвольное запоминание [Текст]/ Б.И. Зинченко. - М., 1961.
3. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков: учеб. пособие [Текст] / М.В. Ляховицкий. - М.: Высш. шк., 1981. - 159 с.
4. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст]/ Е.И. Пассов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.