• Возможности МРТ в оценке ответа опухолевой ткани на химиолучевое лечение при раке прямой кишки и анального канала
Ключевые слова: аденокарцинома, плоскоклеточный рак, МРТ, ИКД, диффузия, патоморфоз, химиолучевое лечение
Keywords:
adenocarcinoma, SCC, MRI, ADC, diffusion, tumor response, chemotherapy, radiation therapy
Иозефи Д.Я., Винидченко М.А., Демченко Н.С.
ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Министерства здравоохранения Российской Федерации
344037, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. 14-я Линия, д. 63
MRI evaluation of tumor response to chemotherapy and radiation therapy of anoectal cancer
Iozefi D.Ya., Vinidchenko M.A., Demchenko N.S.
Rostov Research Institute of Oncology (RRIO) 6314 line, Rostov-on-Don, 344037, Russian Federation
Цель исследования. Проведение анализа значений измеряемого коэффициента диффузии (ИКД) по методике малых солидных компонентов в оценке лечебного ответа опухоли при раке прямой кишки и анального канала и определение возможности его использования как фактора оценки изменений в опухоли после химиолучевого этапа лечения.
Материалы и методы. В исследование включены 17 пациентов с морфологически верифицированными опухолевыми процессами анального канала (плоскоклеточного рака) и 31 пациентов с аденокарциномами ампу-лярного отдела прямой кишки, в том числе и с вовлечением анального канала).
С использованием томографа GE Signa HD 1.5 Т. рабочей станции Advantage получали изображения в Т1, T2-TSE, T2-fatsat (FS) и DWI (b-0, b-500, b-1000). Для исследования прямой кишки применяли поверхностную матричную радиочастотную катушку.
Оценивались данные по ограничению диффузии в небольшом солидном компоненте опухоли, измерялись показатели ИКД в 3-4 областях солидного компонента опухоли, результаты измерений усреднялись. Оцениваемые компоненты принимался размерностью до 10 вокселей при матрице 128 х 128 и толщине области сбора данных (slab) 6 мм. Нами измерялся ИКД при b-0, b-500 b1000 и размеры опухоли в T2-TSE до лечения и после неоадъювантной химиолучевой терапии.
Результаты. Изучалась реакция опухоли на химиолучевое лечение по Recist 1.1. Через 4-6 недель после завершения лучевой терапии. Полный ответ не отмечался в обеих группах. Частичный ответ (уменьшение суммы диаметров очагов не менее чем на 30%) отмечался у пациентов с аденокарциномами ампулы прямой кишки
у 28 (90%) пациентов. При поражении анального канала у 15 (80%) больных. Стабилизация заболевания отмечена у 2 (6%) пациентов при опухоли ампулы прямой кишки и у 1 пациента с вовлечением анального канала и тканей перианальной области. Прогрессирование заболевания (увеличение на 20% суммы диаметров основных очагов, появление новых очагов) отмечено у одного больного (3%) при опухоли ампулярного отдела и 1 больного (6%) раком анального канала. Перитуморально выявлялся фиброз со снижением сигнала в Т2^Е на фоне сокращения опухолевой ткани в ранее инфильтрированной ме-зоректальной клетчатке. Такие изменения определялись у 28 пациентов с аденокарциномой ампулы прямой кишки (90%), при поражении анального канала фиброз в пе-ритуморальной клетчатке визуализирован у 15 больных (88%). У всех больных с частичным ответом и стабилизацией опухоли отмечено повышение значения ИКД в сравнении с исходными данными. У пациентов с поражением ампулы прямой кишки после достижения частичного ответа значение ИКД повысилось в 1,7 раза в сравнении с данными до лечения. У пациентов с поражением анального канала после достижения частичного ответа ИКД повысился в 1,9 раза в сравнении с данными до лечения. При прогрессировании значение ИКД в солидном компоненте опухоли не изменилось в обеих группах и составляло 0,76-0,86 х 103 мм2/сек.
Выводы. Оценка ИКД в сочетании с Recist 1.1. информативна и позволяет оценить клинический эффект проводимого лечения до выполнения хирургического лечения. Динамика наблюдаемого процесса и МР-оценка лечебного патоморфоза может служить аргументом для принятия решения о хирургической тактике, завершении или продолжении курсов химиотерапевтического лечения.
62 Proceedings of the First international Forum of Oncology and Radiology, Moscow, September 23-28 2018