Возможности моделирования управленческого процесса на нефтесервисных предприятиях
Владимир Александрович Бычков
студент
Уфимский государственный нефтяной технический университет Уфа, Россия
vladimirbyichkov.direct@gmail.com 0000-0000-0000-0000
Анастасия Витальевна Журихина
студент
Уфимский государственный нефтяной технический университет Уфа, Россия Steysi2000@mail.ru 0000-0000-0000-0000
Айнур Рафисович Ульмаскулов
руководитель группы систем менеджмента и их стандартизации ООО «Газпром трансгаз Уфа» Уфа, Россия ainuru@yandex.ru 0000-0000-0000-0000
Поступила в редакцию 16.09.2022 Принята 17.10.2022 Опубликована 15.11.2022
0 10.25726/22948-8027-5443-1
Аннотация
Государство как главный рычаг политической общественной системы осуществляет деятельность в сфере управления образованием. Именно государственная власть направляет главные траектории развития образовательной системы благодаря деятельности созданных органов и учреждений, выступающих единым и целостным механизмом государственной власти. Механизмы государственного управления - управленческая система, состоящая из конкретных средств воздействия государства на объекты управления, которые базируются на четко определенных принципах и подходах. Во время толкования сущности государственного управления как самостоятельной деятельности следует определить элементы государственной власти, которые могут осуществлять исполнительно-распорядительный характер в процессе регулирования различными сферами деятельности, в частности образовательной. Организационно-функциональная структура государственного управления образованием регламентирует установление взаимосвязей между отдельными органами управления с целью эффективного функционирования и достижения поставленных результатов. Управление образованием как целенаправленная деятельность предполагает применение наиболее результативных форм и методов управления. Сложность и многогранность управленческих процессов определяют развитие процесса модернизации факторов управления образованием, среди которых изменения в социально-экономическом развитии государства, постепенное развитие науки управления, осмысления и внедрения тенденций зарубежного опыта управления. В результате поиска лучших способов использования ресурсов для достижения приоритетных задач государственной политики еще Десмондом Килингом было предложено ввести в обращение понятие "публичное управление". Сейчас публичное управление отражает общий системный механизм, в составе которого функционируют и
взаимодействуют подсистемы и элементы, в частности политические ориентиры, нормативно-правовое регулирование деятельности, процедуры, которые в основном финансируются государством и органами местного самоуправления, организационно-управленческие структуры, которые отвечают за администрирование деятельности в общественных отношениях и системе высшего образования, как составляющей на национальном и местном уровнях. Публичное управление системой высшего образования осуществляется в контексте тех событий в обществе, реальных социально-экономических, политических и культурных условий, в которых сейчас находится государство.
Ключевые слова
инновационные формы, менеджмент, управление образованием, система.
Введение
Публичное управление в системе высшего образования выходит за пределы совокупности общего инструментария управления, а продуцирует пути взаимодействия между действующей политической системой, государственным сектором к постоянному совершенствованию механизмов контроля всех органов власти, трансформации организационной структуры учреждений высшего образования.
Инновационный менеджмент следует рассматривать как совокупность способов управления инновационной деятельностью. В системе реформирования высшего образования наблюдаем применение в большей степени инкрементных (частичных) инноваций, чем радикальных, которые бы смогли кардинально изменить траекторию развития всей системы. На характер инновационной деятельности также влияют высокие показатели продолжительности жизненного цикла, то есть скорости, с которой субъекты и объекты в системе высшего образования и общество в целом способно воспринять инновации (Вихарева, 2018).
Инновационная стратегия развития вуза должна быть согласована с дорожной картой развития организации относительно организационных, технологических возможностей. Инновационная управленческая деятельность требует заблаговременной межличностной коммуникации и координации, направлена на командное взаимодействие лиц с разными знаниями, ценностями и опытом (Лунев, 2015).
В основных характеристик инновационных форм менеджмента, которые могут быть применены в системе высшего образования как механизма регулирования публичного управления выступают: ориентирование на потребности новой группы потребителей, использование новейших технологий, разработка и внедрение новых бизнес-моделей (Ма Хуатэн, 2019).
Появление новых ценностных ориентаций и стратегий, формирования новых организационных структур, технологий для обеспечения образовательного процесса и уменьшение затрат на поддержку системы в высококачественном среде - ключевая формула развития в реализации инновационных форм менеджмента.
Материалы и методы исследования
Новые ценности организации, которые бы отвечали запросам общества, смогли бы подтолкнуть учреждения высшего образования к изменению устоявшейся многими годами системы финансирования, активного сотрудничества с инвесторами на принципах государственно-общественного партнерства.
Новые ключевые навыки для современной личности, в частности обучение на протяжении жизни, открывает перед системой высшего образования новые стратегические ориентиры. Поддержка такой стратегии позволяет перейти от старой парадигмы, средств обучения, форм управления к применению новых управленческих форм, процессов и механизмов (Маличенко, 2016). Растущая конкуренция в системе высшего образования всячески способствует развертыванию инновационных менеджериальных форм в сфере публичного управления для расширения перечня сервисных услуг, росте стоимости обучения, обеспечении получения лучших и качественных образовательных услуг.
Ключевые игроки в процессе инновационного управления определяют непрерывный поток инноваций в сфере услуг, открывающее новое безграничное поле возможностей, руководствуясь
стратегией голубого океана. Модель усовершенствования применения инновационных форм менеджмента является обновленной версией достижения стратегических целей вуза.
Во всем мире система высшего образования претерпевает изменения. Вклад в экономическое развитие и успех каждой страны считается самым важным. Поэтому столь актуальными являются концептуальные обсуждения сложности среды прямого управления системой высшего образования (Немова, 2019).
Новые подходы к управлению в условиях стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) сочетают авторитетность государства и обретение большей автономии вуза. При финансовой автономии правительства стран стремятся получать существенные результаты деятельности, пение измеримые мировым показателям, публичной оценке качества. Управление системой высшим образованием постоянно сталкивается одновременно с несколькими сложными вызовами. Высшее образование как важный стратегический рычаг для правительств всех стран в стремлении достижения национальных идей, задач и целей, должны через систему механизмов управления принимать эффективные и взвешенные решения по дальнейшей автономизации вуза, мобильности кадрового потенциала и одновременно сохранении целостности системы высшего образования и развития внутренних прерогатив.
Результаты и обсуждение
Процессы управления системой высшего образования должны осуществляться в условиях, отвечающих общемировым тенденциям, а именно: регулировать механизмы управления системой высшего образования в условиях осуществления принципов «хорошего управления», для которого характерны гибкость, адаптивность; усилить дальнейшей автономизации вуза, нормировать право установления собственного порядка действий, устранения неправомерных действий со стороны государства; развитие механизмов регулирования финансирования вуза; рост важности механизмов регулирования рынка образовательных услуг, путем установления стандартов и мониторинга эффективности в системах высшего образования (Клюев, 2015). Вышеуказанные коннотации программ реформирования высшего образования имеют целью привлечь правительства стран к процессам установления четких и прозрачных механизмов стратегического развития и функционирования системы высшего образования. Концептуальный обзор приоритетных механизмов управления системой высшего образования основывается на подходах стратегического управления, процессов дерегуляции и подотчетности.
Система инновационных форм менеджмента может быть применена в условиях комплексного применения научного подхода в процессе принятия управленческих решений, а именно предварительного определения сущности проблематики, проведения экспериментов и тестирования, которые бы отразили последствия принятия тех или иных решений, корреляции деятельности, формирование причинно-следственных связей.
Сложность применения инновационных менеджериальных форм заключаются в неопределенности критериев, ограниченности применения теоретических подходов, принятия большого числа управленческих решений, которые основываются исключительно на эвристическом подходе, а не логическом, вследствие чего наблюдаем неопределенность в интерпретации проблемы. Научный подход к применению современных менеджериальных форм дает возможность перейти от реализации потенциала операционной эффективности системы высшего образования, когда известны условия функционирования, среда, примерные последствия принятия тех или иных решений к стратегической эффективности, именно такой, которая должна быть применена в условиях неопределенности и динамичности общественно-экономических трансформаций (Андреева, 2015).
Реформирование системы высшего образования, которое на сегодня активно воплощается в России, осуществляется в условиях системного пересмотра механизмов финансирования. Сейчас механизмы финансирования в системе высшего образования, в основном имеют ряд недостатков, а именно недостаточность бюджетных средств с целью предоставления более качественных
образовательных услуг, потребность в усовершенствовании форм и видов внебюджетного финансирования.
Формирование рыночной экономики в России, развитие процессов децентрализации обусловливают реформирование хозяйственных систем и финансовых механизмов организаций. Переход от административных к экономическим методам управления обусловливают появление новых тенденций в функционировании высшего образования, а именно: возможность финансовой автономии, увеличение самостоятельности в использовании материально-технических и финансовых ресурсов, возможность определения безубыточной и самоокупаемой стоимости образовательных услуг, создание разнообразных условий стимулирования оплаты труда научно-педагогическим работникам.
Реформирования финансовых отношений на основе инновационных принципов финансового обеспечения привели к появлению новых финансовых механизмов, которые способны совместить бюджетные и внебюджетные средства, ввести платные образовательные услуги. Решение проблем финансирования зависит от процессов интеграции России в мировое экономическое пространство, возможность осуществления системного анализа функционирования финансового обеспечения более развитых стран мира. Рассмотрев различные примеры зарубежного опыта финансирования, есть возможность сформировать несколько метких кейсов, в частности комбинирование бюджетных финансирований (получение средств от инвесторов, гранты, добровольные взносы). Наблюдаем общее явление диверсификации источников финансирования, поэтому определяем необходимость стимулирования государственно-частного партнерства, введя соответствующие изменения в законодательстве (Фурсов, 2019).
Базовыми элементами модели регулирования механизмов управления системой высшего образования выступают факторы лидерства руководителя и общего подхода для всей организации), организационной культуры и ценностей, производительности сотрудников, влияния стейкхолдеров, деятельность в пределах установленных законодательных и правовых норм, государственной образовательной политики (Маличенко, 2016).
Следующими элементами модели являются стратегические цели, применение лучших практик и мирового опыта, управление ресурсами и изменениями, инновационные возможности вуза. Разработка системы устойчивого совершенствования инновационных управленческих форм должна соответствовать ключевым показателям эффективности организации в целом. Концептуальная основа модели инновационного учреждения высшего образования основывается на философии образования, которая соответствует ценностям «открытого общества».
Система высшего образования должна обеспечить условия для развития поликультурного сознательного гражданина демократического общества, определяющего образованность, этническую принадлежность, равенство, достоинство, то есть наивысшим ценностям, неизменными факторами стремительного развития социума.
В результате анализа исследований проблематики управления учреждениями высшего образования находим также утверждение, что процесс управления формируется в зависимости от уровня обобщения.
В соответствии с подходом, который широко представлен в научно-педагогической литературе, находим последовательность этапов управленческих циклов, а именно универсального подхода и конкретных управленческих функций, среди которых следует отметить прогнозирования, этап моделирования, этап планирования, организации, получения обратной связи, поддержку качественного информационного обеспечения, анализа полученной информации, корректировка данных.
Также рассматриваются аспекты управления, а именно социально-психологические, экономические, юридические (Резникова, 2017). Основными направлениями инновационной управленческой деятельности являются интенсивность, адаптивность, психологизация менеджмента, информатизация, исследование динамики развития организации, внедрение гибких подходов управления. Управление учреждением высшего образования должно базироваться на основе использования системы локального мониторинга. Локальный мониторинг обеспечивает включение в
процесс подготовки и принятия управленческих решений всех субъектов образовательного процесса. Целевой подход к формированию функций способствует развитию управленческого потенциала.
Таким образом, следует отметить, что процесс управления учреждением высшего образования характеризуется государственно-общественным характером и основывается на тесном сотрудничестве государственных органов и органов общественного самоуправления. Демократизация процесса управления высшим образованием означает значительное расширение прав научно-педагогических и педагогических работников.
Интегрируясь в мировое образовательное пространство, Россия должна учитывать зарубежный опыт и наработки, характерные для процесса управления системы высшего образования. Некоторые примеры и кейсы зарубежного опыта управления учреждениями высшего образования можно рассматривать вариант для изучения и подражания, но при условии учета национальных особенностей образовательной системы образования (Шпак, 2019). Такой учет не должен предусматривать слепое копирование зарубежного опыта, а оказывать помощь в разработке процесса системы управления учреждением высшего образования, обеспечивать переход его на государственно-общественный уровень.
Вместе с тем, в систему инновационного менеджмента должны быть заложены:
1) образовательные инновации (в частности обновление учебных планов, внедрение новейших образовательных программ, использования в учебном процессе новых педагогических технологий, повышение уровня квалифицированности профессорско-преподавательского состава, обеспечение учебного процесса новейшими информационно-методическими технологиями);
2) управленческие инновации (в частности формирование инновационной структуры учреждения высшего образования, улучшение уровня и системы управления учреждением высшего образования, автоматизация процессов управления заведением высшего образования, оптимизация системы управления заведением высшего образования, повышение качества деятельности учреждения высшего образования за счет создания отдельного подразделения в структуре менеджмента учреждения высшего образования);
3) идеологические инновации (обеспечение участия учреждения высшего образования в различных международных и национальных научно-образовательных программах и проектах, развитие и повышение потенциала учреждения высшего образования к проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нацеленных в перспективе на производство инновационной продукции, развитие и расширение сотрудничества с работодателями, развитие и повышение уровня взаимодействия с общественностью, удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг вследствие расширенного изучения рынка образовательных услуг и построения эффективной маркетинговой стратегии развития учреждения высшего образования, развитие механизма привлечения слушателей высшего образования, что позволит в перспективе получать больший объем ресурсов, в том числе финансовых, и эффективно с использовать (Селиванова, 2020).
Отметим, что в основу инновационного развития образовательной организации положена определенная целевая деятельность субъектов образовательного процесса, которая отличается от устоявшейся практики и направлена на создание и введенных комплекса нововведений для обеспечения качества предоставления образовательных услуг и конкурентоспособности образовательной организации (учебного заведения). То есть, положительное развитие учебного заведения можно обеспечить путем осуществления проектной деятельности, которая имеет следующие характеристики:
1. Инициирование и реализация инновационных образовательных проектов.
2. Деятельность, которая отличается от установившейся практики.
3. Инвестирование в развитие человеческих ресурсов и внедрения менеджмента знаний.
4. Получение уникального результата, достижение которого осуществлялось в условиях ограничения во времени, ресурсах, стандартах качества.
Подчеркнем, что реализация указанных показателей проектной деятельности требует четко спланированных пошаговых действий субъектов образовательного процесса вообще и руководителя учреждения в частности.
По своему содержанию, методам и формам осуществления эти действия отличаются обоснованностью, системностью и обеспечивающими запланированный результат [8]. Именно это придает им признак технологичности (Ма Хуатэн, 2019). Существуют определенные признаки проектной деятельности в образовании:
- направленность на развитие познавательных навыков;
- направленность на развитие умений самостоятельно создавать индивидуальный план профессионального саморазвития (конструировать свои знания);
- ориентирование в информационном пространстве;
- умение обобщать и интегрировать полученные знания из различных источников в процессе теоретического и практического обучения в практику работы.
Одной из управленческих технологий по организации и реализации проектной деятельности субъектов образовательного процесса является проектный менеджмент, который обеспечивает успешность жизнедеятельности как образовательной организации вообще так и современного человека в частности.
Подчеркнем, что в бурных условиях современности ведущими навыками считается способность организовывать жизнедеятельность в мире как проектную:
- определять далекую и ближайшую перспективу;
- находить и привлекать необходимые ресурсы,
- набрасывать план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Проектный менеджмент дает возможность найти баланс между академическими знаниями и практическими умениями, удовлетворить стремление личности к свободному выбору деятельности с опорой на интерес и личностную значимость проблем, решаемых
Акцентируем, что сам проект характеризуется неповторимостью условий, в которых осуществляется проектная деятельность, таких как: уникальность определенной цели; временные, финансовые, человеческие и другие ограничения; разграничение от других намерений; специфическая для проекта организация его осуществления (Немова, 2019).
Заключение
Таким образом, по результатам рассмотрения теоретико-методических и практических основ менеджмента высших учебных заведений с позиции применения инноваций, установлено, что менеджмент высших учебных заведений с позиции применения инноваций представляет собой управленческую деятельность руководителей высших учебных заведений по обеспечению развития и результативного функционирования высших учебных заведений, повышения качества образовательных услуг и улучшения учебного процесса.
В ходе исследования доказано, что применение инновации в менеджменте высших учебных заведений требует совершенного изучения инновационного потенциала этих учреждений и только тогда можно принимать управленческие решения с перспективой достижения целей менеджмента.
Вместе с тем, установлено, что применение инноваций в менеджменте высших учебных заведений: обеспечивает стратегическое управление учреждениями высшего образования на должном уровне; повышает качество образовательных услуг; способствует проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; повышает уровень инновационного потенциала высших учебных заведений; обеспечивает технологизацию и автоматизацию учебного процесса.
По результатам исследования выяснено, что менеджмент высших учебных заведений, как управленческая деятельность, с позиции применения инноваций, зависит от влияния уровня результативности функционирования высших учебных заведений; уровня профессиональной деятельности кадрового состава высших учебных заведений; уровня квалифицированности кадрового состава высших учебных заведений; уровня успеваемости студентов в процессе их учебной деятельности; уровня обеспечения высших учебных заведений ресурсами; уровня инновационного потенциала высших учебных заведений; уровня автоматизации и технологизации учебного процесса.
Список литературы
1. Андреева Т.Е., Гаранина Т.А., Рыжко А.Н. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом в российских промышленных компаниях. Результаты исследования. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2015. 35 с.
2. Вихарева О.Н., Сокольник И.В. Оценка качества услуг высшего профессионального образования: кластерный подход // Теория и практика общественного развития. 2018. № 5. С. 249-252.
3. Клюев А.К., Трмилин О.Б., Фадеева И.М., Томилин О.О. Управление университетом: итоги трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 1. С. 93 - 104.
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 132.
5. Ма Хуатэн, Мэн Чжаоли и др. Цифровая трансформация Китая: Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. М.: Альпина паблишер, 2019. 250 с.
6. Маличенко И.П. Управление знаниями как эффективный механизм формирования непрерывной системы обучения и развития персонала в организации // Вестник НГУЭУ. 2016. № 1. С. 174 - 188.
7. Немова О.А., Медведева Т.Ю. Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперед? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №2 (27). Т.8. С. 172-175.
8. Резникова О.С., Межиба Е.Ю. Роль управления знаниями в организации // Приволжский научный вестник. 2017. № 4. С. 83 - 85.
9. Селиванова Ю.В., Склярова Т.В. Личностное самоопределение студентов с инвалидностью: социально-психологический анализ факторов и механизмов // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 8.
10. Фурсов А.Л. Профессиональная ориентация - от образовательной услуги к образовательной программе // Профессиональная ориентация. 2019. №1. С. 7-10.
11. Шпак Г.Б., Бондаренко Т.Н. Управление современным вузом: проблемы и перспективы развития // Вестник ХГУЭП. 2019. № 3. С.5-11.
Possibilities of modeling the management process at oilfield service enterprises
Vladimir A. Bychkov
student
Ufa State Petroleum Technological University Ufa, Russia
vladimirbyichkov.direct@gmail.com 0000-0000-0000-0000
Anastasia V. Zhurikhina
student
Ufa State Petroleum Technological University Ufa, Russia Steysi2000@mail.ru 0000-0000-0000-0000
Ainur R. Ulmaskulov
Head of the Group of Management systems and their standardization Gazprom Transgaz Ufa LLC Ufa, Russia ainuru@yandex.ru 0000-0000-0000-0000
Received 16.09.2022 Accepted 17.10.2022 Published 15.11.2022
CM 0.25726/z2948-8027-5443-l
Abstract
The State, as the main lever of the political social system, carries out activities in the field of education management. It is the state power that directs the main trajectories of the development of the educational system through the activities of established bodies and institutions that act as a single and integral mechanism of state power. Mechanisms of public administration - a management system consisting of specific means of state influence on the objects of management, which are based on clearly defined principles and approaches. During the interpretation of the essence of public administration as an independent activity, it is necessary to determine the elements of state power that can exercise an executive and administrative character in the process of regulating various spheres of activity, in particular educational. The organizational and functional structure of the state administration of education regulates the establishment of relationships between individual management bodies in order to effectively function and achieve the set results. Education management as a purposeful activity involves the use of the most effective forms and methods of management. The complexity and versatility of management processes determine the development of the process of modernization of educational management factors, including changes in the socio-economic development of the state, the gradual development of management science, understanding and implementation of trends in foreign management experience. As a result of the search for the best ways to use resources to achieve the priorities of public policy, Desmond Keeling proposed to introduce the concept of "public administration". Now public administration reflects the general system mechanism, in which subsystems and elements function and interact, in particular, political guidelines, regulatory and legal regulation of activities, procedures that are mainly funded by the state and local self-government bodies, organizational and managerial structures that are responsible for the administration of activities in public relations and the higher education system, such as a component at the national and local levels. The public administration of the higher education system is carried out in the context of the events in society, the real socio-economic, political and cultural conditions in which the state is currently located.
Keywords
innovative forms, management, education management, system.
References
1. Andreeva T.E., Garanina T.A., Ryzhko A.N. Upravlenie znanijami i intellektual'nym kapitalom v rossijskih promyshlennyh kompanijah. Rezul'taty issledovanija. SPb.: Vysshaja shkola menedzhmenta, 2015. 35 s.
2. Vihareva O.N., Sokol'nik I.V. Ocenka kachestva uslug vysshego professional'nogo obrazovanija: klasternyj podhod // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2018. № 5. S. 249-252.
3. Kljuev A.K., Trmilin O.B., Fadeeva I.M., Tomilin O.O. Upravlenie universitetom: itogi transformacii // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2018. № 1. S. 93 - 104.
4. Lunev A.N., Pugacheva N.B., Terent'eva I.V. Metodologicheskie osnovy opytno-jeksperimental'noj raboty kak komponenta issledovanij problem professional'nogo obrazovanija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 1-2. S. 132.
5. Ma Huatjen, Mjen Chzhaoli i dr. Cifrovaja transformacija Kitaja: Opyt preobrazovanija infrastruktury nacional'noj jekonomiki. M.: Al'pina pablisher, 2019. 250 s.
6. Malichenko I.P. Upravlenie znanijami kak jeffektivnyj mehanizm formirovanija nepreryvnoj sistemy obuchenija i razvitija personala v organizacii // Vestnik NGUJeU. 2016. № 1. S. 174 - 188.
7. Nemova O.A., Medvedeva T.Ju. Svoboda professional'nogo vybora i proforientacija: renessans dikogo kapitalizma ili shag vpered? // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. 2019. №2 (27). T.8. S. 172-175.
8. Reznikova O.S., Mezhiba E.Ju. Rol' upravlenija znanijami v organizacii // Privolzhskij nauchnyj vestnik. 2017. № 4. S. 83 - 85.
9. Selivanova Ju.V., Skljarova T.V. Lichnostnoe samoopredelenie studentov s invalidnost'ju: social'no-psihologicheskij analiz faktorov i mehanizmov // Vestnik Mininskogo universiteta. 2020. T. 8. № 2 (31). S. 8.
10. Fursov A.L. Professional'naja orientacija - ot obrazovatel'noj uslugi k obrazovatel'noj programme // Professional'naja orientacija. 2019. №1. S. 7-10.
11. Shpak G.B., Bondarenko T.N. Upravlenie sovremennym vuzom: problemy i perspektivy razvitija // Vestnik HGUJeP. 2019. № 3. S.5-11.