Е.С. Быкова, ст. преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Россия, [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье обозначены возможности использования метода фокальных объектов при оценке инновационности личности. Актуальность исследования продиктована отсутствием диагностического инструментария для определения качеств инновационной личности. Автором была выдвинута гипотеза, что оценка инновационности личности возможна не только по психологическим тестам, но и по творческим продуктам деятельности, а именно по работе, созданной с использованием метода фокальных объектов. Обозначены данные экспериментального исследования, проведенного с использованием специально разработанной программы по развитию инновационности студентов. Показано, что в экспериментальной группе после участия в программе у студентов стали выше такие показатели творческого продукта, как «новизна» и «функциональность». При этом отмечается, что чем выше показатель по шкале «воображение», тем более разработанный и эффективный представлен продукт. Кроме того, результаты исследования позволяют сделать вывод, что метод фокальных объектов не только дает возможность оценить ин-новационность продукта, но и может использоваться как способ развития качеств инновационной личности, развития ее творческой активности, инициации нестандартных решений. Результаты исследования могут быть продуктивными для дальнейшего исследования проблемы и в части определения психолого-педагогических условий развития иннова-ционности студентов.
Ключевые слова: личность, инновационность, психология инноваций, оценка инновацион-ности, метод фокальных объектов, эксперимент, показатели оценки инновационности, продукты творческой деятельности.
Сегодня формируется глобальная гуманитарная проблема инновационной активности человека, которая пока не вполне осознана наукой в качестве непосредственно к ней обращенного социального заказа, хотя с каждым днем становится все яснее, что без участия науки, в том числе педагогики и психологии, вряд ли будет найдено адекватное решение1.
На сегодняшний день не существует единого определения понятия инновацион-ности, поэтому в научной среде дискуссии по данному вопросу остаются актуальными.
В стратегии инновационного развития отмечено, что для инновационной экономики нужен «инновационный человек»: не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни2.
«Инновационный человек» - это достаточно широкая категория, подразумевающая, по сути, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - ак-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
тивным инициатором и производителем этих можность менять образ жизни. Инновацион-
изменений3. Обратимся к описаниям иннова- но ориентированная личность способна сво-
ционности с целью понимания природы дан- бодно реализовать себя и свои возможности,
ного явления. Так, В.Е. Клочко считает, что она творит обстоятельства своей жизни и от-
инновационный потенциал человека можно представить как состоящий из трех основных блоков, иерархически связанных между собой4:
1. Личностные качества - такие, как то- _
лерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива).
2. Компетенции, обеспечивающие, прежде всего, проектную компетентность, коммуникативную компетентность, информационную компетентность.
3. Витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни).
В работе В.Н. Шевченко представлены следующие характеристики инновационной личности: способность к творчеству, наличие определенного интеллектуального ресурса; социальная зрелость как готовность к инновационной деятельности и особенности профессиональной деятельности личности в коллективном субъекте инновационной деятельности5.
Таким образом, в описаниях инновационной личности можно отметить следующие основные компоненты: потребность в переменах, в поиске нового, быстрое реагирование на изменения, готовность к преодолению препятствий, активное взаимодействие со средой.
Человек с выраженной инновативной компонентой является суверенной личностью, обладает всей полнотой координат многомерного мира и поэтому имеет воз-
Человек с выраженной инновативной компонентой является суверенной личностью, обладает всей полнотой координат многомерного мира и поэтому имеет возможность менять образ жизни.
крыта
,6
Оценка инновационности возможна не только по психологическим тестам, но и по творческим
продуктам деятельности с использованием метода фокальных объектов.
изменяющемуся
миру6.
Поскольку инновационная культура становится ресурсом нового времени, то необходимы люди, которые будут формировать ее. Поэтому возникает вопрос не только развития качеств инновационной личности, но и их диагностики. В последнее время разрабатываются методы определения инновационности. К ним можно отнести «Методику измерения обобщенной инновационной диспозиции» О. С. Советова, «Личностный опросник на готовность к переменам» (перевод и адаптация Н.А. Бажанова, Г. Л. Бардиер), «Шкалу самооценки иннова-тивных качеств личности» Н.М. Лебедева, А. Н. Татарко. Мы полагаем, что оценка ин-новационности возможна не только по психологическим тестам, но и по творческим продуктам деятельности с использованием метода фокальных объектов. В связи с этим нами была предпринята попытка исследовать и осмыслить возможности данного метода в оценке инновационности личности.
Метод фокальных объектов (МФО) -это способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств или признаков случайно выбранных других объектов. Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. После присоединения к исходному объекту свойств и признаков других объектов продолжается работа с этими идеями. Возникшие сочетания необходимо дорабатывать, таким образом, совершенствуя объект за счет получения разных модификаций с фокальным объектом. Данный метод раскрепощает мышление и порой приводит к возникновению неожиданных комбинаций7.
С целью исследования возможностей МФО как способа оценки инновационных качеств личности нами была разработана программа развития инновационности студентов. Основными ее элементами стали упражнения, направленные на развитие креативности, групповая творческая работа, включение студентов в профессионально-творческую деятельность. В эксперименте, который проходил в условиях непрерывного образовательного процесса, приняли участие 80 студентов факультета бизнеса Новосибирского государственного технического университета. Метод фокальных объектов мы использовали в конце реализации развивающей программы в качестве контрольного измерения для оценки инновационности личности. В нашем эксперименте фокальный объект выбирался студентами самостоятельно. Обязательными условиями являлись обозначение (написание) функциональных особенностей и внешнего вида изобретения, оформление
письменной части работы, представление и защита.
Для оценки продуктов творческой деятельности использовались критерии оценивания, представленные в таблице. Общая оценка созданного продукта определялась как сумма баллов по всем критериям (минимум 4 балла, максимум 12 баллов).
Отметим, что до начала эксперимента со студентами были проведены психодиагностические замеры (при этом были использованы следующие методики: «Оценка творческих характеристик личности» и «Дивергентное мышление» (Ф. Вильямс), «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко), «Методика определения толерантности к неопределенности» (С. Баднера)). Полученные в обеих группах студентов данные не имеют значимых различий в степени выраженности, что подтверждено с помощью критерия Манна-Уитни.
Критерий Описание Стоимость в баллах
Новизна Идея обладает новизной, если предлагает усовершенствование ранее известного, использование нового материала. Новизна идеи проявляется в расширении поля известного. Побуждает к нахождению новых возможностей. Работа дает новый взгляд на проблему, предлагает новый путь ее решения 1 балл - работа шаблонная, формальная; 2 балла - в работе присутствуют элементы творчества; 3 балла - продукт характеризуется творческим подходом
Функциональность Возможная сфера использования разработанного продукта. Адекватность применения. Критерий характеризует степень удобства использования идеи для решения данной задачи. Описана полезность применения, ценность идеи. Можно отметить эстетические качества 1 балл - продукт не предполагает новых способов использования; 2 балла - продукт разработан фрагментарно; 3 балла - продукт отличается эффективностью использования
Разработанность Оценивает степень сложности созданного продукта. Ясность изложения сути идеи. Глубина проработки творческого продукта 1 балл - продукт разработан фрагментарно; 2 балла - представлен только алгоритм работы; 3 балла - продукт полностью разработан
Оформление работы Оформление письменной части проекта. Наглядность разработанного продукта 1 балл - в письменной части отсутствует структура; 2 балла - предприняты попытки творческого оформления; 3 балла - работа отличается творческим оформлением
Критерии оценивания творческого продукта
После реализации экспериментальной Интересными изобретениями стала закладка программы мы увидели преобладание всех для книг, которая помнит, на какой странице
показателей творческого продукта МФО вы остановились; очки, которые нельзя поте-
(«новизна», «функциональность», «раз- рять, и др. работанность» и пр.)
Успешность выполнения работы по методу фокальных объектов выше у людей с воображением, способных и готовых работать в непреодолимых ситуациях, ори ентированных на перспективу.
в экспериментальной группе. Статистическая обработка результатов исследования показала значимые различия по критерию Манна-Уитни в преобладании таких характеристик, как «новизна» (р<0.01) и «функциональность» (р<0.04). Это указывает на то, что студенты в экспериментальной группе смогли придумать новый продукт (то есть разработанный продукт представляет собой усовершенствование ранее известного, применение нового материала и т. д.) и обозначить его функциональные особенности. Приведем некоторые изобретения студентов: из фокального объекта «табурет» были разработаны стул с ножками, ко -торый не повредит пол, и стул с подсветкой.
Таким образом, метод фокальных объектов позволяет разрабатывать неожиданные комбинации из привычных предметов, продумывать новое применение для того, что общеизвестно.
Кроме того, в ходе корреляционного анализа показателей творческого продукта, выполненного по методу фокальных объектов, с инновативными и творческими характеристиками, толерантностью к неопределенности у студентов были выявлены следующие особенности. Чем выше показатель по шкале «воображение», тем более «разработанный» (К? = 0.385; р < 0.01) и «эффективный» (К? = 0.394; р < 0.01) представлен продукт. «Новым» получился продукт у людей, готовых работать в «неразрешимой» ситуации (К? =
0.349; р < 0.02), а также «ориентированных на будущее» (К? = 0.376; р < 0.01).
Таким образом, можно утверждать, что успешность выполнения работы по методу фокальных объектов выше у людей с воображением, способных и готовых работать в непреодолимых ситуациях, ориентированных на перспективу. В контрольной группе корреляционных связей не обнаружено. Это можно объяснить особенностью экспериментальной программы, поскольку в контрольной группе занятия проходили в обычном режиме.
Подводя итог проведенному исследованию, анализируя полученные данные, мы можем сделать следующие выводы. Инновационной личности присущи такие черты, как креативность, ориентация на будущее и готовность работать в неразрешимых ситуациях. Такая личность необходима обществу на современном этапе развития, поэтому важно разработать надежные методы оценки инновационности. Метод фокальных объектов позволяет оценить такие характеристики и качества личности, как креативность и готовность к работе, а также способствует развитию творческой активности и инициирует нестандартные решения, что, в свою очередь, важно для инновационной личности. ^
Литература
1. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационн-ный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 151-154.
2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/docu-ments/2014/5636/1238.pdf (дата обращения: 29.01.2015).
3. Там же.
4. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационн-ный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 151-154.
5. Шевченко В.Н. Инновационная личность как социальный тип // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 2. С. 37-51.
6. Богомаз С.А., Непомнящая В. А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновационной компоненты личности в юности и молодости // Сибирский психологический журнал. 2007. № 5. С. 78-82.
7. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1994. С. 19.
FOCAL OBJECTS METHOD'S CAPABILITIES IN PERSONALITY'S INNOVATION ASSESSMENT
E.S. Bykova, senior lecturer, The department of psychology and pedagogy,
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia, [email protected]
The goal of this research is an exposure of focal objects method's capabilities in "innovation" assessment. The urgency of the research is conditioned by absence of diagnostic tools for defining qualities of innovative personality. The author has suggested that "innovation" assessment is possible not only by means of psychological tests, but also by creative products of activity, and exactly the work created with use of focal objects method. The article describes the data of experimental research with an application of special program for students' innovation development. It is shown that in this group after participation of this program the students had higher level of creative products as "novelty" and "functionality". Besides, it is marked out that the higher index of "imagination" - the more "developed" and "efficient" product. The research results allow making a conclusion the focal objects methods can give not only capability to assess "innovation " of product, but also use it as a development method of innovative personality's qualities, development of its creative activity and initiation of unusual solutions. The research results can be profitable for further investigation of the problem and in defining psychological and pedagogical conditions for students' innovation development.
Key words: personality, innovation, psychology of innovation, evaluation of innovativeness, the method offocal objects, experiment, performance evaluation of innovative and creative activities.
References
1. Klochko V.E., Krasnoriadtseva O.M. Osobennosti operatsionalizatsii poniatiia «innovatsionnnyi poten-tsial lichnosti» [Features operationalization of the concept of "innovatsionny the potential of the individual"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta - Vestnik of Tomsk state University, 2010, no. 339, pp. 151-154.
2. Strategiia innovatsionnogo razvitiia RF na period do 2020 g. [The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020.]. Available at: http://innovation.gov.ru/sites/de-fault/files/documents/2014/5636/1238.pdf (accessed 29.01.2015).
3. Strategiia innovatsionnogo razvitiia RF na period do 2020 g. [The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020.]. Available at: http://innovation.gov.ru/sites/de-fault/files/documents/2014/5636/1238.pdf (accessed 29.01.2015).
4. Klochko V.E., Krasnoriadtseva O.M. Osobennosti operatsionalizatsii poniatiia «innovatsionnnyi poten-tsial lichnosti» [Features operationalization of the concept of "innovatsionny the potential of the
individual"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Tomsk state University, 2010, no. 339, pp. 151-154.
5. Shevchenko V.N. Innovatsionnaia lichnost' kak sotsial'nyi tip [Innovative personality as a social type]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filosofiia. Sotsio-logiia. Pravo - Bulletin of Belgorod state University. Series: Philosophy. Sociology, 2010, no. 2, pp. 37-51.
6. Bogomaz S.A., Nepomniashchaia V. A. K probleme poiska psikhologicheskikh osnovanii razvitiia innovatsionnoi komponenty lichnosti v iunosti i molodosti [To the search of the psychological basis for the development of innovative components of personality in adolescence and youth]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal - Siberian psychological journal, 2007, no. 5, pp. 78-82.
7. Ivanov G.I. Formuly tvorchestva, ili Kak nauchit'sia izobretat': kn. dlia uchashchikhsia st. klassov [Formula creativity, or How to learn to invent: vol. for students in art classes]. Moscow, Pros-veshchenie Publ., 1994. 106 p.