Научная статья на тему 'Возможности контроллинга в исследовании взаимодействия региональных экономических систем и мега-корпораций'

Возможности контроллинга в исследовании взаимодействия региональных экономических систем и мега-корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОРПОРАЦИЯ / КОНТРОЛЛИНГ / ПОТЕНЦИАЛ / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / CORPORATION / CONTROLLING / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Нина Алесеевна, Баликоев Алан Арсенович

Корпоративные организации активно взаимодействуют с региональными экономическими системами. В данном процессе создаются перспективные формы связей, относящиеся к мезо-уровню организации экономических отношений. Принадлежность корпоративных организаций к мега-уровню предполагает их доминирование во внутренней среде региона, для исследования которого целесообразно привлечь познавательные возможности контролллинга, представленные в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The controlling potential in the interaction research of the regional economy systems and mega-corporations

The corporate organizations interact intensely with regional economic systems. In this process, the promising forms of communications are created which belong to meso level of the organization of the economic relations. Belonging of the corporate organizations to mega-level assumes their domination in the internal environment of the region. For its research it is expedient to attract the informative opportunities of controlling. They are shown in this paper.

Текст научной работы на тему «Возможности контроллинга в исследовании взаимодействия региональных экономических систем и мега-корпораций»

УДК 657:338.24 ББК 65.052.201.2 К 68

Н.А. Королева

Кандидат философских наук, докторант кафедры экономики и управления

Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (918) 383 22 34.

А.А. Баликоев

Аспирант Северо-Кавказского горнометаллургического института, г. Владикавказ.

Тел.: (928) 230 87 15.

Возможности контроллинга в исследовании взаимодействия региональных экономических систем и мега-корпораций

(Рецензирована)

Аннотация. Корпоративные организации активно взаимодействуют с региональными экономическими системами. В данном процессе создаются перспективные формы связей, относящиеся к мезо-уровню организации экономических отношений. Принадлежность корпоративных организаций к мега-уровню предполагает их доминирование во внутренней среде региона, для исследования которого целесообразно привлечь познавательные возможности контролллинга, представленные в данной статье.

Ключевые слова: региональная экономическая система; корпорация; контроллинг; потенциал.

N.A. Koroleva

Candidate of Philosophy, Doctoral Candidate of Economy and Management Department,

Adyghe State University, Maikop. Ph.: (918) 383 22 34.

A.A. Balikoev

Post-graduate student of the North-Caucasus Mining and Metallurgical Institute,

Vladikavkaz. Ph.: (928) 230 87 15.

The controlling potential in the interaction research of the regional economy systems and mega-corporations

Abstract. The corporate organizations interact intensely with regional economic systems. In this process, the promising forms of communications are created which belong to meso - level of the organization of the economic relations. Belonging of the corporate organizations to mega-level assumes their domination in the internal environment of the region. For its research it is expedient to attract the informative opportunities of controlling. They are shown in this paper.

Keywords: regional economic system; corporation; controlling; potential.

Для многих регионов современной России характерна проблема инвестиционного, технологического и инфраструктурного взаимодействия с мега-корпорациями, обладающими огромным экономическим потенциалом и способными подчинить своим интересам процесс территориального развития. Имеет место интенсивная экспансия мега-корпораций во внутреннюю среду региональных экономических систем, что обусловливает качественно новый слой экономических задач, для решения которых востребованы новые методологические подходы и инструментальные возможности. Поскольку мега-корпорации и региональные экономические системы представляют собой сложные, пространственно распределенные системы отношений, то для решения указанных задач целесообразно

использовать познавательные возможности современных концепций, сложившихся на стыке ряда направлений экономической науки, а также социологии, истории науки, теории познания [1].

Мега-корпорации закономерно занимают господствующие позиции в региональной экономике многих стран мира, опираясь на присущие им особые возможности:

- их капитал, огромный по масштабам и разветвленный в пространственном и отраслевом отношениях, создает соответствующие механизмы управления, которые налаживают продуктивное для мега-корпораций движение ресурсов, факторов и результатов хозяйственной деятельности, минуя любые национальные и региональные границы, преодолевая различные барьеры; при этом в основе экономической мощи мега-корпораций лежит их эмиссионный потенциал;

- мега-корпорации превращают хозяйственное пространство региональных экономических систем в собственную ресурсную площадку, а стратегии территориального развития - в траектории движения, обеспечивающие удовлетворение корпоративных интересов;

- вертикаль экономической власти мега-корпораций вступает в конкурентное взаимодействие с вертикалью государственной власти, стремясь к отчуждению в свою пользу целого ряда полномочий территориального управления [2].

В свою очередь, каждый регион современной России существенным образом влияет на эволюцию функционирующих в его внутренней среде мега-корпораций. Отдельные аспекты указанного взаимодействия нашли отражение в результатах проведенных исследований, однако в условиях глобальной интеграции хозяйственных отношений и становления постиндустриальной экономики востребован его системный анализ. Указанные обстоятельства обусловливают целесообразность широкого использования в исследовании взаимодействия мега-корпораций с региональными экономическими системами познавательного потенциала, которым располагает теория контроллинга. Раскроем некоторые существенные аспекты данной теории применительно к обозначенному выше кругу задач.

Идея контроллинга получила широкое признание и распространение в развитых странах рыночной экономики в начале 80-х годов двадцатого столетия. Однако идея директ-костинга, лежащая в основе концепции контроллинга, появилась в конце XVIII в. В Россию контроллинг пришел из Германии. Первые публикации, посвященные контроллингу, появились в отечественной литературе в середине 90-х гг. XX века. Следует отметить малочисленность как собственных разработок по данной тематике, так и элементов их практической реализации в отечественной практике управления. Находят применение лишь некоторые элементы этой системы (в основном, учета по видам затрат, контроля и анализа). Лидерами в использовании методологии и инструментария контроллинга в России стали хозяйственные структуры черной и цветной металлургии, нефтегазового комплекса и атомной энергетики, то есть тех отраслей, которые активнее всех взаимодействуют с субъектами мега-уровня.

Оценивая потенциал контроллинга в управлении отдельной хозяйственной организацией, следует учитывать позитивный опыт его применения к следующим условиям деятельности:

- повышению нестабильности внешней среды, увеличению скорости реакции на ее изменения, что создает дополнительные требования к системе управления хозяйственной организацией, повышению ее гибкости;

- смещению акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

- необходимостью в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации, в продуманной системе действий по обеспечению ее выживаемости и выходу из кризисных ситуаций;

- усложнению систем управления организацией, требующему соответствующего механизма координации внутри системы управления;

- недостатку достоверной и надежной информации, что требует построения

специальной системы информационного обеспечения управления;

- необходимостью синтеза, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности при подготовке и принятии управленческих решений.

Оценивая возможности контроллинга применительно к исследуемому взаимодействию, отметим, что потребность в использовании инструмента контроллинга в исследовании и практическом решении проблем регионального развития в условиях динамичной интеграции экономики России в состав мирового хозяйства возрастает в силу нестабильности внешней среды, высокой волатильности мирового, национального и локальных рынков, воздействия ряда кризисных факторов. В процессе территориального управления, в том числе и в связи с взаимодействием с мега-корпорациями, усиливаются позиции системного прогнозирования, непрерывного мониторинга изменений, происходящих во внешней и внутренней средах региональных экономических систем, формирования комплексных механизмов стабилизации с целью обеспечения устойчивого развития и защиты от концентрации кризисных факторов [3].

Вместе с тем, контроллинг относится к числу новых инструментов процесса территориального развития, которые еще не обрели четких границ и выступают в качестве дискуссионных объектов исследования. Проблемы, стоящие перед контроллингом в связи с усложнением территориального управления, ростом потребности в динамичном и надежном информационном обеспечении, усложнением конкурентного взаимодействия на локальных рынках, экспансией новых технологий и способов организации бизнеса в хозяйственное пространство регионов, обусловливают постановку ряда научных задач на мезо-уровне.

На современном этапе развития экономики расширяется само понятие контроллинга: функции учета и мониторинга дополняются функциями подготовки управленческих решений, оценки результатов развития территории. Прежний локальный инструмент становится системным, обобщающим в себе результаты развития ряда направлений территориального менеджмента, что открывает качественно новые возможности для роста конкурентоспособности региональных экономических систем [4].

Новые задачи, стоящие перед участниками исследуемого взаимодействия, нуждаются в качественно новых способах координации и инструментах развития, адекватных их природе и уровню стоящих перед ними задач территориального развития. Указанным требованиям соответствует системный инструмент контроллинга, обеспечивающий

интеграцию функций процесса территориального менеджмента. Организационно

закрепленные в контроллинге взаимосвязи мониторинга, анализа, оценки, планирования,

контроля, учета, прогнозирования, стратегического проектирования обеспечивают циклическую коррекцию параметров развития взаимодействия региональных экономических систем и мега-корпораций. Выделим изменчивость трактовок контроллинга: данное понятие постоянно изменяется по мере развития управления и самой системы контроллинга. Первоначально под контроллингом понималась совокупность задач в сфере учета и финансов, затем к функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников, в дальнейшем сюда

добавились задачи прогнозирования и др.

В последние годы в совокупности функций контроллинга все большее значение приобретает информативная функция. Контроллинг решает проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельных хозяйственных систем. Но особое значение для понимания сущности контроллинга имеет его взаимосвязь с управлением развивающейся экономической системой. Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, по мере роста и усложнения хозяйственных систем возникает проблема функциональной несогласованности управления, в связи с чем проявляется потребность в новых функциях контроллинга: обеспечения ресурсами, оптимизации затрат, инноваций, инвестиций,

маркетинга, финансов. В какой-то мере разногласия в понимании взаимосвязей функций управления, а также многозначность понятия “контроллинг” мешают успешному применению данного инструмента в России.

Оценивая возможности контроллинга, следует учитывать, что содержание процесса взаимодействия региональной экономической системы и мега-корпорации во многом обусловлено специфическими характеристиками хозяйственного пространства России, в частности - развитием региональной поляризации. Глубокие различия в достигнутых уровнях и потенциале развития отдельных территориальных систем накладывают отпечаток на эффективность и устойчивость протекающих в их внутренней среде хозяйственных процессов, позволяя реализовать одни функции указанного взаимодействия и в то же время ослабляя или нейтрализуя другие его функции [5].

Необходимо принимать во внимание и такие детерминанты содержания указанного взаимодействия, как наличие у мега-корпорации мощной вертикали экономической власти, а также участие государства в капитале, которое, применительно к ОАО «Газпром», выросло за последние годы до уровня полного контроля над данной корпорацией. Теория региональной экономики, практика территориального менеджмента, а также практика корпоративного стратегического управления нуждаются в раскрытии новых функций взаимодействия мегакорпорации и региональной экономической системы, а также в определении соответствующих изменений структуры активов корпорации и территориальной системы. Что может дать контроллинг для решения указанных научных и практических задач?

Прежде всего, отметим, что система контроллинга должна быть ориентирована на обеспечение четкой стратегической направленности исследуемого взаимодействия, включая формирование программы необходимых нововведений для реализации стратегии; оценку рассогласования имеющихся возможностей предприятия, программы нововведений и поставленных стратегических целей; принятие решений об устранении рассогласования путем пересмотра программы нововведений или стратегических целей. При этом сформированный стратегический план функционирования и развития интересующего нас взаимодействия региона и корпорации подтверждается системой прогнозных техникоэкономических, финансовых и социальных показателей по годам планируемого периода. Для составления такой прогнозной системы показателей необходима прочная основа в виде стратегического соглашения региональной экономической системы и мега-корпорации о партнерстве [6].

Существующее в теории и практике контроллинга большое количество разнообразных инструментов, а также многообразие объектов воздействия данных инструментов и решаемых с их использованием задач по практической реализации ориентации на будущее и улавливанию негативных результатов и «узких мест», тормозящих экономический рост, создают проблему несогласованности различных функций контроллинга и усложняют выполнение конкретных управленческих задач. В этих условиях становится неизбежной необходимость упорядочения всей совокупности инструментов и методов контроллинга посредством их классификации и оценки по определенным критериям. Классификация облегчает выбор участниками исследуемого взаимодействия конкретного инструментария контроллинга в зависимости от наиболее существенных задач, стоящих перед ними и в наибольшей степени отвечающих конкретным условиям их совместного развития.

Приоритетной функцией контроллинга, широко востребованной при любых видах деятельности, является контроль соответствия фактических показателей реальным возможностям предприятия и выбранным стандартам или имеющимся достижениям в данной области (анализ отклонений), а также связанные с ним анализ узких мест и система раннего предупреждения. На основе анализа отклонений определяется степень достижения стратегических целей и тем самым характеризуется эффективность действующих механизмов стратегического управления, что создает возможности для осуществления продуктивной обратной связи [7].

Благодаря комбинированию механизмов прямой и обратной связи при сравнении проектных и фактических данных объединяются реальные и предполагаемые показатели прошлого, настоящего и будущего периодов. Вследствие этого служба контроллинга имеет возможность предоставить руководителям разных уровней управления территории и мега-

корпорации соответствующую информацию для принятия управленческих решений в

интересах будущего развития исследуемого взаимодействия.

Наряду с анализом отклонений собственных показателей деятельности

анализируемого объекта, в управленческих технологиях активно утверждается процесс систематического и непрерывного измерения, оценки и сравнения процессов предприятия с процессами организаций-лидеров с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности и использования лучших достижений в условиях своей экономической системы (бенчмаркинг). По существу, это альтернативный метод стратегического планирования, причем не от достигнутого уровня, а от показателей наиболее значимых конкурентов. Новизна применения бенчмаркинга в системе контроллинга заключается в создании постоянно действующего механизма исследования, измерения и адаптации достижений других компаний к своей деятельности. Применительно к исследуемому взаимодействию, бенчмаркинг позволяет органам управления территории и

мега-корпорации сопоставить собственные результаты с результатами других пар

взаимодействующих субъектов.

Для использования информационных технологий в контроллинге наиболее подходит концепция автоматизации всех основных бизнес-процессов экономической системы: менеджмент, маркетинг, финансы, управление человеческими ресурсами, производство, а также концепция перехода к внедрению новых технологий менеджмента, управлению изменениями, универсальной системы показателей деятельности системы. Эти технологии предполагают определенный баланс между финансовыми показателями, показателями внутренних бизнес-процессов и параметрами внешнего рыночного спроса. Отметим, что в исследуемом взаимодействии указанные показатели изменяют свой характер и становятся показателями, отражающими характер отношений между обеими сложными экономическими системами - соперничество, разделение функций и кооперация, комбинирование экономических потенциалов, интеграция и др.

Изменчивость внешней экономической среды и усложнение исследуемого взаимодействия востребуют от системы контроллинга в целях эффективного управления и контроля более разнообразную и объемную информацию, отвечающую требованиям достоверности, полноты, релевантности (существенности), своевременности, регулярности, поэтому система контроллинга должна опираться на информационную поддержку управления и контроль результатов [8].

Информационно-коммуникационные технологии в системе контроллинга призваны обеспечивать обслуживание самостоятельных, но взаимосвязанных контуров управления, что позволит осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности экономической системы: отслеживание протекающих в ее внутренней среде процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы системы; сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми показателями. На основании полученной информации органы управления участников взаимодействия могут сделать выводы о сильных и слабых сторонах взаимодействия региональной экономической системы и мега-корпорации, динамике их изменения, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, на основании которых могут быть пересмотрены целевые параметры и скорректирована программа развития исследуемого взаимодействия

Примечания:

1. Губанов С. Системные противоречия и перспективы их разрешения // Экономист. 2002. № 1.

2. Гусева И. Проблемы становления и развития контроллинга в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 6.

3. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. М.: Изд-во МГУ, 2010.

4. Любимцев С., Сурняев В. Информационно-коммуникационные технологии в общественном производстве // Экономист. 2006. № 4.

5. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. М.: Едиториал УРСС, 2003.

6. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. М.: Бератор-Пресс, 2009.

7. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: ИНП РАН, 2004.

8. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес процессов. Компонентная методология. М.: Финансы и статистика, 2004.

9. Беломестнова И.В., Хилько Н.А. Вертикально интегрированные корпорации как субъекты модернизации региональных экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. № 4. С. 105-111.

References:

1. Gubanov S. System contradictions and prospects of their resolution // Economist. 2002 .

No. 1.

2. Gusev I. Problems of formation and controlling development in Russia // Problems of the Theory and Practice of Management. 2005. No.6.

3. Prokhorov V.V. Subregional resources and instruments of intensive development of territorial economic systems of modern Russia. M.: Moscow State University Publishing House, 2010.

4. Lyubimtsev S., Surnyaev V. Information and communication technologies in a social production // Economist. 2006 . No. 4.

5. Nikolaeva O.E., Shishkova T.V. Management accounting. M.: Editorial of URSS, 2003.

6. Paliy V.F. Organization of management accounting. M.: Berator-Press, 2009.

7. Pchelintsev O.S. Regional economy in system of a sustainable development. M.: INP Russian Academy of Sciences, 2004.

8. Telnov Yu.F. Re-engineering business of processes. Component methodology. М.: Finance and Statistics, 2004.

9. Belomestnova I.V., Khilko N.A. Vertically integrated corporations as subjects of modernization of regional economic systems // Bull. Adyghe State University. Economy. 2011. No. 4. P. 105-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.