Научная статья на тему 'Преобразование функции контроля в системе региональной экономической политики'

Преобразование функции контроля в системе региональной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ / ТЕРРИТОРИИ ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА / CONTROL FUNCTION / REGIONAL ECONOMIC POLICY / CONTROL INSTRUMENTS / DEPRESSIVE-TYPE TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зелепухина Елена Николаевна

Актуальность и цели. Функция контроля в системе региональной экономической политики играет важнейшую роль, позволяя дать обобщающую оценку основным результатам реализации конкретного цикла данной политики, соотнести их с имеющимися ресурсами и целями развития территориального хозяйства, а также заложить основу для перехода к последующим циклам единого процесса развития экономической политики на мезоуровне. Материалы и методы. Анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных заявленной научной проблеме, позволяет сделать вывод о недостаточной разработке ряда ее существенных аспектов, в том числе: реализации системного подхода к исследованию функций региональной экономической политики территорий депрессивного типа; решения основных задач преобразования функции контроля в системе данной политики; выявления основных ресурсов и перспективных направлений преобразования функции контроля в системе экономической политики территорий депрессивного типа; обоснования принципов и разработки комплекса продуктивных инструментов преобразования функции контроля в системе региональной экономической политики, адекватных депрессивным условиям развития. Результаты. Выделена последовательность основных функциональных задач контроллинга, выявлены причины необходимости появления на микро-, мезои макроуровнях организации хозяйственных отношений системы конт­роллинга. Выводы. Определены задачи преобразования функции контроля в системе региональной экономической политики: обновление технологической базы контроля на мезоуровне, позволяющее наполнить данную функцию творческим содержанием; активизация взаимосвязей между функцией контроля и другими функциями региональной экономической политики, реализующими функцию контроля в региональной политике; разработка инструментов контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE CONTROL FUNCTION IN THE SYSTEM OF REGIONAL ECONOMIC POLICY

Background. The control function in the system of regional economic politics plays the main part allowing to give a general estimation of basic results of realization of this policy cycle, to correlate them with the given recourses and aims of tra­ding development and also to set down the fundamental basis for going to the next cycles of a single process of economic policy development at the meso-level. Materials and methods. The analysis of Russian and foreign studies dedicated to this issue allow to come to a conclusion of insufficient examination of some significant aspects, including realization of the system approach to researches of regional economic policy functions of depressive-type territories, major aims for reorganization of the control function in this policy system, exposure of basic resources and long-term tendencies of the control function reorganization in the economic policy system of depressive-type territories, substantiation of principles and development of productive tools for reorganization of the control function complex in the regional economic policy system, adequate for depressive conditions of development. Results. The author singled out a sequence of basic functional objectives of cont­rolling and discovered the causes of the necessity of the controlling system occurrence at the micro-, mesoand macro levels of trading organizations. Conclusions. The aims of control function reorganization in the system of regional economic policy are fixed: technological control base renewal at the mesolevel allowing to fill this function with creative work; activation of relationships between control and other functions of regional economic policy fulfilling the control function in the regional policy; instruments of control development.

Текст научной работы на тему «Преобразование функции контроля в системе региональной экономической политики»

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Экономика

УДК 3.30.301

Е. Н. Зелепухина

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Функция контроля в системе региональной экономической политики играет важнейшую роль, позволяя дать обобщающую оценку основным результатам реализации конкретного цикла данной политики, соотнести их с имеющимися ресурсами и целями развития территориального хозяйства, а также заложить основу для перехода к последующим циклам единого процесса развития экономической политики на мезоуровне.

Материалы и методы. Анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных заявленной научной проблеме, позволяет сделать вывод о недостаточной разработке ряда ее существенных аспектов, в том числе: реализации системного подхода к исследованию функций региональной экономической политики территорий депрессивного типа; решения основных задач преобразования функции контроля в системе данной политики; выявления основных ресурсов и перспективных направлений преобразования функции контроля в системе экономической политики территорий депрессивного типа; обоснования принципов и разработки комплекса продуктивных инструментов преобразования функции контроля в системе региональной экономической политики, адекватных депрессивным условиям развития.

Результаты. Выделена последовательность основных функциональных задач контроллинга, выявлены причины необходимости появления на микро-, мезо- и макроуровнях организации хозяйственных отношений системы контроллинга.

Выводы. Определены задачи преобразования функции контроля в системе региональной экономической политики: обновление технологической базы контроля на мезоуровне, позволяющее наполнить данную функцию творческим содержанием; активизация взаимосвязей между функцией контроля и другими функциями региональной экономической политики, реализующими функцию контроля в региональной политике; разработка инструментов контроля.

Ключевые слова: функция контроля, региональная экономическая политика, инструменты контроля, территории депрессивного типа.

E. N. Zelepukhina

TRANSFORMATION OF THE CONTROL FUNCTION IN THE SYSTEM OF REGIONAL ECONOMIC POLICY

Abstract.

Background. The control function in the system of regional economic politics plays the main part allowing to give a general estimation of basic results of realization of this policy cycle, to correlate them with the given recourses and aims of trading development and also to set down the fundamental basis for going to the next cycles of a single process of economic policy development at the meso-level.

Materials and methods. The analysis of Russian and foreign studies dedicated to this issue allow to come to a conclusion of insufficient examination of some significant aspects, including realization of the system approach to researches of regional economic policy functions of depressive-type territories, major aims for reorganiza-

Social sciences. Economics

149

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

tion of the control function in this policy system, exposure of basic resources and long-term tendencies of the control function reorganization in the economic policy system of depressive-type territories, substantiation of principles and development of productive tools for reorganization of the control function complex in the regional economic policy system, adequate for depressive conditions of development.

Results. The author singled out a sequence of basic functional objectives of controlling and discovered the causes of the necessity of the controlling system occurrence at the micro-, meso- and macro levels of trading organizations.

Conclusions. The aims of control function reorganization in the system of regional economic policy are fixed: technological control base renewal at the meso-level allowing to fill this function with creative work; activation of relationships between control and other functions of regional economic policy fulfilling the control function in the regional policy; instruments of control development.

Key words: control function, regional economic policy, control instruments, depressive-type territories.

В современной научной литературе утверждается следующее представление основных функций региональной экономической политики:

- реформационная функция, нацеленная на завершение рыночных трансформаций региональной экономики, а также на интеграцию территориальных экономических систем в состав мирового хозяйства;

- воспроизводственная функция, которая в условиях модернизации объективно ориентирована на утверждение в региональной экономике инновационного типа воспроизводства;

- социально-коммуникационная функция, нацеленная на обеспечение продуктивных общественных коммуникаций, социальной ответственности субъектов и устойчивости развития региональной экономики;

- интеграционная функция, ориентированная на извлечение синергетического эффекта от переплетения различных факторов и ресурсов в пространстве формирования региональной экономической политики;

- защитная функция, нацеленная на выявление и предотвращение существенных угроз процессу развития территориальных экономических систем;

- контрольная функция, подкрепляющая все остальные функции, ориентированная на обеспечение их комплексной результативности, что позволяет квалифицировать ее как платформу системного качества взаимодействия элементов региональной экономической политики.

Контрольная функция проявляется асимметрично, в ущерб многим другим функциям. Конечно, при ограниченности финансовых ресурсов регулирование территориального развития, как правило, сводится лишь к оказанию финансовой помощи региональным бюджетам на покрытие их текущих расходов. Затраты на реализацию прочих мер региональной экономической политики сведены к минимуму. Это следствие бедности как самих региональных экономических систем, так и арсенала их экономической политики.

Если же выйти за рамки узкой, «финансовой» трактовки исследуемой функции, то в современных условиях она явно нуждается в двояком преобразовании:

- обеспечении собственно регионального контроля, адекватно учитывающего интересы самой территориальной экономической системы, ее населения, экономических субъектов; в настоящее время вместо этого существует субфедеральный контроль;

150

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Экономика

- расширении функции контроля за пределы бюджетного процесса, использовании доходов и осуществлении расходов, включении в орбиту данной функции человеческого фактора, ресурсной базы региона, инфраструктуры, культурного наследия и других элементов, приобретающих приоритетное значение в условиях перехода к «экономике, основанной на знаниях».

Преобразование функции контроля играет определяющую роль в успехе процесса эффективной реорганизации всей системы региональной экономической политики. И поэтому в настоящее время для повышения эффективности управления контроль дополняется системой контроллинга.

Представление о контроллинге динамично изменяется по мере развития потребностей процесса управления и усложнения управляемых хозяйственных систем; такие изменения закономерны. Есть первоначальные представления о контроллинге, в рамках которых он ориентирован на специфическую совокупность задач в сфере учета и финансов, позволяющих адаптировать учет к потребностям менеджмента. На втором уровне развития данного представления к функциям контроллинга отнесли особый системный финансовый контроль и вытекающие из него процессы оптимизации использования финансовых ресурсов в целях получения заданных результатов [1, с. 9]. Именно к данному уровню относится следующая последовательность основных функциональных задач контроллинга:

- планирование, т.е. трансформация целей развития системы в ясно сформулированные и выполнимые планы;

- управленческий учет - отражение в удобной форме, ориентированной на внутренних пользователей, финансово-хозяйственной деятельности системы в ходе выполнения плана;

- организация взаимодействия между потоками информации внутри системы;

- мониторинг основных процессов, проходящих в системах, причем со структуризацией в пространстве и времени;

- системный контроль и обобщающая оценка полученных результатов и их соответствия плановым показателям.

Концепция контроллинга быстро развивается, но пока среди ее сторонников нет единодушия даже в определении контроллинга и перечня его функций. Необходимость появления на микро-, мезо- и макроуровнях организации хозяйственных отношений такой новой системы, как контроллинг, правомерно объяснить следующими причинами:

- повышение нестабильности внешней среды, увеличение скорости реакции на ее изменения, что создает дополнительные требования к системе управления, повышению ее гибкости;

- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах системы, в продуманной системе действий по обеспечению выживаемости и избеганию кризисных ситуаций;

- усложнение систем управления, требующее соответствующего механизма координации внутри системы управления;

- недостаток достоверной и надежной информации, что требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

- необходимость синтеза, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

Social sciences. Economics

151

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Обобщение приведенных выше положений позволяет сформировать некоторое системное представление о контроллинге (рис. 1).

Рис. 1. Системное представление о контроллинге

Оценивая функции, представленные на рис. 1, отметим, что в настоящее время правомерно выделить еще одну - приоритетную функцию контроллинга: управление отклонениями финансово-экономических показателей относительно собственных плановых или прогнозируемых значений, а также относительно каких-либо специально выбранных в процессе управления стандартов или имеющихся реальных достижений (мировых, народнохозяйственных, территориальных, местных, отраслевых). Отметим, что данная функция применима как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне территориального хозяйства, местного хозяйства и др. Функция управления отклонениями финансово-экономических показателей относительно собственных плановых или прогнозируемых значений синтезирует в себе многие функции, отображенные на рис. 1.

На основе данной функции контроллинга определяются сильные и слабые стороны положения территориальной экономической системы в условиях развивающегося мирового рынка, разрабатываются опережающие меры по развитию данной системы, и принимаются соответствующие стратегические и оперативные управленческие решения. В русле системного исследования понятие «контроллинг» раскрывается широко, на первый план выходят содержащиеся в нем возможности системного управления [2]. Уточним их, опираясь на ключевые положения теории менеджмента. Контроллинг, если оценивать его с позиций указанной теории, выходит за рамки специфически учетного инструмента.

Выделим в данном отношении:

- претензии контроллинга на насыщенность управленческой информацией, т.е. информативность по сравнению с обычными инструментами учета;

152

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Экономика

- включение в состав контроллинга, наряду с традиционными учетными и аналитическими функциями, механизмов и инструментов, возникших в пространстве учета и прикладных для профессиональных менеджеров, качественно новых для учета функций - определения целей развития системы, коррекции результатов развития и стратегического курса в целом;

- систематическая подготовка основы для новых управленческих решений, осуществление эффективного контроля за реализацией уже принятых решений, т.е. обеспечение условий для воспроизводства таких решений;

- широта охвата контроллингом всех аспектов управления процессом достижения конечных целей, т.е. взаимодействием между ресурсами и результатами экономической деятельности в ходе развития системы.

Контроллинг системен по своей природе, его применение знаменует отход от прежней практики принятия и реализации стандартных, локальных решений различных менеджеров, каждый из которых был занят исключительно своими функциями. Локализация функций не обеспечивает системные потребности развития современных хозяйственных организаций и пространственных систем.

В области системного управления востребовано принципиально иное -интеграция прежде обособленных функций менеджмента, для чего и необходим контроллинг, формат которого позволяет обеспечить потребности такой интеграции и обеспечивает ожидаемый эффект [3, с. 37]. Если процесс стратегического управления на мезоуровне ориентирован на создание и развитие каких-то зон активного роста в региональной экономической системе, то для адекватного управления таким процессом необходима интеграция совокупности локальных управленческих функций, создание целостного комплекса инструментов менеджмента, что и обеспечивает формат территориального контроллинга. При этом обобщающим результатом такой интеграции функций менеджмента в формате контроллинга становится повышение уровня конкурентоспособности всей региональной экономической системы, выход ее на качественно новый уровень развития за счет формирования новых конкурентных преимуществ [4, с. 14].

Преемственная связь контроллинга с бухгалтерским учетом несколько маскирует его системное предназначение и потенциал, который ориентирован на широкие потребности системного менеджмента. Выделим принципиальное отличие контроллинга от обычных инструментов бухгалтерского учета, которые нацелены на отражение хозяйственной информации и последующий ее анализ, но не ориентированы на формирование совокупности управленческих решений. Бухгалтерский учет ограничен группировкой и учетом всех затрат и результатов, связанных с выпуском и реализацией продукции. В отличие от учета, контроллинг специфически ориентирован, поскольку он не ставит задачи сплошного отражения и учета возникающих затрат и формируемых результатов; соответственно, в задачи контроллинга не входит калькулирование полной себестоимости продукции и анализ всех ее элементов.

Применительно к территориальному управлению выделим в совокупности функций контроллинга приоритетную для системного управления развитием региона информативную функцию. Информативность в контексте современного развития означает доступ к новым знаниям, извлечение знаний из исследования хозяйственного процесса. Здесь важны два момента.

Social sciences. Economics

153

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Первый из них заключается в том, что контроллинг успешно решает задачу взаимосвязи локальных элементов необходимой для процесса управления хозяйственной информации в некоторую целостность, т.е. обеспечивает концептуальное представление о развивающейся системе или ее отдельных структурных и функциональной компонентах.

Второй момент состоит в том, что контроллинг позволяет концептуально представить развивающуюся хозяйственную систему - организацию, территорию, национальную экономику - как системный экономический субъект, обладающий определенными потребностями и потенциалом воздействия на внешнюю среду. В развитии такого субъекта возникают новые функции, структурные компоненты и т.п. Далеко не всегда такие изменения носят прогрессивный характер. В данном отношении показателен опыт территорий депрессивного типа, в которых длительное существование и расширение масштабов финансовой поддержки из федерального бюджета приводит к формированию ряда дисфункций; выделим среди них и финансовое иждивенчество, т.е. стремление обеспечить свои потребности без развития собственного воспроизводства.

Дисфункции характерны и для высокоразвитых в экономическом отношении территорий и национальных экономик, где по мере роста и усложнения структуры и переплетения множества хозяйственных процессов возникает явление функционального дисбаланса в процессе территориального управления, а нормальные функции трансформируются в дисфункции. Такое преобразование означает потребность в корректирующем воздействии контроллинга. Выделим в данном отношении следующие направления такого корректирующего воздействия на развитие пространственных образований:

- рационализация в обеспечении важнейшими ресурсами, преодоление дефицита ряда ресурсов;

- оптимизация издержек, ликвидация зон формирования нелегитимных издержек и превращение ресурсов в источник вне легального обогащения;

- ускорение инноваций, обеспечение инвестиционной привлекательности пространственной системы;

- продвижение новых продуктов на рынок;

- финансирование качественных преобразований в системе и др.

Суммируя приведенные выше направления корректирующего воздействия контроллинга на развитие территориальных систем, сформулируем вывод о том, что контроллинг обладает системной информативностью. Раскроем данное положение. Информативность в данном случае заключается в том, что контроллинг позволяет комплексно исследовать развитие системы, обобщить возникающие в ней новые функции, раскрыть с помощью данных функций соответствующую совокупность новых явлений в развитии пространственной системы. Благодаря этому, извлекаются элементы нового знания о развитии территорий, которые востребованы как теорией управления пространственными системами, так и соответствующей практикой регионального управления и формирования региональной политики. Отметим, что здесь контроллинг непосредственно соприкасается с процессом возникновения качественно новой экономики знаний, для которой характерно тесное переплетение двух ранее обособленных процессов:

- во-первых, самовозрастания функционирующего капитала хозяйственной системы;

154

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Экономика

- во-вторых, самовозрастания знания о данном пространственном образовании.

Использование внутренних ресурсов концепции территориального контроллинга позволяет следующим образом раскрыть возможности контроллинга в процессе преобразования функции контроля в системе региональной экономической политики [5, с. 22]:

- эффективное обеспечение информационных потребностей экономических субъектов, органов территориальной власти и управления, а также институтов гражданского общества в целях подготовки, принятия и эффективной реализации инвестиционных, административных и социальных решений в рамках коррекции курса региональной экономической политики; технологии и организационные механизмы территориального контроллинга позволяют сократить общие издержки формирования и реализации данной политики;

- информативное наполнение функции контроля в системе региональной экономической политики в соответствии с императивами современного этапа развития, что позволяет адаптировать данную функцию к различным сферам и сценариям территориального развития;

- обновление портфеля технологий контроля, что позволяет повысить его эффективность и привлечь к контролю творческих людей.

Список литературы

1. Фалько, С. Г. Стратегическое управление и контроллинг в некоммерческих и общественных организациях: современное состояние и перспективы / С. Г. Фалько // Контроллинг. - 2011. - № 5 (42).

2. Бажаева, А. В. Контроллинг как инструмент анализа влияния новых технологий на развитие экономики предприятия / А. В. Башаева // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2 (34). - URL: http://www.m-economy.ru

3. Мокрушин, А. А. Взаимодействие вертикально интегрированных корпораций с региональными экономическими системами современной России: функции, формы, стратегии управления / А. А. Мокрушин. - М. : Вузовская книга, 2011.

4. Krugman, P. Increasing Returns and Economic Geography / P. Krugman // Journal of Political Economy. - 2003. - № 99.

5. Fujita, M. Economics of agglomeration: cities, industrial location and regional growth / M. Fujita, J.-F. Thisse. - Cambridge : Cambridge University Press, 2009.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Fal'ko S. G. Kontrolling [Controlling]. 2011, no. 5 (42).

2. Bashaeva A. V. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of modern economy]. 2010, no. 2 (34). Available at: http://www.m-economy.ru

3. Mokrushin A. A. Vzaimodeystvie vertikal’no integrirovannykh korporatsiy s regio-nal’nymi ekonomicheskimi sistemami sovremennoy Rossii: funktsii, formy, strategii upravleniya [Interaction of vertically integrated corporations with regional economic systems in modern Russia: functions, forms, control strategies]. Moscow: Vuzovskaya kniga, 2011.

4. Krugman P. Journal of Political Economy. 2003, no. 99.

5. Fujita M., Thisse J.-F. Economics of agglomeration: cities, industrial location and regional growth. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

Social sciences. Economics

155

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Зелепухина Елена Николаевна

соискатель, кафедра экономики и управления, Адыгейский государственный университет (Россия, г. Майкоп, ул. Университетская, 208)

E-mail: 647823@ mail.ru

Zelepukhina Elena Nikolaevna Applicant, sub-department of economics and management, Adygei State University (208 Universitetskaya street, Maikop, Russia)

УДК 3.30.301 Зелепухина, Е. Н.

Преобразование функции контроля в системе региональной экономической политики / Е. Н. Зелепухина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 4 (32). -С. 149-156.

156

University proceedings. Volga region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.