Научная статья на тему 'Возможности контекстного обучения для разработки заданий в информационно- образовательных средах'

Возможности контекстного обучения для разработки заданий в информационно- образовательных средах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEARNING ENVIRONMENT / MODELING OF LEARNING ENVIRONMENT / CONTEXTUAL LEARNING TECHNOLOGY / THE TYPES OF LEARNING TASKS FOR INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прищепа Татьяна Александровна

Рассматривается проблема создания заданий для информационно-образовательных сред, которые позволяют обеспечить творческую направленность процесса обучения, реализовать принципы поэтапной рефлексии деятельности. Обосновано, что технология контекстного обучения может быть содержательной основой для разработки заданий. Выделены и обоснованы виды заданий, которые ориентированы на динамическое развертывание деятельности от стадии изучения информации до стадии практической реализации некоторых аспектов рассматриваемой темы, проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF CONTEXTUAL TEACHING FOR DEVELOPMENT OF TASKS IN INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

The article presents the problem of creating tasks for a productive training in information-educational environments. The proposed approach to task creation provides the creative direction of the learning process, allows to implement the principles of phases of reflection in teaching. It was proved that contextual learning technology can be the basis for the process of creating tasks for a productive training in information-educational environments. The article presents the kinds of tasks for productive training in information-educational environments. Proves that the kinds of tasks are focused on the dynamic deployment of activities from the stage of examination of information up to the stage of practical implementation of some aspects of the subject, the problem. Provides the tasks for all of the models of contextual learning. Here are the kinds of the tasks: the tasks for understanding of information, the tasks for comparing of information, the tasks for substantiating of information, the tasks for reflection.

Текст научной работы на тему «Возможности контекстного обучения для разработки заданий в информационно- образовательных средах»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 377.4; 378.1

Т. А. Прищепа

ВОЗМОЖНОСТИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ В ИНФОРМАЦИОННО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

Рассматривается проблема создания заданий для информационно-образовательных сред, которые позволяют обеспечить творческую направленность процесса обучения, реализовать принципы поэтапной рефлексии деятельности. Обосновано, что технология контекстного обучения может быть содержательной основой для разработки заданий. Выделены и обоснованы виды заданий, которые ориентированы на динамическое развертывание деятельности от стадии изучения информации до стадии практической реализации некоторых аспектов рассматриваемой темы, проблемы.

Ключевые слова: образовательная среда, моделирование образовательной среды, технология контекстного обучения, виды учебных заданий для информационно-образовательной среды.

Сегодня происходят глобальные изменения в жизни современного общества. Компьютеры, объединенные в глобальную сеть, изменили методологию поиска и производства знаний. Процесс информатизации распространился на все сферы жизни общества. В настоящее время под информатизацией образования понимается процесс, направленный на повышение уровней качества и доступности образования на основе формирования единого и открытого информационного образовательного пространства и интенсивного внедрения дистанционных технологий во все сферы образовательной деятельности.

Основными отличительными чертами единого и открытого информационного образовательного пространства являются:

- существенное повышение уровня индивидуализации образования как в отношении вариативности содержания, так и в отношении разнообразия форм образовательного процесса;

- возрастание доли информационных коммуникаций в условиях расширенного доступа к информации, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательных процессов, их доступ к мировым информационным и сетевым ресурсам.

Совершенно очевидно, что в российском образовательном пространстве возникла острая необходимость изменения форм и содержания учебного процесса на всех уровнях образования. С одной стороны, необходимы новые приемы, способы организации образовательного процесса, ориентированные на познавательную самостоятельность студентов, обучающихся, их активную позицию в во-

просах приобретения новых знаний. С другой стороны, важно понять возможности использования дистанционных технологий в структуре активных, деятельностных методов обучения [1].

Одной из наиболее проблемных областей на современном этапе развития образования является проблема создания таких информационно-образовательных сред, которые позволяют обеспечить дея-тельностный характер образования человека.

Анализ работ по проблемам моделирования информационно-образовательных сред (В. А. Ясвин, В. И. Слободчиков и др.) показывает, что процесс разработки организационных и содержательных аспектов создаваемых сред должен быть ориентирован на конкретные образовательные цели.

Так, эколого-личностная модель среды, разработанная В. А. Ясвиным, обеспечивает возможности для саморазвития всех субъектов образовательного процесса, для чего автор выделяет пространственно-предметный (средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых действий и поведения субъектов образовательного процесса), социальный (характер взаимоотношений всех субъектов) и психодидактический компоненты (содержание и методы обучения) [2].

В. И. Слободчиков предлагает антрополого-психологическую модель, где базовым понятием выступает совместная деятельность и в качестве основных параметров выделены ресурсный потенциал среды и типы связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду [3].

А. В. Хуторской [4] при моделировании образовательной среды считает важным учитывать есте-

ственное или создаваемое социокультурное окружение обучающихся, включающее различные виды средств и содержания образования, способных обеспечить продуктивную деятельность. В такой среде обучающиеся, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и результаты осознания своей деятельности, смогут изучать необходимое информационное содержание, развиваясь в процессе творческой, проектной, эвристической, исследовательской деятельности.

Особые условия моделирования среды для профессионального обучения предлагает А. А. Вербицкий [5], разработав теорию контекстного обучения. В рамках контекстного обучения автор выделяет два значимых контекста: внешний - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых действует человек; внутренний - знания и опыт человека, индивидуально-психологические особенности.

Несколько слов о сущности контекстного обучения.

Автор выделяет некоторые противоречия, которые натолкнули его на разработку концепции контекстного обучения.

Первое противоречие между достаточно абстрактным предметом учебной деятельности (тексты, знаковые системы, программные действия) и реальным предметом будущей профессиональной деятельности, где знания должны применяться в контексте реальных процессов и ситуаций. Традиционное обучение не может решить это противоречие, отсюда феномен формальных знаний.

Второе противоречие между системным использованием знаний в реальной деятельности и «разнесенностью» их усвоения по различным учебным дисциплинам и кафедрам. Традиционное

обучение пытается разрешить это противоречие через установление межпредметных связей, разработку структурно-логических схем и сквозных программ специальностей. Но, как показывает практика, преподаватели зачастую не имеют цельного представления о той профессиональной деятельности, к которой они готовят студентов.

Третье противоречие между пассивной ролью обучающегося в обучении (отвечает на вопросы преподавателя, выполняет задания по его указаниям) и инициативной позицией специалиста в трудовой деятельности, когда надо принимать решения и нести за них ответственность.

Для разрешения выделенных противоречий А. А. Вербицкий предлагает технологию контекстного обучения, которая состоит из трех обучающих моделей: семиотической, имитационной, профессионально-социальной.

Семиотическая модель включает систему заданий, предполагающих работу с текстом и переработку знаковой информации.

Имитационная модель предполагает наличие таких учебных заданий, где предполагается выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение ее с будущей профессиональной деятельностью, осмысление знаний, которое происходит тогда, когда студент включает себя в ситуацию решения каких-то профессиональных задач.

Профессионально-социальная модель предполагает задания, которые должны выполняться в совместных, коллективных формах работы участников учебного процесса (два и более). Такие совместные поиски решения проблемы дают опыт коллективной работы в будущей профессиональной среде. Далее рассматриваются разные виды заданий, которые можно создавать в структуре всех моделей контекстного обучения (табл.).

Таблица

Уровень работы с информацией Задания в рамках семиотической модели Задания в рамках имитационной модели Задания в рамках профессионально-социальной модели

ПОНИМАНИЕ Студентам необходимо найти дополнительную информацию в интернет-источниках к уже предложенной в лекции информации Студентам надо найти на образовательных сайтах примеры практической деятельности учителей, подтверждающие некоторые теоретические положения лекции Участие студентов в мастер-классах, где практикующие учителя делятся своим опытом и проводят консультации

СОПОСТАВЛЕНИЕ, СООТНЕСЕНИЕ Студентам необходимо самостоятельно выделить дополнительные критерии, признаки для рассматриваемой в лекции информации на основе самостоятельно найденных интернет-источников Преподаватель предлагает студентам один или несколько размещенных на образовательных сайтах конкретных примеров деятельности учителей. Студентам надо придумать свой пример по заданному образцу и объяснить свою идею Участие студентов в сетевых конференциях, где они могут познакомиться с опытом разных учителей, с разными точками зрения на одну и ту же проблему, сравнить разные позиции

СОЗДАНИЕ и ОБОСНОВАНИЕ Студентам надо самостоятельно выделить дополнительные критерии, признаки для рассматриваемой в лекции информации и написать эссе для обоснования своей позиции. В структуре доказательства необходимо использовать факты из интернет-источников Студентам необходимо предложить авторские идеи для реализации их на практике (сценарии занятий, сценарии реализации проектной деятельности со школьниками и пр.), описать их, обосновать их целесообразность, эффективность Участие студентов в профессиональных дистанционных конкурсах, где индивидуально или в команде они создают новые профессиональные продукты (сценарии занятий, проектов, дидактические игры для школьников и пр.)

РЕФЛЕКСИЯ, ОЦЕНКА Студентам необходимо создать систему критериев для оценки определенных типов уроков, проектов и пр. на основе материала лекций и дополнительных интернет-источников Студентам необходимо провести экспертизу реальной разработки конкретного учителя по конкретным критериям. Разработка и критерии могут быть предложены преподавателем, а могут быть самостоятельно созданы студентом Участие студентов в сетевых проектах, где они работают в командах совместно с практикующими учителями. Обязательным условием сетевого проекта является создание совместной базы разработок, которые можно использовать в практической деятельности

Рассмотрим структуру и содержание некоторых из видов заданий из таблицы на конкретных примерах.

Задание в рамках семиотической модели — ПОНИМАНИЕ

Студентам необходимо найти дополнительную информацию в интернет-источниках к уже предложенной в лекции информации.

Пример задания.

В лекции выделены некоторые классификации инновационного поведения преподавателей в зависимости от мотивов и целей деятельности (К. Роджерс, К. Ангеловски и др.).

В приведенную ниже таблицу вписать ссылки на интернет-ресурсы (тексты докладов, статьи конференций и пр.), где предлагаются дополнительные классификации инновационного поведения преподавателей в зависимости от целей и мотивов их профессиональной деятельности; привести не менее двух ссылок с пояснениями.

Результаты выполнения задания можно посмотреть на сайте «Открытый класс» по ссылке: http:// www.openclass.ru/node/317192

Задания в рамках семиотической модели — СОЗДАНИЕ и ОБОСНОВАНИЕ

Обучающимся надо самостоятельно выделить дополнительные критерии, признаки для рассматриваемой в лекции информации и написать эссе для обоснования своей позиции. В структуре доказательства необходимо использовать факты из интернет-источников.

Пример задания.

Исследователи выделяют различные этапы инновационного процесса в зависимости от выделенных ведущих критериев. Студенты должны предложить свои критерии для выделения этапов инновационной деятельности учителей и предложить систему этапов на основе выделенных критериев.

Написать эссе (не более одной страницы), обосновывающее собственную точку зрения. В качестве фактов, которые будут использованы для обоснования своей точки зрения, студенты должны использовать интернет-источники: сайты конференций, мастер-классы педагогов, сайты учителей, сайты ведущих журналов, посвященных проблемам образования.

Если возникнут затруднения по выделению критериев и этапов, можно воспользоваться уже готовыми исследованиями, моделями по определению этапов (помимо тех, которые приведены в лекции). В этом случае в эссе необходимо обосновать, почему именно эту модель, это исследование было выбрано.

Результаты выполнения задания можно посмотреть на сайте «Открытый класс» в Дневнике обучения - задание 1 по ссылке: http://www.openclass. ru/node/317173

Задания в рамках семиотической модели — РЕФЛЕКСИЯ, ОЦЕНКА

Студентам необходимо создать систему критериев для оценки определенных типов уроков, проектов и пр. на основе материала лекций и дополнительных интернет-источников.

Пример задания:

В лекции вводится понятие «открытость новому опыту».

В приведенную ниже таблицу вписать конкретные критерии деятельности учителей, по которым можно было бы оценить их профессиональную деятельность с точки зрения открытости новому опыту.

Рядом с критерием ставить ссылку на интернет-источник, с которым работали по выделению именно данного критерия.

Результаты выполнения задания можно посмотреть на сайте «Открытый класс» по ссылке: http:// www.openclass.ru/node/317197

Задания в рамках имитационной модели — ПОНИМАНИЕ

Студентам надо найти на образовательных сайтах примеры практической деятельности учителей, подтверждающие некоторые теоретические положения лекции.

Пример задания.

В. И. Загвязинский выделяет следующие уровни педагогического творчества:

- наиболее масштабные и новаторские педагогические решения;

- преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, методов, условий обучения и воспитания;

- усовершенствование, модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания.

Найти в сети Интернет на образовательных сайтах примеры деятельности учителей, которые можно отнести к тому или другому уровню педагогического творчества. В приведенной ниже таблице коротко описать сущность деятельности учителей и поставить ссылку на найденный интернет-источник.

Привести не менее двух примеров для разных уровней педагогического творчества и дать пояснения, почему именно эти уроки были выбраны.

Результаты выполнения задания можно посмотреть на сайте «Открытый класс» по ссылке: http:// www.openclass.ru/node/310769

Задания в рамках имитационной модели — СОПОСТАВЛЕНИЕ, СООТНЕСЕНИЕ

Преподаватель предлагает студентам один или несколько размещенных на образовательных сайтах примеров деятельности учителей. Студентам надо придумать свой пример по заданному образцу и объяснить свою идею.

Пример задания.

Учитель информатики Л. Р. Газизова на своем авторском сайте http://infotech-g.narod.ru/ предлагает способы выполнения одного и того же задания в рамках различных методов проблемно-развивающего обучения. Познакомьтесь с разработкой Л. Р. Газизовой.

Придумайте учебное задание и коротко опишите способы реализации данного задания для всех четырех методов обучения, ориентируясь на логику описания в разработке учителя Л. Р. Га-зизовой.

Результаты выполнения задания можно посмотреть на сайте «Открытый класс» в Дневнике обучения - задание 1 по ссылке: http://www.openclass. гц/поае/366295

Задания в рамках имитационной модели — СОЗДАНИЕ, ОБОСНОВАНИЕ

Студентам необходимо предложить авторские идеи для реализации их на практике (сценарии занятий, сценарии реализации проектной деятельности со школьниками и пр.), описать их, при необходимости обосновать их целесообразность, эффективность. Пример задания.

Создать свой блог, где разместить краткое описание сценария занятия с использованием кейс-метода (кейс-технологии). При создании сценария описать идею кейса для авторского занятия (задание для кейса), содержание кейса (какие материалы предполагается разместить в кейсе), как предполагается организовать работу с кейсом (краткое описание хода занятия).

Результаты выполнения задания можно посмотреть на сайте «Открытый класс» в Дневнике обучения - задание 6 по ссылке: http://www.openclass. гц/поае/368225

Если говорить о профессионально-социальной модели, то задания в рамках данной модели заключаются в необходимости участия студента в реальных профессиональных дистанционных мероприятиях: мастер-классах, конференциях, конкурсах, сетевых проектах совместно с практикующими учителями, погружаясь в реальную профессиональную деятельность.

Предложенные идеи, на которых основывается процесс создания заданий для информационно-образовательных сред, ориентированы на активную познавательную, творческую, аналитическую, рефлексивную, исследовательскую деятельность обучающихся.

Важным принципом в таком процессе является расширение образовательных возможностей через возрастание объема научно-образовательных интернет-ресурсов, когда процесс обучения строится на осуществлении поэтапной рефлексии деятельности, которая приводит к осмыслению полученной информации - информация не только предлагается преподавателем в готовом виде, а чаще всего ищется, приобретается обучающимися самостоятельно.

Список литературы

1. Прищепа Т. А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: Томск, ТГПУ, 2010. 210 с.

2. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 366 с.

3. Слободчиков В. И. Новое образование - путь к новому сообществу. М.: Народное образование (Public education). 1998. № 1. С. 3-5.

4. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. 416 с.

5. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к IV заседанию методологического семинара. Москва: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

Прищепа Т. А., доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 23.05.2016.

T. A. Prishchepa

OPPORTUNITIES OF CONTEXTUAL TEACHING FOR DEVELOPMENT OF TASKS IN INFORMATION-EDUCATIONAL

ENVIRONMENTS

The article presents the problem of creating tasks for a productive training in information-educational environments. The proposed approach to task creation provides the creative direction of the learning process, allows to implement the principles of phases of reflection in teaching. It was proved that contextual learning technology can be the basis for the process of creating tasks for a productive training in information-educational environments.

The article presents the kinds of tasks for productive training in information-educational environments. Proves that the kinds of tasks are focused on the dynamic deployment of activities from the stage of examination of information up to the stage of practical implementation of some aspects of the subject, the problem.

Provides the tasks for all of the models of contextual learning. Here are the kinds of the tasks: the tasks for understanding of information, the tasks for comparing of information, the tasks for substantiating of information, the tasks for reflection.

Key words: learning environment, modeling of learning environment, the contextual learning technology, the types of learning tasks for information-educational environment.

References

1. Prishchepa T. A. Razvitiye gotovnosti pedagoga k innovatsionnoy deyatel'nosti na osnove obogashchayushchey obrazovatel'noy sredy v sisteme dopolnitel'nogo prifessional'nogo obrazovaniya. Dis. kand. ped. nauk [Development of readiness of the teacher to innovative practical based on the enriching educational environment in the system of additional professional education. Thesis. cand. of ped. sci.]. Tomsk, 2010. 210 p. (in Russian).

2. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational Environment: from modeling to design]. Moscow, Smysl Publ., 2001, 366 p. (in Russian)

3. Slobodchikov V. I . Novoye obrazovaniye - put' k novomu soobshchestvu [New education - the way to a new community]. Narodnoye obrazovaniye - Public Education, 1998, vol. 1, pp. 3-5 (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Khutorskoy A. V. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [The didactic heuristics. The theory and technology of creative teaching]. Moscow, MGU Publ., 2003, 416 p. (in Russian)

5. Verbitsky A. A. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya: materialy k IV zasedaniyu metodologicheskogo seminara [Competence approach and the theory of contextual learning: materials to the IV meeting of the methodological seminar]. Moscow, Issledovat. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004, 84 p. (in Russian)

Prishchepa T. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.