Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ БОРТОВЫХ СЕТЕЙ САМОЛЕТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ БОРТОВЫХ СЕТЕЙ САМОЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПОМЕХА / БОРТОВАЯ КАБЕЛЬНАЯ СЕТЬ / САМОЛЕТ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / РАДИОЧАСТОТНЫЕ ПОЛЯ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Клыков Антон Владимирович, Кириллов Владимир Юрьевич

В статье проводится анализ возможностей компьютерного моделирования для решения задач электромагнитной совместимости (ЭМС) бортовых кабельных сетей (БКС) самолетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Клыков Антон Владимирович, Кириллов Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ БОРТОВЫХ СЕТЕЙ САМОЛЕТОВ»

Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 57

www.mai.ru/science/trudy/

УДК 621.315.21

Возможности компьютерного моделирования при решении задач электромагнитной совместимости бортовых

кабельных сетей самолетов

А.В. Клыков, В. Ю. Кириллов

Аннотация:

В статье проводится анализ возможностей компьютерного моделирования для решения задач электромагнитной совместимости (ЭМС) бортовых кабельных сетей (БКС) самолетов.

Ключевые слова:

электромагнитная совместимость; электромагнитная помеха; бортовая кабельная сеть; самолет; компьютерное моделирование; радиочастотные поля высокой интенсивности.

Введение

В последние годы существенно возросло значение как внутрисистемной ЭМС радиоэлектронного, электронного и электротехнического бортового оборудования (БО) самолетов, так и защиты БО от электромагнитных помех (ЭМП). Одним из наиболее очевидных путей проникновения ЭМП в БО являются БКС.

Анализ последних публикаций по вопросам значения ЭМС и защиты от ЭМП самолетов показывает, что, хотя и проанализированы вопросы общей ЭМС БО самолетов и его защиты от ЭМП, однако значение БКС с этой точки зрения и возможности компьютерного моделирования не раскрыты.

Целью статьи является анализ БКС в современном авиастроении и описание возможностей компьютерного моделирования для исследования ЭМС БКС самолетов.

Анализ современного состояния БКС отечественных и зарубежных самолетов показывает, что процесс их развития неразрывно связан с процессом совершенствования самих самолетов, комплексов их БО и их системы электроснабжения (СЭС).

В 70-80-е годы ХХ века в зарубежной литературе появилась терминология: All Electric Aircraft (полностью электрифицированный самолет - ПЭС). В концепции реализации возможно полной электрификации самолета «ПЭС» понимается как самолет с единой СЭС, обеспечивающей питанием все системы БО. Ввиду того, что при том уровне технического развития не представлялось возможным реализовать идеи концепции ПЭС в полном объеме, в конце 90-х годов появилась концепция: More Electric Aircraft (более электрифицированного самолета - БЭС). Согласно данной концепции повышение уровня электрификации самолетов должно проводиться поэтапно.

Среди российских специалистов и авиационных фирм, предпринимающих попытку реализации концепций БЭС и ПЭС, встречаются определения «самолет с повышенным уровнем электрификации» (СПУЭ) и «самолет с полностью электрифицированным оборудованием» (СПЭО). По мнению авторов [1, 2], определения «БЭС» и «ПЭС» не только неточно отражает сущность предмета исследования «электрификации» самолета, но и входит в некоторое противоречие с устоявшейся терминологией иных транспортных средств («электрифицированный железнодорожный транспорт», «электромобиль»), где даже в качестве первичного источника энергии может применяться электроэнергия, а для силовых приводных механизмов используются электрические машины [3].

На современном этапе авиастроения актуальность обеспечения ЭМС самолетных систем, защиты БО от внешних ЭМП, обеспечения надежной передачи энергии и информации по БКС возрастает. Этому способствуют следующие факторы: развитие электроники и силовой электроники, открывшее реальные перспективы внедрения цифровых систем управления электроэнергетическими комплексами, мощных полупроводниковых преобразовательных устройств, бесконтактной твердотельной коммутационной и защитной аппаратуры; рост числа и мощности приемников электрической энергии, переход к электродистанционной системе управления, к концепциям СПУЭ и СПЭО, - все это обуславливает непрерывное увеличение установленной мощности СЭС и повышения требований, предъявляемых к их массоэнергетическим, эксплуатационно-техническим характеристикам, качеству электрической энергии и качеству её передачи к приемникам, кроме того, также рост потребления электроэнергии вызывает проблему перехода на питание потребителей током повышенного уровня напряжения; ухудшение экранирующих свойств планера, вследствие расширения применения композитных материалов; усложнение электромагнитной обстановки (ЭМО) и ухудшению электромагнитной экологии из-за электромагнитного загрязнения окружающей среды, вызванного интенсивным и неконтролируемым авиационными властями увеличением количества и мощности источников электромагнитных полей высокой интенсивности; по-

стоянно расширяющееся внедрение электронных и электрических систем, выполняющих функции необходимые для безопасного продолжения полета и посадки [4, 5].

Это вынуждает проводить активную работу по поиску и внедрению новых эффективных технических решений [2].

Важной задачей в авиастроении является обеспечение защиты БО от внешних ЭМП. Наиболее опасными ЭМП для БО являются электромагнитные поля высокой интенсивности и воздействие молнии. Источниками электромагнитных полей высокой интенсивности являются передатчики, преднамеренно излучающие электромагнитную энергию, например, радио- и телепередатчики, метеорадары, радары наземных средств управления воздушным движением, различные военные системы наземного и воздушного базирования, такие как системы радиолокационного обнаружения, средства радиоэлектронной борьбы и противодействия, электромагнитное оружие. При воздействии на самолет электромагнитного поля возникает взаимодействие конструкции самолета с полем. Электронное оборудование, расположенное внутри самолета, подвергается влиянию двух типов опасных воздействий: наведенным токам и электромагнитному полю. Удар молнии происходит один раз на каждые 3000 часов полета (примерно раз в год) коммерческих самолетов и может привести к физическому разрушению самолета, а также повлиять на функционирование бортовых систем. Взаимодействие молнии с обшивкой самолета вызывает появление в ней электрического тока, который создает электрическое и магнитное поля во внутреннем объеме конструкции самолета, что может привести к повреждению БО самолетов. Для определения уровней напряжений и токов, индуцируемых электромагнитным полем в БКС самолета необходимо определить параметры ЭМО [4].

В настоящее время ЭМО во внутреннем объеме конструкции самолетов, условия обеспечения ЭМС самолетных систем и защиты БО от ЭМП определяются опытным путем в основном по результатам лабораторных, стендовых и наземных полевых испытаний. В процессе испытаний определяется восприимчивость оборудования и получается передаточная функция самолета, позволяющая определить связь между параметрами электромагнитного поля и снаружи и внутри самолета, где расположено БО. Технология анализа условий обеспечения ЭМС, основанная на практических измерениях требует больших материальных и временных затрат. Для уменьшения материальных и временных затрат на исследование ЭМС БО и разработку методов его защиты от ЭМП, необходимо применение методов их моделирования ЭМО и физических процессов воздействия ЭМП на элементы и устройства бортовых систем.

Целями моделирования является построение адекватной модели БКС, разработка алгоритмов моделирования ЭМС, помехоэмиссии и восприимчивости к ЭМП, создаваемым источниками различного типа.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач, среди которых: определение параметров ЭМП, воздействующих на самолет; построение компьютерной модели самолета, БО и БКС; исследование путем моделирования физических процессов проникновения и распространения ЭМП в конструкции самолета; исследование восприимчивости БКС к ЭМП; разработка методов и технических средств для защиты БКС и БО от ЭМП.

Для моделирования ЭМС элементов БКС, воздействия ЭМП на БКС, исследования восприимчивости к ЭМП и помехоэмиссии от БКС можно использовать различные программные комплексы, способные решать задачи ЭМС. Среди них рассмотрим и проанализи-

руем возможности трех программных комплексов (см. таблицу 1): CST Studio Suite [6, 7]; FEKO Suite 6.1 [8, 9]; EMC Studio 6.0 [10, 11].

Таблица 1 - Сравнительный анализ рассматриваемых программных комплексов

Параметры сравнения \ Программный комплекс CST Studio Suite 2011 FEKO Suite 6.1 EMC Studio 6.0

Составляющие моделей кабелей и жгутов Одиночные провода + + +

Коаксиальные провода + + +

Плоские многожильные провода + + +

Витые пары + + +

Витые тройки, четверки + + -

Экраны (сплошные, плетеные) + + +

Моделирование сложных кабелей и жгутов с неограниченным числом проводников + + +

Моделирование прохождения различных видов сигналов по проводникам + - +

Расчет напряжений и токов в проводниках + + +

Расчет перекрестных связей в кабелях и жгутах + + +

Расчет восприимчивости к ЭМП Электромагнитные поля высокой интенсивности + + +

Воздействие молнии + - -

Расчет помехоэмиссии от кабелей и жгутов + + +

Примечание: «+» - выполняется программным пакетом; «-» - не выполняется программным

пакетом.

Основные требования, предъявляемые к программным комплексам данного типа формулируются следующим образом: моделирование ЭМП в кабелях и сложных жгутах с неограниченным числом проводников (одиночные провода; витые пары, тройки, четверки;

коаксиальные провода; плоские многожильные провода) от прохождения по ним различных видов сигналов; расчет напряжения в разных точках кабелей, протекающих токов через определенные проводники, S-параметры, импедансы; расчет восприимчивости проводников к ЭМП, создаваемым источниками различного типа и помехоэмиссии от кабелей.

Наиболее подвержены воздействию ЭМП кабельные жгуты расположенные внутри конструкций из композитных материалов. Рассмотрим пример моделирования в программе CST Studio Suite 2011 восприимчивости к электромагнитному полю высокой интенсивности экранированного кабельного жгута проходящего по заднему лонжерону композитного крыла от фюзеляжа до законцовки крыла. Моделирование восприимчивости проводится на частотах от 15 кГц до 1 ГГц. В модели используется упрощенная модель композитного крыла, в которой используется только обшивка крыла (рисунок 1). На композитное крыло и экранированный кабельный жгут воздействует плоская электромагнитная волна (рисунок 2) напряженностью 100 В/м (рисунки 3, 4) по категории W раздела 20 (радиочастотная восприимчивость) АС 1.1.160F-2008 [12].

Рисунок 1 - Упрощенная модель композитного крыла

Рисунок 2 - Плоская электромагнитная волна, воздействующая на композитное крыло

Рисунок 3 - Форма кривой немодулированного сигнала плоской электромагнитной волны по

разделу 20 АС 1.1.160Б-2008

Время [мкс]

Рисунок 4 - Зависимость амплитуды от времени немодулированного сигнала

плоской электромагнитной волны

Рисунок 5 - Частотный спектр наведенного напряжения в кабеле от плоской электромагнитной волны

Из рисунка 5 видно, что применяемый в экранированном кабельном жгуте плетеный экран обеспечивает определенный уровень защиты от представленного электромагнитного поля высокой интенсивности. С помощью моделирования восприимчивости можно подобрать наилучший с точки зрения экранирования и массогабаритных показателей экран, который будет обеспечивать необходимое экранирование от электромагнитных полей высокой интенсивности или других ЭМП.

Заключение

В целом компьютерное моделирование с помощью рассмотренных программных комплексов позволяет:

— сократить часть экспериментальных работ, направленных на обеспечение ЭМС и защиты от ЭМП, тем самым экономя временные и материальные ресурсы, затрачиваемые на проектирование;

— определить области и величину завышенных требований по обеспечению ЭМС и защиты от ЭМП;

— разработчикам самолетов и БО уменьшать массогабаритные показатели и энергопотребление, увеличивать надежность систем БО, а также дополнительно экономить временные и материальные ресурсы.

Библиографический список

1. Брускин Д.Э. Самолеты с полностью электрифицированным оборудованием. Сер. Электрооборудование транспорта. - Т. 6 / Д.Э. Брускин, С.И. Зубакин.- М.: ВИНИТИ, 1986.- 108 с.

2. Кузьмичев Р.В. Генератор в системе электроснабжения самолета с повышенным уровнем электрификации - ОАО «ОКБ Сухого»

http://www.uacrussia.ru/common/img/uploaded/news/conf_kadry_MAKS_2009/konkurs/K uzmichev.pdf , август 2009.

3. Гарганеев А.Г., Харитонов С.А. Технико-экономические оценки создания самолета с полностью электрифицированным оборудованием / Доклады ТУСУРа, № 2 (20), декабрь 2009. - С.179-184.

4. Шмырев В.Ф., Фомичев К.Ф. Современные аспекты защиты бортового оборудования летательных аппаратов от электромагнитных воздействий. Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского "ХАИ", Харьков / Системы обработки информации. - Харьков: ХУПС, 2011. - Вып. 4(94). - С. 99-105.

5. Воронович С. Полностью электрический самолет / С. Воронович, В. Каргапольцев, В. Кутахов //Авиапанорама. - 2009. - № 2. - С. 23-27.

6. Complete Technology for 3D EM Simulation: https://www.cst.com/

7. Обзор продуктов компании Computer Simulation Technology: http://www.eurointech.ru/cst

8. Универсальное программное обеспечение моделирования электромагнитных / Comprehensive electromagnetic simulation software: http://www. feko. info/

9. Система 3D электромагнитного моделирования FEKO: http://rodnik.ru/product/sapr/sapr_svch/EM_Software_Systems/feko/

10. EMCoS. Electromagnetic Consulting and Software: http://www.emcos.com/

11. Обзор EMC Studio: http://www.rodnik.ru/product/sapr/sapr_svch/Electromagnetic_Consulting_and_Software/ob zor/

12. АС 1.1.160F-2008 - Авиационный справочник. Внешние воздействия и методы испытаний авиационного бортового оборудования.

Сведения об авторах:

Клыков Антон Владимирович, инженер ЗАО «ОКБ «Аэрокосмические системы».

ул. Программистов, 4, г. Дубна, Московская область, 141983;

тел.: (495) 926-74-29; e-mail: klykov@aerospace-systems.ru

Кириллов Владимир Юрьевич, , профессор, заведующий кафедрой Московского авиационного института (национального исследовательского университета), д.т.н., МАИ, Волоколамское ш., 4, Москва, А-80, ГСП-3, 125993; тел.: (499) 158-49-01; e-mail: kaf309@mai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.