Научная статья на тему 'Возможности использования словарных статей "Топонимического словаря Тувы" на уроках русского языка'

Возможности использования словарных статей "Топонимического словаря Тувы" на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДКОММУНИКАТИВНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / СЕМАНТИЗАЦИЯ / АДАПТИРОВАННЫЕ И НЕАДАПТИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ / SEMANTICIZATION ADAPTED AND NOT ADAPTED TEXTS / РЕЧЕВАЯ СРЕДА / SPEECH ENVIRONMENT / PRE-COMMUNICATION AND COMMUNICATION TASKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ондар Б.К.

Статья посвящена методам и приемам использования словарных статей ©Топонимического словаря Тувыª на уроках русского языка. Предложены образцы текстов и показаны возможности их использования на уроках развития устной и письменной речи учащихся, рекомендована методика работы над топонимическими текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING OF THE LEXICAL ENTRY OF "TOPONYMICAL DICTIONARY OF TUVA‟

This article deals with the methods and ways of using glossary articles of -The glossary of the Tuvan toponymy‖ at the lessons of Russian. The samples of texts and the possibility of their use at the lessons of speaking and writing are offered. The technique work on toponymy texts is recommended.

Текст научной работы на тему «Возможности использования словарных статей "Топонимического словаря Тувы" на уроках русского языка»

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ «ТОПОНИМИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ТУВЫ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

POSSIBILITIES OF USING OF THE LEXICAL ENTRY OF 'TOPONYMICAL

DICTIONARY OF TUVA'

Б.К.Ондар B.K.Ondar

Статья посвящена методам и приемам использования словарных статей «Топонимического словаря Тувы» на уроках русского языка. Предложены образцы текстов и показаны возможности их использования на уроках развития устной и письменной речи учащихся, рекомендована методика работы над топонимическими текстами.

Ключевые слова: предкоммуникативные и коммуникативные задания, семантизация, адаптированные и неадаптированные тексты, речевая среда.

This article deals with the methods and ways of using glossary articles of "The glossary of the Tuvan toponymy" at the lessons of Russian. The samples of texts and the possibility of their use at the lessons of speaking and writing are offered. The technique work on toponymy texts is recommended.

Key words: pre-communication and communication tasks, semanticization adapted and not adapted texts, speech environment.

В настоящее время в методике наблюдается тенденция к дифференциации и специализации средств обучения, в том числе и словарей разных типов. Обогащение словаря учащихся невозможно без целенаправленной, систематической работы со словарями. Использование словарных статей способствует развитию потенциала речевой среды.

Ниже предлагаются словарные статьи из «Топонимического словаря Тувы» (Ондар Б.К., 2007). На их материале учитель может составить ряд предкоммуникативных и коммуникативных заданий и упражнений, выполнение которых может быть сведено к разнообразным операциям выбора, трансформации, перестановки, т.е. к выработке у учащихся навыков построения текста.

Известно, что все языковые средства (слова, словосочетания, предложения) значительно успешнее усваиваются в контексте. Это обусловлено много -аспектностью текста как лингвистической единицы. Текстовый материал обладает не только большими воспитательными возможностями, но и служит средством осознания и

Словари - настоящие друзья. Чем раньше заведете с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее ваши знания.

(В.Н. Сергеев) осмысления коммуникативной функции языка, несет в себе определенную информацию и способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Отбор учебных текстов производится на основе следующих принципов:

1. Текст должен быть доступным и не содержать большого количества неизвестных учащимся слов.

2. Текст должен быть посильным не только по содержанию, но и по объему.

3. Текст должен обладать информативной целостностью, являться источником полезных сведений из области науки, истории, экологии и т.д. Любая информация, заложенная в тексте, служит для передачи её адресату, то есть текст как продукт речи имеет целью решение определенной коммуникативной задачи, письменный текст коммуникативно направлен.

4. Текст должен представлять собой законченное целое, характеризоваться единством и замкнутостью содержания.

5. Тематика и степень сложности текстов неодинаковы на разных этапах обучения.

6. Каждый текст должен сопровождаться системой лексико-грамматических упражнений, выполнение которых

способствовало бы усвоению грамматического материала, обогащению словарного запаса учащихся, дальнейшему совершенствованию их речевых навыков и умений. Нужно, чтобы в тексте было достаточное количество слов, к которым можно подобрать определения, одноко-ренные слова, синонимы, антонимы и т.д.

7. В работе с текстом рекомендуется использовать средства наглядности: репродукции, картины, рисунки учащихся и др.

Таким образом, при работе с материалами Словаря, прежде всего, следует обратить внимание на подбор текстов, соответствующих цели и задачам урока. Отбор текстов к урокам русского языка осуществляется с расчетом, чтобы на основе их содержания можно было бы создать разнообразные речевые ситуации, побуждающие у учеников желание и стремление создать свои мысли.

Работа со словарями предполагает следующие этапы.

Первый этап работы - ознакомление учащихся с композицией словаря, со структурой словарных статей, со словарными пометами. Вызвать интерес к источнику - Словарю способствует рассказ о создании автором Словаря, знакомство с личностью автора. На этом этапе также следует обучить учащихся технике работы со словарями. Внимание учащихся обращается на характер функционирования в словаре терминов: топоним, ороним, гидроним,

антропоним. Очень важно в первых же уроков научить школьников правильно произносить и писать изучаемые термины, которые постепенно должны переходить в активный словарь. Определенный эмоциональный настрой создает прослушивание музыки.

Второй этап связан с работой над текстом. Вспомним слова известного ученого лингвиста прошлого А.А. Мир-това, что «один и тот же текст следует читать 3-4 раза, чтобы научиться читать не разобщенные слова, а целые предложения и понимать их». Идет работа по отработке техники чтения и уяснению трудных элементов содержания читаемого.

Работа над содержанием текста. Ответы на вопросы по содержанию текста. Анализ текста.

Третий этап - совершенствование речевых умений и навыков. Воспроизведение содержания текста.

Вниманию читателей предлагаем следующие словарные статьи.

Тема: Глагол

Сказочный Сут-Хол

На левом берегу бурного Хемчика находится озеро Сут-Хол с удивительно прозрачной водой. В его окрестностях раскинулись прекрасные пастбища.

О происхождении гидронима существуют легенды. В давние времена жила на берегу озера старуха-колдунья, которая готовила целебные отвары, произносила заклинания. Иногда она насылала грозу на тайгу. Сут-хольские чабаны покорили ее своей щедрой душой. Однажды выплеснула колдунья большой чан молока в озеро, и оно стало белым-белым, словно молоко. По другой легенде, на берегу озера жил старик, который сушил корни живородной гречишки и этим питался. Корни по вкусу напоминали молоко. Третья легенда утверждает, что в озере обитает чудовище-бык. Когда он выплывает, то озеро бурлит и шумит. Народ говорит, что мифическая гора Сумбер-Уула находится в глубинах Сут-Холя. Жители любят свое «Молочное озеро», слагают о нем песни. Для народа это озеро -священное.

Первоначальным этапом работы является чтение, выписывание из словарной статьи незнакомых слов и словосочетаний в словарики, объяснение их (заклинания, чан, живородная гречишка). Особые требования при работе над словарной статьей предъявляются к речи учителя: правильность, выразительность, ясность, логичность, содержательность.

Тексты краеведческой направленности создают условия для работы по обогащению словарного запаса учащихся лексикой определенных тематических групп. Учащиеся тувинской школы особо нуждаются в обогащении словарного запаса, нужно вводить в их речевую

практику в первую очередь прилагательные, которые делают речь образной и выразительной. Учитель находит разные методы работы с учащимися: слово учителя, беседа, упражнение, анализ языка и др.

В методике русского языка способов семантизации слов достаточно много: синонимический, антонимический,

словообразовательный, этимологический, контекстуальный, наглядный, описательный, перевод на родной язык. При объяснении вышеуказанных слов учитель может применить работу со словарем как метод: заклинание - в народных представлениях: магические слова, звуки, которыми заклинают; живородная гречишка (гречиха) - посевное травянистое растение, из семян которого изготовляют крупу и муку; чан - большая деревянная или металлическая кадка (Словарь Ожегова, с. 207; 145; 877).

Учащиеся знакомятся со значением топонимов Сумбер-Уула (мифическая гора в тувинских сказаниях; сумбер -высокая остроконечная гора, уул - монг. гора), Сут-Хол (молочное озеро), Хемчик («речка» по отношению к Улуг-Хему «Великой реке»). Народ называет Хемчик «малой колыбелью Тувы», а Улуг-Хем «большой колыбелью». Учитель может вести разговор об обычаях и традициях тувинского народа, связанных со священными озерами, горами, реками. Урок может иметь большое значение в экологическом воспитании детей.

Тема: Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные.

Азас

Азас - жемчужина Тоджи. Это ему, прекрасному озеру, посвящены строки стихотворения Л.Б. Чадамба: Над озером алый пылает закат. Дворцы золотые на небе блестят, И золото льется, на волны ложась, Расплавленным солнцем наполнен Азас.

Ласковый Азас красив. Вдоль его южных берегов толпятся зеленые купола гор, покрытые тайгой. Вода в озере то лазурно-голубая, то серовато-белая, как облака над ним. Берега озера усыпаны цветами. Покачиваются изящные царские кудри, синеют ирисы. Полыхают

огнем жарки. Белоснежные кувшинки украшают Азас.

Местные жители говорят, что здесь обитал когда-то аза ас «чертов горностай». Это легенда. Азас - слово кетское, в котором зас объясняется как «река, родник».

1. Слово учителя.

2. Чтение текста. Определите тип речи.

3. Объясните значение гидронима Азас (воспользуйтесь «Словарем гидронимов» Ондар Б.К.)

4. Упражнения. Учитель разрабатывает задания и упражнения наиболее рациональные и эффективные с точки зрения обогащения словаря и развития речи учащихся на материале словарной статьи.

5. Вы - художник. Нарисуйте озеро Азас, расскажите об этом озере по нарисованному вами рисунку с использованием имен прилагательных.

6. Вы - экскурсовод. Расскажите об озерах Тувы, используя «яркие» прилагательные.

7. Дома: выучить стихотворение об Азасе.

Написать сочинение-описание об озере.

Составить диалог «Встреча на берегу Азаса».

Тема: Качественные имена прилагательные

Седой Хайыракан

Ранняя, утренняя прохлада. Отдаленные громады. Седые, румяные, синие горы. Вечные снега. Неподвижная цепь облаков. На левом берегу Улуг-Хема стоят высокие, резко очерченные скалы. Далеко видны их вершины. Скалы, как легендарные Сирены, притягивают к себе взор путника. Самые высокие утесы отражаются в светлых водах Енисея. Недалеко от села Хайыракан возвышается гора Буура, название горы переводится «верблюд». На вершине Бууры сверкает снег. Осенью гора раньше всех одевается в ослепительный снежный наряд, и прохлада освежает душный воздух Бура, как считают местные жители, выдает погоду. Если летом с нее подует холодный ветер, то приходит дождь, иногда даже снег.

• Перед вами описание горы Хайыракан. Что вы почувствовали, прочитав текст?

• Какие прилагательные вам больше всего понравились? Почему? Обратите внимание на олицетворение.

• Сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

• Обратите внимание на орфограммы в словах: ранняя, утренняя, очерченные, отражаются, притягивают, освежает, неподвижная.

• Подберите к слову скала, громады, гора «живые» прилагательные и запишите словосочетания.

• Представьте, что вы на вершине горы Хайыракан. Посмотрите на Хайыракан глазами художника. Опишите ваше впечатление. Создайте словесную миниатюру, озаглавьте ее.

Дома: 1. Найдите в Словаре описание гор Ак-Бедик, Одуген, Чалама. Почему эти горы в народе почитаются? Опишите гору вблизи вашего села (города).

2. Напишите сочинение «Выше гор бывают только горы».

При работе с текстами из словарных статей рекомендуется использовать средства наглядности: репродукции, картины, рисунки учащихся и др.

Учитель, отбирая словарные статьи с текстами (адаптированные или неадаптированные), формулируя задания к ним, создает искусственную речевую среду, способствующую развитию любознательности, интереса к русскому языку.

«Топонимический словарь Тувы» поможет учителю объяснить значение собственных имен - топонимов, гидронимов, оронимов Тувы, даст новые сведения из истории, географии и др. наук, расширит кругозор учащихся. Учащимся нужно понять, что словарь -«Это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё» (А.Франц).

ОБ АФФИКСАХ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПАРНЫХ СЛОВ ТУВИНСКОГО ЯЗЫКА

POSSESSIVE AFFIXES OF THE ALLITERATING WORDS OF THE

TUVAN LANGUAGE

Ондар Н.М.

Ondar N.M.

В данной статье рассматриваются один из малоизученных аспектов парных существительных тувинского языка - категория принадлежности. Примыкание аффиксов принадлежности к парным существительных показаны по лексико-семантическим группам парных слов. Также в работе анализируются, какие изменения происходят в каждом из компонентов парного существительного при прибавлении к ним аффиксов принадлежности.

Ключевые слова: часть речи, парные слова, парные существительные, грамматическая категория, аффиксы, аффиксы принадлежности, лексическое значение, компоненты парных слов, анлаут, ауслаут.

One of the characteristics of alliterating words of the Tuvan language that distinguishes them from other types of structures of compound stems is that they are composed exclusively of morphologically homogeneous words. In addition, morphologically homogeneous words, forming alliterating words and referring some parts of speech, perform all of its inherent functions. Alliterating words take all inflectional and derivational affixes of this part of speech.

This article describes the category - Possession one of the little-known aspects of alliterating nouns of the Tuvan language.The components of alliterating nouns can have independent lexical meaning and in some case only one component have independent lexical meaning. This article analyses the changes of each components of the alliterating noun when affixes add. Observations show frequency of fixing of Possession affixes to the components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.