Научная статья на тему 'Возможности использования симуляторов в медицинском образовании'

Возможности использования симуляторов в медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
630
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
симуляционные технологии / симуляторы / медицинское образование / simulation’s technology / simulators / medical education.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Камышникова Людмила Алексан, Ефремова Ольга Алексеевна, Ивахно Елена Николаевна, Дуброва Владислав Александрович

Цель исследования. Литературный обзор использования симуляторов в учебном процессе медицинского вуза. Материал и методы. Был проведен поиск научных публикаций по ключевым словам: симуляционные технологии, симуляторы, медицинское образование (на русском и английском языках), с использованием системы поиска Google Scholar. Временной диапазон поиска с 2009 по 2019 г. Было найдено более 19 000 статей, далее, используя сортировки по датам и точным совпадениям, сузили результат поиска до 98 статей, которые были нами проанализированы, из них отобрали 32 с учетом цели статьи. Результаты. Показаны и определены основные преимущества использования тренажеров-симуляторов, которые позволяют студенту-медику представить пациента образно и выполнить практические действия с пациентом без его непосредственного участия, самостоятельно задавать исходные параметры проводимого исследования и регистрировать соответствующие изменения результатов эксперимента, анализировать, выявлять закономерности и делать выводы, при необходимости неоднократно повторяя попытки. Также показаны сложности, связанные со значительными первоначальными затратами на обучение преподавателей, отсутствие текущих образовательных программ моделирования. Заключение. Применение технологии компьютерных симуляций в образовательном процессе повышает объективность и качество проверки и оценки знаний, умений и владений практическими навыками обучающихся, а в клинической практике позволяет повысить уровень квалификации практикующих специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Камышникова Людмила Алексан, Ефремова Ольга Алексеевна, Ивахно Елена Николаевна, Дуброва Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities of Using Simulators in Medical Education

Application of simulation techniques in modern educational process associated with the use of virtual simulators in medical education is topical issue in article examined. Literary review of using simulations in medical education was purpose of this article. Material and methods. Keywords used in search simulation technologies, simulators, medical education (in Russian and English), using Google Scholar search system, search range from 2009 to 2019. More than 19 000 articles is founded, using sorting by date and exact matches, and we narrowed down the search result to 98 articles that we analyzed, selected 32 of them, taking into account the purpose of the article. Results. It has identified the main advantages of using simulators, which allow the medical student to present the object of study and perform practical actions with it. Simulators independently set the initial parameters of the conducted research and register the corresponding changes in the experimental results, analyze, identify patterns and draw conclusions, if necessary, repeatedly repeating attempts. It also shows the difficulties associated with significant initial costs for teacher’s training, and the lack of current educational modeling programs. Conclusion. The use of computer simulation technology in the educational process increases the objectivity and quality of the verification and assessment of knowledge, skills and possessions of practical skills of students, and in clinical practice can improve the skill level of practitioners.

Текст научной работы на тему «Возможности использования симуляторов в медицинском образовании»

DOI: 10.31556/2219-0678.2019.37.3.046-052

Возможности использования симуляторов в медицинском образовании

Л.А. Камышникова, О.А. Ефремова, Е.Н. Ивахно, В.А. Дуброва

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия

Цель исследования. Литературный обзор использования симуляторов в учебном процессе медицинского вуза.

Материал и методы. Был проведен поиск научных публикаций по ключевым словам: симуляционные технологии, симуляторы, медицинское образование (на русском и английском языках), с использованием системы поиска Google Scholar. Временной диапазон поиска с 2009 по 2019 г. Было найдено более 19 000 статей, далее, используя сортировки по датам и точным совпадениям, сузили результат поиска до 98 статей, которые были нами проанализированы, из них отобрали 32 с учетом цели статьи.

Результаты. Показаны и определены основные преимущества использования тренажеров-симуляторов, которые позволяют студенту-медику представить пациента образно и выполнить практические действия с пациентом без его непосредственного участия, самостоятельно задавать исходные параметры проводимого исследования и регистрировать соответствующие изменения результатов эксперимента, анализировать, выявлять закономерности и делать выводы, при необходимости неоднократно повторяя попытки. Также показаны сложности, связанные со значительными первоначальными затратами на обучение преподавателей, отсутствие текущих образовательных программ моделирования.

Заключение. Применение технологии компьютерных симуляций в образовательном процессе повышает объективность и качество проверки и оценки знаний, умений и владений практическими навыками обучающихся, а в клинической практике позволяет повысить уровень квалификации практикующих специалистов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: симуляционные технологии, симуляторы, медицинское образование.

Для цитирования: Камышникова Л.А., Ефремова О.А., Ивахно Е.Н., Дуброва В.А. Возможности использования симуляторов в медицинском образовании. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019;(3):46-52. DOI: 10.31556/2219-0678.2019.37.3.046-052

Opportunities of Using Simulators 46 in Medical Education

L.A. Kamyshnikova, O.A. Efremova, E.N. Ivakhno, V.A. Dubrova

Belgorod State University, Russia

Application of simulation techniques in modern educational process associated with the use of virtual simulators in medical education is topical issue in article examined. Literary review of using simulations in medical education was purpose of this article.

Material and methods. Keywords used in search simulation technologies, simulators, medical education (in Russian and English), using Google Scholar search system, search range from 2009 to 2019. More than 19 000 articles is founded, using sorting by date and exact matches, and we narrowed down the search result to 98 articles that we analyzed, selected 32 of them, taking into account the purpose of the article.

Results. It has identified the main advantages of using simulators, which allow the medical student to present the object of study and perform practical actions with it. Simulators independently set the initial parameters of the conducted research and register the corresponding changes in the experimental results, analyze, identify patterns and draw conclusions, if necessary, repeatedly repeating attempts. It also shows the difficulties associated with significant initial costs for teacher's training, and the lack of current educational modeling programs.

Conclusion. The use of computer simulation technology in the educational process increases the objectivity and quality of the verification and assessment of knowledge, skills and possessions of practical skills of students, and in clinical practice can improve the skill level of practitioners.

KEYWORDS: simulation's technology, simulators, medical education.

For citations: Kamyshnikova LA, Efremova OA, Ivakhno EN, Dubrova VA. Opportunities of using simulators in medical education. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2019;(3):46-52. DOI: 10.31556/2219-0678.2019.37.3.046-052

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Классическая система клинического медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки врача [1, 2, 3, 4].

С целью активизации познавательной деятельности студента необходимо использовать все возможные си-муляционные технологии для проведения практических, лабораторных и самостоятельных занятий [5, 6, 7]. Необходимо создать реальную ситуацию для каждого практического навыка оказания помощи, а также вызвать интерес и желание познавать больше, повысить качество

усвоения нового материала [8, 9, 10]. Чтобы овладеть данными технологиями, целесообразно ознакомить преподавателей с арсеналом дидактических возможностей симуляционных средств обучения:

• разнообразием форм представления информации;

• различными типами клинических ситуаций;

• созданием учебных сред, обеспечивающих «погружение» студента в определенные социальные и производственные ситуации;

• применением игровых технологий;

• реализацией возможностей воспроизведения фрагмента производственной деятельности;

• активизацией учебной работы студентов, усилением их роли как субъекта учебной деятельности; усилением их мотивации [8].

Одной из задач медицинского образования является обеспечение подготовки специалистов, которые смогут использовать современные медицинские информационные системы, участвовать в их разработке и сопровождении [11, 12]. Симуляция все чаще используется для преподавания медицинских процедур [13, 14].

Чрезвычайно важно использовать гуманистические методы обучения в медицинском образовании в соответствии с принципом «Не навреди». Обучение практическим навыкам с использованием симуляторов (или моделей) становится распространенным явлением в разных областях. Симуляторы, используемые в медицине, позволяют студенту освоить многие навыки, прежде чем встречаться с реальными пациентами. Студенты имеют возможность приобрести базовые медицинские навыки, не причиняя никакого вреда пациенту, с помощью типовых практик, используемых в симуля-ционных центрах [15]. Также становится возможным выпускать более квалифицированных врачей, в первую очередь обучая студентов практическим умениям для базовых медицинских вмешательств, а затем практиковать эти навыки с реальными пациентами. В целом считается, что использование моделей навыков в медицинской подготовке приведет к лучшей проработке и усвоению практических компетенций, значительному уменьшению количества медицинских ошибок, к улучшению и повышению эффективности медицинского обслуживания [16].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В апреле 2019 мы провели поиск научных публикаций по ключевым словам: «симуляционные технологии», «симуляторы», «медицинское образование» «simulation's technology», «simulators», «medical education» (на русском и английском языках), с использованием системы поиска Google Scholar и временной диапазон поиска с 2009 по 2019 г. Было найдено более 19 880 статей, далее используя сортировки по датам и точным совпадениям в названии, сузили результат поиска до 98 статей, которые были нами проанализированы, из них отобрали 32 с учетом цели статьи.

Общие вопросы использования симуляторов в медицинском образовании

Программное обеспечение для моделирования и симулирования стало использоваться практически во всех областях образования, а также активно используется и в медицинском образовании [17, 18]. Такое симулирование дает студентам возможность применять различные подходы и методы, прежде чем они сталкиваются с реальными пациентами. Задачи этих симуляционных приложений - дать возможность студентам получить базовые медицинские навыки, не причиняя вреда пациенту [19, 20]. Они направлены на отработку определенных медицинских практик по стандартам на моделях и си-муляторах, а затем на пациентах, что позволяет добиться более высокого уровня квалификации врачей [21, 22].

Не всегда есть возможность обеспечить обучение клиническим навыкам на территории больницы, по причине сокращения времени приема больных и расширения возможностей ухода за пациентами на дому и в дневном стационаре поликлиники. В больницу обычно госпитализируются только очень серьезные случаи заболеваний. Иногда студенты заканчивают обучение, не имея возможности увидеть некоторые заболевания [17]. Данная ситуация еще больше подчеркивает важность моделирования различных патологий организма и симуляционных технологий для активизации познавательной и коммуникативной деятельности студента на практических занятиях [5, 7]. Практические возможности, которые предлагает программное обеспечение симуляторов, облегчают процесс обучения, сокращают время обучения и мини- 47

мизируют риск причинения вреда пациентам [23, 24, 25]. -

В медицинском образовании можно классифицировать области, в которых используются симуляторы:

1. Планирование. Примером может служить имитация операции перед экзаменом, определение проблемных областей и планирование изменений обучения студентов в дальнейшем учебном процессе.

2. Оценка мастерства. Хорошим примером этого является тестирование и оценка возможностей врача или студента.

3. Образование. Примером такого программного обеспечения может быть симулятор, который используется для отработки навыка студентами-медиками до того, как они встретят реального пациента.

Таким образом, симуляционные приложения чрезвычайно важны с точки зрения улучшения клинических навыков, повышения квалификации студентов и врачей. Кроме того, технология симуляции является коммуникативной, поскольку предполагает установление контакта и взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Преимущества и недостатки использования симуляторов в медицинском образовании

Есть ряд преимуществ использования моделирования различных клинических ситуаций и симуляцион-ных приложений в медицинском образовании с различ-

Таблица 1 Table 1

Преимущества использования симуляционных приложений The benefits of simulation using

Точки зрения Points of view

Преимущества использования Benefits of using

С точки зрения студента From the student point of view

Снижение психологической нагрузки на студентов. Повышение клинического опыта. Быстрая обратная связь.

Возможность использования без каких-либо забот о безопасности.

Возможность тестирования всех возможных случаев.

Заставляет студентов задуматься о своих собственных достижениях.

Минимизация возможного риска в результате неправильных действий.

Равные возможности в образовании.

Возможность обучения в группе.

Механизм для повторения навыков.

Возможность «отработки» редких патологий.

Reducing on student's psychological load.

Improving clinical experience.

Fast feedback.

Ability to use without any safety concerns.

Ability to test all possible cases.

Makes students think about their achievements.

Minimization of possible risk because of improper actions.

Equal education opportunities.

Opportunity to training in a group.

Mechanism for skills training.

The possibility of «working out» of rare pathologies.

С точки зрения пациента From the patient point of view

Высокое качество обслуживания. Подход, ориентированный на пациента. Снижение уровня осложнений. High quality service. Patient-oriented approach. Reducing the level of complications.

С точки зрения преподавателя From the teacher's point of view

48

Безопасность при проведении учебного процесса. Можно интегрировать в учебный план. Снижает вероятность осложнений.

Консолидация теоретических знаний с мгновенными практическими навыками.

Активное участие студентов.

Дает возможности для отработки компетенций.

Safety during the educational process.

Can be integrated into the curriculum.

Reduces the likelihood of complications.

Theoretical knowledge with instant practical skills consolidation

С точки зрения медицинских учреждений In terms of medical care

Обслуживание более высокого качества. Снижение риска осложнений.

Для учреждения предпочтительнее врачи с высокой квалификацией.

Higher quality service.

Reducing the risk of complications.

Highly qualified doctors are preferred for the institution.

ных точек зрения: студентов, пациентов, преподавателя и медицинских учреждений, приведенных в таблице 1 [1, 26, 27].

Помимо многочисленных преимуществ симуля-ционного медицинского образования, есть и некоторые недостатки [28]:

- высокая стоимость;

- требуются разные образовательные среды;

- процесс планирования занимает много времени;

- ограниченное количество компетентных инструкторов;

- предвзятое отношение ряда студентов и преподавателей к симуляционному обучению.

Следует помнить, что обучение на основе симуляции является лишь вспомогательным методом и не может заменить клиническое обучение при работе с пациентами.

Таким образом, внедрение системы симуляцион-ного обучения дает целый ряд преимуществ не только для студентов и преподавателей, но и для пациентов, здравоохранения и медицинского образования в целом. Недостатки симуляторов связаны с первоначальными финансовыми и временными затратами, а также обучением компетентных инструкторов и преодолением скептицизма ряда студентов и преподавателей к симуляционному обучению.

Классификация учебных пособий в медицинском образовании по уровням реалистичности

А.А. Свистуновым предложена классификация учебных пособий, тренажеров, моделей и симуляторов по 7 уровням реалистичности [1]:

1. Визуальный - тренинг основан на визуальном восприятии. Классические учебные пособия, плакаты, электронные и компьютерные учебники, обучающие игры, онлайн-тесты.

2. Тактильный - визуальное восприятие дополняется анализом тактильных ощущений. Тренажеры, фантомы и манекены для отработки практических навыков.

3. Реактивный - реакция оборудования на действия курсанта и их простейшая, как правило, бинарная оценка: «да» или «нет». Тренажеры снабжены системой индикации результата: электронный контроллер со световым или звуковым сигналом, имитация кровотечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Автоматизированный - реакция на основе скриптов - более сложная, но по-прежнему стандартная, запрограммированная. Тренажеры и симуляторы с компьютеризированным управлением и/или видео регистрацией действий.

5. Аппаратный - достоверность обучения усиливается за счет взаимодействия симуляторов с действующим медицинским оборудованием, вплоть до машины скорой помощи.

6. Интерактивный - реакция тренажеров вычисляется на основе сложных математических моделей, каждый раз индивидуальна, максимально реалистична. Симуля-торы пациента и виртуальные тренажеры с обратной связью, в том числе с тактильной чувствительностью.

7. Интегрированный - интеграция нескольких тренажеров в единый комплекс. Комплексные интегрированные интерактивные симуляционные системы, с наличием систем автоматизированной записи протоколов и систем управления обучением.

По мере увеличения реалистичности учебного устройства возрастает его цена [1].

Исходя из выше написанного, достоверность обучения максимальна при использовании технологий 7-го уровня. То есть комплексные интегрированные интерактивные симуляционные системы, с наличием систем автоматизированной записи протоколов и управления обучением решают все задачи компетентностного подхода в медицинском образовании. Однако отдельные навыки можно изучать при помощи тренажеров других уровней, используя при этом менее затратные тренажеры, фантомы и манекены.

Практический опыт применения различных симуляторов в образовательном процессе

В исследовании Shanks D. et al (2010) оценивали предпочтения студентов-медиков по использованию си-муляторов в учебном процессе. Авторы сделали выводы, что студенты ценят обучение на симуляторе в форме небольших групповых занятий [14].

Wahidi M.M. et al. [29] показали, что обучение с использованием симуляторов приводит к измеряемым, статистически значимым и устойчивым улучшениям техники бронхоскопии при работе с реальными пациентами. Студенты, проходившие обучение с использованием симуляторов, достигали высоких результатов гораздо раньше в процессе обучения: их результаты при

выполнении 20-й бронхоскопии были одинаковы с результатами 50-й бронхоскопии студентов, обучавшихся без симуляторов. Это свидетельствует о значительно большей эффективности симуляторов в сравнении со стандартным обучением [30].

По данным длительного наблюдения за несколькими обучающимися, экспертами было эмпирически установлено нужное количество выполнения процедур. Кривые результатов, получаемые с помощью объективной оценки навыков бронхоскопии с баллами от 0 до 24 и письменные экзаменами с несколькими вариантами ответов «Bronchoscopy Skills and Tasks Assessment Tool» (BSTAT), говорят о быстром улучшении результатов на протяжении первых 30 процедур, затем результаты улучшались медленнее. Эти данные не только подтверждают требования по минимальному количеству процедур бронхоскопии, но также соответствуют недавно выдвинутому предложению по увеличению количества необходимых процедур. Целью обучения является достижение достаточного уровня практических навыков за минимальное количество процедур, которое должно коррелировать с повышением качества умений [29].

В статье, посвященной симуляционному обучению S. Murin и N.S. Stollenwerk, обсуждают необходимость точной и безопасной установки центральных венозных катетеров. Для исключения возможных осложнений при оценке качества медицинского обслуживания рекомендуют ультразвуковой контроль в ходе катетеризации центральных вен. В связи с этим в ряде учреждений были организованы специальные учебные группы для отработки этих навыков, поскольку обучение на симу- 49

ляторах минимизируют риски для пациента. Учитывая -

высокие риски, связанные с работой неопытных врачей; стремление к исключению рисков для пациентов; частоту выполнения процедур венозной катетеризации; наличие сравнительно недорогих тренажеров для отработки навыков установки центральных венозных катетеров, были проведены исследования в области использования симуляторов для обучения данной технике. При этом использовали комплексную оценку компетенций обучающихся для отработки навыков с использованием ультразвукового контроля [30]. Ряд исследований подтвердили преимущества использования обучения с помощью симуляторов, среди них отсутствие рисков осложнений: более высокий уровень уверенности врача при выполнении процедуры и меньшее количество непопадания иглы в вену. В исследовании Dong Y. et al. [31] для оценки результатов обучающихся разработана валидная системы тестировании с достаточной экспертной надежностью, которая регулируется в зависимости от уровня компетенций врача.

Похожая техника была описана в статье Huang G.C. et al. [32]. В исследовании подключичную катетеризацию осуществляли без ультразвукового контроля, но с использованием специфичных и детальных тренировок.

По мнению S. Murin и N.S. Stollenwerk, пора отказаться от подхода использования только одного метода или инструмента обучения [30]. Современная программа

обучения должна включать различные методы и тренажеры. Кроме того, должна быть предусмотрена система тестирования уровня навыков врачей перед допуском к выполнению процедур в реальной клинической ситуации [30, 31].

Конечно, для определения способов оптимизации интеграции симуляторов в программу обучения требуется дополнительное исследование, но не следует откладывать использование этого высокотехнологичного инструмента в обучении и оценке профессионального уровня врачей. Различные статьи на данную тему только подтверждают преимущества симуляторов.

Все приведенные в этом разделе исследования имеют большую ценность для подтверждения эффективности симуляторов, так как включают многократную, длительную оценку выполнения процедур на симуляторах. Студенты после перехода к работе с реальными пациентами опираются на протестированную систему оценки результатов и демонстрируют устойчивое улучшение техник манипуляций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, технология симуляции, безусловно, является коммуникативной, поскольку предполагает установление контакта и взаимодействие между участниками образовательного процесса. Информация, проникая в сознание, инициирует его активную работу и, как следствие, запускает обратный информационный процесс, ответную реакцию, действие. Внедрение 50 системы симуляционного обучения дает целый ряд пре-- имуществ для студентов, преподавателей, здравоохранения и медицинского образования в целом. При этом следует отметить, что симуляционные методики не смогут заменить весь объем практической деятельности студентов-медиков, особенно ее клиническую часть, обеспечивающую непосредственный опыт взаимодействия с пациентами.

Применение технологии компьютерных симуляций в образовательном процессе повышает объективность и качество проверки и оценки знаний, умений и владений практическими навыками обучающихся, а в клинической практике позволяет повысить уровень квалификации практикующих специалистов.

Дополнительная информация

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование: статья опубликована без финансовой поддержки.

Статья поступила: 03.06.2019 г. Принято к публикации: 05.07.2019 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Симуляционное обучение в медицине / под ред. А.А. Свистунова. М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. 2013.

2. Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Хохлов И.В. Опрос участников второго этапа первичной аккредитации 2018. Виртуальные технологии в медицине. 2018; 2: 6-9.

3. Прасмыцкий О.Т., Кострова Е.М. Симуляционные технологии обучения студентов в медицинском университете по ведению пациентов в критических ситуациях. Медицинский журнал. 2015; (2): 34—41.

4. Коннова Т.В., Лазарева Л.А., Беликова О.В., Мунтян И.А. Особенности учебного процесса с использованием симуляторов в Самарском государственном медицинском университете. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014; (5): 1507-1510.

5. Булатов С.А. Перспективы использования симуляционных центров для компетентностного подхода в подготовке специалистов для практического здравоохранения. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012; (3): 124-5.

6. Найговзина Н.Б., Филатов В.Б., Горшков М.Д. и др. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012; (3): 122-3.

7. Свистунов А.А., Краснолуцкий И.Г., Тогоев О.О. и др. Аттестация с использованием симуляции. Виртуальные технологии в медицине. 2015; (1): 10-2.

8. Симуляционный тренинг базовых медицинских и хирургических навыков. Виртуальные технологии в медицине. 2014; (1): 34-9.

9. Гурьева В.А., Ремнева О.В., Горбачева Т.И. и др. Оптимизация обучения практическим навыкам в акушерстве и гинекологии: от рутинных методов к современным робототехнологиям. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018; (2): 42-53.

10. Singer B.D., Corbridge T.C., Schroedl C.J. et al. Fist-year residents outperform third residents after simulation-based education in critical care medicine. Simul. Healthc. 2013; 8 (2): 67-72. DOI: 10.1097/ sih.0b013e31827744f2.

11.Bakr M.M., Massey W.L., Alexander H. Can Virtual Simulators Replace Traditional Preclinical Teaching Methods: A Students' Perspective? Int J Dent Oral Health. 2015; 2(1). DOI: 10.16966/2378-7090.149.

12. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / под ред. А.А. Свисткнова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

13.Левкин O.A., Рязанов Д.Ю., Сериков К.В. Формы симуляционного обучения врачей-слушателей, врачей-интернов, среднего медицинского персонала и парамедиков. Медицина неотложных состояний. 2016; (5): 94-7.

14. Shanks D., Wong R.Y., Roberts J.M. et al. Use of simulator-based medical procedural curriculum: the learner's perspectives. BMC Med Educ. 2010; 10: 77. DOI: 10.1186/1472-6920-10-77.

15. Perry S., Bridges S.M., Burrow M.F. A review of the use of simulation in dental education. Simul Healthc. 2015; 10(1): 31-7. DOI: 10.1097/ SIH.0000000000000059.

16. Алексеева О.В., Носова М.Н., Улитина О.М. и др. Симуляционные методики в учебном процессе медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования. 2015; (5): 551. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22506 (дата обращения: 30.05.2019).

17. Tatli О., Tatli Z. Simulation applications in emergency medicine education Procedía Social and Behavioral Sciences. 2010; (9): 18251829. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.12.408

18. Britt R.C., Novosel T.J., Britt L.D., Sullivan M. The impact of central line simulation before the ICU experience. Am J Surg. 2009; 197(4): 533-6. DOI: 10.1016/j.amjsurg.2008.11.016.

19. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Современные образовательные технологии - средство инновационного пути развития высшего медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2015; (1): 88-95.

20. Lendahls L., Oscarsson M.G. Midwifery students' experiences of simulation-and skills training. Nurse Educ Today. 2017; 50: 12-16. DOI: 10.1016/j.nedt.2016.12.005

21. Basak T., Unver V., Moss J. et al. Beginning and advanced students' perceptions of the use of low-and high-fidelity mannequins in nursing simulation. Nurse Educ Today. 2016; 36: 37-43. DOI: 10.1016/j. nedt.2015.07.020

22.Zúñiga B.B., Estrada A.F., Febles Rodríguez J.P., González Peñafiel A. Perception of medical students about the use of simulators in classes. International Research Journal of Engineering and Technology (IRJET). 2017; 4(6): 2631-6. DOI: 10.4103/2141-9248.160186

23. Martin C.T., Chanda N. Mental health clinical simulation: therapeutic communication. Clinical Simulation in Nursing. 2016; 12(6): 209-214. DOI: 10.1016/j.ecns.2016.02.007

24. Vermeulen J., Beeckman K., Turcksin R. et al. The experiences of last-year student midwives with High-Fidelity Perinatal Simulation training: A qualitative descriptive study. Women Birth. 2017; 30(3): 253-261. DOI: 10.1016/j.wombi.2017.02.014

25. Burden A.R., Torjman M.C., Dy GE et al. Prevention of central venous catheterrelated blood stream infections is it time to add simulation training to the prevention bundle? J Clin Anesth. 2012; 24(7): 555-60. DOI: 10.1016/j.jclinane.2012.04.006

26. Sevbitov A.V., Kuznetsova M.Yu., Davidyants A.A. et al Integration of simulators 5th level of realism in the educational process of the institute of dentistry. Indian journal of science and technology. 2018; 11(35): 91507. DOI: 10.17485/ijst/2018/v11i35/131450

27. Путков К.А., Шматко А.Д. Преимущества использования виртуальных лабораторных комплексов в обучении студентов медицинских вузов. NovaInfo.Ru 2016; 2(54): 247-252.

28. Косаговская И.И., Волчкова Е.В., Пак С.Г. Современные проблемы симуляционного обучения в медицине. Эпидемиология и инфекционные болезни 2014; (1): 49-61.

29. Wahidi M.M., Silvestri G.A., Coakley R.D. et al. A prospective multicenter study of competency metrics and educational interventions in the learning of bronchoscopy among new pulmonary fellows. Chest. 2010; 137(5): 1040-9. 4. DOI: 10.1378/chest.09-1234

30. Murin S., Stollenwerk N.S. Simulation in procedural training: at the tipping point. Chest. 2010. 137(5): 1009-11. DOI: 10.1378/ chest.10-0199

31. Dong Y., Suri H.S., Cook D.A. et al. Simulation-based objective assessment discerns clinical proficiency in central line placement: a construct validation. Chest. 2010; 137(5): 1050-6. DOI: 10.1378/ chest.09-1451

32. Huang G.C., Newman L.R., Schwartzstein R.M. et al. Procedural competence in internal medicine residents: validity of a central venous catheter insertion assessment instrument. Acad Med. 2009; 84(8): 1127-34. DOI: 10.1097/acm.0b013e3181acf491

REFERENCES

1. Svistunov A.A. (editor) Simulation training in medicine. M.: Publishing House of the First MGMU. IM Sechenov. 2013. (In Russ.)

2. Shubina L.B., Gribkov D.M., Khokhlov I.V Survey of Participants of the Second Stage of the Primary Accreditation 2018. Virtual technologies in medicine. 2018; 2(20): 6-9. (In Russ.)

3. Prasmytsky O.T., Kostrova E.M. Simulyatsionny technologies of training of students at meditsitsinsky university on maintaining patients in critical situations. Medical Journal. 2015; 2(52): 34-41. (In Russ.)

4. Konnova T. V., Lazareva L.A., Belikova O.V., Muntyan I.A. Features of educational process with use the simulators in Samara state medical university. Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014; (5): 1507-10. (In Russ.)

5. Bulatov S.A. Prospects for the use of simulation centers for competence-based approach in the training of specialists for practical public health. Medical education and professional development. 2012; 3(9): 124-5. (In Russ.)

6. Naygovzina N.B., Filatov V.B., Gorshkov M.D. et al. All-Russian system of simulation training, testing and certification in health care.

Medical education and professional development. 2012; 3(9): 122-3. (In Russ.)

7. Svistunov A.A., Krasnolutsky I.G., Togoev O.O. et al. Certification using simulation. Virtual technologies in medicine. 2015; 1(13): 10-12. (In Russ.)

8. Gorshkov M.D., Fedorov A.V. Simulation training of basic medical and surgical skills. Virtual technologies in medicine. 2014; 1(11): 34-9. (In Russ.)

9. Gur'eva V.A., Remneva O.V., Gorbacheva T.I. et al. Practical skills training optimization in obstetrics and gynecology: from routine to up-to-date robotic technologies. Medical education and professional development. 2018; 2: 42-52. (In Russ.)

10. Singer B.D., Corbridge T.C., Schroedl C.J. et al. Fist-year residents outperform third residents after simulation-based education in critical care medicine. Simul. Healthc. 2013; 8(2): 67-72. DOI: 10.1097/ sih.0b013e31827744f2

11.Bakr M.M., Massey W.L., Alexander H. Can Virtual Simulators Replace Traditional Preclinical Teaching Methods: A Students' Perspective? Int J Dent Oral Health. 2015; 2(1). DOI: 10.16966/2378-7090.149

12. Svistunov A.A. (Editor) Simulation training in the specialty 31.02.01 Medical business. GEOTAR-Media. 2014. (In Russ.)

13. Levkin O.A., Ryazanov D.Yu., Serikov K.V. Simulation training forms of doctors, residents, nurses and paramedics. Meditsina neotlozhnykh sostoyaniy [Critical Care Medicine]. 2016; 5(76): 94—7. (In Russ.)

14. Shanks D., Wong R.Y., Roberts J.M. et al. Use of simulator-based medical procedural curriculum: the learner's perspectives. BMC Med Educ. 2010; 10:77. DOI: 10.1186/1472-6920-10-77.

15. Perry S., Bridges S.M., Burrow M.F. A review of the use of simulation in dental education. Simul Healthc. 2015; 10(1): 31-7. DOI: 10.1097/ SIH.0000000000000059

16. Alekseeva O.V., Nosova M.N., Ulitina O.M. et al. Simulations methods in educational process of medical high school. Modern problems of science and education. 2015; (5): 551. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=22506. (In Russ.) (Date of access: 30.05.2019).

17. Tatli O., Tatli Z. Simulation applications in emergency medicine education Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010; (9): 1825-1829. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.12.408

18. Britt R.C., Novosel T.J., Britt L.D., Sullivan M. The impact of central line simulation before the ICU experience. Am J Surg. 2009; 197(4): 533-6. DOI: 10.1016/j.amjsurg.2008.11.016

19. Romantsov M.G., Melnikova I.Yu. Modern educational technologies are a means of innovative development of higher medical education. Medical education and professional development. 2015; 1: 88-95. (in Russ.).

20. Lendahls L., Oscarsson M.G. Midwifery students' experiences of simulation-and skills training. Nurse Educ Today. 2017; 50: 12-16. DOI: 10.1016/j.nedt.2016.12.005

21. Basak T., Unver V., Moss J. et al. Beginning and advanced students' perceptions of the use of low-and high-fidelity mannequins in nursing simulation. Nurse Educ Today. 2016; 36: 37-43. DOI: 10.1016/ j.nedt.2015.07.020

22. Zúñiga B.B., Estrada A.F., Febles Rodríguez J.P., González Peñafiel A. Perception of medical students about the use of simulators in classes. International Research Journal of Engineering and Technology (IRJET). 2017; 4(6): 2631-6. DOI: 10.4103/2141-9248.160186

23.Martin C.T., Chanda N. Mental health clinical simulation: therapeutic communication. Clinical Simulation in Nursing. 2016; 12 (6): 209-214. 51 DOI: 10.1016/j.ecns.2016.02.007

24. Vermeulen J., Beeckman K., Turcksin R et al. The experiences of last-year student midwives with High-Fidelity Perinatal Simulation training: A qualitative descriptive study. Women Birth. 2017; 30 (3): 253-261. DOI: 10.1016/j.wombi.2017.02.014

25. Burden A.R., Torjman M.C., Dy G.E. et al. Prevention of central venous catheterrelated blood stream infections is it time to add simulation training to the prevention bundle? J Clin Anesth. 2012; 24 (7): 555-60. DOI: 10.1016/j.jclinane.2012.04.006

26. Sevbitov A.V., Kuznetsova M.Yu., Davidyants A.A. et al. Integration of simulators 5th level of realism in the educational process of the institute of dentistry. Indian journal of science and technology. 2018; 11(35): 91507 DOI: 10.17485/ijst/2018/v11i35/131450

27. Putkov K.A., Shmatko A.D. The advantages of using virtual laboratory complexes in the training of medical students. NovaInfo. Ru. 2016; 2(54): 247-252. (In Russ.)

28. Kosagovskaya I.I., Volchkova E.V., Pak S.G. Modern problems of simulation training in medicine. Epidemiol. and infection. Disease. 2014; (1): 49-61. (In Russ.)

29. Wahidi M.M., Silvestri G.A., Coakley R.D. et al. A prospective multicenter study of competency metrics and educational interventions in the learning of bronchoscopy among new pulmonary fellows. Chest. 2010; 137 (5): 1040-9. 4. DOI: 10.1378/chest.09-1234

30. Murin S., Stollenwerk N.S. Simulation in procedural training: at the tipping point. Chest. 2010. 137(5): 1009-11. DOI: 10.1378/ chest.10-0199

31. Dong Y., Suri H.S., Cook D.A. et al. Simulation-based objective assessment discerns clinical proficiency in central line placement: a construct validation. Chest. 2010; 137(5): 1050-6. DOI: 10.1378/ chest.09-1451

32.Huang G.C., Newman L.R., Schwartzstein R.M. et al. Procedural competence in internal medicine residents: validity of a central venous catheter insertion assessment instrument. Acad Med. 2009; 84(8): 1127-34. DOI: 10.1097/acm.0b013e3181acf491

Сведения об авторах:

Камышникова Людмила Александровна

доцент кафедры факультетской терапии, НИУ «БелГУ», канд. мед. наук, доцент

Ефремова Ольга Алексеевна

заведующая кафедрой факультетской терапии НИУ «БелГУ», д-р мед. наук, доцент

Ивахно Елена Николаевна

студент Медицинского института

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дуброва Владислав Александрович

студент Медицинского института

Адрес для переписки:

ул. Победы, д. 85, г. Белгород 308015, Российская Федерация

Тел.: +7 (904) 533-73-34

E-mail: kamyshnikova@bsu.edu.ru

Authors:

Kamyshnikova Lyudmila Aleksandrovna

Associate Professor of Department of Faculty Therapy, Belgorod State National Research University, PhD in Medicine, Associate Professor

Efremova Olga Alekseevna

Professor, Head of Department of Faculty Therapy, Belgorod State National Research University, MD, Associate Professor

Ivakhno Elena Nikolaevna

Student, Institute of Medicine

Dubrova Vladislav Alexandrovich

Student, Institute of Medicine

Correspondence address:

Pobedy str. 85, Belgorod 308015, Russian Federation

Тел.: +7 (904) 533-73-34

E-mail: kamyshnikova@bsu.edu.ru

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.