Научная статья на тему 'Возможности использования олимпийских объектов после проведения Олимпиады 2014 года в Сочи: экoномико-правовые аспекты'

Возможности использования олимпийских объектов после проведения Олимпиады 2014 года в Сочи: экoномико-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / OLYMPIC GAMES / SPECIAL ECONOMIC ZONES / SPORTS RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Елена Юрьевна

В настоящей статье содержатся предложения о возможном использовании объектов Олимпиады 2014 года после ее проведения. Предлагается создание на базе олимпийских объектов особой экономической зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of use of the Olympic objects after carrying out the Olympic Games of 2014 in Sochi: economical and legal aspects

The present article contains offers on possible use of objects of the Olympic Games of 2014 after their carrying out. Is offered creation on the basis of the Olympic objects of a special economic zone.

Текст научной работы на тему «Возможности использования олимпийских объектов после проведения Олимпиады 2014 года в Сочи: экoномико-правовые аспекты»

Иванова Елена Юрьевна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры международного частного и предпринимательского права Кубанского государственного аграрного университета (тел.: 89184833729)

Возможности использования олимпийских объектов после проведения Олимпиады 2014 года в Сочи: экoномико-правовые аспекты

В настоящей статье содержатся предложения о возможном использовании объектов Олимпиады 2014 года после ее проведения. Предлагается создание на базе олимпийских объектов особой экономической зоны.

Ключевые слова: Олимпиада, особые экономические зоны, спортивное право.

E.Ju. Ivanove, candidate of jurisprudence associate professor of the international private and enterprise law Kuban state agrarian university; tel.: 89184833729.

Possibilities of use of the Olympic objects after carrying out the Olympic Games of 2014 in Sochi: economical and legal aspects

The present article contains offers on possible use of objects of the Olympic Games of 2014 after their carrying out. Is offered creation on the basis of the Olympic objects of a special economic zone. Key words: Olympic Games, special economic zones, sports right.

ак известно для проведения Олимпиады 2014 года будут I возведены 11 новых крупных спортивных объектов, а также десятки отелей, туристических и торговых комплексов. Некоторые специалисты считают, что в итоге получится круглогодичный курорт, способный принимать ежегодно более 6 миллионов туристов [1].

Эффективное использование олимпийских объектов после проведения Олимпиады - одна из существенных проблем, которые возникают после проведения олимпийских игр. В своем выступлении на международной научно-практической конференции "Актуальные вопросы спортивного права в преддверии XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи", состоявшейся 16 - 17 марта 2011 г. в г. Краснодаре, профессор Кембриджского университета, адвокат Афинской коллегии адвокатов Д.А. Флудас в том числе остановился и на этой проблеме. В частности в своём докладе "Уроки Олимпиады в Афинах" он отметил, что олимпийские объекты после проведения Олимпиады не всегда используются по прямому назначению, иногда, неиспользуемые объекты приходят в негодность, некоторыми пользуются любители граффити для выражения

своего творчества.

Олимпиада в Сочи, как и многие другие олимпийские игры, потребовала возведения очень дорогостоящих как спортивных объектов, так и объектов инфраструктуры. Возможно, что одним из эффективных вариантов постолимпийского использования данных объектов может стать создание на территории нахождения этих объектов такого образования как особая экономическая зона.

Как указывают специалисты, сегодня особые экономические зоны существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Распределение особых экономических зон по планете неравномерно, но наибольший динамизм создания таких зон наблюдается в капиталистических странах [2].

Законодательство нашей страны, в частности Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" [3] (далее закон № 116-ФЗ) под особой экономической зоной понимает часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

274

Как следует из положений статьи 3 данного закона, особые экономические зоны в нашей стране создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Особые экономические зоны - это весьма эффективное средство привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, повышение социально-экономического уровня того региона, где создана такая зона. Кроме того, специалисты отмечают, что в соответствии с выбором Сочи как столицы зимней Олимпиады 2014 г. уже полным ходом идет федеральная программа по развитию его как горноклиматического курорта, возведению нового комплекса транспортной и инженерной инфраструктуры в местах сосредоточения олимпийских объектов. В зону проведения Олимпиады попадают приморский поселок Адлер, горное селение Красная Поляна, села Аибга, Веселое, Ермоловка, Молдовка, Нижняя Шиловка, Черешня, Эстосадок. Фактически будет создан новый горнолыжный курорт России [1]. То есть, по сути, в районе проведения Олимпиады 2014 года будет создан определенный кластер, где природно-климатические условия будут соединены с благоприятными, комфортными условиями для отдыха и для занятий спортом. А если добавить к этому такие компоненты, как льготное налогообложение, льготный таможенный режим, предоставление резидентам особой экономической зоны определенного набора льгот и привилегий, которые являются непременными атрибутами особой экономической зоны, то можно надеяться на то, что использование спортивных объектов, построенных для проведения Олимпиады 2014 года, станет экономически выгодным. Доходы, получаемые от использования этих объектов, могут быть частично использованы на поддержание этих спортивных объектов в надлежащей форме, на их реконструкцию, а в дальнейшем на их модернизацию.

В связи с этим возникает вопрос о типе той особой экономической зоны, которая может быть создана после проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

По подсчетам специалистов в настоящее время в мире насчитывается около тридцати разновидностей особых экономических зон. В законе № 116-ФЗ перечислены типы ОЭЗ, которые могут создаваться на территории нашей страны. Так, согласно статье 4 на территории Российской

Федерации могут создаваться промышленно-производственные, технико-внедренческие, тури-стско-рекреационные, портовые особые экономические зоны.

Надо полагать, что та особая экономическая зона, которая может быть создана после проведения Олимпиады 2014 года в городе Сочи могла бы быть отнесена к туристско-рекреационным особым экономическим зонам.

Согласно ч. 2.1. ст. 10 закона № 116-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под ту-ристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод. Надо отметить, что ст. 5 закона № 116-ФЗ указывает на то, что особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.

Однако, с учетом того, что на той территории, где будут проводиться Олимпийские игры, уже будут функционировать спортивные объекты, т.е. объекты сугубо целевого назначения, можно предложить создание особой зоны нового типа. Предварительно ее можно назвать зоной спортивно-оздоровительного типа.

Целью функционирования этой зоны может стать осуществление деятельности по предос-

275

тавлению услуг спортивной направленности. Т.е. в такой зоне отдыхающие могли бы активно заниматься несколькими видами спорта, могли бы приобщаться к спорту.

Одним из направлений деятельности в этой зоне могли бы стать услуги по ознакомлению отдыхающих, особенно детей, с различными видами спорта. Ребёнок смог бы за время отдыха получить консультации, провести пробные занятия с тренерами, опробовать различные виды спорта, для того, чтобы, вернувшись домой, заниматься понравившимся видом спорта.

Безусловно, необходимы экономические расчеты эффективности создания такой особой экономической зоны. В случае положительной экономической оценки,. потребуется корректировка законодательства нашей страны, которая может выражаться во внесении изменений в закон № 116-ФЗ или же в создании отдельного Федерального закона о такой зоне (по примеру существования особых экономических зон в Калининградской [4] и Магаданской областях [5]).

Создание особой экономической зоны на территории нахождения олимпийских объектов позволит несколько снизить налоговую нагрузку на тех лиц, которые зарегистрируются в качестве резидентов такой особой экономической зоны (что предусмотрено законодательством Российской Федерации), следовательно, это должно привести к удешевлению услуг, предоставляемых отдыхающим, что, в свою очередь, должно привлечь большее число туристов в эту зону.

Не следует забывать и о том, что лицо, зарегистрированное в качестве резидента особой экономической зоны, в нашей стране получает определенные гарантии. Законом № 116-ФЗ резидентам особых экономических зон предоставлено два типа гарантий: от неблагоприятного изменения налогового законодательства и гарантии судебного разрешения споров.

Указанные виды гарантий означают законодательно гарантированную стабильность налоговых и иных льгот, предоставляемых резидентам особых экономических зон, а также судебную защиту их прав и интересов. Кроме того, сам Закон № 116-ФЗ является определенной гарантией для инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие особых экономических зон, так как правовая основа создания и деятельности таких зон, как и гарантии прав инвесторов, заложена на законодательном уровне и не может произвольно отменяться или изменяться подзаконными нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти [6].

Следует отметить, что такая особая экономическая зона должна стать инструментом привле-

чения в первую очередь российских туристов, хотя, возможно с помощью такого инструмента можно будет привлекать и иностранных туристов и таким образом содействовать развитию международного туризма, который на сегодняшний день в нашей стране развивается не слишком эффективно, поскольку на долю Российской Федерации, несмотря на ее высокий туристический потенциал, приходится около 3% мирового туристского потока [7].

Таким образом, создание особой экономической зоны после проведения Олимпиады 2014 года в городе Сочи:

позволит эффективно использовать спортивные объекты, возведённые в процессе подготовки к Олимпиаде 2014 года;

привлечь в регион большее количество туристов, следовательно, увеличатся и финансовые поступления в бюджет в виде налогов;

развивать массовый спорт, популяризировать занятия спортом среди населения.

1. Чистяков В.И., Филобок А.А., Рябошапко

B.П., Митасев Л.И. Перспективы развития рекреационной деятельности сочинской городской агломерации в связи с проведением Олимпиа-ды-2014 // Туризм: право и экономика. 2009. № 3. С. 18 - 19.

2. Орлова Е.Р., Зарянкина О.М. Иностранные инвестиции в России: учеб. пособие. М., 2009.

C. 62.

3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ч. II. Ст. 3127; Собрание законодательства РФ.2011. № 50. Ст. 7351.

4. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280; Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7351.

5. Об Особой экономической зоне в Магаданской области: Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 23. Ст. 2807; Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7351.

6. Рыбаков С.А. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон // Налоги. 2010. № 3. С. 9 -14.

276

7. Беспалая Н.В. Управление инвестиционным развитием особых экономических зон ту-ристско-рекреационного типа // Общество и право. 2010. № 2. С. 68 - 70.

1. Chistyakov V. I., Filobok A.A., Ryaboshapko V.P., Mitasev L.I. Prospects of development of recreational activity of the Sochi city agglomeration in connection with carrying out the Olympic Games-2014//Tourism: right and economy. 2009. N 3. Page 18-19.

2. Orlova E.R., Zaryankina O. M. Foreign investments in Russia: studies. grant. M, 2009. Page 62.

3. About special economic zones in the Russian Federation: The federal law from 22.07.2005 No. 116-FZ, in an edition. Federal law from 06.12.2011 No. 409-FZ//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2005. No. 30. H. II. Art. 3127; Collection of legislation P0.2O11. N 50. Art. 7351.

4. About the Special economic zone in the Kaliningrad region and about modification of some acts of the Russian Federation: The federal law from 10.01.2006 No. 16-FZ, in an edition. Federal law from 06.12.2011 No. 409-FZ//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2006. No. 3. Art. 280; Collection of the legislation of the Russian Federation. 2011. N 50. Art. 7351.

5. About the Special economic zone in the Magadan area: The federal law from 31.05.1999 No. 104-FZ, in an edition. Federal law from 06.12.2011 No. 409-FZ//Collection of legislation РФ. 1999. No. 23. Art. 2807; Collection of the legislation of the Russian Federation. 2011. N 50. Art. 7351.

6. Rybakov S.A.Osobennosti of legal status of residents of special economic zones//Taxes. 2010. No. 3. Page 9-14.

7. Bespalaya N.V.Upravleniye investment development of special economic zones of tourist and recreational type/Society and right. 2010. No 2. Page 68-70.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.