Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА "МАНДАЛА" В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА "МАНДАЛА" В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / МЕТОД "МАНДАЛА" / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОБУЧАЕМЫЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козьмина Людмила Борисовна

Статья посвящена проблеме изучения психологического благополучия обучаемых. Приводится краткий обзор использования метода «Мандала» Дж. Келлог в психодиагностике. Обосновываются диагностические возможности данного метода для скринингового изучения психологического благополучия обучаемых в школьной и вузовской практике с позиции шестифакторной модели психологического благополучия К. Рифф. Описаны маркеры психологического благополучия в изображении мандалы и их значение в картине актуального психологического благополучия испытуемого или его неблагополучия. Даны примеры мандал участников исследования с высоким и низким индексом психологического благополучия по опроснику «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко. Представленный опыт применения метода «Мандала» может быть полезным специалистам психологических служб образовательных организаций в сохранении и укреплении психологического благополучия и психического здоровья обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козьмина Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING THE “MANDALA” METHOD IN DIAGNOSING THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS

The article is focused on the problem of studying the psychological well-being of students. A brief overview of the use of J. Kellogg’s “Mandala” method in psychodiagnostics is given. The diagnostic capabilities of this method for the screening study of psychological well-being of students in school and university practice from the position of the six-factor model of mental well-being by C. Riff are justified. Markers of psychological well-being in the mandala and their significance in the picture of the subject’s current psychological well-being or disadvantage are described. Examples of mandalas of research participants with high and low psychological well-being indexes on the C. Riff “Scale of Psychological Well-being” in the adaptation of T.D. Shevelenkova and P.P. Fesenko are given. The presented experience of application of the “Mandala” method can be useful to specialists of psychological services of educational organizations in preservation and strengthening of psychological well-being and mental health of students.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА "МАНДАЛА" В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 9. P.

Научная статья УДК 37.015.3

https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Возможности использования метода «Мандала» в диагностике психологического благополучия обучающихся

Людмила Борисовна Козьмина

Институт развития образования Иркутской области, Иркутск, Россия, kozminalb@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6590-3118

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения психологического благополучия обучаемых. Приводится краткий обзор использования метода «Мандала» Дж. Келлог в психодиагностике. Обосновываются диагностические возможности данного метода для скринингового изучения психологического благополучия обучаемых в школьной и вузовской практике с позиции шестифакторной модели психологического благополучия К. Рифф. Описаны маркеры психологического благополучия в изображении мандалы и их значение в картине актуального психологического благополучия испытуемого или его неблагополучия. Даны примеры мандал участников исследования с высоким и низким индексом психологического благополучия по опроснику «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко. Представленный опыт применения метода «Мандала» может быть полезным специалистам психологических служб образовательных организаций в сохранении и укреплении психологического благополучия и психического здоровья обучаемых.

Ключевые слова: психодиагностика, метод «Мандала», психологическое благополучие, обучаемые, психологические службы, образовательные организации

Для цитирования: Козьмина Л.Б. Возможности использования метода «Мандала» в диагностике психологического благополучия обучающихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. ... https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Original article

Possibilities of Using the "Mandala" Method in Diagnosing the Psychological Well-being of Students

Lyudmila B. Kozmina

Institute for Educational Development of the Irkutsk Region, Irkutsk, Russia, kozminalb@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6590-3118

Abstract. The article is focused on the problem of studying the psychological well-being of students. A brief overview of the use of J. Kellogg's "Mandala" method in psychodiagnostics is given. The diagnostic capabilities of this method for the screening study of psychological well-being of students in school and university practice from the position of the six-factor model of mental well-being by C. Riff are justified. Markers of psychological well-being in the mandala and their significance in the picture of the subject's current psychological well-being or disadvantage are described. Examples of mandalas of research participants with high and low psychological well-being indexes on the C. Riff "Scale of Psychological Well-being" in the adaptation of T.D. Shevelenkova and P.P. Fesenko are given. The presented experience of application of the "Mandala" method can be useful to specialists of psychological services of educational organizations in preservation and strengthening of psychological well-being and mental health of students.

Keywords: psychodiagnostics, "Mandala" method, psychological well-being, students, psychological services, educational organizations

For citation: Kozmina, L.B. (2022) Possibilities of Using the "Mandala" Method in Diagnosing the Psychological Well-being of Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), ........ Available from:

doi: 10.24158/spp.2022.9. (In Russian).

Необходимость сохранения ментального и психического здоровья возрастает в ситуациях социальных трансформаций и неопределенности, что ставит изучение психологического благополучия (ПБ) личности в ряд важнейших задач в системе оказания психологической помощи обучаемым. Именно поэтому в утвержденной Концепции развития психологической службы отечественной системы образования (письмо Министерства просвещения от 30 мая 2022 г. № ДГ-1349/07) появились новые формулировки: «оказание психологической поддержки и содействия в трудных

© Козьмина Л.Б., 2022

жизненных ситуациях»; «помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобий, аффективных и личностных расстройств» и др. Значимость исследования психологического благополучия обучаемых подчеркивается также в обновленных в этом году федеральных образовательных стандартах для 1-го и 5-го классов, где ставится задача «сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся».

Психологическое благополучие сегодня понимается как переживаемое (в том числе экзистенциальное) отношение к своей жизни, базирующееся на интегральной оценке собственного бытия и являющееся субъективной реальностью в сознании самого носителя психологического благополучия (Воронина, 2005; Козьмина, 2013). Это понятие, появившееся в 1990-х гг., позволяет преодолеть дихотомию «болезнь - здоровье» в отличие от термина «психическое здоровье» (А.В. Воронина). Содержание понятия операционализировано через структурные компоненты психологического благополучия (К. Рифф, К. Киз) (Ryff, Keyes, 1995).

С помощью опросника «Шкала психологического благополучия» (ШПБ) К. Рифф можно определить не только степень психологического благополучия индивида, но и факторы неблагополучия, которые могут стать мишенью психокоррекционной работы с детьми, чье здоровье можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически не здоров» (Шувалов, 2015: 25). Опросник ШПБ мог бы стать хорошим инструментом для раннего выявления психологических проблем обучаемых в практике образовательной организации, если бы не возрастные ограничения использования и объем. Данный опросник создан и апробирован на выборке от 20 до 55 лет в версии как Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, так и Н.Н. Лепешинского. Он содержит 84 утверждения, некоторые из них либо сложны для понимания подростками, либо запускают психологическую защиту, например: «Мне кажется, что новый опыт, способный изменить мои представления о себе и об окружающем мире, очень важен»; «Я не из тех, кто поддается давлению общества в том, как себя вести и как мыслить» (Шевеленкова, Фесенко, 2005: 126). Также вызывают трудности шесть вариантов ответов от «абсолютно не согласен» до «абсолютно согласен» особенно у испытуемых, склонных к тревожности, порождают желание давать крайние варианты ответов по аналогии с «да» и «нет» или усредненные «скорее согласен» и «скорее не согласен», что искажает результаты исследования. Отсутствие контрольной шкалы в опроснике не исключает возможности проявления социальной желательности, характерной для многих подростков. Поэтому мы предлагаем качественный подход в изучении психологического благополучия обучаемых - использование метода «Мандала» Дж. Келлог (Kellog, 1992) в качестве скри-нингового метода групповой диагностики.

В последние годы появился ряд исследований, посвященных диагностическим возможностям применения метода «Мандала» в изучении процесса адаптации студентов к обучению в вузе (Зинова, Нурисламова, 2016); оценке личности младших школьников с умственной отсталостью (Зыкова, 2016); анализе процесса внедрения инноваций в организации (Использование метода..., 2017); диагностике эмоционального состояния детей с ОВЗ младшего школьного возраста (Боброва, Забродина, 2018); диагностике психических состояний подозреваемых, обвиняемых и осужденных (Абдулаева, 2019) и др., но как инструмент изучения психологического благополучия рассматриваемый метод не применялся.

В данной статье мы приводим обоснование использования этого метода и опыт его реализации при изучении психологического благополучия и его динамики у студентов-психологов с 1 -го по 5-й курс1. Полученные выводы можно экстраполировать на респондентов других возрастов, так как при создании мандалы не требуются специальные навыки рисования или глубокое понимание сакральности формы круга и его содержания. Метод не имеет возрастных ограничений и давно зарекомендовал себя в психокоррекционной работе с детьми с дошкольного возраста.

Простая и понятная инструкция - нарисовать что-нибудь в круге, начиная с центра. Создание круга и элементов в нем позволяет обучаемому любого возраста расслабиться, преодолеть тревогу перед психодиагностикой, стать отличным поводом для установления контакта с психологом и самим собой, а психологу получить сведения об актуальном психическом статусе испытуемого. Способ при необходимости может послужить качественной основой для индивидуальной консультации,психокоррекции.

Мандала выступает неким сакральным пространством, на которое человек проецирует части своего «я», проявляя их формой, цветом, линиями, она отражает психическое состояние автора, а предпочтение какой-либо формы, цвета или композиции «является интегральной характеристикой энерго-информационного состояния живой системы»2. Проекции «я» на рисунке дают

1 Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 173 с.

2 Драгунский В.В. Цветовой личностный тест : практ. пособ. Мн., 1999. 448 с.

возможность визуально определить актуальное благополучие обучаемого, опираясь на шести-факторную модель психологического благополучия К. Рифф и К. Киза, включающую такие составляющие, как самопринятие; позитивное отношение к другим - забота о других, доверительные отношения; автономия - независимость от социального давления; управление окружением -умение взаимодействовать со социальной средой; цели в жизни; личностный рост, понимаемый как вера в способность реализовать свой потенциал (Ryff, Keyes, 1995).

Дж. Келлог выделила композиционные и цветовые критерии, характерные для психически и психологически здорового человека, некоторые из которых, на наш взгляд, хорошо соотносятся с моделью психологического благополучия. Так, на основе сравнительного метода исследования уровня ПБ и мандал испытуемых мы выделили рисуночные маркеры, свойственные респондентам с низким и высоким уровнем ПБ.

Далее представлено описание этих маркеров со указанием соответствующих шкал ПБ по опроснику «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко. Симметричность мандалы, четко выраженный центр (самопринятие), формы, напоминающие распустившийся цветок, свидетельствуют о внутренней гармонии, установке на жизнь, личностной зрелости, успешной социализации с хорошими адаптивными возможностями (высокий уровень ПБ). Общая гармония рисунка, динамичные формы характеризуют активность психической деятельности или развития личности, например спиральная форма мандалы отражает трансформацию личности. Присутствуют чистые цвета: красный (жизненная сила, энергия); желтый (высокий интеллект, сила характера); зеленый (развитие, достижение личностной зрелости, ответственность, способность заботиться о других - позитивные отношения с другими); голубой (бескорыстная любовь, у женщин - положительное самоотношение); сиреневый (духовный опыт, вера, в том числе в себя). Сочетание прямых и извилистых линий символизирует гармоничное взаимодействие рационального и эмоционального (ментальное благополучие). Светлые линии, потоки воды/энергии, вырывающиеся за пределы круга, демонстрируют состояние вдохновения, наполненность идеями, энергией, переживание самоактуализации (личностный рост)1. В рамках статьи целесообразно представить только несколько примеров мандал испытуемых с высоким индексом ПБ (ИПБ) по опроснику ШПБ (рисунок 1).

а б в

Рисунок 1 - Мандалы испытуемых с высоким ИПБ2: а - жен., ИПБ = 410; б - жен., ИПБ = 408; в - жен., ИПБ = 362.

Нормативные значения ИПБ у женщин 370 ± 34,68 балла; у мужчин - 363 ± 24,20

Проекциями психологического неблагополучия являются следующие особенности в изображении мандалы. Малый размер указывает на проблемы сформированности «я», самоконтроля, самосознания (низкие показатели по шкале «самопринятие»). Дисгармоничность формы мандалы, отсутствие в ней центра или деление на неравные части говорят о разрушительном интрапсихиче-ском процессе, утрате чувства целостности «я» (низкий ИПБ). Толстые, темные, угловатые границы отражают страх перед окружающей средой, проблемы с личностными границами, вероятность зависимого поведения, паранойяльных тенденций (шкалы «позитивные отношения с окружающими» и «управление средой»). Поперечное разделение круга предполагает вероятность переживания отчуждения, одиночества, а в совокупности с грязным, темным цветом - депрессию / субдепрессивное состояние. Горизонтальное разделение - амбивалентность, нецелостность, непримиримые внутриличностные противоречия (шкала «самопринятие»). Обилие черного (особенно в сочетании с розовым и красным) и серого цветов свидетельствует о саморазрушительных, депрессивных тен-

1 Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» : учеб. пособ. : 3-е изд. / под ред. А.И. Копытина. М. 2011. 144 с.

2 Козьмина Л.Б. Указ. соч.

денциях (низкий индекс ПБ, проблемы самопринятия). Диагональный крест или направленный вершиной вниз треугольник - образ личностного кризиса (нормативного или ненормативного), отражение переживания собственной беспомощности, утрата целостности (особенно если четыре сегмента креста окрашены в разные цвета), пикового переживания страдания (шкалы «автономия», «цель в жизни»)1. На рисунке 2 представлены примеры мандалы испытуемых с низким индексом психологического благополучия.

а б в г

Рисунок 2 - Мандалы испытуемых с низким ИПБ2: а - муж., ИПБ = 257; б - жен., ИПБ = 314; в - муж., ИПБ = 287; г - муж., ИПБ = 295

В профиле ПБ авторов мандал необходимо отметить следующие особенности, соотносящиеся с элементами и формами рисунка. Так, у первого испытуемого (см. рисунок 2, а) помимо низкого индекса ПБ (257 баллов) выявлены низкие значения по шкалам «позитивные отношения с окружающими», «автономия», «самопринятие». У следующей испытуемой (см. рисунок 2, б; ИПБ = 314) низкие значения по автономии, управлению средой, самопринятию. Мандала респондента с проблемами в позитивных и доверительных отношениях с окружающими, целями в жизни, личностным ростом (ИПБ = 287) представлена а рисунке 2, в. На рисунке 2, г изображена мандала испытуемого с нижней границей нормы ПБ (ИПБ = 295) и с очень низкими значениями по шкалам «позитивные отношениям с окружающими», «управление средой» и «самопринятие».

Таким образом, применение данной проективной методики (в том числе в рамках диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения) в качестве скрининговой или первичной психодиагностики с последующим более глубоким исследованием (в случае необходимости) может способствовать обеспечению качественного подхода к определению актуального психического состояния обучаемых. Выделенные нами маркеры ПБ на рисунке мандалы позволяют увидеть общую картину актуального уровня ПБ в практике обучения. Метод «Мандала» дает возможность отслеживать эффективность психокоррекционных воздействий, динамику психологических изменений без больших затрат времени на обработку бланков, напряжения и сопротивления респондентов при повторной диагностике. Метод может быть задействован как в индивидуальной работе, так и в групповой в системе мер по сохранению и укреплению психологического благополучия и психического здоровья обучающихся.

Список источников:

Абдулаева К.А. К вопросу об особенностях применения метода «Мандала» в диагностике и коррекции психических состояний подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Novainfo. 2019. № 104. С. 130-133.

Боброва К.С., Забродина К.П. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 1-1. С. 34-36.

Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уров-невого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142-147.

Зинова И.М., Нурисламова Т.Р. Диагностические возможности метода «Мандала» для изучения процесса адаптации студентов к обучению в вузе // Science Time. 2016. № 3 (27). С. 187-193.

Зыкова Н.В. Метод «мандала» как один из способов изучения личности младших школьников с умственной отсталостью // Инновационные технологии нового тысячелетия : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Киров, 2016. С. 141-145.

Использование метода «Мандала» в диагностике процесса внедрения инноваций в организации / М.А. Круглова, Н.Е. Водопьянова, Е.А. Столярчук, Е.А. Круглова, В.А. Круглов // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2017. № 1 (9). С. 73-76.

Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 118-120.

1 Диагностика в арт-терапии

2 Козьмина Л.Б. Указ. соч.

Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.

Шувалов А.В. Антропологические аспекты психологии здоровья // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20). С. 23-36. http://doi.org/10.11621/npj.2015.0403.

Kellog J. Color Theory from the perspective of great-round of mandala. Update of a research paper presented at the color panel of the American Art therapy conference, Los Angeles, CA // The Journal of Religion and Psychical Research. 1992. Vol. 15, no. 3. P. 139-146.

Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, no. 4. P. 719-727. http://doi.org/10.1037/0022-3514.69A719.

References:

Abdulaeva, K.A. (2019) To the question of the features of the application of the "mandala" method in the diagnosis and correction of mental states of suspects, accused and convicted persons. NovaInfo. (104), 130-133. (In Russian)

Bobrova, K.S. & Zabrodina, K.P. (2018) Art Therapy in Work with Children with Disabilities. Aktual'nye Problemy Gumani-tarnykh I Estestvennykh Nauk. (1-1), 34-36. (In Russian)

Kellog, J. (1992) Color theory from the perspective of great-round of mandala. Update of a research paper presented at the color panel of the American Art therapy conference, Los Angeles, CA. The Journal of Religion and Psychical Research. 15, (3), 139-146.

Kozmina, L.B. (2013) Dynamics of psychological wellbeing of students with major in psychology during their education in a higher school. Theory and Practice of Social Development. (11), 118-120. (In Russian)

Kruglova M.A., Vodopyanova N.Ye., Stolyarchuk Ye.A., Kruglova Ye.A., Kruglov V.A. (2017) Using the mandala method in diagnostics of innovation implementation in organization. Pedagogy & Psychology. Theory and Practice. (1), 73-76. (In Russian) Ryff, C.D. & Keyes, C.L.M. (1995) The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 69 (4), 719-727. Available from: doi:10.1037/0022-3514.69.4.719.

Shevelenkova, T.D. & Fesenko, P.P. (2005) Psychological Well-Being of the Individual (Review of Concepts and Research Methods). Psikhologicheskaya Diagnostika. (3), 95-129. (In Russian)

Shuvalov, A.V. (2015) Anthropological aspects of health psychology. National Psychological Journal. (4), 23-36. Available from: doi:10.11621/npj.2015.0403. (In Russian)

Voronina, A.V. (2005) The problem of mental health and human wellbeing. concept overview and experience of level-structure analysis. Siberian Journal of Psychology. (21), 142-147. (In Russian)

Zinova, I.M. & Nurislamova, T.R. (2016) Diagnostic Possibilities of the Mandala Method for Studying the Process of Students' Adaptation to Studying in Higher Education. Science Time. (3), 187-193. (In Russian)

Zykova, N.V. (2016) The "Mandala" Method as One of the Ways to Study the Personality of Younger Schoolchildren with Mental Retardation. In: Sukiasyan, A.A. (ed.) Innovative Technologies of the New Millennium: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference. Kirov, Aeterna, 141-145. (In Russian)

Информация об авторе Л.Б. Козьмина - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Иркутской области, Иркутск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=814062.

Information about the author L.B. Kozmina - PhD in Psychology, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Institute for Educational Development of Irkutsk Region, Irkutsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=814062.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.