Научная статья на тему 'Возможности использования компьютерных игр в психологии'

Возможности использования компьютерных игр в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
901
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования компьютерных игр в психологии»

Рассмотрев результаты опроса по личностным характеристикам, можно составить портрет одаренного ребенка. Такой ребенок обладает следующими чертами:

— самокритичен (20 экспертов);

— может оценивать свои возможности (23);

— обладает сильно развитым чувством справедливости (24);

— независим в действиях (20);

— не всегда подчиняется общепринятым правилам (16);

— чувствителен к любой несправедливости (26);

— резко выражает свое недовольство, если что-то не нравится (17);

— самодостаточен (17);

— легко приспосабливается к новым условиям жизни (23 эксперта).

Нехарактерными чертами для одаренного ребенка являются высмеивание одноклассника; ироничность; замкнутость; нетерпимость к менее умным одноклассникам; неувереность в себе.

В общении с одноклассниками наблюдаются, по мнению экспертов, дружеские отношения. Одаренным детям одноклассники, как правило, не завидуют, у них много друзей, к ним часто обращаются за помощью в выполнении трудных заданий.

В республике сложилась определенная система поддержки талантливых детей и молодежи, активно развиваются различные направления работы с ними. Следует обратить особое внимание на возможности участия в такой работе

системы повышения квалификации и переподготовки кадров. В целях оказания реальной поддержки и содействия в распространении лучших экспериментальных результатов возможна организация постоянно действующего семинара для учителей, работающих с талантливыми детьми.

Для роста творческого и интеллектуального потенциала республики необходимо выработать механизм взаимодействия различных ведомств, организаций, ученых, специалистов научно-исследовательских институтов, учреждений высшего профессионального образования, способствующих развитию талантливых детей и молодежи, их личностному и профессиональному самоопределению. Обмен информацией об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с талантливыми детьми, одаренных детях, индивидуальных образовательных программах, научно-педагогической литературе будет способствовать решению задач устойчивого развития общества на основе реализации его интеллектуального, научного и творческого потенциалов.

Государственная поддержка одаренных детей и молодежи, создание системы их выявления, максимальное раскрытие способностей и талантов важны как для самого молодого поколения, так и для общества.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы их исследования / В. Штерн. М., 1926. С. 22.

Поступила 15.10.06.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР в психологии

II. С. Полутина, аспирант кафедры педагогики МГУ им. Н. 77. Огарева

В современном мире под словом «игра» понимается широкий спектр явлений. Игровой элемент присутствует во многих сферах деятельности человека.

Классический труд Д. Б. Эльконина «Психология игры» (М., 1978) посвящен проблеме происхождения, развития и функций игры детей. И. Хейзинга рас-

© Н. С. Полутина, 2006

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

сматривает игру как один из важнейших элементов культуры человечества. Транзактный анализ Э. Берна связан с играми взрослых людей как одним из способов структурирования времени. Игра, которая «играет в людей», с точки зрения Берна, определяет их жизнь.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Особое место среди игр занимают компьютерные игры. Компьютерная среда по своей сути близка к игровой. Современные технологии позволяют воспроизвести на компьютере практически все игры, в которые когда-либо играло человечество. Вопрос о психологической природе компьютерных игр и их воздействии на личность человека, несмотря на значительный интерес исследователей, на данный момент не имеет однозначного ответа.

В психологии неоднократно предпринимались попытки рассмотреть проблему компьютерных игр. Однако поскольку эта область человеческой деятельности появилась относительно недавно, а массовый характер приобрела только в 1990-е гг., исследования психологической природы компьютерной игры немногочисленны. Ученых преимущественно интересуют мотивы, лежащие в основе игровой компьютерной деятельности, и ее последствия. Уникальные возможности, предоставляемые компьютерными играми для психологической помощи, изучены недостаточно.

Западные психологи и психотерапевты широко используют терапевтические возможности компьютерной игры. Естественно, речь в данном случае идет о строго ограниченном, детально разработанном психологическом воздействии с помощью сильно адаптированных или специально созданных компьютерных игр. Так, С. А. Шапкин среди возможных областей применения игровой компью-

терной терапии отмечает следующие: помощь детям с нарушениями навыков пространственного различения и письменной речи, при трудностях обучения счету, при астигматизме; для компенсации речевых нарушений у неврологических пациентов; улучшение координации движений у детей и престарелых; повышение устойчивости внимания у пациентов, перенесших черепно-мозговую травму. Там же упоминаются случаи снятия агрессии, деструктивности по отношению к себе. Игровая компьютерная терапия успешно применяется как этап в психотерапевтической работе с застенчивыми и тревожными детьми1.

Разработаны и применяются игры, помогающие избавиться от алкогольной и никотиновой зависимости. Отмечается значительный эффект игр, направленных на профилактику наркомании и ВИЧ-инфекции. Интересные результаты показала реабилитационная игровая терапия, проводимая с несовершеннолетними правонарушителями.

Диагностические возможности компьютерных игр также достаточно широки — от диагностики особенностей развития дошкольников до выявления некоторых симптомов шизофрении.

А. Г. Шмелев указывает на широкие возможности компьютерных игр в области развития сенсомоторных, пространственных функций2. Внимание, когнитивные способности, коммуникативные навыки также существенно развиваются в процессе компьютерной игротерапии. Западными исследователями были получены убедительные данные о развитии в процессе игры таких мыслительных процессов и свойств, как креативность, когнитивная гибкость, способность к стратегическому планированию и антиципации. В области развития коммуникативных навыков было выявлено, что совместное решение игровых компьютерных задач в несколько раз повышает частоту вступления в социальные контакты, удовлетворенность партнером и самим контактом.

В исследованиях, посвященных групповым интернет-играм, отмечается явный положительный эффект увлечения играми. Опытные игроки отличаются от неопытных более дифференцированными представлениями о себе; локус их субъективного контроля сдвинут в интер-нальную область. Это значит, что они готовы нести ответственность за предпринимаемые действия.

Опытность игроков оказалась позитивно связанной с мотивацией саморазвития, ухода от бытовых и социальных проблем и негативно связанной с мотивацией предпочтения компьютера. Кроме того, у опытных игроков самооценка в целом выше, чем у неопытных, а идеальные и реальные компоненты структуры «Я-образа» сливаются и переносятся в структуру «Я» в компьютерной игре. Этот факт может служить подтверждением того, что компьютерная игра позволяет игроку ощутить себя как свой идеал. Многие игроки воспринимают игру в качестве тренинга, психокоррекционных упражнений. Наблюдается тенденция к применению специально сконструированных компьютерных игр в психотерапевтических целях: они призваны способствовать психологической разгрузке, коррекции аномального развития личности, служить подспорьем в осуществлении своеобразного психологического тренинга.

Нами было проведено экспериментальное исследование влияния компьютерных игр на личность, в котором приняли участие 66 студентов Мордовского государственного университета. Наряду с некоторыми негативными изменениями в исследовании была выявлена положительная взаимосвязь между компонентами самооценки и увлеченностью компьютерными играми. Так, у увлеченных студентов несколько выше показатели по

шкале «Самопринятие», т. е. они более склонны принимать себя такими, какие они есть. Ощущение ценности собственной личности у них более выражено, а конформизм и подверженность влиянию внешней среды ими осознаются в меньшей степени.

Таким образом, даже бесконтрольное, а в некоторых случаях и чрезмерное увлечение компьютерными играми может оказывать определенный положительный эффект на игрока. Мы предполагаем, что развивающий и терапевтический потенциал игровой компьютерной среды при направленном использовании может быть раскрыт, а негативное влияние минимизировано.

Очевидно, что достижение результатов в этой новой области прикладной психологии возможно только при слаженном, тесном, скоординированном взаимодействии психолога и программиста. Сложность разработки эффективных программ и методов игровой компьютерной терапии значительно тормозит развитие этой области. В настоящее время множество публикаций в средствах массовой информации приписывают компьютерным играм катастрофическое влияние на личность игрока, особенно подростка. Однако нередко наблюдается развивающий эффект аркадных, логических игр. Даже в случае с нетерапевтическим использованием компьютерных игр речь может идти об их позитивном влиянии на развитие личности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1.

2 См.: Шлгелев А. Г. Мир поправимых ошибок / А. Г. Шмелев // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка / ред. Д. Е. Фадеев. М., 1988.

Поступила 20.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.