ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2017, ТОМ 16, №в4
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ
АЛЕКСЕЕНКО Ю.В., БЕЛЯВСКИЙ Н.Н., ЛЯЛИК А.И.
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Специфика деятельности врача, особенно в современных условиях глобализации и стремительного научно-технического прогресса, определяет необходимость постоянной работы над повышением уровня своей профессиональной квалификации. Необходимыми инструментами для обеспечения этого процесса является владение специалистами современными информационными технологиями и удобными средствами коммуникации, знание иностранных языков. Обязательным условием также является свободный доступ к высококачественным образовательным и профессиональным ресурсам. Этап последипломного образования для врачебных специалистов становится все более сложным, насыщенным и в полном смысле этого слова непрерывным, абсолютно необходимым на протяжении всей врачебной карьеры. Важнейшим компонентом последипломной подготовки специалистов практического здравоохранения является прохождение ими тематических циклов усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях с отрывом от работы, участие в образовательных семинарах и научно-практических конференциях. Однако прохождение 1-2 таких циклов в течение 5 лет представляется не вполне достаточным для достижения или поддержания оптимального уровня профессиональной компетентности. Безусловно, в значительной степени это может быть компенсировано активной самостоятельной работой специалиста в указанном направлении посредством ознакомления с соответствующей медицинской литературой, а также использования многочисленных и разнообразных образовательных ресурсов, доступных в настоящее время в сети интернет. Весьма перспективным направлением в системе постоянного дополнительного образования практикующего врача представляется использование некоторых инновационных педагогических технологий дистанционного обучения.
Одной из наиболее многообещающих дистанционных образовательных технологий является использование уже известной и успешно развивающейся системы Moodle. Работа в данной системе позволяет, во-первых, проводить мониторинг уровня знаний обучающегося специалиста в динамике (исходный, промежуточный, рубежный, итоговый) с сохранением полученных данных (портфолио) и возможностью их углубленного анализа. Во-вторых, имеется возможность использования различных форм образовательного контента (текстовый, аудио- и видеоматериалы). В-третьих, использование системы Moodle обеспечивает разнообразие форм взаимодействия обучающегося и преподавателя (в режиме реального времени или отсроченном, индивидуальном или групповом).
Еще одной весьма востребованной современным здравоохранением, практико-ориентирован-ной формой дистанционного обучения является использование технологий телемедицины. Данная технология нацелена, прежде всего, на обеспечение доступности высококвалифицированной консультативной медицинской помощи населению. Особенно актуально это для проживающих в регионах, удаленных от республиканского и областных центров. В то же время, специалисты, вовлеченные в обсуждение клинических случаев опытными консультантами, автоматически становятся не только участниками своеобразного дистанционного клинического разбора или консилиума, но также высококачественного проблемно-ориентированного образовательного процесса. Все более широкое распространение в настоящее время получают различные дистанционные образовательные программы, основанные на использовании современных коммуникационных технологий, такие как онлайн-кон-ференции врачебных специалистов, вебинары и т.д.
Более широкое использование инновационных дистанционных педагогических технологий в дополнительном образовании врачей позволяет в некоторой степени преодолеть известные трудности - расширенный объем практической деятельности и перегрузка на врачебном приеме, невозможность перепоручения своих пациентов другим специалистам, отсутствие библиотечных дней, ограничение финансовых ресурсов для оплаты командировочных расходов. Необходимость обеспечения в процессе последипломного образования непрерывности, системности, контроля качества и
VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2017, УОЬ. 16, N4
результативности ни у кого не вызывает сомнения. Очевидно, что реальное обеспечение этих важных требований - одна из самых сложных проблем внедрения медицинских дистанционных образовательных технологий. Помимо декларирования этих принципов, необходимо создание технических условий на каждом рабочем месте специалистов и в лечебном учреждении в целом. Требуется также определение временных параметров этого вида деятельности в структуре служебных обязанностей специалистов не только в качестве дополнительной нагрузки преимущественно в свободное от работы время, а в виде обязательной активности и в рамках стандартного графика работы. Формального выполнения этих требований позволяет избежать тщательно продуманная многоуровневая система мотивации специалистов к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Непрерывность повышения квалификации образования принята большинством врачей. К сожалению, необходимые средства на развитие и активное использование дистанционных форм медицинского образования отсутствуют как у большинства врачей-специалистов, так и у работодателей. В этом отношении возможно использование международного опыта участия и частичного финансирования образовательных проектов фармацевтическими производителями с соблюдением необходимых этических, академических и юридических стандартов.
Таким образом, использование инновационных педагогических технологий дистанционного обучения является важнейшим компонентом системы постоянного дополнительного образования практикующего врача и характеризуется целым рядом преимуществ, таких как экономия финансовых ресурсов и времени, разнообразие форм педагогического взаимодействия обучающегося и преподавателя, индивидуализация образовательного процесса с учетом конкретных потребностей и уровня знаний врача-специалиста и др. Одновременно необходимо организационно-техническое обеспечение этого процесса на рабочем месте специалистов, а также эффективная система мотивации и контроля.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА КРЫМСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ПИКАЛЮК В.С., ОВЧАРЕНКО В.В., МАЛОВ А.Е.
Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Крым
Внеаудиторная работа студентов на кафедре нормальной анатомии структурирована по трем направлениям. Первое - организация самоподготовки студентов на территории кафедры к последующим практическим занятиям, семинарам. С этой целью на кафедре оборудован зал самоподготовки на 85 мест, ещё 50 рабочих мест предоставлено в холлах и препаровальном зале. Выдача препаратов и литературы с учебного фонда кафедры производится шесть дней в неделю (кроме воскресения) с 7.00 до 20.00. Во второй половине дня (с 16.00) функции лаборантов выполняют студенты старших курсов (по 2 человека). Они вместе с дежурным преподавателем являются одновременно и консультантами при препаровке и самоподготовке по натуральным препаратам. Все рабочие места в помещениях кафедры имеют доступ к интернету, что позволяет студенту через собственные средства электронной связи зайти на любой из двух наших кафедральных сайтов и воспользоваться выставленными на них учебно-календарными рабочими программами, кафедральными методическими пособиями (около 50 по всем разделам анатомии), электронной библиотекой атласов, учебников, презентаций. Здесь же на кафедральных сайтах выставлены контрольные вопросы промежуточных тематических модулей, экзаменов. А ещё открыт доступ для удаленного индивидуального тестирования в обучающем и контролирующем режимах по всему массиву тестов трехсеместрового курса нормальной анатомии (около 1500 тестов 1-3 уровней сложности). Вся информация структурирована по факультетам, семестрам, дублирована на русском и английском языках. Модераторами сайтов выступают студенты старших курсов под руководством сотрудников кафедры.
Вторым направлением внеаудиторной работы студентов 1-2 курсов выступает учебно-исследо-