Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД / ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА / ПРОФИЛАКТИКА / БАЗА ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна, Рябых Ирина Георгиевна, Шамгунова Рауза Янсаровна

В настоящее время сохраняет остроту и актуальность проблема изучения и профилактики распространения суицида среди российских подростков. К изученным факторам суицидального поведения, связанным как с неблагоприятной социальной средой, так и особенностями развития подростка, добавились вызовы, связанные с негативным влиянием интернета. В этой связи важным становится разработка и внедрение новых информационных средств, способствующих более осознанному и эффективному подходу к организации профилактики и проведению исследований по данному вопросу. Цель статьи: на основе проведенного анализа научных исследований подросткового суицида показать возможности использования базы данных результатов исследования социально-психологических особенностей подростков, совершивших попытку суицида, для организации просветительской деятельности и организации социальных и психолого-педагогических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING ELECTRONIC DATABASES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SPECIALISTS IN THE PREVENTION OF TEENAGE SUICIDE

Currently, the problem of studying and preventing the spread of suicide among Russian teenagers remains acute and relevant. The studied factors of suicidal behavior associated with both the unfavorable social environment and the characteristics of the development of the teenager were supplemented by challenges associated with the negative influence of the Internet. In this regard, it becomes important to develop and introduce new information tools that contribute to more conscious and effective approach to organizing prevention and conducting research on this issue. The purpose of the article: based on the analysis of the scientific studies of teenage suicide to show the possibility of using the database of results of the study of the socio-psychological characteristics of adolescents who have attempted suicide to organize the educational activities and organize social and psychological-pedagogical research.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухлина Л.Ю. Социально-психологические особенности осужденных с заболеваниями Бухлина Л.Ю. Социально-психологические особенности осужденных с заболеваниями туберкулеза и ВИЧ-инфекции / Л.Ю. Бухлина, А.А. Чарина // Университетское образование : сборник статей XIX Междунар. научно-метод. конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне : в 2 т. - Пенза, 2015. - Т. 1. - С. 64-65.

2. Вилкова А.В. Расстройства личности у осужденных в пенитенциарной практике / А.В. Вилкова // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2015. - № 1. - С. 49-54.

3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 960 с.

4. Рахманов Вагиф Мамедович : [персональный сайт]. - URL: http://www.prof-rahmanov.dp.ua (дата обращения: 05.04.2022).

5. Горохин В.А. Тюрьмы и колонии не стали очагами распространения туберкулеза / В.А. Горохин. - URL: http://www.tyurma.com (дата обращения: 05.04.2017).

REFERENCES

1. Buxlina, L.Yu. and Charina, A.A. (2015), "Socio-psychological characteristics of convicts with tuberculosis and HIV infection", University education: A collection of articles of the XIX International Scientific and Methodological Conference dedicated to the 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War: in 2 volumes, Penza, Vol. 1, pp. 64-65.

2. Vilkova, A.V. (2015), "Personality disorders in convicts in penitentiary practice", Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, Vol 1, pp. 49-54.

3. Karvasarskij, B.D. (2015), Clinical psychology, Peter, St. Petersburg.

4. Raxmanov, V.M., available at: http://www.prof-rahmanov.dp.ua (accessed 05.04.2022).

5. Goroxin, V.A., "Prisons and colonies have not become hotbeds of tuberculosis", available at: http://www.tyurma.com (accessed: 05.04.2017).

1. Контактная информация: vika.sundukova94@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2022

УДК 159.9

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

Елена Геннадьевна Черникова, кандидат социологических наук, доцент, Ирина Георгиевна Рябых, старший преподаватель, Рауза Янсаровна Шамгунова, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск

Аннотация

В настоящее время сохраняет остроту и актуальность проблема изучения и профилактики распространения суицида среди российских подростков. К изученным факторам суицидального поведения, связанным как с неблагоприятной социальной средой, так и особенностями развития подростка, добавились вызовы, связанные с негативным влиянием интернета. В этой связи важным становится разработка и внедрение новых информационных средств, способствующих более осознанному и эффективному подходу к организации профилактики и проведению исследований по данному вопросу. Цель статьи: на основе проведенного анализа научных исследований подросткового суицида показать возможности использования базы данных результатов исследования социально-психологических особенностей подростков, совершивших попытку суицида, для организации просветительской деятельности и организации социальных и психолого-педагогических исследований.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, подросток, подростковый суицид, факторы суицидального риска, профилактика, база данных.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p687-691

POSSIBILITIES OF USING ELECTRONIC DATABASES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SPECIALISTS IN THE PREVENTION OF TEENAGE SUICIDE

Elena Gennadievna Chernikova, the candidate of sociological sciences, docent, Irina Georgievna Ryabykh, the senior teacher, Rauza Yansarovna Shamgunova, the senior teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Currently, the problem of studying and preventing the spread of suicide among Russian teenagers remains acute and relevant. The studied factors of suicidal behavior associated with both the unfavorable social environment and the characteristics of the development of the teenager were supplemented by challenges associated with the negative influence of the Internet. In this regard, it becomes important to develop and introduce new information tools that contribute to more conscious and effective approach to organizing prevention and conducting research on this issue. The purpose of the article: based on the analysis of the scientific studies of teenage suicide to show the possibility of using the database of results of the study of the socio-psychological characteristics of adolescents who have attempted suicide to organize the educational activities and organize social and psychological-pedagogical research.

Keywords: suicide, suicidal behavior, adolescent, adolescent suicide, suicide risk factors, prevention, database.

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме суицидального поведения детей и подростков и его профилактики уделяется значительное внимание в современных научных исследованиях. Интерес ученых и практиков обусловлен появлением новых факторов, связанных с глобальными изменениями в жизни людей, в том числе с расширением негативного влияния Интернет-технологий на жизнеспособность молодого поколения. По данным ВОЗ, ежегодно в мире около миллиона людей завершают жизнь самоубийством, в России - более двух тысяч человек, из которых более трети - несовершеннолетние. По данным издания «РИА Новости», количество детских суицидов в 2021 году составило 692 случая.

Все вышесказанное поставило перед нами цель - показать возможности использования базы данных результатов исследования социально-психологических особенностей подростков, совершивших попытку суицида, для организации просветительской деятельности и организации социальных и психолого-педагогических исследований. Для достижения цели использовались методы теоретического анализа научных источников и нормативно-правовых документов. Для создания базы данных проводились беседы с подростками по специально разработанному плану, а также применялся контент-анализ 122 типовых форм информации о случаях попыток суицида или завершенного суицида лицами в возрасте от 10 до 18 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Отечественными учеными проблема детского и подросткового суицида исследуется как на уровне всего российского общества, так и на уровне регионов. Статистика МВД и результаты исследований показывают высокий уровень суицидов в регионах, большее количество самоубийств в сельской местности по сравнению с городом [2].

Н. Б. Семенова в своих работах показала многократное превышение смертности от самоубийств среди детей и подростков коренных народов Сибири по сравнению со средними значениями по Российской Федерации [3].

Причиной подростковых суицидов ученые считают хроническое депрессивное состояние, вызванное длительным нарушением межличностных отношений и социальной изоляцией. Результаты зарубежных исследований показывают, что полученные подростками психологические травмы, посттравматические стрессовые расстройства, сформиро-

вавшиеся в результате сексуального и иного насилия, катастроф и виктимизации (в частности кибербуллинга), сопряжены не только с депрессией, но и с суицидальностью. Следовательно, на первый план выходит задача профилактики этого негативного социального явления.

Вопросы профилактики детских и подростковых суицидов находят отражения в работах ученых и педагогов. Под профилактикой понимают комплекс мер, предупреждающих возникновение социальных проблем, позволяющих устранить причины или условия их появления. Эта технология включает ряд последовательных этапов от постановки социального диагноза до контроля и оценки результативности осуществленных процедур [4]. Разрабатывается методическое обеспечение специалистов по овладению данной социальной технологией [1]. Организуется просветительская работа с родителями, направленная на повышение родительской ответственности и компетентности в вопросах воспитания детей, оказание им помощи в трудной жизненной ситуации, особенно в кризисные периоды. В школах создаются и внедряются программы по укреплению психического здоровья, пропаганде здорового образа жизни и профилактике самоубийств среди детей и подростков.

Несомненным научным вкладом в решение данной проблемы явилась работа коллектива исследователей под руководством Н.В. Сивриковой (2022), которым создана и запатентована база данных, содержащая информацию о социально-психологических особенностях подростков, совершивших попытку суицида (Челябинская область, 2020-2021 гг.) [5].

Сбор информации о подростках осуществляли сотрудники полиции и социальной службы. Они заполняли специальную форму по результатам беседы с подростком и/или его близкими. Для определения конечного содержания матрицы данных был проведен контент-анализ 122 типовых форм информации о случаях попыток суицида или завершенного суицида лицами в возрасте от 10 до 18 лет. В результате анализа была построена матрица эмпирических результатов размерностью в 16 показателей. В эти показатели входили: статус поведения (суицидальные мысли, попытка суицида, завершенный суицид), год рождения, возраст на момент фиксации поведения, год сбора данных, дата фиксации отклоняющегося поведения, пол, статус семьи, вид самоповреждения, причины суицида, психический статус ребенка, тип психологической помощи.

Каким образом данную базу данных могут использовать специалисты, работающие с подростками, в своей профессиональной деятельности?

Во-первых, данные, содержащиеся в матрице, позволяют оценить и выявить социально-психологические факторы риска совершения подростками суицидальных попыток. База не содержит личных данных, пригодных для идентификации личности, а только сведения, которые можно обобщенно подвергать анализу и обработке.

Во-вторых, данные, содержащиеся в базе «Социально-психологические факторы риска совершения подростками суицидальных попыток», позволяют психологам, педагогам, специалистам социальных служб проводить анализ содержащихся в ней данных в различных направлениях.

Приведем некоторые примеры. Так, анализируя статус семей подростков, совершивших попытку суицида, можно выявить, в каких семьях чаще происходит завершенный суицид.

Имея данные о половом составе, можно сравнивать суицидальное поведение девушек и юношей: статус подростка, вид самоповреждения, причины суицидального поведения. Можно сравнивать суицидальное поведение в разных возрастных группах подростков. Анализируя данные о психологической помощи, можно выделить группы подростков, получавших и не получавших психологическую помощь и ее тип.

В-третьих, база способствует повышению воспроизводимости результатов научных исследований за счет удобного хранения, редактирования, использования данных.

Может применяться в психологических и социальных исследованиях в области психологии девиантного поведения, психологии личности, в учебном процессе, научно-исследовательской работе и просветительской деятельности.

В-четвертых, базу данных можно использовать для организации профилактической и просветительской работы с подростками и родителями. Прежде чем разрабатывать меры профилактики, специалистам надо понимать, по каким причинам дети в вашем регионе совершают самоубийства. Для этого они используют базу данных и анализируют, какие причины наиболее часто приводят к завершенному суициду у мальчиков и девочек, у детей разного возраста, и на основе результатов проведенного анализа разрабатывают программу. Если у девочек и мальчиков причины одинаковые, то программа может быть общая, а если разные, то в таком случае разрабатываются отдельно программы для мальчиков, отдельно для девочек.

На основе базы данных можно выделить группы риска совершения завершенного суицида и для них разработать специальную программу, например, программу тренинга на развитие навыков самосохранения и формирование ценностного отношения к своей личности и др. Понимая суть содержащейся в базе данных информации, опытный исследователь может провести анализ в соответствии с поставленной целью и использовать результаты как для большего понимания проблемы, так и для планирования и разработки мер, направленных на профилактику такого негативного явления в нашем обществе, как подростковый суицид.

ВЫВОДЫ

1. Проблема детского и подросткового суицида продолжает сохранять свою остроту и актуальность в нашей стране. Возникают новые социальные факторы, усугубляющие проблему. С необходимостью встает разработка мер профилактики.

2. Для оказания методической помощи специалистам, работающим с детьми, разрабатывается и внедряется технология социальной профилактики деструктивных форм поведения.

3. Считаем необходимым создавать базы данных по социально значимым проблемам нашего общества, таким как суицидальное поведение подростков, и предоставлять возможность специалистам делать анализ данных и в соответствии с полученными результатами разрабатывать пути помощи подросткам, направленные на снижение случаев суицидального поведения среди подростков в нашей стране.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет» № заявки МК-04-2022/11 от 28.04.2022 г. по теме «Социально-психологический портрет подростков, совершивших попытку суицида".

ЛИТЕРАТУРА

1. Детство: историко-социологические и психолого-педагогические аспекты : коллективная монография / Л. А. Дружинина, Р. А. Литвак, Е. В. Моисеева, Л. Б. Осипова, А. Е. Перебейнос, Т. Г. Пташко, С. В. Рослякова, Н. В. Сиврикова, Н. С. Сидоренко, Н. А. Соколова, Е. М. Харланова, В. С. Цилицкий, Е. Г. Черникова ; под ред. Н. А. Соколовой. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. - 450 с.

2. Линевич В.Л. Социально-правовая незащищенность подростков как фактор суицидального риска / В.Л. Линевич // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2018. -№ 4 (82). - С. 85-90.

3. Семенова Н. Б. Суицидальное поведение у детей и подростков коренных народов Сибири: социальные факторы риска / Н. Б. Семенова // Суицидология. - 2018. - Т. 9, № 4 (33). - С. 316.

4. Рослякова С.В. Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика / С. В. Рослякова, Е. Г. Черникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10, № 1 (34). - С. 209-212.

5. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022622095 Российская Федерация. Социально-психологические факторы риска совершения подростками суицида : № 2022621998 : заявл. 10.08.2022 : опубл. 18.08.2022 / Н. В. Сиврикова, Е. М. Харланова, Н. А. Соколова, Е. Г. Черникова; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

REFERENCES

1. Druzhinina, L. A., Litvak, R. A., Moiseeva, E. V., Osipova, L. B., Perebeinos, A. E., Ptashko T. G., Roslyakova, S. V., Sivrikova, N. V., Sidorenko, N. S., Sokolova, N. A., Kharlanova, E. M., Tsilitsky, V. S. and Chernikova E. G. (Ed) N. A. Sokolova.(2022), Childhood: historical, sociological and psychological and pedagogical aspects, collective monograph, South Ural Scientific Center of the Russian Academy of Education, Chelyabinsk.

2. Linevich, V. L. (2018), "Socio-legal insecurity of adolescents as a factor in suicidal risk», Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 4 (82), рр. 85-90.

3. Semenova, N.B. (2018), "Suicidal Behavior in Children and Adolescents of Indigenous Peoples of Siberia: Social Risk Factors", Suicidology, Vol. 9, No. 4 (33), pp. 3-16.

4. Roslyakova, S. V. and Chernikova E. G. (2021), "Modern forms of deviant behavior of adolescents and their social prevention", Azimuth of scientific research : pedagogy and psychology, Vol. 10, No. 1 (34), рр. 209-212.

5. Sivrikova N. V., Kharlanova E M., Sokolova N. A. and Chernikova E. G. (2022), Certificate of state registration of the database No. 2022622095 Russian Federation, "Socio-psychological risk factors for adolescent suicide", № 2022621998 : published 18.08.2022; applicant Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian and Pedagogical University".

Контактная информация: chernikovaeg@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2022

УДК 159.9.072

САМООЦЕНКА КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

Анна Витальевна Черных, кандидат медицинских наук, доцент, Светлана Сергеевна Артемьева, кандидат биологических наук, доцент, Софья Сергеевна Бочарова, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж

Аннотация

Введение. Достижение и поддержание идеального, с точки зрения результативности, уровня самооценки может считаться залогом успешного участия в соревнованиях, являясь одним из перспективных вопросов теории и методики подготовки в спорте. Цель исследования: выявить и теоретически обосновать влияние уровня самооценки на спортивную результативность. Методы исследования - изучение и анализ научной литературы. Результаты исследования и их обсуждение. Теоретически обосновано, что самооценка является одним из наиболее значимых параметров личности спортсмена, поскольку она стимулирует повышение эффективности соревновательной деятельности и играет роль ее регулятора, и напрямую зависит от динамики и стабильности спортивных достижений. На уровень требований к результатам оказывает влияние предшествующий опыт, способность предвидеть собственные возможности, оценка свойств собственной личности, а также воздействие внешних факторов. Достижение результата, превышающего уровень требований к себе, очень ценно для спортсмена. Психическое состояние, возникающее у спортсмена в результате его успеха, является положительным и благоприятным как реализация цели спортивной тренировки. Достижение спортивных результатов может привести к эмоциональной зависимости от успеха, паническому страху неудачи и спровоцировать формирования заниженной самооценки. В свою очередь, успешный спортсмен с завышенной самооценкой воспринимает тренировки как скучные и утомительные, что вызывает у него состояние монотонности. Если спортсмен достигает результата, который не соответствует его уровню «планки», возникает сложная ситуация, когда ожидание успе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.