Научная статья на тему 'Возможности использования дачного отдыха в экологическом воспитании детей'

Возможности использования дачного отдыха в экологическом воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
72
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования дачного отдыха в экологическом воспитании детей»

более 17 атомов С с температурой кипения выше 300 °С, которые при относительно высоких концентрациях способны существенно повлиять на свойства почв: изменить их гидрофильность, затруднить капиллярный подъем влаги, затормозить процессы минерализации органических остатков (табл. 3).

Таблица 3

Фракционный состав остаточных нефтепродуктов в песчаных и супесчаных почвах, % (глубина до 10 см)

Длина углеродной цепи Температура кипения, °С Свежая нефть Годы после разлива нефти

2 3 10

Менее С11 Менее 200 71 - - -

Cl2 —С14 200-250 11 4 - -

0 сл 1 р О) 250-300 8 23 10 -

Более С17 Более 300 10 73 90 100

Таким образом, разливы нефтепродуктов на суше приводят к длительным нарушениям структуры и свойств такой важнейшей абиотической составляющей биосферы, как почва. Такие изменения имеют драматические последствия для развития биоты, приводят к нарушениям всех важнейших биогеохимических циклов. В 90 % случаев при наземных разливах нефти данные территории требуют интенсивной рекультивации, так как эффективное и быстрое удаление нефтепродуктов из почвы практически невозможно, что прежде всего требует разработки эффективных мер предотвращения разливов нефтепродуктов в наземных экосистемах, а также необходимая современному человечеству нефть является чрезвычайно опасным фактором, разрушающим все структурные элементы биосферы, и требует системного подхода к совершенствованию мер безопасности при добыче, транспортировке и переработке.

Н. Н. Александрова

Возможности использования дачного отдыха в экологическом воспитании детей

Многие жители нашего города имеют садовые участки. Если раньше они в первую очередь рассматривались как источник получения сельскохозяйственной продукции, то сейчас привлекает их рекреационная функция. Для городских людей собственный садик,

227

расположенный вдалеке от весьма агрессивной к человеку городской среды, является отдушиной, местом отдыха, и часто занятие садоводством становится важным хобби. Также очень важно, что многие школьники проводят на дачах свои каникулы. И принимая во внимание, что дети сейчас имеют очень мало возможностей заниматься чем-либо вместе со своими родителями, жизнь за городом ценна тем, что там таких возможностей масса. Дети, особенно маленькие, любят помогать взрослым в садовых работах. И если научить ребенка не только каким-то хозяйственным делам, но и показать, что в саду и его окрестностях есть множество объектов для самых разных наблюдений, дачный отдых принесет пользу не только телу, но и уму.

К большому сожалению, в школьных программах сейчас все меньше и меньше отводится времени для знакомства с различными природными объектами на фоне постоянно повторяющихся тем и призывов по охране природы. Но очень трудно заботиться о чем-то, с чем ты не знаком. На даче же дети постоянно сталкиваются с огромным количеством живых существ, наблюдают различные природные явления, становятся свидетелями сезонных изменений в окружающем мире. И если им немного помочь, то вклад в развитие естественнонаучных представлений и в создание основ осознанного отношения к экологическим проблемам будет огромен.

С чего же начать? Даже взрослые часто плохо знают природные объекты, поэтому начать стоит с покупки определителя, чем более богато иллюстрированного, тем лучше. Опыт работы с детьми показывает, что предпочтительнее определитель с рисунками, чем с фотографиями. Видимо, рисунок, в силу обобщения, сделанного художником, для ребенка более удобен, чем фотография. Учиться определять нужно на растениях. Их можно рассматривать гораздо дольше по времени, чем встреченных животных, в разных ракурсах, что позволяет сделать определение более успешным. Правда, на первых порах не стоит давать определять декоративные растения, которые в силу большого количества сортов имеют очень разный облик, что может ввести ребенка в заблуждение. Элемент игры, который присутствует в этой деятельности, весьма привлекателен для детей, да и для взрослых тоже. Работа с определителем развивает внимание к деталям, умение обобщать и выискивать частности, способствует развитию аналитического мышления.

Если для маленьких детей возможно использование только определителя с изображениями, то ребят, которые учатся в средней школе, можно учить определять по ключу. Начать лучше с растения,

228

которое знакомо, чтобы ребенок сам мог проверить правильность полученного результата, и только потом, когда он поймет принцип работы с ключами, можно переходить к незнакомым объектам.

Что касается животных, то среди них неплохим объектом для отработки навыков определения являются дневные бабочки. Несмотря на относительную доступность для наблюдения птиц, разнообразие их внешнего вида в зависимости от пола и возраста делает их довольно трудными объектами для работы с определителем. Зато их можно различать по голосам. Для первого знакомства с птицами лучше выбрать пасмурный день, когда мало поющих птиц, так как выделить одну песню из мощного птичьего хора ребенку на первых порах довольно сложно.

Чтобы иметь возможность рассмотреть птиц более внимательно, для них летом на даче можно устроить поилку или купалку. Это нехитрое сооружение позволит поближе познакомиться со многими представителями орнитофауны, обитающими в окрестностях вашего дома, а заодно поможет птицам перенести жару.

Фауна прудов и схожих с ними водоемов всегда привлекательна для детей и тоже может служить объектом для работы с определителем. Единственное, о чем всегда надо напоминать детям - это о том, что после знакомства с животными они должны быть возвращены туда, откуда взяты.

После того, как ребенок познакомится с некоторым количеством окружающих его живых существ, появляется возможность начать заниматься разными явлениями.

При достаточно долгом пребывании на даче можно, например, вести календарь цветения разных растений. Объектом для наблюдений могут быть как культурные виды, так и дикорастущие. Если в вашей местности можно встретить редкие и охраняемые виды, не забудьте ребенка с ними ознакомить, чтобы он по незнанию не нанес им вред. В саду можно проследить за сроками созревания разных плодовых культур с дегустацией и описанием вкуса разных сортов, вычислить урожай, полученный за лето.

Замечательным местом станет так называемая «детская грядка», за которой полностью может ухаживать ребенок. В зависимости от интересов юного садовода там могут быть посажены овощные или декоративные культуры. При работе с декоративными культурами нельзя забывать, что некоторые из них ядовиты, и такие культуры для работы с детьми, особенно маленькими, не допустимы во избежание случайного отравления. Поскольку дети нетерпеливы,

229

для «детской грядки» лучше выбирать быстро развивающиеся культуры. Из овощей это горох, редис, кресс-салат, кабачок, кольраби, салат, лук. Часто ребята просят посадить им клубнику.

Из декоративных культур хороши настурция, душистый горошек, васильки, левкои, космея, декоративный подсолнух.

Даже с младшими школьниками можно заняться прививкой травянистых растений и привить, например, на куст картофеля побег томата, а на тыкву - дыню. Для более старших ребят может стать интересным создание дерева-сада, когда на одно растение прививается несколько сортов.

Неплохо познакомить детей с садовыми вредителями, а также с насекомыми-хищниками, попробовать использовать ловчие пояса.

Можно провести небольшое исследование об эффективности разных столь модных сейчас в садоводстве стимуляторов.

Старшеклассникам можно предложить заняться селекцией. Лучше начать с декоративных растений - на них результат получается наглядней. Из однолетников можно поработать с настурцией, душистым горошком - у них достаточно крупные цветки и имеется много сортов для подбора родительских пар.

Именно на даче можно провести наблюдения за развитием головастиков или превращением гусеницы в бабочку. Если с головастиками все более ли менее понятно, то с бабочками надо внимательно отнестись к выбору объекта. Дело в том, что у бабочек есть много видов, зимующих в стадии куколки, и для детской работы они не годятся. Лучше всего в конце июня посетить заросли крапивы и найти на ней темных мохнатых гусениц с яркими точками. Это могут быть гусеницы крапивницы, дневного павлиньего глаза или адмирала. Все они успеют превратиться во взрослую особь за один сезон. Пойманную гусеницу помещают в закрытый садок и кормят листьями крапивы. После окукливания садок оставляют в место, где на него не будут попадать прямые солнечные лучи, и ждут, когда выйдет бабочка. Бывает, что из куколки вместо бабочки выходит совершенно другое насекомое. Такое случается, если гусеница была заражена яйцами наездника.

Таким образом, проводя время на даче, ребенок не только отдохнет, но и получит самые разнообразные знания об окружающих его растениях и животных, а также более осознанно примет участие в делах своей семьи.

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.