POSSIBILITIES OF USING CHATTED SITES fN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN A VIETNAMESE A UDIENCE
Pham Thi Huyen Trang, Postgraduate student, Department of Russian Language and Methods of Teaching it, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow
The possibilities of using chatted sites in the process of teaching Russian as a foreign language in a Vietnamese audience are examined, combining the advantages of traditional classroom and electronic learning, ensuring the development of a student as a subject of self-educational activity and shaping his readiness for self-development in the future. It is concluded that the use of chatted sites in the process of teaching Russian as a foreign language in a Vietnamese audience allows you to create conditions for a active educational activities of the student, to optimize the time spent by the teacher and increase the effectiveness of the learning process as a whole.
Keywords: Computer Assisted Language Learning; information and communication technologies; chat sites; teaching Russian as a foreign language; teaching in Vietnam.
DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.69
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧА ТИРОВАННЫХ УДК 372 САЙТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ВАК РФ 13.00.02 КАК ИНОСТРАННОГО ВО ВЬЕТНАМСКОЙ АУДИТОРИИ
Рассматриваются возможности использования чатированных сайтов в про- @ фам jxuХуен Чанг, 2020 цессе преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории, объединяющего е себе преимущества традиционного аудиторного и электронного обучения, обеспечивающего развитие студента как субъекта самообразовательной деятельности и формирующего его готовность к саморазвитию в будущем. Сделан вывод о том, что использование ча тированных сайтов в процессе преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории позволяет создать условия для активной образовательной деятельности студента, оптимизировать временные затраты преподавателя и повысить эффективность процесса обучения в целом. Ключевые слова: Computer Assisted Language Learning; информационно-ком ■ муникационные технологии; ча тированные сайты; преподавание русского языка как иностранного; преподавание во Вьетнаме.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий побуждает ученых и педагогов исследовать все новые и новые возможности их эффективного использования в образовательном процессе.
Исследования в области изучения языков с помощью компьютеров (Computer Assisted Language Learning CALL), изучения языков с помощью мобильных устройств (Mobile Assisted Language Learning MALL) и электронной коммуникации (Computer Mediated Communication CMC) показали нам, что адаптация новых технологий помогает преодолеть некоторые проблемы, с которыми сталкиваются в лингводи-дактике; например, ограниченное аудиторное время (Cardoso & Collins, 2016). В свете исследований CALL, MALL и CMC целью этого исследования было изучение потенциала чатированных сайтов в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ). С педагогической точки зрения учителям рекомендуется использовать датированные сайты в качестве средства для создания возможностей языковой практики и в качестве источника дополнительной информации.
В качестве материала исследования выступали научные источники, отражающие современное состояние изученности в педагогике проблемы использования чатированных сайтов в процессе преподавания русского языка как иностранного. Использовались методы теоретического анализа: изучение и анализ психолого-пе-дагогической и научно-методической литературы и Интернет-ресурсов по проблеме исследования, изучение зарубежного опыта использования чатированных сайтов в процессе преподавания рус-
ФАМ Тхм Хуен Чанг, аспирант, кафедра Русского языка и методики его преподавания, Российский университет Дружбы Народов, Москва
LU
s ^
о
LU
< ct
LU
# * *
326
ского языка как иностранного, а также рефлексия педагогической деятельности автора данной статьи.
Одной из форм Computer Assisted Language Learning может быть чат. В отличие от повседневного понимания чата, обучающий чат рассматривается как сфокусированный, активный процесс отправки и получения сообщений, обмена мнениями в реальном времени, опосредованный определенной языковой системой.
Если мы рассматриваем чатированный сайт как сетевую технологию, используемую для обучения общению на иностранных языках, следует отметить, что любая система обучения сможет функционировать эффективно, если она будет учитывать следующие параметры:
1) мотивация учебно-познавательной деятельности;
2} эффективное результативное взаимодействие учителя и ученика, обеспечивающее устойчивое управление учебным процессом;
3) система управления педагогическим процессом.
Чат мы понимаем как реальное общение на иностранном языке, случайно или специально организованное общение как с вьетнамскими сверстниками, так и с носителями изучаемого языка, является колоссальной мотивационной основой для студента.
Согласно данным в области информационно-коммуникационных технологий (МСЭ, 2018 г.), 51,2% процентов населения мира используют Интернет и мобильные сети [19]. В этом контексте непрерывного роста к использованию Интернета в области лингводидак-тики изучили возможности обучения с технологиями для ускорения развития языка с целью применения последних технологических тенденций и устройств. Проведенный анализ актуальных исследований [например, 1; 8; 10; 16] позволяет нам отметить высокую эффективность и разнообразные возможности такого вида обучения в отличие от традиционного очного обучения русскому языку. Тем не менее, различные факторы, такие как отсутствие интеграции учебных программ или практические соображения, такие как стоимость использования, защита данных или доступность, могут вызывать проблемы при проведении исследований. Будь то CALL или MALL, количество исследований, посвященных различиям между инструментами в двух средах, ограничено.
Такие инструменты, как приложения для разговоров на основе онлайн-чата, которые
доступны в компьютерной и мобильной среде, могут иметь различия в применении в лин-гводидактических целях. Соответствующие аспекты изучения русского языка, такие как вовлеченность, удобство использования, время или возможности многопользовательского общения, могут варьироваться от стационарных устройств до мобильных, и, следовательно, преподаватели русского языка должны осознавать различия между применяемыми для обучения чатированными сайтами для учета потребностей вьетнамских учащихся при разработке технологии изучения русского языка. 6 этом смысле проводятся экспериментальные исследования, посвященные применению чатированных сайтов в процессе преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории, с полученными результатами от одной среды к другой, чтобы лучше понять, как каждая среда влияет на процесс обучения.
Например, РасеЬоок или УУН^Арр за последние несколько лет уверенно увеличивают количество пользоователей, достигнув более 2,27 миллиарда и 1,5 миллиарда активных пользователей в месяц соответственно [19]. Чтобы воспользоваться преимуществами большого количества пользователей на этих платформах, исследователи изучили возможности использования чата, чтобы избежать ограничений традиционного классно-урочного обучения, таких как ограниченное время занятий или трудности общения с соучениками во время урока, В этом смысле чаты с несколькими участниками, благодаря разным фонам, контекстам обучения и целям пользователей, предложили лингвистически обогащающий контекст для исследования [15].
С теоретической точки зрения, различные факторы способствуют положительным результатам при использовании чатированных сайтов в процессе преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории; 1) разнообразие возможностей, интересов и уровней участников чата, которые способствуют языковому взаимодействию и взаимодействию со сверстниками; 2) студенты могут сосредоточиться на различных аспектах языка, таких как синтаксическая сложность, лексическое разнообразие, использование, дискурсивные функции или точность словоупотребления [18; 5]; 3) коммуникативное взаимодействие с использованием чатированно-го сайта дает возможность вьетнамским студентам обсудить преимущества овладения русским языком и его использования в обще-
нии, построении карьеры и путешествиях [например, 7; 11 ]; 4} обучающиеся могут получать обратную связь не только от преподавателя РКИ, но и от других учеников, или других партнеров по переписке, владеющих русским языком [13]; 5) информация в чате может быть сохранена для последующего анализа и оценки, поскольку взаимодействие остается внутри приложения, что дает возможность для последующего контроля и обсуждения [6; 14J; 6) снижается когнитивная и стрессовая нагрузка, благодаря чему студенты чувствуют себя более комфортно при изучении языка [9; 20),
Однако с коммуникативной точки зрения, дальнейшие различия, конкретно касающаяся использования чатированных сайтов, могут повлиять на тип коммуникации, происходящей в рамках взаимодействия мобильного чата, а также на число переговоров в каждой среде. Так [6; 10] о предел ют этот тип общения как "квазисинхронный", поскольку учащиеся могут использовать языковые преимущества асинхронного общения, такие как самоповторение, запросы на уточнение и проверки понимания, а также преимущества, относящиеся к синхронной коммуникации, такие как спонтанность, интерактивность и мотивация. Легкий доступ к голосовым сообщениям и совместному использованию видео благодаря встроенным камерам и микрофонам, используемым "на ходу", обеспечивает более широкое присутствие других типов связи, помимо письменного языка. Эти типы общения, как показано в исследованиях [2,6; 11], приводят к расширению словарного запаса и формированию речевых компетенций, которые способствуют развитию второго языка (14). Все эти аспекты вместе с возможностями чатированных сайтов в процессе преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории дают учителям возможность разрабатывать систему обучения на основе CALL, MALL и CMC,
Предыдущие исследования в Facebook изучали его потенциал в качестве образовательного инструмента, а в некоторых случаях даже в качестве системы управления языками [21]. Facebook также используется для развития навыков владения вторым языком, а также изучаются такие аспекты, как взаимодействие учащихся, социально-прагматическая компетентность и письменная речь. Эффективность обучения письменной речи достаточно часто исследовалось при использовании чатированных сайтов, В этом смысле стоит упомянуть исследование Shih, R. С. (2011}, в котором пред-
принималась попытка провести экспертную оценку обучения письменной речи с использованием чатированных сайтов, следуя смешанному подходу к обучению. 23 первокурсника, обучающихся на курсах иностранного языка, были исследованы с использованием качественных и количественных инструментов, а также всесторонних интервью для оценки сформированное™ письменной речи студентов, Результаты показали, что приложение было позитивным инструментом для развития письменной речи на иностранном языке и стимулирования совместного обучения, а также мотивации и интереса. Точно так Уипи$, М. М„ & 5а1еЫ, И, (2012) использовали смешанный метод для оценки эффективности использования чатированных сайтов для разработки обучения иноязычной письменной речи. Они использовали анкету, с помощью которой были изучены представления 43 студентов третьего курса. Результаты показали, что использование чатированных сайтов более эффективны для обсуждения идей и фактического написания текста. 8 других исследованиях, использующих чатированные сайты в обучении, также сообщалось о положительных результатах при анализе потенциала чатированных сайтов для создания онлайнового учебного сообщества, и развития мотивации учащихся.
Общение в чате дает возможность создавать письменно-речевые ситуации и использовать их в основных видах речевой деятельности при овладении иностранным языком: чтение и письмо. Кроме того, чат как средство реального общения обеспечивает формирование навыков и развитие навыков диалогической речи, репликации и микромонологического высказывания. Чтобы чат был успешным, студентыдолжны знать, как использовать словарный запас чата и Интернет-жаргон, еще один способ выразить эмоциональное отношение. Студенты должны уметь правильно разговаривать, хорошо владеть технологиями.
Другим аспектом использования чата является активность преподавателя РКИ. Здесь необходимо сказать, что преподаватель РКИ класса может подключить кбеседе не только друзей обучающихся, обсудить прошедшие события, задать домашнее задание и сообщить о текущих и будущих изменениях в расписании.
Прогрессивная и успешная организация чата на иностранном языке также зависит от личных коммуникативных способностей учителя русского языка. Преподаватель русского языка обеспечивает виртуальный процесс межкультурного общения. Вот почему учитель
ш S
О ш
<
С[ ш
# * *
328
должен уметь использовать информационные технологии. А также он должен обладать необходимыми психолого-педагогическими компетенциями. Прежде чем организовывать уроки с такими действиями, как общение в чате, необходимо знать некоторые правила, которые помогут избежать непредвиденных трудностей и проблем во время урока, т.е. советы по мониторингу этой деятельности на уроке. Инструменты чат-платформы, используемые в педагогических целях, открывают новые возможности в обучении иностранному языку. Используя чат работе с вьетнамскими студентами, преподаватель РКИ имеет возможность: 1) участвовать в групповых видах работ и вести индивидуальную работу онлайн; 2) проводить уроки-проекты со студентами из других стран; 3) обсудить темы с приглашенным представителем другой страны, который компетентен в определенной области научных знаний; 4) функция архивирования текста чата позволяет анализировать тексты чат-переписки с точки зрения грамматики, лексики, пунктуации, стилистики, ошибок в речи и т. д. в конце разговора, и на этой основе строить новые типы задач.
Такие занятия благотворно влияют на формирование коммуникативных навыков у студентов. Они помогают в развитии словарного запаса, развивают навыки самостоятельной работы, повышают мотивацию и интерес к предмету. Хотя эти средства Интернет-общения появились сравнительно недавно, в мировой практике преподавания иностранного языка уже накоплен определенный опыт их использования в образовательном процессе. Изучив исследования, мы можем выделить следующие варианты использования чатирован-ных сайтов в преподавании РКИ: 1) общение на свободную тему; основной задачей является практика говорения, аудирования и письма на изучаемом языке, в этом виде деятельности студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему разговора, поиск и подбор собеседников на иностранном языке, но тема может быть настроена учителем для улучшения навыков словарного запаса, грамматики в определенных областях, таких как "Что вы думаете об экономической ситуации в нашей стране?"; 2) чат, направленный на решение конкретной образовательной проблемы, в этом случае тема конкретизируется или сужается; этот вид работы прекрасно соответствуетзадачамзакрепления грамматических явлений; 3} чат-семинар или чат-презен-тация; развитие навыков творческого подхо-
да к учебному материалу, например: "Будете ли вы рекламировать свой образ жизни?"; 4) чат, направленный на выработку конкретного материала или действия; например, беседы в чате, диалоги и т. д.; 5} оценочный (контрольный) чат, направленный на мониторинг и оценку степени усвоения того или иного материала.
Итак, можно сделать вывод о том, что применение чатированных сайтов в процессе преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории позволяет эффективно развивать и формировать различные виды речевой деятельности и различные навыки, повышать мотивацию студентов.
Исходя из вышеизложенного, мы можем прийти к следующему выводу: технологии чатированных сайтов могут быть использованы в образовании как отличный инструмент для развития коммуникативной компетенции студентов, Такие действия, как общение в чате, требуют четкого контроля, однако предоставляют учителю и ученикам огромные возможности для использования развития всех навыков русского языка. При работе с использованием чатированных сайтов чтение необходимо при просмотре всех высказываний участников, чтобы дать возможность студенту на собственный ответ относительно всего, что происходит. Более того, использование чатированных сайтов является огромной мотивацией для студентов, так как создается естественная коммуникативная ситуация и возможно также присутствие носителей языка, то есть англоговорящих участников, что позволяет студентам знакомиться не только с ними, но и с их культурой и образом жизни.
Проанализировав применение чатированных сайтов в процессе преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории, можно сделать вывод о том, что при использовании данных ресурсов обеспечивается активное участие студентов в учебном процессе, рационально используется аудиторное время. Интерактивность и персона-лизация обучения, разнообразные виды педагогического воздействия, увеличение объема усвоенного материала за счет активной самостоятельной работы студентов, работа с большим количеством аутентичных электронных ресурсов дают основания полагать, что использование чатированных сайтов в процессе преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории положительным образом сказывается на образовательном процессе в вузе. Итак, образова-
тельный чат - это прямой процесс активной коммуникации на русском языке. Успех чата на русском языке зависит от выбора методов организации межкультурного общения. Чтобы организовать урок с использованием технологий чата, необходимо знать определенные правила и советы по осуществлению контроля. Успешное использование чатированных сайтов на русском языке зависит от выбора методов организации межкультурного общения, от уровня навыков учащихся и профессионализма преподавателя.
Литература:
1. Занкоеа А. А. Изучение русского языка как иностранного s онлайн среде: возможности и спе цифика //Мир науки, культуры, образования. 2019. - N-.2(75).
2. Итинсон К.С., I риншкун В, В. Возможности и преимущества взаимосвязанного применения средств информатизации при подготовке по русскому языку иностранных студентов в медицинском вузе //Весгник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования.- 2019, - Т, 16. -№. 2.
3. An du jar A., Salaberri-Ramiro M. S. Exploring chat based communication in the EFL class: computer and mobile environments //Computer Assisted Language Learning, - 2019. - С. 1- 28.
A. Schaefer R., Salbego N., Lorenset С. C. Foreign language learning development: reflections on the contribution of digital technology //Revis ta de i.et ras Norte@ mentos. - 2019, - T. 12, - №. 29.
5. Andujar, A. (2016). Benefits of mobile instant messaging to develop ESL writing. System, 62, 63-76. doi: 10.1016/j.system.2016.07.004
6. Andujar, A., & Cruz Martinez, M. S, (2017). Mobile instant messaging: WhatsApp and its potential to develop oral skills. Comunicar, 25(50), 43-52.
'/. 8ueno-Alastuey,M.C (2013). Interactional feed back in synchronous voice-based computer mediated communication: Effect of dyad. System, 41(3), 543-S59.
8. Burston, J. (2015). Twenty years of MALL project implementation: A meta analysis of learning outcomes. ReCALL, 27(1 ), 4-20.
9. Castrillo, M. D,, Martin Monje, E., & Barcena, E, (2014). Mobile-based chatting for meaning negotiation in foreign language learning, international Association for Development of the Information Society, Paper presented at the international Conference on Mobile Learning 2014 (pp,49-58). Madrid, Spain,
10. Fu, Q. K., & Hwang, G.-J. (2018). Trends in mobile technology-supported collaborative learning: A systematic review of journal publications from 2007 to 2016, Computers & Education, 119 , 129-143. 11 Jepson, K. (2005). Conversations - and negotiated interaction - in text and voice chat rooms. Language Learning ^Technology, 9(3), 79-98. IlKukulska Hulmc, A., Lee, H., & Norris, L. (2017). Mobile learning revolution: Implications for language pedagogy, in Shapelle, C. A, & Sauro, S. (Eds.), The handbook of technology and second language teaching and learning {pp. 217-233). Oxford: Wiiey-Blackwell.
13.Kukulska-Hu!me, A., & Shield, L. (2008). An overview of mobile assisted language learning: From content delivery to supported collaboration and interaction. ReCALL, 20(3), 271-289.
14.Long, M. H. (1996). The role of the Linguistic Environment in Second Language Acquisition, in W, Ritchie, &T. Bathia (Eds.), Fiandbook of research on second language acquistion (pp. 413-469). New York, NY:Academic Press.
15. Paolillo, j. C, & Zeienkauskaite, A. (2013). Real-time chat. In Herring S. C, Stein, D., & D., Virtanen (Eds.), Pragmatics of computer mediated communication (pp.109-133). deGruyter, Berlin.
16. Sharif i, M., Rostami AbuSaeedi, A., Jafarigohar,M., & Zandi, B. (2018). Retrospect and prospect of computer assisted English language learning: A meta-analysis of the empirical literature. Computer Assisted Language Learning, 31 (4), A13-436. 17.Shih, R. C. (2011). Can Web 2.0 technology assist college students in learning English writing? Integrating Facebook and peer assessment with blended learning. Australasian Journal of Educational Technology, 27(5), 829-845. IS.Sotillo, S.(2000). Discourse functions and syntactic complexity in synchronous and asynchronous communication. Language Learning & Technology, 4(1),82-119.
19.Statista. (2019). www.statista.com, Retrieved from https://www.statista.com/statistics/ 258749/most-popular-global-mobiie-messenger-apps/https:// www.statista.com/statis- tics/346167/facebook-giobal-dau/
20.Sykes, J. M. (2009). Learner requests in Spanish: Examining the potential of multiuser virtual environments for L2 pragmatics acquisition. In Lomicka, L & Lord, G. (Eds.). The next generations Social networking and online collaboration in foreign language learning (pp. 199-234). San Marcos, TX: CALICO.
21.(2012). Using the Facebook group as a learning management system: An exploratory study. British Journal of Educational Technology, 43(3), 428-438.
THE MEANING OF PLASTIC ANATOMY AND ANATOMICAL DRAWING OF THE HUMAN FIGURE IN PEDAGOGICAL EDUCATION
FiHmonov Alexander Ivanovlch, Associate Professor, Department of Drawing, Art and Graphic Department, institute of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University, Moscow
Kartunnikova Tatyana Aleksandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Deputy Director of MBS "Grammar School №11", Balashikha, Moscow Region