Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ ПОРОДЫ ЛОШАДЕЙ В КОННО - СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ ПОРОДЫ ЛОШАДЕЙ В КОННО - СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОШАДЬ / ТАБУННОЕ КОНЕВОДСТВО / ИППОТЕРАПИЯ / ТРЕНИНГ / КОННОСПОРТИВНАЯ ШКОЛА / КОННО-ТУРИСТИЧЕСКАЯ БАЗА / КОБЫЛА / ЖЕРЕБЕЦ / МЕРИН

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Гималетдинова Г. А.

Статья посвящена разведению и использованию башкирской породы лошадей. Использование ее не только в потребительских целях, но и в спортивных. Эта порода лошадей вынослива в работе как под седлом, так и в упряжи. Простота и дешевизна степного косячного коневодства дает возможность при ничтожных, сравнительно затратах, развить дело в кратчайший срок громадных размеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Гималетдинова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ ПОРОДЫ ЛОШАДЕЙ В КОННО - СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ»

 - межрегиональных (межрайонных), - муниципальных и т.д.

За качество выполняемых работ 1.«Абсолютная успеваемость» студентов по преподаваемым дисциплинам (по результатам прошедшей сессии) 2. «Качественная» успеваемость студентов по преподаваемым дисциплинам по результатам прошедшей сессии (по результатам тестирования) 3. Участие в организации мероприятий образовательного учреждения (конференций, семинаров, круглых столов и пр.) 4. Своевременное ведение документации (заполнение журналов, разработка рабочих программ, выполнение графиков учебного процесса, календарно-тематических планов) и т.д.

За высокий уровень педагогической компетентности 1.Высокая самоорганизованность, общая культура, социорефлексия. 2.Мотивация обучающихся к обучению З.Организация учебной деятельности 4. Повышение квалификации и т.д.

Следует подчеркнуть, что абсолютно объективной оценки труда специалистов не существует. Важно всегда помнить, что во всем хорошем есть плохое, а во всем плохом есть хорошее... нужно представлять себе, что все не так просто, что нет единого рецепта, его быть не может и найти его невозможно.

УДК 599.723.2

Гималетдинова Г. А. магистрант 1года обучения факультет «Физиологии человека и зоология» Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Уфа

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ ПОРОДЫ ЛОШАДЕЙ В КОННО - СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

Статья посвящена разведению и использованию башкирской породы лошадей. Использование ее не только в потребительских целях, но и в спортивных. Эта порода лошадей вынослива в работе как под седлом, так и в упряжи. Простота и дешевизна степного косячного коневодства дает возможность при ничтожных, сравнительно затратах, развить дело в кратчайший срок громадных размеров.

Ключевые слова: лошадь, табунное коневодство, иппотерапия, тренинг, конно-спортивная школа, конно-туристическая база, кобыла, жеребец, мерин.

Цель работы: изучить особенности содержания и тренировки башкирской лошади в КСШ «Юрга».

Задачи:

1) провести сравнения конно-спортивной школы «Юрга» и конно-туристической базы «Уральские просторы»;

2) выяснить кого в своей работе предпочитают больше использовать кобыл, меринов или жеребцов;

3) с лошадьми каких возрастов предпочитают работать.

Коневодство для Республики Башкортостан является не только экономически важной отраслью животноводства, но и исконным занятием коренного населения. До революции даже статус крестьянина определяется по тому, имеет ли он лошадь. Президент Республики Башкортостан Р. З. Хамитов объявил башкирскую лошадь брендом республики131.

Коневодство представляет важную отрасль животноводства и по характеру использования лошадей имеет универсальный характер. Лошадь в настоящее время используется как рабочее, мясное, молочное, спортивное животное и в качестве доноров при производстве медицинских препаратов. Но рабочая продуктивность ее и сегодня считается одним из основных хозяйственно-полезных качеств.

Использование лошадей в народном хозяйства исключает малоэффективное расходование моторесурсов, дорогостоящей техники,

132

ведет к значительной экономии132.

Спортивно-оздоровительный туризм становится всё популярнее. Всюду прокладываются конно-туристские маршруты, строятся кемпинги для обслуживания всадников. Конный туризм теснит на второй план многие традиционные виды путешествий. С начала 60-х гг. многие страны охватила «конная лихорадка». Этому феномену способствовали условия жизни коренных горожан, на здоровье которых стали сказываться повышенные нервные и пониженные физические нагрузки, приводящие к отрицательным последствиям - гиподинамии. Поэтому наряду с широко рекламируемыми бегом, гимнастикой, ходьбой и другими физическими упражнениями внимание людей вновь обратилось к лошади. Оздоровительное воздействие верховой езды, конного спорта и конного туризма на организм человека, в том числе и на его перегруженную стрессами психику, неоспоримо. Езда верхом на лоне природы во время туристских походов и прогулок отвечает всем требованиям активного отдыха в путешествиях: она обеспечивает активную нагрузку на всю

133

скелетную мускулатуру и внутренние органы всадника133.

131 Ахатова И. А. Генофонд Башкирской породы лошадей, методы ее совершенствования // Вестник Академии наук РБ, 2011. Т. 16. - №3. - С. 53-59

132 Самохвалов В. И. Эффективность выращивания, откорма и нагула лошадей башкирской породы и их помесей с орловской рысистой в условиях Республики Башкортостан. Оренбург. -1998. - 23 с.

133 Бобылев И.Ф., Котов Г.Г., Филлипов С.П. Конный туризм. М.: Профиздат, 1985. - 264 с.

Простота и дешевизна степного косячного коневодства дает возможность при ничтожных, сравнительно затратах, развить дело в кратчайший срок громадных размеров, причем все затраты быстро окупятся продажей молодняка, не имеющего племенной ценности и эксплуатацией племенных жеребцов, пущенных в общественные башкирские косяки.

Основой табунного коневодства в Зауралье являются ковыльные и ковыльно-типчаковые степи, растительность на которых быстро отрастает после отравливания и даёт питательный подножный корм, сохраняясь зимой под снегом в зеленом виде. Взрослое поголовье и молодняк старше года круглосуточно пасутся на естественных пастбищах без подкормок и лишь для жеребят текущего года рождения высевается на ограниченней площади смесь злаковых трав, где их выпасают до дойки матерей.

При конюшенно-пастбищной технологии дойные кобылы в весеннее, летнее и осеннее время содержатся на пастбище табунами по100-110 голов круглосуточно, в зимнее - группами по 40-50 голов в левадах, оборудованных затипами134.

Материалом для данной работы послужила башкирская порода лошадей. Использование ее не только в потребительских целях, но и в спортивных. Башкирские лошади выносливы в работе как под седлом, так и в упряжи. Небольшого роста, отличаются крепкой конституцией, конечности сухие, прочные, с хорошим копытом. Неприхотливые к еде.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Конно-спортивная школа "Юрга" муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан. Находится в Абзелиловском районе, с. Аскарово, ул. Шаймуратова 59. Открыта в 2007 году при Абзелиловском РОО (рис. 1).

134 Ахатова И. А. Селекционно - генетические основы повышения молочной продуктивности лошадей башкирской породы. С. Пб. - 1995. - 64 с._

Рис. 1. Конно-спортивная школа «Юрга»

В конно-спортивной школе «Юрга» содержится 14 голов лошадей, из них 5 кобыл и 9 жеребцов, официально посещают 19 учащихся.

Тренируют лошадей и обучают учащихся верховой езде на башкирских лошадях для дальнейшего участия на скачках. Дети учатся верховой езде, запрягать-распрягать лошадь, управлять запряженной лошадью, тройкой лошадей, т.е. получают навыки необходимые в сельской местности, так же идет возрождение былых башкирских традиций. На базе школы проведение сеанса иппотерапии (рис. 2).

Рис. 2. Иппотерапия

Под тренингом понимают систематическую работу лошадей различными аллюрами, различной интенсивности и продолжительности, позволяющих выявить наследственно обусловленные интерьерные качества, имеющие важное значение для племенной работы и совершенствования конских пород.

Физиологическая сущность тренинга заключается в расширении функциональных возможностей организма, выработке строго координированных двигательных рефлексов, совершенствовании

деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем организма лошади в целях успешного выполнения максимальных нагрузок и проявления высокой работоспособности в процессе испытаний.

Тренировка лошадей в процессе ипподромных испытаний должна базироваться на учении И. П. Павлова об условных рефлексах, быть последовательной (постепенно усложняющейся), систематической (круглогодовой), с оптимальным чередованием периодов увеличения и снижения интенсивности в работе, обязательно индивидуальной, с учетом конституциональных, возрастных, половых и других особенностей лошади. Тренировку лошадей принято делить на два периода: заводской и ипподромный. Заводской тренинг осуществляется в условиях конных заводов. Он предусматривает заездку жеребят, первоначальную и последующую их тренировку в соответствии с дальнейшим назначением. Заездка жеребят - это выработка у лошадей правильных реакций на воздействия человека и средства управления (вожжи при заездке рысаков и тяжелоупряжных пород; повод, шенкель, корпус всадника при заездке лошадей верховых пород).

Ипподромный тренинг предусматривает подготовку лошадей к строго определенным испытаниям на резвость, дистанционность (выносливость), на срочную доставку груза (шагом или рысью), на максимальную силу тяги (грузоподъемность).

Задачей заводского тренинга молодняка верховых пород является заездка и подготовка лошадей к интенсивной работе в процессе ипподромных испытаний. Заездка верховых лошадей сводится к приучению их к седлу, оголовью, движениям в поводу, на корде, под седлом и всадником на разных аллюрах.

Перед отправкой жеребят на ипподром проводят 2 - 3 резвых галопа на дистанцию не более 500 м с промежутками в одну неделю. Во время резвого галопа обращают внимание на дыхание лошади и наблюдают за тем, как она заканчивает дистанцию. Заводской тренинг скаковых лошадей заканчивают в конце апреля или в мае, в зависимости от срока их отправки

" 135

на ипподромы для испытаний135.

Для сравнительных исследований были выбраны конно-спортивные клубы, расположенные в Абзелиловском районе. Они сочетают в себе доступность для клиентов, а также большое разнообразие и качество услуг. Все пригородные конные клубы находятся в живописных уголках, в окружении лесов, рек и других природных достопримечательностей, что позволяет им оказывать населению следующие услуги: начальное обучение верховой езде, катание в экипажах, обслуживание торжеств,

135 Харчук Ю. Разведение и содержание лошадей в родовой усадьбе. Р-н-Д. Изд-во: Феникс, 2010. - 122 с

прогулки в лес, длительные конные маршруты, индивидуальные и групповые занятия, фотосессии с участием лошадей.

Проводим сравнения конно-спортивной школы «Юрга» и конно-туристической базы «Уральские просторы».

Оба конных клуба в своей работе предпочитают использовать кобыл или меринов, чем жеребцов. Кастрированные животные (мерины) обычно флегматичны и послушны. У кобыл чередуются периоды охоты, жеребости и подсоса, но они спокойнее жеребцов и от них каждый год можно получать потомство. Жеребцы могут быть опасны, у них взрывной темперамент136.

По данным таблицы 1 видно, что конно-спортивная школа «Юрга» в своей работе в основном использует кобыл - 56% от поголовья школы, мерины больше задействованы в работе конно-туристической базе «Уральские просторы» - 40%. Таким образом, конные клубы в основном предпочитают работать с кобылами, их задействовано 54% от общего поголовья, а также меринами - 29%. В меньшей степени задействованы жеребцы - 17%.

Под возрастом лошади следует понимать опыт, который также зависит и от уровня её тренированности. Молодые лошади (до 10 лет) требуют долгого обучения и привыкания, некоторые из них более нервны и трудны в обучении, чем лошади старше 10 лет, и бывает, что обучение не изменяет их характера137. Лошади старшего возраста стоят значительно дешевле, однако многим из них это не мешает успешно соревноваться с молодыми во всех дисциплинах и работать вплоть до 20-летнего возраста. В аспектах безопасности, гарантии работоспособности и приносимого удовольствия такие лошади просто бесценны138. Оценка наиболее востребованных лошадей по их возрастам представлена в таблице 2.

Таблица 1. Соотношение половых групп лошадей в конных клубах

Название конного клуба Всего лошадей Половая группа

жеребцы Кобылы мерины

гол. гол. % гол. % гол. %

КСШ «Юрга» 14 3 22 8 56 3 22

КТБ «Уральские просторы» 10 1 10 5 50 4 40

Всего 24 4 17 13 54 7 29

136 Ливанова Т. К. Лошади. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 255 с.

137 Хэсти С., Шарпль Дж. Лошади / пер. с англ. З. Зарифова. М.: Аквариум-Принт, 2009. - 384 с.

138 Лядова Н. С., Полковникова В. И. Эффективность использования лошадей разной типологии в досуговом коневодстве Пермского края. // Известия оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - №4 (42). - С. 128 - 132._

По данным таблицы 2 видно, что все клубы предпочитают работать с лошадьми 5-7- летнего возраста - 41,5% от общего поголовья, конноспортивная школа «Юрга» и конно-туристическая база «Уральские просторы» также часто используют лошадей 8-10-летнего возраста - 21% , молодых 2-4-летних лошадей задействовано 25% от общего поголовья.

Таблица 2. Возрастной состав лошадей

Название конного клуба Возраст, лет Всего лошадей

2-4 5-7 8-10 11-14

КСШ «Юрга» 4 6 3 1 14

КТБ «Уральские просторы» 2 4 2 2 10

Всего 6 10 5 3 24

Таким образом, в конно-спортивных клубах Абзелиловского района используются лошади башкирской породы. Преимущественный пол животных - кобылы, их задействовано 56% от общего поголовья исследованных конных клубов. Средний возраст лошадей 5-7 лет.

Это единственная порода, не вызывающая аллергической реакции у тех, кто имеет аллергию на лошадей. Поэтому для катания детей именно эта порода лошадей наиболее удобна.

Использованные источники

1. Ахатова И. А. Генофонд Башкирской породы лошадей, методы ее совершенствования // Вестник Академии наук РБ, 2011. Т. 16. - №3. - С. 53-59.

2. Ахатова И. А. Селекционно - генетические основы повышения молочной продуктивности лошадей башкирской породы. С. Пб. - 1995. -64 с.

3. Бобылев И.Ф., Котов Г.Г., Филлипов С.П. Конный туризм. М.: Профиздат, 1985. - 264 с.

4. Ливанова Т. К. Лошади. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 255 с.

5. Лядова Н. С., Полковникова В. И. Эффективность использования лошадей разной типологии в досуговом коневодстве Пермского края. // Известия оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - №4 (42). - С. 128 - 132.

6. Самохвалов В. И. Эффективность выращивания, откорма и нагула лошадей башкирской породы и их помесей с орловской рысистой в условиях Республики Башкортостан. Оренбург. - 1998. - 23 с.

7. Харчук Ю. Разведение и содержание лошадей в родовой усадьбе. Р-н-Д. Изд-во: Феникс, 2010. - 122 с.

8. Хэсти С., Шарпль Дж. Лошади / пер. с англ. З. Зарифова. М.: Аквариум-Принт, 2009. - 384 с.

Давлятова С.В., кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры «Социальной работы и менеджмента» Российского государственного социального университета

Россия, г. Азов

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОЦЕНКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научно-исследовательская деятельность является для современного университета важным показателем его развития, а самореализация профессорско-преподавательского состава побудительным мотивом в этой работе.

По результатам выполненной научно - исследовательской работы за период 2014 года в филиале РГСУ в городе Азове был проведен мониторинг научно - исследовательской работы и определена оценка и тенденции дальнейшего развития научного потенциала в университете. В научно-исследовательскую деятельность профессорско -преподавательского состава включены инициативные фундаментальные научные исследования [3,8, 35,43]; прикладные научные исследования [4,

9, 16, 21, 44], направленные на решение задач в сфере образования и использование результатов в образовательном процессе; прикладные научные исследований и экспериментальные разработки, заказываемые другими вузами [6, 25, 27]. Большинство результатов исследовательской деятельности представлены в сборниках научных трудов международных и всероссийских научно-практических конференции [5, 14, 17, 18, 33]. Была создана наукоемкая продукция, удовлетворяющая потребностям современного производства и общества [1, 10, 20, 26]. Тесная связь научных исследований с производством обеспечивает возможность использовать новые технические и управленческие решения на практике, результаты которых представлены в работах Андреевой О.В., Долятовского Л.В., Шевченко О.Н. [2, 7, 23, 39, 41].

В исследованиях по хоздоговорной тематике приняли участие 11 преподаватель вуза. Из средств источников внешнего финансирования -межрегионального общественного фонда «Защита» были опубликованы статьи [8, 13, 19, 20, 32, 34, 38]. Следует отметить исследования, соответствующие научному потенциалу вуза [11, 15, 21, 24, 45]. Вследствие, проведенных исследований были выделены проблемы модернизации российского высшего образования в оценках целевых социальных групп населения [14]. Рассмотрены вопросы значения коммуникации в профессиональной деятельности социального педагога [40]. Проведен анализ профессионального мастерства и компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.