Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕСС ХИМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕСС ХИМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ХИМИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ECOLOGICAL COMPONENT / CHEMICAL EDUCATION AND TRAINING / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAM / TYPES OF ACTIVITY / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакрадзе Наталья Юрьевна, Карпова Юлия Геннадьевна

Освещается проблема интеграции экологического компонента в процесс химического обучения и воспитания. Рассматривается проблема экологизации химии разными авторами. Дана характеристика ФГОС СПО, анализируются учебные программы по химии, представлен вариант тематического планирования с учетом усиления экологической составляющей. Приводятся результаты, отражающие положительную динамику проведенного эксперимента.The article deals the issue of the integration of the ecological component in the process of chemical education and training. There is considered the issue of chemistry’s ecologization by the different authors. There is characterized the Federal Educational Standard of Secondary Professional Education, there are analyzed the educational programs of Chemistry. There is presented the variant of the thematic planning including the intensification of the ecological component. The authors give the results reflecting the positive dynamics of the conducted experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕСС ХИМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

Н.Ю. БАКРАДЗЕ (Волгоград)

Ю.Г. КАРПОВА (Санкт-Петербург)

возможности интеграции экологического компонента в процесс химического обучения и воспитания

(на примере среднего профессионального образования)

Освещается проблема интеграции экологического компонента в процесс химического обучения и воспитания. Рассматривается проблема экологизации химии разными авторами. Дана характеристика ФГОС СПО, анализируются учебные программы по химии, представлен вариант тематического планирования с учетом усиления экологической составляющей. Приводятся результаты, отражающие положительную динамику проведенного эксперимента.

Ключевые слова: экологический компонент, химическое обучение и воспитание, среднее профессиональное образование, рабочая программа, виды деятельности, компетенции.

В настоящее время не возникает сомнений в том, что обучение и воспитание учащихся должно быть направлено на воспитание бережного отношения к среде своего обитания. Однако среди исследователей нет единого мнения о формах и путях решения этой проблемы. Так, Д.П. Ерыгин предлагает рассматривать решение расчетных задач с межпредметным содержанием как основной метод использования экологического компонента на уроках химии [1].

Еще одним подходом к экологизации химического образования является решение «изобретательских» задач, в основу которых вошли авторские свидетельства и патенты. Данный метод разработан Г.В. Лисичкиным для студентов и «тех, кто хочет овладеть химическим творчеством» [6].

Л.А. Коробейникова рассматривает комплексный экологический мониторинг как основное направление по экологизации естественно-научного цикла, который реализуется как самостоятельная исследовательская работа [3]. У А.А. Кузнецовой основным является стремление усилить акцент на знаниях, необходимых в жизни учащихся, она предлага-

ет изучать химию в экологическом контексте через выполнение задания и создание учебных проектов [5].

Большой вклад в раскрытие проблемы экологизации курса химии внесла В.М. Назарен-ко. По ее мнению, образование, опирающееся на культуру, способно «навести порядок в головах» людей в области проблем окружающей среды [8]. Поэтому она предлагала сделать акцент на любви к миру и людям, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. По ее мнению, химию необходимо рассматривать, как связующее звено неживого с живым через теоретический материал, химический эксперимент, задачи, экскурсии, наблюдения за природой, краеведческую работу.

Д.И. Зверев в процессе изучения химии предлагает делать упор на изучении различных показателей загрязнения как одного из аспектов экологии, для чего необходимо ввести ряд терминов в теоретический курс изучения химии. Важной стороной, по его мнению, также является формирование знаний о защитных мероприятиях во время изучения теоретического курса [2].

Использование экологического компонента на традиционном уроке с вводом новых понятий, связанных с вопросами экологии, находят отражение в работе Л.И. Маркитановой. К каждому разделу теоретической части она предлагает блок расчетных задач для укрепления теоретических знаний [7].

И.Ф. Токарева делает акцент на внедрении регионального компонента и необходимости формирования у учащегося представления о диалектическом единстве отношения «биосфера - регион». При этом она отмечает недостаток информации и отсутствие единого подхода и системности, необходимость создания методических указаний для учителей химии; определение содержания и объем экологического материала при использовании экологического компонента на уроках химии [13].

О.В. Тарасова указывает на противоречие между потребностями общества в высоком уровне подготовки учащихся и недостаточной изученностью влияния экологизации курса химии на успешное формирование системы химических знаний, а также на необходимость взаимосвязанного рассмотрения системы химических и экологических знаний [12].

В связи с этим в настоящее время в процессе поиска возможностей экологизации образования преподаватели сталкиваются с пробле-

О Бакрадзе Н.Ю., Карпова Ю.Г., 2020

- педагогические науки -

Таблица 1

Содержание экологического компонента в курсе химии

Тема Содержание экологического компонента

Теоретические основы органической химии. Предельные углеводороды Токсическое и наркотическое воздействие метановых углеводородов на живые организмы за счет проникновения в клетки через мембраны. Воздействие твердых алка-нов на почвенный покров как причина деградации биоценоза

Непредельные углеводороды Проблемы утилизации высокомолекулярных соединений

Ароматические углеводороды Воздействие на организм человека (поражением нервной, сосудистой систем и печени при отравлении). Ароматические углеводороды как наиболее токсичные компоненты нефти. Экологические последствия воздействия на водные растения, при увеличении концентрации воздействие на высшие растения

Природные источники углеводородов Экологические последствия нефтяного загрязнения гидросферы, рациональное использование природных ресурсов

Спирты и фенолы Способы охраны окружающей среды от промышленных стоков с фенолсодержащими загрязнителями, мероприятия по защите

Альдегиды, кетоны. Карбоновые кислоты Продукты нефтехимической промышленности как загрязнители

Сложные эфиры. Жиры Понятие о синтетических моющих средствах и защите природы от них

Углеводы. Амины и аминокислоты. Белки Влияние избытка и недостатка углеводов в энергетическом балансе на организм человека. Экология человека. роль белка в осуществлении жизненных функций организма

Синтетические полимеры Перспектива развития безопасного способа получения полимеров за счет использования возобновляемых ресурсов и способности к полному биологическому разрушению в природных условиях

Важнейшие химические понятия и законы. Строение вещества Взаимосвязь живой и неживой природы в формировании химического состава среды. Зависимость качественных характеристик среды от количественных изменений параметров

Основные классы неорганических соединений. Вода. Растворы роль воды как активной среды жизни, влияние человека на геохимический круговорот воды, изменение основных показателей биологически чистой воды. Санитарные нормы, действенная роль химических соединений, используемых человеком, предельно допустимые концентрации загрязнителей. защита водоемов от загрязнения, мероприятия по сокращению вредных выбросов в водоемы, восстановление и рациональное использование водных ресурсов

Химические реакции Нарушение биокаталитических процессов в результате загрязнения среды. Мероприятия по сокращению выбросов в окружающую среду отходов производства, рациональное использование природных ресурсов, предельно допустимые концентрации выбросов, экологические принципы производства

Электрохимические реакции Биохимический круговорот веществ в природе

Металлы Коррозия металлов как результат и как фактор загрязнения окружающей среды. Способы предупреждения коррозии, мероприятия по рациональному использованию природного сырья и защита от загрязнения. Роль металлов в процессах жизнедеятельности организмов. Тяжелые металлы как загрязнители окружающей природной среды. Проблемы безотходных производств в металлургии

Неметаллы Сера в природе - роль круговорота серы в сохранении единства и целостности природы; влияние человека на геохимический круговорот в природе; оксиды серы как загрязнители среды; меры защиты от загрязнения. Окислы азота как загрязнители окружающей среды. Круговорот азота в природе. Фосфор в природе. Роль геохимического круговорота биогенных элементов в природе, зависимость качественных характеристик среды от их количественных изменений; нарушение геохимического круговорота в связи с деятельностью человека. Рациональное использование сырья, предельно допустимая концентрация загрязнителей, получение важнейших азотных, калийных и фосфорных удобрений, условия их рационального использования и хранения; значение. Оксиды углерода (II, IV) как загрязнители. Круговорот углерода в природе - роль геохимического круговорота биогенных элементов в природе

Обобщение Основные формы воздействия и изменений в природе в результате деятельности человека. Государственные мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Совершенствование технологического оборудования, сокращение выбросов, развитие безотходной технологии на основе создания производственных комплексов. Экологические принципы современного производства

мой отбора экологического компонента в содержании учебных предметов, что связано с отсутствием единого подхода и научно обоснованных принципов к структуре и содержанию экологического образования на межпредметной основе. Б.И. Кочуров заметил, что в этом, с одной стороны, проявляется всевозрастающее внимание общества к экологическим проблемам, с другой - возникает опасение, как непрофессиональным подходом не исказить существо самого вопроса [4].

Основные направления содержания экологического компонента в курсе химии отражены в табл. 1. Темы перечислены в соответствии с тематическим планированием по химии, составленным по УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман в соответствии с ФГОС [11].

Любой преподаватель знает, что изобилие теоретического материала, не подкрепленного отработкой практических навыков и умений, утомляет учащихся, резко снижает мотивацию к обучению. Концепция содержания экологического компонента на уроках химии состоит в том, что в ее содержании кроме теоретических знаний предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся, а также использование расчетных и экспериментальных задач. Данный вид деятельности направлен на формирование таких приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, прогнозирование и выбор операций для экологически целесообразного решения.

Практико-ориентированная деятельность вызывает у учащихся повышенный интерес, что способствует росту положительной мотивации обучения и ведет к повышению качества знаний и уровня обученности. Кроме того, данный вид деятельности мотивирует учащихся к участию во внеурочной деятельности, в рамках которой самостоятельно под руководством преподавателя может быть произведен экологический мониторинг, анализ экологической ситуации с помощью учебного РН-метра, предназначенного для определения активности ионов водорода (кислотности) воды и почвы и снабженного цифровым измерителем температуры изучаемой среды. Это позволяет снимать показания на местности, затем при подключении к компьютеру анализировать и сравнивать собранный материал, строить графики и диаграммы. Химический эксперимент дает возможность научить учащихся безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами, а также формирует у них умение применять тео-

ретические знания на практике. По результатам работы организуются диспуты, дискуссии и ролевые игры, где у учащихся появляется возможность высказать мнение по той или иной проблеме, самостоятельно проанализировать ее и предложить пути ее решения. В рамках этого вида деятельности они не только могут ознакомиться с мероприятиями по охране природы, но и приобрести практические умения по экологическому мониторингу, наблюдению, изучению и охране природы.

Необходимо сделать так, чтобы учащиеся понимали практическую значимость химии, ее связь с повседневной жизнью. Они должны убедиться в возможности нахождения посредством химии ответов на другие «почему» из сферы своих жизненных и производственных интересов. Особенно важно решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей, ведь с веществами, способными принести вред человеку, сегодня контактирует практически каждый из нас. Важно как можно больше внимания уделять постановке химических экспериментов, использованию различных наиболее важных химических соединений в практической деятельности человека, их влиянию на окружающую среду и человеческий организм. Через знание химических соединений, химических явлений у учащихся формируется особое отношение к среде обитания человека, создается база правильного понимания проблем экологии, без которого невозможно существование человечества в современном мире.

Учитывая актуальность и востребованность экологизации химического образования, мы изучили возможности интеграции экологического компонента в процесс химического обучения и воспитания в системе СПО на примере двух образовательных программ ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства» г. Санкт-Петербурга.

Содержание рабочих программ должно соответствовать требованиям ФГОС СПО и реализуемым в данном учреждении образовательным программам. для полномерного функционирования процесса потребовалось изучение методологических основ как экологического, так и химического образования, выявление основных характеристик и создание связей между ними, таких как интеграция химических и экологических знаний и умений, корреляция экологизации и социализации личности во время учебно-воспитательного процесса. На основе этого были составлены тематические планы, отражающие место экологического компонента в подготовке учащихся.

педагогические науки

Колледж осуществляет обучение специалистов среднего звена по нескольким образовательным программам СПО. Одна из них -19.02.10 «Технология продукции общественного питания», другая - 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело». В соответствии с приказом «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» по специальности «Технология продукции общественного питания», в структуру программы подготовки специалистов входит учебная дисциплина ЕН.02 «Экологические основы природопользования» [9].

При этом по специальности «Поварское и кондитерское дело» в структуру программы подготовки специалистов не входит ни одна похожая учебная дисциплина, которая формировала бы аналогичные знания, умения, навыки и компетенции у учащихся [10]. учитывая этот недостающий аспект, мы разработали и внедрили в процесс обучения и воспитания на уроках химии комплекс интегрированных занятий экологической тематики.

На весь курс химии по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» федеральным государственным образовательным стандартом выделяется 165 часов. Из них 52 часа составляют лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно проводят химический эксперимент под контролем и ру-

ководством преподавателя, 18 часов выделено на решение расчетных задач, 3 часа - на самостоятельное изучение материала. Внеурочная деятельность учащихся для участия в исследовательской, проектной и иной деятельности не ограничена.

Вопросы экологии можно включать практически в каждый урок химии. Экологический компонент находит отражение в представлениях о взаимосвязи состава, строения, свойств и функций различных веществ и соединений; в химических механизмах различных систем; в применении и влиянии веществ на организмы и природу; в возможных экологических последствиях химических загрязнений и т. д.

Во ФГОС СПО прописаны требования к результатам освоения образовательной программы, в которых говорится, что выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать общими компетенциями (например, ОК 07: выпускник должен содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях). В рамках освоения данной специальности выпускник, освоивший образовательную программу, также должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности. В рамках данных компетенций у учащихся необходимо формировать понимание того, что пищевая и перерабатывающая промышленность,

Изучаемый раздел и тема Форма проведения занятия Возможность использования экологического компонента

Неорганическая химия. Обобщение пройденного материала. Химия и жизнь Промежуточный контроль Интеллектуальная игра «Самый умный»

Органическая химия. Азотсодержащие органические соединения Лекция, практическое занятие Проектная деятельность

Неорганическая химия. Строение вещества Лекция Метод элементарного прогнозирования

Органическая химия. Природные источники углеводородов

Неорганическая химия. Обобщение пройденного материала. Химия и жизнь Практическое занятие Решение задач

Органическая химия. Предельные углеводороды. Спирты и фенолы. Сложные эфиры. Жиры

Неорганическая химия. Основные классы соединений. Металлы. Неметаллы Практическая работа Химический эксперимент

Органическая химия. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты. Углеводы. Азотсодержащие органические соединения

Таблица 2

Использование экологического компонента на уроках химии

известия вгпу

как и многие другие отрасли народного хозяйства, является источником негативного воздействия на окружающую среду.

В методическом письме Минобразования России «О преподавании учебного предмета "Химия" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» рекомендуется приоритетное внимание уделять формированию познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности. Несмотря на то, что отдельно взятая дисциплина не способна включать все виды деятельности, мы постарались учесть все особенности и адаптировали различные виды деятельности в рамках экологической подготовки на уроках химии.

возможности интеграции экологического компонента в учебный процесс по химии представлены в табл. 2, составленной на основе тематического планирования дисциплины ОДП.01 «Химия».

Апробация внедрения экологического компонента в процесс химического обучения и воспитания и последующая диагностика полученных результатов подтвердили целостность и практическую значимость сформированного учебно-методического комплекса дисциплины. На заключительном этапе количество учащихся с экоцентрическим типом отношения к природе в экспериментальной группе выросло на 14%, тогда как в контрольной группе количество таких детей составило только 3%.

Список литературы

1. Ерыгин Д.П. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием: учеб. пособие для сред. проф. учреждений. М.: Высш. шк., 1989.

2. Зверев Д.И., Суравегина Т.И. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 1983.

3. Коробейникова Л.А. Мониторинг окружающего воздуха на межпредметной основе // Химия в школе. 2000. № 1. С. 45-46.

4. Кочуров Б.И. Интеграция географии и экологии: системный подход // География в школе. № 6. 1998. С. 15-21.

5. Кузнецов A.A., Филатова Л.О. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 3. С. 54-59.

6. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990.

7. Маркитанова Л.И. Экологическая химия: учеб. пособие. СПб.: СПбГУНиПТ, 2005.

8. Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы // Химия: Приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 12. С. 28-37.

9. Об утверждении ФГОС СПО по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»: приказ Мин-ва образования и науки Рос. Федерации от 22 апр. 2014 г. № 384 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/70706902 (дата обращения: 16.08.2017).

10. Об утверждении ФГОС СПО по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»: приказ Мин-ва образования и науки рос. Федерации от 9 дек. 2016 г. № 1565 [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/file/docs/2016/12/m15 65.pdf#page=2 (дата обращения: 16.08.2017).

11. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень. 15-е изд. М.: Просвещение, 2012.

12. Тарасова О.В. Влияние экологического компонента содержания курса химии на усвоение учащимися системы химических знаний: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.

13. Токарева И.Ф. Содержание, формы и методы экологического образования школьников в процессе изучения предмета «химия и экология» с учетом регионального компонента: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2001.

14. Трофимова М.В. Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008739 (дата

обращения: 19.09.2018).

* * *

1. Erygin D.P. Zadachi i primery po himii s mezhpredmetnym soderzhaniem: ucheb. posobie dlya sred. prof. uchrezhdenij. M.: Vyssh. shk., 1989.

2. Zverev D.I., Suravegina T.I. Ekologicheskoe obrazovanie shkol'nikov. M.: Pedagogika, 1983.

3. Korobejnikova L.A. Monitoring okruzhayu-shchego vozduha na mezhpredmetnoj osnove // Himiya v shkole. 2000. № 1. S. 45-46.

4. Kochurov B.I. Integraciya geografii i ekologii: sistemnyj podhod // Geografiya v shkole. № 6. 1998. S. 15-21.

5. Kuznecov A.A., Filatova L.O. Profil'noe ob-uchenie i uchebnye plany starshej stupeni obshche-go obrazovaniya // Standarty i monitoring v obrazo-vanii. 2003. № 3. S. 54-59.

6. Lisichkin G.V., Betaneli V.I. Himiki izobre-tayut: kn. dlya uchashchihsya. M.: Prosveshchenie, 1990.

7. Markitanova L.I. Ekologicheskaya himiya: ucheb. posobie. SPb.: SPbGUNiPT, 2005.

8. Nazarenko V.M. Programma ekologizirovan-nogo kursa himii dlya srednej obshcheobrazovatel'noj shkoly // Himiya: Prilozhenie k gazete «Pervoe sen-tyabrya». 2005. № 12. S. 28-37.

9. Ob utverzhdenii FGOS SPO po special'nosti 19.02.10 «Tekhnologiya produkcii obshchestvenno-

педагогические науки

go pitaniya»: prikaz Min-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 22 apr. 2014 g. № 384 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70706902 (data obrashcheniya: 16.08.2017).

10. Ob utverzhdenii FGOS SPO po special'nosti 43.02.15 «Povarskoe i konditerskoe delo»: prikaz Min-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 9 dek. 2016 g. № 1565 [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.edu.ru/file/docs/2016/12/m1565.pdf#page=2 (data obrashcheniya: 16.08.2017).

11. Rudzitis G.E., Fel'dman F.G. Himiya. Orga-nicheskaya himiya. 10 klass: uchebnik dlya obsh-cheobrazovatel'nyh uchrezhdenij s pril. na elektron. nositele: bazovyj uroven'. 15-e izd. M.: Prosveshche-nie, 2012.

12. Tarasova O.V. Vliyanie ekologicheskogo komponenta soderzhaniya kursa himii na usvoenie uchashchimisya sistemy himicheskih znanij: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2008.

13. Tokareva I.F. Soderzhanie, formy i metody ekologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov v processe izucheniya predmeta «Himiya i ekologiya» s uchetom regional'nogo komponenta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2001.

14. Trofimova M.V. Formirovanie ekologicheskoj kul'tury obuchayushchihsya v usloviyah realizacii FGOS OOO [Elektronnyj resurs]. URL: https://scien ceforum.ru/2015/article/2015008739 (data obrashcheniya: 19.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Potential of the integration of the ecological component in the process of chemical education and training (based on the secondary professional education)

The article deals the issue of the integration of the ecological component in the process of chemical education and training. There is considered the issue of chemistry's ecologization by the different authors. There is characterized the Federal Educational Standard of Secondary Professional Education, there are analyzed the educational programs of Chemistry. There is presented the variant of the thematic planning including the intensification of the ecological component. The authors give the results reflecting the positive dynamics of the conducted experiment.

Key words: ecological component, chemical education and training, secondary professional education, educational program, types of activity, competencies.

(Статья поступила в редакцию 13.09.2019)

© Панькин А.Б., Иванов С.В., Иванова А.П., Сокальский Э.А., 2020

А.б. ПАНькиН (Элиста)

С.в. иванов, а.п. иванова

(вилюйск)

э.а. сокальский

(Элиста)

духовно-нравственная подготовка студента -будущего воспитателя детского сада (на материале Вилюйского педагогического колледжа имени Н.Г. Чернышевского, Республика Саха (Якутия))

Раскрываются проблемы духовно-нравственного воспитания студентов педколледжа малого города. В этих целях реализован неординарный потенциал музейной педагогики, организована и функционирует после экспериментальной апробации многофункциональная образовательная платформа. Диагностированы и описаны этапы формирования духовно-нравственных качеств студентов. Инновационный опыт может быть распространен на другие регионы страны.

Ключевые слова: духовно-нравственная подготовка, компетентностный подход, малый город, музейная педагогика, образовательная платформа, студенты педагогического колледжа.

Воспитание духовно-нравственных качеств студентов педагогических колледжей является задачей первостепенной важности, т. к. только духовно богатый человек может взрастить нравственные ценности и идеалы у своих воспитанников, а взаимные нравственные отношения являются основой формирования духовной личности молодого педагога. В этих целях в образовательных учреждениях используются возможности урочной, внеурочной и интеграционной деятельности с целью как обучения, так и формирования духовно-нравственных качеств студентов.

Представленные исследования, анализ деятельности образовательного учреждения -Вилюйского педагогического колледжа имени Н.Г. Чернышевского (Республика Саха (Якутия)) - носят уникальный характер. При этом акцент ставится на роли и значении Вилюй-ска - малого города, отдаленного от республи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.