Научная статья на тему 'Региональным аспект образовании и воспитании омских школьников'

Региональным аспект образовании и воспитании омских школьников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Александр Матвеевич

В статье рассматриваются проблемы экологического образования и воспитания школьников в омском регионе, особенности его экологической ситуации. В связи со спецификой развития промышленности в данном регионе разработан экологический аспект изучения химических производств в школьном курсе химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональным аспект образовании и воспитании омских школьников»

а м попов РЕГИОНАЛЬНЫМ АСПЕКТ

Омский государственный

университет В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УДК 502:315+502.7:54:66 ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

ОМСКИХ ШКОЛЬНИКОВ_

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.

В СВЯЗИ СО СПЕЦИФИКОЙ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ДАННОМ РЕГИОНЕ РАЗРАБОТАН ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ.

Проблемы экологии и охраны окружающей среды, пожалуй, являются одними из насущных проблем человечества. Долгое время считалось, что решить экологические проблемы можно только путем совершенствования технологических процессов, забывая о том, что главной фигурой на производстве является человек, а не машина. Поскольку совершенствуется технология, необходимо интеллектуальное и нравственное совершенствование человека, в данном случае - экологическое.

Целью экологического образования является формирование личности с высокой экологической культурой, способной жить в гармонии с окружающей социоп-риродной средой. Мировой опыт экологического образования показывает, что достижение этой цели возможно лишь при наличии системы экологического образования, в основу которой заложены принципы гуманизации, научности, интеграции, взаимного рассмотрения глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.

Уровень знаний большинства людей об этих проблемах формируется в средней школе, и грамотность в вопросах химии и экологии в первую очередь должна решать школа. В школах РФ, в том числе и г.Омска, осуществляется экологизация школьных дисциплин.

Экологизация школьного курса химии обусловлена необходимостью готовить школьников к активному участию в решении насущных проблем защиты окружающей среды от загрязнения на примерах местного, регионального материалов. В этой связи возникает проблема насытить учебный материал местным экологическим содержанием.

Весомый вклад в загрязнение окружающей среды в г.Омске вносят предприятия нефтехимического комплекса. Но при изучении химических производств в школьном курсе химии недостаточно внимания уделяется экологическим аспектам. В связи с этим представляется важным показать роль технологических процессов, протекающих на конкретных предприятиях, и их влияние на экологию города.

С целью выявления мнения учителей к проблемам изучения в школьном курсе химических производств, а также экологических проблем, связанных с ними, среди учителей города было проведено анкетирование. Оно показало настоятельную необходимость введения регионального компонента в содержание учебного материала, излагаемого учащимся.

Принцип региональности в формировании экологической культуры школьника имеет очень важное значение. Он позволяет выработать у него умение соотно-

сить локальность своих действий с глобальностью их последствий, умение прогнозировать развитие локальных экологических ситуаций в пространстве и времени, ощущать причастность своего «Я» к событиям глобального характера, умение мыслить масштабами своего села, города, региона, страны и планеты в целом. Поэтому в содержании экологического образования должен быть четко выделен региональный компонент, отражающий экологические особенности региона. Целью экологического образования на региональном уровне является воспитание личности адаптированной к природным и экономическим условиям региона, определяющим его экологическую специфику.

Главной особенностью экологического образования в Омском регионе, на мой взгляд, должна стать его практическая направленность: подготовка школьников к конструктивному, творческому решению как повседневных, так и производственных экологических вопросов.

В решении экологических проблем города должны участвовать все омичи от мала до велика. Большая роль в экологическом воспитании и образовании подрастающего поколения принадлежит школе, школьному учителю. Педагоги Омска испытывают трудности в связи с отсутствием местного материала. Учащиеся получают на уроках информацию о причинах возникновения смога. В Лондоне и Лос-Анджелесе и не знают об экологической обстановке в своем регионе, незнакомы со спецификой работы наших нефтехимических предприятий. Когда информация носит отвлеченный характер, она не затрагивает душу и мысли учащихся, не заставляет их задумываться над причинами и последствиями местных экологических бед. Как говорят ученые, мыслить нужно глобально, а действовать локально.

Учащимся городских школ необходимо хорошо знать экологические проблемы г.Омска, сельским ребятам -проблемы, связанные с применением удобрений, загрязнением водоемов сточными водами. Помочь им в этом сможет экологически грамотный учитель химии, если он будет широко использовать на занятиях местный материал. Такой материал содержится в моей книге «Химия и охрана окружающей среды в Омском регионе".

Особенности экологической ситуации в Омском регионе

Город Омск и Омская область относятся к территориям экологического неблагополучия. Омск входит в число 16 городов Сибири с наибольшим индексом загрязнения атмосферного воздуха. В Омской области сложилась наиболее неблагоприятная ситуация в Сибири по микробиологическим показателям питьевой воды,

она в реке Иртыше оценивается по химическим показателям в большинстве пунктов наблюдений как «очень грязная», значительно реже - «грязная».

Длительное воздействие экологических нагрузок отрицательно влияет на здоровье населения. Ученые Омской медицинской академии выявили четкую зависимость между уровнем загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе, выбросами предприятий нефтехимического комплекса и состоянием здоровья детей. Так, например, в микрорайоне, прилегающем непосредственно к границам санитарно- защитной зоны нефтезавода, детей с ухудшенным и плохим состоянием здоровья оказалось в 2,8 раза больше, чем в контрольной группе в Ленинском округе. Онкологическая заболеваемость жителей нашего города намного выше, чем в целом по Российской Федерации.

В целом можно отметить следующие факторы, определяющие экологическую специфику Омского региона:

- наличие в Омске большого количества крупных промышленных предприятий машино - и приборостроительного, нефтехимического комплексов;

- концентрация многих нефтехимических предприятий в северо-западной части города;

- сжигание большого количества некачественного угля на городских ТЭЦ приводит к значительному загрязнению атмосферного воздуха;

наличие радиационного загрязнения грунта и строительных материалов, связанное с использованием щебня Макинского месторождения.

Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности. На предприятиях машино- и приборостроительного комплексов (объединение «Полет», МПО им.Баранова, ПО «Завод транспортного машиностроения», завод им.Козицкого, объединение «Релеро», завод «Элект-роточприбор», завод им.К.Маркса) проводятся электрохимические процессы, составляющие основу гальванических производств. В гальванических цехах этих предприятий широко используются растворы солей тяжелых металлов (таких, как ртуть, свинец, кадмий, никель, медь, кобальт, цинк), кислот и щелочей. Вместе со сточными водами они попадают в почву и водоемы, загрязняя их своими токсичными ионами.

В северо-западной части города расположены главные предприятия нефтехимического комплекса - АО «Нефтеперерабатывающей завод», АО «Омский каучук», АО «Омскхимпром», АО «Омские синтетические моющие средства». Они вносят весомый вклад в загрязнение окружающей среды как прилегающего жилого района - городка Нефтяников, так и города в целом. Размещение этих предприятий обусловлено розой ветров. И хотя в Омске бывает а год более 200 ветреных дней северо-западного направления, это не спасает положения. В тихую безветренную погоду вредные вещества накапливаются в приземном слое и при стечении других погодных условий, также вследствие нарушения технологического режима работы установок нефтехимических предприятий, в городе образуется фотохимический туман (смог). По своему физиологическому воздействию на организм человека он крайне опасен для дыхательной и кровеносной систем.

Смог -это серый колпак, часто нависающий над городом, он задерживает около 30% солнечной энергии и поглощает важные для жизни ультрафиолетовые лучи.

Накануне по городу объявляется сигнал «шторм», обязывающий всех загрязнителей атмосферы принять соответствующие меры по уменьшению выбросов вредных веществ.

В июле 1989 г. в Омске в течение двух недель стоял смог, в связи с чем в городе было объявлено чрезвычайное положение. В эти дни участились случаи госпитализации людей с сердечно - сосудистыми, аллергическими и заболеваниями верхних дыхательных путей.

Сжигание на омских ТЭЦ угля и мазута сопровождается выбросами в атмосферу высокотоксичных веществ - мышьяка, ртути, тяжелых металлов, редкоземельных радиоактивных элементов, а также канцерогенных ароматических и полициклических углеводородов Предприятия электроэнергетики города вносят самый большой вклад в загрязнение атмосферы, например, в 1997 г. эта цифра составляла 56 %. Кроме того, образуется много золы, которая занимает большие участки территории, - золоотвалы.

Они представляют собой большую опасность для живой природы, так как часто расположены вблизи водоемов. Вредные вещества проникают в почву, воду. Остро стоит проблема утилизации золы, использование ее в качестве строительного материала. В связи с этим актуальное значение имеет перевод всех ТЭЦ и котельных города на экологически чистое топливо -природный газ. Работа в этом направлении успешно проводится в нашем городе.

Радиация - это вполне нормальный земной фактор, который, как и многие другие природные факторы , в зависимости от конкретных условий может быть нейтральным, полезным и вредным.

Проблема радиационного загрязнения в нашем городе возникла в связи с использованием строительного щебня из Макинского месторождения, расположенного в Казахстане. В г. Омске естественный радиоактивный фон составляет 7 - 8 микрорентген/ час. Указанный щебень,(содержащий радионуклиды, выделяющие радон), в свое время был использован для строительства жилых домов. Для устранения радиоактивного загрязнения в этих домах была проведена дезактивация, установлен контроль за использованием приборов с ионизирующим излучением. К сожалению, очень часто на территории города еще находят «фони-рующие» приборы и предметы.

Радиационное загрязнение территории города и области возможно также в результате переноса продуктов аварий, происшедших на ядерных объектах на Урале , в Томской и Тюменской областях.

Экологический аспект изучения химических производств в школьном курсе химии

Химические предприятия дают потребителям огромное количество нужных продуктов, применяемых во всех отраслях, во всех сферах деятельности человека. Однако на настоящий момент загрязнение окружающей природы вредными химическими веществами тормозит использование возможностей химии. Поэтому перед образованием стоит задача разъяснять учащимся важность химической науки, разрушить существующий стереотип, о том, что якобы химия является виновником всех бед.

Но это не так: химическая промышленность зани-

Схема 1

мает далеко не первое место в ряду основных «загрязнителей природы», уступая первенство энергетике, транспорту и металлургии. Без продукции химической промышленности - катализаторов, сорбентов, флоку-лянтов и различных химических реактивов было бы невозможно практическое осуществление природоохранных мероприятий. Именно химии принадлежит ведущая роль в решении экологических проблем, так как все методы очистки, переработки отходов, оценки уровня загрязнения в основе своей химические.

В настоящее время при изучении химических производств в школьном курсе химии учащиеся знакомятся только с процессами, связанными с получением полезной продукции, их химической сущностью, аппаратурным оформлением, условиями протекания химических реакций.

Но мало уделяется внимания вопросам, связанным с количеством отходов производства, с воздействием , которое они оказывают на биосферу, в том числе и на человека, попадая в воздух, водоемы и почву со сточными водами, твердыми отходами или газопылевыми выбросами, с тем, какие существуют пути уменьшения количества этих отходов, ликвидации загрязнений.

В настоящее время на страницах методической литературы все чаще поднимается вопрос об изменении содержания образования. Важным становится не только приобретение определенных знаний для интеллектуального развития молодых граждан нашей страны, но востребованность этих знаний в реальной жизни человека и его практической деятельности. Без химии, химических производств и химических продуктов не может существовать ни одно производство, ни одна отрасль современной экономической и социальной

сферы. Изучение местных химических производств в школе позволит учащимся понять процессы получения многих химических продуктов, с которыми они встречаются каждый день, оценить степень загрязнения нефтехимическими предприятиями г.Омска атмосферного воздуха, воды и почвы, узнать способы очистки от этих загрязнений.

В целях введения регионального компонента в содержание учебного материала, излагаемого учителем химии на уроках и внеклассных занятиях, нами были разработаны сценарии уроков, ролевых игр, тексты задач. В их основе использованы данные о работе реальных установок Омского нефтезавода, влиянии его на окружающую среду.

Урок-лекция на тему: «Основные химико - экологические понятия».

Урок-лекция на тему: «Переработка нефти». Урок-лекция на тему:«Влияние работы ОНПЗ на окружающую среду».

Урок-лекция на тему:«Производство серной кислоты на ОНПЗ».

Урок-лекция на тему:«Химия и окружающая среда в условиях научно-технического прогресса». Урок-ролевая игра на тему:«Экологические проблемы города Омска».

Урок-ролевая игра на тему:«Охрана окружающей среды на ОНПЗ».

При изучении химических производств в экологическом аспекте в школьном курсе химии рекомендуем использовать схему 1.

ПОПОВ Александр Матвеевич - кандидат химических наук, доцент Омского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.