Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ "СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ"'

ВОЗМОЖНОСТИ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ "СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНТРАЦЕПЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельникова А.Б., Покусаева В.Н., Вахрушина А.С.

Цель. Изучить осведомленность студентов медицинского ВУЗа в вопросах планирования семьи для формирования мотивации персонального использования знаний, полученных в процессе изучения гинекологии. Методы. Проведено анкетирование 131 студента СГМУ по вопросам планирования семьи, контрацепции и сексуальной грамотности обучающихся. Результаты. Отмечено гендерное и возрастное противоречие в отношении знаний об эффективности современных методов предохранения от нежелательной беременности. Пользователи не имеют достаточных базовых знаний о комбинированных оральных контрацептивах, приписывают им наименее вероятные осложнения, снижая собственную комплаентность к использованию высокоэффективного метода контрацепции. Заключение. Проведенное исследование позволило определить приоритетное направление для обучения студентов с целью формирования личных навыков использования и профессионального консультирования по выбору методу контрацепции.Objective. To study the awareness of students of a medical university in family planning issues to motivate the personal usage of knowledge received in when studying gynecology. Methods. A survey of 131 students of Smolensk State Medical University on family planning, contraception and sexual literacy has been conducted. Results. Gender and age-related contradictions were noted with regards to the effectiveness of modern methods of preventing unwanted pregnancies. Respondents do not have sufficient basic knowledge about combined oral contraceptives, attribute the least likely complications to them, and reduce their own compliance with the use of a highly effective method of contraception. Conclusion. The study allowed to determine the direction for educating students to form the skills of use of contraceptives as well as professional counseling on the choice of the method of contraception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ "СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ"»

УДК 618.17 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.24

^ ВОЗМОЖНОСТИ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ «СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ».

Мельникова А.Б., Покусаева В.Н., Бахрушина А. С.

Смоленский государственный медицинский университет

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 adm@smolgmu.ru

214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

vita.pokusaeva@yandex.ru

annabm@list.ru

vakhrushinaas@gmail.com

Резюме.

Цель. Изучить осведомленность студентов медицинского ВУЗа в вопросах планирования семьи для формирования мотивации персонального использования знаний, полученных в процессе изучения гинекологии.

Методы. Проведено анкетирование 131 студента СГМУ по вопросам планирования семьи, контрацепции и сексуальной грамотности обучающихся.

Результаты. Отмечено гендерное и возрастное противоречие в отношении знаний об эффективности современных методов предохранения от нежелательной беременности. Пользователи не имеют достаточных базовых знаний о комбинированных оральных контрацептивах, приписывают им наименее вероятные осложнения, снижая собственную комплаентность к использованию высокоэффективного метода контрацепции.

Заключение. Проведенное исследование позволило определить приоритетное направление для обучения студентов с целью формирования личных навыков использования и профессионального консультирования по выбору методу контрацепции.

Ключевые слова: акушерство и гинекология, образовательный процесс, контрацепция, воспитание.

Summary.

Objective. To study the awareness of students of a medical university in family planning issues to motivate the personal usage of knowledge received in when studying gynecology. Methods. A survey of 131 students of Smolensk State Medical University on family planning, contraception and sexual literacy has been conducted. Results. Gender and age-related contradictions were noted with regards to the effectiveness of modern methods ofpreventing unwanted pregnancies. Respondents do not have sufficient basic knowledge about combined oral contraceptives, attribute the least likely complications to them, and reduce their own compliance with the use of a highly effective method of contraception. Conclusion. The study allowed to determine the direction for educating students to form the skills of use of contraceptives as well as professional counseling on the choice of the method of contraception.

Keywords: Obstetrics and gynaecology, contraception, education, upbringing Введение.

Обучение и воспитание — неотделимые части образовательного процесса. Очевидно, что воспитание состоит не в прямом воздействии и доминировании педагога, а в его социальном сотрудничестве с обучающимися в период изучения конкретной дисциплины [3]. Внешний вид преподавателя, манера изложения материала, отношение к преподаваемой дисциплине, пациентам и коллегам - все это становится примером или, иногда, антипримером для студентов. Важно подчеркнуть, что акушерство и гинекология —это уникальная специальность, позволяющая привнести важные элементы просветительской деятельности в образовательный и научный контент. Планирование семьи с позиционированием приоритета современных методов контрацепции является залогом свободного и ответственного родительства, здоровых семейных отношений, рождения желанных детей в оптимальные сроки [1,2]. Воспитательная работа, проводимая сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии с курсом пренатальной диагностики СГМУ направлена на

профилактику абортов, снижение гинекологической заболеваемости, сохранение здоровья женщины и ее репродуктивной функции. Помимо регламентированного учебной программой времени общения со студенческой аудиторией, преподаватели проводят санитарно-просветительские лекции для обучающихся медицинского университета, медицинского колледжа и жительниц города Смоленска, участвуют в работе Всероссийских конференций и круглых столов совместно с Фондом Андрея Первозванного «Святость материнства».

Цель исследования.

Изучить осведомленность студентов медицинского ВУЗа в вопросах планирования семьи для формирования мотивации персонального использования знаний, полученных в процессе изучения гинекологии.

Методика.

Для проведения исследования в рамках НИР членами студенческого научного кружка был использован социологический метод анкетирования. В качестве респондентов выбраны 131 студент 1-2 курсов (57 человек - 43,5%) и 5-6 курсов СГМУ (74 человека - 56,5%) в возрасте от 17 до 24 лет. В исследовании приняли участие 110 (83,9) девушек и 21 (16,1%) юношей. Анонимная анкета, предложенная опрашиваемым, состояла из 13 вопросов, предполагавших один или несколько вариантов ответа, вопросы с ранжированием ответов, вопросы в зависимости от половой принадлежности респондента.

Анкеты была призвана выяснить гендерное и возрастное отличие в понимании показаний к приему комбинированных оральных контрацептивов (КОК), в оценке их контрацептивной эффективности и побочных эффектов, а также выявить приоритет ответственности в паре при выборе современных методов контрацепции.

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи MS Excel 2016. Поиск отечественных и зарубежных работ осуществлялся в электронных базах данных свободного доступа и по ключевым словам. Результаты.

Исследование, проведенное под руководством сотрудников кафедры акушерства и гинекологии с курсом пренатальной диагностики СГМУ, показало, что имеет место гендерные и возрастные отличия в отношении оценки контрацептивной эффективности современных методов. Наибольшим доверием среди опрошенных девушек пользуются гормональная контрацепция (90 -81,8%), тогда как мужская половина чаще полагается на барьерные методы (16 - 76,1%). В свою очередь, респонденты младших курсов считают комбинированные оральные контрацептивы (КОК) (19-33,3%) и барьерную контрацепцию одинаково надежными методами (21 - 36,8%). В то же время опрашиваемые студенты старших курсов с большей долей вероятности прибегли бы к использованию КОК (56 - 75,6%), нежели барьерных методов.

И хотя студенты медицинского ВУЗа достаточно часто используют современные высокоэффективные методы контрацепции (48 девушек - 36,6%), результаты анкетирования демонстрируют, что гормональная контрацепция ассоциирована с высокой частотой отказа от ее применения, в том числе без предварительной консультации с врачом. Большинство респонденток прекратили прием оральных контрацептивов по причине субъективно плохой переносимости, расцениваемой как побочный эффект КОК (18 - 78,2%). Чаще это происходит в результате неумения и нежелания внимательно ознакомиться с инструкцией к препарату или с недостаточно эффективным консультированием со стороны врача. Другой причиной низкой комплаентности может быть необходимость использования методов, требующих строгого ежедневного приема таблеток, а в условиях повышенных учебных нагрузок студентки нередко забывают это сделать и пропускают прием препарата (4 - 17,4%). Одна студентка (4,3%) прекратила прием КОК с связи с планированием беременности.

Более молодые пользователи, приравниваемые к обывателям, не имеют представления об истинной природе КОК и приписывают им высокий риск осложнений (инсульты и тромбоэмболии) (27,7%), не свойственных молодым потребителям гормональных препаратов, а также несуществующее побочные эффекты в виде снижения фертильности (51,1%), чем провоцируют излишнюю настороженность и страх перед длительным и систематическим приемом КОК.

Обсуждение результатов.

Приходится признать, что молодые люди, несмотря на желание отложить рождение ребенка на более позднее время, в большинстве своем остаются недостаточно грамотными в вопросах контрацепции [1,2,3,4]. Распространение современной гормональной контрацепции тормозится неумением сделать правильный выбор контрацептива и недостаточной осведомленностью как

женщин, так и будущих врачей о потенциальной пользе гормональных средств [5]. Достоверная информация о пользе и рисках применения КОК должна быть предоставлена женщине гинекологом [2]. При этом предпочтения врача не должны оказывать влияние на выбор метода контрацепции женщиной [1,2].

Выводы. Проведенное анкетирование не только позволило выявить «белые пятна» в информированности студентов по вопросам контрацепции, но и определить возможную нишу для просветительской работы профильной кафедры с целью улучшения репродуктивного здоровья молодых женщин, предупреждения нежелательной беременности, борьбы с абортами. Обучение студентов по теме «Планирование семьи. Контрацепция» в рамках дисциплины «Акушерство и гинекология» может способствовать формированию навыков личного выбора и грамотного консультирования пациенток по вопросам контрацепции на основе потребностей и ожиданий женщины.

Литература.

1) Коновалов В.А., Кузнецова И.В. Комбинированная оральная контрацепция как метод сохранения репродуктивного здоровья //Акушерство и гинекология. - 2014. - №. 12. - С. 42-47.

2) Кузнецова И.В. Выбор комбинированной оральной контрацепции для подростков и молодых женщин //Акушерство и гинекология. - 2018. - №. 1. - С. 35-40.

3) Медведев Н.В. Современные особенности организации педагогического и воспитательного процесса в медицинских вузах // Методология и технология непрерывного медицинского образования. - 2020. - № 2. - С. 15-20.

4) Репродуктивное Здоровье Населения России [Текст] // Федеральная служба государственной статистики. - Информационно-издательский центр «Статистика России». - 2012. - С. 10-13, 25-28, 3135,44-46.

5) Тарасова М.А., Шаповалова К.А. Фертильность после отмены гормональной контрацепции //Акушерство и гинекология. - 2014. - №. 7. - С. 84-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.