Научная статья на тему 'Возможности и проблемы развития лесопромышленного комплекса региона'

Возможности и проблемы развития лесопромышленного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1532
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ЛЕСОСЫРЬЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / TIMBER INDUSTRY COMPLEX / REGION / FOREST RESOURCES / DEVELOPMENT ISSUES / FOREST RAW MATERIALS POTENTIAL / THE NATIONAL FOREST POLICY / STRUCTURAL POLICY / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов Б. А., Дорошенко В. А., Медведь В. В.

Рассматриваются проблемы обеспечения устойчивого развития лесопромышленного комплекса Дальневосточного федерального округа как основного блока лесного комплекса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of sustainable development of timber industry complex of the Far Eastern Federal District as the basic unit of Forestry of the region

Текст научной работы на тему «Возможности и проблемы развития лесопромышленного комплекса региона»

Б.А. ОСИПОВ,

В.А. ДОРОШЕНКО,

В.В. МЕДВЕДЬ

Возможности и проблемы развития лесопромышленного комплекса региона

Рассматриваются проблемы обеспечения устойчивого развития лесопромышленного комплекса Дальневосточного федерального округа как основного блока лесного комплекса региона.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, регион, лесные ресурсы, проблемы развития, лесосырьевой потенциал, национальная лесная политика, структурная политика, стратегия развития.

Opportunities and challenges in the development of timber industry complex of the region. B.A. OSIPOV, V.A. DOROSHENKO, V.V. MEDVED

The problems of sustainable development of timber industry complex of the Far Eastern Federal District as the basic unit of Forestry of the region.

Key Terms: timber industry complex, region, forest resources, development issues, forest raw materials potential, the national forest policy, structural policy, development strategy.

Лесной комплекс - важный сектор экономики значительной части субъектов Российской Федерации. Основой его функционирования является воспроизводимый природный объект (лесные ресурсы). Рациональное использование потенциала этого объекта могло бы существенно смягчить негативные воздействия экономического кризиса. Однако затянувшийся процесс реформирования лесного комплекса, в котором необходимость комплексного использования потенциала российских лесов в интересах общества пока не учтена полностью, обострил некоторые проблемы лесопользования.

В «Стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года» [3] понятие «лесной комплекс» сужено. Он представляется как лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины. Таким образом, по сути, изначально признается нецелесообразным рассмотрение в составе лесного комплекса таких видов экономической деятельности, как охотничье-промысловое хозяйство, рыбоводство, заготовка и переработка пищевого и лекарственного сырья и др. Диверсификация производства в лесном комплексе в предприятиях любой формы собственности могла бы способствовать улучшению экономической ситуации в нынешних сложных условиях.

Несмотря на то что основное внимание в данной работе обращено на проблемы развития лесного дела в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), по мнению авторов, многие аспекты, рассматриваемые здесь, характерны и для других регионов.

Лесопромышленный комплекс является важной отраслью специализации экономики Дальнего Востока и Забайкалья. Даже в условиях экономических преобразований и спада объемов производства лесная индустрия остается наиболее жизнеспособной и может стать источником финансовых ресурсов для поддержания и развития как собственных, так и других отраслей народного хозяйства региона [1]. Однако на практике ощущается отсутствие достаточной заинтересованности федерального центра в комплексном развитии этой территории. Даже абсолютная новация для Дальнего Востока - строительство объектов, связанных с проведением саммита АТЭС, нефтепровода, газопровода, - направлена в основном на расширение участия региона во внешнеэкономической деятельности России.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность ДФО в целом функционирует по принципам рыночной экономики. Однако существует ряд проблем в ее деятельности, негативно сказывающихся на конкурентоспособности производимых товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Необходим поиск путей повышения экономической устойчивости предприятий комплекса. Одним из них видится целенаправленная деятельность по развитию и эффективному использованию богатого экономического потенциала отрасли.

Предпосылки устойчивого развития лесопромышленного комплекса региона, приводящиеся в данной статье, возможно, не во всем оригинальны, но они рассматриваются с учетом изменений экономической ситуации в стране. При этом имеется в виду, что экономический кризис относительно краткосрочен, функционирование же лесопромышленного комплекса долгосрочно.

Развитие лесных отраслей в России имеет большую историю, но основные проблемы в данной сфере экономики стали остро ощущаться к началу второй половины XX в. До этого времени огромные запасы лесосырьевых ресурсов (особенно на Дальнем Востоке) позволяли беззаботно увеличивать объемы выборки древесного сырья.

Первой проблемой в послевоенный период стало отсутствие достоверной информации о наличии товарных запасов древесины в многолесных восточных районах страны. Необходимость в ней появилась вследствие того, что запасы сырорастущего леса в западных районах были уже достаточно истощены. Объемы лесоустроительных работ стали наращиваться быстрыми темпами. Однако замедление, а затем и прекращение экономического роста в конце XX в. не дали завершить эту работу. На Дальнем Востоке имеются площади лесного фонда, где наземное лесоустройство проводилось лишь однажды, либо его не было вообще; в последнем случае пришлось ограничиться авиационным обследованием прошлых лет.

К 1980-1990-м гг. резко обозначилась проблема нерациональности использования имеющихся известных запасов леса. Необходимость решения этой проблемы была обусловлена повышением потребности в лесоматериалах, сокращением лесных ресурсов (в первую очередь наиболее доступных и ценных, в частности, в Приморском крае и южной части Хабаровского края стали резко сокращаться запасы кедра и ясеня, следствием чего даже явилось решение об ограничении эксплуатации лесных массивов с участием кедра и ясеня), повышением их значимости в общей экологической ситуации. В результате на территории ДФО сосредоточилась большая масса древесного сырья, в целом позволяющая набирать потребный объем древесины в обезличенном виде. Но обезличенный возможный объем вывозки, естественно, никого не устраивает, т. к. потребители пользуются древесиной конкретных древесных пород конкретного качества. Таким образом, при большой массе обезличенного сырья промышленность не могла обеспечить конкретное качество лесопродукции (ситуация еще больше усугубилась в последующие годы). Не случайно независимые зарубежные эксперты высказали мнение, что у России нет громадных лесных ресурсов - есть огромное количество лесов, а это совсем не одно и то же [2].

С началом радикальной экономической реформы 1992 г. в качестве очередной проблемы в лесном секторе экономики обозначилась опасность потери управляемости и опасность разрушения структуры отрасли. Лесная промышленность (как и металлургическая, горно-добывающая и др.) может эффективно функционировать главным образом в условиях достаточной (оптимальной) концентрации производства (сырье, основные фонды, квалифицированные кадры, социальные условия и т. д.). Понятно, что многообразие видов сырьевых ресурсов, широкий (возможный) ассортимент производимой продукции обусловливает целесообразность такой структуры отрасли, где есть место и крупным, и малым предприятиям с учетом специфики технологических процессов. Промышленность должна не только удовлетворять спрос на конкретные виды продукции, т. е. хорошо ориентироваться на рынке сбыта, но и воспитывать спрос и культуру потребления тех видов продукции, которые она могла бы выпускать исходя из характера сырьевых ресурсов.

За годы реформы, несмотря на предпринимаемые государством попытки совершенствования системы управления отраслью, так и не найдено оптимальное решение, используются общерыночные, далеко не бесспорные для лесного дела, особенно в условиях Дальнего Востока, принципы управления и функционирования лесного сектора.

Лесная промышленность раздроблена на множество предприятий и фирм, значительная часть из которых не способна квалифицированно работать на рынке (особенно на внешнем), невосприимчива к инновационным процессам и лишь способствует ускоренному истощению сырьевой базы отрасли.

Перестройка институциональной и организационно-экономической структуры лесного хозяйства, недостаточно эффективная система организации лесопромышленного комплекса привели к потере кадрового потенциала, утере традиционных 300-летних форм организации и управления лесным делом и в то же время не обеспечили формирования современных эффективных форм.

Серьезной методологической проблемой является недостаточный учет сокращения запасов природных ресурсов, используемых в качестве одного из факторов производства продукта и услуг при оценке эффективности производства ВВП. Этот вопрос рассматривался на самом высоком международном уровне, однако на практике такой подход реализуется слабо.

Как известно, системной проблемой в лесном секторе экономики является недостаточное развитие высокотехнологичных производств по глубокой переработке древесного сырья, низкое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Инвестиции в высокотехнологичную целлюлозно-бумажную промышленность за последние 5 лет практически не росли.

Важнейшими проблемами в развитии лесного комплекса региона, сдерживающими рост промышленного производства и эффективное использование лесов, являются:

• неудовлетворительная система лесоэксплуатации, особенно в последние 15-20 лет, ускорившая относительное сокращение экономического потенциала лесного комплекса;

• недостаточный уровень воспроизводства, защиты и охраны

леса;

• недостаточное развитие мощностей по глубокой переработке древесного сырья.

К основным факторам, обусловившим появление этих проблем, считаем необходимым отнести следующие:

• истощение эксплуатационных запасов древесины в освоенных зонах и слабые темпы эксплуатационного и инфраструктурного освоения новых лесных территорий;

• несвоевременность и недостаточная точность учета лесных ресурсов;

• низкая эффективность государственного контроля за использованием лесов на уровне регионов;

• низкое качество лесовосстановления - какие-либо результаты лесопосадочных работ за последние полвека не ощущаются, так называемое содействие естественному возобновлению требует длительного времени до получения результата, его эффективность снижается пожарами и антропогенной деятельностью.

Экономический потенциал лесопромышленного комплекса региона характеризуется в первую очередь наличием и возможностями освоения имеющихся лесосырьевых ресурсов (древесных и недревес-

ных). Запасы древесины в лесах ДФО позволяют обеспечить не только текущие и перспективные потребности рынка региона в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров при условии опережающего развития деревообрабатывающей промышленности.

Восстановление и развитие мощностей по производству древесных плит, паркета, фанеры, мебели позволили бы до минимума сократить дорогостоящие неэффективные перевозки этих видов лесопродукции из западных районов страны и по импорту.

Лесосырьевой потенциал ДФО формируется на основе сравнительно богатых запасов древесины. Так, общий запас составляет 20,6 млрд м3, или 25 % от запаса в целом по России, в том числе запас спелых и перестойных насаждений - 11,8 млрд м3 (27 %), запас хвойных пород - 10 млрд м3 (29 %). Годичный прирост в лесах региона равен 210 млн м3, расчетная лесосека - 91 млн м3 (в том числе в хвойных лесах - 75 млн м3). Однако при этом раздробленность лесного фонда и его разобщенность по принадлежности не позволяет даже спроектировать строительство крупных перерабатывающих производств.

Для лесопромышленного комплекса ДФО, как и в целом по России, характерны низкая емкость внутреннего рынка, недостаток мощностей по глубокой переработке древесного сырья, высокая степень износа техники и оборудования, несовершенная структура экспорта лесопродукции, слабо развитая инфраструктура лесопользования и др. [3].

Очень низок вклад лесной промышленности в экономику региона, несмотря на высокий уровень обеспеченности сырьевыми ресурсами, имеющиеся традиции и опыт в производстве уникальных видов лесопродукции, способных конкурировать по потребительским свойствам со сходными по назначению зарубежными образцами.

Одним из факторов, сдерживающих и удорожающих развитие лесной промышленности на Дальнем Востоке, является необходимость освоения новых лесных территорий, не всегда оправдывающих прогнозные запасы имеющегося древесного сырья. При наличии нестабильных условий, определяемых неразработанностью или даже отсутствием национальной лесной политики, слабостью правовой базы функционирования данной сферы экономической деятельности в условиях рынка, отсутствием благоприятного инвестиционного климата, частный бизнес не желает вкладывать деньги в организацию глубокой переработки древесины.

В результате большая часть объема экспорта представлена круглым лесом, а в импорте преобладают продукты глубокой переработки древесины, в том числе более 70 % представлено продукцией целлюлозно-бумажного производства.

Тарифная политика в области экспорта необработанной древесины, как и предсказывали специалисты, ведет к пагубным последст-

виям для предприятий по углубленной переработке древесины и в целом для ЛПК. Введение запретительных пошлин на необработанную древесину, их перенос на один год, затем на следующий год дестабилизируют работу леспромхозов, служат причиной отказа от развития перерабатывающих отраслей, причиной падения доходов бюджета. Запретительные пошлины на необработанную древесину ценных твердолиственных пород ясеня и дуба 100 евро за 1 м3, привели не к их сохранению, а наоборот, к более интенсивной вырубке и отправке на экспорт уже в виде якобы переработанной древесины (доски строганные с двух сторон, с таможенной пошлиной 10 % от их стоимости).

Процесс восстановления леса как природного ресурса требует десятки лет (от 40-50 - осина до 90-120 - хвойные породы), поэтому серьезно занимаются его воспроизводством только те компании, работа которых в отрасли рассчитана на долгий строк. Во многих компаниях лесного сектора стратегическое планирование деятельности и видение своего места на мировом рынке отрасли отсутствуют. Если бы все компании вкладывали достаточно средств на эти цели, выгоду получали бы и они, и государство.

К благоприятным условиям развития комплекса в ДФО следует отнести наличие лесных ресурсов и возможностей осуществления лесозаготовительной деятельности без ущерба для лесного фонда в целом; большое разнообразие древесных пород и других биологических ресурсов, позволяющее развивать диверсификацию производства товаров (ценные хвойные и широколиственные породы; менее ценные, но быстрорастущие мягколиственные; деревья и кустарники, являющиеся источниками пищевого сырья; лекарственные кустарники и травы и др.); большой опыт, накопленный фирмами на российском и зарубежном рынках; географическое положение региона.

Перечисленные условия функционирования ЛПК и необходимость модернизации отрасли требуют формирования такой стратегии, которая способствовала бы устойчивому развитию комплекса.

Модернизация и дальнейшее развитие лесопромышленного производства во многом зависят от того, насколько эффективной и наступательной (принципиальной, основанной на лучших традициях и достижениях российской науки) окажется национальная лесная политика в стране.

Первоочередными задачами национальной лесной политики, как в целом по стране, так и в регионах, сегодня остаются:

• скорейшее завершение формирования правовой базы использования и воспроизводства лесных ресурсов;

• разработка направлений и способов реализаций неистощи-тельного пользования лесными богатствами (с учетом рыночных отношений в лесном деле);

• реализация структурной политики в лесном комплексе с учетом скорейшего восстановления и развития лесоперерабатывающих производств;

• поиски путей формирования внутреннего рынка лесопродукции;

• совершенствование внешнеэкономических связей с созданием условий для недопущения демпингового ценообразования.

Основными направлениями совершенствования процессов инвестирования в лесное производство, очевидно, являются:

• развитие системы государственных преференций для Дальневосточного региона с целью стимулирования промышленного производства, в том числе лесного;

• реализация системы гарантий для предпринимательского капитала через государственные и частные страховые рычаги;

• осуществление региональной экономической политики, направленной на развитие финансовой инфраструктуры.

Приоритетными направлениями инвестиционной политики в лесном комплексе ДФО, на наш взгляд, должны выступать такие, которые учитывают специфику экономики региона. К ним можно отнести:

• инвестирование дальнейшего развития лесного комплекса ДФО и создание новых производств по глубокой переработке уникального природного сырья (биологически активные вещества и лекарственные препараты, продовольственные товары и др.), плантационное лесоразведение;

• восстановление и модернизацию производств специализации, обеспечивающих равноправное участие региона в экономическом развитии страны (выпуск уникальных древесных плит, пиломатериалов ценных пород, древесной массы, целлюлозы и картона и др.) и изменение пропорций между добывающими и обрабатывающими секторами комплекса.

В ДФО сосредоточен крупнейший научно-технический потенциал, способный решать и проблемы лесного комплекса. Это институты ДВО РАН в Хабаровске, Владивостоке, научные секторы вузов, отраслевые и ведомственные НИИ.

Диспропорции здесь двоякого рода. Во-первых, имеющийся потенциал академических институтов использовался длительное время недостаточно полно вследствие резкого сокращения финансирования научных исследований государством. Во-вторых, промышленность и другие отрасли, находясь в глубоком спаде, были не в состоянии применять в процессе своей деятельности результаты научных исследований.

Отраслевые и ведомственные НИИ в определенной мере утратили свое влияние на развитие экономики региона, занимаясь предпринимательской деятельностью с целью сохранения своих основных фондов и хотя бы части кадров.

Основная проблема заключается в том, что даже незначительный перерыв в исследовательской работе обусловливает отставание

науки и отсутствие задела на будущее. Многие годы потребуются на преодоление этого отставания, если вообще это возможно.

Таким образом, тот научно-технический потенциал лесного комплекса, который в 1980-х-начале 1990-х гг. характеризовался как современный и эффективный и номинально сохранился на сегодняшний день, требует подпитки новыми идеями и технологиями. Необходимы большие капитальные и текущие затраты на восстановление и обновление этого потенциала.

Развитие лесопромышленного комплекса региона должно быть направлено на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции регионального производства и снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке. Лесная промышленность в составе лесного комплекса региона должна способствовать повышению уровня экологической безопасности и стабильному удовлетворению общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

В этих целях необходимо дальнейшее совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами: существующая система (например, в Приморском крае: КГУ «Приморское лесничество»-лесничества-участковые лесниче-ства-КППК «Приморское лесохозяйственное объединение» с 11 филиалами) сложна, напоминает некоторые прежние структуры с управленческими, контрольными и хозяйственными функциями, которые не выдержали испытания временем. Нельзя говорить о совершенствовании и развитии государственного лесного контроля и надзора и при этом ликвидировать материально-организационную базу такого контроля. В субъектах Федерации просто необходим орган, координирующий работу отрасли.

Требуется обеспечение разумной интенсификации и эффективного использования лесов путем совершенствования структуры и роста объемов лесопромышленного производства на основе его диверсификации, всестороннего развития производств по использованию недревесных ресурсов леса и увеличение таким образом выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

При разработке структурной политики, позволяющей, на наш взгляд, решить некоторые из перечисленных выше проблем и диспропорций, следует исходить из необходимости решения таких основных задач:

• увеличение доли продукции лесопромышленного комплекса в общем объеме промышленного производства и ВВП (ВРП), устойчивое обеспечение потребителей (на внутреннем и внешнем рынке) лесопродукцией, решение вопроса о снижении железнодорожного тарифа для поставки продукции в европейскую часть России;

• увеличение доли продукции перерабатывающих производств в структуре экспорта на основе расширения производства конкурентоспособных товаров. Необходимо срочно формировать произ-

водства по переработке низкокачественной древесины на плиты, щепу, топливные гранулы и брикеты и т. д.; целесообразно полностью запретить поставки на экспорт древесины твердолиственных пород в круглом виде и пиломатериалов, оставив сухие строганые чистовые заготовки для мебели и паркета;

• увеличение доли площадей и запасов ценного древесного и недревесного сырья в общей площади и запасах сырья лесного фонда;

• общее повышение эффективности производства на основе изменения пропорций в объемах производства между сырьевой и перерабатывающей составляющими лесопромышленного комплекса, а также между древесной и недревесной составляющими лесной продукции;

• разработка региональной программы по малоэтажному деревянному домостроению, которая могла бы вобрать в себя весь спектр изделий из дерева: половая рейка, погонаж, клееный брус, паркет, встроенная и кухонная мебель и многое другое;

• установление оптимальных пропорций между крупными, средними и малыми предприятиями в комплексе.

При реализации рассматриваемых направлений развития лесной промышленности в составе лесного комплекса, на наш взгляд, необходимо учитывать не только соответствие национальной лесной политики и стратегии развития лесного комплекса международным лесным (лесоводственным) принципам и международным обязательствам России по лесам (как это обозначено в Стратегии [3]), но и лучшие национальные традиции в лесоводстве и лесопользовании, может быть даже отдавая предпочтение последним.

Литература

1. Алексеев А. Лесная зависимость / Дальневосточный капитал. 2006. № 11.

2. Карлссон Л., Олссон М., Лундгрен Н.-Г. Состояние лесного сектора в России - отражение трудностей трансформирования экономики // The Forestry Chronicle. 2000. № 4.

3. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. М., 2008.

© Осипов Б.А., Дорошенко В.А., Медведь В.В., 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.