Научная статья на тему 'Возможности и проблемы применения международных стандартов финансовой отчетности в России'

Возможности и проблемы применения международных стандартов финансовой отчетности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1261
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ / СТАНДАРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ACCOUNTING / REPORTS / STANDARD / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARD / PRINCIPLES OF INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS / APPLICATION OF INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Елена Михайловна

Наличие у хозяйствующих субъектов отчетов, составленных по Международным стандартам финансовой отчетности, является необходимым условием для их выхода на зарубежные финансовые рынки и привлечения иностранного капитала. В мире указанные стандарты внедряются в практику с разной степенью активности. В результате анализа программных и нормативных правовых документов уточняется соответствующая терминология и выделяются характерные периоды применения Международных стандартов финансовой отчетности российскими организациями. Установлено, что первоначально эти стандарты использовались преимущественно в качестве основы для разработки национальных стандартов положений по бухгалтерскому учету. В настоящее время в России определены структуры, организующие признание и применение Международных стандартов финансовой отчетности, выделены их функции, законодательно установлены организации, в обязанности которых входит составление отчетности по данным стандартам. В статье отражается авторское мнение о заинтересованности отечественных организаций в составлении такого рода отчетности на добровольной основе. При изучении опубликованных работ по исследуемой проблеме, с учетом социологических данных делается вывод, что активность добровольного применения указанных стандартов отечественными организациями зависит от наличия круга пользователей, которые нуждаются в соответствующей отчетной информации, а также ряда сложившихся условий, необходимых для составления финансовой отчетности по признанным международным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities and challenges for implementation of International Financial Reporting Standards in Russia

Business entities that want to expand to the global market and attract foreign capital are required to have financial statements prepared in accordance with International Financial Reporting Standards. These standards are being implemented worldwide to varying degrees. This paper, through the analysis of the legal instruments and normative mechanisms, clarifies related terminology and establishes characteristic periods of implementing International Financial Reporting Standards by Russian business entities. It has been revealed that initially the international standards were used primarily to develop national standards and accounting regulations. At present, Russia has institutions responsible for recognition and application of International Financial Reporting Standards as well as a legislative list of organizations that have the duty to provide reports prepared in accordance with those standards. This paper presents an authors opinion on the presence of interest in Russian organizations to prepare such reports on a voluntary basis. The analysis of the available literature and statistic data showed that the voluntary usage of the international reporting standards by Russian organizations implies existence of clients that need this kind of reporting and accounting information well as certain conditions required for preparation of financial statements in accordance with generally accepted international standards.

Текст научной работы на тему «Возможности и проблемы применения международных стандартов финансовой отчетности в России»

УДК 657.1

DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(3).469-477

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ

Е. М. Сорокина

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 28 марта 2016 г. Дата принятия к печати 21 апреля 2016 г. Дата онлайн-размещения 10 июня 2016 г.

Ключевые слова

Бухгалтерский учет; отчетность; стандарт; Международный стандарт финансовой отчетности; принципы Международных стандартов финансовой отчетности; применение Международных стандартов финансовой отчетности

Аннотация

Наличие у хозяйствующих субъектов отчетов, составленных по Международным стандартам финансовой отчетности, является необходимым условием для их выхода на зарубежные финансовые рынки и привлечения иностранного капитала. В мире указанные стандарты внедряются в практику с разной степенью активности. В результате анализа программных и нормативных правовых документов уточняется соответствующая терминология и выделяются характерные периоды применения Международных стандартов финансовой отчетности российскими организациями. Установлено, что первоначально эти стандарты использовались преимущественно в качестве основы для разработки национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету. В настоящее время в России определены структуры, организующие признание и применение Международных стандартов финансовой отчетности, выделены их функции, законодательно установлены организации, в обязанности которых входит составление отчетности по данным стандартам. В статье отражается авторское мнение о заинтересованности отечественных организаций в составлении такого рода отчетности на добровольной основе. При изучении опубликованных работ по исследуемой проблеме, с учетом социологических данных делается вывод, что активность добровольного применения указанных стандартов отечественными организациями зависит от наличия круга пользователей, которые нуждаются в соответствующей отчетной информации, а также ряда сложившихся условий, необходимых для составления финансовой отчетности по признанным международным стандартам.

OPPORTUNITIES AND CHALLENGES FOR IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS IN RUSSIA

Elena M. Sorokina

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Article info

Received March 28, 2016 Accepted April 21, 2016 Available on-line June 10, 2016

Abstract

Business entities that want to expand to the global market and attract foreign capital are required to have financial statements prepared in accordance with International Financial Reporting Standards. These standards are being implemented worldwide to varying degrees. This paper, through the analysis of the legal instruments and normative mechanisms, clarifies related terminology and establishes characteristic periods of implementing International Financial Reporting Standards by Russian business entities. It has been revealed that initially the international standards were used primarily to develop national standards and accounting regulations. At present, Russia has institutions responsible for recognition and application of International Financial Reporting Stan-

Keywords

Accounting; reports; standard; International Financial Reporting Standard; principles of International Financial Reporting Standards; application of International Financial Reporting Standards

dards as well as a legislative list of organizations that have the duty to provide reports prepared in accordance with those standards. This paper presents an author's opinion on the presence of interest in Russian organizations to prepare such reports on a voluntary basis. The analysis of the available literature and statistic data showed that the voluntary usage of the international reporting standards by Russian organizations implies existence of clients that need this kind of reporting and accounting information well as certain conditions required for preparation of financial statements in accordance with generally accepted international standards.

Экономические субъекты рыночных отношений сообщают об условиях и результатах своей деятельности и получают соответствующую информацию о состоявшихся и потенциальных партнерах, инвесторах и конкурентах с помощью бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому бухгалтерскую (финансовую) отчетность часто называют языком бизнеса.

Для того, чтобы отчетные показатели были понятны заинтересованным пользователям любого государства, они должны быть сформированы по единым мировым правилам. О необходимости создания общемировых стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности заговорили в начале 1900-х гг., с тех пор было предпринято несколько попыток унификации правил формирования отчетных показателей. В результате сформировалось три альтернативных свода документов, претендовавших на роль мировых регуляторов отчетности: американские общепринятые принципы учета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP); директивы Европейского союза; Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)1.

По некоторым причинам [1-3] в настоящее время глобальными стандартами отчетности компаний, выходящими на международные рынки капитала, признаны МСФО.

В России с переходом на рыночные отношения МСФО постоянно оцениваются по содержанию, с точки зрения актуальности и возможности их применения [4-14].

Необходимо обратить внимание на отсутствие четкого разделения и однозначности терминов «бухгалтерская» и «финансовая» отчетности. В нормативных правовых актах и в литературе они часто используются как синонимы. Такой подход представляется верным, если исходить из того, что любой вид отчетности, для обозначения которого используются рассматриваемые термины,

1 В 1973-2001 г. МСФО назывались International Accounting Standards (IAS). С 2001 г. — International Financial Reporting Standards (IFRS).

составляется на основе данных бухгалтерского учета. Однако, если учитывать, что правила составления разных видов отчетности хозяйствующих субъектов различаются, данные термины следует разделять.

Исходя из содержания Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 7 июля 2010 г. № 208-ФЗ, Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180, можно сделать вывод, что термин «бухгалтерская» должен использоваться в наименовании отчетности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета одним юридическим лицом по правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), федеральными и отраслевыми стандартами: индивидуальная бухгалтерская отчетность (бухгалтерская отчетность). Термин «финансовая» следует применять к отчетности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета группой юридических лиц или одним юридическим лицом в соответствии с МСФО: консолидированная финансовая отчетность (финансовая отчетность).

В странах, решивших применять МСФО, их внедрение в практику осуществляется разными путями и с различной степенью активности. В целях ускорения этого процесса важно анализировать ситуацию, сложившуюся в стране, выявлять проблемы и предупреждать пользователей, заинтересованных в отчетной информации, о национальных особенностях применения МСФО.

В России вопросы применения общемировых отчетных стандартов стали рассматриваться в начале 1990-х гг. В течение 10 лет разными органами власти было принято несколько программных документов. В частности, Государственная программа перехода Российской Федерации на при-

нятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденная Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 3708-1; Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.; Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283; Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Министерства финансов России от 1 июля 2004 г. № 180.

Перечисленные программы и концепции предполагали реформирование отечественного бухгалтерского учета и отчетности путем внедрения в учетную практику принципов, соответствующих требованиям рыночной экономики, признанных на международном уровне. Так как в начале 1990-х гг. большинство международных фондовых рынков принимало финансовую отчетность, соответствующую GAAP, их принципы и были выбраны в качестве основного ориентира. Лишь в конце 1990-х гг. МСФО стали рассматриваться как основа для реформирования отечественного бухгалтерского учета и отчетности. На их базе разрабатывались национальные стандарты — ПБУ. На практике отчетность по МСФО составлялась, как правило, крупными организациями при их выходе на зарубежные фондовые рынки, и делалось это на добровольной основе.

Переломным в истории применения МСФО в России можно считать 2011 г., когда Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 25 февраля 2011 г. № 107 утвердило Положение о признании МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации.

Согласно п. 3 указанного Положения, признанием документов международных стандартов является процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих шагов: официальное получение

от Фонда МСФО документа международных стандартов; экспертиза его применимости на территории Российской Федерации; принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации; его опубликование.

К настоящему времени в России определенны основные государственные и общественные структуры, организующие признание и применение МСФО и Разъяснений МСФО (табл.).

Первоначально, согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 160н, на территории Российской Федерации было введено в действие 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО. В настоящее время в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н2 на территории России действует 40 МСФО и 26 Разъяснений МСФО.

Документы международных стандартов, введенные на территории Российской Федерации, не являются обязательными для всех организаций. Перечень организаций, которые должны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО, признанным на территории Российской Федерации, определен Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 7 июля 2010 г. № 208-ФЗ3. В первой редакции этого Федерального закона обязательность составления отчетов по МСФО была предусмотрена для кредитных, страховых и иных организаций, чьи ценные бумаги обращались на рынке ценных бумаг.

Содержание Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» несколько раз подвергалось изменению. В редакции, действующей в настоящее время, указанный закон, согласно ст. 2, распространяется на кредитные и страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования); негосударственные пенсионные фонды; управляющие компании инвестиционных, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговые организации; федеральные государствен-

2 Министерство финансов Российской Федерации : офиц. сайт. URL : http://www.minfin.ru.

3 Если организации не создают группу, то они составляют по МСФО финансовую отчетность. Слово «консолидированная» не используется.

Ф П ч

п *

о

о

о

а

и ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

м о

2

Z

10

3

и

№ -

7

■Ч

Основные структуры, организующие признание и применение Международных стандартов

финансовой отчетности в России

Структура Функции

Министерство финансов Российской Федерации Принятие актов о введении в действие и прекращении действия документов международных стандартов на территории Российской Федерации (по согласованию с Центральным Банком России на основе заключения экспертного органа) Размещение на официальном сайте документов международных стандартов, введенных в действие на территории Российской Федерации Размещение на сайте документов международных стандартов находящихся в процессе признания и сведений об этапах их признания

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации Подготовка к утверждению в установленном порядке актов о введении в действие и прекращении действия документов международных стандартов на территории Российской Федерации Организация признания документов международных стандартов для применения на территории Российской Федерации

Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» Организация официального перевода документов международных стандартов Участие в экспертизе проектов документов международных стандартов

Центральный Банк России Участие в экспертизе проектов документов международных стандартов

Служба Банка России по финансовым рынкам (вместо Федеральной службы по финансовым рынкам, упраздненной с 1 сентября 2013 г.) Участие в экспертизе проектов документов международных стандартов

Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности Выявление вопросов, возникающих в ходе применения документов международных стандартов в России и подготовка рекомендаций по ним Обобщение и распространение опыта применения документов международных стандартов Координация работы соответствующих представителей, участвующих от России в деятельности Фонда Международных стандартов финансовой отчетности

Комитет Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России по Международным стандартам финансовой отчетности Разработка и поддержка программы обучения и сертификации Международных стандартов финансовой отчетности Обучение, аттестация и повышение квалификации преподавателей по Международным стандартам финансовой отчетности Подготовка учебно-методических пособий Взаимодействие с уполномоченными органами власти (экспертная поддержка), представителями бизнеса, профессиональными и экспертными организациями, учебными заведениями по тематике Международных стандартов финансовой отчетности

ные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности (их перечни утверждаются Правительством Российской Федерации); иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Необходимо обратить внимание, что обязательность соблюдения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» в части составления, представления и публикации отчетности по МСФО возникает у указанных в законе организаций не в одно время. Кредитные и страховые организации должны были представить консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2012 г. в 2013 г. Ожидать первые консолидированные финансовые отчеты в 2016 г. за 2015 г. следует от негосударственных пенсионных фондов, управляющих

компаний инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, клиринговых организаций, а также иных организаций, чьи ценные бумаги обращаются на рынке ценных бумаг4. Конкретные федеральные государственные унитарные предприятия и акционерные общества обязаны начать составлять и представлять финансовые отчеты по МСФО за год, следующий после года, в котором они были включены в перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Организации, на которые не распространяется данный Федеральный закон, кроме

4 Исключение составляют организации, ценные бумаги которых обращаются на рынке ценных бумаг, если к организованным торгам допущены только их облигации путем включения в котировальный список. Они должны были составить финансовые отчеты по МСФО за 2014 г. в 2015 г.

организаций государственного сектора5, могут составлять и представлять отчетность по МСФО, если это предусмотрено их учредительными документами.

Из содержания ст. 3 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» следует, что если организация составляет отчетность по МСФО, то она должна одновременно составлять и представлять бухгалтерскую отчетность по правилам, которые регулируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и соответствующим ему нормативным правовым актам.

Иными словами, в России в настоящее время обязательной для всех экономических субъектов, ведущих бухгалтерский учет, является бухгалтерская отчетность. Консолидированная финансовая отчетность обязательна только для организаций, на которые распространяется Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ. Остальные участники рыночных отношений могут составлять и представлять ее на добровольной основе.

Практика показывает, что отечественные организации не спешат проявлять активность в подготовке отчетности по МСФО по своей инициативе. Представляется, что такая ситуация связана, прежде всего, с отсутствием достаточного круга пользователей, заинтересованных в соответствующей отчетной информации.

Существующих пользователей отчетной информации о деятельности организации можно объединить в группы: работники организации; государственные органы; поставщики; покупатели; кредиторы; состоявшиеся и потенциальные инвесторы; общественность. Каждая группа пользователей отчетной информации с точки зрения их интересов может содержать подгруппы пользователей. Например, в составе государственных можно выделить органы антимонопольного регулирования, контроля за несостоятельностью и банкротством организаций, статистические и налоговые и т. д.

Основные требования, которые предъявляются к отчетной информации представите-

5 Необходимо отметить, что официальный текст МСФО государственного сектора, который выпускает не Фонд МСФО, а Международная федерация бухгалтеров, переведен на русский язык. В переводе данные стандарты сформулированы как МСФО общественного сектора. Министерство финансов РФ имеет права на издание МСФО общественного сектора на русском языке. В настоящее время русский перевод МСФО общественного сектора используется как основа для разработки федеральных и отраслевых стандартов.

лями всех групп — полнота и достоверность. Некоторым категориям заинтересованных пользователей необходима специфическая отчетная информация. Следовательно, принципы ее формирования для разных групп или подгрупп пользователей могут не совпадать или быть противоположными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно заметно среди всех пользователей выделяются налоговые органы. Им необходима отчетная информация, отвечающая принципу полного соответствия действующему законодательству, которое нацелено на максимальное выявление финансовых результатов деятельности организации, а также дающая возможность проконтролировать исчисление налогов соответственно налоговым правилам.

Информационные потребности других пользователей в основном совпадают или находятся в одном поле с интересами состоявшихся и потенциальных инвесторов. Им нужна отчетная информация, позволяющая по максимуму исключить какое-либо завышение финансовых результатов, т. е. сформированная по принципу предосторожности, обеспечивающая более достоверную оценку экономической выгоды и рисков.

Бухгалтерская отчетность удовлетворяет информационные потребности преимущественно налоговых органов. Несмотря на все реформы, проведенные в области отечественного бухгалтерского учета и отчетности при переходе на рыночные условия хозяйствования, остается преобладание контрольной функции бухгалтерской отчетности над информационной. Это означает, что сохранятся тесная связь отчетных показателей с бухгалтерским учетом. Они формируются по правилам, закрепленным в законодательстве, имеют документальное подтверждение и подлежат проверке. Представление сведений о финансовой устойчивости организации, эффективности ее деятельности, платежеспособности и т. д. для обеспечения других заинтересованных пользователей необходимой информацией имеет в бухгалтерской отчетности сопутствующий характер.

Как следует из МСФО 1 (IAS) «Представление финансовой отчетности» под финансовой следует понимать отчетность, предназначенную для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не имеют возможности получать отчетность, подготовленную специально для удовлетворения их особых информационных нужд.

МСФО регулируют вопросы, связанные с формированием только отчетной инфор-

ф

п ч

п *

о

о

о

а

и ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

ю о

2 Z

10 3

№ -

7

■Ч

мации, организацию бухгалтерского учета они не затрагивают. Документы международных стандартов устанавливают, что при составлении финансовой отчетности более важным является последовательное выполнение определенных процедур и профессиональное суждение, а не точный расчет показателей на основе первичных бухгалтерских документов. Такой подход позволяет финансовой отчетности выполнять преимущественно информационную функцию. Это означает, что заинтересованными пользователями отчетности по МСФО могут быть в основном состоявшиеся и потенциальные инвесторы, они и выбраны разработчиками МСФО в качестве приоритетной группы пользователей.

В начале 1990-х гг. при переходе к рыночным отношениям в России не было таких потенциальных инвесторов, как акционеры, инвестиционные фонды и т. д. В связи с этим у хозяйствующих субъектов не возникала необходимость составлять и представлять отчетность по правилам, отличным от правил бухгалтерской отчетности. На сегодняшний день круг потенциальных инвесторов увеличился, однако продолжает оставаться недостаточно большим для того, чтобы наличие финансовой отчетности у нефинансовых предприятий стало актуальным. В разделе 1.1 документа «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов», утвержденном Банком России, отмечается, что в процессе становления и развития российский финансовый рынок достиг определенных результатов, однако в контексте глобальной конкуренции он находится на невысоких позициях. Например, в соответствии с Индексом глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), который ежегодно рассчитывается Всемирным экономическим форумом в рамках Отчета о глобальной конкурентоспособности, Россия в 2015-2016 гг. занимает 45-ю позицию из 140 возможных. Это сопоставимо с положением стран БРИКС и Казахстана, но существенно уступает показателям стран «Группы двадцати».

Кроме наличия заинтересованных пользователей, что зависит от уровня развития финансового рынка, на активность добровольного применения МСФО влияют и сложившиеся условия для составления финансовой отчетности по МСФО.

Выход на зарубежные фондовые рынки для привлечения иностранного капитала невозможен без представления финансовой

отчетности, составленной в соответствии с официальным текстом МСФО. Текст должен быть на английском языке. Специалисты, владеющие английским языком и способные составить финансовую отчетность по правилам официальной версии МСФО, работают, как правило, в крупных российских организациях, которые давно стали участниками международных рыночных отношений. За год до начала обязательной подготовки финансовой отчетности по МСФО, т. е. в 2012 г., из опрошенных специалистов в области бухгалтерского учета, причастных к формированию отчетной информации по МСФО, международные сертификаты имели 20 %; в 2013 г. — 29 % из опрошенных специалистов и еще 27 % находилось в процессе изучения МСФО на английском языке6. Цифры социального опроса указывают на то, что есть положительные сдвиги в освоении МСФО, однако остальные 44 % соответствующих специалистов все еще не имеют подтверждения знаний официального текста МСФО.

Признанные на территории Российской Федерации МСФО и Разъяснения МСФО переведены на русский язык. Русскоязычная версия текста МСФО не способствует повышению активности составления отчетности по нему. Переведенный текст может не соответствовать официальному тексту МСФО, поэтому консолидированная финансовая отчетность, составленная по документам международных стандартов на русском языке, не воспринимается зарубежными пользователями, а может быть востребована только в России.

Проблема составления отчетности по МСФО заключается также в том, что на русский язык переведены и введены в действие на территории Российской Федерации так называемые «полные МСФО». Они раскрывают принципы составления финансовой отчетности публичными и другими обществами, которые выставляют свои ценные бумаги на финансовых рынках. Непубличным обществам, предприятиям малого и среднего бизнеса применять «полные МСФО» при подготовке финансовой отчетности нецелесообразно. Составление отчета по признанным в России МСФО с соблюдением всех принципов, даже при допущении некоторых исключений и условностей, отличается большой трудоемкостью и, следовательно, высокой затратностью. Зачастую при фор-

6 Оргкомитет Ifrs Professional подвел итоги конкурса среди специалистов по МСФО за 2015 г. URL : http://www.ifrs-professional.com.

мировании соответствующей информации профессиональных компетенций бухгалтеров малых и средних предприятий, а также непубличных обществ бывает недостаточно. Необходимость обработки данных требует привлечения к составлению отчета оценщиков, финансовых менеджеров, консультантов, юристов и других специалистов.

Проблема применения «полных МСФО» непубличными обществами существует и за рубежом. Учитывая это, в феврале 2007 г. разработчики МСФО подготовили и представили на открытое обсуждение проект МСФО для малых и средних предприятий. Его текст был официально опубликован Фондом МСФО и вступил в силу 9 июля 2009 г. Он применяется в зарубежной практике наряду с «полными МСФО» как самостоятельный документ, но для применения на территории Российской Федерации МСФО для малых и средних предприятий не признаны.

В настоящее время правовая база по бухгалтерскому учету и отчетности не имеет самостоятельного места в системе законодательства Российской Федерации. Экономисты-бухгалтеры предлагают принять единый сводный бухгалтерский документ, например, Бухгалтерский кодекс, но данное предложение остается нереализованным [6, с. 167; 10, с. 5]. Согласно Классификатору правовых актов, одобренному Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, правовые акты, регулирующие вопросы бухгалтерского учета и отчетности (группа 080.150.000 «Бухгалтерский учет и финансовая отчетность»), включены в раздел 080.000.000 «Финансы». Правовая несамостоятельность способствует тому, что бухгалтерские термины, а также рыночные принципы формирования информации бухгалтерского учета и отчетности не всегда соответственно трактуются в других отраслях законодательства (гражданской, налоговой, административной и т. д.). Разное понимание таких объектов учета, как активы, капитал, обязательства, доходы, расходы и других часто приводит к невосприимчивости и, следовательно, бесполезности информации даже бухгалтерской отчетности. Отчетность по МСФО может представлять еще более невосприимчивую информацию, так как в ней предполагается использование терминов, непривычных для понимания не только пользователей финансовой отчетности, но и ее составителей (например, условные обязательства и условные активы, инвестиционные и биологические активы, справедливая стоимость, вмененная стои-

мость, связанные стороны, прекращаемая деятельность и т. д.).

Отчетность по МСФО может быть подготовлена или непосредственно на основе данных бухгалтерского учета, организованного на их принципах, или путем трансформации данных бухгалтерского учета, организованного по российским правилам.

Естественно, что информация отчетности, сформированная непосредственно из учетных данных, будет отличаться высокой достоверностью показателей, объективностью и оперативностью. Однако на практике такое почти невозможно осуществить, так как МСФО не регулируют вопросы организации учетного процесса, т. е. сбора первичной информации, ее регистрации, обработки и т. д.

В России отчетность по МСФО составляется путем трансформации данных бухгалтерского учета, организованного по российским правилам, соответственно принципам МСФО. Данные бухгалтерского учета для целей трансформации выгружаются в MS Excel. В 2013 г. 80 % респондентов использовали именно этот способ7. Сформированная таким путем финансовая отчетность является менее затратной, но приобретает большой информационный риск. Так как единой методики трансформации не существует, неизбежен высокий субъективизм в расчете показателей. Достоверность сформированной отчетной информации будет зависеть от профессионализма бухгалтера.

Не способствует росту активности в подготовке отчетности по МСФО ее оценка заинтересованными пользователями. Из 2 124 опрошенных российских специалистов только 19 % ответили, что их доверие к отчетности, составленной по МСФО, существенно повышается; 39 % респондентов сказали, что скорее повышается, чем нет; 42 % — выразили недоверие к отчетной информации по МСФО. Одновременно 67 % тех же респондентов из 12 перечисленных достоинств отчетности по МСФО указали одно или несколько. Причем за такие выделенные достоинства, как стандартизация отчетности по мировыми принципам, выход на мировой рынок, международное сотрудничество, прозрачность отчетности, достоверность, доступность, удобство, упрощение работы проголосовали 1 % опрошенных; 9 % респондентов отметили, что у отчетности, подготовленной по МСФО, нет положительных сторон; 24 % затруднились ответить8.

7 URL : http://www.ifrs-professional.com.

8 URL : http://www.monitoring.ru.

Ф П ч

п *

о

о

о

а

и ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э

*

о X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а д

ф 3

м

о 2

Z

10 3

№ -

7

■ч

В результате выяснения мнения общественности в странах Евросоюза по поводу обязательного составления листинговыми компаниями консолидированной финансовой отчетности по МСФО было установлено, что 24 % опрошенных оценивают переход на МСФО как ухудшение качества отчетности. При этом 49 % респондентов отметили, что применение МСФО усложнило понимание отчетной информации9.

В итоге можно отметить, что Россия сделала существенный шаг на пути форми-

' URL : http://www.monitoring.ru.

рования отчетной информации по МСФО. Признание МСФО, определение организаций, обязанных составлять отчетность по данным стандартам, способствуют повышению интереса к ним и представлению потенциальным инвесторам и состоявшимся участникам рыночных отношений необходимой отчетной информации. Однако небольшой круг заинтересованных пользователей, рассмотренные условия формирования информации финансовой отчетности, а также отзывы в сети Интернет не содействуют активизации применения МСФО на добровольной основе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каспина Р. Г. Модель глобальных общепринятых учетных принципов / Р. Г. Каспина // Финансы и кредит. — 2004. — № 4 (142). — С. 72-77.

2. Ковалев В. В. Стандартизация бухгалтерского учета: международный аспект / В. В. Ковалев // Бухгалтерский учет. — 1997. — № 11. — С. 29-33.

3. Соловьева О. В. Что такое GAAP? / О. В. Соловьева // Бухгалтерский учет. — 1997. — № 5. — С. 72-79.

4. Гетьман В. Г. Успехи и резервы в реформировании бухгалтерского учета в России на основе МСФО /

B. Г. Гетьман // Международный бухгалтерский учет. — 2009. — № 3. — С. 4-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Поленова С. Н. Международные стандарты финансовой отчетности: создание и конструктивные характеристики / С. Н. Поленова // Международный бухгалтерский учет. — 2005. — № 10. — С. 42-50.

6. Поленова С. Н. Институциональная модель регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России /

C. Н. Поленова. — М. : Дашков и К°, 2012. — 318 с.

7. Палий В. Ф. Международные стандарты финансовой отчетности / В. Ф. Палий. — М. : Инфра-М, 2003. — 456 с.

8. Слободняк И. А. Использование принципов МСФО в качестве методологии формирования учетно-ана-литической информации внутренней бухгалтерской управленческой отчетности / И. А. Слободняк // Международный бухгалтерский учет. — 20011. — № 3. —С. 16-27.

9. Слободняк И. А. Почему международные стандарты тяжело внедряются в практику / И. А. Слободняк // Финансовый вестник. — 2012. — № 3. — С. 21-26.

10. Сорокина Е. М. Проблемы перехода на Международные стандарты финансовой отчетности / Е. М. Сорокина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 27 (177). — С. 2-6.

11. Суворов А. В. Международные стандарты финансовой отчетности и совершенствование системы хозяйственного управления / А. В. Суворов // Международный бухгалтерский учет. — 2007. — № 3. — С. 14-19.

12. Сухарев И. Р. Недостатки МСФО: определение запасов / И. Р. Сухарев, О. А. Сухарева // Учет, анализ, аудит. — 2015. — № 6. — С. 11-16.

13. Сухарев И. Р. Препятствия в законодательстве Российской Федерации для создания нормативной базы применения Международных стандартов при составлении отчетности российскими организациями / И. Р. Сухарев, О. А. Сухарева // Международный бухгалтерский учет. — 2007. — № 1-12. — С. 7-18.

14. Цигельник М. А. Нормы российского бухгалтерского учета и международные стандарты: анализ отличий / М. А. Цигельник // Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2004. — № 2. — С. 42-49 ; № 3. — С. 38-46 ; № 4. — С. 16-25.

REFERENCES

1. Kaspina R. G. Model of the global generally accepted accounting principles. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2004, no. 4 (142), pp. 72-77. (In Russian).

2. Kovalev V. V. Standardization of the business accounting: international aspect. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 1997, no. 11, pp. 29-33. (In Russian).

3. Solov'eva O. V. What is GAAP? Bukhgalterskii uchet = Accounting, 1997, no. 5, pp. 72-79. (In Russian).

4. Get'man V. G. Accomplishments and reserves in reforming business accounting in Russia based on IFRS. Mezh-dunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2009, no. 3, pp. 4-15. (In Russian).

5. Polenova S. N. International Financial Reporting Standards: establishment and structural characteristics. Mezh-dunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2005, no. 10, pp. 42-50. (In Russian).

6. Polenova S. N. Institutsional'naya model' regulirovaniya bukhgalterskogo ucheta i otchetnosti v Rossii [Institutional model for the accounting and reporting regulation in Russia]. Moscow, Dashkov i К° Publ., 2012. 318 p.

7. Palii V. F. Mezhdunarodnye standarty finansovoi otchetnosti [International Financial Reporting Standards]. Moscow, Infra-M Publ., 2003. 456 p.

8. Slobodnyak I. A. Using the IFRS principles to form accounting and analytical information on internal management reports. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 3, pp. 16-27. (In Russian).

9. Slobodnyak I. A. Why international standards are so difficult to implement. Finansovyy vestnik = Bulletin of Finance, 2012, no. 3, pp. 21-26. (In Russian).

10. Sorokina E. M. Issues of transition to International Financial Reporting Standards. Mezhdunarodnyi bukh-galterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 27 (177), pp. 2-6. (In Russian).

11. Suvorov A. V. International Financial Reporting Standards and improvement of the public management system. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2007, no. 3, pp. 14-19. (In Russian).

12. Sukharev I. R., Sukhareva O. A. Gaps in IFRS: definition of stocks. Uchet, analiz, audit = Accounting. Analysis. Auditing, 2015, no. 6, pp. 11-16. (In Russian).

13. Sukharev I. R., Sukhareva O. A. Gaps in Russian legislation that hamper establishment of the regulatory framework for applying International Standards in accounting reports of the Russian organizations. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2007, no. 1-12, pp. 7-18. (In Russian).

14. Tsigel'nik M. A. Russian accounting norms and international standards: analysis of differences. Finansovye i bukhgalterskie konsul'tatsii = Financial and Accounting Consult, 2004, no. 2, pp. 42-49 ; no. 3, pp. 38-46 ; no. 4, pp. 16-25. (In Russian).

Информация об авторе

Сорокина Елена Михайловна — доктор экономических наук, профессор, декан факультета информатики, учета и сервиса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Author

Elena M. Sorokina — Doctor habil. (Economics), Professor, Dean of the Department of Computer Science, Accounting and Service, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Библиографическое описание статьи

Сорокина Е. М. Возможности и проблемы применения Международных стандартов финансовой отчетности в России / Е. М. Сорокина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 3. — С. 469-477. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(3).469-477.

Reference to article

Sorokina E. M. Opportunities and challenges for implementation of International Financial Reporting Standards in Russia. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 3, pp. 469-477. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).469-477. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.