СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 338.24:53.04
ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ТЕМПОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Л. В.Душнн
В статье рассмотрены возможности использования минерально-сырьевого потенциала страны и репк»-Ю8 для уменьшения негативного влияния мировою экономического кризиса. Произведен ситуационный ишип нл макро- и мнкроуровнях. Определены возможные направления совершснствовшшя государствсн-юй политики в области регулирования воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Ключевые с.юва'. минерально-сырьевой потештал. мировой экономический кризис, шеуларствеиное регулирование воспроизводства минерально-сырьевой базы, государственная мннсрллыю-сырьсвая «шитика
[п the article some opportunities are considered с f using of mineral-raw materials potential of the counoy mil regions for decreasing of negative influence of the world economic ensis. Situational analysts at macro* <nd micn> levels has been made. Possible directions of the state policy improvement in the sphere of regulation of reproduction of mineral-raw materials base are determined
Kuv wordr. mineral raw materials potential, woild economic crisis, state regulation of reproduction of -171 era! raw-materials base, state mineral raw materials policy.
Задача государства заключается в минимизации негативного влияния экономического кризиса на экономику страны н регионов. В этом плане минерально-сырьевой потенциал заступает в роли средства (как источник дополнительных возможностей и конкурентных преимуществ) и объекта государственного регулирования. Возможности и проблемы использования минерально-сырьевого потенциала (МСП) следует рассмотреть с двух позиции: МСП - самостоятельная отрасль национальной экономической системы н МСП - часть национального промышленного потенциала а составе минерально-сырьевого ■ими леке а. при этом выделив отдельно макро-к микроуровни.
С позиции экономической науки минерально-сырьевой потенциал представляет интерес как часть т. н. природного капитала. С точки зре-няя экономического роста увеличение этой час-
ти капитала определяется востребованностью МСБ со стороны промышленных предприятия Полому рассмотрение МСП как самостоятельной отрасли заставляет нас обратиться, н первую очередь, к проблеме воспроизведет МСБ (т. с. в том числе возможность сохранения нлн наращивания темпов роста МС'К н конкурентоспособности отечественной МСБ), в которой значительное место занимает вопрос о целевой направленности государственной политики.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ свою политику в области природопользования до кризиса ориентировало на достижение следующих стратегических целей:
• создание условий ;щя повышения эффективности использования природных ресурсов;
• обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов;
• повышение уронил заашнценпостн природной среды и человека от негативных природных явлений п антропогенного ноздейстния.
Исполнительной властью (МОР> перс-осознпвалась важность повышения эффективности использования природных ресурсов. Эта ИСЛЬ приобретала первостепенное значение для государственной политики до кризиса. Однако но фактическим жиратам эту цель е натяжкой можно назвать приоритетной. Длз повышения эффективности использования минеральных ресурсов в 2008 г. потрачено всего менее 8 % от направляемых на эти цели средств (90 % направлено на повышение эффективности использования лесов) 1.
Показатели развита геологоразведочной отрасли 1а последние четыре гола характеризовались устойчивой положительной динамикой. Согласно приведенным в статье (I ] данным, Миннсгерс1во природных ресурсов и экологии РФ увеличило расходы па воспроизводство природных ресурсов с 7,8 млрд руб. в 2003 г до 14 млрд руб. в2005-м и до 27 млрл руб. - в 2008-м. Однако разразившийся кризис внес свои коррективы. Как признал заместитель министра природных ресурсов н »колоти РФ С. П. Донской 24 июня 2009 г. п ходе ^ирави-тсльстветюго часа» в Госдуме: «В 2009 г. мы вошли с целым рядом проблем, вызванных, а первую очередь, негативным влиянием мирового финансового кризиса на отрасль. Снижение темпов геологического изучения в текущем периоде скажется на последующем обеспечении экономики страны «пасами полезных ископаемых». В связи с этим Министерство природных ресурсов и экологии РФ предлагает и уже реализует ряд мер дня минимизации воздействий мирового финансового кршнеа:
• повышение иривискательносги объектов, выставляемых на торги, при предоставлении прав пшшзования недрами, в частности, путем объединения участков недр в единые лоты с целью обеспечения создания обшей инфраструктуры и снижения издержек освоения;
• дальнейшее снижение фискальной нагрузки на отрасль при освоении и изучении грулнодостуиных территорий;
• таился предложения о вычегах затрат на успешные геологоразведочные работы т сумм подлежащего у штате налога на добычу
полезных ископаемых (НДПИ), что иозвошл повысить привлекательность геологоразведки;
• дальнейшее совершенствование законодатели:! ва о недрах с целью устранения правовой неопределенности и снижения административных барьеров;
• сохранение бюджетного фшюнсироваштя геологоразведочныхработ в 2010 - 7.013 го;их в объемах, предусмотренных Долгосрочной государственной программой геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2020 года. При том Минприроды России будег продолжать усиливать контроль за выполнением компаниями лицензионных обязательств и требований утвержденных проектных документов и способствовать повышению ответственности недропо/ ь-човятелей в случае их невыполнения.
Кроме того. Председатель Правительства РФ а конце 2008 г дал поручение Министерству природных ресурсов и экологии России <МПР) разработать и представить к шохю 2009 г. проект стратегии развития геологоразведочной отрасли на период до 2020 г
В общем программа действий министерства не вызывает резкой крт икн, при эгом ее также нельзя назвать амбициозной. В этой связи акцентируем внимание на наиболее важных, на наш взгляд, аспектах государственной политики в области воспрончиодетнн МГП Во-первых, развитие МСГ1 является условием или гарантией движения России, юн; по инерционному, так и но ниновапиошюму пути развита я, независимо ог фазы экономического цикла. Во-вторых. обеспечение ритмичности воспроизводства МСБ является не только заботой о будущих поколениях, но и гарантией выполнения уже заключенных Контрактов. В-третьих, региональное геологическое изучение недр России и се континентального шельфа является необходимым, обязательным и важнейшим элементом в системе формирования и использования минерально-сырьевой базы страны и обеспечения ее геополитических интересов Базовая геологическая информация, формируемая при региональном геологическом изучении недр, определяет качест во и эффективность мероприятий государства, бизнеса и науки по воспроизводству МСБ и повышение обороноспособности страны, по формированию и отстаиванию ее геополитического прост-
ранстиа. по развитии» фундаментальных л прикладных научных исследований о недрах Земли, по прогнозу, контролю н предотвращению не! ативпых геологических процессов. Поэтому Министерству природных рссурсоп псьюходимо сохранить выработанные в последние голы позитивные генденцип рашизн* МСП РФ. стать гарантом в обеспечении полноты и целостности воспроизводственных процессов.
В социально-экономическом отношении различные административные состанляюшн: РФ развиты неоднородно и имею! различную специализацию. что накладывает определенный отпечаток па возможности дальнейшего использования минерально-сырьевого потенциала ы каждом регионе. Можно ныделнт» более освоенную в инфраструктурном плане западную часть (Южный, Центральный и Северо-Западный ФО). специализирующуюся на торговле, сфере услуг, агропромышленном комплексе, в которой сконцентрированы основные трудовые ресурсы; центральную (Приволжский и Уральский ФО). в которой сосредоточена большая часть промышленного потенциала (в первую очередь, предприятия металлургии и машиностроения), н том числе по добыче, переработке и транспортировке углеводородного сырья, и восточную (Сибирский и Дальневосточный ФО) наименее освоенную в инфраструктурном плане и а то же время
обладающую значительным прнродно-рссурс-ным потенциалом. В этой связи в использовании минерально-сырьевого потенциала РФ можно выделить несколько наиболее значимы? аспектов, которые предстаилены ниже.
• Минерально-сырьевая база (МСБ) центральной промышленной части не покрывает перспективные потребности и в значительной степени отработана, однако до сих пор располагав шачнтсльными обкомами разведанных запасов, находящимися в непосредственно»1 близости от объектов инфраструктуры »; потребителей. Первоочередное вовлечение нмешю этих объектов в хозяйственный oôopoi соответствует стратегии, выбранной Роснсдра разведка и отработка таких объектов, согдаснс их оценкам позволяет достичь наиболее эффективного использования средст в [I].
• Значительный минерально-сырьевой потенциал пионерных территорий РФ и морского шельфа.
• Недостаточная »соло! ическая изученность восточной части РФ. Многократный разрыв в геологической и геофизической цзу чей поста территорий центральной »• восточной частей. Совокупная геологическая изученность страны, отвечающая современным требованиям, не превышает 40 %. Около 20 '"о территории России остаются белым пятном на геологических картах среднего масштаба. Недостаточной является глубинная геолого-геофизическая изученность страны, которая служит основой для объемного геологического картирования и прироста ресурсного потеншгала территории и континентального шельфа Российской Федерации Остается низкой специальная изученность страны, не завершены государственные Гравиметрические съемки масштаба I ¿00000. Недостаточные объемы финансирования геологосъемочных работ ограничивают использование в их составе эффективных прогнозно-поисковых технологий и сдерживают формирование поискового задела на нераспределенном фонде недр. Общая региональная геологическая изученностьтерр1ГТории страны н ее континентального шельфа составляла около 34 %. Из-за старения геологической информации и отставания выполняемых исследований от современных требований происходило заметное ухудшение ее потребительских свойств. Имели место стагнация и ухудшение всех аспектов проведения региональных работ: но качеству и объемам работ, научному, кадровому, техническому и технологическому обеспечению, а также но нормативно-правовому обеспечению и сопровождению.
• Недостаток объектов для нонсково-оце-ночных работ на слаГкюсвоенных и территориях пионерного освоения. В результате катастрофического снижения финансирования геологического изучения недр в первой половшее 90-х в РФ была нарушена последовательность и ритмичность воспроизводственных процессов МСБ. В частности, в период 1994 -19^7 годов геологосъемочные работы на территории субъектов РФ или проводились в минимальных объемах, или вообще не осуществлялись.
• Сложившаяся система ценообразования и рас пределен и я госзаказа на ГРР снижает привлекательность последнего и приводит к
игпжу квалифицированных калров в частные компании. Уровень кадровой обеспеченности производства работ по репюнальному геологн-ческому изучению сосгавляст по отдельным репшиам России не более 13 % огапшюгнчной обеспеченности передовых зарубежных стран Дефицит квалифицированных геологов н системе Росиедр, РАН, н вузах, слабый приток молодых специалистов напрямую влияют на »ффектнвность работ, угрожают преемственности и будущему геологических наук в России.
• Для перспективных объектов в пионерных районах освоения даже без учета их экологической значимости выдвигаются более жесткие требования но качеству н количеству ожидаемых запасов. Так, например для медио-пннковых рул. согласно действующей отраслевой методике по оценке прогнозных ресурсов ЦНШ РМ, к пионерных районах освоен>1я минимальные гребовання составляют: содержание мели не менее 2 % и прогнозные ресурсы более I млн г (но металлу). Этим требованиям соответствуют только единицы перспективных объектов недропользования в неосвоенных ранойах. при условии оперативного подтверждения имеющихся геологических данных.
• Слабая инфраструктурная освоенность восточной части РФ.
Для решения указанных проблем мсобхо-димо выполнение следующих условий:
• Обеспечение эффективною воспроизводи ка МСБ r районах ее интенсивного освоения.
• Реализация »тфрас грукгурн ых проектов в районах нового освоения, для обеспечения принципов хотя бы простого воспроизводства МСБ.
• Преодоление разрыва в уровнях «еолого-п:офизичсской изученноеги между различными районами РФ.
В настоящее время рано говорить о возможностях полной замены объектов иедро-иоиьюъання истрапъной част»» перспективными иО'ьсмшш Giv'itpcsu/v и Дальнснос-Iочного ФО. В связи с этим необходимо интенсифицировать геологическое изучение недр э слобоизучснных неосвоенных районах, оараллелыю подготавливая проекты >ффек-гивнога освоения месторождений в относи-тельво развитых райопал. В этом плане особое
внимание необходимо скопцентрпроьшь па технологических аспектах освоения и возмож-ностягх реализации инфраструктурных проек-говиа неосвоенных террторнях, В настоящее время осуществляются изыскательские работы по проекту «Ура.1! промышленный — Урал Полярный». «Белкомур». реализация которых будет способствовать развитию МС'11 РФ и дальнейшему сто освоению. Однако в настоящее время сроки реализации этих проектов в связи с кризисом значительно корректируются.
В настоящее время не ожидается секвестрования программ гсолоптческого изучения недр, финансируемых ю федеральною бюджета. однако очевидно, что средства, выделяемые недропользователями на разведку, будут значительно сокращены. Большинство компаний. осуществляющих недропользование, свернули инвестиционную деятельность но воспроизводству МСБ. Так. программами нефтяных и газовых компаний на 2009 г. предусмотрено бурение 600-650 тыс. м поисковых и разведочных скважин, что в 2.3 рата меньше, чем в 2007 г. и в 10 риз меньше, чем 19*>0-м Такие объемы в нстирни СССР зафиксированы лишь в 1436 и 1447 гг. |4). Такт>е положение дестабилизирует отрасль и приводит j< очередному нарушению воспроизводственною процесса
Кроме того. МСП - это часть национального промышленного потенциала в составе минерально-сырьевого комплекса. Возможности использования МСП для снижения негативною влияния мирового экономическою кризиса существенно отличаются на макро- и мнкроуровиях. Исследуя их. фактически изучаем возможности антикризисной политики в этой отрасли промышленности. В этом плане текущую ситуацию на макроуровне глава Мишгромторта России В. Ь. Христенко охарактеризовал. «прежде всего, как кри тис спроса* Специфика минерально-сырьевою комплекса заключаете* v» том, что спрос ни ирипуют
в основе свое// промежуточный, и не конечный. Поэтому важно стимулировать спрос на продукцию МСК через поддержку отраслей-потребителей. Гак. например, нормальная работа машиностроительных отраслей обеспечивает более 20 % заказов отечественно:« металлургии, строительная отрасль потреб-
амс! порядка 30 % металлургической продукции Стимулирование спроса этих отраслей халяеэся лля Министерства промышленности и энергетики Российской Фсдерапин нрнорите-том, реализовать который планируется в то* числе с помошью размещения государственного заказа, принятые решения позволят обновить не менее 12 % автопарка федеральных госструктур, существенно улучшить нар» муниципальной техники.
Необходимо привлекал, ресурсы в та» называемый «реальный сектор» экономики. I (есмогря на то что лля собственника невозоб-новляемых ресурсов одинаково эффективным может быть наряду с реализацией ресурса сохранение его в резерве, просто конссрващо ресурса дли России на современном -лапе не лучший выбор но причине высокой степени зависимости от функционирования минерально-сырьевого комплекса (МСК). К;и< было показано в работах [2. 3. 7. 11 ], интенсивное развитие МСК при условии развития смежных, в первую очередь наукоемких, отраслей может был. базисом для строительства устойчивой, эффективной экономики или а структурной перестройки.
Возможные варианты нспользованш; национального МСП для погашения негативного влияния мирового экономического кризиса кроются в причинах, породивших этот кризис. В качестве причин таковых исследователи называют исчерпание потенциала прежних ИСТОЧНИКОВ рОСП МИрОВОЙ -1КОНОМНКИ, п
■пом плане следующими такими источниками могут стать:
• значительный технологически»! прорыв, связанный с появлением и развитием ноногг технологического уклада;
• повышение уровня жизни развивающихся стран, прежде всего России, Индии. Китая и части стран Лапшской Америки.
Причину Нынешнего мирового экономического кризиса С. 10. Глазьев видит в исчерпании традиционных путей развитии экономит ведущих стран мира в долгосрочной перспективе. В споем докладе на проходившей * ноябре 2008 г. в Москве 11-й Международной конференции «Российский рынок черных металлов 2008» С. ГО. Глазьев отметил: «Та струюура спроса, которая позволила нашим металлургам лольноуспсшно работать па рын-
ке. конечно же. измелится». Новый технологический уклад менее матернолоемкий. чем нынешний, намного более »ффеьтивеи с точки зрения потребления энергии и металла. На донный момент необходим переход к новому технологическому усладу Эти процессы в мировой истории сопровождались «финансовыми пузырями», '(финансовой турбулентностью» и «финансовым кризисом». Эти всплески это признаки перехода к новым технологическим процессам н экономике. Очень важно к ттог момент иметь долгосрочное видение и понимать, куда двинется экономика ведущих стран мира.
Государственная антикризисная политика должна учитывать реальные преимуществ России, иключаюшне сырьевой, географический. территориальный; экологический и промышленный факторы. Кроме того, важно понимать, что Россия не только мировой производится и экспортер природно-ресурсной продукции, но и крупный ее потребитель, В настоящее время Россия по-прежнему значительно отстает от основных нромышленмо развитых стран по уровню душевого потребления металлопродукции из черных металлов в 2-4 раза (154 кг/чел к 350-550 кг/чел в год) (6]. потребление меди в расчете на одного человека не превышает 1.5-2 Кг. тогда как » развитых странах этот показатель составляет 7-8 кг. Поэтому у МСК РФ еегь значительные резервы для роста отечественного рынка.
В 60-х годах прошлого столетня группа ученых под руководством Д. Л. Медовса статистически выявила взаимосвязь между ростом энергопотребления н экономическим ростом в различных странах. На важность этой взаимосвязи в 1975 году обращал внимание лауреат 11обелевской премии академик П. Л. Капица: чРхлн люди будут лишаться энергетических ресурсов, их благосостояние будет палаты). Для России с ее суровым климатом и исключительно большими пространствами увеличение энергопотребления на душу населения, при одновременном росте его эффективности необходимое условие наращивания ВВП.
Идущие процессы глобализации ставят перед Россией стратегическую задачу становление одним из полицентричсскнх образований мировой экономики, Это определяет обьсктнинос1ь формирования транспортных
коридоров по территории страны во взаимосвязи (в пространство и во времени) с развитием региональных производительных сил и инфраструктуры Регионы, в свою очерель. как нолниенгрическис. но иерархически нижние структурные (торой уровень) образования в стране, должны быть ориентированы, прежде всего, на национальный внутренний рынок, обеспечивая тем самым самосохранение социально-экономической системы, повышение или развитие се гомсосгаза (в тохт числе та счет повышения энергетической. экономя-чсской и сырьевой безопасное гей) (5).
Па микроуровне возможности использования минерально-сырьевого потенциала для умегп.шения негативного влияния мирового экономического кризиса увязываются с антикризисными программами предприятии МСК. которые в большинстве своем включают следующие пуикш 18-10):
• сокращение затрат, при сохранении нли повышении качества продукции;
• повышение ликвидности;
• максимальное сохранение |рудового коллектива и производственного потенцналп компании;
• максимальное увеличение степени обра-бот ки продукции в соответствии с изменениями в структуре внутреннего спроса и стратегическими целями.
Первый пун к г реализуется за счет модернизации производства, снижения расходов материально-технических и трудовых ресурсов на основе выявлении и использования внутренних резервов, оптимизации структуры товарной металлоггродукини. снижения цен на сырьевые ресурсы, вспомогательные материалы и танасныс части, услуги; совершенствования системы расчетов как внутри предприятия или группы предприятий, гак и во взаимоотношениях со сторонними контрагентами. переработки отходов производства и использования вторичных ресурсов, увеличения добычи и потребления собственного сырья; снижения удельного расхода сырьевых ресурсов: максимального использования запасов сырья, материалов, (опасных частей. Г:ще одна мера это сокращение оборотного капитала и инвестиций, а также невыплата дивидендов. Кроме 101 о, улучшим, финансовое положение предггриктия МСК могут за
счет избавления от непрофильных активов. Нгмаловажиым фактором устойчивости ком-ишни в период кризисных процессов в мщювеп экономике является ее вертнкадьно-ингегрнро-вашан структура.
Таким образом, на микроуровне приоритетные направления антикризисной политики по повышению эффективности использования минеральных ресурсов возможно реализовать за счет таких мероприятий, как:
• широкое внедрение малолюдных и малоотходных технологии на уровне добычи минерального сырья:
• экономия сырья и энергии:
• использование вторичных ресурсов на уровне переработки сырья;
• стимулирование производства продукции глубокого передела и высокой добавленной стоимости;
• использование собственной минерально-сырьевой базы.
В заключение можно констатировать, что региональный, как и национальный, минерально-сырьевой потенциал в условиях кризиса сохра-г«ет свою ропь гаранта социально-экономического развития, обеспечивая за счет деятельности предприятий МСК значительную часть ВВП и экспорта. В го же время высокая ориентация отрасли на внешние рынки ставит се развитие в зависимость от мировой конъюнктуры и. прежде всего, от баланса спроса и предложения на соответствующем рынке. "Это положение стало следствием продолжающегося структурного кризиса российской экономики, уходящего корнями в период еще социалистических принципов хозяйствования. В го же время анализ исторических фактов 12,3,111 свидетельствует о значимости минерально-сырьевою сектора для экономического роста, развитие минерально-сырьевого комплекса способно стать моншым трамплином для выхода на качественно новый уровень развития национальной эмэномшш, при условии параллетьпою или опережающего развития смежных, прежде всею наукоемких, отраслей. Одним из приоритетом развития национального и регионального МСК должно стагь удовлетворение внутреннего спроса, при »том актуализируются вон-|ян.'ы повышения «инкурешиспосиОнисш наци-овального производства. Решение этой ироблс-
мы сводится к решению более конкретных задач, таких, как: обеспечение демографнчес-кого роста, инфраструктурного развития территории страны, шерплической обеспеченное т. развития жилищного рынка. При этом политика стимулирования производства продукции глубокого передела и высокой добавленной стоимости должна учитывать необходимость привлечения наииопальных ресурсов и исполнителей на каждой стадии технологической цепочки. Необходимо дать региональным властям большую свободу и полномочия в проведении региональной ноли-гики недропользования, а также возродить практику «двух ключей» на качественно новом уровне.
ЬИБЛИОГТАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
\.ВсрсуснааЛ. И. Сотюна Т.В.. Ф%ч)<>{чт('. И Бюлжстос обеспечение цепей к задач государства а области недропользования II Минеральные ресурсы России Экономика и упршшемне 2006. Л. С. 24-28.
2.Дниин А. В. Игнатыкл /. А. Обосиомачис государственная) регутигроияним нслроиальтова-вия // Государственное регулиропаиис >1 стратсги-ческое партнерство в горно-металлургическом
комплексе: мат-лы международной иаучно-технн-ческой конференции (23 иирелд 2009 г). Екятершн бург: Институт экономики УрО РАН. 2009. С. 112-118.
Ъ.Долы) П.. Райт Г Эффект рост отдачи и гс-незКС изобилия ресурсов и Америке /,' Экономическая история: Ежа ОД) снк. 2000 М. Р» XXI ПН. 2001 CW9-6S5
4. ОрлоиВ. П. К вопросу о долгосрочной стратегии развития геологической службы страны У Минеральные ресурсы России. Экономика» упрат-. тсние. 2009. № 2. С. 3-5.
5. ТчшкоьН. Jtí. Pecypcíiax база Приполярного и Полярного Урала н процессах итетраиин сопиашли»-зкономических систем И Пути рсали.ации нефтс-гачоиотоно1сипивла ХМАО. Г.3.(восьмаянаучно-практическая южфсрсниия)/иодрсл В И. Карасекц О. П. Федорова Ханпд-Мансийск, 20О5 С. 175-181.
6. Экономическая оценки железорудное б¡ИУ Урала / В. !1 Ьелясв [и др 1.1Ipcnpmn. Екатеринбург" Иисппуг экономики У[Ю РАН. 2004.85 с.
7. Clark (J The Secret History of «he Industrial Revolution http://dclong-typcpad,com/cgrct;ious modcnrioii/2008/U3/grcg-clark-ihe.html
10.
1 Wright G. The Origins of Ашепсли Industrial Succvss, 1879-l^lO//Amcnaui Economic Rc\iew. Vol 80.1990. September P. 655-660.
УДК 504.06
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
J1. А. Мочал о в»
11|и»мыишежшс иредпрняз на окззыншт лш'и тепинос возлействис на окружающую срелу. что порождает я условия* современного техногснсза. высокой экологической требовательности потребителей, дасгпи-иости госуларствепиых менпролируюших opi-анои -i сознательности общественности большое количество разнообразных »«»логических рисков С целью и задержания своей устойчивости .тайные преднрият.т должны мнилипцювать эколйпгоеские риски и ретрэбатымгьссютвлствутошнсатирискоиые мероприятия
Ключевые слона1. эвсеюгичеекие риски, эюяганческий риск-меиелжметгг. экологический ушерб
Industrial enterprises affect greatly onto the environment In conditions ot modern tcehnogcncsis, high ecological requirements of consumers, activity of stele controlling bodies and consciousness of community, it results in a great amount of ecological risks. The givsn enterprises must analyze ccologieal risks and devclnp proper ami-risk measures to maintain their stability.
Key YkvrJs. ecological risks, ecological management, ecological damage.