Научная статья на тему 'Возможности и перспективы становления общества знания в эпоху глобализации'

Возможности и перспективы становления общества знания в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
267
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ивченкова М. С., Багирова К. Э.

В статье представлен обзор основных подходов и концепций глобализации, который подводит нас к пониманию, что общество знания может возникнуть и развиваться только в глобальном и информационном обществе. Концепция общества знания позволяет осознать невозможность глобализации без развития информационно-коммуникативных, сетевых технологий. Верно и обратное. Таким образом, становление общества знания и глобализация это взаимодополняемые элементы. Рассуждая о взаимосвязи глобализации и общества знания, необходимо учитывать рост значимости не только научного, но и обыденного знания, а также фиксировать возможные риски, связанные с глобализацией и развитием науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы становления общества знания в эпоху глобализации»

УДК 316.324.8

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

М. С. Ивченкова, К. Э. Багирова

Ивченкова Мария Сергеевна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (ФНИСЦ РАН), Москва, [email protected]

Багирова Карина Эдуардовна, преподаватель кафедры английского языка, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, [email protected]

В статье представлен обзор основных подходов и концепций глобализации, который подводит нас к пониманию, что общество знания может возникнуть и развиваться только в глобальном и информационном обществе. Концепция общества знания позволяет осознать невозможность глобализации без развития информационно-коммуникативных, сетевых технологий. Верно и обратное. Таким образом, становление общества знания и глобализация - это взаимодополняемые элементы. Рассуждая о взаимосвязи глобализации и общества знания, необходимо учитывать рост значимости не только научного, но и обыденного знания, а также фиксировать возможные риски, связанные с глобализацией и развитием науки.

Ключевые слова: глобализация, общество знания, глобальное общество знания, новые политические практики.

Opportunities and Prospects for the Knowledge Society Development in the Era of Globalization

M. S. Ivchenkova, K. E. Bagirova

Maria S. Ivchenkova, ORCID 0000-0002-9297-814X, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (FCTAS RAS), 24/35, Bld. 5, Krzhizhanovskogo Str., Moscow, 117218, Russia, [email protected]

Karina E. Bagirova, ORCID 0000-0002-2861-6689, MGIMO-University, 76, Vernadskogo Ave., Moscow, 119454, Russia, [email protected]

The article covers an overview of the main approaches and concepts of globalization, that giving an understanding of development the knowledge society only in the global and information society. The concept of the knowledge society makes it possible to realize the impossibility of globalization without the development of information, communication and network technologies. The opposite is also true. Thus, the knowledge society development and globalization are becoming complementary elements. Arguing about the relationship between globalization and the knowledge society it is necessary to consider the growing importance of not only scientific but also ordinary knowledge, and also to fix the possible risks associated with globalization and the development of science. Key words: globalization, knowledge society, global knowledge society, new politic practices.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2018-18-1 -27-29

В науке понятие «глобализация» получило широкое использование лишь в 1980-х гг. Первые исследования были основаны на экономическом аспекте, таким образом, сделав экономистов пионерами среди теоретиков глобализации.

Анализируя экономическую глобализацию, экономисты исследовали интеграцию рынков, становление транснациональных корпораций и международную торговлю, трудовую миграцию и т.д. С точки зрения экономической теории, глобализация - наивысшая ступень международной экономической интеграции, когда суммарный объем международных рынков в стоимостном выражении превышает объемы национальных рынков и межрегиональный, внутриблоковый обмен. Экономическая глобализация включает создание зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. С экономической глобализацией также сопряжен феномен информатизации экономики, ключевыми категориями которой выступают «информация», «знание» и «информационные технологии».

Позже к исследованиям экономистов подключились теоретики международных отношений, которые стали рассматривать глобализацию как транснационализацию (Дж. С. Най, Р. О. Кео-хейн, Р. Н. Купер, Л. Кроз, Дж. Н. Розенау1 и др.). Транснационализацию рассматривали как утрату государствами монопольного положения субъекта международных отношений - в результате вызова, который государственному суверенитету бросали транснациональные корпорации, международные организации, неправительственные организации, крупные финансовые центры.

Вслед за концепциями транснационализации появляются теории культурной глобализации и глобальной культуры (П. Бергер, Дж. Рит-цер, С. Хантингтон, Р. Робертсон2 и др.). Здесь глобализация рассматривается как процесс взаимопроникновения культур, превращение мира в единое социокультурное и коммуникативное поле, как процесс столкновения различных культур и цивилизаций, как вестернизацию и «мак-донализацию».

Концепции культурной глобализации можно разделить на два направления. В рамках первого подхода глобальная культура рассматривается в качестве гетерогенного образования, складывающегося на основе взаимодополнения и смешения различных культур вследствие естественного исторического развития. К данному направлению можно отнести работы Р. Робертсона3 с введенным им понятием «глокализации».

© Ивченкова М. С., Багирова К. Э., 2018

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 1

В рамках второго направления глобальная культура рассматривается в качестве гомогенного по западному образцу образования, подчиненного функционированию глобального рынка. Здесь глобализация трактуется как искусственно созданный идеологический конструкт, внедряемый при помощи СМИ и современных информационно-коммуникативных технологий.

Наиболее всестороннее изучение процесс глобализации получил в социологических теориях глобализации Э. Гидденса, У. Бека, З. Баумана, Дж. Нейсбита, Д. Хелда, Дж. Урри4. Необходимо отметить синтетический характер социологических подходов, согласно которым глобализация понималась шире «транснационализации», «интеграции», «столкновения культур». С точки зрения социологического подхода, понятие «глобализация» описывает не только процессы взаимодействия между, но и процессы изменения внутри наднациональных, национальных и локальных социальных единиц. Социологи рассматривают глобализацию не только как интеграцию, но и как сопротивление ей.

Э. Гидденс рассматривает глобализацию в качестве «радикализации модерна», необходимого последствия современности. Общество модерна отличается от традиционного общества целым рядом характеристик, но важнейшим изменением, связанным с модернизацией, выступает переход от социальных связей и солидарности на основе взаимодействия «лицом к лицу» к соответствующим связям и солидарности на основе опосредованных взаимодействий5. Наступление эпохи модерна разорвало пространство и время. Глобализация становится продолжением описанной тенденции к росту значимости растянутых социальных связей, которая становится возможной благодаря развитию современных информационно-коммуникативных технологий.

Глобализация представляет собой не один однонаправленный процесс, а сочетание целого комплекса взаимосвязанных, зачастую противоречивых процессов. Динамика развития задается и постоянной трансформацией социальных практик в зависимости от поступающей информации. В связи с последним темпы социальных изменений значительно ускоряются, становятся все менее предсказуемыми и поддающимися контролю. Многократное увеличение новых знаний о мире делает его все менее предсказуемым, развитие науки способствуют появлению новых рисков.

Осмысление рисков находит своею концептуализацию в работах У Бека, по мнению которого процесс превращения множества национально-государственных обществ Первого модерна в единое мировое общество риска Второго модерна следует называть не глобализацией, а «космополитизацией». Космополитизация представляет собой не только процесс усиления внешних взаимосвязей, но и внутренние изменения, космополитизацию изнутри (индивидуализацию).

Глобализация как диалектический процесс создания транснациональных связей и пространств, обесценивающий локальные и создающий смешанные культуры, - это не новое явление. На современном этапе глобализация становится следствием всепроникающего воздействия новых рисков и соответствующей всемирной солидарностью страха перед их лицом.

Глобализация изменяет общественное сознание и самоопределение каждого индивида в мире. У Бек определяет глобализацию в категориях не пространственно-временного измерения, а изменения общественного сознания, становления космополитического самосознания6.

Исторической особенностью современной глобализации является достигнутый уровень неустранимой «глобальности». Под «глобальностью» Бек понимает качественное увеличение космополитического самосознания, самовосприятия в рамках мирового общества. При этом под «мировым обществом» понимается «общность социальных отношений, которые не могут интегрироваться в национально-государственную политику или определяться ею»7. «Под глобализацией, таким образом, подразумевается и отсутствие всемирного государства. Точнее: наличие мирового общества без всемирного государства и без всемирного правительства. Речь идет о расширении глобально дезорганизованного капитализма»8.

У. Бек выделяет восемь причин, не позволяющих устранить глобальность: расширение пространства и экономическая глобализация; продолжающаяся информационная и коммуникационно-техническая революция; борьба за права человека; глобальная культура; постинтернациональная, полицентричная мировая политика; проблема глобального неравенства; экологические проблемы; транскультурные конфликты.

Обзор различных подходов и концепций глобализации подводит нас к пониманию, что общество знания может возникнуть и развиваться только в глобальном и информационном обществе, без единого глобального правительства, солидарность которого основывается на общем, если не научном, то обыденном знании и едином глобальном сознании.

Концепция общества знания позволяет осознать невозможность глобализации без развития информационно-коммуникативных, сетевых технологий. Верно и обратное. Развитие информационно-коммуникативных технологий невозможно без научно-технического прогресса, изучения и умножения знаний. Последнее невозможно без коммуникации, поскольку, в силу неисчерпаемого характера информации, коммуникация в широком смысле есть способ не только приумножения, но и существования знания. Наконец, какие бы то ни было ограничения коммуникации противоречат самой логике этого процесса. В итоге, познание и развитие информационных технологий способствуют гло-

28

Научный отдел

бализации. Глобализация, взаимосвязанность коммуникаций способствуют развитию информационных технологий. Таким образом, становление общества знания и глобализация - это взаимодополняемые элементы.

Говоря о взаимосвязи глобализации и общества знания, мы учитываем, во-первых, рост значимости не только научного, но и обыденного знания, а во-вторых, не только перспективы, но и возможные риски, связанные с глобализацией и развитием науки.

Общества прошлого можно рассматривать как прообразы или ранние формы «общества знания». Доказательством этого, по мнению Н. Штера, выступает тот факт, что господство и прежде «никогда не опиралось только на физическую силу - оно всегда предполагало превосходство в знании»9. Само поддержание господства, как и воспроизводство общества, требовало воспроизводства культуры, а следовательно, и воспроизводства знания. Так, расцвет отдельных цивилизаций был обусловлен их превосходством в знаниях и технологиях.

«Знание - универсальное свойство человека» 10. Коммуникация - это способ существования и приумножения знания и информации. Знание в трансформирующемся постиндустриальном обществе носит интерсубъективный характер, а субъектом познания и мышления выступает не индивид, а группа. Процессы глобализации усиливают коммуникативные связи людей благодаря развитию информационных технологий и, как следствие, с невиданной ранее скоростью распространяют как научное, так и обыденное знание. Эти взаимопроникающие процессы ведут к разрушению старых и выработке новых социальных форм сетевого характера. В силу высокой скорости умножения знания повышается интенсивность проникновения сетевых форм социального взаимодействия, что ведет к условности и текучести институциональных границ.

Важным вопросом для общества знания в эпоху глобализации становится контроль над умножением знания. Все этапы продуцирования и распределения знания как процесса функционирования социума столкнутся рано или поздно, с одной стороны, с проблемой обеспечения равного доступа к коммуникациям и технологиям, с другой - с проблемами информационной собственности, персонификации и приватности.

Поэтому наблюдение и контроль над знанием в глобальном обществе знания становится приоритетом и вектором новых политических практик, опирающихся на общечеловеческие ценности.

В основе новых политических практик, направленных на формирование и развитие общества знания, лежит стремление противостоять тенденции к диссипации через укрепление универсальных международных институциональных структур, с опорой на общие принципы и ценности, включая международное право, понятия о справедливости, равенстве и гуманизме.

Примечания

1 См.: Linkage Politics : Essays on Convergence ofNational and International Systems / ed. by J. Rosenau ; Princeton Center of International Studies. N. Y. : Free Press, 1969 ; Transnational Relations and World Politics / R. O. Keohane, J. S. (Jr) Nye (ed.). Cambridge, MA : Harvard Univ. Press, 1972 и др.

2 См.: Многоликая глобализация : культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М. : Аспект Пресс, 2004 ; Robertson R. Globalization : Social Theory and Global Cuture. L. : Sage Publications, 1992 ; Ритцер Д. Макдонализация общества. М. : Праксис, 2011 ;Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. : АСТ, 2003 и др.

3 См., например: Robertson R. Op. cit.

4 См.: ГидденсЭ. Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь. М. : Весь мир, 2004 ; Бек У. Что такое глобализация. М. : Прогресс-Традиция, 2001 ; Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М. : Весь мир, 2004 ; Нейсбит Д. Мегатрен-ды. М. : АСТ, 2003 ; Хелд Д. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. М. : Праксис, 2004 ; Урри Д. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия / пер. с англ. Д. Кралечкина. М. : ИД ВШЭ, 2012.

5 См.: Гидденс Э. Последствие современности. М. : Праксис, 2011.

6 См.: Бек У. Космополитическое мировоззрение. М. : Центр исследований постиндустриального общества, 2008.

7 Бек У. Что такое глобализация. С. 25.

8 Там же. С. 29.

9 Штер Н. Мир из знания / пер. с нем. А. Н. Малинкина // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 33.

10 Там же.

Образец для цитирования:

Ивченкова М. С., Багирова К. Э. Возможности и перспективы становления общества знания в эпоху глобализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 27-29. DOI: 10.18500/1818-96012018-18-1-27-29.

Cite this article as:

Ivchenkova M. S., Bagirova K. E. Opportunities and Prospects for the Knowledge Society Development in the Era of Globalization. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 1, рр. 27-29 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-96012018-18-1-27-29.

Социология 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.