Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЭКСПЕРТИЗА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Янов Юрий Константинович, Кривопалов Александр Александрович, Тузиков Николай Александрович, Шнайдер Наталья Алексеевна, Насырова Регина Фаритовна

В представленной лекции для врачей-оториноларингологов обсуждаются проблемы оценки качества специализированной оториноларингологической помощи, которые входят в сферу интересов не только оториноларингологов, но и смежных специалистов, в том числе далеких от медицины, таких как правоведение, экономика, социология, психология, менеджмент. С связи с этим актуальность междисциплинарного подхода к вопросам экспертизы качества специализированной оториноларингологической помощи и поиску новых путей и автоматизированных систем экспертной оценки, имеющих универсальный характер, не представляет сомнений. В лекции разобраны понятия и дефиниции ошибки и дефекта в оказании специализированной оториноларингологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Янов Юрий Константинович, Кривопалов Александр Александрович, Тузиков Николай Александрович, Шнайдер Наталья Алексеевна, Насырова Регина Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES AND PROSPECTS OF THE USE OF AUTOMATED TECHNIQUES OF MEDICAL CARE QUALITY ASSESSMENT IN OTORHINOLARYNGOLOGY

The presented lecture for otorhinolaryngologists discusses the problems of assessment of the quality of specialized otorhinolaryngological care, which are within the scope of both otorhinolaryngologists and the specialists of interfacing professions, including those not related to medicine, such as law, economy, sociology, psychology, management. Therefore, the relevance of an interdisciplinary approach to the issues of assessment of the quality of specialized otorhinolaryngological care and the search for new ways and multipurpose automated assessment techniques is undoubtable. The lecture considers the concepts and definitions of error and defects in providing specialized otorhinolaryngological care. The authors discuss the possibilities of the use of automated techniques of medical care quality assessment and all the aspects of its clinical application. The article provides the main definitions and classifications, the methods of statistic management of the process quality, discussing the calculation of risks and other quantitative characteristics of specialized otorhinolaryngological care quality based on such methods. The lecture assesses the applicability of the automated system for assessment of ENT diseases treatment, including life-threatening ENT-associated intracranial complications and neuropsychiatric disorders that call for an interdisciplinary approach to their prevention and treatment.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ»

УДК 614.2:616.21 https://doi.org/ 10.18692/1810-4800-2019-2-85-94

Возможности и перспективы применения автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи в оториноларингологии

Ю. К. Янов1, А. А. Кривопалов1, Н. А. Тузиков2, Н. А. Шнайдер3, Р. Ф. Насырова3, А. Ю. Щербук4, Ю. А. Щербук4, З. Н. Шарданов5, С. А. Артюшкин5

1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Минздрава России, Санкт-Петербург, 190013, Россия

(Директор - засл. врач РФ, академик РАН, проф. Ю. К. Янов)

2 Клиническая инфекционная больница им. С. П. Боткина (Главный врач - проф. А. А. Яковлев), Санкт-Петербург, 191167, Россия

3 Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева Минздрава России

(Директор - проф. Н. Г. Незнанов), Санкт-Петербург, 192019, Россия

4 Санкт-Петербургский государственный университет (Ректор - проф. Н. М. Кропачев), Санкт-Петербург, 199034, Россия

5 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова Минздрава России (Ректор - докт. мед. наук С. А. Сайганов),

Санкт-Петербург, 191015, Россия

The possibilities and prospects of the use of automated techniques of medical care quality assessment in otorhinolaryngology

Yu. K. Yanov1, A. A. Krivopalov1, N. A. Tuzikov2, N. A. Shnaider3, R. F. Nasyrova3, A. Yu. Shcherbuk4, Yu. A. Shcherbuk4, Z. N. Shardanov5, S. A. Artyushkin5

1 Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech

the Ministry of Healthcare of the Russia, Saint Petersburg, 190013, Russia

2 Botkin Infectious Diseases Hospital, Saint Petersburg, 191167, Russia

3 Bekhterev National Medical Research Center of Psychiatry and Neurology, Saint Petersburg, 192019, Russia

4 Saint-Petersburg State University, Saint Petersburg, 199034, Russia

5 Mechnikov Northwest State Medical University Ministry of Healthcare of the Russia, Saint Petersburg, 191015, Russia

О

В представленной лекции для врачей-оториноларингологов обсуждаются проблемы оценки качества 8

специализированной оториноларингологической помощи, которые входят в сферу интересов не только оториноларингологов, но и смежных специалистов, в том числе далеких от медицины, таких как д1 правоведение, экономика, социология, психология, менеджмент. С связи с этим актуальность междис- я

О 8

циплинарного подхода к вопросам экспертизы качества специализированной оториноларингологиче-ской помощи и поиску новых путей и автоматизированных систем экспертной оценки, имеющих универсальный характер, не представляет сомнений. В лекции разобраны понятия и дефиниции ошибки и § дефекта в оказании специализированной оториноларингологической помощи. Обсуждаются возмож-

ö f

-----------------------------------------------------------y

© Коллектив авторов, 2019 g 2019;18;2(99) 85

ности использования автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи и все аспекты ее клинического применения. Приведены основные определения и классификации, методы статистического управления качеством процессов, обсуждается расчет на их основе показателей риска и других количественных характеристик качества специализированной оториноларингологической помощи. В лекции оценивается применимость автоматизированной системы при оценке случаев лечения заболеваний ЛОР-органов, в том числе с угрожающими жизни пациента ЛОР-ассоциированными внутричерепными осложнениями и психоневрологическими расстройствами, требующими междисциплинарного подхода к их профилактике и лечению.

Ключевые слова: оториноларингология, специализированная медицинская помощь, экспертиза, оценка качества медицинской помощи, автоматизированная технология.

Для цитирования: Янов Ю. К., Кривопалов А. А., Тузиков Н. А., Шнайдер Н. А., Насырова Р. Ф., Щербук А. Ю., Щербук Ю. А., Шарданов З. Н., Артюшкин С. А. Возможности и перспективы применения автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи в оториноларингологии. Российская оториноларингология. 2019;18(2):85-94. https://doi.org/ 10.18692/1810-4800-2019-2-85-94

The presented lecture for otorhinolaryngologists discusses the problems of assessment of the quality of specialized otorhinolaryngological care, which are within the scope of both otorhinolaryngologists and the specialists of interfacing professions, including those not related to medicine, such as law, economy, sociology, psychology, management. Therefore, the relevance of an interdisciplinary approach to the issues of assessment of the quality of specialized otorhinolaryngological care and the search for new ways and multipurpose automated assessment techniques is undoubtable. The lecture considers the concepts and definitions of error and defects in providing specialized otorhinolaryngological care. The authors discuss the possibilities of the use of automated techniques of medical care quality assessment and all the aspects of its clinical application. The article provides the main definitions and classifications, the methods of statistic management of the process quality, discussing the calculation of risks and other quantitative characteristics of specialized otorhinolaryngological care quality based on such methods. The lecture assesses the applicability of the automated system for assessment of ENT diseases treatment, including life-threatening ENT-associated intracranial complications and neuropsychiatric disorders that call for an interdisciplinary approach to their prevention and treatment.

Keywords: otorhinolaryngology, specialized medical care, assessment, medical care quality assessment, automated technology.

For citation: Yanov Yu. K., Krivopalov A. A., Tuzikov N. A., Shnaider N. A., Nasyrova R. F., Shcherbuk A. Yu., Shcherbuk Yu. A., Shardanov Z. N., Artyushkin S. A. The possibilities and prospects of the use of automated techniques of medical care quality assessment in otorhinolaryngology. Rossiiskaya otorinolaringologiya. 2019;18(2):85-94. https://doi.org/ 10.18692/1810-4800-2019-2-85-94

Введение

Специализированная оториноларингологи-ческая помощь - это профилактика, диагностика, лечение заболеваний и (или) состояний уха, горла, носа, реабилитация пациентов (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2012 г. № 905н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология») [1]. Оказание специализированной оторинола-а рингологической помощи распространяется на все регламентированные Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ф3 (ред. от 03.08.2018 г.) «Об ^ основах охраны здоровья граждан в Российской ^ Федерации» условия, формы и виды медицин-^ ской помощи [2]. Порядок оказания специализи-'С рованной оториноларингологической помощи и о Профессиональный стандарт врача-оториноларин-^ голога (Приказ Министерства труда и социальной ^ защиты Российской Федерации от 04.08.2017 г.

№ 612н «Об утверждении профессионального стайер дарта «врач-оториноларинголог») [1, 3] определяют

этапность оказания специализированной оторино-ларингологической помощи, маршрут пациента от момента обращения к медицинскому специалисту как вне, так и в условиях лечебно-профилактического учреждения до проведения реабилитационных мероприятий, диспансерного наблюдения и реабилитации инвалидов [4].

Однако существуют проблемы оценки качества специализированной оториноларинголо-гической помощи, нарушения преемственности между медицинскими специалистами, лечебно-профилактическими учреждениями, что приводит к задержке в проведении специальных диагностических, лечебных мероприятий, про-грессированию течения инфекционно-воспали-тельной патологии ЛОР-органов, повышению частоты неудовлетворительных результатов лечения пациентов.

Вопросы оценки качества специализированной оториноларингологической помощи входят в сферу интересов не только оториноларингологов, но и смежных специалистов, в том числе, каза-

лось бы, далеких от медицины, таких как правоведение, экономика, социология, психология, менеджмент [5]. Отсутствие единого подхода к вопросам оценки качества медицинской помощи в оториноларингологии является причиной проблемы согласованного определения ключевых положений и методологии. Клинической медицине, в целом, и оториноларингологии, в частности, необходима собственная и универсальная система экспертной оценки качества медицинской помощи. Прототип такой системы есть - это автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи. Рассмотрению ее особенностей, а также связанных с ней вопросов применимых в клинической оториноларингологии посвящена настоящая лекция.

Актуальность междисциплинарного подхода к вопросам экспертизы качества специализированной оториноларингологической помощи [6] и поиску новых путей и автоматизированных систем экспертной оценки, имеющих универсальный характер [7], несомненна. Ранее нами представлено, что экономические аспекты и правоприменительная практика имеют общественный приоритет в вопросах экспертизы качества специализированной оториноларинголо-гической помощи [4]. При этом важно отметить национальную специфику указанных вопросов, решение которых варьирует в различных странах, что следует учитывать во всех автоматизированных системах оценки, претендующих на универсальность в клинической медицине. Таким образом, использование зарубежных экспертных систем с единым подходом к оценке качества, на наш взгляд, не имеет значимых перспектив в отечественном здравоохранении [8]. В настоящее время в России выбор давно уже сделан в пользу автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи (АТЭ КМП) как единой национальной экспертной системы [9], которая может быть с успехом применима в оториноларингологии.

При автоматизированной оценке клинических случаев лечения больных с заболеваниями ЛОР-органов, в целом, и риносинусогенными гнойно-воспалительными, септическими внутричерепными осложнениями (ВЧО) и ЛОР-ассоциированными психоневрологическими расстройствами, в частности [10-12], для выявления и оценки ошибок и дефектов ведения [4], снижающих прогноз и качество оказания специализированной оториноларингологической помощи, необходимо учитывать не только возможности экспертной технологии, обсуждаемой в данной лекции, но и особенности проблематики рассматриваемых осложнений. К ним относятся:

• относительно редкая встречаемость рино-синусогенных и септических ВЧО в структуре

общей заболеваемости гнойно-воспалительной ЛОР-патологией (в среднем, по разным данным, около 1,45 до 4,36%) [10, 13-16] и вызванные этим трудности с набором статистически значимых результатов;

• междисциплинарный и полиморфный характер данной патологии [11] и связанное с этим большое количество отдельно рассматриваемых клинических категорий;

• значительная роль в развитии интракрани-альных и системных воспалительных осложнений факторов, не относящихся к качеству оказываемой медицинской помощи (пациент-ассоции-рованные, климато-географические, социально-экономические факторы), но прямо или косвенно влияющих на прогноз заболевания [17].

Дефиниция ошибок и дефектов специализированной оториноларингологической помощи. Основные определения в АТЭ КМП, используемые при экспертизе качества медицинской помощи включают определения дефектов и их негативных следствий [18].

Ошибка оказания медицинской помощи (далее - ошибка) - объективно неправильное, предотвратимое действие (бездействие) врача при выполнении лечебно-диагностического процесса, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или повышению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, риска возникновения нового патологического процесса, нерациональному использованию ресурсов здравоохранения и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи. Выделяют ошибки сбора информации о пациенте, постановки клинического диагноза, лечения, обеспечения преемственности ведения пациента на различных этапах оказания специализированной оториноларингологической помощи. Сбор информации включает жалобы пациента, данные анамнеза, результаты физикальных исследований, предшествующих лабораторных и инструментальных исследований, консультации специалистов, описание эффектов предшествующего лечения.

В то же время дефектам (условиям возникновения ошибок врача) на различных уровнях орга- ^ низации специализированной оториноларинго- 8 логической помощи оказывается недостаточное внимание, что приводит к тому, что такого рода дефекты становятся системными, не анализи- О руются должным образом, хотя, с нашей точки Е> зрения, должны анализироваться и разбираться 3' на клинических конференциях в медицинских д учреждениях разливного уровня регулярно. По 3' итогам этих разборов должны приниматься соот- § ветствующие организационные меры в целях про- с^ филактики повторения такого рода дефектов [4]. Д

Выявление дефектов постановки клинического диагноза включает: анализ содержания, формулировки, рубрификации клинического и заключительного диагнозов (входящих в них компонентов в виде диагнозов основного и сопутствующего заболеваний, диагноза осложнений); время установления клинического диагноза.

Выявление дефектов оториноларингологиче-ского лечения включает: анализ выбора методов лечения, в целом, и конкретных методик, в частности; обоснованность их объема и комбинаций; оценку применения лекарственных средств (дозы, пути введения, режима дозирования, условий, вида и времени применения); оценку результатов хирургического лечения (хирургического подхода, технологии и объема оперативного вмешательства, выбора анестезиологического пособия); оценку эффективности реабилитационных мероприятий в раннем и позднем послеоперационном периодах.

Анализ дефектов обеспечения преемственности ведения пациентов с заболеваниями ЛОР-органов включает:

• выбор лечебного учреждения для дальнейшего лечения, реабилитации и (или) диспансерного наблюдения;

• определение времени перевода пациента на следующий этап медицинской помощи (анализ соблюдения маршрутизации);

• оценку сроков и вида транспортировки пациента;

• анализ информационного обеспечения следующего этапа лечения (формирования переводного эпикриза с информацией о проведенных исследованиях, лечении, заключительном диагнозе и дальнейших рекомендациях, включая консультации смежных специалистов - нейрохирургов, психоневрологов, иммунологов и др.).

Мнение о том, что какой-либо дефект явился причиной ненадлежащего качества специализированной оториноларингологической помощи, может быть признано обоснованным только в том случае, если будут описаны и обоснованы последствия дефекта (условий возникновения ошибки врача-специалиста), то есть его негативное влияние на компоненты качества медицинской помощи, в целом. а Негативные следствия дефектов включают группы непосредственных нежелательных по-~ следствий для состояния основных компонентов ^ качества специализированной оториноларинго-^ логической помощи, в том числе: правильность ^ выполнения медицинских технологий (процесс и 'С оценка процесса оказания фармакологического и о хирургического лечения); возникновение дополни-^ тельного риска для пациента (состояние пациента и социальные ресурсы); оптимальность использования ресурсов (ресурсы и планирование потребности в ресурсах). Эти группы представлены:

1) группой негативных следствий дефектов для состояния пациента, рассматриваемой для реального и возможного развития исходного и нового патологических состояний;

2) группой негативных следствий дефектов для социальных ресурсов, наступления неблагоприятных социальных последствий: инвалидности или преждевременной смерти пациента;

3) группой негативных следствий дефектов процесса оказания помощи на разных этапах;

4) группой негативных следствий дефектов оценки процесса оказания медицинской помощи;

5) группой негативных следствий дефектов использования ресурсов здравоохранения - диагностических (лабораторная и инструментальная диагностика) и лечебных (лечебные методы: фар-мако-, физиотерапия, хирургия и т. д.; врачебные ресурсы: лечащий врач, консультанты; общие финансовые ресурсы, затрачиваемые на пребывание больного в лечебном учреждении);

6) группой негативных следствий дефектов планирования потребности в ресурсах здравоохранения.

Возможности применения автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи в оториноларингологии.

На сегодняшний день АТЭ КМП - это наиболее глубоко проработанная экспертная технология, используемая во многих учреждениях здравоохранения России [18]. Это единая информационно-аналитическая технология, включающую комплекс стандартизированных процедур, правил, алгоритмов, методических приемов, используемых вне зависимости от диагноза заболевания, вида и мести оказания медицинской помощи (стационар, поликлиника) [19]. Однако информационные возможности АТЭ КМП в оториноларингологии могут быть полностью реализованы только при условии правильной организации экспертизы в соответствии с разработанными методическими подходами [20, 21].

Подробное изложение технологии АТЭ КМП приведено в работах В. Ф. Чавпецова и соавт. (2007) [22]. Дополнительная информация содержится также в учебных и методических пособиях кафедры организации здравоохранения и управления качеством медицинской помощи СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава РФ [23-29].

Экспертные суждения о наличии дефектов или их негативных последствий специализированной оториноларингологической помощи должны быть регламентированы правилами формальной логики (логическая структура доказательств), которые формулируются на основе утвержденных клинических рекомендаций по лечению конкретных нозологических форм заболеваний ЛОР-органов с использованием формализованного языка, введенного в АТЭ КМП в целях

унификации и исключения неоднозначного толкования врачебных умозаключений и действий. Формализованное описание дефекта (или негативного следствия дефекта) включает обозначение субъекта суждения - элемента врачебного процесса (или группы негативных следствий) и соответствующего дефекту (или его негативному следствию) экспертного мнения - предиката суждения. Унифицированный формализованный язык экспертизы включает постоянную часть - набор универсальных терминов, заранее включенных в АТЭ КМП, а также сменную часть - набор уточняющих терминов, которые формулируются и включаются в язык оториноларингологами-экспертами в ходе экспертизы [9].

Примеры дефектов, негативных следствий дефектов и экспертных заключений по ним приведены в части 1 методического пособия «Основы экспертизы качества медицинской помощи и автоматизированная технология его оценки» [9], а формализованный язык представлен в руководстве пользователя к программе «Автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи» [30].

Ф. Кросби и Л. У. Кеннеди (1994) дали определения надлежащего и ненадлежащего качества медицинской помощи, исходя из которых предложены классификации ненадлежащего качества, основанные на понятийном аппарате дефектов и их негативных последствий [31, 32].

Основные классификации, используемые при экспертизе качества медицинской помощи, включают классификацию дефектов по рангам тяжести (4 ранга в зависимости от направленности негативного влияния) и классификацию по тяжести негативных последствий дефектов (6 классов в зависимости от значимости и тяжести) [33]. Данные классификации являются основой для расчета количественных характеристик качества медицинской помощи, в целом, и специализированной оториноларингологической помощи, в частности, в отдельном клиническом случае оказания медицинской помощи [23]. Для количественного расчета состояния качества специализированной оториноларингологической помощи в совокупности клинических случаев используются показатели рисков для состояния компонентов медицинской помощи и показатели структуры ненадлежащего качества [26, 28].

К количественным показателям рисков для состояния компонентов качества специализированной оториноларингологической помощи относятся: риск возникновения врачебных ошибок; риск ухудшения состояния пациента; риск социально значимого ухудшения состояния пациента; риск нерационального использования ресурсов. Вышеизложенные риски рассчитываются как средние значения ошибок, их негативных по-

следствий для состояния пациента, социальных ресурсов, ресурсов здравоохранения соответственно.

Для количественной характеристики качества используется интегрированный (нормированный) показатель состояния качества медицинской помощи. Этот показатель позволяет ранжировать сравниваемые совокупности по состоянию качества специализированной оторино-ларингологической помощи, а также определять статистическое состояние системы с выявлением общих или дефектов (условий или особых причин) ее ненадлежащего оказания.

Выход интегрированного показателя за контрольные границы определяет, какие именно управленческие решения следует принимать для улучшения качества специализированной отори-ноларингологической помощи. Так, в случае ста-бильногофункционированиямедицинскогоучреж-дения решения должны быть системными, то есть направленными на все структурные звенья оказания специализированной оториноларингологи-ческой помощи.

При выявлении нестабильности планируемые мероприятия в области клинической оториноларингологии должны быть направлены на отдельные элементы системы оказания медицинской помощи. Понимание, что стабильное состояние системы еще не означает надлежащего качества медицинской помощи, побуждает нас использовать не только данные о значениях количественных показателей компонентов медицинской помощи, но и показатели ее структуры.

Показатели структуры качества специализированной оториноларингологической помощи -это соотношение долей клинических случаев надлежащего и разных классов ненадлежащего качества оказываемой помощи в анализируемой совокупности, которое характеризует его состояние. Данные о структуре позволяют, кроме сопоставления его состояния в разных совокупностях, оценивать динамику качества специализированной оториноларингологической помощи в разные периоды [27].

Рассматривая вопросы количественной оценки качества специализированной оториноларин-гологической помощи, необходимо отметить, ^ что методы обобщения, группировки и анализа 8 результатов экспертизы являются неотъемлемой частью и отличительной особенностью АТЭ КМП [34]. В основном это модифицированные с уче- О том медицинской специфики методы статисти- Е> ческого управления качеством процессов. К ним 3' относятся: 1) стратификация по факторным при- д знакам, то есть группировка совокупности экс- 3' пертных протоколов по какому-то признаку, на- § пример по врачам, по диагнозу заболевания, по с^ результату лечения, по медицинским учреждени- Д

ям и т. д., в результате чего появляется возможность сравнения разных групп по количественным показателям качества медицинской помощи (риски и структура) и структуре врачебных ошибок [35]; 2) оценка статистической стабильности процессов в сравниваемых совокупностях с выявлением общих и особых причин ненадлежащего качества специализированной медицинской помощи, которое осуществляется с применением интегрированных (нормированных) показателей качества медицинской помощи [36]; 3) анализ Парето, который позволяет определить группы (выделенные во время стратификации), вносящие наибольший вклад в ненадлежащее состояние качества медицинской помощи [37].

Необходимо отметить, что глубина статистических методов не избавляет от искажений в статистической отчетности. По данным В. Г. Дьяченко (2007), лечебные учреждения ежегодно представляют более 100 000 различных показателей статистической отчетности. Однако в 90% случаев эти показатели не приводят к каким-либо управленческим решениям. На наш взгляд, существует противоречие между обилием учетно-отчетной информации и явной недостаточностью информации, необходимой для эффективного управления клинической практикой [38, 39], в том числе в оториноларингологии.

Модели управления качеством в здравоохранении, применимые в оториноларингологии. Подразумевается, что результаты проведенной экспертизы с использованием АТЭ КМП будут впоследствии использованы для принятия управленческих решений по улучшению качества специализированной оториноларингологической помощи. В настоящее время известны три модели управления качеством в здравоохранении: профессиональная, бюрократическая и индустриальная.

Ранее широко распространенная профессиональная модель всецело возлагала ответственность за оказание медицинской помощи на врача, при этом администрация лечебного учреждения была призвана обеспечить условия его работы [40].

В основе бюрократической модели управления качеством медицинской помощи лежит стандартизация объема и характера медицинских услуг с последующей экспертизой конечного результата [40, 41].

Индустриальная модель управления качеством - это модель будущего, повсеместно внедряемая в медицинскую практику США, Великобритании, Японии и других зарубежных стран. Она исходит из традиций современного менеджмента в рамках реализации технологий непрерывного и тотального управления качеством выпускаемой продукции (TQM) [42], взятых из опыта управления качеством в промышленности [38]. Вопросы управления качеством в медицине - одни из важнейших [43-47], однако их детальное рассмотрение выходит за рамки настоящей лекции.

Заключение

Таким образом, возможность и перспективы применения АТЭ КМП при заболеваниях ЛОР-органов, в целом, и при ЛОР-ассоциированных гнойно-воспалительных и септических внутричерепных осложнениях и психоневрологических расстройствах, в частности, до настоящего времени представляют актуальную междисциплинарную проблему, поскольку эта методология нуждается в более широком внедрении в клиническую оториноларингологию для оценки причин неблагоприятных исходов лечения (летальность, смертность, инвалидизация больных). Важнейшими статистически значимыми факторами (предикторами) неудовлетворительного результата лечения больных оториноларинголо-гического профиля являются диагностические, тактические ошибки и дефекты (условия возникновения ошибок), допущенные при оказании специализированной оториноларингологической помощи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

а ЛИТЕРАТУРА

1. Migirov L., Duvdevani S., Kronenberg J. Otogenic intracranial complications: A review of 28 cases. Acta Oto-

■f Laryngologica. 2005;125(8):819-822. https://doi.org/10.1080/00016480510038590

^ 2. Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: Типография Новости, 2000.

С 3. Чавпецов В. Ф., Карачевцева М. А., Михайлов С. М., Гуринов П. В. Правила и методические приемы анализа

"3 врачебных ошибок и их негативных следствий при проведении экспертизы качества медицинской помощи:

•5 учебно-методическое пособие. СПб.: ГОУВПО «СПбГМА им. И. И. Мечникова» Росздрава, 2007.

■S 4. Oxford L. E., McClay J. Complications of Acute Sinusitis in Children. Otolaryngology-Head and Neck Surgery. 2005;

a 133(1):32-37. https://doi.org/10.1016/j.otohns.2005.03.020

5. Shewhart W. A. Statistical Methods from the Viewpoint of Quality Control. Reprint. New York: NY Dover Publication,

^ 1986.

£ 6. Susan W. Balter. Risk Management and Quality Assurance for the Pathologist, Legal Aspects. Proceedings of the

£ Institute of Medicine. Chicago. 1988;41:24-27.

7. Кумэ Х., Иизуки И., Такахари Т. Статистические методы повышения качества: пер. с англ. М.: Финансы и статистика; 1990. [Kume H, Iizuki I, Takahari T. Statisticheskie metody povysheniya kachestva. Per. s angl. M.: Finansy i statistika; 1990. (In Russ.)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Чавпецов В. Ф., Михайлов С. М., Карачевцева М. А. Автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи: структура, результаты и перспективы применения. Информационные материалы. СПб., 2007.

9. Версан В. Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии: стратегия введения в действие. Стандарты и качество. 2001;12:56-61.

10. Дьяченко В. Г. Качество в современной медицине. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2007.

11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2012 № 905н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология». Ссылка активна на 30.11.2018 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143816

12. Чавпецов В. Ф., Карачевцева М. А., Михайлов С. М., Гуринов П. В. Правила и методические приемы анализа врачебных ошибок и их негативных следствий при проведении экспертизы качества медицинской помощи: учебно-методическое пособие. СПб.: ГОУВПО «СПбГМА им. И. И. Мечникова» Росздрава, 2007.

13. Карачевцева М. А. Научно-теоретическое обоснование методологии экспертизы качества медицинской помощи: дис. ... докт. мед. наук. СПб., 2004. Ссылка активна на 09.12.2018. http://www.dissercat.com/content/ nauchno-teoreticheskoe-obosnovanie-metodologii-ekspertizy-kachestva-meditsinskoi-pomoshchi

14. Карачевцева М. А., Михайлов С. М., Чавпецов В. Ф., Шмерлинг И. Ш., Левый Д. О., Гуринов П. В. Логика и методология экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в отдельном случае оказании помощи: учебное пособие. СПб.: ГОУВПО «СПбГМА им. И. И. Мечникова» Росздрава, 2003.

15. Пальчун Т. В., Гуров А. В. Очаговая инфекция и септические состояния в оториноларингологической практике. Вестник оториноларингологии. 2009;6:63-67.

16. Карачевцева М. А., Михайлов С. М., Парижский А. Б. Порядок организации экспертизы качества медицинской помощи с применением автоматизированной технологии экспертизы и использование ее результатов для ранжирования лечебно-профилактических учреждений в зависимости от состояния качества медицинской помощи: методические рекомендации. СПб., 2000.

17. Чавпецов В. Ф., Михайлов С. М., Карачевцева М. А. Организация экспертизы качества медицинской помощи и использование ее результатов для подготовки и оформления управленческих решений. Ч. 2. СПб., 2006.

18. Щепин О. П. Оценка качества и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений: методические материалы. М.: Медицина, 1996.

19. Crosby P. B. Quality without tears. N. Y.: McGraw-Hill, 1984.

20. Бурков В. Н. Большие системы: моделирование организационных механизмов. М.: Наука, 1989.

21. Кривопалов А. А., Щербук А. Ю., Щербук Ю. А., Янов Ю. К. Внутричерепные гнойно-воспалительные осложнения острых и хронических заболеваний уха, носа и околоносовых пазух. СПб., 2018.

22. Чавпецов В. Ф., Гришин В. В., Семенов В. В., Рабец А. М. Гарантии качества медицинской помощи и их организационно-правое обеспечение системой обязательного медицинского страхования: методическое пособие. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.

23. Абчук В. А., Бункин В. А. Интенсификация: принятие решений. Научно-практическое пособие для руководителей. Л.: Лениздат, 1987.

24. Алмазов В. А., Чавпецов В. Ф. Выбор метода и предварительный отбор специалистов для экспертизы качества медицинской помощи: методические рекомендации МЗ РФ № 95-255. СПб., 1996.

25. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.

26. Вялков А. И., Таранов А. М., Воробьев П. А., Новолодский В. М. Система стандартизации в здравоохранении: прошлое, настоящее, будущее. Вестник ОМС. 2001; 1: 7-12.

27. Вялков А. И., Гройсман В. А. Информационые технологии в управлении лечебно-профилактическими учреждениями в условиях ОМС. Вестник ОМС. 2001;1:4-8.

28. Кривопалов А. А., Янов Ю. К., Астащенко С. В., Щербук А. Ю., Артюшкин С. А., Вахрушев С. Г., Пискунов И. С., Пискунов В. С., Тузиков Н. А. Демографические и клинико-эпидемиологические особенности отогенных внутричерепных осложнений на современном этапе. Российская оториноларингология. 2016;1(80):48-60. https://doi.org/10.18692/1810-4800-2016-1-48-61

29. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4.08.2017 г. № 612н «Об ут- ^ верждении профессионального стандарта «врач-оториноларинголог». Ссылка активна на 30.11.2018. https:// о minjust.consultant.ru/documents/36541 0:

30. Старченко А. А. Необходимость межведомственного консенсуса контрольно-надзорных органов по экспер- ^ тизе качества медицинской помощи в сфере здравоохранения. Менеджер здравоохранения. 2016;2:52-64. ^ http://www.idmz.ru/jurnali/menedger-zdravoohranenija/2016/2 о

31. Старченко А. А. Конфликтология в системе ОМС: прогнозирование моделей. Менеджер здравоохранения. ^ 2011;12:31-37. http://www.idmz.ru/jurnali/menedger-zdravoohranenija/2011/12 3'

32. Тузиков Н. А., Артюшкин С. А., Кривопалов А. А., Янов Ю. К., Щербук Ю. А., Комаров М. В., Хозин Р. Ш., Вахрушев С. Г., Шаталов В. А., Пискунов В. С., Демиденко А. Н. Структура и анализ ошибок в оказании меди- д-цинской помощи пациентам с отогенными и риносинусогенными внутричерепными осложнениями. СПб.: 3 Материалы IV Петербургского форума оториноларингологов России, 2014. 3

33. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 (ред. от 03.08.2018 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ссылка активна на 30.11.2018. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895

34. Чавпецов В. Ф., Карачевцева М. А., Михайлов С. М., Гуринов П. В. Методы исследования качества процесса медицинской помощи и их информационные возможности: учебное пособие. СПб: ГОУВПО «СПбГМА им. И. И. Мечникова» Росздрава, 2003.

35. Чавпецов В. Ф., Карачевцева М. А., Михайлов С. М., Гуринов П. В. Методы статистического анализа результатов экспертизы качества медицинской помощи в совокупности случаев: учебное пособие. СПб: ГОУВПО «СПбГМА им. И. И. Мечникова» Росздрава, 2007.

36. Подиновский В. В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982.

37. Кузьмин В. Б., Орлов А. И. Статистические методы анализа экспертных оценок. М.: Наука, 1977.

38. Егоров В. И., Хышов В. Б., Козаренко А. В., Брескина Т. Н., Зимина Э. В. Современные технологии совершенствования управления качеством медицинской помощи в оториноларингологии. Военно-медицинский журнал. 2008;329(11):12-20.

39. Егоров В. И., Хышов В. Б., Козаренко А. В., Брескина Т. Н. Современные подходы к стандартизации и внедрению новых технологий в оториноларингологии. Российская оториноларингология. 2007;3(28):31-40. http:// www.entru.org/files/preview/2007/03/31/

40. Пискунов Г. З. Программа организации оториноларингологической помощи. Российская ринология. 2014;22 (1):32-40.

41. Янов Ю. К., Кривопалов А. А., Корнеенков А. А., Щербук Ю. А., Артюшкин С. А., Вахрушев С. Г., Пискунов В. С., Тузиков Н. А. Современные эпидемиологические особенности ото- и риносинусогенных внутричерепных осложнений. Вестник оториноларингологии. 2015;6(80):32-37. https://doi.org/10.17116/otorino201580632-37

42. Чавпецов В. Ф., Карачевцева М. А., Михайлов С. М., Гуринов П. В. Порядок организации экспертизы качества медицинской помощи в совокупности случаев: учебное пособие. СПб.: ГОУВПО «СПбГМА им. И. И. Мечникова» Росздрава, 2007.

43. Кеннеди Л. У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере: пер. с англ. СПб.: Просвещение, 1994.

44. Кривопалов А. А., Янов Ю. К., Щербук А. Ю. Периоперационные факторы инвалидизации в лечении пациентов с оториносинусогенными внутричерепными осложнениями. Российская оториноларингология. 2016; 5(84):43-51. https://doi.org/10.18692/1810-4800-2016-5-43-51

45. Чавпецов В. Ф., Михайлов С. М., Карачевцева М. А. Основы экспертизы качества медицинской помощи и автоматизированная технология его оценки: методическое пособие. Ч. 1. СПб., 2007.

46. Чавпецов В. Ф., Михайлов С. М., Карачевцева М. А., Левый Д. О., Гуринов П. В. Программа «Автоматизированная технология экспертизы КМП». Руководство пользователя. СПб., 2007.

47. Шабров А. В., Чавпецов В. Ф. Управление качеством медицинской помощи: сборник научно-практических работ к заседанию Координационного совета по здравоохранению в СЗФО. СПб., 2001.

REFERENCES

1. Migirov L., Duvdevani S., Kronenberg J. Otogenic intracranial complications: A review of 28 cases. Acta Oto-Laryngologica. 2005;125(8):819-822. https://doi.org/10.1080/00016480510038590

2. Lapidus V. A. Vseobshchee kachestvo (TQM) v rossiiskikh kompaniyakh. M.: OAO «Tipografiya Novosti», 2000. (In Russ.)

3. Chavpetsov V. F., Karachevtseva M. A., Mikhailov S. M., Gurinov P. V. Pravila i metodicheskie priemy analiza vrachebnykh oshibok i ikh negativnykh sledstviipriprovedenii ekspertizy kachestva meditsinskoipomoshchi: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb: GOUVPO «SPbGMA im. I. I. Mechnikova Roszdrava». (In Russ.)

4. Oxford L. E., McClay J. Complications of Acute Sinusitis in Children. Otolaryngology-Head and Neck Surgery. 2005; 133(1):32-37. https://doi.org/10.1016/j.otohns.2005.03.020

5. Shewhart W. A. Statistical Methods from the Viewpoint of Quality Control. Reprint. New York: NY Dover Publication, 1986.

6. Susan W. Balter. Risk Management and Quality Assurance for the Pathologist, Legal Aspects. Proceedings of the Institute of Medicine, Chicago. 1988; 41:24-27.

7. Kume Kh., Iizuki I., Takakhari T. Statisticheskie metodypovysheniya kachestva; per. s angl. M.: Finansy i statistika, 1990. (In Russ.)

8. Chavpetsov V. F., Mikhailov S. M., Karachevtseva M. A. Avtomatizirovannaya tekhnologiya ekspertizy kachestva meditsinskoi pomoshchi: struktura, rezul'taty i perspektivy primeneniya. Informatsionnye materialy. SPb., 2007. (In Russ.)

9. Versan V. G. The strengths and weaknesses of the ISO 9000 series of new versions: implementation strategy. Standarty i kachestvo. 2001;12:56-61. (In Russ.)

Q 10. D'yachenko V. G. Kachestvo v sovremennoi meditsine. Khabarovsk: Izd-vo DVGMU, 2007. (In Russ.)

• f^ 11. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiiskoi Federatsii ot 12.12.2012 N 905n «Ob utverzhdeniiporyadka okazaniya meditsinskoi

pomoshchi naseleniyu po profilyu «otorinolaringologiya». Accessed November 30, 2018 (In Russ.)] http://www.consultant.ru/ "¡3 document/cons_doc_LAW_143816

12. Chavpetsov V. F., Karachevtseva M. A., Mikhailov S. M., Gurinov P. V. Pravila i metodicheskie priemy analiza vrachebnykh oshibok i jg ikh negativnykh sledstvii pri provedenii ekspertizy kachestva meditsinskoi pomoshchi: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb: GOUVPO

"3 «SPbGMA im. I. I. Mechnikova Roszdrava», 2007. (In Russ.)

• 5 13. Karachevtseva M. A. Nauchno-teoreticheskoe obosnovanie metodologii ekspertizy kachestva meditsinskoi pomoshchi: Diss. dokt. o med. nauk. SPb., 2004. Accessed December 9, 2018 (In Russ.). http://www.dissercat.com/content/nauchno-teoreticheskoe-® obosnovanie-metodologii-ekspertizy-kachestva-meditsinskoi-pomoshchi

^ 14. Karachevtseva M. A., Mikhailov S. M., Chavpetsov V. F., Shmerling I. Sh., Levyi D. O., Gurinov P. V. Logika i metodologiya ekspertizy J^ kachestva lechebno-diagnosticheskogo protsessa v otdel'nom sluchae okazanii pomoshchi: uchebnoe posobie. SPb: GOUVPO «SPbGMA

im. I. I. Mechnikova Roszdrava», 2003 (In Russ.) 15. Pal'chun T. V., Gurov A. V. Focal infection and septic condition in ENT practice. Vestnik otorinolaringologii. 2009;6:63-67. (In Russ.)

16. Karachevtseva M.A., Mikhailov S.M., Parizhskii A.B. Poryadok organizatsii ekspertizykachestva meditsinskoipomoshchisprimeneniem avtomatizirovannoi tekhnologii ekspertizy i ispol'zovanie ee rezul'tatov dlya ranzhirovaniya lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii v zavisimosti ot sostoyaniya kachestva meditsinskoi pomoshchi: Metodicheskie rekomendatsii. SPb., 2000. (In Russ.)]

17. Chavpetsov V.F., Mikhailov S.M., Karachevtseva M.A. Organizatsiya ekspertizy kachestva meditsinskoi pomoshchi i ispol'zovanie ee rezul'tatov dlya podgotovki i oformleniya upravlencheskikh reshenii. Ch. 2. SPb., 2006. (In Russ.)

18. Shchepin O. P. Otsenka kachestva i effektivnosti deyatel'nosti lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii: metodicheskie materialy. M.: Meditsina, 1996. (In Russ.)

19. Crosby P. B. Quality without tears. N. Y.: McGraw-Hill, 1984.

20. Burkov V. N. Bol'shie sistemy: modelirovanie organizatsionnykh mekhanizmov. M.: Nauka; 1989. (In Russ.)

21. Krivopalov A.A., Shcherbuk A.Yu., Shcherbuk Yu.A., Yanov Yu.K. Vnutricherepnye gnoino-vospalitel'nye oslozhneniya ostrykh i khronicheskikh zabolevanii ukha, nosa i okolonosovykh pazukh. SPb; 2018. (In Russ.)

22. Chavpetsov V.F., Grishin V.V., Semenov V.V., Rabets A.M. Garantii kachestva meditsinskoi pomoshchi i ikh organizatsionno-pravoe obespechenie sistemoi obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya: Metodicheskoe posobie. M.: Federal'nyi fond OMS, 1998. (In Russ.)]

23. Abchuk V. A., Bunkin V. A. Intensifikatsiya:prinyatie reshenii. Nauchno-prakticheskoe posobie dlya rukovoditelei. L.: Lenizdat, 1987. (In Russ.)]

24. Almazov V. A., Chavpetsov V. F. Vybor metoda i predvaritel'nyi otbor spetsialistov dlya ekspertizy kachestva meditsinskoi pomoshchi: Metodicheskie rekomendatsii MZ RF № 95-255. SPb., 1996. (In Russ.)

25. Beshelev S. D., Gurvich F. G. Ekspertnye otsenki. M.: Nauka, 1973. (In Russ.)

26. Vyalkov A. I., Taranov A. M., Vorob'ev P. A., Novolodskii V. M. The standardization system in health care: past, present, future. Vestnik OMS. 2001;1:7-12. (In Russ.)

27. Vyalkov A. I., Groisman V. A. Information technology in the management of medical institutions in the conditions of the MMI. Vestnik OMS. 2001;1:4-8. (In Russ.)

28. Krivopalov A. A., Yanov Yu. K., Astashchenko S. V., Shcherbuk A. Yu., Artyushkin S. A., Vakhrushev S. G., Piskunov I. S., Piskunov V. S., Tuzikov N. A. Demographic, clinical and epimiological features of otogenic intracranial complications at the present stage. Rossiiskaya otorinolaringologiya. 2016;1(80):48-60. (In Russ.). https://doi.org/10.18692/1810-4800-2016-1-48-61

29. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 4.08.2017 № 612n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «vrach-otorinolaringolog». Accessed November 30, 2018 (In Russ.)] https://minjust.consultant.ru/documents/36541

30. Starchenko A. A. A necessity for an interdepartmental consensus of regulatory supervisory authorities specializing in evaluating the quality of medical aid in the field of health care. Menedzher zdravookhraneniya. 2016;2:52-64. (In Russ.). http://www.idmz.ru/ jurnali/menedger-zdravoohranenija/2016/2

31. Starchenko A. A. Conflicts in the system of MMI (Mandatory Medical Insurance): forecasting of model. Menedzher zdravookhraneniya. 2011;12:31-37. (In Russ.). http://www.idmz.ru/jurnali/menedger-zdravoohranenija/2011/12

32. Tuzikov N. A., Artyushkin S. A., Krivopalov A. A., Yanov Yu. K., Shcherbuk Yu. A., Komarov M. V., Khozin R. Sh., Vakhrushev S. G., Shatalov V. A., Piskunov V. S., Demidenko A. N. Struktura i analiz oshibok v okazanii meditsinskoi pomoshchi patsientam s otogennymi i rinosinusogennymi vnutricherepnymi oslozhneniyami. SPb: Materialy IV Peterburgskogo foruma otorinolaringologov Rossii, 2014. (In Russ.)

33. Federal'nyi zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (red. ot 03.08.2018) «Ob osnovakh okhrany zdoroVya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii». Accessed November 30, 2018 (In Russ.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895

34. Chavpetsov V. F., Karachevtseva M. A., Mikhailov S. M., Gurinov P. V. Metody issledovaniya kachestva protsessa meditsinskoi pomoshchi i ikh informatsionnye vozmozhnost: uchebnoe posobie. SPb: GOUVPO «SPbGMA im. I. I. Mechnikova Roszdrava», 2003. (In Russ.)

35. Chavpetsov V. F., Karachevtseva M. A., Mikhailov S. M., Gurinov P. V. Metody statisticheskogo analiza rezul'tatov ekspertizy kachestva meditsinskoi pomoshchi v sovokupnosti sluchaev: uchebnoe posobie. SPb: GOUVPO «SPbGMA im. I. I. Mechnikova Roszdrava», 2007. (In Russ.)

36. Podinovskii V. V., Nogin V. D. Pareto-optimal'nye resheniya mnogokriterial'nykh zadach. M.: Nauka, 1982. (In Russ.)

37. Kuz'min V. B., Orlov A. I. Statisticheskie metody analiza ekspertnykh otsenok. M.: Nauka, 1977. (In Russ.)

38. Egorov V. I., Khyshov V. B., Kozarenko A. V., Breskina T. N., Zimina E. V. Now-day^ technologies of improvement of administration of quality of medical care in otorhinolaryngology. Voenno-meditsinskii zhurnal. 2008;329(11):12-20. (In Russ.)]

39. Egorov V. I., Khyshov V. B., Kozarenko A. V., Breskina T. N. Modern approaches to standardization to the introduction of new technologies in otorhinolaryngology. Rossiiskaya otorinolaringologiya. 2007;3(28):31-40. (In Russ.) http://www.entru.org/files/ preview/2007/03/31/

40. Piskunov G. Z. The organization program of the otorhinolaryngological care. Rossiiskaya rinologiya. 2014;22(1):32-40. (In Russ.)

41. Yanov Yu. K., Krivopalov A. A., Korneenkov A. A., Shcherbuk Yu. A., Artyushkin S. A., Vakhrushev S. G., Piskunov V. S., Tuzikov N. A. The modern epidemiological characteristics of oto- and rhinosinusogenic intracranial complications. Vestnik оtorinolaringologii. 2015; 6(80):32-37. (In Russ.). https://doi.org/10.17116/otorino201580632-37

42. Chavpetsov V. F., Karachevtseva M. A., Mikhailov S. M., Gurinov P. V. Poryadok organizatsii ekspertizy kachestva meditsinskoi pomoshchi v sovokupnosti sluchaev: uchebnoe posobie. SPb: GOUVPO «SPbGMA im. I. I. Mechnikova Roszdrava», 2007. (In Russ.)

43. Kennedi L. U. Kachestvennyi menedzhment v bespribyl'noi sfere. Per. s angl. SPb: Prosveshchenie, 1994. (In Russ.)

44. Krivopalov A. A., Yanov Yu. K., ShcherbukA.Yu. Perioperative disablement factors in the treatment of patients with otorhinosinusogenic intracranial complication. Rossiiskaya otorinolaringologiya. 2016; 5(84): 43-51. (In Russ.). https://doi.org/10.18692/1810-4800- g 2016-5-43-51 g

45. Chavpetsov V. F., Mikhailov S. M., Karachevtseva M. A. Osnovy ekspertizy kachestva meditsinskoi pomoshchi i avtomatizirovannaya ^ tekhnologiya ego otsenki: metodicheskoe posobie. Ch. 1. SPb., 2007. (In Russ.) ^

46. Chavpetsov V. F., Mikhailov S. M., Karachevtseva M. A., Levyi D. O., Gurinov P. V. Programma «Avtomatizirovannaya tekhnologiya ° ekspertizy KMP». Rukovodstvo pol'zovatelya. SPb., 2007. (In Russ.) E>

47. Shabrov A. V., Chavpetsov V. F. Upravlenie kachestvom meditsinskoi pomoshchi:sbornik nauchno-prakticheskikh rabot k zasedaniyu n

Koordinatsionnogo Soveta po zdravookhraneniyu v SZFO. SPb., 2001. (In Russ.)

3 f

If

a

Информация об авторах

Янов Юрий Константинович - академик РАН, профессор, доктор медицинских наук, директор, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Минздрава России (190013, Россия, Санкт-Петербург, Бронницкая ул., д. 9); тел. +7 (812) 316-22-56, e-mail: spbniilor@gmail.com

Н Кривопалов Александр Александрович - доктор медицинских наук, ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, старший научный сотрудник (190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9); тел.: +7 911 748-31-48, e-mail: кптора^@^^ги

Тузиков Николай Александрович - врач-оториноларинголог, Клиническая инфекционная больница им. С. П. Боткина (191167, Россия, Санкт-Петербург, Миргородская ул., д. 3); тел. +7 921 560-23-52, e-mail: n.tuzikov@gmail.com

Шнайдер Наталья Алексеевна - доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева Минздрава России (192019, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3); тел. +7(812)670-02-02, e-mail: spbinstb@bekhterev.ru

Насырова Регина Фаритовна - доктор медицинских наук, руководитель отделения персонализированной психиатрии и неврологии, ведущий научный сотрудник, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева Минздрава России (192019, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3); тел. +7 981 109-71-34, e-mail: spbinstb@bekhterev.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Щербук Александр Юрьевич - доктор медицинских наук, профессор, Институт мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН; заместитель директора по научной и клинической работе, профессор кафедры нейрохирургии и неврологии, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, В. О., 21-я линия, д. 8а); тел. +7 (812) 326-0326, e-mail: neuron10@mail.ru

Щербук Юрий Александрович - академик РАН, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой нейрохирургии и неврологии, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, В. О., 21-я линия, д. 8а); тел. +7 (812) 326-03-26, e-mail: 9361661@gmail.com,

Шарданов Зураб Нажмудинович - аспирант кафедры оториноларингологии, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова Минздрава России (191015, Россия, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 4); тел. +7 903 494-85-29, e-mail: shardan83@mail.ru

Артюшкин Сергей Анатольевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой оториноларингологии, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова Минздрава России (191015, Россия, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 4); тел. +7 921 964-34-89, e-mail: Sergei.Artyushkin@szgmu.ru

Information about the authors

Yurii K. Yanov - Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, MD, director, Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech Ministry of Healthcare of Russia (Russia, 190013, Saint Petersburg, 9, Bronnitskaia str.); tel.: +7(812)316-22-56, e-mail: spbniilor@gmail.com

Н Aleksandr A. Krivopalov - MD, senior research associate, Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech Ministry of Healthcare of Russia (190013, Saint Petersburg, 9, Bronnitskaia str.); tel.: +7(911)748-31-48, e-mail: krivopalоv@list.ru

Nikolai A. Tuzikov - otorhinolaryngologist, Botkin Clinical Hospital of Infectious Diseases (Russia, 191167, Saint Petersburg, 3, Mirgorodskaia str.); tel.: +7 (921) 560-23-52, e-mail: n.tuzikov@gmail.com

Natal'ya A. Shnaider - MD, Professor, leading research associate, V. M. Bekhterev Saint Petersburg National Psychoneurological Research Center (Russia, 192019, Saint Petersburg, 3, Bekhtereva str.); tel.: +7(812)670-02-02, e-mail: spbinstb@bekhterev.ru

Regina F. Nasyrova - MD, Head of the Department of Personalized Psychiatry and Neurology, leading research associate, V. M. Bekhterev Saint Petersburg National Psychoneurological Research Center (Russia, 192019, Saint Petersburg, 3, Bekhtereva str.); tel.: +7 (981) 109-71-34, e-mail: spbinstb@bekhterev.ru

Aleksandr Yu. Shcherbuk - MD, Professor, N. P. Bekhtereva Human Brain Institute of the Russian Academy of Sciences; deputy director for scientific and clinical work, Professor of the Chair of Neurosurgery and Neurology, Saint Petersburg State University (Russia, 199034, Saint Petersburg, Vasilievsky Island, 8a, 21st Line str.); tel.: +7(812)326-03-26, e-mail: neuron10@mail.ru

Yurii A. Shcherbuk - Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, MD, Head of the Chair of Neurosurgery and Neurology, Saint Petersburg State University (Russia, 199034, Saint Petersburg, Vasilievsky Island, 8a, 21st Line str.); tel.: +7(812)326-03-26, e-mail: 9361661@gmail.com

Zurab N. Shardanov - post-graduate student of the Chair of Otorhinolaryngology, Mechnikov Northwest State Medical University Ministry of Healthcare of the Russia (Russia, 191015, Saint Petersburg, 41, Kirochnaia str.); tel.: +7(903)494-85-29, e-mail: shardan83@ mail.ru

Sergei A. Artyushkin - MD, Professor, Head of the Chair of Otorhinolaryngology, Mechnikov Northwest State Medical University Ministry of Healthcare of the Russia (Russia, 191015, Saint Petersburg, 41, Kirochnaia str.); tel.: +7(921) 964-34-89, e-mail: Sergei. Artyushkin@szgmu.ru

f I

s-

•5 'С о

0

1

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.